Взаимоотношение человека и природы сочинеие
Человек и природа единое целое. Как люди зависят от природы, так и природа зависит от людей и важно достичь гармонии в этих взаимоотношениях.
Мы многое получаем от природы для жизни – воду, пищу, свет, полезные ископаемые и другие источники быта, без которых человечество не может обойтись. Но что получает природа взамен своих бесценных даров?
С развитием общества и цивилизации мы берем все больше и больше от природы, не отдавая ей взамен ничего. Строятся новые предприятия, растут города, изобретаются новые технологии, но при этом люди не задумываются над тем, что природу нужно беречь, охранять, ибо все, что она нам дает, не вечно. Мы почти не заботимся о том, сколько выбросов идет в атмосферу от заводов, мы засоряем реки канализационными отходами, а сколько вреда приносят плодородным почвам удобрения! Вырубка лесов привела к изменению климата и глобальному потеплению. Ценных животных убивают браконьеры. Всего вреда, приносимого человеком обитаемой среде не перечесть.
Наше пагубное отношение к природе привело к тому, что увеличилось число природных катастроф. Все больше нашу планету одолевают наводнения, ураганы, засухи, смерчи, пожары и другие негативные явления.
Часто, отдыхая на природе, люди оставляют после себя мусор. Сколько у берегов рек можно увидеть пластиковых бутылок и отходов домашнего хозяйства, а ведь все это приводит к уменьшению запасов чистой пресной воды. Сколько вреда наносится природе от задымления горящих в кострах листьев и пластика.
Нужно задуматься над всем этим и начать любить природу и беречь ее. Природа щедра и добра к людям. Но и люди должны стать добрее по отношению к ней и что-то давать взамен на ее щедроты. Вырубая леса, мы должны насаживать новые деревья, строить мусороперерабатывающие предприятия и очистные сооружения, добиваться минимальных выбросов в атмосферу, убирать за собой после отдыха, бороться с браконьерами.
Чтобы повернуться лицом к природе, нужно просто выйти на прогулку и оглянуться вокруг, задумываясь над тем, как прекрасен мир в любое время года и в любую погоду. Мы идем по земле, над нами небо, вокруг деревья и цветы. Зимой идет снег, летом дождь, осенью с деревьев опадают листья, а весной цветут сады. Мы просто живем, дышим воздухом и это замечательно. Это все от природы. Давайте же ее беречь!
Вариант 2
«Пусть от отца место скота, унаследуется дерева посаженным им» казахская народная пословица. Природа — когда мы слышим это слова, воображаем себе высокие гора уходящую в небо на верх, длинные реки, огромные леса и красивых животных. Природа это фундамент, на которой возникла и развивалась человечества. Мы зависимы от неё и питаемся плодами природы. Счастливо живём и процветаем. Её богатство, лес, необходим для строительства, для цехов изготовление интерьеров для дома. Руды, из которых заводы делают детали, инструменты.
Её красоту описывали в своих трудах поэты, художники, о ней пели певцы. Для талантливых людей природа нередко являлось источником вдохновения. С раннего детства, людей учат относиться бережливо к природе. На уроках в школе, в детском саду немало времени уделяется на тему по защите и заботе природы. Тесное взаимосвязь нам необходимо, без него не будет шаги в будущее хорошей жизни.
Однако не всегда взаимосвязь человека и матушки природы складываются хорошо. В последние года учёные стремятся решать такие важные проблемы, как безостановочная добыча ресурсов и запасов, техническое, радиоактивное загрязнение, рубка дерева и уничтожение природных ресурсов. Врагов природы, определить просто: хозяева фирм вырубающих деревья становится обогащённым, чем больше уничтожают деревья; владельцам скота и земли нужно увеличивать пастбище – тоже за счёт нашей природы. И в конечном счету она приносится в жертву, как источник прибыли.
В мире чтоб не исчезло вид зверей, рыб, птиц плодородные почвы, загрязняются озера и целые океаны, и поэтому во всех городах и участков создаются заповедные земли, естественные парки. И в красную книгу чтоб не попадали. Колоссальное значение для сохранения видов в красной книге, имеют и зоопарки и рабочие в нём. Они способствуют увеличению численности целого ряда видов, выживание, которых под большой угрозой. Потребность людей растёт с каждым годом, влечёт за собой уменьшение природных богатств и изменение круговорота веществ. А ведь в природе гармонично всё, и вред, который мы приносим ей, когда ни будь обернётся против всех нас.
Сочинение на тему Взаимоотношения человека и природы ЕГЭ
По тому, как относится человек к природе, можно судить о его личности. Если один подросток наносит вред природе, значит он безжалостный и злой, а его сверстник устраивается на лето волонтером в приемник для животных, где кормит и убирает бесплатно. Ясно, что у него доброе сердце.
