Тема природы в произведении Пришвина «Кладовая солнца»
Сочинения
В произведении «Кладовая солнца» тема природы раскрывается особым образом. М. М. Пришвин показывает взаимоотношения человека с окружающим миром путем применения метода олицетворения всего, что находится вокруг персонажей. Благодаря деревьям, траве, изменениям погоды передается состояние детей, которые отправились в лесную чащу. Без всего этого сказка была бы неполной.
Живая природа
При поверхностном прочтении сказки природа воспринимается всего лишь как фон, который подчеркивает душевное состояние детей. Действие произведения происходит в селе Переяславле-Залесском близ Блудова болота.
Благодаря художественным приемам читатель может почувствовать красоту природы этих мест, а также ощутить вязкость болота, в которое попадает главный герой Миша.
Но на самом деле автор задумал свою сказку так, что природа в ней выступает в роли одного из персонажей. Она делится на составляющие:
- веточки;
- травинки;
- деревья.
Природа живет своей жизнью, но очень тесно связана с человеком и его состоянием души. Природные явления могут как помогать главным героям, так и мешать им.
У любого образа в тексте есть своя роль, которая показывает, что все здесь живое. Так, ель и сосна, словно люди, борются за свое существование в строго определенном месте. Волновались ели-старушки, которые во время сильного ветра начинали стонать и выть.
Когда дети входят в чащу, все в ней старается донести до них информацию об опасности. Весь лес наполняется звуками, при помощи которых животные и птицы начинают общаться с детьми.
Враг или друг человека
В произведении Пришвина описание природы выполнено в мельчайших деталях. Это сделано для того, чтобы в точности передать взаимоотношения человека и жителей леса. Так, когда Митраша оказывается по собственной невнимательности в болоте, все в мире начинает меняться и хмуриться, сожалея вместе с ним о таком поступке. Когда же мальчик освобождается из оков трясины — начинает светить солнце. Болото под названием Слепая Елань является настоящимврагом для ребенка и всех тех, кто ранее в нем утонул.
Также в тексте есть два самодостаточных персонажа из животного мира — собака Травка и волк Серый помещик. Если первая выступает примером дружбы между людьми и животными, то второго автор показывает истинным врагом рода человеческого.
Собака настолько предана своему хозяину, что не может смириться с его смертью и продолжает искать черты Антипыча в каждом встречном человеке. Именно благодаря Травке Митраша смог выбраться из трясины.
Волк же предстает перед читателем хитрым существом, которого никто не может поймать. Других представителей рода в этих краях нет, остался только Серый помещик.
Для человека хищник стал настоящим врагом. Он один за лето уничтожал столько скота, сколько вся его стая раньше не убивала.
Идея этого противостояния вполне понятна. Волк и собака происходят из одного вида животных. Но первые являются врагами людям, а вторые — преданными друзьями.
Авторское отношение
Природная композиция в рассказе несет огромную смысловую нагрузку. Автор старался показать, что мир живет отдельно от человека. Земля и все, что на ней есть, дарит людям свои богатства, а не наоборот. Человеку необходимо беречь окружающий мир. По этой причине история о детях, которые пошли в лес за ягодами, рассказывается от лица персонажа, добывающего торф в этих местах.
Путем эпитетов и ярких художественных изображений М. Пришвин старается показать, насколько богата природа. В ней есть торф для тепла в доме, ягоды для здоровья. Все это человек может получить.
Если сделать анализ текста, то можно понять, что автор старается донести мысль — природа является «кладовой Солнца». Если ее не оберегать, то в скором времени брать из этой кладовочки будет нечего. Важно начинать организовывать проекты по защите окружающего мира, чтобы сохранить его как можно дольше в целости и сохранности для последующих поколений. Запасы нельзя назвать безграничными, поэтому однажды природа может стать врагом человеку и начать защищать себя самостоятельно.
Источник
Человек и природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Проблему взаимоотношений человека и природы затрагивает в своих произведениях Михаил Михайлович Пришвин.
М. М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший о ней, сказал когда-то: «Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». А ведь только тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает.
М.М.Пришвин родом из Орловщины, зеленого, щедрого, поэтического края. Там было имение, купленное у помещика еще дедом.
