Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения
Общественные науки : экономика, философия, социология, политология, этика (о морали), эстетика (о прекрасном).
В узком смысле: Совокупность людей связанная общими интересами и целями.
В широком смысле : Обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая все способы взаимодействия людей и формы их объединения .
Общество и природа взаимодействуют, влияют друг на друга. Экономическое взаимодействие – потребление природных богатств , экологическое – охрана природных богатств.
Ноосфера ( В. Вернадский ) – среда обитания (биосфера), управляемая человеческим разумом.
Общество – динамическая система.
Системные качества общества: целостность, динамичность, историчность, открытость, иерархичность .
В структуре общества 4 сферы (подсистемы):
1. Экономическая — материальной производство и производственные отношения.
2. Политическая — политика, государство, право, их отношения и функционирование, СМИ, армия.
3. Социальная – отношения между классами, группами, нациями и т.д.
4. Духовная – формы общественного сознания: религия, мораль, наука, искусство.
Сферы взаимодействуют и взаимосвязаны.
Общественные отношения – отношения и формы, возникающие в процессе жизнедеятельности между социальными группами, классами, нациями, а также внутри них.
Важнейший компонент общества – социальный институт – исторически сложившаяся форма организации людей, на основе комплекса норм и статусов регулирующая их деятельность и удовлетворяющая фундаментальные человеческие потребности.
Социальные институты : собственность, государство, политические партии, семья, церковь, трудовые организации, учреждения образования и воспитания, наука, СМИ и т.д.
Типы обществ (по Дэниел Беллу, Элвин Тоффлер)
Доиндустриальное (традиционное, аграрное)
С/хозяйство, ремесло, община, религия, нет мобильности
Массовое производство, промышленность, товарно-денежные отношения, урбанизация, массовая культура индивидуальность, мобильность
Информация, сфера услуг, наука, индивидуализация производства
Типы обществ (по О. Тоффлеру)
Религия, коллективное начало, традиции, авторитарная власть.
Индивидуальность, либерально-демократическая власть, инновации .
Социальное изменение – переход социальных систем, общностей, организаций из одного состояния в другое (природные, демографические, социальные, духовные изменения и т.д.).
прогресс стагнация регресс
Критерий прогресса – степень свободы, которую дает человеку общество для ее оптимального развития. Прогресс противоречив (и положительные, и отрицательные процессы)
Формы прогресса: революция и реформа . Эволюция – постепенное развитие.
Научно-технический прогресс (НТП) — качественное изменение производительных сил общества под воздействием научно-технической революции.
Научно-техническая революция (НТР) – скачок в развитии производительных сил общества на основе коренных сдвигов в системе научных знаний.
Исторический процесс – хронологическая последовательность событий, оказывающих влияние на развитие общества. Субъекты исторического процесса : личности, социальные группы, массы. Исторический факт – событие общественной жизни.
Цивилизация – совокупность материальных, духовных и нравственных средств, которыми обладает данное общество в данный исторический период.
Термин выдвинул Н. Данилевский, называл цивилизации культурно-историческими типами. Цивилизации различал по 4 признакам: экономическим, культурным, политическим, религиозным. Для характеристики цивилизаций выделяют также понятие менталитет.
Менталитет — образ мышления, мировосприятия, присущий определенной группе, индивиду
Две теории: теория стадиального развития ( изучают развитие как единый процесс ) и теория локальных цивилизаций (изучают большие исторически сложившиеся общности).
Подходы к изучению исторического процесса:
Культурологический подход (О. Шпенглер)
В основе переход от одной формации к другой. Общественно-экономические формации: первобытно-общинная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, коммунистическая.
В общественно-экономической формации есть два главных компонента — базис и надстройка. Базис — экономика общества, составляющими которой являются производительные силы и производственные отношения (способ производства материальных благ).
Надстройка — государство, политические, общественные институты.
К переходу от одной общественно-экономической формации к другой приводят изменения в экономическом базисе. Большую роль играет классовая борьба.
