Древняя религия Бон. История расцвета и уничтожения
1 комментарий/ 3317
Считается, что тибетская религия Бон является самой древней религиозной традицией планеты Земля.
Более 18 тысяч лет сохраняется непрерываемая линия преемственности Учителей, ведущих всех живых существ к Просветлению и Свободе.
Религия бон возникла в период, когда на земле, как написано в первой книге «Махабхараты» Адипарве, жили легендарные наги – полубоги со змеиным туловищем и несколькими человеческими головами. О нагах рассказывается и в древних китайских трактатах, и в единственной сохранившейся бонской рукописи, датированной VI веком н.э. (в середине прошлого века она была переведена на немецкий язык), а также в многочисленных легендах народностей, живущих в юго-западной части Тибета…
Люди, находившиеся под властью нагов, жаждали освободиться от их господства. И это случилось – человек обрел независимость 18 тысяч лет назад, когда с неба к подножию горы Меру спустился Учитель – Тонпа Шенраб. Он научил местные народы поклоняться Белому богу неба, Черной богине земли, Красному тигру и Неистовому дракону, а также открыл секреты, как управлять могущественными нагами, многочисленными духами и естественными силами природы. Первым графическим символом религии бон стала свастика, закрученная в направлении, противоположном движению часовой стрелки (антисолнцеворот), что олицетворяло вечную борьбу человека со стихиями и потусторонним миром.
Ко времени прихода в Азию «желтой веры» – буддизма – религия бон получила широкое распространение в Индии, Персии, Южной Сибири, Центральной Азии и Китае.
Когда в середине VII века по приглашению тибетского владыки Сронцзангампо в Тибет явились из Индии буддийские монахи, то они столкнулись там не с первобытным язычеством — почитанием сил природы, не с шаманизмом — практикой вызывания духов и даже не с культом мертвых предков, а с продуманной, теоретически отработанной религиозной системой, носившей название бон.
Несмотря на активную поддержку центральной власти, буддистам пришлось выдержать тысячелетнюю борьбу, в результате которой им не удалось достигнуть полной победы. До сих пор в Тибете наряду с желтой верой — ламаизмом существует и учение бона, с той лишь разницей, что борьба между этими религиями больше не влечет за собой ни гекатомб из человеческих тел, ни потоков крови. Однако все это имело место в первые века проникновения буддизма в Тибет (VII-XI вв.).
Необходимость создания централизованных монархических государств привела к тому, что азиатские правители начали гонения на последователей традиционной веры, усиленно насаждая буддизм. В VII веке до н.э. при тибетском правителе Дригума Цэнпо были закрыты бонские монастыри, уничтожены многие рукописи «еретической» религии, а ее адепты изгнаны из Тибета. Вплоть до XI века н.э. исповедовать бон запрещалось под страхом смертной казни. Однако это древнее учение сумело выжить, и в 1017 году, после открытия тщательно сберегавшихся на протяжении столетий эзотерических текстов, религия бон вновь явилась миру в обновленном и систематизированном виде. Заслугу в возрождении «веры предков» предания приписывают Шенчену Луге.
Религия бон. Возрождение на рубеже X-XI веков
Шенчен Луга, потомок Конгцы Вангдена – одного из сыновей Тонпы Шенраба, жил на рубеже X-XI веков. Этот великий тертой (человек, находящий драгоценные тексты и предметы учения) считается реформатором религии бон, сумевшим примирить сторонников своего верования и последователей буддизма. Шенчен Луга разделил бон на два направления: экзотерическое, смысл которого был понятен широким слоям народа, и эзотерическое – тайные ритуалы и доктрины, бережно сохранявшиеся на протяжении многих тысячелетий и известные лишь посвященным ламам.
Внешне экзотерический бон имеет много общего с традиционным буддизмом. Так, жизнеописания основателя бон Тонпы Шенраба во многом схожи с повествованием об основателе буддизма Будде Шакьямуни, изложенном в «Лалитавистаре». Так же, как и буддизм, бон имеет монашескую систему, схожую с системой «желтой веры», проповедует учение о просветлении и духовной чистоте. Да и многие современные экзотерические ритуалы религии бон схожи с буддистскими. Однако эзотерическое направление бон – это сложная система, основанная на древних традициях, изложенных «на языке богов» и впервые записанных мудрецами государства Тазиг, существовавшего, предположительно, на юго-западе Тибета более шести тысяч лет назад.
Представления о мироздании в бон
Истинные последователи религии бон считают, что мир состоит из трех сфервселенных: белой – небесной области богов, красной – земной области людей и синей – нижней области водяных духов. Через эти сферы прорастает мистическое дерево, посредством которого обитатели разных миров сообщаются друг с другом.
Небесный и нижний миры у бонцев наполнены множеством могущественных сущностей, оказывающих постоянное влияние на мир людей.
Главные среди них – белые духи – лха, защитники человечества. Земной же мир населяют свирепые цан – красные мужчины – мстящие духи жрецов, недовольных своей смертью. Но самые безжалостные враги людей – злобные черные мужчины – демоны дуд. Именно на усмирение этих враждебных сил и направлена большая часть тайных ритуалов религии бон.
Правители в погоне за тайнами бон
Отрывочные, порой полумифические сведения о небывалом могуществе бонских лам, легенды о том, что первые из них – правители таинственного государства Агарти, надежно спрятанного в высокогорных пещерах Гималаев, стали причиной того, что многие сильные мира сего искали способы наладить со жрецами религии бон тесные контакты.
Так, ярый последователь буддизма индийский царь Ашока из династии Мауриев, живший в III веке до н.э., пошел войной на соседнее царство Калингу, жители которого исповедовали бон.
