Дошкольные образовательные программы по экологическому развитию ребенка
Эффективность и качество экологического образования детей в Образовательной Организации определяет образовательная программа, которая формирует образовательный процесс и отражает мировоззренческую, научную и методологическую концепцию дошкольного образования, фиксирует его содержание по всем основным (комплексная программа) или одному (парциальная программа) направлению развития ребенка.
Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который закрепил право дошкольных учреждений использовать вариативные образовательные программам. Каждому образовательной организации предоставлено право самостоятельно разрабатывать, или из комплекса вариативных выбирать те программы, которые наиболее полно учитывают конкретные условия работы детского образовательного учреждения. Вариативность программ, в условиях новой образовательной политики выступает важнейшим условием соблюдения закона «Об образовании». Таким образом можно обеспечить уровень и направленность работы дошкольного учреждения, учесть образовательные запросы семьи, развитие индивидуальности ребенка, а также способствовать развитию инициативы и творчества педагогов.
Одна из задач программ дошкольного образования — развивать у детей на основе разного содержания эмоциональную отзывчивость, способность к сопереживанию, готовность проявлять гуманность в деятельности, в поведении. Ребенок должен быть, развит интеллектуально, освоить позиции субъекта в детских видах деятельности. Другая важная задача — обеспечение развитияпознавательной сферы: наглядно-образного мышления, воображения; любознательности, познавательной активности. Итогом познавательного развития ребенка должна стать способность самостоятельно решать доступные возрасту задачи, осознанно использовать усвоенные приемы, проявлять интерес к экспериментированию.
В дошкольном образовательном пространстве регионов действуют комплексные и парциальные программы. Комплексные предлагают взаимосвязанное содержание по всем основным направлениям работы в условиях детского сада на основе единой педагогической концепции. Парциальные определяют содержание одного или нескольких направлений работы учреждения на основе определенной педагогической концепции. Целостность процесса обеспечивается применением одной комплексной программы или набора парциальных с единой концептуальной основой.
Дошкольные образовательные программы, реализующие экологическое направление развития ребенка ознакомления с миром живой и неживой природы. Парциальная программа «Юный эколог» (автор А. С. Николаева) состоит из двух подпрограмм: «Экологическое воспитание дошкольников» и «Повышение квалификации работников ДОУ». Первая предназначена для организации непосредственно образовательной деятельности по развитию экологической культуры дошкольников 2-7 лет. Другая предназначена для взрослых, которые занимаются экологическим воспитанием детей. «Экологическое воспитание дошкольников» имеет 7 разделов. Первый раздел представляет интерес тем, что в нем рассматриваются — элементарные сведения о мироздании, неживой природе Земли и ее значении в жизни живых существ. Второй и третий разделы направлены на ознакомление с жизнью растений и животных в своей среде обитания и в сообществе. Четвертый раздел определяет роль среды обитания в процессе индивидуального развития отдельных видов растений и высших животных. В пятом разделе программы раскрываются взаимосвязи внутри сообществ, жизнь которых дети могут наблюдать. Шестой раздел указывает разные формы взаимоотношения человека с природой. В последнем разделе даны общие рекомендации к распределению материала по возрастам.
Программа «Наш дом — природа» (автор Н. А. Рыжова) ставит целью воспитывать с первых лет жизни гуманную, социально-активную, творческую личность, способную понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним. Авторская программа, обеспечивает преемственность в экологическом образовании дошкольников с начальной школой по предметам «Окружающий мир», «Природоведение» и предназначена для работы с дошкольниками в старшей и подготовительной группы. Программа интересна тем, что в основу закладывается формирование целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственного отношения к окружающей среде, своему здоровью. Человек рассматривается как неотъемлемая часть природы. Программа состоит из ряда блоков, каждый из которых включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дошкольники знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дополняют информацию о компонентах неживой природы, таких как «Песок», «Вода» и др. Далее они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» — обобщает и анализирует данные ранее представления о живой и неживой природе, об особенностях живых организмов, их разнообразие и распространение, о среде обитания и связи внешнего вида живых организмов с особенностями среды обитания, их приспособленность к этой среде.