Цивилизации – устойчивые общности людей, объединенные духовными традициями, сходным образом жизни, географическими, историческими рамками. В основе – смена цивилизаций. Развитие всей истории строится по схеме «вызов — ответ». Каждая цивилизация в своей судьбе проходит четыре стадии: зарождение; рост; надлом; дезинтеграция, завершающаяся смертью и полным исчезновением цивилизации.
Центральное понятие данного подхода — культура. Культура — совокупность религии, традиций, материальной и духовной жизни. Культура зарождается, живет и умирает. Цивилизация в рамках культурологического подхода — высший уровень развития культуры, завершающий период развития культуры, предшествующий ее смерти.
Глобальные проблемы современности – комплекс общественных и природных противоречий, затрагивающий весь мир в целом. Я вляются показателем целостности и взаимосвязи современного мира, создают угрозу человечеству, требуют объединения усилий для решения.
1. Экологическая: загрязнение, вымирание видов, «озоновые дыры» и т.д.
Термин «Экология» ввел Э. Геккель.
3. Проблема безопасности и предотвращения мировой войны;
4. Проблема ресурсов;
5. Проблема «Север-Юг»: развивающиеся и высокоразвитые страны.
Глобализация – усиление интеграционных связей в различных сферах между государствами, организациями, общностями.
Международные организации: ООН (Организация Объединенных Наций); МАГАТЭ (Международное агентство по атомной энергии); ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры); ВОИС (Всемирная организация интеллектуальной собственности); ВТО (Всемирная торговая организация); НАТО (Организация Североатлантического договора); ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе); Европейский Союз; ОПЕК (Организация стран-производителей и экспортеров нефти); СНГ (Содружество независимых государств); ШОС (Шанхайская организация сотрудничества) и другие.
Источник
Что такое «общество»: понятие, признаки, функции, виды
В этой статье разберемся с тем, что такое общество в широком и узком смысле. Узнаем признаки, функции и структуру общества. Рассмотрим типы общества и сферы общественной жизни. Начнём.
Что такое общество?
Общество (в широком смысле) — это обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов, и включает в себя способы коллективного взаимодействия людей и формы их объединения.
Общество (в узком смысле) можно рассматривать в нескольких проявлениях:
- государственной или географической принадлежности определенной группы людей (пример – российское общество);
- объединения людей по интересам, профессиональным признакам (пример – общество медицинских работников);
- определенного этапа развития цивилизации (пример – постиндустриальное общество);
- социального окружения (пример – дурное общество);
- человечества в целом (общество людей).
Стоит отметить и тот факт, что общество – продукт деятельности людей. Деятельность эта сводится к реализации мер, необходимых для существования и функционирования общества. Последнее буквально произрастает из повседневной деятельности каждого из людей; без взаимодействия отдельных участников оно просто не существовало бы.
Общество стоит рассматривать в первую очередь в качестве сложной с организационной точки зрения, а также динамично развивающейся системы. Система же, что не стоит привязывать к контексту – это множество взаимосвязанных элементов, представляющих целое. Всякая система включает в структуру подсистемы; подсистемы же включают отдельные, формирующие их составляющие.
Различные подходы к пониманию общества
В различные времена множество ученых и философов озвучивали собственный взгляд на то, что такое общество. Рассмотрим наиболее популярные взгляды:
Аристотель
Аристотель рассматривал общество в качестве совокупности людей, единых стремлением удовлетворить определенные потребности.
Томас Гоббс и Жан-Жак Руссо
Мыслители предложили теорию общественного договора. Согласно этой теории, всякий человек обладает определенным набором прав и может контролировать собственные действия в рамках условной социальной договоренности.
Георг Гегель
Гегель – автор идеи, согласно которой общество – «тяжелый уклад». Именно Гегелем введено понятие гражданского общества, в рамках которого «каждый зависит от каждого».
Макс Вебер
Мыслитель считал, что общество является результатом социальных интересов каждого из его членов.
Огюст Конт
Согласно мнению Конта, общество – то, что формируется посредством мыслительных конструктов; он считал, что оно представлено различными системными элементами (семья, класс и т. д.). Основа общества в понимании мыслителя – разделение труда.
