Этюды экологической направленности для детей младшего дошкольного возраста
На летнем лугу летают бабочки. Одни собирают нектар с цветов, другие любуются своими крылышками. Легкие и воздушные, они порхают и кружатся в своем радостном танце.
Очень мне уж нравится
Ты ж такая недотрога!
Мама говорит мне строго:
«Пусть летит она, не трогай крылышки ее!»
Теплый луч солнца упал на землю и согрел в земле семечко. Как стало тепло! Из семечки проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Цветочки растут, растут, и вот уже появился бутончик! А солнышко все теплее и теплее греет, и бутончик распускается. Вот какие красивые у всех цветы! Нежится цветок на солнце, подставляет теплу и свету головку и каждый свой лепесток. Как рады солнышку цветы! Никогда не буду рвать цветы – они так прекрасны!
3. «Кузнечик»
Воспитатель начинает смеяться, будто кто-то запрыгнул ему под одежду. Спрашивает у детей, кто бы это мог быть. (варианты ответов). Достает кузнечика (резиновая игрушка).
Поднимайте плечики, Прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели!
Травушку покушали. Тишину послушали.
Выше, выше, высоко. Прыгай на носках легко!
Кузнечик становится грустным, начинает плакать, потому что его поймали. Отпустим кузнечика – пусть прыгает и стрекочет!
4. «Золотые капельки»
Мы пошли гулять, и вдруг начался теплый летний дождик, пляшут пузырьки в лужах. А из-за тучки выглянуло солнце, и дождь стал золотым. Кап-кап-кап – капает золотой дождь. Как приятен теплый летний дождик! Солнышко нагрело капельки и они стали теплыми. Покажите, как вы рады золотому дождику. Сразу вспомнилось лето, правда? Вот бы в него вернуться!
5. «Сердитые мальчики»
Мы пришли в лес. Но почему здесь так шумно! Даже все звери спрятались. Оказывается, до нас в лес пришли два мальчика. Они очень сердитые. Эти мальчики поссорились.Они кричали на весь лес:
— Я первый увидел белочку!
— Нет, я ее первый увидел! Она мне еще шишку кинула!
— Я не хочу с тобой идти!
— А я с тобой не хочу!
Дети, давайте покажем, как мальчики сердятся. Разделитесь по парам. У сердитых мальчиков сдвинуты брови, они размахивают руками, наступают друг на друга.
Вы их очень хорошо показали. Но в лесу шуметь нельзя.Давайте погрозим этим мальчикам пальцем и скажем: «Нельзя шуметь в лесу. Уходите к себе домой!»
6. «Робкий мухомор»
Воспитатель ведет детей по лесу, имитируя ходьбу по тропинке, по высокой траве и т. п. Подходит к елке, а под ней мухомор. Спрятался, присел, голову опустил, оглядывается по сторонам. Ему кажется, что все вокруг им недовольны, вот-вот пнут ногой – обидят его. Он ядовит, но мы не будем топтать тебя, ведь мухомор – пища лосей!
7. «Голодные воробушки»
Зима. Мороз. Смотрю в окно. На крылечке пляшут воробушки. Может у них птичий праздник! Ах, нет! Бедные! Они замерзли, голодные…
Папа, давай сделаем кормушку воробьям!
8. «Птенцы в гнезде»
В лесу. Тишина. Щебечут пташки. Мальчик – забияка с большой палкой пошел смотреть птенцов в гнезде.
Ой, стой, проказник, там птенцы, они еще малы. Мама птенцов кружит над гнездом с криком о помощи. Уходи домой!
Никогда не буду разрушать гнезда, и обижать птенцов!
9. «Божья коровка»
Представьте себе, что к вам на руку сел хорошенький жучок. Голова — черная, крылья — красные, на крыльях — точки-пятнышки. Да и жив ли он? Жив!Только прикинулся мертвым: сложил свои шесть ножек, спрятал усики и ждет, чтобы его отпустили. Кто это? (Божья коровка). Покажите, как она ползет, щекочет своими лапками вашу руку, ползет по ладони вдоль по руке, переползает на другую руку. Хоп! Улетела! Как она прекрасна!
10. «Майский жук»
Майский жук вдруг летит – громко ж-ж-ж говорит. Лети жучок навстречу лету, а мы не бросим ветку эту. Не трогай майского жука – ты полюбуйся им пока!
Роль сказки и театральной деятельности в воспитании экологической культуры у детей дошкольного возраста «Если хотите научить ребенка мыслить и чувствовать, ведите его в природу». К. Д. Ушинский Удивительный мир природы. Он встречает ребенка.
Консультация «Роль экспериментальной деятельности в формировании экологической культуры детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. В. А. Сухомлинский писал: «Мир, окружающий ребёнка, — это, прежде всего, мир природы с безграничным богатством.
Диагностика экологической воспитанности детей дошкольного возраста Положение К. Д. Ушинского о том, что «если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже.
Игры-этюды для профилактики агрессии у детей дошкольного возраста 1. Игра-этюд 1. «Сосулька». Цель: Психомышечная тренировка. (Психомышечная тренировка направлена на совершенствование двигательных представлений,.
Консультация для воспитателей «Игра как средство воспитания экологической культуры детей дошкольного возраста» Взаимодействие человека с природой чрезвычайно актуальная проблема современности. По общему признанию ученых (философов, экологов, педагогов).
Консультация «Формирование начал экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста» СКОРОБОГАТЬКО ЕЛЕНА АЛЕКСАНДРОВНА «Формирование начал экологической культуры у детей раннего дошкольного возрвста.» Экологическое воспитание-очень.
Открытое занятие по ПДД в группе компенсирующей направленности для детей младшего дошкольного возраста от 4 до 5 лет Открытое занятие по правилам дорожного движения в группе компенсирующей направленности для детей младшего дошкольного возраста от 4 до 5.
Педагогический проект «Гендерное воспитание детей младшего дошкольного возраста в условиях дошкольного учреждения» Введение Общеизвестно, что в возрасте 2 – 3 лет ребенок начинает понимать, что он либо девочка, либо мальчик. И обозначает себя соответствующим.
Консультация для воспитателей «Развитие экологической грамотности у детей дошкольного возраста» В ходе работы по экологическому воспитанию дошкольников, я как педагог, должна воспитывать в детях бережное отношение к природе, стимулировать.
Развитие экологической культуры, интересов, любознательности, познавательной мотивации детей дошкольного возраста на прогулке Мельникова Ирина Алексеевна, воспитатель высшей квалификационной категории, МБДОУ НГО «Детский сад общеразвивающего вида №11 «Рябинушка».
