Экологическое воспитание дошкольников через организацию наблюдений за живой и неживой природой на прогулке

Организация наблюдений в природе

Чикаткова, А. А. Организация наблюдений в природе / А. А. Чикаткова, Т. А. Колегова. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2018. — № 7 (17). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/109/3736/ (дата обращения: 07.06.2021).

Взрослым иногда так интересно наблюдать за изменениями погоды, смотреть как изменяется небо перед дождем или снегопадом, как появляется радуга после дождя, чувствовать, как дует ветер, падает первая снежинка. А теперь представьте, как радуются этим явлениям природы маленькие дети. Дошкольники очень любознательны, тянуться к новым знаниям, им интересно все вокруг. Наблюдение доставляет детям всевозможные положительные эмоции и яркие впечатления, позволяет всматриваться в явления окружающего мира, выделять в них существенное, основное, замечать происходящие изменения, устанавливать их причины, делать выводы.

Одной из задач воспитателя при знакомстве детей с живой и неживой природой является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. В течение года мы проводим наблюдения на территории детского сада, на участке группы во время прогулки.Дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т. д. Во время наблюдений мы помогаем ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять ее. В зависимости от того, за чем мы наблюдаем, наблюдения могут быть кратковременными, продолжающимися несколько минут, например: за птицей у кормушки, за бабочкой, сидящей на цветке, и длительными, которые ведутся в течение многих дней, а иногда и недель.Встарших и подготовительных группах нашего детского сада в основном используются длительные наблюдения, где дети следят за ростом растений из семян, созреванием плодов, сезонными изменениями в природе и т. д.Наблюдение за ростом растений начинается ещё в группе, где происходит посадка рассады. А благодаря «Огороду на окне» наблюдение за ростом посаженных растений становится намного интереснее и увлекательнее, так как дети ежедневно ухаживают и наблюдают за ними. Рассаду овощей высаживаем на приусадебном участке детского сада, где дети продолжают свои наблюдения за ростом растений, созреванием плодов, участвуют в уборке урожая.

Начиная с младшей группы, дети с интересом следят за тем, как из семян появляется росточек, как распускаются первые листочки. Детей знакомят с необходимыми условиями для роста растений — свет, тепло, земля, вода. Весной совместно с детьми, рассаду цветов высаживаем в клумбы на территории детского сада. Клумбы с разнообразными цветами используются для длительных наблюдений — цветок растёт, появляется бутон, бутон распускается и превращается в цветок и т. д.

Пример ещё одного длительного наблюдения — наблюдение за сезонными изменениями в природе. На прогулке дети наблюдают, какие изменения происходят в природе, отмечают сезонные признаки. В каждом наблюдении за объектами живой и неживой природы, мы используем загадки, художественное слово, пословицы и поговорки, приметы, которые помогают активизировать внимание детей и носят познавательный характер.

Для того, чтобы активность детей не снижалась, во время проведения наблюдений, а интерес к ним возрастал, необходимо соблюдать некоторые правила.

  1. Пространственная организация наблюдений должна быть такой, чтобы любой объект природы был максимально доступен каждому. В каждом конкретном случае воспитатель продумывает, какое количество детей может одновременно участвовать в наблюдении, как их расположить, чтобы все находились в одном ряду.
  2. Восприятие любых объектов должно быть непродолжительным, поскольку наблюдение — это психическая, интеллектуальная деятельность, требующая сосредоточенного внимания, волевого усилия, умственного напряжения. Во время наблюдений нельзя разговаривать, играть, манипулировать предметами. Оптимальное время для интенсивной умственной деятельности детей 3–10 минут, этим временем и ограничивается наблюдение.
  3. Наблюдение складывается по определенной схеме: начало, основная часть и конец. Сначала необходимо собрать детей и сконцентрировать их внимание. Лучше использовать следующие приемы, которые вызывают легкие положительные эмоции и готовность внимать воспитателю: • Призыв вместе смотреть что — то интересное; • Ласковая интригующая интонация; • Загадка — описание, загадка — действие о предмете наблюдения. Вторая часть — основная, обеспечивает самостоятельное получение сенсорной информации. Педагог предлагает посмотреть на объект и задает вопросы с паузами в 2–3 секунды. Эти секунды позволяют детям сосредоточиться в поиске ответов на вопросы. Основную часть нельзя прерывать рассказами, пояснениями, стихами, играми, загадками. Можно использовать логично подобранные действия и движения. Например, после двух секунд наблюдения предложить детям показать порывы ветра, как ветер наполняет ветряной рукав, шум слабого и сильного дождя и др. В конце наблюдений воспитатель читает стихи, поет песни, играет, загадывает загадки о наблюдаемом объекте.
  4. Необходима специальная подготовка к наблюдению: осмотр места, проверка исправности оборудования. В некоторых случаях даются задания для самостоятельного наблюдения или домашние задания: понаблюдать со взрослыми (мамой, папой, бабушкой).

