Игры на тему неживая природа для дошкольников



Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)

Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.

Сухомлинский В. А.

Игра – это ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Использование дидактических игр при ознакомлении с неживой природой является важным фактором повышения познавательного интереса дошкольников.

Роль дидактических игр велика:

-они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников;

-дети получают новые знания, обобщают и закрепляют их;

-игры развивают память, внимание, наблюдательность;

-способствуют обогащению чувственного опыта ребенка;

-вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.

Предлагаю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе.

Воспитатель произносит слово «Камень» (в нем мало воздуха) – дети стоят, прижавшись, друг к другу. Если воспитатель произносит слово «Почва» — частички почвы (дети) – стоят на некотором расстоянии, взявшись за руки.

«Надуваем шар».

Мальчики – шар, стоят, взявшись за руки. Девочки – частички воздуха. Один ребенок накачивает шар. Сначала одна девочка приседает, сжимается, потом вторая, третья… Шар лопается, дети выпрямляются и произносят «ш-ш-ш».

«Воздух – это хорошо или плохо?»

Цель: учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность. Предлагаемые темы для обсуждения: ветер, работа ветра, атмосфера.

Воспитатель: ветер это хорошо? Почему?

Дети: в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах, катерах кататься. Ветер флюгер крутит. Красиво. Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит.

Воспитатель: Ветер – это плохо? Почему?

Дети: когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может даже домик унести, как в сказке «Волшебник Изумрудного города».

Воспитатель: кто увидел здесь противоречие?

Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь.

«Какая бывает вода?» (игра с мячом)

Дети отвечают: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.

«Что может делать вода?» (игра с мячом)

Дети отвечают: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.

«Где ты капелька бываешь?» (игра с мячом)

Воспитатель: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.

Дети: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.

«Ручейки и озера»

Дети – ручейки (5-6 человек) по сигналу «ручейки» бегут – бегут каждый в своей колонне за ведущим, по сигналу «Озеро» — должны образовывать круг и остановиться.

«Капельки».

Воспитатель: Давайте все превратимся в капельки. Пошел дождь, капельки упали на землю (дети разбегаются в разные стороны).

Воспитатель: Вдруг стало очень холодно. Капельки, что с вами случилось?

Дети: Мы замерзли, мы превратились в льдинки (обнимают друг — друга).

Воспитатель: Но вот выглянуло солнышко, пригрело и льдинки растаяли, превратились в капельки. А потом собрались вместе и стали ручейком; побежал ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручейки. Соединился наш ручей с остальными, стал шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду по реке ласковой волной, и бежит она к морю (По ходу рассказа воспитателя дети превращаются в капельки – ручейки — реку-море).

«Что так звучит?» (игра с мячом)

Цель: Учить подбирать объекты по характеристике звучания. Активизировать словарь при самостоятельном подборе характеристик звучания объекта.

Воспитатель: что звенит?

Дети: колокол, колокольчик, телефон, дверной звонок, школьный звонок, звонок на велосипеде.

Воспитатель: Что трещит?

Дети: кузнечик, сверчок, когда палку ломаешь, деревья зимой.

Воспитатель: Что шуршит?

Дети: мышка в норке, бумага, сухие листья под ногами.

Аналогично: стучит, тарахтит, гремит, шипит, дребезжит, гудит, скрипит и т. д.

Агрегатные состояния вещества.

«Что умеет превращаться?» (игра с мячом)

Цель: учить находить объекты, которые могут переходить (превращаться) из одного агрегатного состояния в другое.

Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?

Дети: сахар, лед, металлы, воск, парафин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в газообразное?

Дети: кофе, ванилин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в газообразное?

Дети: вода, спирт, духи, бензин и т. д.

Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в твердое?

Дети: Вода, молоко, лимонад, сок.

«Раз, два, три – в свой домик беги!»

Цель: Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.