Комплексная Программа «Из детства – в отрочество», (авторы Т. Н. Доронова, Л. Г. Голубева, Т. И. Гризик) нацелена на то, чтобы в семье и воспитательно-образовательном учреждении создать благоприятные условия для формирования здоровья и развития путем профилактики и воспитания в контексте национальной самобытности, языка и традиций; образования, направленного на развитие личности ребенка, его способностей. Программа ориентирована на детей от 2 до 7 лет. Авторы программы выделяют, что в развитии познавательной сферы первостепенное значение имеет эмоционально-чувственное постижение мира, которое обеспечивает человеку интеллектуальное и эмоциональное существование в мире. В программе выделен раздел «Познавательное развитие».Цель: развивать самостоятельную поисковую деятельности на основе обогащения сознания и сформированного эмоционально-чувственного опыта основанного на познавательных интересах, потребностей и способностей детей.Задачи: расширять кругозор детей посредством приобщения к накопленному человечеством опыту познания окружающего мира; в соответствии с возрастными нормами развивать познавательные процессы (восприятия, память, внимание, воображение, мышление) и мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация и др.); создавать условия для выявлению самостоятельной познавательной активности детей и подержанию избирательных интересов; формировать целостное отношение к миру.
Разработанная И. Э. Куликовской программа «Детское экспериментирование» своей целью ставит создание условий для формирования основ целостного мировидения ребенка старшего дошкольного возраста средствами физического эксперимента. Использование этой программыпозволяет решать следующие задачи:
— формировать у детей представления о возникновении и совершенствовании приборов в истории человечества.
— расширять представления детей о физических свойствах окружающего мира:
— знакомить с различными свойствами веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т. п.);
— знакомить с основными видами и характеристиками движения (скорость, направление);
— развивать представления об основных физических явлениях (магнитное и земное притяжение, электричество, отражение и преломление света и др.);
— формировать у детей элементарные географические представления;
— развивать эмоционально-ценностное отношение к окружающему
— формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении физических экспериментов.
Данная программа предполагает знакомство детей с физическими явлениями (свойства твердых тел, жидкостей и газов, электрические и магнитные явления, свойства света и звука и т. д.); со способами проведения эксперимента, раскрывающими скрытые свойства предметов и явлений окружающего мира, с правилами техники безопасности.
Интерес представляет образовательная программа «Мой край – моя святыня». Авторы Л. А. Бобылева, А. В. Султанова.Цель: Заложить основы экологического сознания и восприятия ребенком себя как части природы, осмысление своей значимости в решении экологических проблем; реализации национально-регионального компонента в экологическом воспитании дошкольников. Задачи программы: изучение специфики и самоценности природы Северной Осетии; формирование эмоционально-чувственной сферы ребенка через эмпатию (сопереживание, сочувствие, рефлексию (понимание другого путем размышления за него) и идентификацию (самоотождествление); создание условий для свободного смыслопорождения; активизировать интеллектуально-познавательную деятельность ребенка через тренировку мыслительных операций и формирование системного мышления, творческого воображения; воспитывать активную жизненную позицию личности в познании окружающего, гуманные и эстетические чувства. Особенностью программы является то, что программа предназначена для детей 5-7 лет. В основе программы лежит краеведческий принцип. Этот принцип несет в себе первичную информацию о природе и те стереотипы этноса, которые вырабатывались народом в процессе адаптации к природе. Развивающее обучение реализуется через развитиепоисковых функций интеллекта и активизацию детского мышления с применением следующих технологий: развитие творческого воображения, теория решения изобретательных задач, восприятие и преобразование окружающего мира через моделирование, основанное на символической аналогии, речевые логические задачи, как средство выражения связей и зависимостей предметов и явлений природы.
1. Бобылева Л. А., Султанова А. В. Мой край –моя святыня: Программа по экологическому образованию дошкольников и методические рекомендации к проведению занятий. Владикавказ. : СОГУ, 2000. – 53 с. детском саду. М. :Мозаика-Синтез, 2010. -112с.
2. Доронова Т. Н. и др. : Программа для родителей и воспитателей по формированию здоровья и развитию детей 4-7 лет. М. : Просвещение, 2007. — 143 с.
3. Куликовская И. Э, Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. М. : Педагогическое общество России, 2003.- 79с.
4. Николаева С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания дошкольников и условия ее реализации в детском саду М. : Мозаика-Синтез, 2004. – 128 с.
5. Рыжова Н. А. Наш дом – природа. М. : Карапуз, 2005. – 192 с.
«Воспитание экологической культуры-важное направление всестороннего развития личности ребенка» (из опыта работы) Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения.
Анкета для родителей «Экологическое воспитание ребенка-дошкольника» 1. Понимаете ли Вы значимость экологического воспитания? 2. Есть ли у Вас дома домашние животные? 3. Приучаете ли Вы ребенка ухаживать за животным?.
