Конспект урока на тему Искусственные сообщества Поле план конспект урока по окружающему миру 2 класс

Конспект урока на тему: Искусственные сообщества. Поле.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс)

Прозорова Елена Анатольевна

Конспект урока на тему: Искусственные сообщества. Поле.

Скачать:

Вложение Размер
iskusstvennye_soobshchestva._pole.docx 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Искусственные сообщества. Поле.

  • Познакомить детей с отличительными признаками искусственного сообщества на примере поля.
  • Рассмотреть основные группы растений поля, их особенности и использование в жизни человека.
  • Активизировать познавательную деятельность через использование групповой и коллективной работы.
  • Формировать навыки самопознания, самоконтроля, самооценки.

Прежде чем мы приступим к изучению новой темы, ответьте мне на вопрос, что такое природное сообщество?

Это единство живой и неживой природы, которое складывается в определенных условиях окружающей среды.

— Основу любого сообщества составляют растения. Предлагаю вам выполнить задание в парах на соответствие:

— Какое сообщество лишнее? (поле) Почему?

Поле – особое сообщество. На нём растут и особые растения.

— Как их называют? (культурные растения)

— Чем они особенны? (их выращивает человек)

Статья учебника с. 81

Практическая работа №1

— Существует несколько групп культурных растений. Давайте с ними познакомимся.

Перед вами гербарий 1-й группы. (учебник с.82)

Эти растения ещё называют зерновые. Они имеют плод — зерновку.

Рассмотреть и ответить на вопросы, используя текст учебника с. 82/ 3 — 5 абзацы)

— Как называется растение?

— Какую крупу получают?

— Какую кашу варят?

— Следующую группу вы сможете назвать, отгадав загадки.

Красный нос в землю врос,

А зелёный хвост наружу.

Нам зелёный хвост не нужен,

Нужен только красный нос. (морковь)

В землю вросло. (свёкла)

Как надела сто рубах,

Захрустела на зубах. (капуста)

Это овощные культуры. Ребята, картофель это овощ?

Но он относится к другой культуре. Его еще называют вторым хлебом.

— Каким же образом картофель стал для нас вторым хлебом? Это длинная история. Впервые картофель обнаружили ещё до нашей эры.

Родиной картофеля является Северная Америка. Местные жители называли картофель «папа». Клубни картофеля служили индейцам главным средством пропитания. Много времени прошло с тех пор. В 16 веке картофель завезли в Европу, прежде всего в Испанию, но жителям картофель не понравился, так как они пытались его есть сырым. В других странах картофель так же не был одобрен. И это справедливо, ведь навряд ли кому-нибудь из вас понравится салат из стеблей и листьев картофеля? А если попробовать плоды картофеля – зеленоватые ягоды, которые появляются на месте цветов, то и вовсе можно отравиться, ведь они ядовиты. Но люди в те времена не знали об этом. И даже прозвали картофель «чертовым земляным яблоком». Зато в Париже растение рассматривали как диковинку с красивыми цветами. Многие модницы высшего света прикалывали букетики цветов картофеля к волосам и украшали ими свои платья. Много суеверий ходило вокруг картофеля. Поговаривали, что плоды этого растения родятся с головой и глазами, как у человека, поэтому есть картофель – значит съедать души человеческие. Говорили, что тот, кто будет есть его, совершит грех. В Россию картофель был завезен при царствовании Петра 1. Но народ отказывался сажать картофель, ведь о нем ходила дурная слава. По стране проходили настоящие «картофельные бунты». Вот такая непростая судьба у картофеля. И только в 18 веке благодаря ученому Болотову, который раскрыл полезные качества картофеля, это растение начинает использоваться людьми в пищу.

Картофель – это ценная техническая культура. Из него получают крахмал, патоку и спирт. Его так же широко используют в медицине. Он содержит витамины «А», «В», клетчатку, пектины, ферменты и органические кислоты. Он незаменимое и любимое блюдо многих людей.

Картофель – это техническая культура. (Выполнить практическую работу в учебнике).

Практическая работа №2

Задание для 1-й группы

Используя статью учебника на с. 84 ответить на вопросы:

— Какие растения называют техническими?

— Как выглядит растение лён?