В трех обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ и предметов (сахар, вода, лед, пар, молоко, металлические предметы, кирпич и т. д.). По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.

«Ходим в гости» (усложненный вариант предыдущей игры).

Цель: закрепить знания детей о переходе веществ из одного состояния в другое.

Ход игры: Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит картинку с изображением этого вещества, объявляет, в какой домик он пойдет в гости.

Ребенок: я жидкое. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.

Ребенок: Я твердая, я могу растаять, поэтому я пойду к жидким веществам.

«Где живет трение?» (игра с мячом)

Цель: Учить находить ситуации, где проявляется данное явление.

Воспитатель: Где живет трение?

Дети: в моторе, в станке, в скрипучей двери.

Воспитатель: Где еще проявляется трение?

Дети: когда обувью об асфальт шаркаешь, когда колеса машины по дороге катятся, когда карандашом рисуешь, когда мебель двигаешь.

«Хорошо – плохо»

Воспитатель: Трение это плохо, почему?

Дети: Обувь рвется, дверь скрипит, колеса стираются, детали машин ломаются.

Воспитатель: трение – это хорошо, почему?

Дети: все детали у машин, станков держатся друг за друга и не рассыпаются. Все стоит на своих местах.

«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.

Формы продуктивного воздействия с семьями воспитанников при ознакомлении с природой (из опыта работы) Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания.

Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы)Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы) Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори. Дидактический материал изготовлен своими руками для старшей разновозрастной группы.

Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.

Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в средней группе (1 часть) Средняя группа. Цели и задачи экологического воспитания детей. 1. Образовательная: а. Формировать обобщенные представления о признаках природных.

Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в старшей группе (часть 2) Старшая группа. Задачи экологического воспитания 1. Обучающая: а. Систематизировать и углублять знания детей о роли неживой природы (солнце,.

Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 «БЕРЕЗКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.

Сообщение из опыта работы «Использование игровых приемов при ознакомлении дошкольников с историей России» Петрунива Л. И., воспитатель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» История России – очень важная, значимая, интересная, но вместе с этим сложная для.

Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.

Источник

Картотека «Неживая природа»

Дидактическая игра «Бывает – Не бывает» (с мячом).

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать —

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

Игра «Расскажи без слов»

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук,движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

«Живая и неживая природа»

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«Бывает – не бывает»

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Закончи предложение»

Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок)начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

Читайте также:  Конспект трудовой деятельности в уголке природы в подготовительной к школе группе

игра «Какое время года?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

игра Когда это бывает?

Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

игра Живое – неживое.

Дид.задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

игра Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»«земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

игра Когда это бывает?

Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дидактическая игра «Угадай какое время года?»

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления, учить соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

Оборудование: муляж дерева «времена года», карточки с изображением времени года, музыкальное сопровождение для каждого времени года.

Ход игры: читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком времени года идет речь.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки –

Время года зима, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник!

Время года весна, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Дремлет лес: ни звука, —

Лист не шелестит,

В воздухе звенит

Время года лето, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Время года осень, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает, да или нет»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Воспитатель читает приметы сезонных изменений в природе, а дети должны отвечать бывает – не бывает, да или нет.

Оборудование: карточки с изображением времени года.

2Земля покрывается снежным покровом….

3Птицы прилетают с теплых краёв …

1Весной мы лепим снеговика….

2С наступлением весны стало теплее….

3От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейком в реку….

4Весной появляются подснежники….

1Самые жаркие дни летом….

2Мишки уходят в спячку летом….

3День становится длиннее….

4Летом деревья с зеленой листвой….

1Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет….

2Часто идут дожди на дорогах лужи….

3Перелетные птицы улетают в теплые края….

4Листья желтеют, краснеют и опадают….

Игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»«земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Какое время года».

Цель:Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Дел у меня немало — Я соткано из зноя,

Я белым одеялом Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю, Я реки согреваю,

В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома И любите за это

Зовут меня. Вы все меня. Я.