Отчет по экспериментальной работе в рамках программы духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся Министерство образования и науки Республики Тыва МБДОУ комбинированного вида «Детский сад № 19 г. Кызыла РТ» ОТЧЕТ об апробации Комплексной.
Перспективное планирование развивающей программы эмоционального развития детей Развитие ребенка взаимосвязано с его особенностями мира переживаний и чувств. Эмоции влияют на развитие познавательных процессов и поведение.
Технология разработки программы развития ДОО — титульный лист; — паспорт программы; — информация о ДОУ; — проблемно ориентированный анализ состояния образовательного процесса; — концепция.
Консультация для педагогов «Экологическое воспитание ребенка дошкольного возраста» Экологическое воспитание ребенка. «Маленький человек должен любить всё живое, ведь только доброта открывает ребёнку и детскому коллективу.
Эссе воспитателя по реализации программы развития «Ели вы удачно выберите труд и вложите в него всю свою душу, то счастье само отыщет вас» К. Д. Ушинский. Жизнь человека, как лёгкий.
Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы) Значение развития мелкой моторики руки для полноценного развития ребенка-дошкольника (из опыта работы)Педагогами, психологами и другими.
Источник
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию дошкольников «Путешествие в мир природы» (для детей 4 – 5 лет)
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Просмотр содержимого документа
«Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию дошкольников «Путешествие в мир природы» (для детей 4 – 5 лет)»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8» г. Новозыбкова
Программа дополнительного образования по экологическому воспитанию дошкольников
«Путешествие в мир природы»
(для детей 4 – 5 лет)
Срок реализации программы: 1 год.
Составитель: воспитатель Рудченко Ю.В.
Актуальность проблемы экологического воспитания дошкольников
Новизна данной программы
Краткая характеристика группы
Сущность, цели и задачи, развития экологической культуры ребёнка
Формы, методы ознакомления детей с природой
Перспективный план работы кружка на год
Требования к уровню подготовки детей
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на мой взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Мне близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе, вечный источник детского разума»
В. Сухомлинский.
В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен.
Актуальность данной программы заключается в том, что экологическое воспитание и образование детей — чрезвычайно важная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас.
Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностей ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, к “ рукотворному миру”, к себе и к окружающим людям. Основным содержанием экологического воспитания является формирования у ребенка осознано–правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве.
Природа – неиссякаемый источник духовного обогащения детей. Они постоянно в той или иной форме соприкасаются с природой. Их привлекают зеленые луга и леса, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, падающие хлопья снега, ручейки и лужицы. Бесконечно разнообразный и красочный мир природы пробуждает у детей естественный интерес, любознательность, затрагивает их чувства, возбуждает фантазию и влияет на формирование их ценностных ориентиров. Ребенок, полюбивший природу, не будет бездумно рвать цветы, разорять гнезда, обижать животных.
Полученные в детстве впечатления от родной природы, очень яркие, запоминающиеся на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе.
Новизна данной программы заключается в том, что она охватывает разные аспекты экологического образования дошкольников. Программой предусмотрено не только экологическое просвещение детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе.
Например, для птиц, зимующих в наших краях, мы с детьми и родителями будем делать кормушки, организуем «птичью столовую» до полного схода снежного покрова; развесим скворечники на территории детского сада.
Данная программа включает развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов. Например, выращивание рассады для цветников детского
сада. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы, дошкольники получают экологические знания, у них развивается наблюдательность, чувство сопереживания, способность видеть красивое в природе, умение оказывать природе посильную помощь. Воспитываются такие личностные качества, как доброта, ответственность, трудолюбие, самостоятельность, умение работать в коллективе.
Всё выше перечисленное убеждает в педагогической целесообразности данной программы.
Материально-технические условия.
Материально-техническая база МБДОУ №8 соответствует санитарным нормам, педагогическим требованиям, современному уровню образования. В группе организована мини-лаборатория для организации экспериментальной деятельности детей, оформлена библиотека познавательной и художественной литературы экологического содержания. Имеется разнообразное оборудование, пособия, игры, и др. Место, организация, оснащение отвечают требованиям СанПиН. Закрепление знаний осуществляется в совместной деятельности. Все материалы периодически обновляются и доступны детям в любое время.
Создание условий для реализации программы:
Психологические и социально-педагогические условия организации работы
учитывать социальный опыт ребенка
учитывать его возможности, способности, интересы
строить педагогический процесс как диалоговый
Развивающая предметная среда используется в познавательных и оздоровительных целях, для развития у детей навыков труда и общения с природой.
