Гениальный Херлуф Бидструп и его рисунки
Бидструп. Наверное, нет человека, который бы не слышал эту фамилию, принадлежащую известному датскому художнику. Кто-то видел его отдельные рисунки в журналах, книгах, других печатных изданиях. Кому-то посчастливилось смотреть художественные альбомы, посвященные его творчеству. Их очень мало издано в нашей стране.
Бидструпа очень любили и в СССР. Его книги издавались тут серьезными тиражами с 1962-го года и пользовались спросм у народа.
А в 73 году его сделали почетным членом АХ СССР.
Он даже приезжал в СССР после чего нарисовал целую серию карикатур. которые выходили у нас под названием «Что увидел Херлуф Бидструп в Советском Союзе»
Однако это подборка его популярных карикатур.
Бидструп рисовал карикатуры, политические шаржи, путевые заметки но более всего он известен своими комиксами — небольшими смешными рассказами в картинках.
Бидструп — датчанин, но юмор его не имеет национальных границ. Эти смешные, курьезные, трагикомичные рассказы в картинках понятны любому человеку, независимо от возраста и национальности. Тематика абсолютно разная — бытовые сценки, случаи на улице, в транспорте, на отдыхе, различные жизненные ситуации, порой доведенные до абсурда.
Если Вы хотите поднять настроение, немного отвлечься от текущих проблем, снять стресс, от души посмеяться подарите себе несколько минут удовольствия, посетите галерею комиксов Бидструпа, вспомните виденное когда-то ранее или откройте для себя заново эти рисунки и вы не пожалеете!
Источник
Херлуф Бидструп рисунки и карикатуры
Известный датский художник-карикатурист Херлуф Бидструп был убежденным коммунистом. Некоторые исследователи его творчества даже характеризуют его мировоззрение как «манихейский коммунизм» – другими словами, он был радикалом. Карикатурист родился в столице Германии, в Берлине, 10 сентября 1912 года. Его отец был датчанином, а мать – немкой. Семья переехала в Данию во время Первой мировой войны. Будущий художник получил образование в Академии искусств в Копенгагене, где учился с 1931 по 1935 год. Впервые рисунки Бидструпа были опубликованы в 1936 году, в газете Social-Demokraten («Социал-демократ»). В период немецкой оккупации Дании Бидструп сотрудничал с подпольными изданиями, регулярно снабжая их антифашистскими карикатурами. С 1945 года он стал постоянным карикатуристом коммунистической газеты Land og Volk («Земля и люди»). Альбомы с рисунками художника несколько раз выпускались как в Дании, так и за рубежом (в коммунистических изданиях; по понятным причинам обычные западные газеты и журналы не слишком жаловали Бидструпа).
Херлуф Бидструп постоянно изобличал пороки капиталистического общества в своих карикатурах – по этой причине художник был очень популярен в Советском Союзе, где художественные альбомы и открытки с его рисунками выпускались огромными тиражами. В 1964 карикатуриста даже наградили Международной Ленинской премией – «за укрепление дружбы между народами». Помимо острых политических тем, Бидструп рисовал карикатуры из повседневной жизни, многие из его работ до сих пор выглядят свежо и актуально. После Второй мировой войны художник посещал и ГДР, и Чехословакию, Советский союз (в 1952 году). В этот период, помимо политических шаржей и карикатур на социально-бытовые темы, среди его работ появились зарисовки из многочисленных путешествий. Кроме СССР, художника высоко ценили во всех социалистических странах, включая Китай.
Особой популярностью до сих пор пользуются коротенькие и забавные комиксы Херлуфа Бидструпа. Обладая острой наблюдательностью, прекрасным чувством юмора (граничащим с сарказмом) и незаурядной способностью кратко и метко отразить любую смешную ситуацию серией из нескольких рисунков, карикатурист приобрел международную славу, так как его сюжеты, как правило, были понятны и смешны для представителей любой национальности. Комиксы Бидструпа – иногда саркастичные, иногда трагикомичные – даже не нуждались в текстовых пояснениях и диалогах. Скончался Херлуф Бидструп в возрасте 76 лет (26 декабря 1988 года), в Дании. Его творческое наследие – более 5000 опубликованных работ.