Огромное влияние на мальчика, на формирование его характера оказала мать, Мария Ивановна. Она была энергичная, волевая женщина; работала, не покладая рук с утра и до вечера
Мальчик с детства был близок к природе. С перепелиным охотником Гуськом он вместе встречал ночь и, «замирая от восхищения и любви, Бог весть к кому и чему, слушает песню этих птиц…»
Он прожил долгую жизнь, был агрономом, страстным охотником, землепроходцем. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Книг, пленяющих воображение своими сказочно-поэтическими названиями “Журавлиная родина”, “Лесная капель”, “Корабельная чаща”, ”Родники Берендея”. И это далеко не полный список всего, что создано писателем.
Разные бывают книги. Одни-как стремительные горные реки. Они захватывают нас острыми сюжетами и головокружительными приключениями. Другие-как реки равнинные, широкие, полноводные, на первый взгляд,едва подвижные.
Книги Михайла Михайловича Пришвина читаются не спеша, без излишней торопливости. У него мир особый, в нем сказка — продолжение были, а быль удивительна, сказочна. В нем неизменна побеждают добро и справедливость, солнечный луч всегда проглядывает сквозь самые мрачные тучи.
В окружающем нас мире Пришвин открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами беседует человек, влюбленный в свою землю, влюбленный в Родину, в ее неброскую красоту, в ее захватывающую дух ширь. В ее луга и леса, в ее птиц и зверей. Мы часто говорим о «живой» и «неживой» природе. Пришвина такое деление не признает. Мало кому случалось слышать, как деревья…рычат, стонут, воют, как на вой этот откликается лисица, как собака вступает в разговор с …лесом. Или видеть, как ель, стоя, вяжет чулок, как знобит болото, как волнуются собравшиеся вместе старушки елки.
Пришвина надо уметь не только читать, но и видеть, слышать, внимательно вглядываясь в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.
И чем более человек открывается и видит в природе, тем более он сам становится Родиной, народом, тем духом земли, который питает следующие поколения.
Это особенно важно помнить в наши дни общей борьбы за сохранение родной земли. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается свое окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту.
Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качес тва.
Одной из вершин творческих достижений М.Пришвина стала его «Кладовая солнца», написанная в 1945 году в течение месяца вдохновенного труда писателя и удостоенная единственной первой премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. События изложенные в сказке, имеют реальную основу.
В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши, которые осиротели после смерти родителей. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки».
Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке»,улыбаясь называли его между собой учителя в школе .
Забота близких, соседей, односельчан, смекалка и трудолюбие , доставшиеся в наследство от родителей , не дали им погибнуть, помогли выстоять. Рано повзрослели ребята, крепко живет в них память об убитом на фронте отце. Это отец научил Митрашу делать деревянную посуду.
Отцовский компас берут с собой дети в дорогу. Известную им по рассказам отца палестинку, место в лесу, где обильно растет сладкая клюква, настойчиво ищут дети. Сын старается во всем быть похожим на отца.
Своебразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Показывая взаимосвязь между человеком с природой , писатель раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность , как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул; деревья, прокалывая друг друга, зарычали , завыли , застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика , не желая пропускать его в глубь свего царства , вороны каркают , чуя близкую добычу.
Митраша шел по верной дороге , определяя направление по компасу и болотной траве белоусу ,выросшей на тропе , кем-то проторенной давным-давно.Обманула мальчика Слепая елань – топкое болото, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды , а в Слепой елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета Слепой елани , не захотел ее обходить по белевшей траве и попал в топь. Жизнь его теперь висела на волоске. С каждым вздохом он все глубже уходил в глубь болота. Трясина засасывала его.
И чем заканчивалась бы эта история с Митрашей. Если бы на помощь не пришла травка, собака Антипыча?
Автор во время напоминает , что в природе идет постоянная борьба , в которой побеждает сила , и человек должен уметь совладать с этой силой , подчинять себе могучую стихию.
«Кладовая солнца» — книга познавательная. В ней можно узнать о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, какие повадки у зайцев и лисиц, у волка и тетерева, почему на болоте надо держаться твердой тропы, что собой представляют большие торфяные болота.
До мелочей писатель описывает каждую травинку, каждую ягодку.