Расписание кружка: 1 раз в неделю – во вторую половину дня.
Краткая характеристика группы
В познавательном развитии 4-5 летних детей характерна высокая мыслительная активность. Четырёх — летние «почемучки» интересуются причинно-следственными связями в разных сферах жизни (изменения в живой и неживой природе, происхождение человека), профессиональной деятельностью взрослых и др., то есть начинает формироваться представление о различных сторонах окружающего мира. К 5-ти годам более развитым становится восприятие. Возрастает объем памяти. Дети запоминают до 7-8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: дети способны принять задачу на запоминание, помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Начинает развиваться образное мышление. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15-20 минут.
Так как формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой
Основная цель работы кружка — формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу в процессе бесед, наблюдений, опытов, а также средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.
Работа кружка «Путешествие в мир природы» призвана решать следующие задачи:
Расширить и обогатить знания детей о родной природе.
Воспитание желания бережно относиться к своему здоровью.
Показать важность природных ресурсов (воды и воздуха) в жизни человека.
Воспитывать бережное, экономичное отношение к природным ресурсам.
Подвести детей к осознанному пониманию ценности природы.
Расширить представления о предметах и явлениях природы, растительном и животном мире, правилах поведения в природе, о существующих в ней взаимосвязях.
Формировать у дошкольников познавательные интересы, бережное отношение к природным явлениям и объектам, которые нас окружают, наблюдательность.
Познакомить с видами нетрадиционного изображения.
Развивать фантазию, творческое воображение.
Для работы по формированию нравственно-экологического воспитания дошкольников был разработан перспективный план работы с детьми.
Экологический кружок «Путешествие в мир природы» объединяет два вида деятельности: познавательную и продуктивную. Первая часть занятия – беседы, наблюдения, эксперименты, вторая – продуктивная деятельность.
Методы, используемые для реализации работы кружка:
Наглядные методы:
показа сказок (педагогом, детьми);
рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
проведение дидактических игр;
Словесные методы:
чтение литературных произведений;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр — драматизаций и др.);
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы
организация продуктивной деятельности детей;
оформление гербария растений, плодов;
изготовление с детьми наглядных пособий.
При построении системы работы нашего кружка я обратила особое внимание на следующие основные направления:
Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
Практическое направление — изучение растительного и животного мира, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности (наблюдений, опытов)
Ожидаемый результат взаимодействия с детьми:
Должен знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способе безопасного взаимодействия с растениями и животными)
Проявление интереса, доброты к природным явлениям и объектам;
Помощь друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В качестве подведения итогов проводятся открытые занятия, игровые конкурсы, викторины, выставки, экологические вечера.
Источник
Дети экологические программы ознакомление природа
Автор: Заблоцкая Нина Геннадьевна
Организация: МБДОУ ДС №38 «Колобок»
Населенный пункт: Краснодарский край, г. Туапсе
Пояснительная записка
Основой для разработки рабочей программы «Приобщение к миру природы» стали:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17 .10.2013 г.
- СанПиН 2.4.1.2660 – 13
Программа разработана для детей 3 -7лет
Содержание программы направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, ознакомление с природой вообще и природой родного края; обучение приёмам работы в исследовательской деятельности; развитие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребёнка.
Для реализации рабочей программы используются учебно — методический комплект, включающий в себя:
- Программа воспитания и обучения детей в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы. М.: Мозаика – Синтез, 2010г;
- О.А.Солменникова «Занятия по формированию экологических представлений»;
- С.Н.Николаева «Ознакомление дошкольников с неживой природой»»
- О.А.Скоролупова «Занятия с детьми дошкольного возраста по темам: «Зима», «Весна», «Осень»;
- Конспекты занятий по ознакомлению с природой родного края;
- Конспекты занятий с использованием исследовательской деятельности.
Количество занятий в каждой группе – 9, один раз в неделю. Во второй младшей группе продолжительность занятия – 15 минут, в средней 20 минут, в старшей группе – 25 минут, в подготовительной группе – 30 минут.
Цель рабочей программы
помощь ребенку в осознании себя как активного субъекта природы ,формировать представление о взаимосвязи живой и неживой природы.
- развивать познавательный интерес к природе, желание активно изучать природный мир;
- обогащать представление детей о природе края, его природных зонах, многообразии природного мира, причинах природных явлений, особенностях животных и растений, о взаимодействии человека и природы;
- воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, эстетические чувства, связанные с красотой природного мира.
