Осенние изменения в жизни растений
1) формировать представления детей об осенних изменениях в жизни растений.
2) показать связь осенних изменений в мире растений с признаками осени в неживой природе;
3) развивать умения анализировать, сравнивать и находить необходимую информацию в тексте;
4) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, обобщать и систематизировать наблюдения, делать выводы;
5) развивать умение работать со схемой, пользоваться словарем;
6) развивать эмоциональное восприятие осенней природы;
7) воспитывать эстетические чувства, бережное отношение к природе.
8) формировать умение работать в группе
Оборудование:
- Персональный компьютер, интерактивный комплект
- Учебник «Окружающий мир» 3 класс, О.Т.Поглазова, В.Д.Шилин
- Рабочая тетрадь №1, 3 класс, О.Т.Поглазова
- Раздаточный материал (Карточки с заданиями для работы в группах, зелёные и жёлтые листочки из цветной бумаги, полоски с отрезками для теста)
Презентации к уроку:
2. Авторская презентация к данному уроку.
Ход урока
1. Оргмомент.
— Прозвенел и смолк звонок, начинается урок.
2. Эмоциональный настрой.
Видеофильм “Осень в лесу” (Слайд №2)
— С каким настроением смотрели фильм? (Хорошее, радостное)
— Что создаёт хорошее настроение? (Очень яркие краски, хорошая музыка)
— С хорошим настроением мы гуляем по осеннему лесу.Слайд №3
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Весёлой, пёстрою стеной
Стоит над светлою поляной.
(И. Бунин)
— В своих замечательных стихах И.Бунин назвал лес расписным теремом. А кто же его расписал? (Осень)
3. Постановка темы урока.
— Кто догадался, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (Об осени в лесу, об осенних листьях)
— Верно, тема нашего урока “Осенние изменения в жизни растений”.
— Сегодня мы поговорим о том, как изменилась жизнь растений с приходом осени.(Слайд №4)
4. Актуализация знаний.
— Как вы поняли, что в лесу наступила осень? (Изменилась окраска листьев)
— Мудрая Сова приготовила вам задание. Распределите картинки по группам и ответьте на вопросы: -Какая осень изображена в каждой группе? Почему? (Слайд №5)
— Что же заставило осень изменить окраску листьев? Назовите причины.
(Слайд №6 — солнышко, термометр, дождь)
1. Солнце ниже — мало света и тепла, дни становятся короче ночи
2. Понижение температуры воздуха и воды, появление инея на земле. А дальше и первые заморозки.
3. Изменение осадков: туманы, затяжные дожди, первый снег
— Правильно. Именно эти причины заставили осень изменить жизнь растений.
5. Изучение нового.
1) Изменение окраски листьев-очень красивое явление в жизни растений. Давайте разберёмся, как это происходит?
(Слайд №7) Летом все деревья имеют одну окраску — зеленую. Зелёный цвет листьям придаёт хлорофилл. Конечно, зелёный цвет имеет разные оттенки, но кажется, что их покрасили одной кистью. А вот осенью те же самые листья приобретают разную окраску. Откуда берутся эти цвета?
— Почему осенью меняется окраска листьев? (Слайд №8)
— Учебник: с.46, 1обзац (ответы детей)
(Слайд №9) Летом день долгий. Хлорофилл успевает разрушиться и восстановиться. Поэтому листья всё время зелёные. Осенью дни короткие, света мало, и хлорофилл не успевает восстанавливаться. Другие красящие вещества становятся ярче.
— А какие вещества влияют на окраску листьев? Что ещё влияет на яркость красок?
Слайды № 10—16 (дополнительная информация-рассказ учителя)
Слайд №10 В листьях есть вещество “ксантофилл”, которое делает лист желтым.
Жёлтые пигменты довольно стойки, и осенью листья многих растений становятся жёлтыми. Однако у листьев некоторых деревьев жёлтые красящие вещества отсутствуют. Поэтому осенью, когда с понижением температуры деятельность листа замирает, проступают багряные, оранжевые и фиолетовые пигменты.
Слайд №11 Каротин придаёт листьям оранжевый оттенок.
Слайд №12 Существует еще антоцианин, придающий сахарному клену и красному дубу их яркие красные оттенки.
— Кроме того, осенью уменьшается отток органических веществ из листьев, и в них идёт образование разных веществ, меняющих окраску листьев.
— Слайд №13 Яркость и прочность окраски во многом зависят и от погоды. Сухая солнечная осень дарит нам не только хорошее настроение, но и сочно окрашенные листья.
— Слайд № 14 На яркость осенних тонов влияет и возраст дерева. Чем оно моложе, тем свежее у него листья, тем крепче они держатся на ветках.