— Как человек использует лён в своей жизни?

Задание для 2-й группы

Используя статью учебника на с. 84 ответить на вопросы:

— Какие растения называют техническими?

— Как выглядит растение подсолнечник?

— Как человек использует подсолнечник в своей жизни?

Задание для 3-й группы

Используя статью учебника на с. 84 — 85 ответить на вопросы:

— Какие растения называют сорными?

— Какие растения называют сорными?

— Как человек борется с сорными растениями?

— К какой группе растений можно отнести сорняки? (дикорастущие)

Рефлексивно – оценочный этап

«Отчего ты, рожь, золотая?

Ветерок спросил, пролетая.

А в ответ колоски шелестят:

«Золотые руки растят».

-Почему поле называют искусственным сообществом?

(Без золотых рук полеводов поле существовать не может).

-С какими группами культурных растений мы сегодня познакомились?

Домашнее задание (по выбору)

— Подготовить рассказ (презентацию) о вредителях зерновых культур.

— Подготовить рассказ о любом животном поля.

Обязательно выполнить: с. 81-85 читать, выучить по тетради.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Данный конспект урока разработан с применением ИКТ, что позволяет повысить интерес учащихся к данной теме.

Конспект урока по теме «Использование мультимедийных технологий во время урока-обобщения по теме «Животные»

Обобщающий урок для 3 класса по теме «Животные» и смользованием мультимедийной доски. В конспект включены УУД. Учебник Starlight 3.

Технологическая карта открытого урока № 63 окружающего мира во 2 классе по учебнику Н.Ф.Виноградовой «Окружающий мир» по теме «Природное сообщество — поле».Цель урока :создать условия для изучения соо.

Тест «Искусственное сообщество. Поле» 4 класс

Данная работа даст возможность проверить усвоение пройденного материала.

Окружающий мир 4 класс «Планета Знаний» «Искусственные сообщества. Поле»
Конспект урока математики. Тема урока: Тема: «Цилиндр.» УМК «Школа 21 века».

Источник

Культурные сорняки и сорные культуры

Что такое сорняки? Для меня это и растения, традиционно считающиеся сорными (одуванчик, сныть, осот, пырей ползучий, бодяк полевой, лопух большой и др.), и вышедшие из-под повиновения культурные растения, растущие «без разрешения» не на своем месте.

Контролируйте ситуацию

Когда-то я принесла крошечный кустик садовой незабудки с небесно-голубыми соцветиями и посадила его в полутенистом месте. Вскоре удалось приобрести незабудки с белыми и розовыми цветочками. Как я умилялась, глядя на эти очаровательные растения! А как радовалась, когда весной следующего года поблизости появились их первые потомки! Через несколько лет незабудка уверенно освоилась уже на всей площади участка. Она росла и в тени, и на солнце, в цветниках, на грядке, под кустами и на гравийной дорожке. Ситуация настолько вышла из-под контроля, что теперь мне приходится все лето и осень тачками отправлять потерявшую совесть незабудку в компостную кучу.

А как ведет себя рудбекия? Достаточно всего нескольких растений, чтобы на участке появилась огромная масса сеянцев. Рудбекии забираются в малину, оказываются под плодовыми деревьями, умещаются между плиток вокруг декоративного бассейна. В результате естественной селекции появились гибриды полумахровой формы, а на каменистых дорожках и в рокарии — крошечные рудбекии-карлики. Я чувствую себя средневековым палачом, сокращая количество этих красивых растений самым беспощадным образом.

Однажды, когда я показывала свою альпийскую горку приятельнице, опытному цветоводу, произошло неожиданное. Ни слова не говоря, эта любительница растений стала выдергивать разросшийся поблизости молочай кипарисовидный. Лишь через несколько лет я поняла ее странное поведение. Тогда мне и в голову не могло прийти, что нежные «елочки» расселятся всюду, где только можно. Сильно сорничает и кислица с пурпурными листочками. Соседи когда-то украсили ею рокарий. Теперь это сорняк номер один во всем поселке.

В последнее время у меня появились проблемы с газоном, его вид портит маргаритка многолетняя. Она умиляла нас, пока росла одиночными кустиками. Затем растение разрослось и отлично приспособилось к скашиванию травы газонокосилкой. Маргаритка сильно уменьшилась в размерах и распласталась по земле, приобрела удивительную стойкость к вытаптыванию.