Источник
Херлуф Бидструп – гениальный мастер рисованной истории и один из самых блестящих карикатуристов 20-го века
Херлуф Бидструп – художник непростой судьбы, практически забытый нынче на родине из-за своих левых убеждений, но хорошо памятный тем, кому довелось держать в руках его советский альбомный четырёхтомник. Подпольщик-нелегал, скрывавшийся от немцев, оккупировавших Данию, и рисовавший карикатуры на Гитлера. Лауреат Ленинской премии «За укрепление мира между народами», окончивший жизнь на родине в нужде, многие годы он страстно отстаивал в своих карикатурах гуманистические идеалы, а с помощью рисованных рассказов умел одинаково рассмешить и растрогать зрителя…
Для начала нужно решительно разделить творчество художника на два магистральных направления: его деятельность как карикатуриста и как рассказчика рисованных историй. Причём, высочайшего уровня мастерства Херлуф Бидструп достиг в обоих случаях, да и разделить их порой не так просто. Подчас художник ловко сплетает политические сюжеты и жизненные истории, превращая карикатуры-комиксы в философские притчи. Вот девушка, перед которой, бахвалясь и рассчитывая на восхищение, солдат взрывает дом, выбирает строителя, который этот дом восстанавливает. Вот любящий отец семейства ужинает с близкими, нянчится с детьми, радуется жизни, после чего надевает колпак Ку-клукс-клана и исчезает в ночи. Вот человек, продирающийся по бюрократической лестнице, уменьшается в размерах настолько, что печать с штемпелем «отказать» давит его, как букашку.
Это смешение грустного и страшного со смешным и философским выделяет Бидструпа среди прочих представителей «лёгкого», на первый взгляд, жанра. Легко выдавить слезу, чуть сложнее – рассмешить, заложить идею не так просто, но сделать это всё разом, оставив зрителя в благоговейном смятении перед открывшимся простором интерпретаций – удел гения. Удивительно, но кажется совершенно невозможным назвать художника «низкого» жанра гением, но, собственно, почему? Почему известный лаконизм супрематистов, абсурдистов, дада- и прочих «истов» (над которыми Бидструп тоже подшучивал) заслуживает подобных сравнений, а блестящий, выведенный одной линией профиль – нет? Одно из знаменитейших произведений Пикассо «Голубь мира» также нарисовано одной линией. Но ни один «классический» художник не может позволить себе той эмоциональной заразительной контрастности и осязаемой экспрессивности движения персонажей. На одной странице в десяти с небольшим эпизодах Бидструп рассказывает полноценную историю с завязкой, кульминацией, развязкой, с раскрытием характеров и тончайшим психологизмом.
Кстати, о характерах и психологизме – именно Бидструп создал всем известную иллюстрацию, на которой раскрываются четыре юнговских темперамента: холерический, сангвинический, флегматический и меланхолический. Добивается этого художник с невыносимым изяществом – он позволяет одному человеку сесть на шляпу другого и просто наблюдает за реакцией, которая будет весьма красноречива.
Распространение заразы
Вообще, когда смотришь большинство историй Бидструпа, не покидает ощущение их небывалой актуальности. Не вчерашней и не позавчерашней. Сегодняшней и, может быть, завтрашней. И речь здесь идёт не только о «вечных» темах (которые, безусловно, тоже нужно уметь подать и «продать» зрителю) вроде проблемы отцов и детей, любви и ревности, семьи и одиночества и так далее. Художник не забывает о проблемах чрезмерного, непропорционального обогащения и без того богатых, о тяге к милитаризации и войнам, делению на политические и расовые группы и порождаемой этим ненависти. Впрочем, Бидструпу свойственны и куда более легкомысленные шпильки вроде иронии над «современными» художниками (чьё творчество по сей день не слишком изменилось), чрезмерным феминизмом, стиранием границ между мужественностью и женственностью и так далее.