Карл Маркс
Для Маркса общество как категория – это совокупность исторических начал взаимодействия людей; совокупность эта складывается в процессе жизнедеятельности отдельных членов общества.
Признаки общества
К числу наиболее важных и определяющих признаков общества, относится:
- Наличие подсистем и отдельных элементов, сфер (примеры: экономико-политическая, духовная сферы и т. п.);
- Динамичность (одни элементы заменяют другие; статичность элементов – не признак общества как системы);
- Наличие закономерностей в рамках исторического развития;
- Альтернативность, нелинейность (всегда существует множество вариантов, к примеру, путей развития общества);
- Способность менять окружающий мир (человек подстраивает окружающую среду под собственные нужды и потребности);
- Несводимость исключительно к людям (человек способен создавать надындивидуальные связи и т. п.);
- Самодостаточность (способность усилиями всех членов общества создавать условия для существования).
Сферы жизни общества
Общество, о чем мы уже упоминали – сложная система, в которой гармонично сосуществуют условно бесконечные множества подсистем; в подсистемах же существуют множества элементов. Подсистемы стоит рассматривать в качестве социальных институтов – совокупностей ролей, норм, процессов и т. д.
Также подсистемы – это сферы жизни общества. Выделяются такие сферы (сфера/элементы):
- социальная (личность, этнос, нация, класс);
- экономическая (отношения и силы производственного характера, удовлетворение потребностей материального характера и т. п.);
- политическая (партии, движения, власть);
- духовная (формы общественного сознания).
Отметим, что каждая из сфер неизбежно сталкивается, взаимодействует с другими, при этом сохраняет изначальный вид. Также в отдельных сферах формируются собственные социальные институты (группы людей, объединенных по различным характеристикам).
Структура общества
Вне взаимодействий людей общество как явление не может существовать, о чем мы уже говорили. Оно – буквально механизм, функционирование которого зависит от работы отдельных элементов. Отсюда ясно, что в обществе выделяются отдельные структуры, системы:
- институты;
- слои;
- общности;
- группы.
Каждая из категорий подвергается внешним воздействиям. В отдельных социумах закономерным и даже неизбежным является появление личности, индивида, который принимает роль «реформатора» взглядов конкретных групп людей. Следствием может стать отклонение от устоев, традиций, а иногда и изменение истории народностей.
Между приведенными ранее категориями складываются социальные отношения, которые могут быть реализованы посредством:
- прямого общения членов общества, какой-либо группы для решения общих задач (характерно при условии проживания различных групп людей бок о бок);
- социального взаимодействия, приводящего к изменению какого-либо члена под влиянием другого (в процессе формируются новые типы отношений; пример – создание новой семьи, в процессе существования которой муж перенимает привычки жены).
Функции общества
К числу основных функций общества, относятся следующие:
- репродуктивная (рождение детей);
- транслирующая (передача культурных и прочих ценностей от поколения к поколению);
- социализирующая (формирование личности);
- идеологическая (формирование идеалов);
- производственная (создание социальных благ);
- распределительная (распределение благ);
- регулирующая (государственное регулирование).
Типы общества
Человеческие общества многообразны, и в науке существуют различные классификации типов общества. Одной из наиболее популярных теорий является теория модернизации, согласно которой, общество делится на 3 вида: традиционное, индустриальное и постиндустриальное. Рассмотрим каждый из видов подробнее.
1. Традиционное
Основные характеристики: наличие традиций, главенство обычаев. Также для традиционного общества характерна слабая развитость контактов с прочими социумами, что обуславливает две другие характеристики: замкнутость и заторможенность развития.
Особенности традиционного общества:
- патриархальное устройство;
- преобладание аграрного хозяйства;
- наличие сословий при единовременном отсутствии возможности смены социального статуса;
- влияние культов, религии на образ жизни людей.
В таком типе общества «Я» теряется во множестве «Мы», а индивидуальность – порок.