Источник
Что такое етюд про природу
Пейзажный этюд
При работе над пейзажным этюдом прежде всего важно найти интересный мотив, осмыслить задачу, которую предстоит решить, и выбрать удачную точку зрения. Неправильно поступает тот, кто ищет мотивы, повторяющие уже виденное на картинах мастеров живописи. Начинающему пейзажисту следует развивать в себе умение видеть красоту в природе и воспринимать то новое, что характерно для нашей эпохи.
Большое значение в работе над живописным пейзажем имеет композиционное решение увиденного в природе мотива. Выбирая, например, положение линии горизонта, в каждом отдельном случае надо продумать, какую часть неба и земли следует включить в пейзажную композицию. Линию горизонта не рекомендуется проводить точно на середине высоты листа бумаги или холста, так как в этом случае труднее связать верхнюю и нижнюю части в единое целое. Крупные по масштабам объекты могут быть изображены на переднем плане фрагментарно, только частично помещаясь на картинной плоскости.
Для передачи пространства лучше избирать такие точки зрения, когда изображаемые объекты находятся на разном удалении, а некоторые их части имеют направление в глубину.
На переднем плане пейзажа предметы изображают объемно, при сильных контрастах тональных отношений, на втором плане их пишут немного смягченными воздушной средой, утратившими значительную часть объемности. При удалении от глаза наблюдателя предметы кажутся уменьшенными не только по высоте и длине, но и в третьем измерении, т. е. в глубину, и видны уплощенными. Вдали они кажутся почти плоскими, и их изображают поэтому без выявления формы светотенью.
Необходимо перспективно правильно распределить основные массы на этюде. Для передачи пространства лучше избирать такие точки зрения, когда изображаемые объекты находятся на разном удалении, а некоторые их части имеют направление в глубину. Помогает передаче глубинности и такое построение пейзажа, когда имеется так называемый «ввод в композицию» — изображение ограды, дороги или стены дома, направленных в глубину и видимых в перспективном сокращении. Если в портрете или в фигурной картине главный объект занимает обычно центр холста, то в пейзаже крупные массы редко помещаются в центре — его оставляют для изображения удаленных объектов.
Иногда при удачно выбранной точке зрения в натуре встречается какая-либо помеха, нарушающая общую композиционную стройность и мешающая цельности восприятия, например, «разрезающий» композицию сверху донизу столб .ли другой предмет. В таких случаях можно «убрать» или «передвинуть» его на этюде, однако такого рода изменениями не следует злоупотреблять. В рисунке живописного этюда очень важно конструктивное построение, распределение светотени и верное определение тональных отношений, что составляет существенную часть работы. В природе очень много мелких форм, но не нужно в начале работы обращать внимание на частности, на детали, которые лучше вводить постепенно и с большим отбором. Каждая отобранная деталь обязательно должна быть «увязана» с общим решением.
Для успешной работы над пейзажным этюдом в красках необходимо сначала поработать над зарисовками с натуры для развития композиционного чувства. Часто молодые художники недооценивают роль рисунка в пейзажной живописи и, любуясь природой, хотят поскорее запечатлеть цветовые отношения, характеризующие тот или иной мотив.
Поиски композиционного решения, определение пропорций, построение перспективы, соблюдение так называемой большой формы, нахождение тональных соотношений — все это очень важные этапы в процессе работы над пейзажным этюдом.
В. Серов.
Прудик. Абрамцево Х., м. 1886
Чтобы свободно отображать природные формы, нужно знать особенности их строения, а для этого следует неустанно практиковаться в рисовании с натуры. Подобные наброски с целью изучения отдельных элементов пейзажа удобно делать в небольшом альбоме. Полезно также внимательно и подробно рисовать деревья разных пород, пни, кустарники, лежащие близ дороги камни, части построек. Желательно поупражняться и в рисовании облаков, так как их формы различны, а в зависимости от толщины слоя они меняются и по тонам (от светлого к темному). Высококучевые облака состоят как бы из небольших комков, разделенных просветами неба. Иногда мы видим еще несколько слоев более низких кучевых облаков, разных по светлоте и цветовым оттенкам. Слоисто-кучевые облака могут покрывать все небо, имея чередования более темных и светлых тонов. На закате в летний день иногда можно наблюдать мощные кучевые облака, имеющие вид высоких башен. Нижние их основания горизонтальны, а окраска зависит от цвета поверхностей, над которыми они проплывают: над песчаной пустыней нижние части имеют теплый рефлекс, над лесом или над водной гладью — соответствующие холодноватые цвета. Очень живописны бывают легкие по тонам перистые облака, проплывающие на большой высоте. Иногда, когда на земле уже наступили сумерки, они бывают еще освещены солнечными лучами.
Оливы у кладбища в Альбано. Молодой месяц.
Гос. Третьяковская галерея.
Формы облаков имеют разные характеристики, но границы их и светотень всегда мягкие, расплывчатые. Если неопытный живописец будет во время работы над этюдом долго всматриваться в тональные переходы на облаках, забывая о земле, то он может излишне «утяжелить» их. Воздушность неба и далей является важнейшим условием для передачи пространства. Следует помнить, что небо в нижней части и ближе к зениту различается по цвету.
Рисуя облака, волны и другие быстро меняющиеся по формам объекты, многое приходится дописывать по памяти, на основе кратких впечатлений, но в их характеристиках надо стремиться к тому, чтобы они соответствовали состоянию природы.
И. Левитан. Этюд к картине "После дождя. Плёс". Х., м. Частное собрание.
Распределение теней в пейзажных рисунках зависит от положения солнца. Во время работы с натуры положение солнца постепенно меняется, и поэтому нужно основные тени наметить сразу на всем этюде, иначе возникает несогласованность: освещенные стены построек, например, к концу работы могут оказаться в тени, а длина падающих теней будет увеличиваться. Если солнце находится позади художника, то тени, падающие на землю от освещенных предметов, имеют направления к точке схода на линии горизонта позади рисующего. Если солнце видно над горизонтом впереди художника, то тени от видимых силуэтно предметов, наоборот, расходятся от точки схода на линии горизонта впереди художника. Для верного их размещения надо мысленно опустить от солнца перпендикуляр к линии горизонта, а расходящиеся веером направления теней ориентировать так, чтобы они шли от этой точки. Иными словами, тени должны быть направлены не от солнца, а от его проекции на горизонте.
И. Левитан. Летний вечер. К. 1900. Гос. Третьяковская галерея.