— Слайд №15 Благоволит к ярким нарядам и теплая умеренно влажная осень.
— Слайд №16 Напротив, в дождливую, пасмурную осень изменение окраски листьев происходит медленнее. В холод и дождь краски леса не такие яркие и быстро исчезают.
— А теперь повторим причины изменения окраски листьев
Слайд №17 Называем последовательность причин и следствийизменений:
- Уменьшается световой день
- Не успевает восстановиться хлорофилл
- Изменяется окраска листьев
Слайд №18 Физминутка для глаз “Осень»
2) Слайд №19. Работа в печатной тетради.Ученики выполняют задание № 7 — кроссворд (ель, вишня, абрикос, яблоня, шиповник, рябина, дуб).
— Назовите и впишите названия растений.
— Назовитеключевое слово (листопад)
— Что такое листопад? (Ответы детей)
К листопаду растения готовятся заранее. Сначала изменяется окраска листьев. Но не у всех деревьев и кустарников это происходит. Листья сирени, ольхи опадают зелёными. Половина листьев осины опадёт с дерева, пока побагровеют оставшиеся листья
Слайд №20. — Почему опадают листья?
Ответ в учебникена с.46-47.
(Для справки. Корни дерева всасывают воду из почвы. А через листья идёт испарение воды из растения. Стоит температуре воздуха чуть понизиться, как всасывание замедляется, а испарение идёт примерно с той же скоростью. Дерево начинает терять влаги больше, чем получает. Если так будет продолжаться долго, то дерево погибнет от обезвоживания – высохнет. Чтобы этого не случилось, дерево с самого начала похолодания начинает защищаться. Выделяет особые клетки, которые направляются в черешки листьев, заполняют их основания. Образуется плотная разъединительная ткань, которая прекращает доступ влаги к листу. Лист больше не связан с деревом,он мертвеет. Дереву это и надо – оно больше не дорожит листьями, они даже мешают ему. А опавшие листья ещё помогут ему в зимние морозы сохранить корни дерева, помогут пережить зиму.)
Источник
Растения осенью
Один из самых верных признаков прихода осени – изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках. В течение всего лета листья оставались зелеными потому, что в них содержится особое красящее вещество – хлорофилл. Также в каждом листике есть красящие вещества красного и желтого цветов. Но хлорофилла так много, что он заглушает все остальные оттенки.
Рис. 1. Осенний наряд деревьев.
На протяжении весны и всего лета хлорофилл постепенно разрушается. Но он обладает удивительной способностью – вновь появляться под воздействием солнечных лучей. Летом солнце ярко светит целый день, и его света хватает, чтобы листья все время оставались зелеными.
Но с приходом осени световой день укорачивается, хлорофилл начинает разрушаться и уже больше не восстанавливается. Ему на смену приходят другие оттенки, которые он раньше подавлял: желтые, красные, багряные, оранжевые. В результате деревья примеряют новый наряд – очень яркий и красочный, и стоят в нем до первых заморозков.
Есть деревья, у которых даже осенью листья остаются зеленого цвета. Например, ольха и сирень все время остаются в зеленом убранстве. Это говорит о том, что кроме зеленого, других красящих веществ в их листьях попросту нет.
Листопад
Яркий осенний наряд у деревьев держится недолго. С приходом заморозков листья начинают опадать с веток.
1. Лето
2. Наблюдения осени (окружающий мир, 2 класс)
3. Окружающий мир (2 класс) — Осень в природе
4. Окружающий мир: Времена года
Листопад – это нужный и полезный для деревьев процесс:
- Осенью влага в почве охлаждается, и корни деревьев не могут всасывать ее. Они не в состоянии питать листья, и сбрасывают их. Если бы этого не происходило, деревья могли бы засохнуть от излишнего испарения влаги.
- Если бы листья оставались на зиму на ветвях, это бы создавало дополнительную нагрузку вместе с выпавшим снегом, и многие ветки обламывались под тяжестью.
- Без листьев деревья могут отдохнуть в течение зимы, набраться новых сил, чтобы весной вновь появилась свежая, молодая листва.
Во время листопада листья отделяются от веток безболезненно. Отрыв происходит в определенном месте – там, где черешок крепится к ветке. Достаточно легкого дуновения ветерка или дождика, чтобы лист под собственной тяжестью упал на землю.
Не у всех деревьев есть листья. У хвойных пород вместо листочков растут иголки. Они покрыты плотной кожицей и гораздо меньше испаряют влаги. Им нужно совсем немного воды, и осенью деревья их не сбрасывают. Кроме того, на тонких иголочках снег очень плохо удерживается, и ветви не рискуют обломиться. К хвойным деревьям относится сосна, ель, лиственница, кедр.