Интересные взаимоотношения можно найти в сказках. В той же репке животные помогают деду вытащить репу. А в сказке про сову которую обидел дед, что вышло? Остался дед без молока. А про курочку с бобовым зернышком, в которой люди старались спасти петушка. Ивану-царевичу пришел на помощь Серый волк.
В дохристианской эпохе на Руси было не просто «темное» знахарство, а высокоразвитая языческая культура со своей мифологией, главными богами и жрецами. Исполняя ритуальные танцы, волхвы одевали на себя медвежьи шкуры. Потому что медведь самый сильный и мудрый зверь. Была своя письменность, и даже летописание. До наших дней дошли обереги, вышиванки, с символами добра и плодородия.
Главный Бог Велес менял день на ночь, а лето на осень. Он управлял погодой, поэтому ему молились о дожде. Солнце на небо выводил на своей колеснице Хорс, это в его честь крыши избы украшают коньками, а над дверями вешают подковы. Моряки просили Бога Стрибога дать ветра в паруса, а Богиня Мякошь отвечала за урожайность. В поле было разделение сельхозкультур на «мужские» и «женские». Хлеб сеяли только мужчины, а репу женщины. Бог Прове покровитель лесов и рощ мог наказать того, кто срубит дерево или убьет животного. Поэтому прежде чем срубить дерево человек просил прощения у древесной души.
На среднем уровне находились божества, которых связывали с сезонными обрядами, их часто видели люди. Так могли встретить в поле старичка, невзрачного с виду, но страшно сопливого. Он просил вытереть ему нос, и того, кто не брезговал, одаривал серебром, а старичок – Полевичок исчезал.
На низшем — домовые, лешие, русалки, упыри, банники, водяные.
Все они следили за тем, как люди относятся к природе. Кто знает, может быть и сейчас они оберегают природу.
4 вариант
В те давние времена, когда человек жил в пещере, посреди густого леса, природа была ему матерью. Она давала еду и питье, помогала согреться с помощью огня.
Человек боялся Природы и уважал её. Когда начиналась гроза, он возносил ей молитвы, прося успокоиться. Найдя птицу или зверя себе на обед, человек сначала просил прощения у Матери Природы, и лишь затем осмеливался на добычу.
Но, по мере того, как человек умнел и развивался, он совершенно позабыл о том, откуда пришёл. Кто давал ему укрытия от непогоды и еду, кто был его Матерью, защитой и Божеством.
Теперь он старался покорить Природу, показать, кто здесь главный, кто хозяин этих безграничных владений.
Всё началось с беспричинной охоты. На этот раз сыну Природы не хотелось кушать, хотелось лишь показать, насколько он крут. Человек затравливал собаками красивых, грациозных зверей, зачатую просто ради шкуры.
Теперь у богача были ковры, которыми он мог похвастаться. Были чьи-то рога, висящие на стенах чисто для красоты. Зато в природе становилось все меньше определённого вида хищников и травяных, и вскоре они исчезли совсем, оставив память о себе лишь на страницах Чёрной Книги.
То же касалось и деревьев: теперь они вырубались не для того, чтобы развести огонь, а потому, что человеку вдруг захотелось построить на этом месте мегаполис. «Потому что Гладиолус» — как в народе говорят.
В мегаполисах заработали-задымили трубами фабрики, и городские люди заметили кое что: они болеют гораздо больше, нежели те, которые живут в деревнях, среди леса и чистого воздуха. «Упс, — подумало человечество, — надо что-то менять, иначе вымрем, аки динозавры». — и начали сажать в городе деревья, разные растения, словом, всё, от чего когда-то сами же с таким рвением избавлялись.
Шло время, и, помимо проблем с загрязнением воздуха появилась ещё одна: мусор. Человек все время пытался создать долговечный материал, не задумываясь о том, что с ним будет дальше. Вот так и появился пластик. Долговечный, да, но и разлагается больше шестидесяти лет.
Принимая во внимание людей-свинтусов, которые вообще не думают о том, что им ещё жить здесь, мы понимаем, что пластиковые бутылки — реальное наказание для Матери Природы.
Нет бы до урны бутылку из-под лимонада донести, так её ведь надо бросить прямо на дорогу! Или сидят на пляже, едят попкорн, а стаканчик в воду — никто ж не увидит.
Вот из-за таких людей на дне рек, озёр и морей находят «клад», один раз даже санки нашли. Настоящие, старые ржавые сани. Я уже не говорю о тех же пакетах, которые миллиардами покоятся на дне водоёмов, а ведь от этого гибнут животные и растения.
Так, теперь о хорошем: не все люди на земле столь безответственно относятся к природе. Кое-кто додумался до сортировки и переработки мусора. Благодаря им у нас ещё есть надежда спасти Природу — нашу Маму!