При изображении построек, имеющих прямые углы, теневые и освещенные поверхности должны быть контрастны по тонам, а на цилиндрических поверхностях (например, на боковых закругляющихся стенах башен) наблюдаются постепенные переходы от яркого света к полутонам и затем к тени. Надо помнить, что на теневые стороны попадают отраженные лучи от освещенных поверхностей, образуя так называемые световые рефлексы. Рисуя пейзажи при дневном освещении, прежде всего необходимо учитывать рефлексы от неба и от освещенных поверхностей почвы.
В атмосфере есть некоторое количество паров, которое препятствует четкой видимости удаленных объектов, а в городе прибавляются еще пыль и дым. Благодаря этому на большом расстоянии от зрителя контрасты светотени смягчаются, и у горизонта все объекты объединяются светлой, однотонной воздушной дымкой.
При писании этюдов и рисовании пейзажей часто приходится изображать водные поверхности. Когда лучи света попадают на поверхность воды с мелкими волнами, то они отражаются под разными углами, и отражения объектов, находящихся на берегу, мы не видим. Лучи, отраженные от гладкой поверхности воды, имеют одно направление. Отражения в реке или в озере равны по размерам отражающимся предметам и подчинены законам перспективы. Вертикальные и горизонтальные линии в отражениях сохраняют свое направление, удаляющиеся параллельные линии в отражении имеют точки схода, общие с линиями самих предметов. В отражении можно увидеть предметы, которые в натуре с избранной нами точки зрения не видны. Так, например, если глядеть с моста, то в его отражении видны нижние поверхности арок моста, которые в натуре скрыты от глаза наблюдателя. Для того чтобы лучше освоить закономерности отражений, советуем понаблюдать отражение разных предметов в положенном на стол зеркале. При написании этюда надо в первую очередь стараться передавать плоскость водной глади, а отражающиеся предметы не надо делать объемными, поэтому тональные отношения в отражениях должны быть более сближены. У ближних деревьев следует передавать трехмерность кроны. В пейзаже отдельные деревья воспринимаются как части целого, но каждое из них имеет свою характеристику.
Изображая в пейзаже деревья, следует начинать стволы от почвы, наблюдая их положение в пространстве, а сучья должны быть расположены в ракурсах, т. е. идущими на зрителя или в глубину.
Изображая в пейзажных этюдах фигуры людей, надо делать так, чтобы люди не позировали, а находились в естественных и разнообразных позах. Группы людей или отдельные фигуры лучше размещать не на одной прямой, а на разных расстояниях от зрителя.
Начинающим художникам не следует браться сразу за сложные сюжеты. Лучше всего писать небольшие этюды открытых пространств с немногими объектами. Полезно написать отдельно стоящее дерево среди равнины или небольшую постройку при низком открытом горизонте. Небольшие и несложные этюды рекомендуется писать в течение одного дня. Если работу приходится продолжать в следующие дни, то делать это нужно, когда такое же состояние погоды и время дня. Нельзя продолжать в серый день этюд, начатый при солнечной погоде, или заканчивать вечером работу, начатую утром.
Увлекательной задачей является передача красочного богатства природы. Окраска листвы, деревьев, травы, неба и всех других объектов изменчива и зависит от характера освещения. Розовые восходы, утренние туманы, ослепительно яркие полдни, золотистые закаты, постепенно угасающие вечера с борьбой оранжевых и холодно-фиолетовых оттенков на небе, серебристые по тонам лунные ночи — все это полно очарования и для художника представляет огромные возможности различных колористических решений. Недопустимо писать природу однообразными, заученными красками.
Солнечный спектр делится на теплые и холодные цветовые тона. К теплым относятся желтые, желто-зеленые, оранжевые, красные краски и землистые оттенки, которые к ним тяготеют, например, охры, коричневые. К холодным относятся зелено-синие, синие и сине-лиловые. Черная краска может быть как теплого, так и холодного оттенка. Любой цвет может выглядеть более теплым или холодным в зависимости от того, какие краски положены на холсте рядом. Например, рядом с ярко-красной фиолетовая краска будет более холодной, а рядом с сиреневой — более теплой. Поэтому при работе нельзя каждую краску подбирать отдельно, необходимо несколько цветов натуры сравнивать с соответствующими местами в этюде, беря их не изолированно, а в «отношениях» не забывая при этом, что возможности красочной палитры ограничены. У художника нет красок, равных по яркости пламени костра, ослепительному солнечному освещению или темному бархату. в тени. Но все это можно передать в этюде, если верно выдерживать тональные цветовые соотношения, помещая в пределах верно найденных интервалов промежуточные градации.
По существу начинающий художник приступает к изучению пейзажной живописи с того момента, когда начинает сравнивать ряд различных цветовых оттенков в природе с соответствующим рядом оттенков (в более сближенных отношениях) на этюде. Так, например, оранжево-красная краска на фоне белого холста кажется сравнительно темной, и для передачи, скажем, пламени костра ее надо поместить в более темном по тонам окружении. Писать красками — это означает непрерывно сравнивать каждый вновь положенный оттенок не только с соседним, но и со всем цветовым окружением.
Начиная пейзажный этюд, необходимо решить, какой лучше взять формат. При работе маслом рисунок следует набросать сначала карандашом или тонкой кистью. Если рисунок наносят кистью, тень не надо делать черной краской, так как она будет грязнить живописный слой. Лучше пользоваться коричневой или синей краской. Начинать писать надо с размещения больших масс и определения пространственных планов, избегая на первых порах детализации.
Перед началом работы акварелью нужно мысленно определить, что является самым светлым и самым темным в натуре и какими возможностями располагает палитра акварельных красок для передачи природных отношений. Так, например, в акварельных красках густые тона несколько светлее, чем в масляных красках, а белизна бумаги лимитирует возможности передачи бликов на стекле или ярко освещенных облаков. При работе акварелью после рисунка, сделанного легкими малозаметными линиями, обычно наносят широкие цветовые прокладки, несколько ослабленные по тонам, чтобы иметь возможность при повторном покрытии уточнить цветовые отношения. Акварельные наброски можно писать и способом «а ля прима» — наносить цвет сразу в полную силу. Облака, отраженные в воде, и другие поверхности с мягкими градациями цвета хорошо писать по влажной бумаге. Вторым слоем в акварели прописывают теневые стороны объектов, беря их цветовое различие по отношению к освещенным. Чаще всего в тенях на открытом воздухе на горизонтальных поверхностях больше холодноватых оттенков, так как на обращенных в сторону неба плоскостях ясно заметны холодные рефлексы, например, на снегу в солнечный день тени видны голубыми или фиолетовыми. На темных поверхностях стен или скал, куда не попадают рефлексы от неба, тени могут быть теплее освещенных мест, если на них видны рефлексы от песчаной или каменистой почвы.