2. Индустриальное
Суть – развитие промышленности с учетом научных достижений. В таком обществе освоение производственных новшеств является основанием для гордости и удовлетворения членов. При этом прочие общества, у которых что-либо получается лучше, рассматриваются членами одной группы в качестве конкурентов или врагов.
- высокая ценность технологий;
- важное место науки как общественного института;
- развитие массовых культур;
- наличие классов;
- наличие правовых основ гражданского общества.
Стоит отметить, что такой тип общества не предполагает развития только точных наук. Развиваются также гуманитарные дисциплины, разрабатываются различные способы манипулирования общественным сознанием.
3. Постиндустриальное
Именно такое общество складывается в большинстве стран мира на сегодняшний день. Информация здесь – ценность и интегрирующий фактор. Границы между социумами практически стерты, что обусловлено распространенностью интернета и компьютерных технологий.
- ценность информации (знание – товар); в различных сферах;
- наука – основа прогресса;
- наличие межкультурных связей;
- унификация ценностей и идеалов.
Такое общество меняет жизнь, а вместе с ней – психологию людей на всех уровнях. Речь об интеллекте, восприятии действительности, общении, семейных отношениях и не только. Все перемены этих сфер именно сегодня являются особенно ощутимыми; они – область особенного внимания психологов, социологов и других специалистов, специализации которых касаются области общественного сознания.
Науки, изучающие общество
Практически любая из наук прямо или косвенно касается какой-либо сферы жизни общества. Приведем конкретные примеры наук, которые наиболее тесно связаны с обществом:
Источник
Что такое общество определение обособившаяся от природы
Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.
(А) Общество — часть материального мира, обособившаяся от природы, но сохранившая с ней тесную взаимосвязь. (Б) Общество и человек пытаются преобразовывать природу, приспосабливая её под свои нужды. (В) Но власть людей над природой, думается, мнима, сомнительна. (Г) Ежегодно много людей гибнет из-за природных катакизмов, океанических цунами, наводнений, пожаров. (Д) Людям следует более бережно и ответственно относиться к внешней естественной среде своего обитания.
Определите, какие положения текста носят
1) фактический характер;
2) характер оценочных суждений;
3) характер теоретических положений.
Запишите в таблицу под буквой, обозначающей положение, цифру, выражающую его характер.
Факт — (от лат слова factum сделанное, свершившееся). Синоним понятий истина, событие, результат. Нечто конкретное, единичное в отличие от абстрактного и общего. Фактические предложения либо выражают чувственные данное, либо включают в себя результаты наблюдения, конкретные события и положения. Знание в форме утверждения, достоверность которых неоспорима. События, уже произошедшие.
Теоретическое утверждение — утверждение, выведенное из общей теории, не противоречащее всем остальным положениям теории. Теоретические положения абстрактны, основываются на применении специальной терминологии, декларировании общих научных положений. Может представлять собой определение понятия, описание идеализированного объекта.
Оценочные суждения содержать оценку автора. У человека, познающего социальные факты, складывается определенное к ним отношение, выражающееся в согласии, порицании, отрицании, утверждении, поддержке, сомнении и т. д. Как правило, в тексте оценочное суждение содержит следующие речевые обороты: «на наш взгляд», «по вашему мнению», «с нашей точки зрения», «по-видимому», «считалось», «представлялось», «как утверждал», «как говорил», «как отмечал», «плохо», «хорошо», «очевидно».
Предложения, носящие фактические характеры: Г
Предложения носящие оценочный характер: Б (конструкция «пытаются преобразовывать»), В Д
Источник
Понятие общества
Что такое общество? Существует множество определений.
1. совокупность людей на основе общих интересов, цели или происхождения.
Футбольные болельщики, общество защиты животных, дворянское общество
2. отдельная страна, государство или регион.
Западноевропейское общество, российское общество
3. исторический этап в развитии человечества.
Первобытное общество, индустриальное общество
4. человечество в целом
Все жители планеты Земля
Все эти определения несут узкий смысл понятия «общество», потому что характеризуют общность людей только по одному какому-то критерию: территории, интересам, времени и т.д.