Рис. 3. Хвойные деревья.
Что мы узнали?
При изучении темы «Растения осенью» по программе окружающего мира 1 класса мы узнали, каковы особенности жизни растений осенью. Мы узнали, что самые важные изменения в жизни многих растений – это изменение окраски их листьев и листопад.
Источник
Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"
план-конспект урока по биологии (6 класс)
Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». Значение лситпада в жизни растений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экскурсия "Осенние явления в жизни растений" | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия "Осенние явления в жизни растений"
для обучающихся 6 классов
Цель: познакомить учащихся с разнообразием растений; с осенними явлениями и приспособленностью растений к перезимовке; с различными методами биологических исследований и привить школьникам навыки поведения в природе.
Оборудование: презентация или иллюстрации по теме “Осень”, ветви деревьев, кустарников и травянистых растений, различные листья, разнообразные сухие и сочные плоды, лупа.
- Учитель: Ребята, вот мы с вами и на месте. Посмотрите вокруг, какое сейчас время года?
Учитель: Правильно! Не правда ли прекрасное время года. Сколько о нем написано стихов, сколько нарисовано картин, даже и не счесть. Послушайте стихотворение И. Бунина «Листопад»:
« Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца. »
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный
И лучезарны вечера.
(Ф.И. Тютчев)
1. Кто из вас любит это время года? А что вам очень нравится осенью?
2. Учитель: Сегодня мы пришли сюда, чтобы разобраться, почему растения сбрасывают листву, почему желтеют листья и многое другое. Итак, какие же изменения произошли при смене лета на осень?
Выявить признаки осени:
- неустойчивая погода,
- короткий световой день,
- понижение температуры воздуха,
- увеличение влажности и количества осадков,
- появления по утрам тумана,
- потемнение воды в реках и прудах,
- дружный отлет многих птиц,
3. Учитель: Все правильно. А какие изменения произошли с растениями?
- раскрашенная листва на деревьях.
- созревание плодов растений,
4. Выяснить причины осенних изменений в природе:
- Что происходит с растениями осенью?
- Как изменяется окраска листьев у деревьев, кустарников, трав?
Свежей листве придает зеленый цвет хлорофилл. Но со временем он разрушается, а когда солнечный день укорачивается, света становится недостаточно для его образования. В листьях начинают преобладать каротиноиды — пигменты оранжевого, желтого или красного цветов. Благодаря им кроны деревьев приобретают осеннюю яркую окраску.
- Какие условия погоды влияют на изменение окраски листьев?
- Почему легко опадают желтые листья?
У основания черешка листа появляется отделительный слой (подушечка), листья все слабее держатся на ветках и в какой-то момент опадают. Под микроскопом на срезе легко разглядеть образование особого отделяющего (пробкового) слоя. Клетки этого слоя имеют гладкие стенки и легко отделяются друг от друга. С помощью лупы рассмотрите, основание черешка опавшего листа и найдите слой ткани способствовавшей его отделению.
- Какое значение имеет листопад?
Зимой, когда почва промерзает, деревьям недостает влаги и поступающих от корней минеральных веществ. Жизненные процессы замирают. Чтобы сэкономить на питании, многие растения приспособились сбрасывать листву перед наступлением холодов. Избавляясь от листвы, дерево спасает себя от засыхания в холодное время года.
- Почему в народе говорят “Не от добра дерево лист роняет”?
К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные дерево забирает, а от вредных избавляется, сбрасывая листву.
- Правильно ли поступают, когда из садов, парков, скверов осенью увозят опавшие листья?
Листья, опадающие осенью с деревьев – не мусор. Они разлагаются в земле и обогащают почву. Лесная подстилка – фабрика по изготовлению лесной почвы, питающей деревья и оберегающая их здоровье. Уборка листвы давно уже стала символом осени в городе. Это трудоемкая работа, которую в течение десятилетий из года в год делают садово-парковые службы, дворники, горожане на субботниках. Зачем же мы убираем листья в городе, отнимая у наших городских деревьев эту природную подкормку и защиту?
а) Городские деревья впитывают из земли, воды и воздуха много вредных веществ (асфальт — бензопирен). Оставлять такую листву и позволить ей попасть дальше в почву – это больше вред, чем польза для растений.
б) Кроме того в опавших листьях скапливается много мусора, который кидают горожане. Все это приводит к загрязнению почвы, заселению ее вредителями и, в конечном счете, к заболеваниям растений.
- Что произошло бы с березой, если бы он на зиму остался с зелеными листьями?
