Как правильно собраться на пленэр пошаговое руководство

Как правильно собраться на пленэр: пошаговое руководство

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Почему я так люблю рисовать в городе и на природе — писала подробную статью. После нее меня стали спрашивать, что же все-таки нужно взять на пленэр и как правильно к нему подготовиться.

Так что вот мои очень практические советы — 7 пунктов, 7 ключевых вопросов, на которые нужно ответить себе, прежде чем выйти на пленэр.

Пункт 1-й — идеологический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Определитесь с результатом — с чем вы хотите вернуться с пленэра?

Если вы просто хотите прокачать навыки рисования пейзажа — это одно. Если вы готовитесь написать картину дома и хотите с натуры сделать несколько предварительных этюдов — это другое. И собираться такие люди будут по-разному.

Предположу, что второе — уже более узкая профессиональная задача, и мои объяснения, скорее всего, не нужны.

Но даже если вы любитель, учитесь или просто хотите приятно провести время, стоит выбрать себе цель, чтобы не уйти разочарованным.

Целью может быть:

  • создать серию из 2-3 быстрых набросков с натуры выбранными материалами,
  • сделать одну законченную зарисовку понравившегося пейзажа,
  • поучиться компоновке объектов и сделать три варианта одного вида,
  • опробовать свойства новой акварели.

Как правильно собраться на пленэр: пошаговое руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Как правильно собраться на пленэр: пошаговое руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

В своей инструкции я буду исходить из того, что вы не профессионал, возможно, рисуете и просто хотите для себя попробовать пленэр, чтобы почувствовать, что это такое.

Внимание: подбор материалов рассчитан на графиков, я с холстами и красками предпочитаю все-таки возиться дома, в более комфортных и предсказуемых условиях.

Что сделать: сформулировать (лучше даже письменно, в блокноте, дневнике) зачем вы идете на пленэр и с чем хотите вернуться.

Пункт 2-й — географический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Лучше заранее, если есть такая возможность, сходить туда, где вы собираетесь работать.

Посмотреть разные точки, увидеть, какой свет в это время дня, откуда падает. Выбрать для себя удачный ракурс.

Узнать, наконец, есть ли там место, где можно сесть или куда положить альбом, или придется устраивать все самостоятельно.

Есть ли рядом кафе, куда можно забежать в туалет, или заказать напиток?

Если вы смущаетесь публики — выбирайте более тихие, непроходные места, не вставайте сразу у Зимнего дворца или на углу Фонтанки и Невского. Но на самом деле, скорее всего, вы мало кого заинтересуете, и спокойно проведете свои 1,5-2 часа, ни с кем так и не заговорив.

Что сделать: выберите на карте 2-3 места, которые вам нравятся, съездите туда и посмотрите, куда вы сядете и что вы будете видеть с этого места. В зависимости от места подготовьте то, на чем вы будете сидеть (пенка или складной стульчик , просто куртка или рюкзак, который не жалко будет положить на землю).

Пункт 3-й — погодный

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Погода в Петербурге, как вы сами понимаете, непрогнозируема и капризна как нигде. Поэтому даже если вы рассчитываете на хорошую погоду, лучше иметь с собой еще один слой одежды сверху, и пусть лучше она будет непромокаемой.

Также обязательно проверяйте ветер. При сильном ветре лучше выбрать закрытое место (двор, парк с деревьями) вместо продуваемой набережной. С собой стоит взять канцелярские прищепки, чтобы закрепить лист в альбоме или на планшете.

Если вы сидите на открытом пространстве в солнечный день — шляпа и солнцезащитный крем ваши лучшие друзья. Но тут каждый решает за себя сам.

Что сделать: посмотрите прогноз погоды, но в любом случае возьмите легкую куртку или хотя бы кофту, головной убор.

! Если вы рисуете красками или сухой пастелью — одежда должна быть такой, чтобы вам не было жалко ее случайно испачкать.

Пункт 4-й — физический

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Рассчитайте свои силы. Возможно, сделать это с первого раза не получится. В том смысле, что сложно сразу соотнести желаемый результат и ваши реальные возможности за единицу времени.

Дайте себе возможность притереться, опробовать этот формат.