Читая сказку, мы узнаем о многом: о волчьих повадках и охотничьих хитростях , о ядовитых змеях и целебных лесных ягодах, о птичьих повадках и заячьей мудрости. Природа, убежден Пришвин, таит несметные богатства , и человеку надо научиться ее понимать ,чувствовать , по- хозяйски бережно охранять.
Почему М.М.Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца»?
И сам же дал ответ: «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Для меня теперь ясно, что кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.
Повествуя о природе, писатель прежде всего сосредотачивает внимание на ответственности человека в ней, тем самым смело поднимая и решая важнейшие этические вопросы современности.
А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода
и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нём ласточка – я не поверю и воздуху. И лес зверей с одними людьми – не лес…Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Произведения Пришвина заставляют нас задуматься над многими вопросами : в чем смысл жизни человека , как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
Источник
Человек и природа в произведении М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Проблему взаимоотношений человека и природы затрагивает в своих произведениях Михаил Михайлович Пришвин.
М. М. Пришвин, тонко чувствовавший природу и так красиво и проникновенно писавший о ней, сказал когда-то: «Многие любуются природой, но не многие ее принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удается так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу». А ведь только тогда, когда человек всем сердцем ощутит свое родство с окружающим миром, он сможет понять его, увидеть его проблемы, опасность, которая ему угрожает.
М.М.Пришвин родом из Орловщины, зеленого, щедрого, поэтического края. Там было имение, купленное у помещика еще дедом.
Огромное влияние на мальчика, на формирование его характера оказала мать, Мария Ивановна. Она была энергичная, волевая женщина; работала, не покладая рук с утра и до вечера
Мальчик с детства был близок к природе. С перепелиным охотником Гуськом он вместе встречал ночь и, «замирая от восхищения и любви, Бог весть к кому и чему, слушает песню этих птиц…»
Он прожил долгую жизнь, был агрономом, страстным охотником, землепроходцем. Пришвин написал много книг для детей и взрослых. Книг, пленяющих воображение своими сказочно-поэтическими названиями “Журавлиная родина”, “Лесная капель”, “Корабельная чаща”, ”Родники Берендея”. И это далеко не полный список всего, что создано писателем.
Разные бывают книги. Одни-как стремительные горные реки. Они захватывают нас острыми сюжетами и головокружительными приключениями. Другие-как реки равнинные, широкие, полноводные, на первый взгляд,едва подвижные.
Книги Михайла Михайловича Пришвина читаются не спеша, без излишней торопливости. У него мир особый, в нем сказка — продолжение были, а быль удивительна, сказочна. В нем неизменна побеждают добро и справедливость, солнечный луч всегда проглядывает сквозь самые мрачные тучи.
В окружающем нас мире Пришвин открывает что-то очень важное, близкое каждому человеку. Нас самих он делает умнее, добрее, великодушнее. С нами беседует человек, влюбленный в свою землю, влюбленный в Родину, в ее неброскую красоту, в ее захватывающую дух ширь. В ее луга и леса, в ее птиц и зверей. Мы часто говорим о «живой» и «неживой» природе. Пришвина такое деление не признает. Мало кому случалось слышать, как деревья…рычат, стонут, воют, как на вой этот откликается лисица, как собака вступает в разговор с …лесом. Или видеть, как ель, стоя, вяжет чулок, как знобит болото, как волнуются собравшиеся вместе старушки елки.
Пришвина надо уметь не только читать, но и видеть, слышать, внимательно вглядываясь в каждое слово, пытаясь представить скрытую за словом картину.
И чем более человек открывается и видит в природе, тем более он сам становится Родиной, народом, тем духом земли, который питает следующие поколения.
Это особенно важно помнить в наши дни общей борьбы за сохранение родной земли. Для каждого читателя в творчестве Пришвина открывается свое окошко, и каждый видит по своей душе и по своему возрасту.
Природа — это огромная кладовая, и человек должен научиться пользоваться природными богатствами разумно, без жадности, не терять лучшие человеческие качес тва.
Одной из вершин творческих достижений М.Пришвина стала его «Кладовая солнца», написанная в 1945 году в течение месяца вдохновенного труда писателя и удостоенная единственной первой премии Всесоюзного конкурса на лучшую детскую книгу. События изложенные в сказке, имеют реальную основу.