Акварельный этюд заканчивают исполнением небольших деталей. Все детали, видимые глазом, нанести невозможно, да и не нужно, и поэтому надо выбрать те, которые необходимы для характеристики изображаемых объектов и имеют существенное пластическое значение.
Этюды в технике масляной живописи после нанесения рисунка часто начинают с нескольких цветовых прокладок, определяющих цветовые отношения крупных поверхностей, затем широко прописывают этюд большими кистями, а затем переходят к деталям. Опыт многих художников учит, что лучше положить вначале цвет тени и затем рядом световое пятно, а не наоборот. Во всяком случае не рекомендуется писать «по кусочкам», заканчивая со всеми подробностями отдельный участок.
При прописке пейзажного этюда большое значение для передачи воздушной среды имеют «касания» разных поверхностей. Мягкость переходов тонов возникает оттого, что воздух не вполне прозрачен и границы между природными объектами чаще всего не имеют резких очертаний. При сухой, солнечной погоде граница эта четче, чем в туманный дождливый день. Работая над этюдом, не надо пристально вглядываться в детали дальних планов, так как по сравнению с близкими объектами они видны обобщенно и границы их как бы размыты.
Белые поверхности в этюде почти никогда не передают одной белой краской, а обязательно вводят в нее теплый или холодный оттенок, как это и видим мы в различных условиях освещения. Ярко-красные, зеленые или другие цвета также нельзя писать взятыми с палитры красками без уточнения их оттенков. Вызвано это необходимостью передавать окраску объектов в окружающей воздушной среде. Ошибки тона, т. е. определения окраски по светлоте, нарушают гармонию цветового решения и резко заметны на этюде.
Не следует делать этюды крупными. Здесь можно вспомнить небольшие по величине этюды В. Поленова, И. Левитана, Ф. Васильева и многих современных художников.
Для передачи пространства надо с особенным вниманием прослеживать цветовые различия кроны деревьев и травы на разных расстояниях. Летом и деревья, и трава зеленые, но цветовые различия между ними очень сильны. По существу на этюде просто зеленым может быть только 'небольшой участок. Увидеть цветовые и тоновые различия, определить, какие сочетания красок лучше применять для верной передачи имеющихся в природе цветовых отношений, надо еще до работы над этюдом. Общим гармонизирующим началом при этом будет цветовая характеристика неба, влияющая на все части колористического решения.
Собираясь работать над этюдом, не следует начинать писать сразу, лучше сначала побродить, хорошенько разглядеть окрестности. Важно не только мысленно увидеть композицию, но и проникнуться своеобразием данных мест. Пейзажные этюды можно сравнить с небольшими музыкальными произведениями или стихотворениями, посвященными образному отображению природы.
А. Иванов. Верхушки олив на голубом фоне. Б. на к. Гос. Третьяковская галерея.
Источник
Что такое етюд про природу
Нарыжный Василий Свиридович
Родился 1 января 1944 года в селе Малоюрьевка Лутугинского района Луганской области. После окончания школы – работал, служил в армии. С 1968 года живет в Луганске.
Образование высшее. Окончил историко-филологический факультет Луганского педагогического института.
Работал в отделе новостей областной газеты «Луганская правда», затем около 20 лет – в литературно-музыкальной редакции областного радио. В настоящее время – сотрудник Луганского областного дома творческой интеллигенции «Світлиця».
Автор книги «Археологические путешествия и не только…» (1999).
Член Союза журналистов СССР с 1979 года. Член Межрегионального Союза писателей Украины. Лауреат республиканской премии имени Комсомола Украины.
Этюды о природе
Волшебник – туман
Как легко и свободно дышится осенью! Особенно ранним утром, когда воздух с морозцем, а над речкой упругой пеленой стелется молочно-сизый туман. Сквозь него смутно угадываются очертания недалекого леса. Подхожу ближе к речке. И тут начинаются удивительные превращения.
Белое месиво тумана, словно почувствовав присутствие человека, заволновалось, зашевелились его седые космы, обволакивая ближние деревья. И они, как по мановению волшебной палочки, стали вдруг превращаться то в великанов с огромными растопыренными руками-ветвями, то в старинные парусники, лихо мчащиеся по кромке тумана, то неожиданно сомкнувшиеся кроны образовали гигантскую голову с пустыми глазницами опавших листьев.
Но недолго продолжалось сказочное представление – подул легкий ветерок, и чары тумана-волшебника растаяли. А от линии далекого горизонта уже отталкивался раскаленный диск чуда-солнца. Начинался новый осенний день.
Золотой дождь
По-философски задумчив осенний лес. Постепенно замирают деревья, как бы готовясь к встрече с матушкой-зимой. И лишь не унывает любимец поэтов – баловень судьбы щеголь-клен. Стоит себе, ни о чем не печалясь, любуется своим золотистым кафтаном. Но мой один-единственный неосторожный шаг вдруг нарушил эту гармонию красок – зацепился за ветку и. полился настоящий золотой дождь! Прозрачные листики медленно закружились в воздухе, словно купаясь в лучах осеннего солнца. И только потом нехотя опускались на мои плечи, руки и на еще зеленоватые кроны своих собратьев.
Освободившиеся ветви клена выпрямились и замерли. До весны. До первых теплых, живительных дождей новой жизни.
Рояль природы
К вечеру подморозило. Небольшие проталинки затянулись тонким прозрачным ледком. Попадая под ноги, он мелодично похрустывал, рассыпаясь на мелкие кристаллинки-искорки. Но вот наступил на мерзлую веточку и – снова звук. Но уже совершенно иной. Потом попался сухой стебелек травы и – опять мелодия. И создается такое впечатление, что ни шаг, то своеобразный аккорд морозного вечера. Словно ты шагаешь по огромным клавишам рояля природы. И раздается неповторимая музыка мороза-чародея, мороза-композитора.
Дыхание реки
Сразу за огородом протекает небольшая речушка. Бойкая, говорливая. Особенно летом или весной, когда она непомерно разливается. А вот к зиме – затихает, затаивается. Видимо, накапливает силушки дня весеннего половодья.
Да и лед сковывает ее порой так, что даже звука не слышно. Но то – в сильные морозы. А когда наступает оттепель, лед сохраняется только по берегам. И бежит тихо себе черная студеная вода между холодных обледенелых берегов, как будто бы среди айсбергов.