Вы быстро работаете или вы медленный художник? Это не хорошо и не плохо, это ваша натура.

Для меня час рисования — это много. Два часа — очень много. Больше не могу, устаю физически и эмоционально.

Если работа не закончена за этот срок, я делаю много подробных фотографий и заканчиваю картину дома.

Свернуться раньше придется, если помешала погода или другие обстоятельства. Главное — не расстраиваться из-за этого и не откладывать надолго доделывание работы, все-таки лучше не входить в одну и ту же реку дважды.

Что делать: возьмите с собой питье (я люблю термокружки — очень удобно!), перекус, не забудьте на месте подробно и с разных ракурсов сфотографировать, что вы рисуете, вдруг придется дорабатывать пейзаж уже из дома.

Пункт 5-й — материальный

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Пора определиться, какими именно материалами вы будете творить. Общая рекомендация — для начала берите то, в чем вы уверены, что часто используете и любите.

Если ваш конек — цветные карандаши, соберите их в дорогу. Если любите акрил — берите его. Но если вы всегда мечтали начать рисовать акварелью — то сразу идти на пленэр и там начинать разбираться с новыми красками я не советую. К чему лишние нервы?

Если вы не знаете, что же взять, или хотите работать в смешанной технике — соберите с собой мини набор под названием «разное». Туда могут войти:

  • несколько цветных и пастельных карандашей,
  • простые карандаши разной мягкости и ластик или клячка,
  • несколько маркеров,
  • линеры разной толщины,
  • тушь и перо (подробности об этом материале читайте тут),
  • несколько базовых цветов акрила или акварели — лучше взять основные цвета, из которых потом можно намешать любые другие,
  • палитра, если вы берете краски,
  • 2-3 кисти разной толщины,
  • небольшой набор масляной или сухой пастели.

Я не работаю в одной цветовой гамме, мне нужна вся палитра. Но если вы любите ограниченную палитру — вам будет гораздо легче определиться, что брать.

Читайте также:  Водопад Виктория граница Замбии и Зимбабве

Что сделать: определитесь с материалами, возьмите с собой свои любимые плюс дополнительные на случай внезапного вдохновения.

Пункт 6-й — бумажный

Пленэр художника как собраться инструкция руководство | Nadin Piter Надин Питер блог Нади Демкиной

Возможно, вы пойдете прямо с холстом — тогда это пункт можете пропустить.

Но если вы будете пользоваться графическими материалами, то вам понадобится бумага в склейке, в блокноте или отдельные листы.

Если это листы — нужна будет жесткая подложка (книга, кусок фанеры, что-то довольно плотное, планшет, специальная доска с креплением) и зажимы для бумаги.

Для каждого вида материалов лучше подходит своя бумага — в идеале. Для акварели есть миллион сортов, поскольку я не специалист, тут я вам не посоветую.

В целом лучше брать более плотную бумагу, особенно если вы сами еще не знаете, каким материалом будете пользоваться. Вдруг вы рисовали пастелью, а вам захочется сделать небо акварельным? Или проработать деревья акрилом? Тонкая бумага от воды некрасиво сморщится, толстая равномерно впитает воду и ее не поведет от краски.

Вторая деталь, на которую лучше обратить внимание — фактура бумаги. Абсолютно гладкая бумага подойдет для работы пером и тушью. Фактурная — для пастели (частички краски лучше зацепятся за неровности в бумаге). Для смешанной техники выбирайте некий средний вариант. Слишком выраженная фактура может помешать.

Цвет бумаги — я почти всегда выбираю цветную бумагу, мне цветной фон помогает оттолкнуться, подобрать цвет работы. Кому-то легче начинать с чистого белого листа. Если вы берете цветную бумагу — берите сразу несколько цветов, чтобы было из чего выбрать.

Формат — для меня лучше не меньше А4, а лучше А3 или еще больше. Но если вам спокойнее работать на маленьком формате — берите привычный для вас размер!

Источник

Изучаем живопись на пленэре

Теплое время года – это настоящий рай для художника, ведь можно выбраться из тесной мастерской и заняться живописью на пленэре.

живопись на природе

Что такое пленэр?

