Конспект урока quot Леса России quot

Конспект урока «Леса России»

образовательные: усвоение учащимися знаний о географическом положении зоны лесов, частях зоны лесов (тайге, смешанных и широколиственных лесах), растениях и животных этой зоны, взаимосвязи в природе;
развивающие: развитие умений определять и показывать зону лесов и её части на карте природных зон, различать наиболее характерных для каждой части зоны лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе;
во спитательные: воспитывать любознательность, стремление к самостоятельному получению знаний, любви к Родине.

Формировать у учащихся представление о лесной зоне, познакомить с географическим положением зоны лесов, с частями зоны лесов, с растительным и животным миром.

Развивать умения структурировать информацию, делать сравнение, обобщение, выводы, устанавливать причинно-следственные связи и делать умозаключения; работать и взаимодействовать в группе одноклассников;

Формировать ценностное отношение к природе как совокупности представителей флоры и фауны.

Планируемые результаты:

Умение определять и показывать положение зоны лесов на карте природных зон.

Умение различать наиболее характерных для каждой части лесов представителей флоры и фауны, объяснять взаимосвязи в природе.

Умение находить в учебнике и предоставлять информацию в соответствии с целью.

Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения.

Умение анализировать свои действия и управлять ими.

Развитие умения оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя.

Метапредеметные:

Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её выполнения, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Умение участвовать в диалоге при обсуждении прочитанного и прослушанного.

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

Использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета;

Тип урока : изучение нового материала.

Формы работы: индивидуальная, работа в группах, работа в парах.

Оборудование : карта природных зон, компьютер, мультимедийный проектор, экран, атлас – определитель,энциклопедии «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные» и др.

Раздаточный материал : карточки-«помогайки».

Технологии обучения: деятельностный метод, проблемное обучение, здоровьесберегающие, частично-поисковый метод

Организационный момент.

Психологическая установка на урок.

– Здравствуйте, дети! Наступил новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. Сегодня у нас необычный урок. У нас много гостей. Повернитесь, поздоровайтесь и улыбнитесь им. Вот видите, и они вам улыбнулись. В классе стало тепло от ваших улыбок. Я желаю вам плодотворно потрудиться. При этом относитесь друг к другу всегда по доброму, мыслите, работайте, творите прекрасное и всё у нас получится!

2.Актуализация знаний и проверка домашнего задания

1)Сегодня мы продолжим изучение темы «Природа России». -По какой природной зоне мы путешествовали с вами на прошлом уроке?

2)Прежде чем отправиться в новое путешествие, проверим знания, которыми вы обогатились на предыдущем уроке.

Графический диктант. Работа в парах.

В таблице, если вы согласны с утверждением, ставьте знак «+» (да), а если нет – «-»

— Передайте свою карточку соседу для проверки.

3. Самоопределение к деятельности. Выдвижение проблемы

— Ребята, теперь мы с вами пойдем от тундры вниз по карте. Как вы думаете, будет становиться теплее или холоднее?(теплее).

— Если становиться теплее, то будет ли изменяться высота растений? (да).

— А высокие растения- это? (деревья). Как называется местность, где растет много деревьев? (лес).

— Кто уже догадался, какую зону мы будем сегодня исследовать? (зона лесов).

-Что мы можем узнать о ней? (где расположена, какие растения растут в лесной зоне, какие водятся животные..)

Работа по карте.

-Найдите и покажите на карте природную зону лесов.

-Что вы можете рассказать о зоне лесов, глядя на карту?

-Какими цветами обозначается эта зона?

-Может быть, кто-то скажет, почему зона лесов на карте природных зон обозначена разными цветами? (она разделена на три части)

-Правильно, в этой природной зоне три части — тайга, она закрашена темно-зеленым цветом, смешанные леса — тоже зеленый цвет, но светлее, и широколиственные леса — зеленый цвет еще светлее.

-Сравните по площади части зеленой зоны. Что заметили?

Самостоятельная исследовательская работа учащихся. Работа в группах

Для выяснения этих вопросов и более глубокого изучения зоны лесов наш класс превращается в научную станцию. Вы становитесь «учеными-географами, ботаниками, зоологами » и с помощью дополнительного материала и своих учебников отправляетесь исследовать леса России. В каждой группе надо выбрать главного научного руководителя, который будет отвечать за работу группы, и оценивать работу каждого .

Правила работы в группах:

Распределить роли;

-Работать тихо, не шуметь.

— Не говорить всем сразу.

-Слушать говорящего, не перебивать, не спорить, а объяснять.