Также читают:
Картинка к сочинению Взаимоотношение человека и природы
Популярные сегодня темы
Литературный стиль романа «Тихий Дон» очень разнообразен. И не сказать, что автор сделал какое – то нововведение с точки зрения языка, однако, по всем тонкостям в общем можно однозначно сделать вывод
Булгаков пишет наиболее харизматичными образы нечистой силы в своем романе. Они как бы противопоставляются образам обывателей, которые склонны к мелким порокам и мелочности в целом.
«Энеида» — поема, написанная на основе римской мифологии. Произведение описывает легендарного троянца и сына царя Трои Приама – Энея. Римская держава была основана Энеем после распада Трои.
Произведение «Горе от ума» – это гениальная пьеса, написанная Грибоедовым Александром Сергеевичем. Именно благодаря ей он стал известным и уважаемым человеком. Люди до сих пор читают эту пьесу, потому что она актуальна всегда, а особенно в наше время.
Граф Б***- один из важнейших героев повести Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», играющий ключевую роль в сюжете произведения
Источник
Единение с природой. Влияние природы на душу человека
Единение с природой необходимо человеку, потому что душа человека и душа природы – одна душа.
Как же тянет на природу, к лесу, к реке, на поля, луга. К древним и величественным горам, к бездонному голубому морю, всесильному и безмятежному океану. Природа манит. Природа дает силы, мы там заряжаемся и отдыхаем от суеты жизни (статья о душевном спокойствии), которая только забирает и ничего не дает в ответ.
Когда мы в отпуске, мы хотим уехать куда-нибудь подальше, где есть тишина, где природная красота. Где мы можем отдохнуть и набраться сил. Ведь наша жизнь, полная стресса, проблем и суеты высасывает из нас все.
Если нет возможности уехать далеко, мы едем на природу к воде поближе к дому. Но все равно мы стремимся уехать из города. В городе невозможно отдохнуть. Бетонные стены не могут заполнить запас жизненных сил. В них нет ничего, кроме цемента и песка.
Даже в своих мечтах, самых сокровенных и любимых, мы стремимся к единению с природой, хотим иметь домик на берегу океана (что значит быть свободным). Да не обязательно океана, пускай возле озера, леса. Но хочется жить как можно ближе к пению птиц и шуму листьев.
Влияние природы на душу человека ощутимо для каждого из нас.
Мы бы хотели жить поближе к природе. Но можем ли мы себе позволить это, если мы должны бороться за выживание и зарабатывать себе на жизнь? Без денег мы не сможем протянуть и недели. Таких возможностей (заработать) больше всего в городах. Мы вынуждены жить там, поэтому мы так стремимся туда. Вот здесь я говорю о том, что значит жить для меня.
Нам кажется, что там кипит жизнь, там есть возможности. Но именно эта жизнь высасывает из нас все. Именно оттуда мы убегаем в поисках тихих мест, в поисках природы для восстановления сил, для поиска смысла и цели своей жизни.
Я ловлю бешеный кайф, когда я еду на своем велосипеде по лесной или деревенской дороге, когда ветер в лицо, когда капли дождя стекают по телу, когда в нос бьет дикий запах свежести, когда вокруг аромат цветов и трав. Когда жизнь пронзает меня насквозь. Я не могу долго без этого, иначе я чувствую, что теряю связь с собой, теряю смысл, жизнь начинает давить и угнетать, я чувствую себя в тюрьме. Как будто отрезана нить, связывающая меня с чем-то, без чего мне так плохо. (Что значит быть собой?)
Почему единение с природой так важно для человека?
Почему мы постоянно стремимся к природе? Почему именно там мы чувствуем что-то, чего нет в городах? Что мы чувствуем?
Мы чувствуем Душу.
Мы чувствуем ту единую Душу, которая объединяет все живое на планете, все живое во Вселенной.
Во всем одна Душа. Во всех творениях Бога – одна живая Душа. Мы пришли откуда-то в этот мир и когда-то мы обязательно вернемся домой. И приезжая в природные места, мы, как нигде, ощущаем связь с домом. Во всех нас живет один дух Божий. Во всем живом: и в людях, и в животных, и в растениях. Везде горит искра Жизни.
В такие моменты начинаешь очень глубоко чувствовать свою душу, свое единство с душой всего мира. Здесь мы чувствуем полноту жизни.
В зданиях из бетона нет души, в них нет ничего. Человек не способен зажечь жизнь. Мы себя лишь ограждаем от красоты и великолепия сотворенного вокруг нас мира (сравни творения человека и природы). Мы закрываем его стенами. Мы настолько глубоко погружаемся в асфальтовый хаос, что вообще перестаем ощущать себя частью этого мира. Настоящего мира, в котором мы живем. А не того, в котором мы думаем, что живем.