Наверное, все обращали внимание на то, что после сильных снегопадов ветки деревьев сильно склоняются к земле под тяжестью снега. А некоторые ветки из-за этого даже ломаются. А если бы зимой на деревьях оставались еще и листья, то снега на ветвях оставалось бы гораздо больше из-за большой поверхности листа. Поэтому, сбрасывая листья, деревья защищают себя еще и от механических повреждений, которые могут произойти под напором большой массы снега.
- У каких растений листья остаются зелеными до заморозков? А после выпадения снега чернеют?
У сирени, ольхи, некоторых яблонь и молодых тополей листья остаются зелеными до самых заморозков, а с выпадением снега чернеют. Некоторые растения сохраняют листья зелеными в течение всего года даже в районах с суровой зимой (большинство хвойных, лесные и болотные кустарнички — брусника, багульник, клюква).
- А что происходит с наземными частями травянистых растений?
У травянистых многолетников отмирают и стебли.
- У всех ли растений одинаковая продолжительность листопада? (Например, у березы – два месяца, у липы – две недели.)
- Какие вы знаете травянистые растения, которые цветут до глубокой осени? (настурция, ноготки, душистый горошек, гвоздика, флоксы, астры, георгины, гладиолусы, клевер, ромашка, дикая редька, пастушья сумка, сурепка, паслен черный)
- Ребята, а теперь нам предстоит ответить на главные вопросы .
- Почему (не смотря на теплую погоду, безветрие) именно с наступлением осени растения теряют листья? (уменьшение длины светового дня).
- Какое значение для растений имеет листопад? (подготовка к зиме: экономный режим расходования воды и питательных веществ, защита органов от повреждений)
- Беседа о бережном отношении к природе .
Как надо вести себя находясь на природе?
- Выходя в природу, наблюдай за ее красотой, за цветущими деревьями, кустарниками и травами.
- Не ломай веток деревьев и кустарников, не срывай цветущих травянистых растений.
- Запомни растения, подлежащие строжайшей охране. Срывать такие растения строго запрещено!
- Запрещается в лесу разводить костры. Во время экскурсий или похода следует останавливаться у водоема и разводить костер в установленном месте. Уходя из леса, необходимо тщательно потушить костер.
- Соблюдай правила сбора грибов. Не повреждай грибницу. Это ведет к гибели не только грибов, но и других симбиотических растений.
- Бережно относитесь ко всему живому. Не разоряй птичьих гнезд, муравейников! Охраняй насекомых! Помни, что многие из них являются опылителями цветковых растений!
- Запрещено бросать ненужные предметы в воду.
- Соблюдай чистоту в лесу, на лугу и в других местах твоего отдыха. Остатки пищи, банки, бумагу следует сжечь или закопать в землю. Любые проблемы надо начинать решать с себя. И всем вместе, дружной семьей. Быстро и энергично. Иначе будущего может не быть.
Как яблоко на блюде,
У нас Земля одна.
Не торопитесь люди
Все вычерпать до дна…
Нам жировать позорно
В счет будущего дня.
Поймите это, люди,
Как собственный приказ.
Не то Земли не будет
И каждого из нас.
М. Дудин
Источник
Осенние явления в природе
Оборудование: папки, блокноты, карандаши, полиэтиленовые мешочки, лупы.
Демонстрационный материал и оборудование: шишки сосны
сибирской и обыкновенной (целые и обработанные животными), рисунки
камышевки, зарянки, дрозда-рябинника, зяблика, вьюрка.
План экскурсии:
Экскурсия может проводиться либо самим учителем, либо старшеклассниками, которые имеют повышенную мотивацию к изучению биологии, работе с коллективом. При этом учитель контролирует проведение мероприятия.
1. Перед началом экскурсии проводится инструктаж:
— отмечать, запоминать (но не рвать, не собирать);
— наблюдать (но не ловить);
— птичьи гнезда не фотографировать;
— не лазать без надобности по деревьям;
— не причинять вреда.
2. Вместе с учащимися формулируются цели экскурсии.
3. Класс делится на группы, в каждой из которой выбирается старший или звеньевой. Звеньевым выдаётся задание на экскурсию.
4. Проведение беседы-лекции о природных явлениях осенью. В ходе беседы вспоминаем стихи об осени, загадки. В беседе выясняются знания учащихся о деревьях, кустарниках и травах, о характерных признаках осени: окраске листьев, начале листопада, созревании плодов.
5. Перед выполнением индивидуальных заданий для каждой группы напоминают о правилах поведения учащихся в природе, о культуре общения человека с окружающей природой.
6. В выполнении коллективного задания должен принимать участие каждый ученик из группы.
7. В ходе выполнения самостоятельной работы учащиеся, как правило, обращаются к учителю. Выполнив работу, докладывают старшему.