Для новичков, которые еще не знакомы с термином «пленэр», нужно пояснить, что это слово пришло к нам из французского языка и означает рисование на открытом воздухе, вне стен помещения. Изначально пленэр служил исключительно для создания эскизов и набросков. Позже он перерос в самостоятельное течение. Так зародился импрессионизм и другие известные техники.

Стоит ли говорить о том, что занятия живописью на пленэре сопровождается многими приятными моментами. Свежий воздух, пение птиц, шелест листвы, шум ветра – всё это создает особую творческую атмосферу. Пленэр дарит художнику ощущение гармонии и единения с окружающей средой. Так художник может почувствовать себя частью того, что он рисует, ближе рассмотреть цвета и текстуры, прочувствовать динамику пейзажа, чего невозможно добиться в помещении.

девушка рисует на природе

Как для начинающего, так и для профессионального художника живопись на пленэре — это просто бесценный опыт.

яблоко на пленэре

Особенно полезно для лучшего восприятия цвета запечатлеть один и тот де предмет или пейзаж в разное время суток, в солнечную или пасмурную погоду.

Пейзаж, портрет, натюрморт на природе…

пейзаж на природеЧаще всего на пленэре пишут пейзажи (собственно, с этого и начиналась пленэрная живопись, так и зародился импрессионизм). Где, как не на улице, можно уловить всю прелесть природы, всё буйство красок и полноту жизни.

Широко распространена также практика рисования портретов на открытом воздухе. Естественное дневное освещение делает лицо натурщика более живым и выразительным, а пейзаж на заднем плане дает ощущение свободы, пространства и объемности композиции. Выбирать для портрета стоит такие локации, которые подчеркнут индивидуальность натурщика: его характер или род деятельности.

Многие художники любят писать натюрморты на открытом воздухе. Стоит обращать особое внимание на предметы, составляющие основу композиции. На природе стоит рисовать именно те предметы, которые имеют к ней непосредственное отношение (цветы, фрукты, овощи и так далее). Стол и драпировка передают только контуры, блики и тени, но в таком натюрморте отсутствует душа, лишь сухая техника.

обсуждение рисования на природе

На природе же натюрморт приобретает объем, вкус, запах и цвет. К тому же, собираясь на пленэр, вовсе не обязательно тащить весь натюрморт за собой. Сама природа дает художнику массу предметов для творчества.

Иногда природа преподносит художнику неоценимый подарок в виде уже готового натюрморта: трухлявый пень, упавшее яблоко… Нужно учиться замечать прекрасное в мелочах.

Что же понадобится художнику на пленэре?

этюдник

Не лишним будет захватить с собой небольшой раскладной стул. Но слишком увлекаться рисованием сидя не стоит. В таком положении несколько искажается изображение, теряется возможность полноценного охвата взглядом окружающей природы, а также сужаются углы обзора самого рисунка.

На пленэре можно работать в самых разных техникахмасло, акварель, пастель. Все зависит от предпочтения и мастерства художника. Но независимо от выбранного материала, на пленэр нужно брать с собой только самое необходимое.

Не нужно тащить за собой все кисти (трех кистей разных размеров будет вполне достаточно), тюбики, пузырьки и так далее.

Ограничив себя в цветовой гамме, вы научитесь смешивать и комбинировать цвета, получая все новые и новые оттенки.

инструменты для рисования

Что касается холста или бумаги для рисования, здесь тоже есть определенные правила. Холст лучше заранее натянуть на подрамник и тщательно загрунтовать. Если же предпочтение отдается бумаге, нужно позаботиться о твердом планшете, на котором бумагу можно для удобства закрепить с помощью обычного или двустороннего скотча. В зависимости от уровня своего мастерства выбирайте более дешевую бумагу (для новичков) или ту, что подороже (для опытных художников).

Зачастую художники предпочитают заниматься на пленэре исключительно созданием этюдов, а позже в мастерской превращать их в полноценные произведения искусства. В таком случае просто необходимо захватить с собой фотоаппарат, чтобы не упустить ни одной детали при создании будущего шедевра.

Читайте также:  Дикие кабаны в дикой природе

Но все же, вся прелесть пленэра заключается именно в том, что работа отражает как бы сиюминутное впечатление и настроение. Ведь один и тот же предмет, один и тот же пейзаж художник может видеть абсолютно по-разному в зависимости от настроения.