В ней рассказывается о судьбе двух детей, Насти и Митраши, которые осиротели после смерти родителей. «Настя была как золотая курочка на высоких ножках. Волосы отливали золотом, веснушки по всему лицу были крупные, как золотые монетки».
Митраша был маленький, но плотный, «мужичок в мешочке»,улыбаясь называли его между собой учителя в школе .
Забота близких, соседей, односельчан, смекалка и трудолюбие , доставшиеся в наследство от родителей , не дали им погибнуть, помогли выстоять. Рано повзрослели ребята, крепко живет в них память об убитом на фронте отце. Это отец научил Митрашу делать деревянную посуду.
Отцовский компас берут с собой дети в дорогу. Известную им по рассказам отца палестинку, место в лесу, где обильно растет сладкая клюква, настойчиво ищут дети. Сын старается во всем быть похожим на отца.
Своебразие сказки-были Пришвина – раскрытие человека через природу, через отношение человека к природе. Показывая взаимосвязь между человеком с природой , писатель раскрывает человека через природу. Еще не возник спор между детьми, но все вокруг охватывает тревожная напряженность , как бы предвещая драматические события: ветер рванул, елка нажала на сосну, и сосна простонала. Разгоревшийся спор между детьми воспринимается с большой остротой благодаря тому эмоциональному аккомпанементу, который создается природой: злой ветер рванул; деревья, прокалывая друг друга, зарычали , завыли , застонали.
Когда на пути Митраши встает грозное Блудово болото, уродливые старушки-елочки цепляются за мальчика , не желая пропускать его в глубь свего царства , вороны каркают , чуя близкую добычу.
Митраша шел по верной дороге , определяя направление по компасу и болотной траве белоусу ,выросшей на тропе , кем-то проторенной давным-давно.Обманула мальчика Слепая елань – топкое болото, которое показалось ему безобидной полянкой. На самом деле название его произошло оттого, что обычная топь покрыта слоем воды , а в Слепой елани эта вода затянута травой. Митраша не знал секрета Слепой елани , не захотел ее обходить по белевшей траве и попал в топь. Жизнь его теперь висела на волоске. С каждым вздохом он все глубже уходил в глубь болота. Трясина засасывала его.
И чем заканчивалась бы эта история с Митрашей. Если бы на помощь не пришла травка, собака Антипыча?
Автор во время напоминает , что в природе идет постоянная борьба , в которой побеждает сила , и человек должен уметь совладать с этой силой , подчинять себе могучую стихию.
«Кладовая солнца» — книга познавательная. В ней можно узнать о целебных свойствах клюквы, о значении леса для человека, какие повадки у зайцев и лисиц, у волка и тетерева, почему на болоте надо держаться твердой тропы, что собой представляют большие торфяные болота.
До мелочей писатель описывает каждую травинку, каждую ягодку.
Читая сказку, мы узнаем о многом: о волчьих повадках и охотничьих хитростях , о ядовитых змеях и целебных лесных ягодах, о птичьих повадках и заячьей мудрости. Природа, убежден Пришвин, таит несметные богатства , и человеку надо научиться ее понимать ,чувствовать , по- хозяйски бережно охранять.
Почему М.М.Пришвин назвал свой рассказ «Кладовая солнца»?
И сам же дал ответ: «…горячее солнце было матерью каждой травинки, каждого цветочка, каждого болотного кустика и ягодки. Всем им солнце отдавало свое тепло, и они, умирая, разлагаясь, в удобрении передавали его, как наследство, другим растениям, кустикам, ягодкам, цветам и травинкам. Тысячи лет это добро под водой сохраняется, болото становится кладовой солнца, и потом вся эта кладовая солнца, как торф, достается человеку в наследство». Для меня теперь ясно, что кладовая солнца есть вся природа с ее несметными богатствами и человек тоже частица природы.
Повествуя о природе, писатель прежде всего сосредотачивает внимание на ответственности человека в ней, тем самым смело поднимая и решая важнейшие этические вопросы современности.
А ведь жизнь природы идет по своим мудрым глубинным законам.
Михаил Михайлович Пришвин сказал: «Берегите природу! Если будет вода
и ни одной рыбки – я не поверю воде. И пусть в воздухе кислород, но не летает в нём ласточка – я не поверю и воздуху. И лес зверей с одними людьми – не лес…Для рыбы нужна чистая вода – будем охранять наши водоёмы. В лесах, степях, горах разные звери – будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес, степь, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину».