Охотно сорничают пиретрум девичий, гвоздика турецкая, аквилегия (водосбор), бруннера, энотера, вечерница Матроны (гесперис Матроны, она же ночная фиалка) и колокольчики. Этот список может продолжить любой цветовод.

У каждого сада свои сорняки. Так, мало кто верит, что спаржа лекарственная (аспарагус) скоро станет для меня персоной нон грата. Осенью красные ягодки падают на землю, отмечая путь к компостной куче. Весной на этом пути появляются всходы. Спаржа прорастает даже между тротуарных плиток. Несколько лет назад, поздней осенью, температура воздуха стала стремительно опускаться ниже нуля, а снега все еще не было. Мне пришлось срочно укрывать некоторые посадки подручными материалами. В ход пошли даже срезанные побеги многолетников, часть из них я положила под молодую смородину. Из-за суеты там оказался и аспарагус.

Весной на плодородной почве появились его массовые всходы, напоминающие удивительно красивый мох. Иногда семена каким-то чудом попадают на грядку с укропом. Там сеянцы чувствуют себя в полной безопасности — их трудно заметить. Затем, ко всеобщему негодованию, они вместе с зеленью попадают в салат и тарелку с супом.

Нельзя давать возможность осеменяться тем культурам, которые имеют предрасположенность к сорничеству. Конечно, помогает своевременная тщательная прополка, но она отнимает слишком много времени.

Семь раз подумайте, куда посадить

Очень быстро осваиваются на участке декоративные формы тех растений, которые считаются классическими сорняками. Наша бдительность притупляется их «благородным» происхождением (часто приходится выращивать рассаду из покупных семян, в том числе и импортных, или приобретать в красивой упаковке за вполне приличные деньги). Через некоторое время мы замечаем, что у этих растений появились дурные манеры дикорастущих родственников — они начинают сорничать.

Это относится к пурпурнолистному подорожнику, живучке ползучей с красно-фиолетовыми или бело-зелеными листьями, садовой лебеде с пурпурными листьями, пестролистной будре плющевидной с ползучими укореняющимися побегами, пестролистной сныти. Нужен постоянный контроль и над лютиком ползучим с махровыми цветочками.

Есть и другая многочисленная группа растений, которые расползаются по участку в буквальном смысле слова. Во-первых, это мята. Она быстро размножается ползучими корневищами. Активностью отличаются все ее виды. Мяту лучше держать в какой-ни-будь вкопанной в земле емкости или иным образом ограничивать склонность к освоению новых территорий. Рискованно мульчировать почву травой, в которой случайно может оказаться даже небольшой кусочек корневища мяты. Расползается и пижма садовая с красивыми гофрированными листочками, и кануфер (канупер). Не отстает от них лабазник пурпурный. Он подавляет все, что только оказывается на его пути. За короткое время полынь Людовика способна превратиться из серебристого украшения цветника в настоящую проблему для садовода.

А как оправдать поведение садовых «нахалов», которые с возрастом начинают в буквальном смысле наезжать на соседей? Это и золотарник канадский, и большинство многолетних астр, вербейник, бадан и многие другие культуры.

Нужно отметить бурную активность шиповника и некоторых декоративных кустарников. Они стремятся отвоевать как можно больше территории, появляясь даже на расстоянии нескольких метров от материнского растения. Посмотрите, насколько активен хмель, заявляющий о себе бурным ростом. Его корневище с массой ростовых почек невозможно полностью вытащить из земли. Требуется время и для того, что

бы вывести бешеный огурец, семена которого с треском разлетаются во все стороны. Это растение нравится детям, но многие взрослые считают его вид неряшливым. Не всегда удается удержать на одном месте и гречиху сахалинскую (горец сахалинский). Этот высокий многолетник с ползучим корневищем образует настоящие заросли. Многие знают, как со временем расширяется место, занятое топинамбуром, если его не ограничивать вкопанными в землю преградами.