Однако завоеватель потерпел сокрушительное поражение. И причиной тому стали тайные знания, которыми владели бонские ламы. После этого Ашока, как повествуют хроники, посвятил остаток своей жизни изучению сакральных знаний бон, а незадолго до своей смерти создал Общество девяти неизвестных, которое, будто бы, существует и в наши дни.
Китайские летописи XV века сохранили упоминание о том, как послы императора Поднебесной в 1403 году посетили монастырь Сангри, центр философских исследований религии бон, после чего привезли в подарок своему владыке ряд древних и очень ценных свитков.
Интересовалась древнейшей мировой религией и Россия. В 1902 году по личному указанию императора Николая II в Тибет отправилась секретная разведывательная экспедиция, официальной целью которой была борьба с Англией за установление влияния в этом азиатском регионе. По воспоминаниям одного из участников похода, Дамбо Ульянова, записанным в целях конспирации на калмыцком языке, русские разведчики сделали в Лхасе несколько безуспешных попыток войти в контакт с бонскими ламами. Однако вскоре после этого двое членов экспедиции скоропостижно скончались от неизвестной болезни. Столь же неудачными оказались усилия советских спецслужб, предпринятые в 20-30-е годы прошлого века.
Наладить отношения с высшими духовными лицами религии бон не удалось, после чего СССР на долгие десятилетия потерял свое влияние в этом регионе.
В те же 30-е годы под эгидой тайного общества Аненербе в Тибет направляется германская экспедиция. Гитлеровским посланцам повезло больше, чем сталинским.
Вплоть до 1943 года между Берлином и Лхасой поддержи- Монастырь в Доланжи (Индия) вались тесные отношения, в ходе которых члены Аненербе сумели узнать секреты целого ряда магических практик древнейшей религии мира.
One thought on “ Древняя религия Бон. История расцвета и уничтожения ”
Здравствуйте!
..Предположим , что Фаэтон — астероидный пояс между Юпитером и Марсом….может быть некоторые артефакты с этой планеты …(Фаэтона)…Земная карма человечества плюс с Фаэтона, и может быть истинных свойств артефактов с разными носителями люди Земли не совсем знали?…Спасибо.
Добавить комментарий Отменить ответ
Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.
Источник
Тибетский буддизм
Д ве с половиной тысячи лет назад на территории Северной Индии воплотился великий духовный учитель — Будда Шакьямуни. Более сорока лет он проповедовал Дхарму, однако, после его ухода Учение было практически полностью искоренено враждебно настроенными правителями. Вскоре после ухода Будды из этого мира воплотился ещё один великий духовный Учитель — Падмасамбхава, который был призван распространить Учение на территории Тибета. И, как ни парадоксально, на сегодняшний день тибетский буддизм гораздо более распространён и развит, чем индийский.
Буддизм в Тибете
Согласно легенде, рождение Падмасамбхавы предсказал ещё сам Будда Шакьямуни. В Махапаринирвана-сутре, где подробно описаны последние дни жизни Будды в этом мире, он сообщает своим ученикам, что настало время его ухода, и даёт различные предсказания и наставления. В числе прочего Будда рассказывает о скором воплощении великого учителя — Падмасамбхавы, который будет распространять Дхарму и освобождать живых существ из оков Сансары. Есть даже мнение, что Падмасамбхава — это и есть инкарнация Будды Шакьямуни. Сам же Будда утверждал, что Падмасамбхава — это эманация бодхисаттвы Авалокитешвары.
Так или иначе, великий духовный учитель пришёл. Он родился совершенно чудесным образом — воплотился в цветке белоснежного лотоса на озере Данакоша в северно-западной Индии. У Падмасамбхавы тут же проявилась благая карма: его заметил проезжавший мимо бездетный царь. Так мальчик стал жить во дворце и ни в чём не знал нужды. По достижении совершеннолетия царевич должен был жениться, но, так как принц был бодхисаттвой, он осознал своё великое предназначение. Царь, приемный отец Падмасамбхавы, разумеется, был против того, чтобы царевич покинул дворец, и тот был вынужден пойти на преступление и убить одного из сыновей знатного вельможи. Этой жестокостью Падмасамбхава добился того, что ему и было нужно, — в наказание за убийство его изгнали из страны, и он смог приступить к реализации своей миссии. Падмасамбхава практиковал достаточно своеобразные и суровые практики: он медитировал на кладбищах и в труднодоступных пещерах. Видимо, в качестве воздаяния за суровые аскезы Падмасамбхаве помогали две дакини, которые делились с ним тайными тантрическими знаниями. Эти знания и позволили ему быстро продвинуться в практике йоги и медитации.
После достижения успехов в практике Падмасамбхава вернулся в страну, из которой был изгнан. Однако люди не готовы были принять Учение Будды, и Падмасамбхава не особенно пользовался авторитетом у населения. Местный царь даже арестовал его и сжёг на костре. Точнее, попытался сжечь, однако, Падмасамбхава, обладающий йогическими сиддхами, чудесно спасся.
Вскоре Падмасамбхава стал наставником Ашоки — легендарного правителя, который по своей благой карме столкнулся с Учением Будды и стал активным его последователем. Ашока является едва ли не единственным примером правителя — преданного последователя Дхармы. Вклад Ашоки в распространение буддизма в мире сложно переоценить.