А если все эти определения обобщить, то тогда получится широкое значение понятия «общество». Вот как звучит словарное определение:
Общество в широком смысле – это исторически сложившаяся, обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, включающая в себя формы объединения и способы взаимодействия людей.
Давайте разберем это определение и посмотрим, что же стоит за каждым словом.
Итак, во-первых, «обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира». Весь материальный мир состоит из двух частей – общества и природы. Природа – это естественная среда обитания человека, которая возникла без участия человека. А общество – это уже результат совокупной деятельности множества людей, то есть это искусственное творение человека. Оно возникло в результате необходимости объединять усилия людей для выживания в природе. Само слово «общество» происходит от латинского глагола socio, что означает соединять, объединять, затевать совместный труд. Человек возник сначала как живое существо в природе, и только потом люди стали объединяться в разные общности для выживания. Поэтому общество как искусственное творение человека отгородилось от природы, но осталось с ней связано в силу двойственной натуры человека . Всё необходимое для своей жизнедеятельности в обществе человек по сей день черпает из природы.
Во-вторых, «включающая в себя формы объединения людей». Если вспомнить историю, то общество начинается в первобытную эпоху с человеческого стада, которое со временем превращается в родовую, а затем соседскую общину. В соседской общине уже существовали имущественное и социальное неравенство, упорядоченное централизованное управление.
Общество является внебиологическим способом связи людей. Все люди имеют разные интересы, взгляды, происхождение, время жизни, поэтому и формы объединения людей могут быть самыми разными.
В-третьих, «способы взаимодействия людей». Между людьми каждый день складываются разнообразные общественные взаимоотношения – это и есть способы взаимодействия людей. Они возникают как внутри объединений людей, так и между этими объединениями.
Именно в отношениях, возникающих между людьми, а не просто в существовании людей заключается сущность общества. Таким образом, общество – это совокупность общественных отношений.
Общественными отношениями называют различные устойчивые формы взаимодействия людей и социальных групп.
Они могут быть материальными и духовными . Материальные отношения возникают в результате практической деятельности человека, а духовные развиваются на основе духовных ценностей.
Пример материальных отношений: производственные отношения.
Примеры духовных отношений: правовые, политические, моральные отношения.
Функции общества:
- Производство материальных благ, их распределение и обмен результатами производства
- Духовное воспроизводство
- Воспроизводство людей
- Регламентация поведения и деятельности людей
В науке общество рассматривается как сложная саморазвивающаяся динамическая система. О системном строении общества читайте в следующей статье .
Источник
1.1. Понятие общества
С давних пор люди, живя в коллективе, задумывались об особенностях и закономерностях совместной жизни, стремились обеспечить ее организованность и стабильность. Число терминов, которыми обозначают формы совместной деятельности людей, со временем увеличивается. Многие из них известны. Группа земледельцев, живущих рядом друг с другом и связанных в некоторых случаях ведением общего хозяйства, называлась общиной (миром, •зервью). Совместное проживание людей в одном месте при коллективном решении коммунальных вопросов называют общежитием. Наряду с этими понятиями существует и понятие общество. Нетрудно заметить, что все три слова являются однокоренными и имеют в своей основе понятие «общий», т.е. объединяющий людей в некую группу. Такое объединение, несомненно, должно основываться на общем для всех членов группы интересе. Например, зрителей в кинотеатре объединяет интерес посмотреть кино. Работники трудового коллектива объединяются для совместного выполнения трудовой деятельности. Приверженцы определенных политических взглядов создают политическую партию. Ученики ходят на занятия в школу, а затем одни из них идут заниматься в спортивную секцию, а другие — в драматический кружок.
Как видим, общий интерес присутствует во всех приведенных примерах. Однако по окончании просмотра кинофильма зрители разойдутся и больше не встретятся. Бригада строителей распадется после завершения работы. Ученики окончат школу и изберут свой путь в жизни.