Предлагаемая программа представляет собой цикл занятий по развитию экологических знаний у детей 3-7 лет и позволяет расширить, обобщить и углубить знания детей о взаимосвязи живой и неживой природы, об особенностях природы родного края.
Количество занятий по учебной программе составляет 1 занятие в месяц
Вторая младшая группа –продолжительность занятия 15 минут, средняя группа-20 минут, старшая группа – 25 минут, подготовительная группа – 30 минут согласно с нормами Сан Пин. Также программа включает в себя перспективный план наблюдений, экологических игр, труда в природе и исследовательской деятельности расписанный по временам года и диагностическое обследование детей по выявлению уровня ЗУН (знаний, умений, навыков) на начало и конец учебного года.
ПРИНЦИПЫ
- Принцип систематичности и последовательности.
Предполагает усвоение материала в определённом порядке, системе: доступность и привлекательность необходимой информации. « Всё должно вестись в неразрывной последовательности так, чтобы всё сегодняшнее закрепляло вчерашнее и пролагало дорогу для завтрашнего» (Я.А.Коменский). Весь материал составляет систему в перспективном планировании и конспектах.
- Принцип сочетания научности и доступности.
Сущность состоит в том, чтобы ребёнок усваивал реальные знания, правильно отражающие действительность. Тогда в дальнейшем они составят основу соответствующих научных понятий.
Через принцип научности раскрывается перед детьми картина развития мира, изменение изучаемых объектов. Обращается внимание на наиболее важные стороны процесса их развития, зависимость от внешних условий, места, времени.
- Принцип интеграции – определяет глубину взаимосвязи и взаимопроникновения разных видов образовательных областей и деятельности детей.
Образовательная область «Познавательное развитие» в частности «Приобщение к миру природы» интегрируется со следующими :образовательными областями: физическое развитие, художественно-эстетическое развитие , социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.
1. «Физическое развитие».
Расширение кругозора детей в части представлений о здоровом образе жизни. Использование двигательной активности в экологических праздниках, викторинах, играх, экскурсиях и походах. Проведение физкультурных минуток, динамических пауз, игр – имитаций на занятиях.
2. «Речевое развитие».
Обогащение активного словаря; развитие речевого творчества; знакомство с книжной, природоведческой литературой, детской литературой, фольклором.
3. «Социально-коммуникативное развитие».
Формирование целостной картины мира и расширение кругозора в части представлений о природе, её объектах, значении для человека, животных и растений, основ безопасного поведения в природе, а так же к формированию позитивных установок к различным видам труда и творчества.
4.«Художественно-эстетическое развитие».
Ценностно-смысловое восприятие и понимание мира природы. Становление эстетического отношения к нему. Использование творческой деятельности для демонстрации красоты родного края, природы в целом и её объектов. Расширение кругозора в части музыкального искусства на экологических праздниках, развлечениях и открытых занятиях
- Принцип природосообразности – учитывает возрастные и индивидуальные особенности, задатки, возможности обучающихся при включении их в разные виды деятельности.
Педагогический процесс организуется как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье воспитанников, способствующий созданию здорового образа жизни. Строится соответственно возрастным и индивидуальным особенностям воспитанников.
- Принцип наглядности.
Просматривается при проведении наблюдений в природе, за трудом взрослых… Принцип наглядности реализуется с помощью пособий и развивающей среды. Он соответствует основным формам мышления дошкольника: наглядно-действенное; наглядно-образное.
Реальные предметы и наглядные образы способствуют правильной организации мыслительной деятельности ребёнка, обеспечивают понимание и прочное запоминание.
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ
- Метод интерактивной игры.
Понятие «интерактивный» означает возможность взаимодействовать, вести беседу, диалог с кем-либо. Под интерактивной игрой мы понимаем не просто взаимодействие дошкольников друг с другом и педагогом, а совместно организованную деятельность познавательной направленности. В такой игре дети узнают новое, учатся понимать себя и других, приобретают собственный опыт.
- Наглядный метод.
С помощью этого метода организована на занятиях познавательная и практическая деятельность. Это даёт возможность ребёнку всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать причины, делать выводы.
- Словесные методы.
Словесные методы и приёмы позволяют в кратчайший срок передать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указать пути её решения. Они сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами, делая последние более результативными.
- Практические методы.
Практические методы придают практический характер познавательным занятиям. Они направлены на реальное преобразование вещей, в ходе которых ребёнок познаёт свойства, качества, признаки, связи, недоступные непосредственному восприятию.