Душа мучается и страдает в каменных стенах. Единение с природой — прямой путь к Богу. Когда мы оказываемся вблизи настоящего божьего творения, на природе, душа начинает дышать очень глубоко, пытаясь надышаться. (Где находится Бог, и почему мы не верим в него?)
Это как жить внутри дома, наполненного дымом, а потом выйти на улицу.
Мы неотделимая часть природы.
Мы с ней одно целое, но не всегда мы это понимаем и осознаем. Мы забыли об этом.
Поэтому мне так хорошо одному, на берегу реки наблюдать за ее течением, поэтому там я ощущаю что-то, отчего мне так спокойно и радостно внутри. Я ничего не боюсь, я знаю что-то, что не могу сформулировать словами, когда слышу шелест листьев и скрип сосен в лесу, когда иду босыми ногами по песку, когда чувствую прохладу воды, купаясь в ней. Когда солнце касается моего лица своими теплыми лучами, в которых есть нечто больше, чем просто свет и тепло. В них сокрыта суть всего. Когда надо мной плывут белые пушистые облака по ясно голубому небу. Когда проплывает мимо стая лебедей, когда так невыразимо прекрасно цветет и пахнет сирень… А я просто смотрю на это все и больше нет ничего в голове. Я просто стою и смотрю, слушаю, чувствую, люблю.
В этот момент я живу.
Но вот звонит телефон…и я снова умираю…
Статьи и практики для саморазвития у тебя на почте
ПРЕДУПРЕЖДАЮ! Темы, которые я раскрываю, требуют созвучия с твоим внутренним миром. Если его нет — не подписывайся!
Это духовное развитие, медитация, духовные практики, статьи и размышления о любви, о добром внутри нас. Вегетарианство, опять же в унисон с духовной составляющей. Цель — сделать жизнь более осознанной и, как результат, счастливой.
Все, что тебе нужно, находится в тебе. Если ты чувствуешь резонанс и отклик внутри себя, тогда подписывайся. Я буду очень рад тебя видеть!
Рекомендую! Практики по саморазвитию
Бесплатные уроки для раскрытия себя и своего потенциала, улучшения здоровья, качества жизни и развития творческих способностей
Если тебе понравилась моя статья, пожалуйста, поделись ей в социальных сетях. Можно использовать для этого кнопки ниже. Спасибо!
Источник
Управление природой
Один из наших коллег рассказал нам историю о том, как он использовал этот метод для управления заходом солнца.
Когда он переехал в Колорадо, ему очень хотелось увидеть, как красиво садится солнце в горах. Он взобрался на вершину одной из гор и начал ждать, когда солнце опустится. Это оказалось дольше, чем он предполагал, и к тому же становилось все холоднее и холоднее. Он даже начал злиться на то, что солнце заходит так медленно. Затем он подумал, что, спускаясь по горе вниз, он может изменить перспективу. ВСЕ ПРОСТО! Солнце зашло.
Мы с легкостью можем изменить любую ситуацию, если перестанем пытаться управлять другими и сосредоточимся на том, что мы сами можем сделать.
Данный текст является ознакомительным фрагментом.
Продолжение на ЛитРес
Читайте также
4.1. Единение с природой
4.1. Единение с природой Помимо университетского диплома, постоянной учебы и повышения квалификации, онтопсихолог должен обладать двумя качествами: способностью к единению с природой и трансцендентностью над стереотипами. По достижении определенного уровня
Часть I Новые взаимоотношения между детьми и природой
Часть I Новые взаимоотношения между детьми и природой Вот она перед нами, взывающая к нам мать-природа, везде, куда ни кинешь взгляд, во всей своей красоте, с любовью к своим детям, что сродни любви леопарда. И все же мы оторвались от ее груди ради общества, ради той культуры,
Вернем детям данное природой здоровье
Вернем детям данное природой здоровье Среди специалистов, занимающихся проблемами здоровья, есть такие, кто прямо говорит о необходимости срочных, научно обоснованных действий. Так, например, Говард Фрумкин из Имори вносит предложение о том, чтобы специалисты в области
Часть IV Воссоединение ребенка с природой
Часть IV Воссоединение ребенка с природой Я опять здоров, я вернулся к жизни вместе с прохладным ветром и кристально чистым горным ручьем… Джон Муир Каждый новый год приносит нам удивительные сюрпризы. Мы обнаруживаем, что практически забыли звуки птичьих песен, а когда
Глава одиннадцатая. В которой выясняется, что жить в гармонии с природой труднее, чем ожидалось
Глава одиннадцатая. В которой выясняется, что жить в гармонии с природой труднее, чем ожидалось Экология как религия «Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец. А наемник, не пастырь, которому овцы не свои, видит приходящего волка, и оставляет овец, и бежит; и волк
Дистанционное управление
Дистанционное управление В конце 1930–х годов американский бригадный генерал Джордж Кэтлетт Маршалл (1880–1959) настаивал на потребности провести кардинальное реформирование армии. В американской армии было слишком мало солдат, при этом плохо обученных, существующая
Подпитывайте себя общением с природой
Подпитывайте себя общением с природой Духовное озарение часто проявляется посредством музыки и поэзии, и многие гении искусства и литературы часто воспринимают природу как свою музу.Джордж Байрон в «Паломничестве Чайльд Гарольда» писал: Какое счастье быть в
Глава 2. Гены и Чебурашки Что заложено природой?
