Коэволюция человека и природы и экологические ценности современной цивилизации
Общим основанием философского постижения и научного изучения природы на современном этапе становится принцип универсального эволюционизма, объединяющий идеи системного и эволюционного подходов. На его основе создается единая научная картина мира, единая стратегия естественнонаучного познания природы, объединяющая представления о трех основных сферах бытия: неживой природе, органическом мире и социальной жизни. Все это взаимосвязано и развивается (эволюционирует) по неким общим законам, поэтому и обозначается как универсальная эволюция.
Принцип глобального эволюционизма. В основе схемы глобального (универсального) эволюционизма лежат, согласно Н. Н. Моисееву, исходные принципы:
§ Вселенная – это единая саморазвивающаяся система;
§ эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
§ во всех ее процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на их развитие;
§ во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
§ динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее реальные;
§ принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний, в результате последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой, ибо вступают в силу случайные факторы, действующие в период перехода.
Важнейшим аспектом содержания понятия о глобальной эволюции является концепция коэволюции природы и общества. С этой концепцией, которая должна была выстроить оптимальное соотношение интересов социума и биосферы, выступил в 1968 г. Николай Владимирович Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании природы человека и в определении судеб человечества. Идея коэволюции используется в работах, исследующих проблему «общество-природа», а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходимы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов. Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).
Концепция коэволюциибазируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. В концентрированном виде она выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламентации и императивы социоприродного взаимодействия. Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы экологических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения естественных ландшафтов природы, ее разнообразных живых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. Альберт Швейцер сформулировал базовый коэволюционизма – принцип благоговения перед жизнью, требующий нравственного совершенствования как индивидуума, так и общества. Развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более высокой по отношению к ноосфере. Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
Проблема устойчивого развития системы общество-природа. Цель стратегии устойчивого развития – обеспечить выживание человечества путем преодоления социально-экологической нестабильности и конфликтности, достигая сбалансированного социоприродного развития. Ее реализация состоит в согласовании задач социально-экономического развития, сохранения окружающей среды и природных ресурсов для удовлетворения потребностей современных и будущих поколений. Для этого разработаны национальные концепции устойчивого развития: так, в Республике Беларусь приоритетным объявлен экологический императив, обеспечивающий переход от принципа «реагирования и исправления» к принципу «активной профилактики», что призвано способствовать положительной динамике изменения важнейших взаимосвязанных индикаторов в триаде «человек-хозяйство-природа».
Источник
Коэволюционная теория развития общества и природы
Коэволюция – это понятие, подразумевающее совместимость, согласованность, оно используется в философии и биологии в двух основных смыслах:
- в качестве совокупной, взаимно адаптивной изменчивости частей в рамках любой биосистемы. Например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистеме типа «паразит-хозяин».
- как процесс совместного развития биосферы и человечества.
Концепция коэволюции природы и общества, впервые была сформулирована Н.В. Тимофеевым-Ресовским, и должна была определять оптимальное соотношение интересов человечества и остальной биосферы. При этом необходимо избегать две крайности: стремление к тотальному господству человека над природой. В соответствии с принципом коэволюции, человечество, для обеспечения своего будущего, должно не только изменить биосферу, в процессе приспособления ее к своим потребностям, но и претерпевать собственные изменения, приспосабливаясь к объективным требованиям природы.
Готовые работы на аналогичную тему
Чтобы реализовать обозначенный процесс человечеству необходимо соблюдать, в первую очередь, экологический и нравственный императивы. Первое требование – запретить те виды деятельности людей, которые вызывают изменения в биосфере, несовместимые с самим существованием людей.
Коэволюционное развитие природы и общества
В современно литературе освещено несколько подходов к периодизации взаимодействия природы и общества, основанных на различных аспектах. Общим выступает подход, основой которого является характер взаимодействия и особенности формирующейся при этом социоприродной сферы, а также факторов ее развития и функционирования. В соответствии с данным подходом, вся история взаимодействия человека и природы разделено на три периода:
- Биогенный – собирательство – основано на сборе и присвоении людьми готовых продуктов природы. Данный этап начался 15-25 тыс. лет назад. Экологическая ниша человека начала расширяться после формирования земледелия и скотоводства. Этими революционными изменениями был завершен первый период развития людей: началось активное вмешательство в био- и геохимические процессы. Начали создавать агроценозы, использовать возобновляемые и невозобновляемые источники энергии и пр.
