Методы и формы ознакомления детей с природой
Методы и формы ознакомления детей с природой.
Экологическое образование и воспитание, направленное на формирование у детей научного познавания природы, убеждений и практических навыков, активной жизненной позиции в области охраны природы является объективной необходимостью. Знания о природномокружении дети приобретают разными путями: через книгу и картинку, рассказ взрослого и кинофильм.
Особое значение для детей имеет непосредственное общение с природой – наблюдения. Правильно организованные наблюдения учат ребёнка не только смотреть, но и видеть, не только слушать, но и слышать. На основе наблюдений рождаются самостоятельные суждения, умение обобщать, замечать изменения, это приводит к постепенному накоплению и углублению знаний. Наблюдения, организуемые в дошкольном учреждении, помогают детям систематически знакомиться с миром природы и проявлять своё отношение к нему.
Познание ребёнком окружающей действительности начинается с ощущений, которые появляются в процессе воздействия предметов и явлений природы на его чувства, отсюда следует, что в основе ознакомления детей с природой лежит наглядность. Дети должны иметь возможность посмотреть объекты, потрогать, послушать, понюхать, но при этом необходимо руководить познавательным процессом.
Воспитатель должен обращать внимание детей на главное в предметах, связывать с обозначающими их словами. Формирование представлений детей и обогащение словаря происходит одновременно.
Существуют разнообразные формы, методы и приёмы ознакомления детей с природой, выбор их зависит от воспитательных, образовательных задач. Основные принципы, определяющие средства осуществления поставленных задач – единство воспитания и образования, наглядность и активность в познании детей и ведущая роль воспитателя.
Руководя познанием природы и приобретении детьми различных навыков и умений, воспитатель применяет различные методы и приёмы.
К таким методам относятся наблюдение, эксперимент, труд, игры. Широко применяются методы, основанные на слове воспитателя – рассказ, чтение художественных произведений, беседы, проводимые с демонстрацией натуральных объектов или их изображений. Применяя тот или иной метод, воспитатель может использовать множество различных приёмов, например, при проведении беседы в сочетании с наблюдением воспитатель «приближает» объект к детям, сравнивает с уже известным, вводит элемент игры, применяет пословицы и поговорки, дидактические игры. Выбор методов и приёмов определяется содержанием программы и зависит от природного окружения дошкольного учреждения, места и объекта наблюдений, возраста детей и накопленного ими опыта.
В группах младшего дошкольного возраста основным методом является наблюдение. Показ картинок, дидактические игры, игрушки играют большую роль в познании детьми природы.
Учитывая конкретность мышления и небольшой опыт у детей среднего возраста, ознакомление их с природой нужно делать более наглядным, для уточнения и закрепления образующихся представлений, можно использовать дидактические игры с естественными предметами (листья, овощи, фрукты)
Ознакомление детей старшего возраста с природой происходит в основном путём наблюдений на экскурсиях, прогулках, во время игр и труда. В этом возрасте большое место отводится беседам, рассказам воспитателя с использованием картин, презентаций, чтением художественной литературы.
Формами организации деятельности детей при ознакомлении с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы.
Занятия – это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой, на занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания. Для этого используются различные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, беседы.
Экскурсии – это занятие, на котором дети знакомятся с природойв естественных условиях: в саду, на лугу, около водоёма. Воспитательно-образовательное значение экскурсий очень велико – они способствуют воспитанию эстетических чувств, усиливают интерес к природе.
Прогулки ежедневно используются для ознакомления с природой всех возрастных групп. Программное содержание прогулок определяется наличием различных природных явлений, на прогулках организуются игры с использованием природного материала. Во время прогулок дети участвуют в трудовых процессах – сгребают листву, поливают и пропалывают растения.
Наблюдение – это целенаправленное восприятие, ложный познавательный процесс, при котором формируются конкретные знания, развиваются мышление. речь, воспитывается интерес и любовь к природе, чувство прекрасного.
В зависимости от объекта и возраста детей, наблюдения могут быть эпизодическими и длительными.
В группах младшего и среднего возраста наблюдения как правило кратковременные, но часто повторяемые (наблюдения за погодой, сезонными изменениями в окружающей природе).
У детей старшего возраста длительные наблюдения занимают наибольшее место – дети следят за развитием растений из семян, сезонными изменениями в природе, за жизнью насекомых и птиц.
Наилучшим методическим приёмом, активизирующим мышление детей во время наблюдений, является сравнение.
Эксперимент или опыт – это особый вид наблюдений, организованный в специально созданных условиях. Привлечение детей к проведению несложных опытов на занятиях, прогулках, в уголке природы имеют большое значение для развития наблюдательности и любознательности, воспитания активного и правильного отношения к объектам и явлениям природы. (Замерзание воды, превращение снега и льда в воду, образование солнечных зайчиков)
Для фиксации наблюдений можно использовать зарисовки, лепка объектов, составление рассказов. Ведение календаря природы развивает наблюдательность, приучает устанавливать последовательность и связь явлений, их причины.