Глава 2. Гены и Чебурашки Что заложено природой? Различные структуры мозга и протекающие в нем процессы оказывают серьезное влияние на поведение.Так, наши эмоциональные переживания взаимосвязаны с функционированием лимбической системы, гипоталамуса и миндалевидного
Развивайте способности, данные вам природой
Развивайте способности, данные вам природой То, что лежит за нами и что расстилается перед нами, – всего лишь пылинки по сравнению с тем, что есть внутри нас. Ральф Уолдо Эмерсон Лелеять себя – значит проявлять по отношению к себе ту особую личную заботу, в которой
Диалог с внутренней природой
Диалог с внутренней природой Диалог со своим подсознанием является эффективным способом решения множества проблем, от построения бизнес-программ до постановки диагноза и лечения заболеваний. Интуиция помогает ответить на многие вопросы при недостатке
Артемида, сливающаяся с природой
Артемида, сливающаяся с природой Именно архетип Артемиды влечет женщину к безлюдным местам и дикой природе. Благодаря ему женщина приходит к согласию с собой и, когда скитается по пустынным лесам и горам, засыпает под луной и звездами или, вглядываясь вдаль, гуляет по
Наполнение женского образа. Пункт первый – связь с природой. Интуиция
Наполнение женского образа. Пункт первый – связь с природой. Интуиция Пытаясь справиться с этой непростой задачей, первыми говорят мужчины. Виктор: «Ей нужна связь, отношения. Нужно показывать ей, что ты к ней прислушиваешься, с ней считаешься, что для тебя это
«Средняя скорость чтения заложена природой и поэтому оптимальна.»
«Средняя скорость чтения заложена природой и поэтому оптимальна.» Неверно. Потому что средняя скорость чтения не является природной способностью человека. Она ? результат несовершенного первоначального обучения чтению в сочетании с неполным знанием о том, как работают
Источник
Диалог человека с природой
Наша пища — это жертва природы. Едим ли мы убитые тела животных, собранные овощи и фрукты — мы принимаем жертву. Жить, не осознавая этого, принимать жертву, не отдавая себя, — значит, еще не стать сознанием природы, не выполнять свое призвание.
Усилия цивилизованных обществ сохранить природу для своего благополучия и потребления не дадут плода, пока человек не вступит в диалог с природой не в переносном, а буквальном смысле.
Мы говорим о диалоге как субъект-субъектном общении. Из этого следует, что общение с природой — это не «подышать воздухом», «насладиться покоем», «забыться в глуши лесной». Такое — далеко не худшее — отношение к природе все-таки превращает ее в средство и фон для человека, в нем нет полноты общения, нет диалога. Пожалуй, больше реального общения в трудовом отношении к природе, когда мы вскапываем участок земли для посадки или ухаживаем за деревьями сада: мы взаимодействуем с природой, помогаем ее плодоношению, относимся к ней как рождающей, а значит — живой. Даже потребительское ожидание урожая заставляет прислушиваться, приглядываться к природе, узнавать ее нрав — ведь урожай зависит от погоды, солнца и дождя, удобренности земли.
Наши предки-язычники обращались к Матери-земле, прося об урожае, благодарили ее песнями, плясками и хороводами за щедрые дары. Праздники христианской Церкви тесно связаны с жизнью природы, ее циклами. Христиане молятся Царице Небесной и святым, совершают молебны об урожае, ниспослании дождя и благоприятной погоды, о сохранении скота.
В житиях святых рассказывается о людях, посвятивших себя служению Богу, людям и всему сущему во Вселенной. Победив зло в собственной душе, очищая свою природу, они изливают любовь не только на людей, но и на всякое живое существо. Эта любовь влечет к себе и диких зверей; таков образ преподобного Серафима: он жил в лесной глуши, и в гости к нему приходил медведь за лаской и угощением.