Большинство луковичных культур, например, мускари (мышиный гиацинт), пролески и нарциссы, радуют нас весной. Без периодической пересадки они быстро разрастаются, а порой и осеменяются, создавая проблему, связанную с засорением мест, отведенных под иные культуры. Приходится извлекать луковички даже из ирисов и других многолетников.

Я сдерживаю рост растений, ведущих себя подобным образом, высаживая их в углубленные в землю контейнеры (без дна или с дренажными отверстиями). Подходят и специально отгороженные места, из которых корневищу трудно выбраться.

Источник



§45. Агробиоценоз как искусственное сообщество организмов

Рассмотрите рисунок 215 и решите, чем искусственные сообщества организмов — агробиоценозы отличаются от естественных — биогеоценозов. Почему агробиоценозы могут существовать только при их поддержке человеком?

Общие представления об агробиоценозе. Агробиоценоз (от греч. агрос — поле и биоценоз) — это совокупность организмов, обитающих на землях сельскохозяйственного, а также лесного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений либо древесных насаждений. Поля, на которых человек выращивает картофель или капусту, пшеницу, рожь, подсолнечник, а также сады и виноградники, в которых он разводит яблони, груши, вишни, сливы, виноград — это примеры различных агробиоценозов (рис. 215).

Агробиоценозы

Рис. 215. Агробиоценозы

Растительный покров в агробиоценозах, создаваемый человеком, обычно представлен каким-либо одним видом или даже сортом культивируемого растения с несколькими сопутствующими ему видами диких растений, которые становятся сорняками (рис. 216).

Сорные растения агробиоценозов

Рис. 216. Сорные растения агробиоценозов: 1 — василек синий; 2 — хвощ полевой; 3 — репейник (лопух)

Выращиваемые растения и сопутствующие им сорняки в агробиоценозе служат производителями органического вещества — продуцентами. Синтезируемые ими органические вещества и аккумулированная в этих веществах энергия проходят по всем пищевым цепям агробиоценоза (рис. 217).

Неполный круговорот веществ и поток энергии в агробиоценозе

Рис. 217. Неполный круговорот веществ и поток энергии в агробиоценозе

Растительноядные животные, перешедшие к питанию выращиваемыми культурами, находят в агробиоценозах благоприятные условия и могут сильно повреждать культивируемые растения (рис. 218). Иногда в агробиоценозах возникают вспышки массового размножения животных-вредителей, например клопа вредной черепашки на полях пшеницы, колорадского жука на полях картофеля, бабочки белянки капустной — на полях капусты, полевых мышей и полевок при выращивании зерновых культур.

Рис. 218. Животные-вредители агробиоценозов: 1 — слизень; 2 — гусеница белянки капустной; 3 — колорадский жук

Имеются в агробиоценозах и грибы-паразиты, например, головневые, спорыньевые, ржавчинные, мучнис-торосые (рис. 219). Головня, спорынья и различные ржавчинные грибы поражают, например, пшеницу; мучнистая роса — крыжовник, смородину.

Грибы-паразиты агробиоценозов

Рис. 219. Грибы-паразиты агробиоценозов: 1 — головня, 2 — спорынья, 3 — ржавчинный гриб

Таким образом, в агробиоценозе, как и в естественном сообществе, комплексы организмов, входящие в его состав, характеризуются различными взаимоотношениями, в том числе пищевыми (трофическими) связями, образующими пищевые цепи. Вместе с тем, видовое разнообразие организмов в этих цепях беднее, чем в биогеоценозах. Поэтому, в агробиоценозах цепей питания значительно меньше, и они состоят из небольшого числа звеньев (рис. 220).

Одна из цепей питания агробиоценоза

Рис. 220. Одна из цепей питания агробиоценоза

Отличия агробиоценозов от биогеоценозов. Агро-биоценозы всегда создаются человеком на месте существовавших ранее естественных биогеоценозов.

Комплексы организмов, кроме культивируемых растений, в агробиоценозах, как и в естественных биогеоценозах, формируются в результате борьбы за существование и естественного отбора. Однако человек, создавая растениям возделываемых видов благоприятные условия произрастания, подавляет организмы других видов. Например, при большой численности сорняков и насекомых-вредителей люди используют различные химические способы их уничтожения (рис. 221). Для борьбы с сорняками применяются гербициды (от лат. герба — трава и цаедо — убиваю). Однако некоторые особи сорняков сохраняются и дают поколения, устойчивые к этим ядохимикатам.