8. Подводятся итоги экскурсии. Учитель напоминает о том, что отчёты о проделанной работе нужно сдавать на следующем уроке (классном часу). Оценивается работа каждой группы и отдельно учащихся.
19. Задание на дом: составить план рассказа по результатам экскурсии.
Наиболее часто встречаемые природные явления осенью:
По своей сути, туман — это густое облако, которое образовалось у самой поверхности земли. Резкий перепад температур в ранние утренние часы поднимает влагу в воздух, концентрируя её в нём. Как только температура поднимется, туман рассеется, а влага снова выпадет на землю, покрывая пожухлую траву слоем инея, если земля достаточно остыла.
Иней — это частички застывшей росы. Они похожи на колючие снежинки, покрывающие все поверхности неровным колким слоем. Как правило, появление лёгкого ледяного покрова говорит о том, что появились отрицательные температуры и первые заморозки.
С понижением температур приходит холодный фронт, который приносит холодную воздушную массу. Ветра меняют свои направления и усиливаются, принося с собой осадки и непогоду. Если это происходит постепенно, то осень получается слякотная, затяжная.
Дождь со снегом
Кучево-дождевые облака несут с собой большое количество осадков. Если смена климатов происходит резко, то нередко можно увидеть ещё в начале осени дожди со снегом, сильные ветра, появление различных холодных циклонов.
Осенний ледоход
Ближе к декабрю температура воздуха падает до низких отрицательных отметок, которые уже сковывают водную поверхность первой коркой льда. Лёд ещё не совсем крепкий, поэтому вода несёт его вниз по течению, образуя осенний ледоход.
В середине осени землю покрывает гололёд; он образуется только при условии лёгкого мороза, который не даёт дождю превращаться в снег. Воздух уже холодный, но земля ещё не настолько остыла, чтобы всё вокруг покрылось белым покрывалом снега — первого предвестника сильного мороза.
Начало зимы
Так природа подготавливает переход к зиме — долгой и затяжной, снежной и холодной. Морозное дыхание уже чувствуется в холодных ночах, а ненастье и слякоть перестраивают вокруг всё живое, вводят его в спячку, помогающую справиться с приближающимися холодами.
Первая осенняя фаза — предосенье
Первая фаза сезона (предосенье) начинается уже в августе, после перехода среднесуточных температур ниже +15 °С.
Во всём чувствуется переход к осени. Солнце уже не припекает. Нередки дни со сплошной облачностью. День становится короче, ночь длиннее. 23 сентября продолжительность дня и ночи становится одинаковой. Поэтому этот день называют днём осеннего равноденствия.
Всё больше появляется жёлтых листьев на берёзах, происходит потемнение кедровых орехов, полное покраснение брусники, шиповника иглистого, плоды которого становятся мягкими.
Иногда в этот период выпадает первый иней. В лесах после такого инея быстро краснеют плоды майника двулистного — любимой пищи рябчика.
Пора перелётная
Похолодание гонит с севера на юг первых перелётных птиц ещё в августе. Птиц, придерживающихся постоянных путей и ежегодно совершающих перелёты на расстояние в несколько тысяч километров, называют перелётными.
Отлёт на зимовку идёт примерно в порядке, обратном прилёту. Рано прилетающие виды отлетают обычно поздно. Сроки отлёта у них сильно варьируют в зависимости от погодных условий и нередко совпадают со временем появления снежного покрова и замерзания водоёмов. Поздно прилетающие птицы отлетают обычно рано. Осенью при перелётах птицы часто делают продолжительные остановки в местах, богатых кормом, и летят, как правило, медленнее, чем весной. У многих видов осенний перелёт продолжается несколько месяцев, а скорость движения в среднем всего 20−40 км в сутки. При перелётах через обширные водные или пустынные пространства птицам приходится испытывать большое напряжение. Естественно, что столь тяжёлому пути должен предшествовать подготовительный период, в течение которого птицы, благодаря возрастающей прожорливости и повышению общего уровня энергетического обмена, быстро накапливают запасы питательных веществ (гликогена в печени и подкожного жира) для того, чтобы использовать их во время длительного непрерывного полёта.
Перелёты совершаются в различное время суток. Одни виды летят днём (мелкие насекомоядные птицы: славки, камышевки, зарянки, соловьи, многие дрозды, кулики, утки и др.), другие — преимущественно ночью (журавли, аисты, хищные птицы и многие вьюрковые — зяблики, вьюрки, чижи).
У каждого вида птиц первыми отбывают одинокие особи. С ними трогается в путь подросшая молодёжь. Через неделю оправляются самцы, а немного спустя и самки.
Продолжается отлёт водоплавающих птиц. В лесах ещё остаются такие птицы, как пеночки-веснички, которые тоже уже готовятся к отлёту.