Труд как метод воспитательной и образовательной работы в детском саду имеет большое значение, непосредственно соприкасаясь с предметами и явлениями природы, дети приобретают конкретные знания о ней, устанавливают связи между развитием растений и уходом за ними. Труд детей в природе повышает интерес к ней, помогает воспитывать у детей бережное отношение к природе, способствует формированию высоких нравственных качеств.
Игра – как метод, при помощи которого дети знакомятся с окружающим их миром.
В дидактических играх используются натуральные материалы природы. Игры используются на занятиях, экскурсиях, прогулках, они помогают детям усвоить качество предметов, уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе.
Формы и методы работы с родителями в условиях введения ФГОС дошкольного образования В статье №18 «Закона об образовании» говорится о том, что: «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы.
Формы и методы способствующие позитивному общению детей с их родителями В современных условиях развития общества обострилась проблема позитивного общения в семье. У людей все меньше времени остается для общения.
Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Фотоотчет «Наблюдение как основной метод ознакомления детей с природой» Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного.
Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Консультация для родителей «Формы и методы физического воспитания в семье» Первые семь лет жизни – это годы бурного психического и физического.
Консультация «Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с природой» Природа — не беспредельный склад, запасы его истощимы, поэтому деятельность человека в природе должна быть разумной, охранной и созидающей.
Мастер-класс для педагогов «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Мастер-класс для педагогов: «Формы и методы работы с дошкольниками по ранней профориентации» Подготовила: Шахова Наталья Геннадьевна. Цель.
Консультация «Инновационные формы и методы работы с родителями» Работа с родителями. Работа с родителями. Инновационные формы и методы работы с родителями Система работы с родителями группа «Капитошка».
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Формы и методы социальной терапии с детьми группы риска в условиях ДОУ» Формы и методы социально-терапевтической работы с детьми группы риска в условиях дошкольной образовательной организации Данный материал.
Источник
Формы организации детей при ознакомлении их с природой
Формами организации деятельности детей при ознакомлении их с природой являются занятия, экскурсии, прогулки, работа в уголке природы, работа на земельном участке.
Занятия. Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.
Главное в занятии – это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы – наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде, а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать.
Ежедневные прогулки широко используются для ознакомления детей всех возрастных групп с природой. Они могут носить характер небольших экскурсий, во время которых воспитатель проводит осмотры участка, организует наблюдения за погодой, сезонными изменениями в жизни растений и животных.
На прогулках дети знакомятся с природой по намеченному плану, заранее составленному на основе программы и с учетом местных условий. Программное содержание плана осуществляется на ряде прогулок в то время, когда проявляются те или иные явления природы.
На прогулках воспитатель организует игры с использованием естественного материала (песка, снега, воды, листьев, игрушек, приводимых в движение ветром, водой, в процессе которых дети накапливают чувственный опыт, познают различные качества предметов природы.
Для игр во время прогулок на земельном участке нужно иметь ящик с песком, небольшой бассейн, водоплавающие игрушки и игрушки, приводимые в движение ветром и водой.Во время повседневных прогулок дети участвуют в трудовых процессах: сгребают опавшие листья, очищают дорожки от снега, вскапывают землю для грядок, поливают и пропалывают растения.
Работа на земельном участке. На земельном участке дети работают преимущественно после дневного сна. Так же как и в уголке природы, работа эта сочетается с наблюдениями и способствует накоплению у них знаний о растениях и животных, совершенствованию трудовых навыков и умений, воспитанию трудолюбия. Организация труда зависит от вида работы, возраста детей и времени года. Некоторые работы на земельном участке можно проводить в форме занятий со всей группой (или подгруппой, но формирование трудовых умений и навыков должно осуществляться в повседневном труде детей. Различного рода поручения (эпизодические или длительные) дают отдельным детям, маленьким группам их или всей группе
Работа в уголке природы. Работа в уголке природы проводится ежедневно в часы, отведенные для труда. Дети наблюдают за работой воспитателя по уходу за растениями и животными и привыкают к бережному отношению к ним, овладевают элементарными трудовыми навыками, приучаются к совместному труду со взрослыми, друг с другом, а затем и самостоятельно. Организация труда детей зависит от их возраста. В первой младшей группе дети только наблюдают, как воспитатель ухаживает за растениями, а во второй младшей группе они сами участвуют в этой работе. Периодически можно проводить совместные работы всех детей по уборке в уголке природы
Опыт работы «Использование моделирования при ознакомлении детей с природой» Актуальность выбранной темы В настоящие время рынок образовательных услуг в нашей стране носит довольно стихийный характер. Создается множество.