Трудности, с которыми Падмасамбхаве пришлось столкнуться в процессе распространения буддизма в Тибете, связаны с местными религиозными течениями. Разумеется, на момент воплощения Падмасамбхавы Тибет не был в состоянии религиозного вакуума и там присутствовала местная религия — Бон. Это довольно странная религия с особыми ритуалами и концепциями. И покровителями этой религии были гневные божества и демоны, с которыми Падмасамбхаве пришлось вступить в схватку. Падмасамбхава приступил к проповедям и основал монастырь Самье, где организовал перевод буддийских текстов и наставил в Дхарме первых семерых монахов. Падмасамбхава, обладая йогическими сиддхами, показал местным магам, жрецам и колдунам, «кто есть кто», и те полностью утратили авторитет среди местного населения. Также он с помощью своих сиддх подчинил себе гневных существ — покровителей религии Бон, — превратив их в защитников Дхармы — дхармапал. Реализовав своё предназначение и распространив Дхарму в Тибете, Падмасамбхава вознёсся на небо.
Вкратце о тибетском буддизме
Стоит отметить, что тибетский буддизм отличается от Учения Будды. Дело в том, что внедрение буддизма Падмасамбхавой, так сказать, «поверх» существующей религии Бон не прошло бесследно. Произошло смешение религиозных воззрений, что привело к сильным видоизменениям классического буддизма. Таким образом, в тибетском буддизме мы можем видеть рудименты религии Бон и древнего шаманизма, который присутствовал на этих территориях. Странные ритуалы и практики, совсем не характерные для классического буддизма, — это последствия взаимодействия Учения Будды и религии Бон.
В Тибете преимущественно распространён буддизм традиции Махаяны и Ваджраяны. Особенно популярны в Тибете школы традиции Ваджраяны, такие как Джонанг, Сакья, Карма Кагью и другие. Для тибетского буддизма больше характерны практики тантры, поклонения и медитации, основанные на визуализации различных учителей и просветлённых существ. Типичными для тибетского буддизма являются взращивание «бодхичитты», а также концепция «шуньяты», изложенная в Сутре Сердца и «чистого видения». Основным инструментом для продвижения в практике считается не столько постижение философии, сколько повторение мантр, которые передаются тайно от учителя к ученику.
В тибетском буддизме распространены тантрические практики, позволяющие достичь духовной реализации (состояния Будды) в течении одной или нескольких (до семи) жизней. В целом тибетский буддизм придерживается философии Махаяны о Пути Бодхисаттвы и развитии «бодхичитты», но применяемые здесь методы характерны именно для территории Тибета. В традиции тибетского буддизма важную роль играет почитание Гуру и считается невозможным и даже опасным практиковать те или иные вещи без учителя. Тибетский буддизм отличается от классического тем, что здесь присутствует догматичность и ритуальность, которые для Учения Будды не характерны. Скорее всего, это особенности менталитета и опять-таки последствия смешения буддизма с местными религиями и верованиями.
Источник
Все о тибете природа религия
1. Тибет – одно из самых прекрасных и самых загадочных мест на земле.
Эта горная страна притягивает к себе туристов со всего света не только своей уникально природой и культурой, но и загадочностью и мистической атмосферой. 2. В декабре 1951 года в Тибет вторглась китайская армия. Сопротивление было жестоко подавлено. С этого времени Тибет является частью КНР в результате его аннексии Китаем.
3.Экономически Тибет является административным округом Китая, однако уже многие годы борется за свою независимость, и это не случайно.
4.Тибет это отдельное, особое государство, жемчужина восточной культуры и религии. Тибет сотни лет был закрытым для иностранцев и представителей иных религий, наверное, именно благодаря этому он смог сохранить свою самобытность.
5.После присоединения к Китаю многие коренные жители горной страны отправились в изгнание и разъехались по всему миру.
6. Большинство их – более 100 000 человек — проживают в Индии, около 20 000 бежали в Непал.
7.Тибетцы живут также в Бутане, Швейцарии, скандинавских странах, Канаде, США, Австралии и Новой Зеландии.
Далай-Лама 14-й
8.Но правительство Тибета всё еще существует, пусть и неформально. Оно нашло приют в индийском Дхарамсале. Сегодня главой государства, которого фактически больше нет, считается Далай-Лама 14-й.
9. Когда Китай в XIII веке был оккупирован монголами, они постарались максимально подчинить себе Тибет. Для этого ими был учреждён титул Далай-ламы, причём первому был присвоен номер III, для эффекта традиционности. Далай-лама избирается путём реинкарнации в раннем детском возрасте.
10.Самым любимым в народе был Далай-лама VI. Он носил длинные волосы, любил стрелять из лука, сочинял прекрасные любовные стихи и гордился своей сексуальной техникой. Его биографию составил итальянский тибетолог Erberto Lo Bue в своём труде «Vita e canti del VI Dalai lama».
Тибетцы в Норвегии
11. Большинство тибетцев мигрировало в Непал, Индию, Бутан и… Норвегию, из-за сходства климатических условий. Туда перебрались многие ламы и зарабатывали переводами старинных текстов на европейские языки.
12.Сейчас в Норвегии проживает крупная тибетская диаспора, которая поддерживает тесные контакты с родственниками в Гималаях. На норвежских рынках повсеместно продаются характерные вязаные шапки из шерсти яка, но с вышивкой «Bergen», «Norge».
13. Тибет – поистине колыбель буддизма. Там находится более двух тысяч буддистских храмов, большая часть которых, конечно, закрыта для посещения. Однако посмотреть все же есть на что, и это не сможет никого оставить равнодушным.
Столица Тибета Лхаса
14. В столице Тибета Лхасе, находится один из самых огромных в мире дворцов — дворец Потала, высотой в 13 этажей. Создается впечатление, что он как будто высечен в скале, на которой и находится. Это центр служения тибетских монахов.