Важной составной частью по организации наблюдений стало оборудование метеостанции на территории детского сада. Поддержка проекта осуществляется компанией «Газпромнефть-Восток» в рамках программы социальных инвестиций «Родные города». Детская метеостанция, это комплекс различных приборов измеряющие погодные условия. Для изучения состояния погоды и наблюдений за природными явлениями, а также для умения предсказывать ее изменения мы используем оборудование на метеостанции, которое позволяет дошколятам расширять кругозор, учиться быть внимательными, анализировать происходящие процессы в природе, делать соответствующие выводы и весело проводить свое время. На метеостанции используются приборы: термометр, барометр, ветряной рукав, флюгер, солнечные часы, осадкомер. Ежедневно во время прогулки на метеоплощадке проводим наблюдение за погодой: наблюдаем за небом и облачностью, даем относительную оценку силы ветра с помощью ветряного рукава, определяем направление ветра с помощью флюгера, измеряем количество осадков с помощью осадкомера, определяем температуру воздуха с помощью термометра, с помощью барометра делаем предполагаемый прогноз погоды и измеряем атмосферное давление. Данные заносим в специально разработанный календарь наблюдений условными знаками. В конце месяца, сезона анализируем результаты, делаем выводы: какая погода была в течение месяца, сезона; как она менялась, сколько дней было ясных, пасмурных, дождливых или снежных, ветреных, морозных.

Систематическое использование наблюдения в ознакомлении с природой приучает детей приглядываться, подмечать ее особенности и приводит к развитию наблюдательности, а значит, решению одной из важнейших задач умственного воспитания.

Источник

Экологическое воспитание дошкольников через организацию наблюдений за живой и неживой природой на прогулке.

Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребёнка с природой, в осознании неразрывности с ней. Главная задача экологического воспитания в детском саду — дать знания ребёнку о живой и неживой природе, о сохранении её богатств. Для этого при обучении необходимо развивать у детей бережное и заботливое отношение к природе, ко всему живому, воспитывать экологическую культуру, нравственное отношение к окружающему миру.

Читайте также:  Звуки Природы Болотная Сова Sounds Of Nature Marsh Owl

Основной задачей воспитателя при ознакомлении детей с живой и неживой природой является организация наблюдений за природными явлениями и объектами. В течение года воспитатель проводит наблюдения и труд в уголке природы, на территории детского сада, во время экскурсий, на участке группы во время прогулки.

На прогулке дети наблюдают за изменениями в природе, погодой, солнцем, облаками, деревьями, птицами, растениями и т.д. Во время наблюдений педагогу следует помочь ребёнку увидеть красоту природы, научиться наслаждаться ею, беречь и охранять, так как самостоятельно ребёнок ещё не умеет этого делать. Не следует также забывать и о том, что нужно не только учитывать возраст ребёнка и знать, что привлекает его внимание в данном вопросе, но и самому владеть необходимыми знаниями и умениями, основными методами работы, которые являются неотъемлемым фактором развития экологической культуры дошкольников. (Фото 1-4).

Источник



Наблюдения — особая форма познания окружающего мира детьми старшего дошкольного возраста

В период дошкольного детства ребенок открывает мир природы. Поддерживая естественный интерес дошкольников ко всему живому, педагог ведет детей от знакомства с природой к ее пониманию, вызывает желание заботиться о растениях и животных, воспитывает основы экологической культуры, любознательность, способность любоваться красотой природного мира.

Азы экологической воспитанности связаны с познавательным интересом к объектам и явлениям природы, систематичностью представлений о природном мире, способностью использовать знания о потребностях живого организма для разумной детской деятельности и осознанного поведения в природной среде. Познавательные задачи решаются детьми в процессе игр, обследования материалов, экспериментов; в процессе наблюдений за явлениями живой и неживой природы; в ходе обсуждения наблюдаемых явлений, а также в продуктивной деятельности, труда и других видов детских занятий.