Духовная высота человека и нравственная чистота открывают ему таинственный язык природы и приводят к общению с ней. Ведь природа живет в согласии с законами бытия, не нарушая их. Только у человека есть свободная воля, которую он может использовать как для добра, так и для зла, греха 4 , нарушающего закономерный строй, гармонию бытия. Зло отражается на жизни природы; она страдает от жестокости, неразумности и своеволия человека. Страдает и природа самого человека, униженная и оскверненная.
Живя вопреки своему духовному призванию, подчиняясь неочеловеченным, не преображенным телесным влечениям, поддавшись массовому соблазну «раскрепощения» инстинктов, современный человек вредит природе как окружающей его, так и своей собственной. Призвание человека — быть сознанием природы. Сознание должно быть господином тела.
Власть человека над природой — это господство любви и разума. Вспомним, как рассказано в Библии об изначальном назначении человека: «Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел /их/ к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей» (Быт. 2, 19). Обратим внимание на то, что не «название, а «имя» давал человек в Едеме «всякой душе живой». Название можно дать безликой вещи, а имя дается только лицу, субъекту, с которым вступают в диалог. Более того, имя выражает сокровенную суть его носителя, его неповторимую индивидуальность. Значит, человеку до грехопадения было даровано постигать сущность, уникальность всех живых существ; такое познание возможно лишь в диалогическом обращении к каждому как к лицу, субъекту общения. Таково призвание человека согласно Библии.
О взаимоотношениях человека с природой говорят памятники культуры всех времен и народов. Трудно вспомнить народную сказку, в которой не участвуют природные существа: они помогают добрым, мешают злым персонажам, совершают работу, непосильную самому герою сказки. В содружестве с силами природы человек творит чудеса.
Но велико различие между дохристианским, «языческим» и библейским отношением к природе. Поклонение могущественным силам природы, обожествление природных стихий и животных — не отвечает назначению, месту человека во Вселенной. Собеседник в диалоге не может быть кумиром. В Библии говорится об иной иерархии отношений: человек не раб природы, он — возделыватель и хранитель сада Едемского (Быт. 2, 15). Это господство служения. Но служение это — Творцу и Его творению. Служение невозможно без послушания. Знаменательно, что грехопадение Адама и Евы произошло в нарушении их отношения с Богом через своевластный поступок, связанный с древом познания. Своевольное, непослушное Богу отношение к природе становится гибельным для человека.
Мы живем уже на краю гибели, именуемой «экологической катастрофой». Языческое идолопоклонство силам природы сменилось жестоким насилием, паразитическим потребительством цивилизованного человека, утратившего живую связь с природой, разучившегося понимать ее. Природа превратилась в безликий объект. Сама жизнь у вопрошающего о ней ученого стала отвечать не на вопрос «кто?», а на вопрос «что?» Омертвление мысли о жизни стало смертоносной силой науки, порождающей оружие уничтожения жизни, создающей блага цивилизации, обернувшиеся бедствиями Чернобыля.
После того как гром уже не однажды грянул, интеллект человека устремился к спасению природы как «среды выживания». Но эти усилия исправить содеянное идут в той же логике, которая привела человека к злодеяниям: природой управляют, манипулируют как неодушевленной вещью. К природе не обращаются, не спрашивают, что ей надо.
Красная книга. Список жертв природы. Уходящие с лица Земли прекрасные творения Жизни: цветы, птицы, животные. Глядя на эти жертвы — итог легкомысленного и жестокого потребительства, человек наконец осознает свою вину перед природой, взрастившей его. Любовь к природе пробуждается подобно тому, как потребительское отношение к матери сменяется чувством раскаяния, заботы и ответственности, когда она изнемогает от болезни. Только бы не опоздать.
Среди европейских мыслителей нашего века большой известностью пользуется учение «благоговения перед жизнью» Альберта Швейцера, жизнь которого — служение людям и природе. Он непосредственно переживал волю к жизни каждого существа как свою собственную: «Одна жизнь утверждает себя за счет другой, одна разрушает другую. Во мне же воля к жизни приобрела знание о другой воле к жизни. В ней воплотилось стремление слиться воедино с самой собой и стать универсальной». В этом переживании единения со всем сущим он обретал духовную радость, которая хранит «от прозябания в пустоте жизни», поднимает над жизненными невзгодами и страданиями. Но это требует от человека духовной активности, борьбы со злом в себе, за «свободу от самого себя»: «Я испытываю страх перед тем, что из-за неверности по отношению к самому себе могу ранить отравленным копьем мою волю к жизни».