Перед каждой группой «ученых» стоит определенная задача, у каждой группы есть карточки-«помогайки» с заданиями, карточки с изображением животных, растений, природных условий.

-Ребята, вам нужно изучить информацию в учебнике и энциклопедиях и составить схему на доске. Каждая группа составляет свою схему.

2 группа «Животный мир»

3 группа «Неживая природа»

Первичное закрепление

— А теперь командиры групп защитите свою схему.

Растительный мир лесной зоны

Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Для роста растений в лесной зоне достаточно тепла и влаги. А почвы богаче питательными веществами, чем в тундре.

Хвойные деревья менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга хвойный лес, он занимает большую часть лесной зоны. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре, поэтому здесь растут деревья, которые не очень требовательны к теплу, — это хвойные деревья.Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу. У хвойных деревьев листья – это хвоинки, и они всегда зелёные. Это высокие деревья с мощными корнями. В тайге растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. Познакомимся поближе с растительным миром тайги.

Ель – хвойное дерево с короткими, грубоватыми хвоинками. Эти хвоинки расположены поодиночке. Шишки имеют продолговатую форму. Ели – долгожительницы. В еловом лесу темно и влажно.

Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие.

Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки.

Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки.

Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром . Ее хвоинки собраны в пучки по пять штук, а семена – кедровые орешки.

Далее к югу на смену тайге приходят смешанные леса ( береза, осина, ольха ) . Смешанные леса растут в южных районах Сибири и в центральном районе Европейской части России. У лиственных деревьев некрупные листья, которые они сбрасывают на зиму.

Еще южнее начинают встречаться леса, состоящие из лиственных пород деревьев. Такие леса называются широколиственными. Они растут на юге и на западе России, а также на Дальнем Востоке.

Ближе к югу зоны становится еще теплее, и смешанные леса сменяются широколиственными ( дуб, клен, ясень, липа, вяз . Это теплолюбивые деревья, они имеют крупные листья, на зиму сбрасывают листву, размножаются семенами. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла.

Спасибо, за проделанную работу.
Настало время заслушать нашу 2 группу.
Что вы узнали о животном мире зоны лесов?

Животный мир лесной зоны .

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь. Также в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, зайцы, рыси, белки, глухари, мыши-полёвки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи, бурундуки), другие делают на зиму запасы, у многих животных к зиме появляется теплый мех, густое оперение, защитная окраска.

О животном мире леса можно говорить бесконечно. Вот птицы, живущие в лесной полосе. Как много разных видов животных! А как прекрасен травяной покров, и какое разнообразие кустарников, сколько насекомых – жуков, бабочек! Тысячи жителей нашли здесь дом. И все они и есть лес!

Кедровка – таежная птица, на зиму делает запасы из кедровых орехов.

Белка-летяга – родственница белки, но меньше нее. Она умеет не только прыгать, но и летать: у нее есть кожные перепонки между передними и задними лапками.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной великан. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Читайте также:  20 найнеймовірніших світлових феноменів фото

Заяц-беляк на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Спасибо! Теперь 3 группа расскажет о природных условиях зоны лесов России.

Зона лесов расположена на Восточно-Европейской и Западно — Сибирской равнинах, а также Среднесибирском плоскогорье. Это самая большая природная зона. В зоне лесов три части: самая большая часть – тайга , она закрашена темно-зеленым цветом, еще есть смешанные леса – тоже зеленый цвет, но светлее, и третья часть – широколиственные леса , еще светлее зеленый свет .

Расти леса начинают постепенно, по мере того, как увеличивается прогревание земли. Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Это лесотундра. Выполняет плавный переход от одной природной зоны к другой. Чем южнее, тем выше солнце поднимается над горизонтом и тем сильнее прогревает землю. Зима здесь еще суровая, но уже менее продолжительная. Лето теплее, чем в тундре. В более южных местах уже нет вечной мерзлоты. После зимы снег тает, и земля хорошо прогревается. Слой почвы гораздо толще, чем в тундре, и плодороднее. По мере движения к югу гуще становятся хвойные леса и постепенно они занимают все пространство. Леса из хвойных пород занимают большую часть Сибири и северные территории Европейской части России. Эти хвойные леса называют тайгой. Зима в тайге холодная, а лето теплее, чем в тундре. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Но летом, поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Здесь растут хвойные деревья с мощными корнями. Эти деревья не очень требовательны к теплу.

Если мы продвинемся еще южнее, то погодные условия изменятся. Зима станет короче и мягче, лето длиннее и теплее. Поэтому к югу от тайги располагаются смешанные леса. В смешанных лесах мягкая погода с теплым и прохладным летом и умеренно холодной зимой. Многолетней мерзлоты здесь нет. Ближе к югу зоны становится ещё теплее. Болот здесь гораздо меньше. Еще южнее начинают встречаться широколиственные леса, состоящие из лиственных пород деревьев.