Например, с помощью несложных опытов дети осознают свойства дерева, глины, бумаги, воды…
- Упражнения, опыты, экспериментирование, проектная деятельность.
В системе познавательного развития детей входят опыты и экспериментирование. В ходе опытов и экспериментов ребёнок воздействует на объект с целью познания его свойств, связей и т.п.
Задачи области «Приобщение к миру природы» во второй младшей группе
- Знакомство с комнатными растениями.
- знакомство с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями, животными, живущими на Кубани, а так же насекомыми.
- развитие интереса к миру природы;
- развитие умений правильно взаимодействовать с природой;
- формирование представлений о причинно-следственных связях внутри
- природного комплекса;
- развитие эмоционально-доброжелательного отношения к живым объектам природы в процессе общения с ними
- развитие осознанного отношения к себе, как к активному субъекту окружающего мира
- формирование привычки рационально использовать природные ресурсы.
- Расширение представлений детей о растениях, животных, птицах;
- Развитие умения отличать и называть по внешнему виду: овощи, фрукты, ягоды;
Планируемые результаты
- Имеет представления о домашних и некоторых диких животных. Знает, какую пользу домашние животные приносят человеку;
- Различает и называет некоторые растения ближайшего окружения;
- Знает и называет характерные признаки отдельных овощей и фруктов;
- Имеет элементарные представления о свойствах воды, песка и глины;
- Знает и соблюдает элементарные правила поведения в природе.
- Знает названия некоторых растений данной местности, животных и насекомых.
Организация обучения:
Занятия длятся 15 мин.
Ознакомление с природой.
Всего 9 занятий в году
Учебно-тематическое планирование
2 младшая
всего занятий -9
в месяц 1 занятие
Месяц
занятия
Формы организации педагогического процесса, тематика
Задачи
Литература
«Овощи с огорода»
Учить детей различать по внешнему виду и вкусу и называть овощи. Расширять представления о выращивании овощных культур. Вызвать желание участвовать в инсценировке русской народной сказки «Репка»
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»
«Домик за забором»
Познакомить детей со свойствами песка : сухой – сыплется, мокрый – лепится; из мокрого песка можно делать постройки. Учить лепить из песка забор.
«Животные лесных зон Кубани»
Расширять представления о диких животных (3-4 вида, характерных для данной местности). Воспитывать любовь к природе родного края.
«В январе, в январе, много снега во дворе…»
Уточнять знания детей о зимних явлениях природы. Формировать эстетическое отношение к окружающей природе. Обогащать и активизировать словарный запас.
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»
«Подкормим птиц зимой»
Закреплять знания детей о зимних явлениях природы. Показать детям кормушку для птиц. Формировать желание подкармливать птиц зимой.
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе»
«Уход за комнатным растением»
Расширять представления детей о комнатных растениях. Закреплять умение поливать растения из лейки. Учить протирать листья влажной тряпкой. Поддерживать интерес к комнатным растениям и желание ухаживать за ними.
«Занятия по формированию элементарных экологических представлений во второй младшей группе».
Растения нашего города»»
Знакомить с некоторыми растениями данной местности: с деревьями, цветущими травянистыми растениями ( 2-3 вида)
Источник
Анализ программ экологического воспитания дошкольников
Становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования.
Последнее десятилетие 20-го и начало 21 века можно назвать временем развития двух значимых с точки зрения экологии процессов: углубления экологических проблем планеты до кризисного состояния и их осмысления человеком. За рубежом и в России в этот период происходило становление нового образовательного пространства – системы непрерывного экологического образования: проводились конференции, съезды, семинары, создавались программы, технологии, учебные и методические пособия для различных категорий учащихся.
Глава 1. Теоретико-методическое обоснование экологического воспитания дошкольников
1.1. Анализ программ экологического воспитания дошкольников
В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой (и это общепризнано) является сфера дошкольного воспитания. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Основным доказательством, регламентирующим содержанием педагогического процесса в ДОУ являются программа обучения и парциальные, обеспечивающие одно или несколько направлений воспитания и развития; среди последних немало экологических.
Многие программы прошли экспертизу Министерства образования и получили его одобрения. К числу таких комплексных программ относятся:
Министерством одобрен и ряд парциальных экологических программ:
Все программы ориентированны на новую концепцию воспитания детей дошкольного возраста, в основе которой личностно – ориентированная модель воспитания, индивидуальный подход к развития интеллектуальных и художественных способностей ребенка.