- Техногенный период начался после неолитической революции, техногенной по характеру ее преобразований. Техника и труд человека стали ведущими факторами на данном этапе. Первый этап данного периода начался 10 тыс. лет назад и назывался аграрным, так как основная роль в нем была отведена сельскохозяйственному труду и соответствующим орудиям труда. При этом существенно возрос ущерб, наносимый природной среде со стороны человека. Начались полевые и лесные пожары, засоление почв и эрозия орошаемых земель. Второй этап начался 400 лет назад, когда возникло промышленное производство, начался индустриальный этап техногенного периода. Промышленность стала определяющим фактором также для социально-экологического развития. Данному этапу характерно широкомасштабное создание искусственных веществ и предметов, которые природа сама по себе сформировать не может. В огромном количестве шло накопление производственных и бытовых отходов.
- Ноосферный – предполагает прекращение бесконтрольного потребления природных ресурсов и загрязнение Земли. Ноосферное развитие основано на четком понимании того, что человек – это часть природы и обязан подчиняться ее законам. Если не следить за сохранностью окружающей среды, человеческий род может прерваться. Ноосферное развитие видит центром внимания человека, у которого есть право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой и сейчас, и в будущем.
Коэволюцией общества и природы подразумевается их совместная, взаимосвязанная эволюция. Эволюция природы протекает значительно медленнее по сравнению с социальной или научно-технической эволюцией в обществе. В связи с этим природа успевает адаптироваться к антропогенному воздействию. Обществу необходимо ввести сознательные ограничения на воздействие на природную среду, для сохранения возможности дальнейшей коэволюции. Такое совместное развитие природы и общества, которое и обеспечивает коэволюцию, называют устойчивым.
Чтобы на практике реализовать принцип коэволюции, человечество должно соблюдать два императива – экологический и нравственный.
Экологический императив – это категорические повеления морального отношения людей к природной среде. Принятие человеком на себя всей ответственности за соблюдение правил безопасного поведения на Земле. Такие повеления основаны на обращенности в будущее и одном из основополагающих принципов экоэтики – принципе предосторожности. В связи с этим императив состоит из совокупности запретов на те типы деятельности людей, особенно производственной, которые могут вызвать необратимые изменения в биосфере, несовместимые с существованием на Земле людей.
Соблюдение данных требований академик Н.Н. Моисеев – автор экологического императива – считает обязательным не только для тех, чья деятельность непосредственно хозяйственного характера, но и для политиков, от которых и зависят способы разрешения массы проблем экологии, а также для каждого человека. Главными положениями экологического императива считают:
- Природа, как живая, так и неживая, — имеет ценность сама по себе, признается субъектом, который имеет право на существование и процветание, независимо от ее полезности, бесполезности или вредности для людей.
- Этические нормы и правила распространены на взаимодействие человека с природой, которое основывается на их равноценности и равноправии.
- Разумность и культура накладывают ряд обязанностей на человека относительно природы.
- Природоохранная деятельность в первую очередь определяется необходимостью сохранения природы ради самой природы.
Нравственный императив предполагает необходимость изменений в мировоззрении людей, поворот к общечеловеческим ценностям и принципам, в первую очередь к принципу уважения любой жизни и нравственно-понимающего отношения к природе. Нравственный императив выдвигает требование переоценить традиционные потребительские идеалы, переход от субъект-объектных к субъект-субъектным отношениям с природой.
Источник
Вопрос 30. Коэволюция человека и природы.Экологическая проблема.
Понятие «природа» — одно из важнейших философских понятий. В сознании современного образованного человека слово «природа» ассоциируется главным образом с двумя значениями: 1) природа в смысле естественной среды обитания человека и 2) природа как объект специального научного исследования в рамках целой совокупности так называемых естественных наук (естествознания). Отсюда необходим более полный перечень существенно важных значений термина «природа».