15.В Тибете есть и уникальные буддистские храмы, в которых хранятся древние реликвии, например Джохканг, известные не только тем, что там хранятся образы божеств, но и тем, что это «храм тысячи свечей».
Дворец Потала в Лхасе
16. Тибет, являющийся центром буддизма, можно сравнить с Ватиканом, столицей католицизма. Единственным и немаловажным отличием его от других религиозных центров является нетронутая рукой человека горная природа. Но это не единственное что привлекает туристов.
17.Тибет долгие годы был закрытым государством буддистских монахов – Лам. Да и сейчас въезд в этот округ Китая возможен не круглый год, существуют определенные месяцы в году, когда нахождение на территории Тибета иностранцев недопустимо.
Тибетский монастырь Кей Гом
18. В другое время посещение региона возможно, но только группами и по специальному разрешению, а находиться на территории Тибета можно только при наличии сопровождающего, имеющего соответствующую лицензию.
19. В Тибете сильны традиции танца, поэзии и музыки. Для сакральных торжеств применяются чаши и гонги из сложного сплава металлов, дающие мелодичный звон разной тональности. Используются различные струнные музыкальные инструменты, несколько видов барабанов и флейты, в том числе те, которые изготавливают из человеческой кости.
20. Тибетское плато практически полностью безлюдно. Тибетцы живут на востоке массива. Его север, центр и запад остаётся незаселенным по сей день.
Джомолунгма
21. В Тибете расположена высочайшая в мире горная вершина – Джомолунгма. Хотя многим более привычно её второе название – Эверест.
22. У народов тибетской группы нет фамилий. Вместо них используется прозвище и национальность: Нооленг Таманг, Мингма Гьюрмей Шерпа. Имеется родовое имя, но оно в повседневной жизни не используется, чтобы не привлечь к семье злые силы. Прозвище может меняться в течение жизни.
23.Одного из двух первовосходителей на Эверест при рождении назвали Намгьял Вангди, но прославился он как Тенцинг Норгей, что означает «Счастливый богатый религиозный». Это имя ему присвоили по совету ламы, и оно себя оправдало.
Монастырь Самьё в Тибете
24. «Тибетцы» — обобщённое название нескольких этносов различного происхождения. Высокогорное тибетское плато издавна служило местом пересечения миграций многих народов. Монголоиды и европеоиды, кочевники и земледельцы — из них сформировались шерпы, таманги, гурунги, раи.
25.У кочевников было распространено многожёнство. Жёны подчинялись мужу, но вели активный образ жизни. В XIII веке правитель Сан-Гье-Гья-Цо проиграл свою жену в шахматы монгольскому военачальнику. Позже отношения с монголами испортились, и тибетский правитель дважды подсылал убийц к своему бывшему шахматному партнёру. Монголы сделали набег на столицу Тибета Лхасу, причём первым во дворец ворвался отряд под руководством бывшей супруги регента. Она убила Сан-Гье-Гья-Цо и отомстила, таким образом, за своё унижение и покушения на нового мужа.
Священная гора Кайлас
26. Одна из самых известных тибетских гор, носящая статус священной в буддизме и индуизме, — Кайлас, (тибетцы называют Канг Ринпоче). Это довольно правильная четырёхгранная пирамида, чьи стороны приближены к сторонам света. Высота точно не установлена: от 6638 до 6690 метров, но эзотерики утверждают, что ровно 6666 метров. Некоторые исследователи, считают Кайлас древнейшей из пирамид.
27.Эта гора также считается культовой в паранауке и окутана мистицизмом. По преданию, никто не имеет права взойти на Кайлас. Нарушившего этот запрет ждет скорая смерть, а на того, кто просто прикоснется к святыне, обрушатся болезни.
28.На вершину горы никогда не ступала нога человека, а попытки некоторых альпинистов покорить Кайлас пресекались паломниками, живой стеной встававшими у них на пути. К этой горе совершаются паломничества: ритуальный обход вокруг горы называется «кора». Особо благочестивые тибетцы совершают кору, простираясь ниц через каждые несколько шагов.
29. Самый высокогорный народ мира — шерпы. Они переселились с Тибетского плато на территорию современного Непала 600 лет назад. В их крови более высокий уровень гемоглобина, чем у других народов мира. Эта особенность позволяет жить в условиях разреженного воздуха: на высоте 5000 метров содержание кислорода в атмосфере составляет менее половины от уровня поверхности моря.
30.С развитием туризма шерпы стали работать горными проводниками. Без них мало кто из гималайских альпинистов добрался бы до цели. Шерпы прокладывают лестницы через огромные трещины ледников, провешивают перильные верёвки, несут за своих туристов еду, палатки и снаряжение. Готовят пищу тоже они.
Один из гидов Тибета
31.Гид по имени Апа Шерпа побывал на вершине Эвереста 21 раз!
32. Даты своего рождения и точного возраст ранее тибетцы не знали. Данные о рождении начали повсеместно фиксироваться только в 50-х годах прошлого века.
33. В древности тибетцы поклонялись духам предков, духам стихий и женским божествам. Затем с запада пришла религия бон. Это суровая вера воинов и охотников, в порядке вещей было принесение кровавых жертв, включая людей. Эту традицию упразднили только в начале XX века, когда жертвы были заменены фигурками «торма».
34.Эти фигурки состоят из различных символических элементов в зависимости от цели человека, в них обязательно присутствует красный цвет как символ крови. Торма помещают в храм, затем уничтожают, и жертва считается принесённой.