Применение гербицидов

Рис. 221. Применение гербицидов

В дальнейшем приходится повышать дозы и использовать более сильнодействующие гербициды. Они накапливаются в почве, всасываются корнями растений, а затем передаются по пищевым цепям консументам, в том числе и человеку (рис. 222).

Передача и накопление в пишевых цепях агробиоценозов ядохимикатов

Рис. 222. Передача и накопление в пишевых цепях агробиоценозов ядохимикатов

При использовании ядохимикатов одновременно с растительноядными насекомыми погибают и полезные для агробиоценозов насекомые-хищники и насекомые-паразиты. Поэтому при нарушениях баланса «хищник—жертва», «паразит—хозяин» часто происходит массовое размножение некоторых выживших насекомых-вредителей.

Смена растительного покрова в агробиоценозах, а при защите урожая и комплекса консументов, происходят по воле человека. Поэтому агробиоценоз — не саморазвивающаяся система, а система, регулируемая человеком.

Агробиоценозы как искусственные сообщества сильно упрощены и неустойчивы. Из них человек постоянно изымает продукцию (урожай) одного или нескольких видов культурных растений — тогда она не поступает в цепи питания. В связи с этим в почве уменьшается содержание органических и минеральных веществ, появляется необходимость в постоянном их возмещении. Для этого на поля человек вносит удобрения и восстанавливает структуру почвы.

Биологическое значение агробиоценозов. Интенсивная хозяйственная деятельность человека ведет к частичной замене естественных сообществ на поверхности нашей планеты агробиоценозами. Сейчас агробиоценозами занято около 10% площади поверхности суши, и они ежегодно дают 2,5 млрд т сельскохозяйственной продукции.

Агробиоценозы стали не только главными производителями продуктов питания для людей и кормов для сельскохозяйственных животных (рис. 223), но и все более важными регуляторами газового режима атмосферы Земли. Поэтому для охраны окружающей среды важна правильная, рациональная организация сельскохозяйственных ландшафтов. Только такие агробиоценозы способны обеспечить максимальное усвоение культурными растениями углекислого газа из атмосферы. Это приведет к повышению продуктивности агробиоценозов, т. е. росту урожайности культурных растений и эффективному использованию имеющихся в распоряжении человечества сельскохозяйственных площадей.

Источник

Агробиоценозы

Наряду с естественными в природе имеется большое количество разнообразных биогеоценозов, созданных усилиями человека. Это различные лесопосадки, поля, плантации, сады, парки, оранжереи, аквариумы, пруды и пр. Биогеоценозы, создаваемые человеком, называют культурными или искусственными биогеоценозами. Обычно это сообщества, представленные на землях сельскохозяйственного пользования, занятых посевами или посадками культурных растений. Полевые биогеоценозы называют агробиогеоценозами или агробиоценозами (от греч. agros — «поле» и биоценоз), или агроэкосистемами.

Все агробиоценозы характеризуются комплексами организмов, входящих в их состав, различными типами взаимоотношений между видами, в том числе трофическими связями, образующими сети и цепи питания. Но, в отличие от естественных, в культурных биогеоценозах человек по своему усмотрению создает определенный видовой состав, контролирует условия среды обитания видов, их численность, плотность и типы взаимодействия. Создавая благоприятные условия возделываемому виду, человек подавляет другие, ненужные ему виды (сорняки, фитотрофное население). Смена агробиоценозов тоже происходит по воле человека. Достаточно устойчивыми при смене агроценозов остаются лишь комплексы обитателей почвы.

Агробиоценозы, или полевые сообщества

Агробиоценозы — наиболее широко распространенные культурные экосистемы.

Подсолнечниковое поле

Растениеводство зародилось независимо в разных частях земного шара примерно 10 тыс. лет назад. В настоящее время площадь обрабатываемых сельскохозяйственных земель достигает уже 14,5 млн км 2 , что составляет около 10 % поверхности суши. При этом на них выращивается преимущественно лишь 13 пищевых видов растений, которыми питается большая часть человечества. Поэтому агробиоценозы по своему значению важны не только в биологическом и экологическом, но и в экономическом отношении.

