Дидактические игры при ознакомлении дошкольников с неживой природой (из опыта работы)
Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
Сухомлинский В. А.
Игра – это ведущий вид деятельности в период дошкольного детства. Использование дидактических игр при ознакомлении с неживой природой является важным фактором повышения познавательного интереса дошкольников.
Роль дидактических игр велика:
-они способствуют развитию познавательных способностей дошкольников;
-дети получают новые знания, обобщают и закрепляют их;
-игры развивают память, внимание, наблюдательность;
-способствуют обогащению чувственного опыта ребенка;
-вызывают определенное эмоциональное отношение к природе.
Предлагаю вашему вниманию игры, которые я использую в своей работе.
Воспитатель произносит слово «Камень» (в нем мало воздуха) – дети стоят, прижавшись, друг к другу. Если воспитатель произносит слово «Почва» — частички почвы (дети) – стоят на некотором расстоянии, взявшись за руки.
«Надуваем шар».
Мальчики – шар, стоят, взявшись за руки. Девочки – частички воздуха. Один ребенок накачивает шар. Сначала одна девочка приседает, сжимается, потом вторая, третья… Шар лопается, дети выпрямляются и произносят «ш-ш-ш».
«Воздух – это хорошо или плохо?»
Цель: учить анализировать свойства изучаемого явления и формулировать противоречия, заложенные в его сущность. Предлагаемые темы для обсуждения: ветер, работа ветра, атмосфера.
Воспитатель: ветер это хорошо? Почему?
Дети: в жару ветер приносит прохладу. В засуху ветер приносит дождевые облака. Когда ветер, можно на парусных яхтах, катерах кататься. Ветер флюгер крутит. Красиво. Можно змея запускать. Ветер семена растений переносит.
Воспитатель: Ветер – это плохо? Почему?
Дети: когда дует ветер – холодно. Ветер приносит дождевые облака и нельзя гулять. От сильного ветра могут даже деревья упасть. Ветер может даже домик унести, как в сказке «Волшебник Изумрудного города».
Воспитатель: кто увидел здесь противоречие?
Дети: Ветер должен дуть, чтобы принести дождь, и не должен дуть, потому что нельзя гулять, когда идет дождь.
«Какая бывает вода?» (игра с мячом)
Дети отвечают: прозрачная, бесцветная, соленая, холодная, теплая, горячая, простая, чистая, родниковая, дождевая, почвенная, жесткая, мягкая, талая, пресная, колодезная, ключевая, морская, подземные воды, минеральная, питьевая, водопроводная, дистиллированная, ливневая, мертвая и живая, святая.
«Что может делать вода?» (игра с мячом)
Дети отвечают: Бежать, течь, капать, литься, бушевать, замерзать, испаряться, загрязняться, капать, шуметь, журчать.
«Где ты капелька бываешь?» (игра с мячом)
Воспитатель: где путешествует капелька воды? Назовите эти места.
Дети: лужа, пруд, ручей, озеро, море, океан, снег, лед, сосулька, пар, дождь.
«Ручейки и озера»
Дети – ручейки (5-6 человек) по сигналу «ручейки» бегут – бегут каждый в своей колонне за ведущим, по сигналу «Озеро» — должны образовывать круг и остановиться.
«Капельки».
Воспитатель: Давайте все превратимся в капельки. Пошел дождь, капельки упали на землю (дети разбегаются в разные стороны).
Воспитатель: Вдруг стало очень холодно. Капельки, что с вами случилось?
Дети: Мы замерзли, мы превратились в льдинки (обнимают друг — друга).
Воспитатель: Но вот выглянуло солнышко, пригрело и льдинки растаяли, превратились в капельки. А потом собрались вместе и стали ручейком; побежал ручеек по камешкам, пригорочкам, а к нему сбегали другие ручейки. Соединился наш ручей с остальными, стал шире, глубже и превратился в реку. Ветер гонит воду по реке ласковой волной, и бежит она к морю (По ходу рассказа воспитателя дети превращаются в капельки – ручейки — реку-море).