Так что же такое общество? Является ли оно простым объединением людей или представляет собой сложную совокупность человеческих взаимоотношений и форм совместной деятельности? На эти вопросы пытались дать ответы еще наши далекие предки.
Знания об обществе стали формироваться в незапамятные времена, когда человек только начал осознавать, что он является членом группы. Усложнение общественной структуры и появление государства вызывали необходимость обобщить представления об устройстве общества как объекта управления.
Древнегреческие философы Платон и Аристотель сравнивали общество с живым организмом, которое также может болеть, выздоравливать, оказывая влияние на каждого человека и испытывая на себе его воздействие. Действительно, общество представляет собой сложную систему организации жизни людей, в которой действуют свои социальные законы. Под влиянием общества человек совершенствуется, становясь личностью. Именно в обществе, общаясь с себе подобными, люди развивают речь, приобретают навыки определенного образа поведения.
Человек — существо общественное. Он не может жить изолированно, не взаимодействуя с другими людьми. Герой известного романа Робинзон Крузо много лет жил на необитаемом острове, но использовал навыки, которые он приобрел в процессе общения с другими людьми. Основным его желанием было поскорее уплыть с острова и вновь встретиться с людьми. Истории известны примеры, когда дети «воспитывались» животными. Попадая затем в человеческое общество, они не могли адаптироваться и значительно отставали в развитии от своих сверстников.
Таким образом,общество—это продукт взаимодействия людей. Человек не может существовать вне общества, так же как не существует общества без людей. Общество появилось тогда, когда человек выделился из мира животных. С тех пор человек как биологический вид перестал меняться. Наоборот, значительные изменения начало претерпевать человеческое общество.
Общество — это обособившаяся от природы часть материального мира со всей совокупностью исторически сложившихся форм совместной деятельности людей. Общество стоит вне природы и не может развиваться по ее законам. Эта точка зрения не всегда была господствующей. В XIX в., когда появилась теория Ч.Дарвина, в науке возникло течение социал-дарвинизма, провозглашавшего необходимость перенесения на общество законов развития природы, в частности естественного отбора и борьбы за выживание. Социал-дарвинисты считали, что принцип «выживает сильнейший» должен быть перенесен не только на взаимоотношения отдельных людей и их групп, но и на развитие отдельных народов. Подобная точка зрения опровергается современной наукой. Тем не менее по отношению к некоторым видам животных применяются обществоведческие термины. Например, муравьев и пчел называют социальными, или общественными, животными, имея в виду их коллективный образ жизни, разделение труда и специализацию деятельности отдельных групп особей. Несомненно, у социальных животных и человеческого общества есть схожие черты, но в то же время они существенно отличаются друг от друга. Социальные насекомые эволюционируют не индивидуально, а в рамках всей популяции. Поэтому муравейники и пчелиные семьи часто называют биологическими сверхорганизмами, в которых роль каждой особи генетически запрограммирована. Каждый же человек в обществе сугубо индивидуален, обладает волей и сознанием и может принимать самостоятельные решения.
Понятие «общество» употребляется в разных словосочетаниях, например первобытное общество, общество филателистов, российское общество, спортивное общество и т.д. В современной научной литературе существует множество трактовок понятия «общество». Оно понимается как определенная группа людей, объединившихся для совместного выполнения какой-либо деятельности (общество охотников и рыболовов), и как продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, включающая их многообразные связи и взаимоотношения; как этап в историческом развитии человечества (первобытное общество, феодальное общество) и как социальная организация какой-либо страны, имеющая определенную структуру (российское общество, германское общество).
С точки зрения мотивационной (что объединяет людей, мотив совместной деятельности) общество — это совокупность индивидов, имеющих общий интерес, на основе которого строятся их отношения, регулируемые общеобязательными правилами поведения (нормами), поддерживаемые и охраняемые организованной властью.