В большинстве случаев агробиоценозы создаются возделыванием одного вида культурного растения (пшеница, рис, рожь, свекла, хлопок, лен). Реже практикуются смешанные посевы (овес с горохом, клевер с тимофеевкой, кукуруза с бобовыми и т. п.). На практике же в состав агробиоценоза непременно входят еще разнообразные сорные растения, а также бактерии, грибы, водоросли, простейшие, черви, насекомые и иногда — грызуны и птицы.

Соотношение разнообразных групп населения в агробиоценозе не обеспечивает ему должной устойчивости и нередко ведет к деградации экосистемы.

Вся структура агробиоценоза организуется и поддерживается человеком, действующим исходя из своих интересов и использующим современные технические и химические средства. Видовой состав (сортовое разнообразие), горизонтальная, вертикальная и возрастная структуры биогеоценоза отличаются простотой и однородностью. Обеспечение влагой, минеральными веществами, а также обработка почвы (рыхление, вспашка, прополка, полив и пр.) — все осуществляется человеком. Поэтому предоставленный сам себе агробиоценоза оказывается неустойчивым и подвергается более или менее скорому, но неизбежному изменению в сторону естественных зональных типов биогеоцеозов.

Ярусное строение естественного и культурного травянистых сообществ: А — естественное природное сообщество «луг»; Б — культурное природное сообщество «поле»

Особенности агробиоценозов

В характеристике агробиоценозов принципиальное значение имеет неполнота круговорота веществ в их системе. Это происходит потому, что ежегодно вместе с урожаем из полевой экосистемы изымается большая часть биопродукции. В связи с этим идет обеднение почвы, которое лишь частично компенсируется внесением минеральных и органических удобрений. В связи с этим агробиоценозы считают неустойчивыми экосистемами.

Слабая устойчивость агробиоценозов определяется еще и тем, что в составе продуцентов используются культурные растения, для которых характерны вмешательство человека в естественный отбор видов и замена его искусственным отбором. При этом отбор, осуществляемый человеком, направлен не на качества, полезные для вида растений, а на качества, важные для человека, иногда даже осложняющие жизнь самого растения. В результате эти виды (сорта) теряют самостоятельность в поддержании своего существования, а их агробиоценозы без помощи человека быстро вытесняются более конкурентоспособными естественными экосистемами с эффективными механизмами самоподдержания.

Агробиоценозы представляют собой упрощенные и неустойчивые экосистемы, созданные направленной деятельностью человека.

Еще одной особенностью агробиоценоза является кратковременность его существования. В большинстве случаев агробиоценозы существуют лишь в течение одного вегетационного периода. Так, существуют пшеничные, ржаные, рисовые, кукурузные, картофельные, капустные и прочие поля. Лишь некоторые полевые агроценозы, занятые озимыми культурами, существуют в течение 11-13 месяцев.

Особенностью агробиоценозов является также и то, что они слагаются из однолетних или многолетних растений, но выращиваемых только в течение одного периода вегетации. Например, томаты, лук, картофель — это многолетние растения, а капуста, брюква, морковь — двулетние, но все они выращиваются как однолетние культуры. При этом выращиваемые однолетние культуры забирают из почвы очень много минеральных веществ, большая часть которых не возвращается в почву, так как изымается с урожаем. Например, в высокоурожайных агробиоценозах из почвы обычно выносится 50-60 % органического вещества и 50-80 % азота от их количества, аккумулируемого в продукции. Отсутствие компенсации изъятых веществ приводит к серьезным последствиям в общей системе круговорота веществ в агроэкосистеме.

Если естественные экосистемы являются саморегулируемыми системами, то агроэкосистемы управляются человеком. С позиций экологии все агроэкосистемы (поля, огороды, сады, культурные пастбища) специально поддерживаются человеком на начальных стадиях формирования биогеоценоза, поскольку молодая (пионерная) стадия сукцессии дает наибольшую растительную и чистую продукцию (именно на ранней стадии выращивания культуры с помощью агротехники все конкурентные виды уничтожаются как сорные, а пищевые цепи на этапе вредителей разрушаются). В результате создаются агроэкосистемы, не способные к самовозобновлению, саморегулированию и крайне неустойчивые. Они постоянно находятся под угрозой гибели от массовых вспышек болезней, вредителей, переувлажнения или засухи. А удаление естественной растительности и микрофлоры в почве минеральными средствами, распашка почв активизируют процессы ее эрозии.