В дошкольном возрасте процесс познания у ребенка происходит эмоционально-практическим путем. Каждый дошкольник – маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя мир. Ребенок стремится к активной деятельности. Вот почему такие виды деятельности как экспериментирование и наблюдения наиболее близкие и естественные для ребенка-дошкольника.

Видный отечественный психолог С.Л. Рубинштейн рассматривает наблюдение как результат осмысленного восприятия, в процессе которого происходит развитие мыслительной деятельности. Развитие разных форм восприятия и наблюдения он связывает с содержанием. Важным является вопрос о содержании наблюдений – что может и должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать. Эта проблема встала перед педагогами ДОУ № 5. Изучив источники методической литературы по экологическому воспитанию дошкольников, опыт работ педагогов других детских садов мы пришли к выводу, что в работе целесообразнее иметь картотеку наблюдений. Во-первых, картотека удобна при планировании воспитательно-образовательного процесса, во-вторых, сохраняются основные требования к проведению наблюдений. От организации и методических приемов, которые использует воспитатель, зависят усвоение детьми содержание наблюдений, развитие интереса к ним и желание добровольно в них участвовать. Организационно-методический аспект данной формы педагогического процесса представлен в виде определенных требований, соблюдая которые воспитатель увидит результат в воспитании детей.

Составляя картотеку наблюдений, мы придерживались в основном рекомендаций авторов программы “Детство” и С. Н. Николаевой – автора программы “Юный эколог”.

Процесс развития ребенка осуществляется успешно при условии его активного взаимодействия с окружающим миром. Девиз программы “Детство”: “Чувствовать – познавать – творить” – это три взаимосвязанных линии развития ребенка, которые пронизывают и этот раздел программы. Теперь определим для проведения наблюдений важные моменты. Это – наличие природных объектов; определение содержания наблюдений; поиск соответствующей их организации и оптимальных форм и приемов включения в них детей.

Содержание наблюдений было предложено авторами программы “Детство”. В плане – программе образовательно-воспитательной работы определено содержание наблюдений на каждый месяц. Также представлены задачи построения образовательно-воспитательного процесса в конкретной возрастной группе. Но остается глобальный вопрос – выбор оптимальных форм и приемов включения детей в процесс наблюдения на трех линиях развития (чувство, познание, творчество).

Определим организационно-методическую форму проведения наблюдений:

Таким образом, проведение наблюдений в соответствии с обозначенными требованиями возможно при условии специальной подготовки педагога к ним. Подготовка включает следующие моменты:

  1. Содержание наблюдения и организация.
  2. Время и место проведения наблюдения.
  3. Количество детей, которые участвуют в нем одновременно.
  4. Методические приемы, которые целесообразно использовать в начале, в основной части и в конце наблюдения.

Не менее важным остается вопрос распределения задач, решаемых в процессе наблюдений. Мы составили перспективный план наблюдений. В плане обозначена тема и цель каждого наблюдения. В каждом месяце мы обозначили 20 конкретных тем и задач, решаемых в процессе наблюдения. Чем удобен перспективный план? В нем просматривается последовательность, цикличность наблюдений, последовательное решение задач.

Приведем пример последовательного решения задач:

  • продолжать знакомить детей с песком, его свойствами;
  • учить детей практически выявлять свойства сухого и мокрого песка;
  • обратить внимание детей на то, что камни разного цвета, сравнить с песком;
  • учить детей сравнивать два природных компонента: глину и песок;
  • продолжать учить детей различать и называть словами свойства песка;
  • выяснить роль песка в жизни человека.

Каждое наблюдение имеет свое содержание, свою цель, не повторяет другие наблюдения, но взаимосвязано с ним. Цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных знаний об объекте природы.

Каждый педагог имеет возможность заменить какое-либо наблюдение, в зависимости от погодных условий, от индивидуальных возможностей детей и ряда других причин.

1. Рассматривание сухого песка.

Познакомить детей с таким компонентом неживой природы, как песок.

2. Что цветет на нашем участке в начале сентября?

Учить детей находить и правильно называть цветущие растения на участке.

3. Что такое воздух.

Познакомить детей с таким компонентом как воздух, его свойствами.

Читайте также:  Что такое бриз и как образуется дневной и ночной бриз td

4. Наблюдение за насекомыми осенью.

Систематизация представлений о поведении насекомых осенью.

5. Целевая прогулка. “Встреча с осенью”.