люди рисуют на природе

Некое ощущение незаконченности, недосказанности и легкой небрежности – это именно то, что придает особое настроение и шарм работам, выполненным в условиях пленэра.

Нюансы рисования на природе

Несмотря на все прелести пленэра, существуют все-таки некоторые нюансы. Свои коррективы в творчество художника может внести погода. Освещение тоже порой бывает непостоянным – тучка, закрывшее солнце, может спутать все карты художнику и усложнить цветопередачу. Ну и ветер, само собой, не добавляет комфорта. Также многое зависит и от самого места, которое выбрано для пленэра.

осеннее рисование на природе

Но, собственно говоря, пленэризм и не требует кропотливой долгой прорисовки мельчайших элементов. Нужно уяснить, что суть его заключается в том, чтобы успеть запечатлеть мимолетное состояние природы, пока светит солнышко, пока дует ветер, пока в нужном направлении падает тень. А спонтанное изменение направления ветра или резкая смена погоды может придать картине новый смысл, добавить новых эмоций и красок.

Источник



Пленэр акварелью, что брать с собой

Научиться рисовать

пленэр акварелью, мой набор

Сегодня я хочу поделиться опытом в подготовке к пленэру акварелью.

Во-первых, потому что лето и можно наконец в приятных условиях порисовать вне дома, во-вторых, от того, что с собой на это мероприятие возьмешь, зависит и то, насколько приятным и комфортным будет творческий процесс.

Я открыла сезон довольно рано в этом году, было еще прохладно, но не смотря на это 3 часа пролетели незаметно и я-таки обновила свой выходной акварельный арсенал (в голубом рюкзаке на фото). Но хватит прелюдий, перехожу к делу, а именно, к ответу на вопрос: что брать с собой на пленэр акварелью?

Начну с того, что у меня образовалось целых два ответа:

Мой минимальный набор для пленэра

набор для пленэра акварелью

  • коробочка на 15 цветов. Я купила тени только ради для этой коробочки, тени были изъяты, а пустые ячейки заполнила акварель из тюбиков. Получился очень легкий но при этом вполне рабочий вариант для зарисовок. К тому же тут крышечка сделана из белого пластика, то есть фактически готовая палитрочка.
  • механический карандаш,
  • пара цветных карандашей (коричневый и сложный синий)
  • клячка,
  • кисть-резервуар,
  • маленькая емкость с водой
  • маленький скетчбук с гладкой бумагой, на ней хорошо ложится как акварель, так и карандаш.
  • бумажные салфетки.

Все. Этот наборчик помещается в любую мою сумочку, не тяжелый, собирать его быстро и просто, а пользоваться удобно. Для быстрых зарисовок отличный вариант.

скетчи акварелью

А еще я часто беру его с собой в библиотеку и по ходу чтения книг об искусстве и художниках, делаю вот такого плана быстрые зарисовки-конспекты.

Но этим набором всех нужд художника, конечно же, не покрыть, и чтобы к этому приблизиться я создала расширенный вариант номер два.

Мой основной набор для пленэра акварелью

Этот набор я компаную в рюкзак, весит он тоже сравнительно немного. Я для интереса взвесила полностью укомплектованный рюкзак, получилось 1,8 кг (вместе с водой). Нарисовать такой набор позволяет практически все.

  • Коробка на 25 цветов (или 24 цвета). Для сравнения я достала все свои наборы и сфотографировала вместе. С удовольствием констатирую, что мои самодельные наборы на 25 и 24 цвета меньше, чем самая маленькая коробочка от Невской палитры, которую я первоначально брала с собой на пленэр.

наборы акварели для пленэра

  • Пенал с кистями, карандашами, линерами. Это чудо я сшила сама, чтобы не волноваться о сохранности своих кисточек при транспортировке. Он сворачивается в трубочку, фиксируется резинкой (можно пришить ленточки и завязывать), можно также прикрепить к поясу как фартук. Кисти в нем не деформируются, хорошо проветриваются и сохнут, весит не много. В общем, мне очень нравится. Если интересно, то могу позже подробнее рассказать как его сшить, это совсем не сложно.