Американский социолог Э.Шилз считал, что общество — это объединение людей, которое обладает определенными признаками:
1) не является частью крупной системы;
2) браки заключаются между представителями данного объединения;
3) пополняется за счет детей представителей этого объединения;
4) имеет свою территорию;
5) имеет свое название и даже свою историю;
6) обладает собственной системой управления;
7) существует дольше средней продолжительности жизни индивида;
8) его сплачивает общая система ценностей (свои обычаи, традиции и проч.), которые находят выражение в определенной культуре.
Указанные Шилзом критерии можно считать универсальными, так как они подходят к совершенно разнообразным объединениям людей, которые существовали в прошлом и существуют сейчас. В то же время такие из указанных выше признаков, как заключение браков между представителями объединения, пополнение детьми представителей объединения и существование дольше средней продолжительности жизни индивида, вряд ли подойдут Для характеристики студенческих групп, трудовых коллективов, политических партий, клубов по интересам и т.д. Таким образом, Шилз создал систему признаков, характерных для относительно крупных объединений людей. В первую очередь критерии Шилза могут быть применены к таким общественным явлениям, как страна, государство, нация.
Страной обычно называют определенную территорию, имеющую государственную принадлежность. Люди, проживающие на территории страны, имеют, как правило, одинаковое гражданство, что уже объективно объединяет их в единую группу. Например, наша страна — Россия — занимает территорию более 17 млн км2 с населением около 150 млн человек. Природные условия на всей территории страны отличаются большим разнообразием. Различен и национальный состав населения. Тем не менее территориальное единство поддерживается государственной властью Российской Федерации. Граждане России имеют равные права, подчиняются единым законам. В некоторых случаях граждане России объединяются для выполнения одной общей задачи, например избрания федеральных органов власти — Президента и Государственной Думы. Подобную характеристику можно применить и к другим странам (Англия, Франция, США и т.д.).
В отличие от страны государство является политической организацией, осуществляющей управление населением определенной территории. Государство имеет свою систему власти (парламент, правительство), определенный тип отношений с населением (демократия или антидемократический режим), специфику распределения власти по территории (унитарное или федеративное государство).
Нация — это группа людей, складывающаяся на основе общности территории, экономических связей, языка, культуры, сознания своего внутреннего единства и отличия от подобных образований. Нации могут существовать в рамках одной территории и государства. Но часты случаи компактного проживания малого народа на территории многонационального государства. В таком случае, даже если этот народ не создал своей государственности, он сохраняет свои национальные традиции, культуру, обряды и т.д.
Таким образом, объединения людей на основе территориальной общности, государственности и национальной принадлежности, несомненно, можно охарактеризовать как общества. Но наряду с этими крупными объединениями существует огромное количество мелких групп людей, осуществляющих непосредственное взаимодействие между собой. Выше уже упоминались клубы по интересам, трудовые коллективы, политические партии. В рамках этих групп происходит личное общение людей на основе стремления к достижению общей цели.
Итак, общество представляет собой сложную систему, состоящую из взаимосвязанных частей — отдельных групп людей. В обществе постоянно происходят изменения. Исчезают прежние группы, появляются новые. Меняются отношения между людьми и их объединениями. Одни группы и их представители усиливают свое влияние на общество, другие его теряют.
Однако неправильно было бы сводить понятие общества только к совокупности человеческих индивидов. В широком смысле под термином «общество» надо понимать совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их жизнедеятельности. Все многообразные связи между людьми, возникающие в процессе их взаимодействия, называются общественными отношениями.
Общественные отношения также представляют собой систему связей, с помощью которых общество приобретает целостность и устойчивость. Разновидности общественных отношений:
— производственные отношения, складывающиеся в процессе производства и распределения материальных благ;
— политические отношения, возникающие в процессе управления обществом и борьбы за власть;
— брачно-семейные отношения — личные отношения, связанные с рождением и воспитанием детей;
— межнациональные отношения между представителями разных наций;
— социальные отношения между различными социальными группами (например, богатыми и бедными).