Наблюдение за росой.

Познакомить детей с таким природным явлением как роса.

Осмотр участка детского сада. Игра “Разведчики”.

Обратить внимание на изменения, которые произошли в природе с известными детям цветами, деревьями, кустарниками.

Наблюдение за погодой.

Познакомить детей с комплексом признаков, характеризующих погоду.

Наблюдение за отлетом насекомоядных птиц.

Обратить внимание, что птиц стало меньше. Установить причину.

Целевая прогулка. Тема “Невидимые нити”.

Наблюдение за туманом.

Познакомить детей с таким природным явлением, как туман.

“Соберем семена садовых цветов”.

Уточнить понятия: растения однолетние, многолетние.

Наблюдение за погодой приемом сравнения.

Овладение знаниями, позволяющими определять состояние погоды приемом сравнения.

Наблюдение за листопадом.

Показать детям, что природа прекрасна во все времена года

Наблюдение за растительностью участка, за ее сезонным состоянием.

Подвести детей к сравнению, поиску сходства и различия явлений в природе и сезонных изменений.

Наблюдение за березой.

Обратить внимание детей на сезонные изменения, которые произошли с березой с момента предыдущего наблюдения.

“Нужно ли собирать семена дикорастущих растений?”

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений на примере семян, которые он разносит.

Наблюдение за ветром.

Познакомить детей с таким природным явлением как ветер.

Труд дворника.

Познакомить детей с трудовыми действиями дворника осенью.

Первые заморозки.

Развивать умение устанавливать зависимость появления заморозков и понижением температуры

К перспективному плану составлены листы наблюдений. (См. Приложение). В них отражены следующие моменты:

1. Тема наблюдения.
2. Цель наблюдения.
3. Вопросы и описание.
4. Художественное слово или эксперимент.
5. Труд в природе.

Составленная картотека не дает право педагогу на бездумное использование предложенных наблюдений. Работая с картотекой, педагог обязан придерживаться следующих правил:

1. Внимательно прочитать тему и цель, соотнести с последовательностью вопросов и описанием наблюдения с особенностями конкретной возрастной группы и уровнем развития детей.
2. Изучить описание, оценить его с точки зрения образовательных, воспитательных позиций, применимости в данных условиях.
3. Проявить творчество, внимание к каждому действию, и, конечно, результату.

Таким образом, старшие дошкольники под руководством взрослого овладевают не только фактами, но и достаточно сложными закономерностями, лежащими в основе природных явлений в том случае, если перед детьми поставлены интересные и понятные задачи, и обеспечивается возможность действовать с объектами природы, наблюдать за ними, экспериментировать.

Источник

Организации наблюдений за объектами и явлениями живой и неживой природы

Экспериментирование и наблюдения за живой и неживой природой

Консультация для воспитателей

подготовила Цариева Н.В.

Пермь

2015

Наблюдения в детском саду – это устроенное воспитателем, целенаправленное, планомерное, активное восприятие детьми явлений окружающего мира. Наблюдения бывают эпизодическими, длительными и обобщающими. Во время кратковременных наблюдений, организованных для развития знания о разнообразии свойств и качеств объектов природы, дети научатся различать величину, форму, цвет и характер поверхности, при наблюдении за животными – манеру движения, издаваемые ими звуки.

Для детей старшего возраста организовывают более длительные наблюдения, направленные на получение знаний о природных изменениях в течение года, о росте и развитии растительного и животного мира. В процессе этих наблюдений детям уже предлагают сравнить наблюдаемое состояние с тем, что они видели раньше. Более сложный вид наблюдения предполагает уже наличие у детей определенных знаний, способности анализировать и сопоставлять увиденное, делать несложные выводы. В процессе этого наблюдения дети определяют, например, по цвету плода – созрел он или нет, по следам – кто проехал или прошел.

В зависимости от цели, содержания и задач занятия, для наблюдения используются индивидуальные, групповые (4-6 человек) и фронтальные (вся группа) формы организации.

Подготовка наблюдения в детском саду включает в себя:

— определение места наблюдения исходя из имеющихся у детей знаний, умений и навыков, соответствующих программе;

— выбор объекта наблюдения. Здесь важно учесть не только интерес и увлечение детей, но и их способность воспринять предоставленный материал;

— подготовка объекта к наблюдению.

— подготовка всего необходимого для наблюдения: если наблюдаться будут растения, то возможно понадобиться лупа, если птицы – кормушка, корм.