Произведения Пришвина заставляют нас задуматься над многими вопросами : в чем смысл жизни человека , как нужно относиться к природе и животным, где граница между добром и злом.
Источник
«Кладовая солнца»: краткое содержание и анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца», краткое содержание которой знакомо каждому из детства, — квинтэссенция ностальгии по временам, когда добро одерживало победу над злом. Реальные и забавные маленькие герои, их приключения переносят читателя в увлекательный мир, где деревья могут разговаривать, а солнце прячет богатства в укромных закромах.
«Кладовая солнца»: краткое содержание
«Кладовая солнца» — уникальный пример сказки-были, жанр которой разработал Михаил Михайлович Пришвин. В произведении тесно переплелись человеческие судьбы и природа, которая всеми силами помогает маленьким героям. По сути, деревья, болото и солнце — это полноценные герои, которые имеют живой и интересный облик.
Произведение «Кладовая солнца», краткое содержание которого представлено читателю, — это история о силе гармоничной связи человека и природы. История о том, что можно победить любые невзгоды, поступая по совести и слушая свое сердце. История о том, что человек — вершина эволюции, но только тогда, когда он живет в гармонии со всем, что его окружает.
Эту мысль обосновывает в повести Михаил Михайлович Пришвин. «Кладовая солнца», краткое содержание которой излагаем по основным этапам сюжета, описывает такие события:
Экспозиция
Красочное и яркое вступление начинается не как классическая сказка. Вместо стандартных «жили-были» перед читателем разворачивается история двух сироток:
- Их мать умерла, не оправившись от болезни, а отец пал смертью храбрых на полях Второй мировой войны.
- Настя и Митраша сначала жили под присмотром соседей, а после научились вести быт сами.
Завязка
Краткий пересказ «Кладовая солнца» следует начать с момента похода детей в лес. Ежегодно по окончании февральской стужи люди шли в лес за клюквой. Пролежав под теплым покрывалом снега, она становилась намного слаще и полезнее. Настя и Митраша также решили пойти на палестинку, о которой им рассказывал отец:
- девочка не забыла прихватить хлеба, немного молока и картошки для перекуса;
- Митраша как настоящий мужчина взял с собой лукошко и компас, чтобы найти верный путь.
Образ Митраши в иллюстрации Е. Ращина: YouTube / MyBook
По дороге мальчик рассказывал сестре о Блудовом болоте — страшном месте, о котором ходила дурная слава. Дойдя до развилки с камнем, дети разделились и пошли по разным путям. Настя по общей дороге, а Митраша — по неизведанной тропе на север.
Кульминация
Итак, «Кладовая солнца» кратко. Если описывать самые важные события, то нужно упомянуть о кульминационном моменте сказки. Автор помогает читателю наблюдать за двумя персонажами:
- вслед за Настей отправляется собака Травка. Ранее пес служил местному лесничему, но после его смерти остался жить в лесу, изредка выл, тоскуя по хозяину. Унюхав еду в лукошке девочки, Травка отправилась за ней. На вой Травки прибежал Серый помещик — дикий волк, обитающий на холме;
- Митраша плутал по дорогам, пока не дошел до болотных топей. К слову, именно здесь читатель находит ответ на вопрос, что такое кладовая солнца. В народе это место называли «кладовая солнца», потому что там годами хранился торф. Решив сократить путь, мальчик пошел прямо через топкую поляну и вскоре попал в трясину.
В этот момент напряжение читателя возрастает, а тревога за детей и расфокусировка внимания лишь усиливает накал.
Развязка
Настя продолжала собирать клюкву и даже не догадывалась, в какую беду попал брат. Окликнув его пару раз и услышав в ответ лишь тишину, девочка заподозрила неладное и очень расстроилась.
Горькие слезы ребенка заставили Травку отправиться на поиски мальчишки, и чутких собачий нюх привел ее к болоту. Травка увидела застрявшего в трясине ребенка, подошла к нему поближе и позволила ухватиться за задние лапы. После собака рванула со всех сил и помогла ребенку выбраться из болотной ловушки. Митраша был спасен.