«Что так звучит?» (игра с мячом)
Цель: Учить подбирать объекты по характеристике звучания. Активизировать словарь при самостоятельном подборе характеристик звучания объекта.
Воспитатель: что звенит?
Дети: колокол, колокольчик, телефон, дверной звонок, школьный звонок, звонок на велосипеде.
Воспитатель: Что трещит?
Дети: кузнечик, сверчок, когда палку ломаешь, деревья зимой.
Воспитатель: Что шуршит?
Дети: мышка в норке, бумага, сухие листья под ногами.
Аналогично: стучит, тарахтит, гремит, шипит, дребезжит, гудит, скрипит и т. д.
Агрегатные состояния вещества.
«Что умеет превращаться?» (игра с мячом)
Цель: учить находить объекты, которые могут переходить (превращаться) из одного агрегатного состояния в другое.
Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в жидкое?
Дети: сахар, лед, металлы, воск, парафин и т. д.
Воспитатель: Что умеет превращаться из твердого в газообразное?
Дети: кофе, ванилин и т. д.
Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в газообразное?
Дети: вода, спирт, духи, бензин и т. д.
Воспитатель: Что умеет превращаться из жидкого в твердое?
Дети: Вода, молоко, лимонад, сок.
«Раз, два, три – в свой домик беги!»
Цель: Закреплять знания детей об агрегатных состояниях вещества.
В трех обручах – домиках символы твердого, жидкого, газообразного состояния вещества. Детям раздаются карточки с изображением разнообразных веществ и предметов (сахар, вода, лед, пар, молоко, металлические предметы, кирпич и т. д.). По команде воспитателя дети бегут в свой домик, определив агрегатное состояние вещества на своей картинке.
«Ходим в гости» (усложненный вариант предыдущей игры).
Цель: закрепить знания детей о переходе веществ из одного состояния в другое.
Ход игры: Воспитатель называет вещество, а ребенок, который держит картинку с изображением этого вещества, объявляет, в какой домик он пойдет в гости.
Ребенок: я жидкое. Я могу замерзнуть на морозе, поэтому перехожу к твердым веществам.
Ребенок: Я твердая, я могу растаять, поэтому я пойду к жидким веществам.
«Где живет трение?» (игра с мячом)
Цель: Учить находить ситуации, где проявляется данное явление.
Воспитатель: Где живет трение?
Дети: в моторе, в станке, в скрипучей двери.
Воспитатель: Где еще проявляется трение?
Дети: когда обувью об асфальт шаркаешь, когда колеса машины по дороге катятся, когда карандашом рисуешь, когда мебель двигаешь.
«Хорошо – плохо»
Воспитатель: Трение это плохо, почему?
Дети: Обувь рвется, дверь скрипит, колеса стираются, детали машин ломаются.
Воспитатель: трение – это хорошо, почему?
Дети: все детали у машин, станков держатся друг за друга и не рассыпаются. Все стоит на своих местах.
«Ознакомление дошкольников с неживой природой» Неживая природа – это объективная реальность мира, которая непосредственно и непрерывно оказывает влияние на развитие детей дошкольного.
Формы продуктивного воздействия с семьями воспитанников при ознакомлении с природой (из опыта работы) Организуя работу с родителями, я использую различные приемы: анкетирование, совместное творчество ребенка с родителями, домашние задания.
Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори своими руками (из опыта работы) Игры и дидактические упражнения по методике Монтессори. Дидактический материал изготовлен своими руками для старшей разновозрастной группы.
Из опыта работы «Формирование правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы у дошкольников» Главное звено в ознакомлении детей с окружающим миром — формирование обобщенного и правильного представления о том, что явления и объекты.
Опыт работы «Развитие любознательности дошкольников при ознакомлении с объектами и явлениями живой и неживой природы» Актуальность Все дети от природы любопытны. От рождения им дано одно очень важное свойство – стремление познавать и понимать окружающий.
Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в средней группе (1 часть) Средняя группа. Цели и задачи экологического воспитания детей. 1. Образовательная: а. Формировать обобщенные представления о признаках природных.