Подхожу к самой кромке льда. Носком сапога отламываю кусочек и он мягко шлепается в прозрачную воду. И в том месте сразу же закурилось небольшое белое облачко пара. Присев на корточки, замечаю, как на противоположном берегу, под тяжестью упавшей сухой ветки, в воду падает большой кусок льда. И там тоже закурилось белое облачко.
Перевожу взгляд дальше по течению. За дальними ветвистыми вербами в морозном воздухе покачиваются целые клубы пара. Вот значит как – не замирает речка. Она живет и зимой своей обычной речной жизнью. Она дышит.
Хрустальный звон
Под напором порывистого ветра несколько тоненьких веток прибрежной лозы окунаются в воду. Ветер прекращается. И мороз тут же совершает свое волшебство: на веточках постепенно образуется прозрачная ледяная корка. Проходит некоторое время и теперь достаточно лишь легкого дуновения ветерка, чтобы ветви соприкоснулись друг с другом. И тогда раздается приятное «тинь-тинь, тинь-тинь. » Чистые, нежные звуки – самый настоящий хрустальный перезвон. Стою зачарованный и смотрю, как ветер-дирижер то резко, то плавно перебирает ветками-струнами, наигрывая мелодию зимы.
Костер на снегу
Склоны этого небольшого оврага за дальней околицей села всегда в летнюю пору благоухают полевыми цветами и душистым разнотравьем. А сейчас здесь все засыпано снегом. Иду по самому краю и боюсь провалиться. Выручают несколько черных каменных глыб, возвышающихся, словно маяки, на самом краю оврага. Засмотревшись на них, чуть было не наступил на . пылающий костер. Прямо возле ног снег вдруг заискрился розовым переливом. И тут только замечаю небольшой кустик шиповника. Его веточки были густо усеяны туго налитыми ярко-красными ягодами. В белоснежном воротнике они, казалось, полыхали ярким пламенем. Настоящий костер на снегу!
Цвет жизни
Иду по берегу небольшой, еще скованной льдом, речушки.
Поскрипывающий под сапогами снег гулким эхом разносится далеко вокруг. На одном из поворотов замечаю небольшой кустик-семейку молодых вербочек. Их тоненькие стройные стволики тускло отсвечивали нежной бархатистой позолотой. Стоят не шелохнувшись, наслаждаясь весенними лучами пока еще неяркого солнца. К нему устремлены и тугие набухшие почки-бубенчики.
Вот станет чуть теплее и зашевелятся, задвигаются крошечные клейкие лепестки, чтобы потом превратиться в глянцевые зеленые листики. Они станут самыми первыми среди своих лесных собратьев посланцами обновляющейся природы. Другие деревья еще не успеют как следует проснуться от зимней спячки, а величественные вербы вдоль реки уже будут щеголять в своих ярко-зеленых сарафанах. Это – главенствующий цвет весны, цвет жизни!
Ожидание
Идет первый месяц весны, а посмотришь вокруг — и не верится. Особенно это ощущается в деревне. Глубокий пушистый снег причудливым покрывалом еще укрывает поля и лесные чащобы. «Быть урожаю!» — глубокомысленно говорят старожилы, которые уже лет десять, а то и больше, не помнили такой зимы.
Радуются дети, радуются и взрослые, что есть возможность больше побыть на свежем морозном воздухе, покататься на лыжах, санках. И все же непременно все с нетерпением ожидают прихода настоящей, капелями звенящей весны. А она, словно красна девица, не торопится, где-то рядом, а не показывается. Видимо, тоже ожидает подходящей поры. И однажды она наступила с первыми продолжительными лучами яркого солнышка.
Зазвенели, защебетали ручейки, как будто перекликаясь с повеселевшей птичьей ребятней. Тронулся лед на реках, зачернели проталины вначале на крутобоких холмах, а затем и на бескрайних полях. Воздух сделался чист и прозрачен. А над горизонтом стала появляться легкая колышущаяся голубоватая дымка весеннего марева. Это начала дышать матушка-земля, освобождаясь от уютного снежного покрывала. Уже недолго осталось, когда она на свои богатырские плечи примет первые тракторы, плуги и сеялки. Начнется обычная работа для земли. А пока она только готовится. И тоже ожидает.
А солнышко с каждым днем все ярче и ярче, все голубее небо. Лес стоит настороженный, торжественный. Он тоже весь в ожидании — готовится принять на свои кроны первую нежную зелень наряда.
Одним словом – идет весна. Ее мы уже ощущаем и в городском пейзаже. Посмотрите, как возле небольших проталин-лужиц щебечут воробьи, пробуя на вкус весенний напиток-коктейль солнца, снега и воздуха.
В эту пору улыбаются друг другу совсем незнакомые прохожие. И это понятно — идет весна. Весна идет.
– Скажите, пожалуйста, эти таблетки принимать до еды или после?
– Конечно, до.
– Как же так, вчера мне говорили.
– Не знаю. Вчера дежурил другой провизор.
В парикмахерской
– Вам нравится?
– Очень! – воскликнула женщина, разглядывая себя в зеркале. И шепотом: «Вот вам на чай».
– Извините, – тоже перейдя на шепот, произнес мастер, – но я пью только кофе.
Девчушка лет трех-четырех, взобравшись с ногами на сидение, пытается выглянуть в окно.
– Светлана, не смей! — прикрикнула на неё мать. — Упадешь и разобьешься.
Девочка обернулась и очень серьезно произнесла:
– А ты в этом совершенно уверена?
В кинотеатре
На экране целовались, обнимались, говорили о любви. Вдруг в соседнем ряду раздался негромкий детский голос:
– Мама, мама, а когда я вырасту, тоже влюблюсь?
– Да.
– А потом я поженюсь?
– Да, да, не мешай смотреть фильм, сиди тихо!
Некоторое время малыш молчал. Потом вдруг снова:
– И у меня тоже будут дети?
– Конечно.
– А кем же тогда буду я тебе.
Источник
Этюд в живописи: что это такое
Основная
Что такое этюд в изобразительном искусстве? В этой статье рассказываю о понятии этюд в живописи – что это такое и для чего нужен этюд художнику.
Введение
Если вы начинающий художник, то вам будет близко понятие этюда, с помощью которого можно набить руку в рисовании и отрабатывать определенные навыки.
Этюд – это начальное произведение, подобно наброску и эскизу, не несет в себе какой-то материальной ценности, но представляет большую ценность новичку. Давайте с вами разбираться, где в живописи начинается и где заканчивается этюд, что это вообще такое, как его рисовать, какие виды бывают и так далее.