пенал для кистей

  • Легкий планшет, который можно сделать из обычного картона, обклеив его самоклеющейся пленкой (тогда листы можно будет даже с 2-х сторон смачивать) + листы бумаги для акварели в размер или меньше. Второй вариант, скетчбук для акварели формата А4-А5. Но преимущество варианта с планшетом и листами в том, что можно взять несколько видов бумаги, это раз, а второе, вес 5-10 листов + планшет, меньше чем вес скетчбука такого же формата. Правда в хорошо сшитом скетчбуке можно рисовать в разворот. Поэтому я использую и тот и тот варианты, в зависимости от того, сколько придется ходить. Также можно использовать готовые склейки. В этом случае не нужно даже закреплять лист бумажным скотчем, что упрощает жизнь, но, опять же, нужно смотреть итоговый вес и удобство для каждого конкретного выхода.

скетчинг акварелью

  • отдельная палитра. Пластиковая, легкая, с несколькими отделениями. Такие есть во всех детских отделах и для пленэра мне кажется это отличный вариант. Поскольку весит она совсем немного я беру ее с собой всегда на случай, если палитры основного набора мне будет мало.
  • бумажный скотч
  • пластиковая емкость для воды (стаканчик)
  • бутылка с водой
  • бумажные салфетки или полотенца (можно и туалетную бумагу взять)
  • маленький пульвелизатор (для тех, кто пользуется)
  • небольшой складной стульчик (или подстилка специальная под попу).
  • рюкзак, куда все это помещается + пакет для рюкзака, чтобы не ставить его непосредственно на землю. Особенно актуально, когда земля сырая.
  • Легкий складной мольберт или штатив, куда можно крепить планшет (его брать не обязательно, но рисовать с ним, конечно, удобнее).

Вот, собственно, и все. Пока я остановилась на этих вариантах, но нет предела совершенству и рационализации процесса, так что вполне возможно, что скоро эту статью опять дополню.

Читайте также:  Краткое содержание Рассказы мальчиков из Бежина луга

И пару советов напоследок

1. Выбирать место для длительного рисования акварелью лучше поближе к воде. Идеально рядом с водоемом, и красиво, и не надо запасаться большим количеством воды, то есть меньше вес рюкзака, и когда топаешь километра 3 до места Ч, это ощущается. Впрочем, если ехать на машине или велосипеде, то это не так принципиально.

2. Лучше сразу не пытаться рисовать большие форматы акварелью. Идеально, из моего опыта, брать сначала небольшой набор номер 1.

3. Не откладывать в долгий ящик, теплые дни имеют тенденцию быстро заканчиваться, поэтому, начинать рисовать с натуры лучше вот прямо сегодня, в крайнем случае на этой неделе, чтобы потом долгими холодными осенне-зимними вечерами не жалеть об упущенном моменте. 🙂

В общем, желаю всем приятных и интересных пленэров и незабываемых впечатлений!

Источник

Как подготовиться к пленэру

Как подготовиться к пленэру, фото № 1

В предыдущей статье речь шла об общих рекомендациях для художников при работе на пленэре. Сейчас мы сузим тему и ответим на вопрос: как подготовиться и что взять с собой в мир природы? Любое серьёзное дело требует тщательного планирования. Обратим внимание на важные моменты.

Вы готовы отправиться в путешествие и попробовать писать на открытом воздухе? С чего начать? Любой используемый в мастерской материал, годится и на улице. Это касается цифровых техник, пастели, акрила, и других материалов и видов живописи.

Как подготовиться к пленэру, фото № 2

Для художника решиться пойти на природу, это как отправиться в поход. Когда вы работаете в мастерской, всё у вас в пределах досягаемости. Но нередко наступает разочарование, когда вы осознаёте, что из-за всякой забытой пустячной вещи, экспедиция, к которой вы так тщательно готовились, может внезапно закончиться. Это похоже на ситуацию с торможением автомобиля на полной скорости. Наиболее распространённый «прокол» на пленэре — отсутствие пакета из пластика для продуктов, куда художники обычно кладут испачканные в краске после вытирания кистей кусочки тканей. Подобное происходило со мной несчётное количество раз. Я стоял перед дилеммой: либо испачкать рюкзак, либо оставить после себя мусор.