(Зима). (Лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки. Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю.

Движения полна. Но не касаясь сосен

Зовут меня,. И елочек. Я …

(Весна). (Осень).

«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).

Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность

Ход игры

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание № 1. Показать, что стало холодно.

Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.

Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.

Дети прыгают, бегают, веселятся.

Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

Задание № 5. Усложнение.

Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.

Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и кар-тинки, изображающие отгадки.

За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)

2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен. (Иней).

3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)

4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)

6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)

7. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)

8. Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)

9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14. Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Месяц)

15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Картотека стихов «Природа». 1 часть 1. Почки Ну, давайте же, почки, Выпускайте листочки! Просыпайтесь от сна – Пусть наступит весна! Е. Груданов 2. Надулись от важности почки.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Живая-неживая природа» Программное содержание: Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе. Закрепить знания детей о свойствах воды, путём.

Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа»Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа» Білім беру салалары / Реализация образовательных областей: Познание, коммуникация, социум, творчество. Білім кздері/Раздел:.

Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: • Познакомить.

Конспект занятия «Живая и неживая природа» в дошкольной реабилитационной группе Цели: — закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; — сформировать у ребенка представление.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Живая и неживая природа» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Живая и неживая природа» Основные цели:.

Читайте также:  Экологический суд план конспект по теме

Конспект занятия в ОО «Окружающий мир» в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе. Задачи: -продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе, -умение.

План наблюдений «Живая, неживая природа» для детей с умственной отсталостью Сентябрь Наблюдения (живая и неживая природа, предметный мир) Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Находить у растений стебель, листья,.

Источник

Игры на тему неживая природа для дошкольников

Дидактическая игра «Бывает – Не бывает» (с мячом).

Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Когда это бывает?»

Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.

Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.

Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.

Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».

Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?

Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?

Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?

Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?

Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,

Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?

А букашки прилетают? Ну а что же надо делать —

Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?

Игра «Расскажи без слов»

Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.

Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук,движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).

«Живая и неживая природа»

Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.

Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).

«Бывает – не бывает»

Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.

Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).

«Закончи предложение»

Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.

Ход игры. Воспитатель (или ребёнок)начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.

игра «Какое время года?»

Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.

Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.

игра Когда это бывает?

Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

игра Живое – неживое.

Дид.задача: закреплять знания о живой и неживой природе.

Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.

игра Игра с мячом «Воздух, земля, вода»

Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»«земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

игра Когда это бывает?

Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.

Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.

Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.

На полянке, у тропинки пробиваются травинки.

С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.

И светла, и широка

Наша тихая река.

Побежим купаться, с рыбками плескаться…

Вянет и желтеет, травка на лугах,

Только зеленеет озимь на полях.

Туча небо кроет, солнце не блестит,

Ветер в поле воет,

Под голубыми небесами

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Дидактическая игра «Угадай какое время года?»

Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления, учить соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.

Оборудование: муляж дерева «времена года», карточки с изображением времени года, музыкальное сопровождение для каждого времени года.

Ход игры: читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком времени года идет речь.

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки –

Время года зима, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

После зимней стужи.

Сквозь лесной валежник.

Стали птицы песни петь,

И расцвёл подснежник!

Время года весна, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Ярко солнце светит,

В воздухе тепло,

И, куда ни глянешь,

Всё кругом светло.

По лугу пестреют

Дремлет лес: ни звука, —

Лист не шелестит,

В воздухе звенит

Время года лето, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Стало вдруг светлее вдвое.

Двор, как в солнечных лучах, —

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём —

Листья сыплются дождём.

Под ногами шелестят

И летят, летят, летят.

С паучками в серединке.

И высоко от земли

Всё летит! Должно быть, это

Улетает наше лето!

Время года осень, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.

Дидактическая игра «Бывает – не бывает, да или нет»

Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.

Ход игры: Воспитатель читает приметы сезонных изменений в природе, а дети должны отвечать бывает – не бывает, да или нет.