Каждый воспитатель индивидуально подходит к организации наблюдения, но существуют некоторые общие требования к его проведению, которых он придерживается.

Наблюдения должны быть познавательного характера, заставляющие детей задумываться, вспоминать, сопоставлять и искать ответы на вопросы. Наблюдения должны охватывать небольшой круг знаний, чтобы не перегружать детей. Каждое следующее наблюдение должно давать новые знания, быть взаимосвязано с предыдущим и расширять уже имеющиеся знания. Наблюдения должны способствовать активному интеллектуально-речевому развитию детей. Для этого они должны проводиться систематически и вызывать интерес у детей. Перед наблюдением, чтобы вызвать интерес детей можно для общего ознакомления рассказать или прочитать что-то об объекте наблюдения. Результаты наблюдения нужно уточнять, обобщать, систематизировать, закреплять, чтобы у ребенка сформировалось целостное представление об объекте наблюдения.

Важно, чтобы в процессе наблюдения дети вели себя свободно. Превратив наблюдение в игру, когда дети испытывают от этого удовольствие, воспитатель совмещает для детей полезное с приятным.

Например, в зимнее время года наблюдения могут быть самыми различными: за явлениями неживой природы, растительным и животным миром, трудом людей. Тематика разнообразна:

— наблюдения за деревьями, покрытыми снегом;

— птицами, добывающими пропитание в этот суровый для них период;

— животными, их повадками и особенностями поведения;

— снежинками, которые слипаются на лету и превращаются в хлопья;

— только что выпавшим снегом;

— свежим морозным воздухом;

— солнцем, которое появляется все реже и греет все слабее;

— работой снегоуборочной техники и дворников и др.

Наблюдения приобретут яркость и помогут расширить знания детей, если вы научите их слышать природу в произведениях художественной литературы и народного творчества. Поэтому при проведении наблюдений целесообразно использовать художественное слово.

Наблюдение является непременной составной частью любого эксперимента, так как с его помощью осуществляется восприятие хода работы и ее результатов. О свойствах, качествах, взаимосвязи природных объектов дети узнают в процессе проведения простейших опытов и экспериментов. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Важным является вопрос о содержании деятельности – что может и что должен видеть ребенок, какие особенности объектов природы замечать, какие закономерности доступны его пониманию?

Читайте также:  Прямое и косвенное воздействие человека на природу примеры

Остановимся на содержании объектов экспериментальной деятельности в разделе живая и неживая природа.

1. Растения и животные как живые организмы, их общие признаки, сходства и различия, специфические потребности (в тепле, воде, воздухе, почве)

2. Строение, функции и значение частей растений:

— корень – укрепление в почве, всасывание и накопление воды и питательных веществ;

— стебель – «проведение» и накопление воды и питательных веществ;

— листья – «приготовление» пищи и дыхание;

— цветы и плоды – размножение.

3. Особенности строения и функций некоторых частей тела и органов у животных.

4. Многообразие живых организмов, их приспособление:

— к среде обитания;

— природной (климатической) зоне.

5. Представление об основных компонентах сред обитания (земля, воздух, вода).

6. Факторы неживой природы (вода, свет, тепло, почва) и их влияние на живую природу.

7. Характерные особенности сезонов (времен года):

— в неживой природе изменение температуры воздуха, воды, почвы, влажности воздуха, состояния осадков (снег, град, дождь, туман, иней, роса и т.д.);

— в жизни растений и животных изменение внешнего вида, способов питания, образа жизни.

8. Характерные особенности экологических систем – зависимость живой и неживой природы на примере конкретных объектов:

— пруд – водная и водно-воздушная среда, бедная почва, много воды, недостаток света, невысокая температура;

— лес – богатая почва, мало света, достаточно влаги и тепла;

— луг – много света, нехватка влаги, достаточно тепла, почва беднее, чем в лесу;

— город – недостаток влаги, повышенная температура, плотная и бедная почва, мало света (из-за строений), наличие продуктов жизнедеятельности человека (мусор, загазованность), понятие об искусственной экологической системе, о роли человека.