Собрать «набор для пленэра» — первоочередная задача. Решить её вам по силам — стоить только несколько раз ничего не забыть и сделать всё правильно.

Как подготовиться к пленэру, фото № 3

Мой вам совет: создайте для себя ритуал «прихода домой»: почистите кисти и палитру, удалите с неё ненужную краску и пополните запасы мешков для мусора. В следующий раз, когда решите «сбежать» из мастерской на природу, вы будете делать всё автоматически, то есть проверка наличия необходимых материалов и инструментов войдёт у вас в правило.

Чем писать и рисовать

Для пленэрной живописи хороши любые материалы: акварель, масло, гуашь. Последняя подходит для начинающих художников: она растворима в воде, быстро высыхает, лёгкая в транспортировке — неплохое средство для пробы. Holbein и Windsor & Newton популярные бренды.

Как подготовиться к пленэру, фото № 4

Мои любимые основы для пленэра — грунтованные оргалит или холст на подрамнике. Они обладают фактурой, лёгкие, удобны в перевозке. Возьмите также кисти и разбавитель, этюдник, чтобы поместить в него бывшие в работе инструменты для живописи, пластиковые пакеты для грязных тряпок. Карандаши и блокноты для набросков также должны быть с вами.

Как подготовиться к пленэру, фото № 5

Что важно для подготовки

Поскольку всё чаще художники обращаются к пленэру, в продаже появляется огромный выбор доступных по цене материалов. Начнём с мольбертов: это и французские мольберты, этюдники ручной работы, а также и этюдники-рюкзаки. Не теряйтесь и не бойтесь сделать неправильный выбор. Начинайте с того, что удобно вам.

Этюдник ручной работы (pochad box) — это компактный складной ящик, и где есть место для картин и художественных принадлежностей. Они бывают разных размеров и крепятся к штативу, которым пользуются фотографы. Их можно приспособить под оптимальный размер картины (например, 20х30 см). Вы можете выбирать этюдники разных размеров, но оптимальный вариант, это когда объём ящика удваивается и внутри него можно разместить до трёх сырых работ. В таких ящиках есть отделение для красок.

Как подготовиться к пленэру, фото № 6

Большим преимуществом французского мольберта является возможность размещения на нём больших картин. Как и в этюднике ручной работы, внутри его раздвижной дверцы можно разместить тюбики с краской и кисти. Единственный его недостаток — громоздкость и неудобство в установке.

Как подготовиться к пленэру, фото № 7

На рынке существует целый ряд лёгких мольбертов, в том числе микромольберт Strada. Они незаменимы в путешествиях на самолёте, или при перевозке в рюкзаке. Обратите внимание на то, что мольберты с облегчённой конструкцией неустойчивы в ветреную погоду.

Как подготовиться к пленэру, фото № 8

Если вы предпочитаете работать сидя, вам понадобятся стульчик и зонтик, чтобы прямые солнечные лучи не попали на рабочую поверхность — холст, картон или бумагу.

Как подготовиться к пленэру, фото № 9

Комплект для переноски

Поскольку не до всех объектов, которые вы хотели изобразить, можно добраться на автомобиле, стоит подумать о том, как удобнее будет перенести снаряжение для пленэра. Когда вы идёте по пересеченной местности, нужно принимать в расчёт вес и компактность вашего снаряжения: гораздо тяжелее карабкаться по скалам с пластиковыми пакетами, чем со специальным студийным рюкзаком.

Фукциональный рюкзак — основа вашего художественного комплекта, дом для мелочей. Ищите такой с молнией сзади, чтобы он лежал ровно в открытом виде; убедитесь, что он вместительный и удобный. Это может быть специальный рюкзак для пленэра или хороший походный рюкзак.

Как подготовиться к пленэру, фото № 10

Снаряжение для любой погоды

Имейте в виду, что пленэр — это своего рода поход. Положите в рюкзак бумажные полотенца, спрей от насекомых и солнцезащитный крем. На природе не такие условия, как в мастерской, если зимой холодно, то вы включаете отопление, а летом, если жарко, охлаждаетесь с помощью кондиционера. Придётся приспосабливаться к сложившимся условиям. Опять же, подумайте о походе. Вам понадобятся перчатки, шляпа с полями, дождевик и прочные и удобные ботинки.

Источник