Доклад «Использование нетрадиционных техник рисования при ознакомлении детей с родным краем» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение г. Хабаровска «Детский сад № 111» Использование нетрадиционных техник рисования.
Использование занимательного материала при ознакомлении детей с цветом, формой, величиной «Геометрические фигуры» Висят шары, посинели от жары (сливы) РОс шар бел, ветер дунул- шар улетел. (одуванчик) Круглый бок, желтый бок,.
Презентация «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в процессе ознакомлении с природой родного края» Познавательно – исследовательская деятельность позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях,.
Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста Развитие изобразительного творчества при ознакомлении с природой детей старшего дошкольного возраста. В. А. Сухомлинский писал: “Мир, окружающий.
Развитие познавательной активности детей подготовительной группы детского сада при ознакомлении с окружающим В настоящее время от человека требуется не только владение знаниями, но и умение добывать эти знания самостоятельно и оперировать ими. Поэтому.
Содержание знаний, умений и навыков при ознакомлении с природой детей раннего возраста Любовь к природе можно воспитать лишь на основе знаний о растениях и животных, условиях их жизни, основных потребностях, а также навыков.
Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении с природой Статья воспитателя МБДОУ «Детский сад № 40» Харитоновой К. С. по теме «Развитие изобразительной деятельности младших дошкольников при ознакомлении.
Презентация «Взаимодействие с родителями при ознакомлении детей с профессиями» 1й слайд Взаимодействие с родителями при ознакомлении детей с профессиями Здравствуйте уважаемые коллеги, меня зовут Демидова Екатерина.
Источник
Занятие как основная форма ознакомления детей дошкольного возраста с природой
Занятие – ведущая форма работы с детьми по ознакомлению с природой и экологией.
Природоведческие занятия, как одна из форм обучения детей, имеют свою определённую и очень важную функцию. Разнообразная работа в повседневной жизни (в первую очередь наблюдения на участке, в уголке природы и т.д.) позволяет накопить конкретные чувственные представления о природе ближайшего окружения.
Занятия имеют определённую дидактическую цель и чёткую структуру, представленную в конспекте.
Название – отображает тему и область природоведческих знаний, выбранных для обсуждения.
Программное содержание – предусматривает конкретную формулировку воспитательных и образовательных задач, которые решаются с детьми в процессе обучения.
Материал занятия и форма организации – необходимо продумать заранее, в каком помещении нужно провести занятие, как переделать пространство, мебель, чтоб сложились оптимальные условия для учебной деятельности; как подготовить необходимую наглядность, атрибуты и их пространственно разместить.
Ход занятия – последовательное описание всех его частей, разных видов деятельности, вопросы и задания, физкультминутки и т.д.
Главное на занятиях – усвоение программного содержания всеми детьми (с детьми раннего возраста – 4-6 человек, вторая младшая – подгруппа детей).
Важной особенностью экологических занятий является то, что на них дошкольники знакомятся с материалом, который недоступен наблюдению, но представлен наглядно в пособиях или каком-нибудь другом способе.
Значение занятий:
они оказывают положительное воздействие на детей,
способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию,
планомерно готовят их к обучению в школе.
Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков.
Типы занятий и их характеристика.
Выделяют несколько типов занятий, которые принципиально отличаются дидактическими задачами, а также логикой построения, ходом организации и проведения.
На занятиях первично-ознакомительного типа детям передаётся значительная доля первых природоведческих сведений о разных боках жизни природы и деятельности человека в ней. Чаще всего этот тип занятий посвящён ознакомлению детей с теми видами животных и растений, которые не представлены в ближайшем природном окружении и за которыми не могут быть проведены наблюдения. Поэтому главным компонентом являются на таких занятиях разные иллюстрационные и учебные пособия, наглядности, которые формируют у детей правильные точные представления. Обучение детей на таких занятиях происходит через картины и беседы, чтение детской литературы, просмотр диафильмов, рассказ воспитателя.
Тематика таких занятий: жители леса, тундры; деятельность людей на сельскохозяйственной ферме, лесничестве, домашние и дикие животные и т.д.
Возрастная адресованность – все возрастные группы.
В младшей группе. Воспитатель при помощи картин знакомит с домашними животными. Использует картины «портретного» типа, с несложным сюжетом. Воспитатель задаёт вопросы «кто» и «что», с помощью которых обозначает групповые объекты, создаёт их образ, просит показать на картине. Затем обращает внимание детей на события, действия животных. В младшей группе речь воспитателя — уточнения (короткий и эмоциональный рассказ) преобладает над словами детей. Воспитатель даёт точные определения, названия предметов, действий – эти слова и словосочетания он вводит в активный словарь малышей, поэтому рекомендует им повторить то, что произносит сам. В этом возрасте слова воспитателя хорошо дополнять разными движениями, игровыми действиями, звукоподражанием, подвижными играми.