Что такое этюд в рисовании
Значение слова этюд в переводе с французского языка означает изучение. Этюды в живописи – это первоначальная художественная работа, выполненная с натуры, для изучения законов и правил живописи. Раньше этюд являлся вспомогательным произведением, сейчас же, нередко, он может быть и полноценным, самостоятельным произведением.
Подобно подмалевку, этюд означал наброски, общее видение будущей картины. Нужно было передать общие отличительные черты, перед процессом деталировки. Но в тоже время, в этюдах нужно было работать над такими важными художественными понятиями, как светотень, форма, перспектива и композиция.
Зародился этюд, как жанр, во времена эпохи Возрождения. В отличие от самостоятельной и готовой картины, этюдов может быть несколько. Просто потом художник выбирает окончательный вариант, и отталкиваясь от выбранного этюда пишет конечную картину.
Виды этюдов
Краткосрочный этюд
Краткосрочный этюд в изобразительном искусстве означает быстрое изображение и передачу общего вида объекта или натуры, в данном и конкретном состоянии.
Подобно вспышке фотоаппарата, художник, как и фотограф, должен ухватить то быстротечное событие, что он хочет передать и сделать набросок. Это могут быть как пейзажи, так и портреты, где ключевой объект очень быстро меняется, находится в динамике.
Но как же можно точно передать объект, если нет возможности хорошо его рассмотреть, спросите вы. В этом-то и будет крыться основная задача краткосрочного этюда – передать не детали, а свои впечатления от увиденного, эмоциональную составляющую. Именно с помощью таких быстрых этюдов, можно тренироваться, чтобы в конце концов написать волнующую и эмоциональную картину.
Длительный этюд
Если на предыдущий этюд можно было потратить лишь минут 15-20, то с длительным этюдом можно работать несколько часов.
За это время вы должны изучить натуру, с которой пишите или рисуете. Понаблюдайте за динамикой объекта, изучите форму и композицию, пропорции, свет, тень – в общем все, что нужно для создания картины.
Ценность такого этюда заключается в том, что у вас есть время, чтобы детально рассмотреть объект, испытать какие-то чувства и впечатления насчет этого объекта и потом передать их с помощью художественных средств выразительности на бумаге или холсте.
Зачем нужен живописный этюд
Живописный этюд – это, как правило, вспомогательный материал, с помощью которого художники изучают объекты и предметы детально, чтобы потом, работая над картиной лучше их передать.
С помощью этюдов можно изучать то, как ведет себя предмет в общей композиции, изучать свет и тень, яркость и контрастность.
Еще можно с помощью этюдов подбирать разные цветовые сочетания, находить самые лучшие, постоянно пробуя новые и новые.
Этюды также помогают тренировать зрение, память, глазомер. Одним словом, на этюдах художники учатся, стремятся полностью раскрыть свой потенциал, чтобы потом выразить его при написании самостоятельного произведения.
Этапы создания этюдов
Большинство этапов создания этюда зависит от его вида и времени, потраченного на его создание.
При работе над краткосрочным этюдом, как таковых, основных этапов нет. Это беглый набросок, который не требует каких-то особых правил. А вот длительный этюд все-таки имеет несколько основных этапов.
Эжен Делакруа, «Трагедия Медеи»
Этап первый, подготовительный состоит из изучения и анализа того, что вы будете рисовать. На этом этапе вам нужно понять, какую композицию нужно составить, грубо говоря, наметить на листке бумаги, или на холсте, место, откуда вы начнете рисовать.
Затем, вы делаете набросок, созданной вами композиции. На этом этапе происходит определение размера объекта, его основной формы, и то, как он будет выглядеть на бумаге или холсте.
Здесь же, на первом этапе вы определяете для себя цветовую гамму будущего этюда. Делаются первые наброски, чтобы посмотреть, как все это будет выглядеть в целом на бумаге или холсте.
И только после этого вы приступаете ко второму этапу – переводу рисунка на основную поверхность. Все начинается с подмалевка, потом, накладываются слои краски в технике лессировка, и создается этюд. В конечном счете, у вас должно получиться цельное и законченное произведение.
Художники, рисовавшие краткосрочные и длительные этюды
Первые этюды появились еще во времена Ренессанса. Но они не были так популярны, как несколько веков назад. Среди многих русских художников были популярны этюды.
Так, Иссак Ильич Левитан передавал через этюды пейзажи, ровно, как и Дмитрий Левин, умевший прекрасно передать характер русской природы в своих этюдах.
Валентин Серов, этюд к картине «Царевна Софья»
Если мы говорим об акварельных этюдах, то стоит вспомнить акварельные портреты Карла Павловича Брюллова, а также, натюрморты Михаила Александровича Врубеля.
Ниже привожу примеры этюдов известных художников.
Заключение
Определив понятие, что значит этюд, мы с вами стали на шаг ближе к изучению живописи.
Так, давайте еще раз повторим, что такое этюд в рисовании. Это художественное произведение, которое помогает в написании и создании самостоятельных работ. Но, этюд также может быть самостоятельным и законченным произведением.
Этюды бывают краткосрочные, где вы сразу создаете задуманное, и длительные, над которыми можно работать несколько часов.
Этюды можно создавать как масляными, так и акварельными красками, а также другими средствами художественной выразительности.
Источник
Что такое етюд про природу
§ 4. ЭТЮДЫ НА СОСТОЯНИЕ ПРИРОДЫ
Этюды на состояние природы являются отдельной темой в числе других практических заданий. Работа над этюдом ведется на протяжении всей учебы и чередуется с другими заданиями, предусмотренными программой.
Перед началом каждых занятий преподаватель ставит четкие и понятные учебные задания, т.к. в противном случае этюд не будет соответствовать профессиональному и просто грамотному уровню.
Выйдя с кистями, красками и этюдником в поле и ощутив красоту пейзажа, художник, не имеющий опыта, мгновенно растеряется. Результатом такой растерянности может стать то, что студент забудет все, чему его учили в учебной мастерской.
Чтобы избежать подобных результатов, необходимо на первоначальном этапе обучения пейзажному этюду значительно упростить задачу. Этой цели может служить этюд-упражнение «земля-небо». Для этого не нужно выбирать пейзаж с сильно пересеченным рельефом местности или перегруженный деталями (деревья, строения, линии электропередач). Лучше выбирать спокойный пейзаж с относительно ровным рельефом, с отдельно размещенными деревьями или строениями. На горизонте могут быть лес или группа строений (город, поселок). Кроме того, необходимо учитывать, как пейзаж освещен в разное время дня для того, чтобы избежать неожиданностей во время работы. Первые занятия необходимо проводить в пасмурные дни или тогда, когда солнечные лучи мало попадают на землю.