Планирование работы «Использование проектной деятельности при ознакомлении с природой» в старшей группе (часть 2) Старшая группа. Задачи экологического воспитания 1. Обучающая: а. Систематизировать и углублять знания детей о роли неживой природы (солнце,.
Из опыта работы «Дидактические игры и упражнения по экологии с детьми раннего возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА №35 «БЕРЕЗКА» ЗЕЛЕНОДОЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО.
Сообщение из опыта работы «Использование игровых приемов при ознакомлении дошкольников с историей России» Петрунива Л. И., воспитатель МАДОУ ДС №11 «Колокольчик» История России – очень важная, значимая, интересная, но вместе с этим сложная для.
Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой 1 слайд Тема моего выступления Сюжетно-ролевые игры в ознакомлении детей с природой. Уважаемые коллеги! Мы все знаем, что использование.
Источник
Картотека «Неживая природа»
Дидактическая игра «Бывает – Не бывает» (с мячом).
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать —
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
Игра «Расскажи без слов»
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук,движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«Живая и неживая природа»
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«Бывает – не бывает»
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Закончи предложение»
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок)начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
игра «Какое время года?»
Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
игра Когда это бывает?
Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
игра Живое – неживое.
Дид.задача: закреплять знания о живой и неживой природе.
Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.
игра Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
игра Когда это бывает?
Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дидактическая игра «Угадай какое время года?»
Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления, учить соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.
Оборудование: муляж дерева «времена года», карточки с изображением времени года, музыкальное сопровождение для каждого времени года.
Ход игры: читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком времени года идет речь.
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки –
Время года зима, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
После зимней стужи.
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Время года весна, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Дремлет лес: ни звука, —
Лист не шелестит,
В воздухе звенит
Время года лето, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах, —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Время года осень, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает, да или нет»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Воспитатель читает приметы сезонных изменений в природе, а дети должны отвечать бывает – не бывает, да или нет.
Оборудование: карточки с изображением времени года.
2Земля покрывается снежным покровом….
3Птицы прилетают с теплых краёв …
1Весной мы лепим снеговика….
2С наступлением весны стало теплее….
3От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейком в реку….
4Весной появляются подснежники….
1Самые жаркие дни летом….
2Мишки уходят в спячку летом….
3День становится длиннее….
4Летом деревья с зеленой листвой….
1Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет….
2Часто идут дожди на дорогах лужи….
3Перелетные птицы улетают в теплые края….
4Листья желтеют, краснеют и опадают….
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Какое время года».
Цель:Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры.
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Дел у меня немало — Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня. Вы все меня. Я.
(Зима). (Лето).
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки. Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаясь сосен
Зовут меня,. И елочек. Я …
(Весна). (Осень).
«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).
Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность
Ход игры
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.
Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание № 5. Усложнение.
Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.
Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и кар-тинки, изображающие отгадки.
За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.
1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)
2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен. (Иней).
3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)
4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)
6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
7. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)
8. Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)
9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)
12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)
13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
14. Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Месяц)
15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)
Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.
Картотека стихов «Природа». 1 часть 1. Почки Ну, давайте же, почки, Выпускайте листочки! Просыпайтесь от сна – Пусть наступит весна! Е. Груданов 2. Надулись от важности почки.
Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Живая-неживая природа» Программное содержание: Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе. Закрепить знания детей о свойствах воды, путём.
Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа» Білім беру салалары / Реализация образовательных областей: Познание, коммуникация, социум, творчество. Білім кздері/Раздел:.
Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: • Познакомить.
Конспект занятия «Живая и неживая природа» в дошкольной реабилитационной группе Цели: — закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; — сформировать у ребенка представление.
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Живая и неживая природа» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Живая и неживая природа» Основные цели:.
Конспект занятия в ОО «Окружающий мир» в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе. Задачи: -продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе, -умение.
План наблюдений «Живая, неживая природа» для детей с умственной отсталостью Сентябрь Наблюдения (живая и неживая природа, предметный мир) Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Находить у растений стебель, листья,.
Источник
Игры на тему неживая природа для дошкольников
Дидактическая игра «Бывает – Не бывает» (с мячом).