В средней группе. Активизирует речь детей: просит подробно отвечать на вопросы, в беседу включаются вопросы типа «какой», «сколько», «как», просит детей говорить простыми фразами, учит замечать соотношения предметов, их связи. Как и в младшей группе, вносит в занятия игровые приёмы, включает их в загадки, стихи. На занятиях такого типа большую роль оказывают знакомые игровые персонажи – на фоне игры они побуждают детей к беседе.
В старшей группе занятия первично-ознакомительного типа значительно более сложные. Желательно рассматривать картины природы, далёкие от их опыта, выходить за грани отображённого сюжета, рассматривать одновременно несколько картин, так как у детей имеется опыт и багаж представлений. На занятиях с помощью картин формируются представления об экосистемах.
Большая роль принадлежит картинам, слайдам, диафильмам для ознакомления с экосистемами, недоступными для непосредственного их восприятия: морем, пустыней, Арктикой.
На занятиях такого типа можно рассматривать и живые объекты природы, однако в том случае, если они появились случайно в детском саду, поселились на короткое время. Например, кто-то из родителей принёс ёжика. Затем обязательно старшие дети возвращают его в лес.
Необходима физкультминутка в середине занятия.
В середине занятия воспитатель планирует физкультминутку или смену деятельности: разговор с детьми, беседа, которые являются ведущим компонентом занятия, утомляют их — необходима разрядка в движении.
Занятия углублено-познавательного типа строятся на разнообразных конкретных знаниях, полученных детьми во время наблюдений в повседневной жизни за объектами природы. Воспитатель даёт новые сведения, углубляет знания детей демонстрацией приспособлений экологических связей в природе. На занятиях такого типа воспитатель использует муляжи, картины, модели, читает познавательную литературу.
Рассматривая связи и зависимости в природе, на базе тех же чувственных знаний воспитатель может запланировать разные по содержанию занятия углублённо-познавательного типа. Например, страшим дошкольникам в конце зимы после цикла наблюдений за зимующими и декоративными птицами можно провести следующие занятия:
Как летают птицы?
Жизнь зимующих птиц в холодное и тёплое время года.
Сравнение зимующих и перелётных птиц.
Жизнь волнистого попугая в неволе и в природе.
На занятиях такого типа используется разнообразный наглядный материал. Демонстрируются модели, включаются проблемные ситуации и т.д.
На первом занятии задача воспитателя показать приспособления птиц к жизни в наземно-воздушном окружении. Обращает внимание на особенности воздуха: незаметный, лёгкий, человек не может на него опереться и полететь. Птицы приспособлены к перемещению в воздухе: имеют лёгкое, обтекаемое тело, тело покрыто перьями. Воспитатель опирается на проведённые наблюдения с детьми за взлётом и посадкой, полётом птиц на улице.
Значительную роль отыгрывают модели, которые показывают приспособления к перемещению в воздухе. Демонстрирует полёт с высоты гладкого и мятого листов бумаги.
Занятия углублённо-познавательного типа строятся по-разному: на их можно использовать разный наглядный материал, демонстрировать модели, включать рассказ воспитателя, проблемные вопросы и ситуации – главное чтоб они строились на конкретных чувственных представлениях детей, расширяли и углубляли знания детей, позволяли устанавливать приспособления к жизни.
Занятия обобщающего типа.
Цель – выделять ряд существенных и характерных признаков для группы знакомых предметов и на их основании сформировать обобщающее представление. Это осуществляется в процессе специальной беседы, основа которой вопросы. Формулировка их носит общий характер, так как они охватывают не одно, а ряд конкретных представлений. Проводятся с детьми старшего дошкольного возраста. Это возможно благодаря большому количеству конкретных знаний, накопленных детьми младшего и среднего дошкольного возраста чувственным путём.
Формирование обобщающих представлений осуществляется в ходе специальной беседы, стержнем которой является система вопросов. Их специфика заключается в следующем:
Формулировки носят обобщающий характер, так как охватывают не одно, а ряд конкретных явлений;
Содержание вопросов направлено на выявление тех существенных и характерных примет, на основании которых строится обобщающее представление;
Каждому признаку соответствует специальный вопрос.
Важное место в беседе занимает формулировка знаний, это значит построение обобщений.
Обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей — умения сравнивать, сопоставлять, анализировать, делать выводы.
Занятия комплексного типа. Комплексные занятия в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Эти занятия можно проводить во всех возрастных группах, но особенно они полезны со старшими дошкольниками.
Занятия комплексного типа. Такие занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического образования комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность.
Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности детей дошкольного возраста. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для воспитанников. К занятию организуется специальная небольшая выставка на тему осени: несколько репродукций знаменитых художников, художественная фотография, на которой могут быть изображены картины природы, дары осени, 1-2 современных пейзажа, натюрморта в живописи и графике. Осмотр выставки, переживание красоты — это другой вид деятельности, который несет в себе решение эстетических задач.
Третья часть занятия — это художественное творчество детей, ручная деятельность, в которой они сами становятся художниками и выполняют работу по своему усмотрению и желанию. Это может быть и рисование пейзажа, букета осенних цветов в вазе, и аппликация грибов в траве или корзине или фруктов на блюде. Это могут быть поделки из природного материала. Педагогические задачи опять иные — развитие творческих способностей детей, их художественно-ручных умений.
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия — смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку.
Задание для учащихся
Разработать план конспект одного из типов занятий по ознакомлению с природой и экологическому образованию детей.
Источник
Занятия как форма ознакомления дет.с природой. Значение, типы з-й, методика проведений.
Занятия-Это основная форма организации детей в ознакомлении их с природой. Проводятся они в определенные часы по заранее разработанному плану, согласованному с программой. На занятиях воспитатель не только сообщает детям новые сведения, но уточняет и закрепляет уже имеющиеся у них знания.
Занятия строят так, чтобы в процессе ознакомления с природой осуществлялось развитие познавательных способностей (наблюдательность, мышление) и речи детей, обогащение их словаря, воспитание интереса и любви к природе.
Главное в занятии — это усвоение всеми детьми программного материала. Для этого используются разнообразные методы — наблюдение натуральных объектов, труда взрослых, дидактические игры, работа с картинами, чтение художественных произведений, рассказы, беседы и др.
Занятия тесно связаны с другими формами работы. Так, например, полученные на занятиях знания и умения дети применяют в повседневной деятельности (в играх и труде), а накопленные представления во время прогулок, работы и наблюдения на участке уточняются, систематизируются на занятиях.
Готовясь к занятиям, воспитатель по программе намечает объект, с которым будет знакомить детей. После чего определяет методы и приемы, которые целесообразно применить, какие наглядные пособия использовать.
Значение занятия: воспитатель проводит занятие со всей гр.детей в строго отведенное время. Зан.позволяет педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения. На зан.у дет формируется система элементарных знаний. Осуществляется развитие основных познават. Особенностей и способностей. З.дает возможность уточнить личный опыт детей,кот.накапливается у них во время труда, наблюдений и игр. З.проводится во всех гр.д/с. Их кол-во возратает от гр.к гр..Увеличивется их длительность. Дополнительно с занятиями проводятся целевые прогулки. Обучение дет.осуществляются разными методами.Эти гр.методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знания о природе. Преимущественное значение имеют наблюдения разного вида обеспечивающие восприятие обьектов природы и формирование конкретных представлений о ней. Процесс формирования на занятии ЗУН длителен. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаниях.о природе. С этой целью воспитатель использует:наблюдение, просмотр диа и кино фильмов, на др.занятиях идет углубление, расширение и конкретизация знаний.Для этого используются словесные методы и повторные наблюдения. Третья гр. занятий связана с обобщениеми систематизацией знаний о природе. С этой целью проводят обобщающие беседы, дидактические игры и обобщающие наблюдения. Для закрепления знаний используют труд и игру. Соответственно существуют занятия: первично-ознакомительного типа,углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного. Воспитательно-образовательное влияние занятий на детей зависит от того, как педагог подготовится к их проведению. Наметив тему занятия, следует отобрать программные задачи. В определении содержания программного материала воспитатель исходит из требований программы и уровня усвоения знаний, умений и навыков детьми своей группы. Следует учитывать и особенности природного окружения.
Разрабатывая программное содержание, необходимо представить место данного занятия в системе работы (идут ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация). Программное содержание повторяется на других занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.
В программное содержание включаются две группы задач: образовательные и воспитательные. В образовательные задачи входят знания, умения и навыки, которые формируются, уточняются или конкретизируются на данном занятии. Включаются и развивающие задачи: развитие различных познавательных процессов (восприятие, память, мышление), отдельных мыслительных операций (умения сравнивать, анализировать, обобщать), наблюдательности. Намечаются задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи).
Кроме того, планируются задачи формирования учебных умений (слушать сверстника, действовать по указанию воспитателя, рассказывать о результатах своей деятельности).
На занятиях, где используется труд детей, указывают задачи формирования трудовых умений и навыков, а на занятиях с использованием наблюдения — задачи на развитие этого вида деятельности (например, следовать плану воспитателя, уметь обследовать предмет, сосредоточиваться на объекте, находить характерные
В содержание образовательных задач включается и формирование познавательного интереса детей к природе.
Наряду с образовательными на занятии решаются и воспитательные задачи. Они направлены на формирование бережного, заботливого отношения к природе, развитие эстетического отношения к ней.