35. На западе Тибета обитали индоевропейские племена эфталитов, похожие на цыган. У народа эфталитов была принята полиандрия: несколько братьев брали в жёны одну женщину. Такая система защищала потомство от нищеты в случае гибели кормильца. Жена носила головной убор с рогами: сколько мужей, столько и рогов. В настоящее время этот народ живёт в Непале, в районе горы Манаслу, и сохраняет древние обычаи.
Один из тибетских монастырей
36. Тибетские эмигранты не просто осваивают новые территории, но и строят на них свои монастыри.
37. Родиной тибетского буддизма считается Индия, из которой он пришел в 7-м веке нашей эры. В исходном мирном варианте он не прижился. Зато тибетцам весьма понравилась гибридная версия с сохранением древних божеств и дополнением в виде мистических плясок в шаманском стиле. Такой вид буддизма называется «тибетский ламаизм». В настоящее время все эти религии слились воедино, хоть монастыри и носят разные названия.
38. Считается, что ламы и настоятели монастырей обязательно возрождаются в новом облике. После смерти старого ламы по его указаниям разыскивается нужный ребёнок и воспитывается в монастыре.
39. В Тибете огромное количество буддистских праздников, которые часто напоминают карнавал в масках разных божеств, или, сопровождается зажиганием свечей и лампад, от которых площадь превращается в море огненных светлячков.
40.Еще в 20 веке Тибет был рабовладельческим государством с достаточно кровожадными нравами по отношению к рабам – за любую провинность им могли отрубать стопы, руки и ноги.
41.Также в Тибете долгое время существовала достаточно странная система налогообложения: были установлены налоги на пение, рождение детей, звон колокольчиков и даже носы и уши, всего же насчитывалось более двух тысяч разных налогов.
Яки Тибета
42. Основой тибетского хозяйства исторически являются яки — высокогорная разновидность прирученных диких быков. У них длинная мягкая шерсть, из неё вяжут замечательные тёплые вещи. Яки дают вкусное молоко, из которого делают сыр. На яках перевозят грузы по горным тропам, высоты они не боятся.
43.Но яки — это довольно опасные животные. Пасущийся бык способен внезапно наброситься на проходящего мимо человека и нанести ему тяжёлые увечья или даже убить.
44.Традиционная пища народов Тибета — чай с набором пряностей, в который добавляется сливочное масло и соль, он называется «часуйма». На его основе готовится похлёбка под названием «цампа», для этого добавляется ячменная мука. Получается калорийный энергетик, помогающий быстро восстановить силы и способствующий очищению организма.
45. Природа Тибета – еще одно его сокровище, которое привлекает туристов и паломников. Во-первых, это целая система «мистических» озер, обладающих, по мнению тибетцев целебными свойствами. Это озера Манасаровар – озеро живой воды, и Ракшас – мертвое озеро или озеро Дьявола.
46. Ракшас это очень ветреное место, над озером всегда дуют сильные ветра, а над озером Манасавар ветра нет никогда. По легенде Ракшас – единственная обитель злых богов после победы над ними добрых. А так как ветер считается силой именно Бога дьяволов, то и ветер может иметь силу только над озером Рокшас.
47. На Тибетском плато из-за большой высоты мало деревьев, и невозможно выкопать могилу в скальном основании, поэтому похороны в Тибете кажутся дикостью цивилизованному европейцу. Они носят название «небесных» или «воздушных». Во время ритуала тело умершего не предают земле, а оставляют на открытом участке скал – на съедение стервятниками.
48. Смотреть на это со стороны – настоящее испытание для нервов, вот почему церемонию похорон стараются не демонстрировать туристам. Сами же коренные жители считают такие похороны очень почетными и хотели бы, чтобы после смерти с ними поступили именно так. После того как Тибет стал китайским, власти запретили «небесные похороны». Но в 1974 году, после многократных обращений тибетцев, им позволили их проводить.
49. Тибетский буддизм предполагает паломничество. Совершая религиозное странствие, человек не просто отдает дань вере, а готовит себе лучшую, более удачную, судьбу в последующей жизни. Паломниками также становятся люди, в свое время принявшие обет паломничества, или больные, желающие избавиться от недуга.
50. О Тибете снято много фильмов, художественных и документальных. Одной из картин, созданных самими тибетцами, а конкретно – режиссером Тензином Сонамом, стали «Мечты о Лхасе», описывающие жизнь современного Тибета.
Источник
Коренная религиозная традиция Тибета
Бон – это коренная религиозная традиция Тибета, которая доминировала в Гималайском регионе до прихода и утверждения буддизма. С постепенным распространением буддизма в Тибете число последователей бон значительно уменьшилось, но и в настоящее время бон имеет свою активную общину как в Тибете, так и за его пределами.
Основателем религии бон является Тонпа Шенраб Мивоче . Точные даты его жизни не установлены, но тибетцы и различные исследователи предполагают, что он жил от 15 до 30 тысяч лет назад. В исторических источниках, за исключением самих бонских религиозных текстов, имя Тонпа Шенраб Мивоче фигурирует в свитках 9 века, обнаруженных в пещерах Дуньхуан.