Указанные разновидности общественных отношений не могут существовать изолированно. Каждый человек стремится найти более оплачиваемую и престижную работу, чтобы обеспечить свою семью, и в то же время подняться выше по социальной лестнице, — так производственные отношения связаны с социальными и брачно-семейными. Если у человека не получается улучшить свое материальное и социальное положение, он часто винит государственную власть или сам стремится участвовать в осуществлении власти, отдавая предпочтение той или иной политической силе на выборах в государственные органы. Иногда недовольство выливается в обвинения в адрес представителей других наций. Так могут пересекаться производственные, социальные, политические и национальные отношения.
На основе системы общественных отношений можно охарактеризовать структуру общества, под которой понимается совокупность его составных элементов:
1) производство материальных и духовных благ;
2) социальные общности — группы людей, объединенные на основе каких-либо общих признаков;
3) политические организации, главное место среди которых занимает государство;
4) институты общества.
В обыденной жизни понятие «институт» употребляется в качестве наименования учебного заведения. В широком смысле институт понимается как совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека.
Первичный социальный институт — институт семьи, связанный с воспроизводством человека как биологического вида и его воспитанием и социализацией как члена общества. У человека в отличие от животных существует устойчивая межпоколенная связь. Родители не забывают своих детей, когда те становятся взрослыми, а дети заботятся о престарелых родителях. Отношения любви и взаимопомощи позволяют людям выжить в тех ситуациях, в которых животные выжить не в состоянии.
Важным общественным институтом выступает политический институт, включающий отношения в сфере управления обществом. Сюда входят правовые нормы, обычаи, традиции и т.д., т.е. те правила поведения, которые регулируют внутреннюю жизнь общества и отношения между различными социальными группами.
Кроме того, составляющими политического института являются политические организации, имеющие своей целью участие в осуществлении власти и управлении обществом. Основной организацией, реализующей управление обществом, является государство. Оно имеет монополию на руководство общественной жизнью и в ряде случаев не допускает вмешательства в эту сферу других политических сил, таких как политические партии. В современном мире при господстве демократических ценностей допускается политическое многообразие (плюрализм), политические партии могут действовать, открыто выражая интересы своих членов, и участвовать в осуществлении власти всеми не запрещенными законом способами.
Экономический институт связан с производством материальных благ, средств к существованию. Производство возникло тогда, когда человек создал первое орудие труда. На начальном этапе развития человечества орудия труда были примитивны, но с их помощью люди успешнее стали решать проблему средств существования. Использование палки-копалки позволило эффективнее искать съедобные коренья, а примитивные дубинки помогали в охоте на зверей. По мере развития человечества орудия труда улучшаются, вместе с этим увеличивается объем производимых материальных благ. С появлением машин и высоких технологий производство стало массовым, способным удовлетворить многообразные материальные потребности.
Духовный институт общества связан с удовлетворением духовных потребностей человека, появлением и передачей знаний новым поколениям. Духовный институт включает в себя культуру, которая в широком смысле означает совокупность всех достижений человечества в материальной и духовной сферах. Кроме того, составляющими духовного института выступают религия и образование. Наука и религия — это две позиции, с которых осмысливается проблема возникновения и существования всего сущего на земле. С помощью образования происходит передача знаний, накопленных человечеством за время его существования.
Вопросы и задания
1. Что такое общество? Как оно возникло?
2. Может ли человек жить вне общества? Представьте себя изолированным от общества. Каким бы мог быть результат такой ситуации?
3. В чем состоит сущность социал-дарвинизма? Почему он опровергается современной наукой?
4. Почему термин «социальные животные» считается условным? В чем состоит отличие общественных животных от человеческого общества?
5. Дайте определение понятия «общество». Какие признаки общества выделил американский социолог Э. Шилз?
6. Сравните понятия «страна», «государство», «нация».
7. Что такое общественные отношения? Каковы их виды? В чем состоит их взаимосвязь?
8. Какова структура общества? Дайте характеристику основных его элементов.
9. Приведите примеры групп людей, одни из которых являются обще ствами, а другие нет. Обоснуйте свое мнение.
10. Разделитесь на группы, каждая из которых должна представлять один из институтов общества. Попробуйте доказать значимость данного института. Что бы произошло, если бы этого института не было?
Источник