Выбор методов зависит от характера задач, решаемых на занятии, особенностей природного объекта, возраста детей, уровня развития у них учебно-познавательной деятельности. С детьми младшего возраста чаще всего проводят наблюдения, рассматривание картин, игры. Рассказы, беседы, опыты, моделирование чаще используются на занятиях с детьми старшего возраста. Выбранный метод должен обеспечить усвоение программных задач и активизацию умственной деятельности детей.
Организация обстановки и детей на занятии зависит от характера объектов, с которыми они знакомятся, и от содержания знаний, которые получают. Так, при рассматривании животных, комнатных растений, картин детей лучше посадить полукругом. Такое размещение позволит им свободно общаться или действовать с объектом. На занятии с использованием раздаточного материала, где каждый ребенок получает объект для наблюдения, детей лучше посадить за стол. В трудовых занятиях (в группе) наиболее рационально размещение детей за столами, поставленными буквой «П» или лентообразно. В этом случае ребятам лучше виден объект труда, им удобно выполнять задание, а воспитатель имеет большую возможность для обучения и контроля за деятельностью детей.
Заранее подбираются наглядные пособия: картины, рисунки, гербарии, календари природы и т. д. К подготовке занятия следует привлекать и детей. Разнообразные поручения повышают их интерес к предстоящей деятельности.
В начале занятия важно заинтересовать детей, что достигается с помощью разнообразных приемов. Так, в младших группах — сюрпризные моменты, в старших — постановка познавательных задач, создание проблемных ситуаций.
Задача воспитателя — обеспечить усвоение программного материала, всеми детьми. Для этого он продумывает логику, последовательность занятия (сочетание заданий, использование различных видов деятельности), создавая условия для продвижения детей в соответствии с программными задачами.
Для обеспечения умственной активности детей на занятии воспитатель использует различные приемы: вопросы, вопросы-задания, сравнения, обследовательские и трудовые действия, загадки и т. д. Важно привлекать к выполнению заданий всех детей, а не только наиболее активных.
Конец занятия в каждой группе разный. В младших группах хорошо закончить занятие песенкой, стихами, углубляя эмоциональный настрой детей. Результатом занятия в старшей и подготовительной к школе группах может быть рассказ-описание, отчет о том, что узнали дети. Для развития наблюдательности и любознательности необходимо давать ребятам задания к дальнейшим наблюдениям. .
В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений и навыков, отношения детей к занятию. Дифференцированность оценки зависит от возраста детей.
Источник
Занятие как форма ознакомления детей с природой
Занятия:Воспитательпроводит занятия со всей группой детей в строго отведенное время. Занятия позволяют педагогу формировать знания о природе в системе и последовательности, с учетом возрастных особенностей детей и природного окружения.Под руководством воспитателя на занятиях у детей формируется система элементарных знаний, осуществляется развитие основных познавательных процессов и способностей. Это является важным условием овладения детьми элементарными способами познавательной деятельности и развития их умственной активности и самостоятельности. Занятия дают возможность уточнить и систематизировать личный опыт детей, который накапливается у них во время наблюдений, игр и труда в повседневной жизни. Занятия по экологическому воспитанию проводятся во всех группах детского сада. Количество занятий возрастает от группы к группе. Увеличивается и их длительность. Дополнительно к занятиям во всех группах проводятся целевые прогулки.Обучение детей на занятиях осуществляется разными методами — наглядными, практическими и словесными. Эти группы методов обеспечивают наглядно-действенное усвоение детьми содержания знаний о природе.Процесс формирования на занятиях знаний, навыков и умений длительный. Он включает ряд этапов. На одних занятиях идет формирование первичных знаний о природе. На других занятиях идут углубление, расширение, конкретизация знаний. И наконец, занятия, связанные с обобщением и систематизацией знаний детей о природе. Для закрепления знаний используются труд и игра.Подготовка и проведение занятий. Воспитательно-образовательное влияние занятий на детей зависит от того, как педагогу подготовится к их проведению. Наметив тему занятия, следует отобрать программные задачи. В определении содержания программного материала воспитатель исходит из требований программы и уровня усвоения знаний, умений и навыков детьми своей группы. Следует учитывать и особенности природного окружения.Разрабатывая программное содержание, необходимо представить место данного занятия в системе работы (идет ли на занятии процесс формирования первоначальных знаний или их обогащение, систематизация). Программное содержание повторяется на других занятиях, в других формах работы, при использовании различных методов, так как оно усваивается детьми постепенно.В программное содержание включаются две группы задач — образовательные и воспитательные. В образовательные задачи входят знания, умения и навыки, которые формируются, уточняются или конкретизируются на данном занятии. Включаются и развивающие задачи: развитие различных познавательных процессов (восприятие, память, мышление), наблюдательности. Намечаются задачи, связанные с развитием речи (обогащение словаря, формирование связной речи).В конце занятия воспитатель, как правило, пользуется педагогической оценкой, которая состоит из оценки знаний, умений и навыков, отношения детей к занятию. Дифференцированность оценки зависит от возраста детей.первично-ознакомительного типа.Чаще всего эти занятия посвящаются ознакомлению детей с видами животных, растений, условиями их жизни и обитания, которые не представлены в ближайшем природном окружении и не могут быть познаны через наблюдения.углубленно-познавательного типа.Содержание занятий, которые можно назвать углубленно-познавательными, направлено на выявление и показ детям связи между растениями, животными и внешней средой, в которой они нуждаются.обобщающего типа. воспитатель ставит цель выделить ряд значимых признаков (существенных и характерных) для группы знакомых объектов и на их основе формирует обобщенное представление.обобщающие занятия позволяют интенсивно развивать интеллект детей — умения сравнивать, делать выводы.комплексного типа. в рамках одной темы решают разные задачи развития детей и строятся на разных видах деятельности. Родоначальником Н.А.Ветлугиной.