-Все ребята молодцы! Отлично справились с заданием!

Физкультминутка

Закрепление изученного материала.

. — Что же такое лес? ( Лес — это сообщество растений из деревьев, кустарников, трав, мхов, лишайников и грибов).

-Почему леса растут южнее тундры? Что этому способствует? (более тёплый климат)

Деревья в лесной полосе растут не как попало, а в определённом порядке.

На севере — хвойные деревья — ТАЙГА

К югу и юго- западу – ЛИСТВЕННЫЕ ЛЕСА.

— Может ли быть резкое разграничение между хвойными и лиственными деревьями?

(между ними СМЕШАННЫЕ ЛЕСА).

Индивидуальное задание

Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» на с. 98-99 учебника, запишите 2–3 цепи питания, характерные для леса.

Растения  заяц-беляк  рысь;

Растения  мышь-полевка  соболь;

Растения  белка  сокол.

Подведение итога. Приём «Рафт»

— А теперь мы подведём итог нашего урока. Я предлагаю вам написать небольшое письмо о том, что вы узнали сегодня на уроке. Но письмо должно быть не от вашего имени, а от имени любого животного леса. Определим четыре параметра нашего текста:

Р – роль, любое животное леса

А – аудитория, кому вы будете писать – жителям нашей страны

Ф — форма — письмо

Т — тема: «Леса России»

Ученики в течении 3-5 минут составляют и записывают рассказы, а затем читают их.

«На сегодняшнем уроке, я узнал, я разобрался…»;

«Сегодня мне удалось…»;

«Было интересно…»;

«Было трудно…»;

«Я понял, что…»;

«Теперь я могу…»;

«Меня удивило…»

Прочитать текст учебника и выполнить задания для самостоятельной работы на стр. 102.

Источник

Конспект урока "Леса России"

Нажмите, чтобы узнать подробности

2 Формирование представления о некоторых видах растений лесов.

1Развитие анализирующего наблюдения при выявлении признаков растений леса;

2 Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

а) анализ — при выявлении существенных признаков растений леса;

б) сравнение признаков неживой природы разных частей лесной зоны;

в) классификация растений на группы деревья-кустарники-травы;

г) установление причинно-следственных связей между факторами неживой природы и характером леса

д) обобщение при формулировки вывода.

3.) Развитие практических умений при работе с определителем;

4.) Развитие самостоятельности при составлении описания растений леса, составлении загадок;

5.) Развитие речи.

  1. Экологическое образование на основе установления экологических связей;
  2. Воспитание познавательного интереса;
  1. Воспитание культуры общения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока «Леса России»»

Тема: «Леса России».

разработала учитель начальных классов Макеева О.Н.

МБОУ «СОШ № 51» г. Калуги

1Формирование представления о неживой природе зоны лесов;

2 Формирование представления о некоторых видах растений лесов.

1Развитие анализирующего наблюдения при выявлении признаков растений леса;

2 Развитие логического мышления на основе отработки логических операций:

а) анализ — при выявлении существенных признаков растений леса;

б) сравнение признаков неживой природы разных частей лесной зоны;

в) классификация растений на группы деревья-кустарники-травы;

г) установление причинно-следственных связей между факторами неживой природы и характером леса

д) обобщение при формулировки вывода.

3.) Развитие практических умений при работе с определителем;

4.) Развитие самостоятельности при составлении описания растений леса, составлении загадок;

5.) Развитие речи.

Экологическое образование на основе установления экологических связей;

Воспитание познавательного интереса;

Воспитание культуры общения.

Оборудование:

Для учителя: климатическая карта России, карточки для индивидуального опроса, таблички для схемы, иллюстрации растений и материал из определителя, мультимедийный проектор, презентация к уроку.

Для ученика: учебник, тетрадь, раздаточный материал, карточки для опроса

Подготовительная работа: книжка-раскладушка: пихта, кедр, сосна, ель, лиственница, вяз, ясень, дуб, бересклет, лещина, кислица, жимолость, медуница, майник

Презентация урока:

Опрос домашнего задания

Индивидуальный письменный опрос

Опиши природные условия тундры

Напиши 2-3 цепи питания

Письменно объясни, почему растения тундры низкорослые.

Подпиши названия растений и животных, характерных для тундры: ягель, белая сова, лемминг, брусника, песец

Зона тундры следует за …

Круглый год в тундре сильные …

Многолетняя мерзлота не пропускает … и поэтому растения тундры …

Приведите примеры растений и животных тундры.