Но, помимо подобных историй, у художника предостаточно «незамутнённых» исключительно витальных и жизнерадостных комикс-рассказов. Это истории о влюблённости, забавные рассказы на грани анекдота, комиксы о детях и животных. Бидструп ухватывает обыденность и, разбавляя её фантазией, гиперболизируя подробности на свой вкус, выжимает из неё весь возможный спектр эмоций. Спор о закрытой форточке в транспорте летом, отец, оставленный наедине с ребёнком и не умеющий его успокоить, наследник, который никак не может дождаться своего наследства и умирает, так и не увидев его – неординарный взгляд на ординарные вещи плюс лаконичная, но намертво прилипающая к сетчатке подача решают всё.
Жизненное пространство
Несмотря на то, что политическая карикатура не столь долговечна и актуальна – она имеет наибольшую ценность именно в момент появления в печати – не стоит забывать и о ней, ведь равного Бидструпу мастера было ещё поискать. Сам художник утверждал, что карикатура должна быть похожей на прообраз в большей степени, чем фотография. Любое обратное утверждение – заблуждение, если карикатура не похожа на оригинал, значит она не удалась. Карикатура означает преувеличение, но не искажение действительности. Если художник хочет выбрать объектом критики и сатиры политического деятеля, то он, не отходя от внешнего характерного облика самого человека, должен воплотить в его фигуре проповедуемые политиком идеи. Изображая его обрюзгшим и жирным, можно показать, что персонаж разжирел за счёт простого народа, делая же худым, нужно дать понять, что народ худеет вместе с ним. Только удержав баланс, обладая зорким глазом и твёрдой рукой можно стать настоящим карикатуристом – это роднит его профессию с профессией снайпера. К слову, у одного и у другого, по сути, есть всего одна попытка. И Бидструп умело использовал подавляющее количество своих попыток, страстно отстаивая близкие ему ценности и борясь с нацизмом, фашизмом, капитализмом, милитаризмом, расизмом, сегрегацией, бюрократией etc.
Принципиальность и неуёмность художника сделали его постепенно изгоем в родной Дании и произошло это гораздо позже ухода оттуда оккупационных немецких войск – политические конформисты не могли простить ему левых убеждений, от которых Бидструп наотрез отказывался отрекаться. Он перебивался на нескольких подработках, получал скромные гонорары за издания в СССР, но никогда не бросал любимого дела. Много лет спустя внук-астрофизик назвал именем деда планету и теперь, где-то над нашими головами, летит сквозь межзвёздную тьму планета по имени Бидструп.
Ревность
Ошибка
Оратория
Зеркало души
Недоступная
Ботинки весной
Спокойствие и порядок
Тетушкин наследник
Весёлое Рождество
Совпадение желаний
У обезьянника
На поводке
Круг замкнулся
Воспитание
Дело рук человеческих
Радость жизни и смертный грех в США
Американский отец семейства
Помощь развивающимся странам
Культ личности
Изменение классового общества
Человек и бюрократия
Насвинячили
Эликсир для волос
Без ограничения скорости
Индивидуалист
Близнецы
Пример заразителен
Шедевр
Кемпинг
Не догадался
Флегматик и холерик
Познание мира
Зеркало
Высшая точка
Рыбий жир
Борьба за свободу
Вечная проблема — отцы и дети
Манера говорить
В купе
Скульптура
Четыре разных темперамента
Круг замкнулся
В ресторане (Зарисовки о визите в СССР)
Оперные типажи (Зарисовки о визите в СССР)
Южное застолье (Зарисовки о визите в СССР)
Восточный обед (Зарисовки о визите в СССР)
Самая читающая страна (Зарисовки о визите в СССР)
Рабочая девушка (Зарисовки о визите в СССР)
Возвращение домой (Зарисовки о визите в СССР)
Источник
Херлуф Бидструп: Как датский карикатурист попал в немилость на Западе и получил Ленинскую премию в СССР
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Херлуф Бидструп – датский художник-карикатурист. Еще 35 лет назад его имя было известно далеко за пределами страны. Особую славу он снискал в Советском Союзе. Его рассказы в картинках раскупались многотысячными тиражами. Простые сюжеты и тонкий юмор были понятны всем, независимо от национальности.