9. Характерные особенности природно-климатических зон – взаимосвязь неживой и живой природы:

— тундра – низкие температуры, недостаток света, вечная мерзлота в почвенном слое, повышенная влажность, короткое лето и продолжительная зима;

— смешанный лес (тайга) – наличие сезонности, достаточное количество влаги, богатая почва, теплое лето, мало света;

— пустыня – высокая температура, много света, недостаток влаги, бедная почва, особенности зимы (суточные колебания температуры);

— саванна – высокая температура, бедная почва. достаточное количество света, сезон дождей и засухи, особенности зимы (отсутствие низких температур);

— Арктика и Антарктика – низкие температуры, отсутствие почвы, недостаток света, вода в двух агрегатных состояниях (твердом и жидком).

10. Взаимосвязи и взаимообусловленность объектов и явлений природы:

— живая и неживая природа (температура, освещенность, влажность, плодородие почвы и т.п.);

— животные и растения;

— растения и растения;

— животные и животные;

— человек и природа.

11. Характерные особенности растений и животных, позволяющие классифицировать и систематизировать их по разным признакам (строение, образ жизни, питание и т.п.):

— птицы – звери – насекомые;

— хищники – травоядные – всеядные животные;

— домашние – дикие животные;

— зимующие – перелетные птицы…

Итогом наблюдений и экспериментальной деятельности является фиксация их результатов

Наблюдаемые явления фиксируются для того, чтобы они лучше запечатлелись в памяти детей и могли быть воспроизведены в нужный момент. Во время наблюдения в основном функционирует зрительная память. При фиксации же наблюдаемых явлений участвуют и другие виды памяти — двигательная, слуховая, обонятельная, тактильная. Фиксируя увиденное, необходимо анализировать явления, выделять главное, чтобы отразить его в своих дневниках. Этой же цели служит обсуждение увиденного в процессе фиксации. Оно способствует развитию внешней и внутренней речи, уточнению и конкретизации наблюдаемого явления.

Для фиксации наблюдений существует три вида документов: календарь погоды, календарь природы, дневник (альбом) наблюдений.

Календарь погоды представляет собой лист бумаги, разграфлённый по дням; в каждую графу с помощью условных знаков заносятся сведения о погоде, то есть о состоянии неба, ветре, осадках, температуре. Если к работе планируется привлекать всю группу, для календаря берётся большой лист бумаги. Если работа ведётся индивидуально или группами по 2-3 человека, можно ограничится альбомным листом. Периодичность внесения данных в календарь погоды определяется целями и задачами, которые намечаются педагогом на данный отрезок времени.

Внешнее оформление календаря определяется целями и задачами, вкусом педагога и имеющимися возможностями.

Календарь природы это усложнённый вариант календаря погоды. В нём тоже отражаются сведения о погоде, но кроме того, здесь предоставлены фотографии, репродукции, рисунки детей и любые необходимые справочные материалы, характеризующие особенности сезона, а иногда даже каждого месяца. Последнее особенно важно весной и осенью, когда различия между месяцами выражены сильнее, чем зимой и летом. Календарь природы может быть постоянным, но может пополняться материалами по мере необходимости. Внешнее оформление календаря полностью определяется педагогом.

Дневник (альбом) наблюдений служит для регистрации одиночных явлений, а также динамики изменений какого-то объекта. В последнем случае это могут быть не только сезонные, но и любые другие изменения. В частности, в дневнике фиксируются результаты экспериментов, проводимых с растениями, животными и объектами неживой при роды. Никаких особых требований к дневнику наблюдений не предъявляется. Форма и размер дневника, способ регистрации наблюдений определяется педагогом.

Практика показала, что дети с удовольствием «превращаются» в учёных и проводят разнообразные исследования, нужно лишь создать условия для самостоятельного нахождения ответом на интересующие вопросы.

Существует много способов фиксаций наблюдений и экспериментов. Одним из них является использование готовых форм. К ним относятся картинки, фотографии, схематические зарисовки, сделанные педагогом, натуральные объекты, циферблаты, на которых необходимо перевести стрелку на нужное изображение.

Изобразительный способ фиксации наблюдений является самым распространенным, но не самым легким способом графической регистрации увиденного. В зависимости от степени подготовленности группы зарисовки делает педагог, отдельные ребята, или все дети.

Стержнем экологической культуры является осознанно-правильное отношение к природе, которое вполне может быть сформировано у ребенка, если на протяжении нескольких лет его знакомят с разнообразием растений и животных, которые его окружают, демонстрируют их связь со средой обитания, вовлекают в практическую деятельность по выращиванию растений и животных, предоставляя возможность наблюдения за их ростом, развитием, различными проявлениями в благоприятных условиях в ходе опытов и экспериментов.

Источник