Таким образом, агробиоценозы представляют собой искусственно поддерживаемые неустойчивые группировки, в которых регуляция взаимосвязей компонентов экосистемы производится человеком. Человек по своему усмотрению меняет состав компонентов, местоположение сообщества (часто в системе севооборота), искусственно поддерживает высокую плотность тех растений, которые он вводит в культуру. Применяя различные методы, человек уничтожает ряд видов, вредные для растения, и, наоборот, стремится увеличить ту часть животного населения, которая помогает получению полноценных посевов и посадок. В итоге структура агробиоценоза очень упрощена и неустойчива по сравнению с природными биогеоценозами.

Агробиоценозы — это упрощенные и неустойчивые экосистемы, не способные существовать без поддержки человека.

Источник

Характеристика синантропной флоры

Синантропная флора – это все растения, произрастающие в нарушенных человеком местообитаниях (около жилья, у дорог, на полях). Это сложная и разнообразная группа растений, которая подразделяется на 3 основные подгруппы

1. Сорные растения

2. Культурные и культивируемые виды (декоративные, полевые и садовые культуры)

3. Дикорастущие виды естественных сообществ, приспособленных к существованию рядом с человеком – апофиты

1 п/гр. Сорные растения

Сорняки – это биологические группы растений, сопутствующие человеку, произрастающие на обрабатываемых землях, около жилья, помимо воли человека. Это очень древняя группа растений. Все сорные растения – это выходцы из дикорастущей флоры.

· Развиваясь быстрее, чем культурные растения, они забирают у них питательные вещества, запасы влаги, затеняют культурные растения;

· При большой численности резко снижают урожайность культурных растений;

· Являются очагами распространения вредителей и болезней;

· Многие сорные растения ядовиты. Семена могут вызвать отравление муки и других продуктов (плевел, куколь).

С точки зрения. биологии и экологии, сорные растения– это неизбежное зло и от них избавиться невозможно, т.к. искусственные сообщества-агроценозы, сильно отличаются от естественных тем, что в них не сбалансированы биоценотические связи и всегда имеются свободные экологические ниши которые и занимают сорняки.

Биологические особенности сорные растения, позволяющие им конкурировать с культурными растениями

1. Очень быстрый рост и развитие

2. Большая семенная продуктивность (2тыс-15 тыс.)

3. Семена неравноценные (обладают анатомической и физиологической гетерокарпией

произрастают в разные сроки

4. Большая энергия вегетативного размножения (пырей, осот, бодяк).

5. У полевых сорняков часто наблюдается мимикрия (по семенам, габитусу): пшеница-плевел, рожь-кострец, овес- овсюг

6. Всхожесть семян близка к 100% (лебеда).

7. Биологические циклы сорняков четко совпадают с жизненным циклом засоряемого растения.

Польза Сорные растения

· Жилье для насекомых и энтомофагов;

· Многие культурные растения вышли из сорных (подсолнечник, сорго, горчица).

Классификации сорных растений

Сорные растения классифицируют по:

Ø особенностям размножения, распространения и возобновления;

Ø месту произрастания и специализации;

Ø систематическому положению.

По особенностям размножения, распространения и возобновления сорные растения делят на 3 биологических типа: семенные малолетники, вегетативные малолетники и многолетники.

ü Семенные малолетники размножаются, распространяются и возобновляются с помощью семян, плодов и соплодий (семенных зачатков); плодоносят 1 раз в жизни и целиком отмирают. Включают группы однолетних и двулетних сорные растения. Однолетние сорные растения ,живущие 1 год, подразделяются на 4 подгруппы: ранние яровые, поздние яровые, озимые и зимующие.

ü Вегетативные малолетники размножаются, распространяются и возобновляются семенами и вегетативно. Продолжительность жизни каждого растения обычно не превышает двух лет. Включают группы: клубневых (чина клубневая, чистец болотный) и луковичных (многолетние фиалки, гулявник изменчивый) сорняков, подразделяемые на подгруппы озимых, зимующих, яровых и двулетников.