Как отмечал сам художник, он рисовал столько, сколько себя помнил. Будучи ребенком, Херлуф не понимал, отчего взрослые так потешаются над его рисунками. Позже стало ясно, что все его творения были настоящими карикатурами. Художник говорил: «Постепенно я стал понимать, что именно производило комичное впечатление, и часто, уже вполне сознательно, рисовал так, чтобы вызвать смех у зрителей. Вскоре я с удовлетворением убедился в том, что смех — мой союзник» . Именно этот жанр изобразительного искусства стал определяющим в его творчестве.
Херлуф Бидструп родился в Берлине в 1912 году. Через два года его семья переехала в Данию, откуда был родом его отец. Будущий карикатурист закончил Академию искусств Копенгагена. Во время Второй мировой войны молодой талант активно рисовал карикатуры на немецких оккупантов и передавал их для печати в подпольные газеты. После 1945 года Херлуф Бидструп (на тот момент уже убежденный коммунист) стал работать в газете Land og Volk («Земля и люди»).
Со временем Бидструп выпустил несколько альбомов с карикатурами. В основном это была сатира на капиталистическое общество. Датчанин настолько ловко изображал «пороки общества загнивающего Запада», что снискал популярность в Советском Союзе.
Художник рисовал путевые заметки, шаржи на остро-политические темы, бытовые сценки. Более всего Херлуф Бидструп прославился своими мини-комиксами. Эти рассказы в картинках всем понятны без слов, независимо от национальности:
«Карикатура означает преувеличение, чаще всего она понимается как искажение. Я, однако, никогда не искажал действительность, но часто пользуюсь карикатурой как способом преувеличения. Она должна создать у зрителя такое же сильное впечатление, какое изображенный произвел на рисующего. Острота восприятия рисунка, сделанного черным штрихом на гладком листе белой бумаги, да еще в значительно уменьшенном виде, естественно, слабее впечатления от действительности, значит — потерянное должно быть восполнено другим способом» .
Художник скончался в возрасте 76 лет. После себя он оставил более пяти тысяч работ.
Источник
Бидструп карикатуры с животными
Херлуфа Бидструпа знают и ценят не только его соотечественники в маленькой Дании, где он живет и работает. Творчество этого смелого и неутомимого художника-карикатуриста снискало уважение и признательность всех людей доброй воли, борющихся за прогресс, демократию, освобождение человечества от пут капитализма, за свободу и счастье людей на всей земле.
Херлуф Бидструп — одаренный художник. Своим творчеством он занял видное место среди известнейших карикатуристов мира. Его рисунки отличаются остроумным, своеобразным решением, только ему присущим восприятием жизненных явлений, неповторимой художественной интерпретацией актуальнейших, общественных и политических проблем и идей. Манеру своего творчества сам художник определяет так: «Серии своих юмористических рисунков я стараюсь создавать так, чтобы их можно было «читать», как газету — слева направо. Персонажей этих рассказов я представляю читателю в действии, наподобие кинокадров без слов. От рисунка к рисунку я изображаю движения своих фигурок».
Бидструп высмеивает… Высмеивает мещанский образ жизни и мышления буржуазного общества, его лживую мораль и показную добродетель, неудержимую алчность, выкрутасы буржуазного модернистского искусства. В его творчестве нет и намека на дидактику, это не докучливое назидание, а острая, бичующая сатира — классовый анализ буржуазного строя.
Бидструп борется… Всю свою жизнь и свое искусство он отдает борьбе против политических авантюр империализма, против капиталистического хищничества, против тех, кто разжигает войны и угнетает народы. Карикатуры Бидструпа, подчас отображающие лишь отдельные события политической жизни, никогда все же не устаревают, не теряют своей злободневности, — а это потому, что художник и события, и людей изображает обобщенно, синтезированными образами-символами.
Советский народ к творчеству Херлуфа Бидструпа относится с глубочайшим уважением, оно отмечено международной Ленинской премией «За укрепление мира между народами». Во многих городах нашей страны, в том числе и в столице Советской Латвии — Риге, состоялись выставки его карикатур. Не раз издавались и еще продолжают издаваться сборники его карикатур. Популярность творческой деятельности Херлуфа Бидструпа продолжает расти.
Источник