В это время Травка взяла след зайца и погналась за ним, а Митраша отправился за ней. Он понимал, что на лес уже спускались сумерки и им с сестрой нужно заночевать прямо тут. Идя за собакой, мальчик выходит на след Серого помещика и убивает опасного хищника. На звук выстрела прибегает Настя, ребята ужинают, а поутру вместе возвращаются в деревню.
Сказка «Кладовая солнца» в сокращении читается быстро. Сюжет произведения удерживает внимание читателя, заставляя его перелистывать страницу за страницей, чтобы быстрее узнать финал произведения «Кладовая солнца». Пришвин не раз говорил, что считает это творение не просто сказкой, а одой силе духа человека, одой выдержке, дружбе, смелости и взаимопомощи.
«Кладовая солнца»: анализ произведения
Сказка-быль «Кладовая солнца» — классика детской литературы. Произведение изучают в средних классах школы. Детям нравятся яркие и близкие им образы главных героев, красочные описания лесных пейзажей. Это включает образное мышление и заставляет посмотреть на мир совершенно под другим углом.
Глубже понять произведение поможет аналитическая справка:
История создания
Книга «Кладовая солнца» написана Пришвиным спонтанно и быстро, всего за один месяц. Хотя идея подобного сочинения зрела у писателя давно. С 1941 по 1945 годы автор был в эвакуирован в небольшую деревушку Усолье, что в Ярославской области.
Пейзажи тайги: Pxhere
Жизнь там протекала тихо и размеренно, а люди были добродушными и открытыми. Там-то Пришвин и познакомился с детьми-сиротами — Соней и Борей, которые стали прообразами литературных героев. Ребята, как и большинство детей в поселке, потеряли родителей в котле войны и самостоятельно справлялись с навалившимися на них взрослыми обязанностями.
Когда в июне 1945 года государство объявило конкурс на лучшее литературное произведение для детей, то автор вспомнил Блудово болото, Усолье и Соню с Борей. Дальнейшая история родилась за месяц, еще через месяц произведение выиграло конкурс и было напечатано в журнале «Октябрь».
Тема и конфликт
Пришвина считают маэстро детализированных описаний. Порой само повествование отходит на второй план, уступая место красочным картинам лесных пейзажей. Сказка «Кладовая солнца» не стала исключением. Критики считают, что в произведении автор поднимает такие актуальные темы, как:
- единство человека с природой, гармоничная взаимосвязь между ними;
- верховенство человека, но только тогда, когда он с уважением относится к дарам матушки-природы;
- прославление дружбы, взаимовыручки и коллективизма, что было актуально для того времени.
В то же время извечный конфликт противостояния человека и природы показан с помощью метафорических образов болота, деревьев и солнца, которые стали полноценными персонажами сказки.
Особенности композиции и жанр
Произведение «Кладовая солнца», жанр которого удачно определил сам автор как сказку-быль, имеет такие художественные особенности:
- Пришвин был уверен, что его сочинение искусно превращает сказку в быль и наоборот;
- главные герои «Кладовая солнца» — дети с реальной, невымышленной судьбой;
- в этой истории нет фантастических героев, но есть очеловеченные образы животных и природных явлений. Яркий тому пример — волк Серый помещик, Солнце и собака Травка;
- вечные ценности, которые воспеваются в сказках, также отображены в сказке-были Пришвина.
Само произведение состоит из 12 разделенных по смыслу глав. Повествование логическое, линейное, присутствует нарастающая к кульминации динамика и счастливый финал.
Характеристика главных героев
Автор дает такое описание детей. Вот Настя:
- девочка 12 лет, подросток;
- худая и ладная, «как золотая курочка на высоких длинных ногах»;
- вся в веснушках, с золотистыми волосами;
- излучает добро и свет.
Митраша — брат Насти. Вот детали его портрета и характера:
- приблизительно ему 10 лет;
- невысокого роста, но плотного телосложения;
- ребенок плечист и силен не по годам.
Настя взяла на себя все женские хлопоты по дому, а Митраша занимался тяжелой мужской работой. Мастерил лоханки и посуду из дерева, продавал их на рынке, за счет этого дети выживали.
«Кладовая солнца» — сказка о гармоничном сосуществовании человека и природы, о силе духа и недетской выдержке, стремлении к взаимопомощи и преданности.
Узнавайте обо всем первыми
Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.
Источник