12.Экскурсии в природу.Экскурсии — один из основных видов занятий и особая форма организации работы по экологическому воспитанию, одна из очень трудоемких и сложных форм обучения. Проводятся экскурсии вне дошкольного учреждения. Это своего рода занятия под открытым небом.На экскурсиях дети знакомятся с растениями, животными и одновременно с условиями их обитания, а это способствует образованию первичных представлений о взаимосвязях в природе. Экскурсии способствуют развитию наблюдательности, возникновению интереса к природе.Организация и методика проведения экскурсий. Экскурсии как форма занятий проводятся в средней и старшей группах.По содержанию экскурсии делятся на два вида: природоведческие (познавательные) экскурсии — в парк, лес, на реку, луг — и экскурсии в поле, на птицеферму, в сад, на огород и т. д. (ознакомление с трудом взрослых)Природоведческие экскурсии целесообразно проводить в одни и те же места в разные времена года, с тем, чтобы показать детям сезонные изменения, которые происходят в природе.Экскурсии на сельскохозяйственные объекты проводятся эпизодически для ознакомления с отдельными видами труда взрослых.Экскурсию провести значительно труднее, чем занятие в группе, поэтому успех ее зависит от тщательной подготовки воспитателя и детей.Подготовка воспитателя заключается прежде всего в определении цели экскурсии и отборе программного содержания. Намечает воспитатель экскурсию, исходя из требований программы и особенностей окружающей местности.Определяя место экскурсии, воспитатель выбирает наилучший путь к нему — не утомительный, не отвлекающий детей от намеченной цели. При определении расстояния до места экскурсии следует исходить из физических возможностей детей. Продолжительность пути до выбранного места (в одну сторону) не должна превышать в средней группе 30 мин, в старшей и подготовительной к школе группах — 40—50 мин. При этом следует учитывать особенности дороги, состояние погоды.Подготовка детей начинается с сообщения воспитателем цели экскурсии. Ребята должны знать, куда пойдут, зачем, что узнают, что нужно собрать.Воспитанники должны знать, что экскурсия — это занятие, которое проводится не в группе, а в природе и на сельскохозяйственном объекте, поэтому на экскурсии необходимо быть дисциплинированным и внимательным. Воспитатель напоминает детям правила поведения на улице.При подготовке к экскурсии нужно обратить внимание на одежду детей. Дети должны быть одеты удобно, в соответствии с погодой и сезоном.Работа после экскурсии. Сразу же по возвращении с экскурсии собранный материал размещают в уголке природы и на участке: растения помещают в цветочные горшки, вазы, на грядку или клумбу на участке; рыбок — в аквариумы, мелких животных — в террариумы, садки.За растениями и животными организовывают наблюдение, проводят различные опыты, позволяющие глубже проникнуть в их жизнь. Собранный материал можно оформить в виде гербариев, наглядных пособий.Через 2—3 дня после экскурсии следует провести занятие с использованием раздаточного материала, организовать рисование, лепку, дидактические игры с природным материалом, чтение художественной литературы, рассказы детей о том, где были и что видели, обобщ.беседу.Обобщ. беседа имеет большое значение. Она используется для обобщения знаний, формирования элементарных понятий, заставляет детей глубже осмысливать увиденное. Экскурсии на сельскохозяйственные объекты. С детьми проводят экскурсии в поле (вспашка, сев, уборка урожая), на луг (выпас скота, уборка сена), в сад, в огород, в ягодник, на ферму, в оранжерею, на выставки цветов, птиц, рыб, в зоопарк.Обобщающие экскурсии. Кроме экскурсий, на которых идет первоначальное ознакомление детей с природой, в старших группах проводятся обобщающие экскурсии. Цель— обобщить знания детей о луге, лесе, поле и т.д., сформировать элементарные понятия о биоценозах, с которыми знакомили детей.