Согласно мифам и сказаниям, Тонпа Шенраб жил в духовно совершенном месте Олмо Лунгринг (Олмо Лунг Ринг), куда могли попасть только просветленные существа. В центре Олмо Лунгринга располагалась священная вершина Юндрунг Гуцек – «Девятиэтажная Гора Свастики», символизирующая «Девять Путей Бон», откуда и спустился Тонпа Шенраб в мир людей. У подножья горы брали начало четыре великих реки, растекаясь по четырем направлениям. По многим описаниям это напоминает священную гору Кайлас , и многие последователи религии бон на западе полагают, что гора Юндрунг Гуцек и является священным Кайласом. Но в бонских текстах есть свидетельства, что гора Кайлас была центром реально существовавшего на нашей земле царства Шанг Шунг (Шангшунг), в то время как гора Юндрунг Гуцек была центром райской земли Олмо Лунгринг, куда можно попасть только путем духовного совершенствования. А к горе Кайлас может попасть любой обычный человек. Однако также существуют версии, что Тонпа Шенраб переместил силу и магию, заключенную в горе Юндрунг Гуцек внутрь Кайласа и в конце своей жизни в нашем мире он, используя расположенную на Кайласе ось мира, вернулся на небеса.
В бонских текстах есть сказания о предыдущих воплощениях Тонпа Шенраба.
Давным давно в райских небесах Сидпа Йесанг у отца Сидпа Триод и матери Кунще было три сына: Дакпа, Салва и Шепа. По окончанию обучения бонским доктринам у известного мудреца Тобумтри Локги Чечена сыновья отправились к Богу Сострадания Шенлха Одкару и спросили как они могут помочь живым существам избавиться от страданий и достичь просветления. Шенлха Окар посоветовал им воплотиться в мире людей в три разные эпохи: эпоху прошлого, настоящего и будущего. Следуя совету Бога Сострадания, старший брат Дакпа родился в прошлой эпохе и был известен под именем Тонпа Тогьял Екен. Средний брат Салва родился в настоящую эпоху под именем Тонпа Шенраб Мивоче. А младшему брату суждено явится в будущей эпохе под именем Тхангма Медон.
Средний брат Салва принял форму кукушки синего цвета и вместе со своими учениками Мало и Юлу отправился на вершину горы Меру. Стоя на вершине горы, он выбрал своих будущих родителей, а также время и место рождения. Так, Тонпа Шенраб Миво родился в месте Барпо Согьед в центре Олмо Лунг Ринга на рассвете дня полнолуния первого (по другим данным – восьмого) лунного месяца в год деревянной крысы по тибетскому календарю.
Тонпа Шенраб был принцем, женился молодым и имел 8 сыновей и 2 дочери. В возрасте 31 года он стал монахом и посвятил свою жизнь распространению учения бон. Но его деятельности все время мешал злой дух Кхьябпа Лагринг. Однажды этот дух украл лошади Тонпа Шенраба и отвел их в долину Конгпо в Центральном Тибете. Тогда Тонпа Шенраб выпустил стрелу, чтобы проложить путь через горы. Это действие стало известно как “путь стрелы света” или Осер Да Лам. Прибыв в долину Конгпо, он усмирил местных злых духов, населявших Тибет и благословил гору, которая стала известна под названием гора Бонри или Конгпо Бон Ри. В настоящее время эта гора является священной для последователей религии бон, которые совершают коры (ритуальные обходы) вокруг этой горы против часовой стрелки. На скалах этой горы можно увидеть самопроявленные изображения божеств и слоги мантр. По центру горы Бонри располагается священная скала “Сердце Кунту Зангпо”, вокруг которой расположены 5 пещер, благословленных самим Тонпа Шенрабом. Четыре пещеры расположены по одной на каждой стороне светы, а пятая – между ними по центру. Говорят, что несколько часов практики в одной из этих пещер принесут больше благословения, чем в каком-либо другом месте. Тонпа Шенраб принес много различных ритуалов, церемоний и религиозных танцев, которые быстро распространились по всему Тибету. А для усмирения злых духов он заменил кровавые жертвоприношения животных на церемонии с подношением торм красного цвета. Тормы – это конусообразные фигуры, приготовленные из ячменной муки и ячьего масла. Последователи бон или бонпо на тибетском языке стали изготавливать эти тормы, поэтому с убийством животных ради проведения ритуалов было покончено. Согласно бонпо, помимо обучению астрологии, медицине и другим наукам, Тонпа Шенраб разработал самую первую письменность, которой до него вообще не существовало. Эта письменность считается языком Шанг Шунга, свитки которого были найдены в пещерах Дуньхуана, но по-прежнему вызывают споры об их истинном происхождении. Тонпа Шенраб ушел в возрасте 82 лет. Измеряя временем Олмо Лунгринг 82 года его жизни равны 8200 лет жизни человека.
Современные исследователи разделяют бон на три категории: Ранний Бон, Юндрунг Бон и Бон Сарма.
Ранний Бон – вероятно представлял собой смесь различных анимистических верований, шаманских ритуалов с кровавыми жертвоприношениями. Однако до сих пор сведений о раннем боне исключительно мало в силу ограниченности источников.
Некоторые исследователи и последователи бон разделяют ранний бон на “черный бон” и “белый бон”. Черный Бон – древнее шаманское колдовство, носящее отрицательную окраску. Белый Бон – шаманизм уже в позитивном ключе.
По некоторым сведениям Ранний Бон уделял повышенное внимание к жизни после смерти, особенности к промежуточному состоянию, которое сейчас известно под термином “бардо”. Когда царь или влиятельный человек умирал, его окружение тщательно готовило его к этому путешествию: собирались с собой вещи и еда, совершались жертвоприношения животных и, возможно, людей, хотя последнее вызывает множество споров.
Юндрунг Бон или Свастика Бон, Вечный Бон – основная форма религии, которая по поверьям пришла из королевства Шанг Шунг, основателем которой был Будда Тонпа Шенраб.