Такое мироощущение неизбежно противоречиво. Переживая волю к жизни каждого существа как свою, человек не может существовать, не принимая жертвы природы: не поглощая воду и воздух, не пользуясь теплом и светом, не питаясь существами природы. Таково устроение жизни: более организованные существа живут, питаясь низшими. Это — закон иерархии. Учение А. Швейцера о воле к жизни необходимо дополнить волей к жертвенности. Жертва — в основе нашей жизни, она ее закон. Вслед за осознанием, что природа — живое существо, приходит осознание того, что, питаясь телом природы, мы вправе принимать эту жертву, если сами жертвуем собой, отдаем себя служению Богу и людям. Только такая жизнь делает человека гражданином Вселенной, приобщает к Вечности. Развивая мысли Швейцера, хочется добавить, что чем сильнее чувство благоговения перед жизнью, тем острее и глубже должно быть переживание вины и покаяние. С этим нужно жить, чтобы быть в единстве и согласии со всем сущим.
Духовная высота и нравственная чистота человека открывают ему таинственный язык природы. Найти с природой общий язык — особая задача человека. С себе подобными вступить в диалог легче. Ведь природа говорит иным языком, и постигают его немногие, но призван к этому каждый.
В «Слове о полку Игореве» природа является действующим лицом. Вот как пишет об этом Д.С. Лихачев: «Она сочувствует русским, стремится предупредить их об опасности, помогает Игорю в его бегстве из плена; у нее ищет сочувствия и помощи Ярославна. Когда Игорь двинулся в свой несчастный поход, свет солнца померк; ночь, «стонущая грозою», стремится остановить Игоря на его гибельном пути. Даже степные звери и птицы предчувствуют поражение русских. Вместе с половцами надвигаются от моря на войско Игоря синие тучи. Битва с половцами переносится и в природу, приобретая черты борьбы силы зла с силой добра во всей природе. Трава и деревья отзываются на поражение русских: трава никнет, деревья от горя преклоняются до земли или роняют листву». В этом соучастии природы силам добра знаменательна предсказующая роль природы: она дает «знамения», знаки, говорящие человеку о том, что его ожидает. Природа говорит человеку своим языком образов-символов. И эти указания сбываются. Велика печаль природы о поражении Игоря, не послушавшего ее голоса.
В наше время «Слово о полку Игореве» звучит как предупреждение всему человечеству об угрозе его поражения в борьбе с силами зла, если не обратится оно к своей матери-природе, не прислушается к ее голосу.
Не предупреждают ли нас стихийные бедствия — землетрясения, наводнения, засухи, неурожаи — о последствиях духовного бесплодия, вражды и кровопролитий? Не отражает ли природа состояние человека?
Во время засухи и неурожая русские люди издавна молились пророку Божию Илии, каясь в оскудении веры, ожесточении сердца нечистотой мыслей и чувств. В молитве пророку Илии во время бездождия есть удивительные слова, выражающие глубину понимания связи природы с состоянием души человека: «Исповедуем, яко и мы, якоже древний Исраиль, отступихом от Господа Бога нашего, аще не верою, то безза-коньми нашими, и аще не поклоняемся Ваалу и другим мерзким идолом, но раболепствуем страстем и похотем нашим, служаще идолу чревоугодия и сластолюбия, идолу гордости и тщеславия, и вслед ходим богопротивным иноплеменным обычаем и погибельному духу времене. Исповедуем, яко сего ради заключися небо и сотворися яко медяно, яко заключися сердце наше от милосердия истинныя любви ко ближнему; сего ради отверде земля и соделася бесплодна, яко не приносим Господу нашему плодов добрых дел; сего ради несть дождя и росы, яко не имамы слез умиления и животворные росы Бого-мыслия; сего ради увяде злак и трава сельная, яко изсше в нас всякое благое чувство; сего ради омрачися воздух, яко ум наш омрачися помышленьми и сердце наше осквернися беззаконными похотеньми».
Пророк Илия жил в IX в. до Рождества Христова. Он гневно обличал израильского царя Ахава за отступление от веры в истинного Бога и поклонение идолу Ваалу, возвестив ему, что за это в наказание его и всего его царства три с половиной года не будет в стране дождя и наступит великий голод. По его молитве так и было. Он явил израильскому народу знамения и чудеса, показавшие бессилие идолопоклонников-жрецов перед истинной верой: по молитве пророка Божия огонь сошел с неба и воспламенил принесенную им жертву, троекратно политую водой. Идольская же жертва не возгорелась. Люди поверили пророку Илии, проповедовавшему им Единого Бога, и раскаялись в своем заблуждении. И тогда по молитве пророка Божия животворный дождь оросил землю. Святому покоряются стихии — и огонь, и вода, и воздух: он «свирепые волны морские и страшные бури утишает, громами и молниями по воле Божией управляет», «тлетворные ветры и смертоносные язвы, поражающие людей и скот, укрощает».
Пророка Илию в молитвах величают «предтечей второго пришествия Христова», ожидая его явления на земле в конце времен для утверждения людей в вере в Бога и обличения Антихриста.