Цель: Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Когда это бывает?»
Цель. Уточнить и углубить знания детей о временах года.
Ход игры. Воспитатель называет время года и отдаёт фишку ребёнку. Ребёнок называет, что бывает в это время года и передаёт фишку следующему игроку. Тот добавляет новое определение и передаёт фишку и т. д.
Цель. Закреплять знания детей о приметах осени.
Ход игры. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны внимательно слушать и отвечать «да» или «нет».
Осенью цветут цветы? Урожай весь собирают?
Осенью растут грибы? Птичьи стаи улетают?
Тучки солнце закрывают? Часто-часто льют дожди?
Колючий ветер прилетает? Достаём ли сапоги?
Туманы осенью плывут? Солнце светит очень жарко,
Ну а птицы гнёзда вьют? Можно детям загорать?
А букашки прилетают? Ну а что же надо делать —
Звери норки закрывают? Куртки, шапки надевать?
Игра «Расскажи без слов»
Цель. Закреплять представления об осенних изменениях в природе; развивать творческое воображение, наблюдательность.
Ход игры. Дети образуют круг. Воспитатель предлагает изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук,движениями: стало холодно (дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы); идёт холодный дождь (открывают зонтики, поднимают воротники).
«Живая и неживая природа»
Цель. Систематизировать знания детей о живой и неживой природе.
Ход игры. «Живая» (неживая) природа», говорит воспитатель и передаёт одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). Дети называют предметы природы (той, которую указал воспитатель).
«Бывает – не бывает»
Цель. Развивать память, мышление, быстроту реакции.
Ход игры. Воспитатель произносит словосочетание и кидает мяч, а ребёнок должен быстро ответить: иней летом (не бывает); снег зимой (бывает); мороз летом (не бывает); капель летом (не бывает).
«Закончи предложение»
Цель. Учить понимать причинные связи между явлениями; упражнять в правильном выборе слов.
Ход игры. Воспитатель (или ребёнок)начинает предложение: «Я надела тёплую шубу, потому что…». Ребёнок, который заканчивает это предложение, составляет начало нового.
игра «Какое время года?»
Цель. Учить воспринимать поэтический текст; воспитывать эстетические эмоции и переживания; закреплять знания о месяцах каждого времени года и основных признаках времён года.
Ход игры. Писатели и поэты в стихотворениях воспевают красоту природы в разное время года. Воспитатель читает стихотворение, а дети должны выделить признаки времени года.
игра Когда это бывает?
Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
игра Живое – неживое.
Дид.задача: закреплять знания о живой и неживой природе.
Воспитатель называет предметы живой и неживой природы. Если это предмет живой природы, дети — машут руками, если предмет неживой природы — приседают.
игра Игра с мячом «Воздух, земля, вода»
Дид.задача: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
игра Когда это бывает?
Дид.задача: учить детей различать признаки времен года. С помощью поэтического слова показать красоту различных времен года, разнообразие сезонных явлений и занятий людей.
Материалы: на каждого ребенка картинки с пейзажами весны, лета, осени и зимы.
Воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Под голубыми небесами
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Дидактическая игра «Угадай какое время года?»
Цель: Развивать слуховое внимание, быстроту мышления, учить соотносить описание природы в стихах с определенным временем года.
Оборудование: муляж дерева «времена года», карточки с изображением времени года, музыкальное сопровождение для каждого времени года.
Ход игры: читая короткие стихи, предложить ребенку угадать, о каком времени года идет речь.
Ты, мороз, мороз, мороз,
Не показывай свой нос!
Уходи скорей домой,
Стужу уводи с собой.
А мы саночки возьмём,
Мы на улицу пойдём,
Сядем в саночки –
Время года зима, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
После зимней стужи.
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвёл подснежник!
Время года весна, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
Ярко солнце светит,
В воздухе тепло,
И, куда ни глянешь,
Всё кругом светло.
По лугу пестреют
Дремлет лес: ни звука, —
Лист не шелестит,
В воздухе звенит
Время года лето, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
Стало вдруг светлее вдвое.