Для работы над этюдом «земля-небо» студенты должны иметь: холст или загрунтованный картон размером не более 40 см по большей стороне. Для удобства все это помещается в твердую папку или этюдник. Не нужно увлекаться большим количеством разных материалов, инструментов, так как они будут мешать выполнению учебных заданий.
Значительно облегчит выполнение задачи так называемый «видоискатель». Это небольшой лист бумаги или картона площадью 7х10 см, в котором прорезано «окошко» размером с коробку спичек. Такое приспособление каждый может подготовить самостоятельно. Для удобства наблюдения по центру каждого из сторон «окошка» делаются линии карандашом. В процессе дальнейшей работы, с приобретением опыта от «видоискателя» можно отказаться. Хотя во время этюдов этим средством пользуются и зрелые художники, потому что это простое приспособление значительно облегчает композиционные поиски при работе на пленэре.
После того как студенты подготовятся к работе, можно перейти к следующему важному этапу. Это вновь будут наблюдения, но более конкретные и целенаправленные, чем те, которые проводились на местности. Теперь пейзаж изучается по следующим направлениям:
1. Каким образом разместить линию горизонта? Что более выразительно: низкий горизонт или высокий? Выбор высоты горизонта очень важен в композиционном решении пейзажного этюда. Нужно напомнить, что понятие «линия горизонта» не является для студентов новым и неожиданным, оно присутствовало и в прежних студийных занятиях по рисунку, живописи, композиции.
2. Дальше необходимо сосредоточить внимание на тональных отношениях больших масс земли и неба. Задачей художника на данном этапе наблюдения является поиск больших тональных (а на дальнейшем этапе работы – цветовых) отношений между небом и землей. Что светлей и насколько? Поиск тональных отношений также не является для студентов чем-то новым, т.к. они постоянно сталкивались с решением такой задачи в стенах мастерской.
3. Следующий этап – более детальное изучение тональных отношений между большими массами земли и неба. Этой цели может послужить также известное студентам понятие «пространственный план». Теоретически пространственных планов в пейзаже можно насчитать множество. На практике на данном этапе обучения выделяют 3 – 4 пространственных плана земли и столько же неба. На земле (хоть и достаточно условно) выделяется ближний к наблюдателю, или первый, план, средний, или второй, план и дальний, или третий, план. Разграничив условно эти планы и изучив их взаимоотношения по разным, но более точно отмеченным и профессионально оправданным параметрам (например, глубина планов, разница в цветовой и тональной насыщенности, направление движения планов), студенты тем самым сделают грамотный анализ состояния натуры.
Пространственный план на небе внимательный наблюдатель отличит даже легче, чем на земле. Во-первых, из-за отсутствия большого количества деталей они читаются легче. Во-вторых, небо является атмосферной оболочкой Земли, имеющей сферическую форму и, как любая форма, освещенная солнечными лучами, имеет те же признаки, что и другой любой предмет, поддающийся визуальному наблюдению и анализу тональных цветовых отношений. В отличие от пространственных планов на земле (ближний, средний и дальний) наблюдатель отличает на небе верхний, средний и нижний планы. Анализируя состояние неба, студенты вновь должны ответить на вопрос, какой из пространственных планов больший, каково «направление движения» пространственного плана, какой из планов самый светлый, а какой самый темный.
Для облегчения анализа тональных отношений, как в натурной постановке, так и в пейзаже, иногда пользуются светофильтром (красное прозрачное стекло). Красный свет стекла «съедает» практически все оттенки цвета, оставляя наблюдателю видеть только тональную градацию натуры. Можно рекомендовать отдельным студентам этот прием наблюдения, когда они не в состоянии на начальном этапе обучения провести грамотный анализ тональных отношений.
Необходимо обратить внимание на то, что на данной стадии изучения натуры нет необходимости заострять внимание на деталях. Деревья, кусты, строения, камыш, если и участвуют в общей «мелодии», то только как часть того или иного пространственного плана. Они должны по возможности как бы выпадать из поля зрения наблюдателя как самостоятельные объекты. Этот момент является одним из самых сложных для понимания начинающего пейзажиста и одним из самых важных в профессиональной, специфически художественной постановке глаза. Именно на этом этапе у художника активно начинает вырабатываться так называемый «распущенный», или «коровий», взгляд, без которого не может формироваться профессиональный художник-живописец.
Чтобы не возвращаться больше к процессу наблюдения, необходимо остановиться подробно на анализе цветовых отношений в пейзаже, тем более что идет он одновременно или сразу вслед за анализом тональных отношений. Уместно будет установить преимущество теплых или холодных оттенков в данном пейзаже, их количество и качественные отношения между собой в разных пространственных планах, а также в больших массах земли и неба. Необходимым элементом такого анализа будут поиски разницы в изменении теплых и холодных оттенков цвета, света и тени и их изменений в зависимости от условий освещения. Один и тот же пейзаж необходимо наблюдать как в солнечный, так и в пасмурный день.
Таким образом, в результате всех этих наблюдений до сознания студентов доводится мысль о том, что с помощью вдумчивого анализа они имеют возможность найти в хаосе окружающей природы тот общий «знаменатель», с помощью которого можно решить любые сложные задачи в работе над пейзажным этюдом. Тем более что все элементы анализа давно известны на более ранних стадиях, в стенах мастерской. И только после вдумчивого наблюдения и анализа можно переходить к практической работе над этюдом. Первые пробы воспроизвести на бумаге или холсте результаты своих наблюдений должны исключить изображение дополнительных деталей и сосредоточить внимание на главном: на больших отношениях «земля-небо» и пространственных планах. В начале необходимо рекомендовать выполнить серию этюдов одним цветом (техникой «гризайль»), т.к. использование всей палитры на этом этапе обучения усложняет задачу. У студентов возникает желание «разрядить сразу всю обойму», в результате в этюдах наблюдается большое количество открытых интенсивных цветовых пятен, краски «спорят» между собой, отсутствует гармоническое соединение цветового оттенка.
Для выполнения этюдов в технике «гризайль» необязательно брать одну только черную краску, разбеливая или растворяя ее к разным оттенкам серого цвета. Допустимо использование двух цветов. Это может быть черный и охра, синий и охра. Нужно избегать в работе на этапе выполнения «гризайлей» открытых спектральных цветов. На этой стадии выполнения этюдов, кроме поиска тональных отношений, студенты сосредоточивают свое внимание и на композиционном решении. Сюда входит выбор высоты линии горизонта, широты и других размеров пространственных планов на земле и на небе, направленность их движения.