До 7 века нашей эры на территории современного Тибета существовало сильное королевство Шанг Шунг. В Шанг Шунг входили земли тибетской провинции Нгари, а также части провинций У и Цанг. Столицей государства был Кьюнглунг Нгул Кар, что в переводе с тибетского означает “Серебряный Дворец Долины Гаруды”.
В Долине Гаруды и по сей день сохранились руины древнего государства Шанг Шунг, и туда даже можно проехать на машине в стандартном туре в Тибет к священной горе Кайлас и своими глазами увидеть части трехэтажного здания, которое, вероятно, и было Серебряным Дворцом. История древнего королевства Шанг Шунг неразрывна со сведениями о религии бон, но несмотря на развитие науки, техники и высоких технологий в наше время, ученым до сих пор очень мало известно о Шанг Шунге, об истории этого королевства и о его реальном географическом положении. Отчасти поэтому достоверных сведений об истоках религии бон тоже практически нет, а также существует множество споров и разногласий касательно истории этой религии.
Шанг Шунг был сильным государством и его влияние достигло области Ярлунг настоящего Центрального Тибета. В 7 веке нашей эры 33-ий ярлунгский царь Сонгцен Гампо объединил земли и основал Тибетскую Империю. Укрепляя свои позиции, он взял в жены принцесс из соседствующих регионов. Очень многое известно о его буддийских женах из Китая и Непала, которые привнесли огромный вклад в развитие тибетской культуры. Но Сонгцен Гампо также взял в жены тангутскую принцессу и дочь правителя Шанг Шунга. Несмотря на то, что во время царствования Сонгцена Гампо буддизм уже начал распространяться на территории Тибетской Империи, религия бон по-прежнему доминировала. Так, принявший буддизм Сонгцен Гампо, сохранил бонские похоронные обряды. Вероятно, жертвоприношения также имели место быть в этот раннебуддийский период.
В середине 8 века следующий тибетский император Трисонг Дэцен пригласил в Тибет Падмасамбхаву , который построил первый на территории Тибета буддийский монастырь, положив начало монастырской традиции в Тибете. Спустя несколько лет в монастыре Самье состоялись знаменитые дебаты между индийскими и китайскими буддистами. Последние дебаты проиграли, и Тибет пошел по пути индийского буддизма, а в 779 году буддизм был провозглашен государственной религией Тибета.
Спустя несколько лет начались активные гонения на бонцев при царской власти и к середине 9 века все они были изгнаны в разные части Гималайского региона: часть была отправлена в Юньнань (в настоящем южная провинция Китая, граничащая с Бирмой), часть была выслана на северо-запад Пакистана, где родился Гуру Ринпоче. Есть предположения, что последние там получили учение о Дзогчене – пути “Великого Совершенства”, где их получил сам Гуру Ринпоче, и впоследствии привезли обратно в Тибет независимо от него. Но это предположение по-прежнему вызывает множество споров.
Особое внимание следует уделить сокрытым текстам, известными под тибетским термином терма. Во время гонений бонцы сокрыли множество шангшунгских текстов. Некоторые были сокрыты в кладке стен монастыря Самье. В то же время Гуру Ринпоче спрятал много текстов о Дзогчене, так как он посчитал, что в то время люди были не готовы к практике этого пути. Столетие спустя люди стали находить тексты, среди которых встречались как и бонские тексты, так и ньингмапинские.
Новый Бон или Бон Сарма – берет начало в 14 веке нашей эры и основывается на открытых между 12 и 14 веками новых текстах терма. Бон Сарма получил особенное распространение в Восточном Тибете. В этой традиции Гуру Ринпоче, основатель школы Ньингма тибетского буддизма, тоже является значимой и почитаемой личностью. В некоторых найденных текстах есть сведения, что Гуру Ринпоче отправился в Уддияну, где получил знания об учении Дзогчен напрямую от бонского Будды Сострадания Шенлха Одкара, после чего принес их в Тибет и сокрыл в виде терма для последующих поколений. Но эта версия не разделяется как многими буддистами, так и многими последователями бон. Обе традиции солидарны с тем, что Дзогчен пришел в Тибет в 8 веке нашей эры, но линия передачи Дзогчена идет от махасиддха Шрисимха из Северной Индии, а Дзогчен Бонпо идет от махасиддхов Шанг Шунга. Отсюда получаются две разные линии передачи как пути Дзогчена, так и обеих традиций в целом. Несмотря на то, что учение буддизма и нового бона очень похожи, основателем буддизма является Будда Шакьямуни, в то время как основателем бона является Тонпа Шенраб. По сути оба основателя – это проявление просветленной природы Будды. В настоящее время бон классифицируется как пятая тибетская философская школа наряду с ньингма, сакья, кагью и гелуг.
Источник
Религия бон в Тибете — тайны древней веры
Здравствуйте, дорогие читатели – искатели знаний и истины!
Говоря о верованиях Тибета, мы в первую очередь вспоминаем буддизм. При этом, возможно, кто-то не знает, что тибетские земли были колыбелью другой религии — для западного человека далекой, чужой и временами даже пугающей. Религия бон в Тибете – такой будет тема нашей сегодняшней беседы.
Мы подготовили статью, которая расскажет, что это за верование, откуда оно взялось, чем отличается, почему некоторые ее ритуалы кажутся устрашающими, а некоторые – до боли знакомыми. Также вы узнаете, как эта религия соотносится с буддийской философией, чем от нее отличается и где она распространена на сегодняшний день.
Что же, начнем, ведь впереди много интересного!