1) Природа в смысле внутренних особенностей, сущности той или иной вещи (явления, системы и пр.). Наличие и специфика этого значения становятся особенно очевидными при сопоставлении таких выражений, как «красота природы» и «природа красоты»; «явление природы» и «природа явления» и т. д.
2) Природа в смысле сущего в целом, во всем многообразии его существования в мире. В этом своем значении термин «природа» соотносителен с такими понятиями (а иногда и синонимичен им), как материя, Вселенная, космос, универсум и т. д.
3) Природа как материальное начало в самом человеке. В этом смысле «природа», «природное» противопоставляется «духу», «духовному» в ч4) Природа как совокупность естественных условий существования человека, человеческого общества и человеческой культуры и как источник необходимых ресурсов (материальных, энергетических и пр.) их существования.
5) Природа как объект специального научного познания в рамках целого комплекса дисциплин — «наук о природе» или «естественных наук» (естествознания). В этом своем значении понятие «природа» формируется лишь в Новое время, в период становления промышленного капитализма и науки в современном ее понимании и носит ярко выраженный нормативный характер.
Вопрос 30. Коэволюция человека и природы.Экологическая проблема.
Коэволю́ция — совместная эволюция биологических видов, взаимодействующих в экосистеме. Изменения, затрагивающие какие-либо признаки особей одного вида, приводят к изменениям у другого или других видов. В философской литературе применяется, главным образом, в двух основных смыслах: в широком — когда термином «К.» обозначается совокупная, взаимно адаптивная изменчивость частей в рамках любых биосистем (от молекулярного и клеточного вплоть до уровня биосферы в целом). Примером таких отношений служат, например, взаимные изменения видов-партнеров в экосистемах «паразит — хозяин», «хищник — жертва». Результатом такой коадаптивной изменчивости может быть как сохранение биосистемы в уже достигнутом оптимальном состоянии, так и ее совершенствование. В природе коэволюционное становление и сохранение биосистем осуществляется как объективный процесс в рамках естественного отбора, который из всех возможных трансформаций тех или иных компонентов системы оставляет лишь взаимно совместимые. В более узком смысле понятие «К.» используется для обозначения процесса совместного развития биосферы и человеческого общества. Согласно принципу К., человечество, для того, чтобы обеспечить свое будущее, должно не только изменять биосферу, приспосабливая ее к своим потребностям, но и изменяться само, приспосабливаясь к объективным требованиям природы. «Мы столь радикально изменили нашу среду, — утверждал Н. Винер, — что теперь для того, чтобы существовать в ней, мы должны изменить себя». Именно коэволюционный переход системы «человек — биосфера» к состоянию динамически устойчивой целостности, симбиоза и будет означать реальное превращение биосферы в ноосферу. Для обеспечения этого процесса человечество должно следовать, прежде всего, экологическому и нравственному императивам. Первое требование обозначает совокупность запретов на те виды человеческой деятельности (особенно — производственной), которые чреваты необратимыми изменениями в биосфере, несовместимыми с самим существованием человечества. По Я. Тин-бергену «научное понимание нашего поведения, ведущее к его контролю, возможно, наиболее насущная задача, стоящая сегодня перед человечеством. В нашем поведении имеются такие силы, которые начинают создавать опасность для выживания вида и. для всей жизни на Земле». Второй императив требует изменения мировоззрения людей, его поворота к общечеловеческим ценностям (например, чувству уважения любой жизни), к умению ставить превыше всего не частные, а общие интересы, к переоценке традиционных потребительских идеалов и т.д. К сожалению, сознание людей очень консервативно и с трудом отказывается от стереотипных представлений об отношении человека к природе.
Вопрос 31. Диалектика как система принципов…
Диалектика – учение о наиболее закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания и основанных на этом учении методов мышления.
Источник
Коэволюция человека к гармонии с природой
"Мы не цари, мы сами природа!"
Н.А. Умов, физик.