ü У многолетних сорные растения подземные органы живут долго, ежегодно образуя побеги, которые существуют 1—2 года и отмирают после плодоношения. Подразделяются на 4 группы: стержнекорневые (полынь горькая, щавель конский), дерновые (некоторые осоки и злаки), корнеотпрысковые (бодяк полевой, вьюнок полевой, осот полевой) и корневищные (мелкокорневищные — пырей ползучий, острец, зубровка, и глубококорневищные — хвощ, солодка, софора).

По условиям произрастания все сорные растения делят на три группы:

1. полевые сорные растения;

2. придорожные сорные растения;

3. пустырные, или рудеральные, сорные растения.

Представители каждой группы имеют свои характерные биологические особенности, связанные со способом воздействия человека в местах их обитания и позволяющие произрастать им в данных условиях окружающей среды

1. Сорнополевые растения растут среди культурных растений или вблизи их, на почве, подготавливаемой к посеву, на парах, залежах, т.е. там, где почва подвергалась или подвергается обработке. Биологические особенности, позволяющие им существовать и размножаться среди культурных растений, возникли в процессе эволюции. Они заключаются прежде всего в совпадении циклов развития и приспособленности к совместному существованию с культурными растениями, к механическим повреждениям при обработке почвы, мимикрия и большая семенная продуктивность, а также к сохранению при постоянном стремлении человека уничтожить их.

2. Придорожные растения распространены у обочин дорог, тропинок, лужаек вблизи домов, выгонов. Растения в этих местах вытаптываются человеком и животными и выщипываются птицей и скотом. Им приходится переносить эти неблагоприятные воздействия. Отсюда низкорослость, упругость стеблей, небольшие размеры растений. Корневая система у них обычно углублена, так как уплотненная почва, где они растут, быстро пересыхает именно в поверхностных слоях. Это группа растений светолюбивых, они плохо могут существовать среди высоких растений луга. Распростертое, прижатое к земле положение защищает их от вытаптывания и скусывания животными.

3. Пустырные (рудеральные) растения встречаются на мало посещаемых территориях, вблизи человеческого жилья или на участках, оставленных человеком — на пустырях, у заборов, скотных дворов, по откосам железных дорог и т.д., в местах, где почва обогащается различными отбросами. Произрастают сорняки на хорошо дренированной нейтральной почве, богатой органическими веществами. Почти все они нитрофильные растения, для нормального развития которых необходимо содержание в почве большого количества азота. Характерная особенность пустырных растений — мощный рост. Именно они образуют заросли, называемые «бурьяном». По отношению к свету это скорее теневыносливые растения. Многие из них имеют защитные приспособления от уничтожения: крапива — жгучие волоски, бодяк и чертополох — колючки. Многие содержат пахучие, горькие и ядовитые вещества (чистотел, полынь, болиголов и т.д.). Одни из этих сорные растения ядовиты (белена), другие колючие (дурнишники), третьи жгучие (крапива).

Несколько обособленно стоят сорные растения -паразиты, присасывающиеся к стеблям (повилика на клевере, люцерне и многих др. растениях) или корням (заразиха на люцерне, табаке, томате и др.), и полупаразиты (погремок большой на ржи, зубчатка поздняя на культурных и диких злаках).

Среди сорные растения выделяют также карантинные сорняки. Классификация по систематическому положению имеет большое значение при организации борьбы с сорные растения химическими средствами.

2 п/гр. Культурные растения

Это растения, которые выращивает человек в пищевых, хозяйственных и декоративных целях. Это особые растения часто выходцы из других географических зон и местностей. Многие из них самостоятельно существовать не могут. Отличаются большой энергией фотосинтеза => большой продуктивностью при специализированном выращивании.

Многие интродуценты среди растений этой группы, выходцы из других географических зон акклиматизировались и приспособились к существованию именно в нашей области (сирень, каштан, петуния, шалфей).

3 п/гр. Дикорастущие виды местной флоры

Это растения лугов, водные растения, некоторые лесные растения (клевер, липа, подорожники и т.д.).

Источник

Читайте также:  Клематис тангутский вьющийся многолетник с соцветиями колокольчиками