Перед началом этой стадии работы над этюдом студенты на конкретных примерах окружающей природы воскрешают в памяти известные им законы цветовоздушной перспективы. Кроме того, необходимо помнить о необходимости ограничения цветовой палитры, которая используется в работе, необходимо проследить передачу более теплых и более холодных оттенков цвета в свету и тени в условиях данного освещения, их количественные и качественные отношения между собой.
Необходимо помнить о необходимости ограничения цветовой палитры, которая используется в работе над этюдом. Должны оставаться только те краски, которые способствуют решению поставленной задачи без использования всей палитры. Достаточно бывает 3 – 4 цветов. Используя опыт, приобретенный на этапе этюда «гризайль», студенты решают те же задачи в цвете. Избегая деталей, они ведут поиск уже тонально-цветовых отношений. Время исполнения этюдов также не должно превышать 15 минут. После выполнения 5 – 6 быстрых этюдов в цвете необходимо снова провести отбор и анализ работ с наиболее типичными недостатками, а также удачными находками.
На первый взгляд задания кажутся простыми, но их выполнение требует значительных затрат умственной, эмоциональной и физической энергии. Поэтому, как только будут получены первые положительные результаты, занятия по этой теме необходимо прекратить или заменить тему. Сказанное не означает, что к такому типу заданий не нужно обращаться в будущем. Их полезно систематически повторять в разные часы суток и в разную погоду.
Ввод деталей (или детали) в пейзажном этюде «нашлепке» будет как бы переходом от несложного этюда к пейзажной композиции. Как и на предыдущих этапах работы, выполнение задания необходимо начать с наблюдения. Нужно выяснить, что может стать деталью первого (ближнего), второго (среднего) и третьего (дальнего) планов. Рекомендуется выбор таких деталей, которые вводятся в этюд и будут подробно изучаться в процессе выполнения других заданий летней практики, а также допускаются в заданиях по зарисовке строений, отдельных растений, камней и т.д.
Наблюдением выясняется, что детали первого плана, как и сам первый план в сравнении со вторым и третьим, в силу особенностей человеческого зрения несколько размываются, теряются. Наблюдатель смотрит как бы через первый план. Важно учесть, что детали первого плана в то же время могут служить ступенькой в будущий этюд или картину. Они могут дать направление взгляду зрителя на главное в нарисованном. Такой деталью будет часть дороги, тропинка, растение с конкретным размещением веточек и т.д.
Детали третьего (заднего) плана из-за отдаленности читаются слабее в сравнении с деталями второго и первого планов, но это не означает, что они менее важны и не заслуживают внимания художника. Дальний план и предметы, размещенные на нем (детали), служат, во-первых, связующим звеном между большими массами земли и неба и, во-вторых, являются фоном, на котором раскрывается действие пейзажной картины или этюда. Само действие происходит чаще на другом (среднем) плане.
Практическое выполнение пейзажных этюдов на этапе введения деталей не нужно начинать с большого их количества. Наиболее допустимым будет вначале выполнение этюдов с одной-двумя деталями на каждом из пространственных планов. При этом на одной серии этюдов сосредоточивается внимание студентов на деталях первого плана, в следующей серии – на 1–2 деталях второго плана и, наконец, должна быть выполнена серия этюдов, посвященная третьему плану и его деталям. Для этого полезно упростить задачу и рекомендовать чисто условное решение с введением одной характерной детали в каждой серии.
Наибольшие трудности на этой стадии работы над пейзажем студенты ощущают в размещении деталей на плоскости листа. Законы композиции диктуют точность в размещении каждого предмета на плоскости при рисовании, поэтому для облегчения таких поисков необходимо дать студентам некоторые рекомендации. Например, детали, будь они на первом, втором или третьем плане, только в редких случаях необходимо размещать на самом центре листа.
При этом необходимо учитывать не только размеры и место размещения деталей, но и направление движения и размер самих пространственных планов. При долгом и внимательном наблюдении за состоянием природы студенты постепенно убеждаются в том, что тональное, цветовое состояние деталей в значительной степени зависит от их окружения, а именно от тонального и цветового состояния того пространственного плана, на котором эта деталь находится. Иными словами, из темного пространственного плана «вырастает» темная деталь, а из светлого – светлая.
На этом этапе работы над этюдом необходимо обратить внимание на облачное небо, потому что облака, которые размещены на разных пространственных планах небосклона, являются такими же деталями, как и деревья или строения на земле. Их можно наблюдать и рисовать по тем же правилам.
Необходимо задержаться на некоторых особенностях ведения этюда городского пейзажа. Хотя в живописи городского пейзажного мотива действуют те же принципы, что и в живописи сельского пейзажа, неискушенный художник в силу разных причин, часто оказывается невооруженным и беспомощным в реализации задания. Это обусловлено тем, что городская застройка очень разнохарактерная и разнообразная по конструкции, размерам, стилям и, что особенно важно, по разнообразию окраски. Рядом могут находиться здания, покрашенные в красный и зеленый, серый и синий и в любой другой цвет. Пытаясь выполнить живописный этюд, неопытный художник начинает решать его, используя опыт академических заданий во время аудиторных занятий, где он освоил знания о трех так называемых категориях цвета: цвет в свету, цвет в тени и цвет в полутени (локальный цвет) и начинает на самом деле применять его в живописи городского пейзажа, отдельных строений. В сочетании со строгим перспективным построением такой этюд чаще всего приобретает в результате характер инженерной схемы, похожей по своим качествам на некий архитектурный проект. Чтобы избежать этого, необходимо в первую очередь понаблюдать и зафиксировать в памяти, как изменяется цвет городского строения в разное время суток и при разном освещении: в солнечный и пасмурный день, в дождливую погоду и т.д. Мы видим, что те же три категории цвета «работают» в разных условиях по-разному, часто меняясь с «точностью до наоборот». То, что окрашено в розовый цвет, может оказаться от серебристо-фиолетового до золотисто-охристого в разных участках одной и той же плоскости. Большое воздействие на цветовой строй оказывает цветовой рефлекс от соседних зданий и от наличия или отсутствия растительности, это значит, художник перед началом работы должен в первую очередь видеть все освещение, которое объединяет весь пейзаж, которое и придает общий характер состояния живописного этюда. Рис. 15 – 17.
Источник