Изменения в жизни растений
В середине сентября, обычно после ночного заморозка, полностью желтеют берёзы, а через день — осины. Значительное влияние на раскраску и опадение листвы оказывает место обитания растения. На болотах и влажных местах листва желтеет раньше.
«Золотая осень»
Много ярких красок в осеннем лесу! Берёзы желтеют, пунцовыми становятся узорные листья рябины, оранжевыми и багряными — листья осин.
Во время дождливой и облачной осени листва дольше сохраняется на деревьях, однако она не так ярка из-за недостатка солнца. Преобладают жёлтые тона.
Если стоит тёплая погода, то лес изменяет свою окраску медленно, но едва ударит морозец, как сразу запылают осины.
Короткая и красочная фаза начинается и заканчивается в сентябре.
Температура воздуха понижается, но в среднем находится в промежутке от +5 до +10 °С. Испаряемость снижается и, следовательно, увеличивается влажность воздуха. Это приводит к тому, что увядающая растительность быстрее загнивает и буреет.
В это время выпадает первый снег, чаще дуют северные ветры, попутные для птиц, улетающих на юг. Температура почвы снижается, и развитие растений резко замедляется.
Цветной наряд деревья сохраняют недолго, вскоре начинается листопад, который в зависимости от погоды то ускоряется, то замедляется. Раньше всех начинает ронять свои листья (в наших местах) бородавчатая берёза, затем боярышник, осина и др.
Листопад — это приспособление растений к условиям существования.
Если бы они оставались на зиму в зелёном наряде, то непременно погибли бы от засухи. В воде недостатка нет, а усвоить её дерево не может: с похолоданием корневые волоски плохо всасывают влагу из почвы. Испарение же облиственного дерева велико. Только некоторые хвойные благодаря особому строению ткани игл, заглубленным немногочисленным устьицам и восковому налёту могут снижать испаряемость до такого уровня, что им не страшны даже самые суровые испытания зимы.
С листьями деревья избавляются от вредных продуктов обмена веществ. Можно подумать, что с ними деревья могут потерять и некоторые
питательные вещества — крахмал, сахара, аминокислоты. Но природа предусмотрительна. Перед опадением листьев в них обнаруживается не только повышенное содержание вредных веществ, но и существенное уменьшение полезных элементов. Некоторые из этих веществ устремляются в корни, где откладываются про запас до весны. Во время весеннего сокодвижения они направляются к пробуждающимся почкам. Опавшие листья, разложившись, обогатят почву теми веществами, которые всё-таки остались в листьях. Они также хорошо задерживают паводковую и дождевую воду, создавая необходимый водный режим.
Если останутся листья на дереве, пусть даже мёртвые, то при первом же обильном выпадении снега многие ветви, не выдержав веса, просто обломятся. Вечнозелёные же растения имеют целый ряд приспособлений, позволяющих им выносить тяжесть снега (конусовидная крона, прочные и упругие ветви и др.)
Кроме хвойных растений, многие покрытосеменные не сбрасывают осенью всех своих листьев, а сохраняют их до будущей весны. У брусники, вереска, багульника, кассандры, андромеды и других растений торфяных болот зимующие листья развёртываются весной и сохраняются до появления следующих листьев; это вечнозелёные кустарники, их листья существуют более года. Хвоя сосны живёт 2 года, хвоя ели — от 5 до 12 лет, хвоя пихты — от 2 до 5 лет, листья брусники — от 1 до 4 лет и опадают не сразу.
Сигналы наступления листопада
Какие же изменения в окружающей среде указывают растениям время листопада? Сигналом служит уменьшение продолжительности светового дня. Этот сигнал у растений воспринимают листья. В городе можно наблюдать следующее явление: деревья, растущие вблизи уличных фонарей, дольше других не сбрасывают осенью листву. Поздний листопад у этих растений объясняется именно искусственным продлением светового дня.
На переход растений в состояние покоя оказывает влияние и температура.
В природе понижение температуры обычно происходит как раз в то время, когда заметно укорачивается световой день. Изменение освещённости, воспринимаемое растениями, служит первым стимулом к перестройке физиологических процессов, которая затем завершается под действием температурных сдвигов. Следовательно, жизненный ритм растений регулируется совместным действием этих двух факторов.
Для большого числа растений и, прежде всего, для всех многолетних форм покой — обязательное условие дальнейшего нормального роста в период вегетации. В состоянии глубокого покоя у растений резко заторможен обмен веществ и прекращается видимый рост. Однако это не значит, что в нём полностью остановились все процессы жизнедеятельности. В это время закладываются зачатки листьев в
вегетативных почках и элементы цветков — в цветочных. Без этого предстоящий весной переход к активной жизнедеятельности был бы невозможен.