Оборудование: карточки с изображением времени года.

2Земля покрывается снежным покровом….

3Птицы прилетают с теплых краёв …

1Весной мы лепим снеговика….

2С наступлением весны стало теплее….

3От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейком в реку….

4Весной появляются подснежники….

1Самые жаркие дни летом….

2Мишки уходят в спячку летом….

3День становится длиннее….

4Летом деревья с зеленой листвой….

1Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет….

2Часто идут дожди на дорогах лужи….

3Перелетные птицы улетают в теплые края….

4Листья желтеют, краснеют и опадают….

Игра с мячом «Воздух, земля, вода».

Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.

Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк»«земля» и т. д.

Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.

«Какое время года».

Цель:Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.

Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.

Отгадывание времени года по стихотворению.

Ход игры.

У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.

Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.

Дел у меня немало — Я соткано из зноя,

Я белым одеялом Несу тепло с собою.

Всю землю укрываю, Я реки согреваю,

В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.

Белю поля, дома И любите за это

Зовут меня. Вы все меня. Я.

(Зима). (Лето).

Я раскрываю почки, Несу я урожаи,

В зеленые листочки. Поля вновь засеваю,

Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,

Посевы поливаю, Деревья раздеваю.

Движения полна. Но не касаясь сосен

Зовут меня,. И елочек. Я …

(Весна). (Осень).

«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).

Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность

Ход игры

Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.

Задание № 1. Показать, что стало холодно.

Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.

Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.

Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.

Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.

Дети прыгают, бегают, веселятся.

Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.

Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.

Читайте также:  Человек и природа книги для детей

Задание № 5. Усложнение.

Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.

Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.

Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и кар-тинки, изображающие отгадки.

За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.

1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)

2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен. (Иней).

3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)

4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)

5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)

6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)

7. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)

8. Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)

9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)

10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)

11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)

12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)

13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)

14. Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Месяц)

15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)

Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.

Картотека стихов «Природа». 1 часть 1. Почки Ну, давайте же, почки, Выпускайте листочки! Просыпайтесь от сна – Пусть наступит весна! Е. Груданов 2. Надулись от важности почки.

Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Живая-неживая природа» Программное содержание: Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе. Закрепить знания детей о свойствах воды, путём.

Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа»Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа» Білім беру салалары / Реализация образовательных областей: Познание, коммуникация, социум, творчество. Білім кздері/Раздел:.

Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: • Познакомить.

Конспект занятия «Живая и неживая природа» в дошкольной реабилитационной группе Цели: — закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; — сформировать у ребенка представление.

Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Живая и неживая природа» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Живая и неживая природа» Основные цели:.

Конспект занятия в ОО «Окружающий мир» в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе. Задачи: -продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе, -умение.

План наблюдений «Живая, неживая природа» для детей с умственной отсталостью Сентябрь Наблюдения (живая и неживая природа, предметный мир) Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Находить у растений стебель, листья,.

Источник

Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей

Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.

Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.

Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.

Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа

В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.

В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.

Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).

Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.

К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.

  • К неживой природеотносятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
  • К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.

К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.

Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?

Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.

Из каких царств состоит мир природы?

Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств

А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.

Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»

Материал к игре

  • Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
  • Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
  • Две куклы или другие игрушки.

zhivaya-i-nezhivaya-priroda-igra

Ход игры

Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.

Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.

  • Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
  • А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
  • Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.

Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.

Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.

Скачать картинки к игре «Живое и неживое»

Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир

В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.

Материалы к игре

Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka1

Ход игры

Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».

Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.

Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.

Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.

Примеры таких пар в карточках к игре:

  • цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
  • солнце — лампочка,
  • ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
  • бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
  • планета Земля — игрушечный мячик,
  • паутина — рыболовные сети,
  • ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
  • клешни рака — клещи как инструмент человека,
  • снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
  • мышка живая — мышка компьютерная.

mir-prirodi-i-rukotvornii-mir-kartinka2

Скачать картинки к игре

Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».

Популярные статьи:

Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Источник