Двор, как в солнечных лучах, —
Это платье золотое
У берёзы на плечах.
Утром мы во двор идём —
Листья сыплются дождём.
Под ногами шелестят
И летят, летят, летят.
С паучками в серединке.
И высоко от земли
Всё летит! Должно быть, это
Улетает наше лето!
Время года осень, обратить внимание на дерево и повернуть его правильной стороной, прослушать музыкальное сопровождение.
Дидактическая игра «Бывает – не бывает, да или нет»
Цель: закрепить знания детей о сезонных изменениях в природе.
Ход игры: Воспитатель читает приметы сезонных изменений в природе, а дети должны отвечать бывает – не бывает, да или нет.
Оборудование: карточки с изображением времени года.
2Земля покрывается снежным покровом….
3Птицы прилетают с теплых краёв …
1Весной мы лепим снеговика….
2С наступлением весны стало теплее….
3От весеннего тепла растаял снег и сбежал ручейком в реку….
4Весной появляются подснежники….
1Самые жаркие дни летом….
2Мишки уходят в спячку летом….
3День становится длиннее….
4Летом деревья с зеленой листвой….
1Осенью солнышко светит меньше и совсем не греет….
2Часто идут дожди на дорогах лужи….
3Перелетные птицы улетают в теплые края….
4Листья желтеют, краснеют и опадают….
Игра с мячом «Воздух, земля, вода».
Цель: закреплять знания детей об объектах природы. Развивать слуховое внимание, мышление, сообразительность.
Ход игры: Вариант№1. Воспитатель бросает мяч ребенку и называет объект природы, например, «сорока». Ребенок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. На слово «дельфин» ребенок отвечает «вода», на слово «волк» — «земля» и т. д.
Вариант№2. Воспитатель называет слово «воздух» ребенок поймавший мяч, должен назвать птицу. На слово «земля» — животное, обитающие на земле; на слово «вода» — обитателя рек, морей, озер и океанов.
«Какое время года».
Цель:Учить детей соотносить описание природы в стихах или прозе с определенным временем года; развивать слуховое внимание, быстроту мышления.
Показывать карточку можно только после того, как дети правильно назвали времена года.
Отгадывание времени года по стихотворению.
Ход игры.
У воспитателя на карточках выписаны короткие тексты о разных временах года. Тексты даются вперемешку.
Воспитатель спрашивает: «Кто знает, когда это бывает?» и открывает карточку, читает текст. Дети отгадывают.
Дел у меня немало — Я соткано из зноя,
Я белым одеялом Несу тепло с собою.
Всю землю укрываю, Я реки согреваю,
В лед реки убираю, «Купайтесь!» — приглашаю.
Белю поля, дома И любите за это
Зовут меня. Вы все меня. Я.
(Зима). (Лето).
Я раскрываю почки, Несу я урожаи,
В зеленые листочки. Поля вновь засеваю,
Деревья одеваю, Птиц к югу отправляю,
Посевы поливаю, Деревья раздеваю.
Движения полна. Но не касаясь сосен
Зовут меня,. И елочек. Я …
(Весна). (Осень).
«Расскажи без слов» (с элементами пантомимы).
Закреплять представления детей об осенних изменениях в природе. Развивать творческое воображение, наблюдательность
Ход игры
Дети собираются в круг, воспитатель встает в середину круга. Он предлагает детям изобразить осеннюю погоду мимикой лица, жестами рук, движениями.
Задание № 1. Показать, что стало холодно.
Дети ёжатся, греют руки, жестами надевают на себя шапки и шарфы.
Задание № 2. Показать, что идет холодный дождь.
Дети «открывают зонтики», поднимают воротники, прячутся под крыши.
Задание № 3. Показать, что вновь светит солнышко.
Дети прыгают, бегают, веселятся.
Задание № 4. Показать, что дует сильный ветер.
Дети поднимают руки вверх, качают ими, как ветками.
Задание № 5. Усложнение.
Предложить одному ребенку показать самостоятельно, каким был прошедший день по погоде. Остальные дети должны отгадать.