Иконописцы изображают пророка Илию возносящимся на небо на огненной колеснице. Пламенная вера в Бога возвращает человека в его первоначальное достоинство: до грехопадения Адам был бессмертен.
Святые земли нашей скорбят и молятся за народ и землю русскую, подобно тому, как скорбел за народ свой пророк Илия: «Зело скорбел еси, пророче, яко оставиша завет Его сынове Из-раилевы, алтари Его раскопаша и пророки избиша. Господь же во утешение Свое возвести тебя, яко не весь Израиль отступи от Него, но имать седмь тысящь сокровенных рабов Своих, иже не преклониша колена своя Ваалу». Разрушены храмы, осквернены алтари, замучены праведники на земле русской. И не миновать нам стихийных бедствий и тяжких испытаний, пока народ наш не перестанет поклоняться «мерзким идолам», «раболепствуя страстям и похотям», служа идолу «чревоугодия и сластолюбия» , «идолу гордости и тщеславия», подражая «богопротивным иноплеменным обычаям и погибельному духу времени». Но не весь народ отступил от Бога, и пока есть на земле нашей праведники, будет жить отечество наше, общий наш дом.
1 Если символом психоаналитического понимания «глубинности» человека является айсберг, открывающий взору лишь свою вершину, то в предполагаемом подходе человек символизируется горой, вершина которой недосягаема для физического зрения.
2 Диалогическое общение происходит на смысловом уровне. Следовательно, оно выражается языком и логикой смыслов. Таким языком может быть лишь язык символов, язык искусства, в котором возможно единство образа и смысла.
3 Работа в этом направлении велась мною совместно с консультантом О.Е. Панасюк.
4 П.А. Флоренский раскрывает смысл слова «грех» как «огрех», «ошибка», подобно тому как слово «блуд» связано с «заблуждением». (См.: Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. Опыт православной традиции. — М., 1914.)
Заключение
В бедствиях, постигших нашу страну, мы, подобно героям греческой трагедии, ищем виновников не в себе, а вовне: в культе личности, в коммунистической идеологии. Но каждый из нас неотделим от своей страны и ее истории и ответствен за нее, в каком бы стане он ни находился.
Идеалы братства, общины, соборности издавна были близки русскому народу. Общинный образ жизни культивировался в монастырях на протяжении всей уже более чем тысячелетней истории христианства на Руси. Но всеобщее братство возможно лишь там, где есть любовь к Богу как Отцу всех. Вот как сказано о жизни первых христиан в «Деяниях святых Апостолов»: «У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее» (Деян. 4, 32). Свобода от личной собственности — это духовный подвиг «бессребренничества», высоко почитавшийся на Руси. Но этот идеал духовной жизни не был принудительным требованием.
После Октябрьской революции человек был насильственно лишен и свободы совести, и свободы собственности. У народа были отняты церкви, монастыри и свобода вероисповедания. Религия была подменена суррогатом коммунистической идеологии, долгое время паразитировавшей на жертвенности и терпении народа, его вере в добро и справедливость. Духовная жизнь не прекратилась; история советского государства, особенно в годы Великой Отечественной войны, богата подвигами людей, достойных вечной памяти. В условиях репрессий героически служили правде и красоте творцы науки и искусства. Но сегодня мы ощущаем упадок творческих сил.
Бездуховный материализм обернулся материальной нищетой, в которой мы оказались. Но как бы нам снова не впасть в новую разновидность того же материализма — уже не прикрытого. Правда, откровенное накопительство имеет преимущество: не прикрываясь высокими мотивами, оно ставит человека перед ясным выбором. Это о нем сказал Иисус Христос в Нагорной проповеди: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6, 25). Выбор необходим, так как господствовать и душе человека может лишь один хозяин: об этом говорит и закон доминанты. Средства существования, превратившись в самоцель, рано или поздно приводят к краху; в иерархии ценностей средства должны занимать свое, подобающее им подчиненное место, не подменяя собой цель и смысл жизни человека и общества. Когда этот порядок нарушается, человеку грозит непорядочность, а общественной системе — распад.
У каждого человека свой неповторимый жизненный путь. Подражать в жизни и творчестве другому, пусть очень хорошему и преуспевающему человеку, — значит изменить своему призванию и стать неудачником. То же относится к жизни государства. И в его развитии, помимо наличного, есть невидимый духовный план: Промысел. В него следует вглядываться, чтобы не впасть в социальный произвол, а следовать логике своего исторического пути.
Сегодня мы переживаем время трудных испытаний, и от духовного состояния человека зависит то, как мы их выдержим.
Приложение
Краткое содержание факультативного курса «Диалог и духовное становление личности» для студентов психологических факультетов университетов и педагогических институтов
Источник