«Кроха» – это программа воспитания детей раннего возраста в семье и детском саду. Программа предусматривает и их экологическое воспитание. Е.Ф. Терентьева (автор раздела) выделяет ряд обстоятельств, которые взрослые могут использовать для приобретения детей к природе. Если в помещении (дома или в детском саду) имеются растения, животные, взрослые могут приобщить детей к наблюдениям и совместному уходу, вызвать у них эмоциональный отклик на красоту и разные проявления живых существ. Целый мир открывается детям из окна помещения – взрослый многое может показать малышу. Для экологического воспитания также можно наблюдать с детьми в разные сезоны, как проводить с ними игры на природе и с природным материалом.
Подраздел «Мир природы» программы «Радуга» является составляющей познавательного раздела детей, в рамках которого им дают информацию, развивают познавательные процессы, формируют отношением к окружающему миру – все вместе, по замыслу Т.И. Гризик, создает у детей образ мира, целостное представление об окружающем. В методическом материале программы имеется значительное количество занятий, посвященных растениям, животным, планете Земля и строению Солнечной системы. Детям дают много географических занятий и экзотических сведений (природа Африки, динозавры и др.), на основе сезонных наблюдений составляются «портреты» каждого месяца, детей знакомят с историей часов, календарей, глобусов. Дошкольники получают много интересных знаний, но не достаточно – экологических. Они учатся созерцать природу, эмоционально откликаться не ее состояние, но важно и осмыслить увиденное. В программу включены привлекательные в познавательном отношении факты о мире и о природе, но они не могут помочь детям вырабатывать ценностное отношение к ней. Не может способствовать этому и частное использование словесного метода – рассказа воспитателя, объяснения вместо наблюдений.
В программе «Детство», созданной в Петербурге коллективом преподавателей педагогического университета, раздел, «Ребенок открывает для себя мир природы» предполагает обстоятельное знакомство детей с самыми разными явлениями из жизни растений, животных, их сообществ. Программа включает четыре содержательных блока для каждого возраста: сведения о растениях, животных как представителях живого в мире природы (особенности внешнего строения и жизненных функций, связь живых существ со средой обитания, их неповторимость); механизмы приспособительной взаимосвязи жизни организмов со средой обитания (свойства различных сред, представления о группах животных, проживающих в однородной среде); знания о росте, развитии и размножении знакомых детям растений и животных (представления о последовательных изменениях организмов, цикличности процесса»; знания экосистемного характера (дети знакомятся с растениями и животными, проживающими в одном сообществе, их взаимозависимостью).
На основе данной программы у детей формируется большое количество обобщенных представлений (о системе потребностей растений и животных, о типичных системах, об основных фазах жизненного цикла растения, животного, человека и др.), расширяются и конкретные представления ( о проявлениях чувств животных, о человеке как живом существе на основе системы его биологических потребностей, о его состояниях и здоровье и др.).
Программа «Детство» предлагает формирование не только экологических представлений, но и разных личностных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» предлагает формирование не только экологических, но и разных проявлений (познавательные и речевые умения, трудовые навыки, отношения к природе) при этом выдвигаются достаточно высокие требования к самостоятельности детей.
Можно утверждать: «Детство» – программа не только многогранного развития личности дошкольника, это комплексная программа с экологическим уклоном, обеспечивающая ребенку одновременно всестороннее развитие и формирование начальной стадии экологического мировоззрения. Такое сочетание может способствовать в дальнейшем (при условии непрерывности экологического образования) развитию полноценного экологического сознания, которое будет определять деятельность взрослого человека в быту, на отдыхе и на производстве.
Одним из авторов «Детства» – Н.И. Кондратьева – вышла на разработку своей парциальной «Программы экологического образования детей «Мы». Азбука экологии». Принципиальная экологическая позиция в программе – та самая: в основу содержания положено расширяющее представление о живом организме. Во всех разделах знания выступают как ведущий фактор развития у детей экологического сознания. По мнению автора, именно сознание позволяет старшему дошкольнику понять роль Человека на Земле, понять, что он творение космическое, что он является часть природы по форме и биологической сущности организации жизни на планете.
Программа «Мы» предполагает традиционные виды детской деятельности – наблюдение, моделирование, труд в природе, игру, изодеятельность и конструирование. С ними автор связывает проявление у детей экологической и общечеловеческой культуры. Особое значение приобретает природоохранная деятельность, которая может осуществляться старшими дошкольниками во все сезоны года (внимательное отношение к насекомым, к редким видам растений и животных, не только подкорма птиц зимой, но и бережное отношение к ним зимой, но и бережное отношение к ним весной – в очень ответственное время, когда они выводят птенцов; экономия ресурсов планеты – воды и электроэнергии; бережное отношение к своему здоровью и забота о среде, в которой живут дети в детском саду).