Развивать умение детей отгадывать загадки, соотносить словесный образ с изображением на картинке, уточнить знания детей о сезонных явлениях природы.
Взрослый подбирает доступные детям загадки о различных явлениях природы и кар-тинки, изображающие отгадки.
За правильный ответ ребенок получает фишку. Выигрывает тот, у кого наберется больше фишек.
1. С неба падают зимою и кружатся над землею, легкие, пушистые, белые. (Снежинки)
2. Не колючий, светло-синий, по кустам развешен. (Иней).
3. Не снег, не лед, а серебром деревья уберёт. (Иней)
4. Пушистая вата плывет куда-то. Чем вата ниже, тем дождик ближе. (Туча)
5. Сестра к брату в гости идет, а он от нее прячется. (Солнце, месяц)
6. Без ног бегут, без крыльев летят, без паруса плывут. (Облака)
7. Зимой лежал, а весной в реку побежал. (Ручеек)
8. Летом бежит, зимой спит, весна настала — опять побежала. (Река)
9. Летит огненная стрела, никто ее не поймает; ни царь, ни царица, ни красная девица. (Молния)
10. Шел, шел долговяз, в сырую землю увяз. (Дождь)
11. В синей чаще алый мяч, он и светел и горяч. (Солнце)
12. Летит ковер большой-большой, а не ступить на него ногой. (Небо)
13. Без рук, без ног, а ворота отворяет. (Ветер)
14. Над домом у дорожки висит пол лепешки. (Месяц)
15. Белое покрывало всю землю покрыло. (Снег)
Детский исследовательский проект по естествознанию (неживая природа) «Небесные тела, влияющие на Землю» Слайд №2. Меня зовут Александр Палухин, мне 6 лет. Слайд №3. Предлагаю вашему вниманию свою исследовательскую работу: «Небесные тела, влияющие.
Картотека стихов «Природа». 1 часть 1. Почки Ну, давайте же, почки, Выпускайте листочки! Просыпайтесь от сна – Пусть наступит весна! Е. Груданов 2. Надулись от важности почки.
Картотека экспериментов. Неживая природа Детское экспериментирование — это один из ведущих видов деятельности дошкольника. Очевидно, что нет более пытливого исследователя, чем ребенок.
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе «Живая-неживая природа» Программное содержание: Формирование элементарных представлений о живой и неживой природе. Закрепить знания детей о свойствах воды, путём.
Конспект открытого занятия на международном семинаре по естествознанию «Живая и неживая природа» Білім беру салалары / Реализация образовательных областей: Познание, коммуникация, социум, творчество. Білім кздері/Раздел:.
Конспект занятия в старшей группе «Живая и неживая природа» Цель: познавательное развитие посредством формирования у детей интереса к живой и неживой природе. Задачи: Образовательные: • Познакомить.
Конспект занятия «Живая и неживая природа» в дошкольной реабилитационной группе Цели: — закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; — сформировать у ребенка представление.
Сценарий образовательной ситуации с дошкольниками 5–6 лет «Живая и неживая природа» Образовательная область: познавательное развитие Возрастная группа: старшая группа (5-6 лет) Тема: «Живая и неживая природа» Основные цели:.
Конспект занятия в ОО «Окружающий мир» в подготовительной группе «Живая и неживая природа» Цель: обобщить знания детей о живой и неживой природе. Задачи: -продолжать закреплять у детей знания о живой и неживой природе, -умение.
План наблюдений «Живая, неживая природа» для детей с умственной отсталостью Сентябрь Наблюдения (живая и неживая природа, предметный мир) Рассмотреть клумбы с цветущими растениями. Находить у растений стебель, листья,.
Источник
Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей
Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.
Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.
Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.
Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа
В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.
Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).
Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.
К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.
- К неживой природеотносятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
- К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?
Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.
Из каких царств состоит мир природы?
Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств
А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.
Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»
Материал к игре
- Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
- Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
- Две куклы или другие игрушки.
Ход игры
Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.
Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.
- Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
- А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
- Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.
Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
Скачать картинки к игре «Живое и неживое»
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Скачать картинки к игре
Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».
Популярные статьи:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Источник