С одной стороны, человек, став монополистом на Земле, достиг грандиозных успехов в части удовлетворения своих материальных потребностей, поставив на службу и интеллектуальные свои силы, и саму природу.
С другой стороны, человек оказался на грани самоуничтожения вследствие термоядерной угрозы и нависшей опасности глобальной экологической катастрофы.
Причины, поставившие человека в такое положение, — неудержимое желание подчинить себе все уровни природы, чтобы бесконечно потреблять.
Сегодня мы осознаем, и больше под влиянием страха, необходимость жить с природой в гармонии и согласии, а также необходимость отбросить принцип покорения природы.
Мы существуем внутри природы. Огромное число параметров природы воздействует на нас, чтобы мы могли жить и развиваться: температура, давление, различные колебания, волны и так далее. Находясь в равновесии с этими силами природы, мы чувствуем себя комфортно, способны к развитию. Но стоит подняться температуре, давлению – нам плохо. Вот и получается, что мы можем существовать, только пребывая в определенных рамках, только находясь в равновесном с природой состоянии.
Мы подобны ребенку, увлеченно играющему в песочнице и не замечающему ничего вокруг. Включая маму, внимания которой к себе он не ощущает. Так и у нас. Мы находимся в системе управления природы, но не ощущаем его. Это порождает в нас чувство свободы, хотя ее, на самом деле, нет. Природа нас оставила, вывела из-под своего прямого управления для того, чтобы мы свободно развивались, эволюционировали. Так мы и делаем.
Человек, с "точки зрения природы", должен служить ее целям: прийти к равновесию, интегральности с собой. Для этого, во-первых, природа создала в нас стремление к сохранению своей жизни, удовлетворению своих первичных потребностей в еде, тепле, одежде, воспроизведению потомства и т.п. Вторая "часть плана", а мы ее воспринимаем, как цель нашей жизни – постоянный поиск новых путей удовлетворения своих растущих потребностей. Выполняя эти цели, человек считает их собственными, но невольно выполняет указания природы.
Смысл и путь истории человечества – в процессе последовательного эволюционного развития взаимоотношений человека и природы к обретению цели и смысла своего существования. Этот процесс не может осуществляться в одиночку, а только в сообществе с другими людьми.
Для достижения этой цели необходима принципиально иная организация человеческого общества. Смена привычного нам развития за счет изменения окружающей среды к обязанности выжить и развиваться за счет изменения себя! И избежать этой обязанности вряд ли удастся. Мы видим, что мир меняется в сторону интегральности, и никто не сумеет прожить в этой системе, не будучи ей под стать.
В последнее время кое-кому, возможно, приходилось слышать или встречать в научной литературе новое слово: коэволюция. Этот термин означает совместное развитие любых двух и более систем. Полагаю, что скоро, по мере поступления фактов, последуют уточнения. Потому что, на самом деле, развиваются не человек и природа, а только человек. Постоянно, каждую секунду. Но под влиянием природы, прямого воздействия которой человек не ощущает. Поэтому, видя изменяющуюся на его глазах внешнюю природу, думает, что она меняется вместе с ним.
Коэволюция правильна в том смысле, что человечество эволюционирует в сторону обьединения в одно целое. Более того, мы вместе идем в сторону нашего сознательного участия в этом процессе. Мы должны осознать изменения, которые должны пройти и уже проходим, и понимать их необходимость привести нас в единый организм. В согласие с этим планом природы.
Сущность коэволюции заключается во взаимосвязанном, совместном развитии человечества, когда один человек включен в другого, и они развиваются, питаясь друг от друга. Этот процесс взаимодействия, взаимной эволюции, позволяет сформировать систему более высокого уровня – альтруистического обьединения, использующую механизм отдачи. "Только вместе" — такое условие нашего здесь выживания.
Коэволюция – это развитие, достойное человека. Он начинает понимать замысел природы. И общество меняется к тому, чтобы существовать в природе как ее неотьемлемая часть. Тогда овладеет скрытыми сейчас для него законами природы, законами отдачи и любви к ближнему.
Благодаря обьединению мы достигнем равновесия с природой, и тогда ни в чем не будем нуждаться.
Источник