Что это такое
Бон – это древняя тибетская религия. Ее название говорит само за себя: оно буквально переводится как «нашептывать», «напевать», «повторять ритуал». В действительности так и есть: большое внимание в религии уделяется обрядам магии на грани с шаманизмом.
Многие называют религию «бонпо», то есть «посвященный в бон». Ее основа – вера в духов, злых и добрых, которые повелевают всем вокруг: морем, солнцем, горами, ветром, рекой. Но самые сильные – духи неба и земли.
Бон считается добуддийской религией, которая существует не одно тысячелетие в Тибете. Она господствовала здесь вплоть до XIII столетия, пока ее почти полностью не вытеснила философия буддизма.
Появившись на «исконно бонской» территории, буддизм наложился на бонпо, вобрал в себя некоторые его идеи, поскольку буддистами стали вчерашние бонцы, а силе многовековых традиций сложно противостоять. Особенно такая тенденция прослеживается в направлении ньингма. Но именно это делает тибетскую ветвь буддизма особенной, уникальной в своем роде.
До сих пор ведется много споров на предмет того, что же собой представляет бонпо. Первые утверждают, что это древняя вера, основанная на традициях шаманов и сочетающая элементы анимизма, вторые называют ее симбиозом шиваизма и раннего буддизма, третьи считают отдельной формой буддийской мысли, а есть те, кто и вовсе с ужасом в глазах именует тибетским сатанизмом.
Если говорить кратко, то бон – древняя религия тибетцев, которая действительно оставила в своих ритуалах память о шаманском и анимистическом прошлом. Здесь много духов, которых надо задобрить, и поэтому так много обрядов.
Краткий исторический экскурс
Бонпо настолько древний, что даже нет источников, которые говорили бы о времени его появления. В то время не существовало летописной истории и, возможно, не была распространена письменность в Тибете.
Об этом времени нам достались только легенды. Они гласят, что это было задолго до появления в этом мире Будды Шакьямуни – приблизительно 18 тысяч лет назад.
Тогда тибетские просторы заполонили наги – огромные змеи. Они обладали могущественной духовной силой и подавляли людей. Чтобы обучить народ противостоять духам, появился Тонпа Шенраб.
Будда Тонпа Шенраб
Он был призван избавить людей от страданий. Так он и сделал: научил обрядам, молитвам, научил чувствовать тонкий мир духов и контактировать с ним, прося милости и задабривая жертвами.
В связи с имеющимися фактами историю верования делят на три больших этапа:
- древний период – период шаманизма, анимизма;
- время реформ – противостояние буддийской философии и частичная трансформация на фоне ее;
- современность – бон в том виде, который существует сейчас.
Особенности религии
Многие бонские обряды были придуманы, чтобы задобрить природных духов, которые существовали в окружающем человека мире. Существовали как злые духи, так и добрые существа, которых отождествляли с богами.
Так, например, до нас дошли знания о некоторых из них:
- джиги – хранители жилищ;
- цан – подобие гномов из мифологии Европы;
- сабдаги – существа подземелья;
- белый бог – владыка небес;
- черная богиня – повелительница земли;
- небесный наставник – самый почитаемый и могущественный бог.
Влияли на духов люди по-разному: устанавливали ступы, или гомпы, шептали мантры, пели песни, проводили медитативные практики. По особым датам проводились фестивали с ритуальным танцем – цам, когда танцоры облачались в маски и костюмы, выполняли особые движения, изображая духов. Такой танец предназначался для изгнания демонов и воцарения счастья.
Не напоминает ли это вам те же мантры, ступы, танцы и мистерию цам? Это подсказывает нам, что такие обычаи тибетский буддизм позаимствовал у религии бон.
Главное отличие от буддийских традиций заключается в том, что в бонских обрядах действия происходят в обратном порядке: хурдэ крутятся, ступы обходятся в другую сторону, молитвы напеваются задом наперед.
В бонском обществе очень почитаются священники. Они живут среди мирян и своими ритуалами способны совершить многое: избавить от болезни, навести порчу, вызвать благоприятную погоду, заглянуть в будущее, общаться с духами. В качестве атрибутов у них выступают предметы из костей и черепа, часто человеческих, что и вправду для нас выглядит как минимум странно.
Раньше были распространены жертвоприношения, которые сейчас заменили символическими фигурками из теста. Хотя говорят, что и в наше время на высокогорьях иногда приносят в жертву животных.
Однако и миряне должны уметь общаться с духами, если хотят быть в гармонии с окружающим миром и силами природы. Бонцы больше всего стремятся к тому, чтобы покинуть землю и оказаться на небесах. Там они будут в новом великолепном теле и счастливой вечности.
Бон сегодня
Любители древностей, таинственности и приключений со всего мира мечтают посетить действующий монастырь бон по. Для этого они отправляются на северные тибетские и непальские территории. Это неудивительно, ведь здесь, в особенности в непальском Долпо в районе заповедника Шей-пошкундо, сосредоточены многочисленные небольшие бонские храмы.
Монастырь Бон в Тибете
Также бонпо до сих пор жив в Бутане, индийском Сиккиме, провинциях Сычуань, Юньнань Китайской народной республики. Здесь можно окунуться в необъяснимую атмосферу древней религии – таинственную, слегка леденящую, уносящую на тысячелетия назад.
Заключение
Большое спасибо за внимание, дорогие читатели! Вместе мы узнали о жизни древних тибетцев и выяснили, откуда берут начало некоторые удивительные обряды уже хорошо известного нам буддизма.
Надеемся, вы с удовольствием и пользой провели время с нами. Мы обязательно продолжим эту тему позже. Пусть жажда знаний никогда не покидает вас!
Источник