«Истоки» – это еще одна комплексная программа, созданная психолого-педагогическим коллективом исследователей Центра»Дошкольное детство» им. А.В. Запорожца. Авторы рассматривают ее как базисную нецелую на разностороннее, полноценное развитие ребенка, формирование у него уникальных (в том числе творческих) способностей и развитие их до уровня возрастных возможностей и требований современного общества. В основу программы положена концепция психологического возраста как этапа в развитии человеческой личности характеризующегося особыми отношениями ребенка с взрослым; определенной иерархией видов деятельности, среди которых имеются ведущие; психологическими достижениями ребенка, свидетельствующими о развитии его психики, состояния и личности. Авторы выделяют два психологических возраста в дошкольном периоде: 3-5 лет – младший и 5-7 – старший. В каждом возрасте имеется главная задача развития, которая предполагает тип ведущей деятельности. Именно деятельность является главным фактором, развивающим психику, поэтому основная задача воспитания сводится к организации разных видов деятельности и общения ребенка со взрослыми и сверстниками в каждом возрасте, что определяет усвоение общечеловеческих ценностей.
Подраздел «Природа и ребенок» входит в раздел «Познание окружающего мира» и включает характеристику возрастных возможностей, задачи и показатели развития, содержание педагогической работы.
Основная цель экологической программы «Наш дом — природа» – воспитание с первых лет жизни гуманной, социально-активной, творческой личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
«Наш дом – природа» является авторской программой обеспечивающей преемственность в экологическом образовании дошкольников. Особое внимание в ней уделяется формированию целостного взгляда на природу и место человека в ней. У детей формируются первые представления о существующих в природе взаимосвязях и на этой основе – начала экологического мировоззрения и культуры, ответственного отношения к окружающей среде, к своему здоровью.
Важное значение придается нравственному аспекту: развитию представлений о самоценности природы, эмоциональному положительному отношению к ней, выработке первых навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе и быту. Дети приобретают также первоначальные умения, позволяющие им участвовать в посильной практической деятельности по охране природы родного края.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учетом местных условий: эколого-географических, национально-культурных. Она состоит из ряда блоков, каждый из которых, в свою очередь, включает комплекс тем. В первом блоке «Я и природа» дети знакомятся с различными, доступными их пониманию, компонентами окружающей среды. Последующие блоки дают дополнительную информацию о каждом компоненте («Воздух», «Вода» и др.). Затем они рассматриваются во взаимосвязи. Завершающий блок «Человек и природа» является обобщающим по отношению к предшествующим.
В каждом блоке выделены две части: обучающий (первоначальные сведения о природе) и воспитывающий компонент (понимание значения природы, ее эстетическая оценка, бережное к ней отношение).
Программа может быть использована дошкольными учреждениями как общеразвивающего типа, присмотра и оздоровления, так и коррекционного. Она разработана и апробирована в рамках научного эксперимента по экологическому образованию дошкольников на базе учреждений разного вида. В настоящее время программа успешно внедрена и получила признание в ряде регионов России.
- концептуальный научно обоснованный психолого-педагогический взгляд на проблему экологического воспитания дошкольников;
- экологически обоснованный подход к построению содержания и методов обучения, отбор форм работы как в детском саду, так и в семье;
- подготовку персонала, особенно воспитателей и экологов (повышение уровня экологической культуры, экологической грамотности и эколого-педагогической готовности работе с детьми);
- технологию формирования начал экологической культуры во всех возрастных группах.
Программа разработана на основе многолетних исследований С.Н. Николаевой по ознакомлению дошкольников с природой и экологического воспитания. Кроме этого, программа вобрала в себя результаты исследований ученых в области детской психологии и педагогики (А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, В.С. Мухиной, Н.Н. Поддьякова, П.Г. Саморуковой и др.).
Началом работы по экологическому воспитанию детей в детском саду является правильная организация природной зоны, той части помещения и участка дошкольного учреждения, на которой произрастают растения, содержатся какие-либо животные.
Таким образом, на современном этапе существует большое разнообразие программ экологического воспитания дошкольников. Каждая из них называет различные формы организации экологического воспитания. Но общим является то, что ведущей формой организации является занятие в совокупности с работой в повседневной жизни.
См. на сайте дипломную работу «Экологическое воспитание дошкольников на занятиях и в повседневной жизни»
Источник