13.Праздники и развлечения с природоведческим содержанием.Поход — это интересное комплексное мероприятие, в процессе которого решаются разные педагогические задачи: оздоровительные, познавательные, природоохранные, эстетические. Поход — это комплексное мероприятие не только по сочетанию задач и видов деятельности, но прежде всего по своей организации. Его планируют, готовят, обдумывают несколько взрослых — эколог, воспитатель физкультуры, медсестра, методист и воспитатель группы. Совместно они разрабатывают план и сценарий похода, определяют маршрут и решение разных задач по мере его прохождения. Воспитатель вместе с экологом и методистом продумывают, какие наблюдения можно провести с детьми в это время года в этом месте, какие значимые экологические объекты показать на маршруте, как разнообразить виды деятельности. Инструктор по физвоспитанию и медсестра обдумывают безопасность похода, физкультурно-оздоровительные включения, организацию отдыха и питания. Оздоровительное, воспитательное и развивающее значение для детей имеют лишь те походы, которые правильно подготовлены и организованы. Природное окружение должно быть хорошо обследование и изучено взрослым, что позволит точно составить маршрут, спланировать время и место остановок, отдыха, привала, позволит определить содержание наблюдений и других видов деятельности. Подготовка к походу начинается за несколько дней: воспитатель сообщает детям, куда они пойдут, с какой целью. Правильно спланированная и организованная подготовка создает хороший настрой у всех участников похода (педагогов, детей и их родителей), а само мероприятие оставляет глубокий эмоциональный след у каждого участника. Дети старшего дошкольного возраста могут принять участие в таких акциях, которые им понятны, затрагивают их интересы, жизнедеятельность. К ним, относятся, например, "Зеленая елочка — живая иголочка" — акция по сбережению живого дерева, против бессмысленной массовой их вырубки к Новому году. Доступные и понятные для детей акции можно провести к таким значительным международным событиям, как День воды, День Земли. Дети много пользуются водой и к старшему дошкольному возрасту могут уже понять ее ценность, значение для жизни всех живых существ. Поэтому акция в защиту воды, бережно и экономного ее расходования окажет влияние не только на них, но и на их родителей. Педагогический смысл праздников и досугов заключается в том, чтобы вызвать у детей положительный эмоциональный отклик на природное содержание. Эмоции рождают отношение, воздействуют на личность ребенка в целом, поэтому праздники и досуги следует проводить регулярно, завершая ими сезон или какой-либо содержательный блок (но не чаще одного раза в 1,5 — 2 месяца). В сценариях этих мероприятий используется тот материал, который детям хорошо знаком. Один из наиболее значимых — праздник, посвященный Дню Земли: он создает масштаб общего видения планеты, ее значения для людей, зарождает любовь к своей Родине и природе, как ее важной части.
14.повседневная прогулка.Для ознакомления детей с природой широко используют прогулки. Здесь воспитатель может ознакомить ребят с теми явлениями природы, представления о которых складываются длительное время. Детей знакомят с таянием снега, набуханием почек, появлением травы и т. п. Здесь же можно организовать разнообразные игры с природным материалом — песком, глиной, водой, льдом, листьями и т. п.; у дошкольников накапливается чувственный опыт, они видят природные явления в естественных условиях во всех связях и отношениях. На прогулках дети испытывают удовольствие от общения с природойПовседневные наблюдения за явлениями природы не должны быть случайными, их надо заранее продумывать. При этом следует использовать разнообразные формы организации ребят (фронтальные, групповые, индивидуальные). Фронтальная организация наблюдений на прогулках используется для ознакомления детей с яркими сезонными изменениями, с трудом взрослых. Наблюдения могут проходить и с небольшими группами детей (рассматривание цветущего растения, насекомых и т. д.). На прогулке ведется и индивидуальная работа.Большую работу во время прогулки можно провести в цветнике и огороде. Дети поливают растения, подкармливают их, рыхлят землю. Эту работу планируют на утро и вечер.Для труда в огороде и цветнике детей организуют в зависимости от цели. Одни задания они могут выполнять всей группой (посадку, посев, сбор урожая), другие (подготовка земли, поливка растений, рыхление, срезка сухих листьев, сбор семян и т. п.) лучше выполнять с подгруппой детей. В старших группах возможна организация дежурств по участку весной и летом.Дети старшей групы наблюдения на прогулках отражают в календаре природы, где зарисовывают яркие сезонные изменения в неживой природе, в жизни животных, растений, отражают труд людей.Начиная со второй младшей группы проводят целевые прогулки (с выходом за пределы участка детского сада — к водоему, на луг, на пастбище и т. п.).
Источник