Животные осенью
Резко сокращается количество насекомых. С наступлением холодов многие насекомые — обитатели пней — уходят поглубже к их основанию. Большинство короедов можно найти осенью в стадии взрослых насекомых, хотя иногда поздней осенью можно встретить личинок и куколок типографа.
В пнях мы можем также обнаружить и различных мух, божьих коровок, клопов — все эти насекомые забираются под кору на зимовку, причём характерно именно скучивание.
Следует обратить особое внимание на то, что такие насекомые, как мухи, комары, некоторые бабочки проводят зиму во взрослом состоянии, продолжая летать до самых холодов.
В лежащих на земле еловых шишках, если сделать продольный разрез, мы можем обнаружить гусеницу листовёртки или личинку жука-точильщика, под чешуйками же мы найдём клопов и небольших жуков. Многие насекомые зимуют в почве.
Очень часто в это время можно увидеть в воздухе паутинки. На каждой из них висит маленький паучок. Паутинки виднеются повсюду: в поле на травинках, в лесу, на ветках и листьях деревьев. Они прилипают к рукам, одежде, шерсти животных. В ясные сухие осенние дни при слабом ветерке паучки заползают повыше — на ветки, заборы — и выпускают из себя клейкую жидкость, которая на воздухе превращается в паутинку. Когда она достигает определённой длины, паучок отрывается от ветки, на которой сидит вместе с паутинкой, и летит, как на планере. Таким образом, паучки-
путешественники разлетаются далеко во все стороны. Паучки приземляются на какой-нибудь ветке, столбе или травинке и там поселяются, чтобы перезимовать.
В период подготовки к зиме для животных характерно очень интенсивное питание. При этом птицы начинают кочевать в поисках пищи.
Поедая очень большое количество корма, птицы сильно жиреют. У оседлых птиц это является важным приспособлением к переживанию зимы, а у перелётных — к дальним перелётам.
Грызуны, не впадающие в спячку или засыпающие надолго, делают на зиму запасы: лесная и полевая мыши натаскивают в свои подземные кладовые зерно, белка обыкновенная сушит грибы, собирает кедровые орехи и складывает в дупла под корнями деревьев или закапывает в мох. Бурундук азиатский уже наполнил свои кладовые орехами и погрузился в зимний сон.
Кедровка выклёвывает орешки кедровой сосны и закапывает их порциями в несколько орешков в почву или лесную подстилку. Поползень обыкновенный закладывает в трещины коры деревьев семена растений. Синицы запасают семена ели, сосны, ягоды можжевельника, а также насекомых и их личинок. Всё это они прячут в трещинах коры или под наросты лишайника на стволах и ветвях деревьев. Начинают уходить на зимовку змеи и ящерицы. Они прячутся в норы, либо вырытые ими самими, либо это норы мышей или просто трещина в земле. Остромордые лягушки зимуют на суше, в лесной подстилке, под корнями, пнями, валежником и т. д. Молодые же особи нередко зимуют на сфагновых болотах.
После листопада земля ненадолго светлеет от листьев, но вскоре они
тоже темнеют, и серый цвет начинает заполнять всё пространство.
Упавшая листва постепенно высыхает. Ходить по такому лесу мелким животным становится всё опаснее. Совы в это время за одну ночь по слуху ловят полёвок больше, чем за летнюю неделю, а такая маленькая сова, как воробьиный сычик, успевает сделать запас из грызунов в дуплах почти на ползимы.
В это же время из леса в город начинают улетать большие синицы, которые остаются там на всю зиму.
Какая осень без шляпочных грибов? Особенно, если пошли дожди, а температура воздуха держится достаточно высокой. Поговорка «как грибы после дождя» имеет под собой научное обоснование. Дело в том, что грибница располагается в верхнем слое почвы и очень быстро всасывает воду. Вот и дают грибы фору растениям в росте. Время развития плодового тела (а в нём образуются споры, которыми грибы размножаются) от момента появления зачатков до его созревания составляет обычно 10—14 дней. Для сравнения приведём такие факты: с момента цветения до момента созревания садовой земляники в средней полосе России проходит около 1,5 месяца, у ранних сортов яблок — около 2, у зимних — до 4, а у мандаринов в зависимости от сорта — до 6 месяцев.
Вот и радуют глаз в это время строгие боровики, красавицы-лисички, тяжёлые грузди и разодетые мухоморы.
При сборе грибов будьте осторожны. Никогда не кладите в свою корзинку те из них, в которых вы сомневаетесь. Ядовитые грибы, которые по незнанию можно принять за съедобные, могут вызвать тяжёлые отравления и даже смерть.
Например, самый осенний гриб — опёнок — имеет свою несъедобную копию — опёнок ложный. Но отличить их всё же можно. Плёнчатое кольцо (юбочку) на ножке — остаток от покрывала, которое защищает плодовое тело гриба в молодом возрасте — имеет только съедобный вариант. У ложных опят такого кольца нет.
Источник
Наблюдения за изменениями в природе осенью (окружающий мир, 2 класс)
Перемены в природном мире начинают происходить в то время, когда летние знойные дни сменяются осенней прохладой. В результате флора и фауна понимают, что приближаются холода, а к ним нужно успеть подготовиться.
Перемены в природе
Осенью опускается температура, становится прохладнее. Все чаще стоит пасмурная погода. Ветер меняет направление, усиливается и становится временами порывистым. Это приводит к непогоде и осадкам. Иногда бывает постоянный моросящий дождь и слякоть, что приводит к ухудшению настроения людей, а порой случаются ливни.
В сентябре люди собирают урожай. Растения убираются, собираются семена для посадки на следующий год. Еще пока цветут цветы, которые не боятся морозов.
В середине осени появляются различные циклоны, возможен дождь со снегом и даже можно увидеть туман. Это явление происходит из-за перепада температуры, когда формируется густое и плотное облако над землей, воздух достаточно прогревается, туман рассеивается, а влага выпадает на землю в виде росы или инея.
Помимо этого, в осеннее время года можно наблюдать следующие природные явления:
- Осенний ледоход. Он происходит, когда уменьшается температура поверхности воды и образуется первый тонкий лед.
- Гололед — формирование льда на дороге. Это обычно случается при резкой смене погоды: дождь не может превратиться в снег, превращается в наледь.
- Рано утром на траве может появиться иней — частички застывшей росы.
Растения и животные
Осень необходима всем живым существам. Они должны успеть подготовиться к зимним холодам. Сначала в природе на перемену погоды реагируют растения. Трава начинает желтеть, а после засыхает и увядает. Из цветов остаются только те, что не боятся осенних холодов.
Деревья начинают менять свой окрас. В октябре листва приобретает желтый, оранжевый, красный и бордовый оттенки. Все это очень красиво. Например, липа в солнечные дни выглядит особенно нарядно. На фоне синего неба ее желтая листва переливается золотым. Когда листья опадут, на этом дереве останутся висеть орешки, которые станут припасами маленьких зверьков.
Постепенно листья засыхают и опадают. Листопад — уникальнейшее природное явление, когда у деревьев появляется возможность отдохнуть и накопить новые силы. Теперь им нужно меньше влаги, да и без листвы на ветках не будет сильно скапливаться снег, что уменьшит риск их повреждений. В период опадания листвы еще стоят теплые денечки.
Звери тоже не сидят без дела. Им обязательно нужно подготовиться к холодной и голодной зиме, если им не удастся это сделать, они вряд ли смогут выжить. Белки, бурундуки, мыши пополняют кладовые. Можно увидеть, как они собирают и прячут в дуплах или норках орешки, желуди, зерна. Звери, которые на зиму впадают в спячку, усиленно питаются, накапливают жир. Часть зверей ближе к концу осени меняют цвет шкурки, например, зайцы. Это помогает им спрятаться от хищников. У многих зверьков шерстка становится гуще, чтобы защитить их от лютых морозов.
Насекомых осенью практически не встретишь. Часть из них впадают в спячку, кто-то укрывается под землей, а какая-то часть из них в коре деревьев и под опавшими листьями.
Перелетные птицы готовятся к перелету в теплые края. Там они зимуют, а весной будут возвращаться домой. Часть птиц остается на зимовку. Некоторые из них подготавливают гнезда к появлению будущего потомства, ведь есть пернатые, у которые птенчики появляются зимой.
Систематизация знания
Одним из первых научные наблюдения за природой стал вести Карл Линней. Это интересный и полезный процесс, который помогает детям научиться следующему:
- анализировать, сравнивать и систематизировать информацию;
- развивает внимательность к деталям и чувство прекрасного;
- позволяет определить признаки осени.
На окружающем мире во 2 классе, помимо изучения живой и неживой природы, дети учатся вести дневник наблюдений.
Осенью в природе происходит множество изменений, которые нужно отметить и описать, как проявляются эти перемены, как связаны с погодными условиями.
В дневник записывают время светового дня, отмечают температуру, осадки, трансформации в окружающем мире и другие наблюдения за осенью. Во 2 классе такие сведения помогают детям не только составить рассказ или написать сочинение о природных изменениях, но и справиться с тестом по теме.
Источник