Сравни природу тундры и природу зоны Арктических пустынь по признакам: природные условия, особенности растительного мира и приспособления растений к природным условиям, особенности животного мира и приспособления животных к природным условиям, разнообразие и богатство животного и растительного мира.

Подумай и напиши, чем объясняются сходства и различия.

Напиши, в чем состоит особенность растительного мира. Письменно объясни, с какими факторами неживой природы это связано.

Напиши, какая хозяйственная деятельность ведется в тундре.

1.Закрась кружочки только около тех растений и животных, которые обитают в зоне арктических пустынь

2.Напиши, какие экологические проблемы возникли в Арктике.

Почему зону арктических пустынь называют царством люда и снега? Объясни письменно почему?

Напиши, какие животные обитают в Арктике. Опиши только одно из них

Напиши, где расположена зона арктических пустынь?

Подумай, есть ли связь между водорослями в океане и белыми медведями? Опиши эту взаимосвязь

Фронтальный устный опрос

— С какой зоной познакомились на прошлом уроке?

— Где располагается зона тундры? Покажите на карте эту зону.

— К какой зоне примыкает тундра?

— Опиши природные условия тундры?

— Какое лето, зима?

Индивидуальный устный опрос

— Кто может рассказать про растительный мир тундры?

Как выглядят растения тундры? Опиши их.

Какие факторы повлияли на то, что растения тундры стали низкорослыми?

Назови растения характерные для тундры.

— Какие загадки вы придумали?

— Почему мы говорим, что тундра – это сообщество?

— Является ли человек частью этого сообщества?

— Как человек влияет на тундру? Какие экологические проблемы сложились в этой зоне?

— Как охраняют природу этой зоны?

3. Актуализация имеющихся знаний.

— Как мы с вами путешествовали по зонам, в каком направлении?

— Почему именно так?

— А с чем связано изменение природы России с севера на юг?

— Какая зона приходит на смену тундре?

— Каким цветом изображена зона лесов? Почему?

— Какие части можно выделить в зоне лесов?

4. Создание проблемной ситуации.

— А почему в зоне лесов выделяют такие части? С чем это связано?

Сегодня это узнаем.

Формирование новых знаний и умений.

— Покажите на карте эти части

— Где расположена тайга? Покажите.

— К какой зоне примыкает?

— В каком поясе Земли она находится?

— Каким цветом изображена?

— Какие должны быть природные условия в тайге?

— что можно сказать о температуре в тайге, по сравнению с тундрой?

— А по сравнению с более южными частями зоны лесов?

— Что характерно для тайги?

— А если меньший слой мерзлоты, то какие растения здесь могут произрастать?

— Хотя условия более благоприятные, чем в тундре, но все равно достаточно суровые.

— Повторим природные особенности тайги?

— Какие растения могли приспособиться к таким условиям?

-Почему? Как они относятся к теплу?

— Что вы узнали про эти растения?

— Как одним словом можно назвать все эти породы?

— Значит, как можно назвать тайгу?

— Что узнали о тайге?

— Посмотрите по карте, какая часть лесной зоны следует далее, какая часть южнее тайги?

Читайте также:  МИНПРИРОДЫ РОССИИ адрес телефон факс email график работы

— Какие породы произрастают?

— А почему стало возможным произрастание широколиственных пород?

— С какими факторами это связано?

— Как это может быть связано с температурой?

— Какие природные условия в части смешанных лесов?

— Что узнали о смешанных лесах?

— Какие леса раскинулись южнее тайги и смешанных лесов?

— Почему эти леса так названы?

— Какие широколиственные породы деревьев вы знаете?

— Какие это растения по отношению к теплу?

— Почему в этой части лесной зоны стало возможным произрастание таких пород деревьев?

— Что узнали о широколиственных лесах?

— Про какую группу мы с вами не говорили?

— Какие кустарники леса вы знаете?

Индивидуальная работа

Прочитайте самостоятельно информацию о животных лесной зоны, которая находится на листах на ваших партах и на с. 102 учебника, и ответьте на вопрос.

— Какие животные можно встретить?

— Разнообразен ли животный мир? Почему?

Этап закрепления изученного материала

— С какой зоной познакомились?

— Какие части лесной зоны выделили?

— Какая задача стояла перед нами?

— Почему выделяют эти зоны?

— Почему в разных частях растут разные породы деревьев?

— От каких факторов это зависит?

Индивидуальная самостоятельная работа

Мы называли растения, которые произрастают в этой части зоны лесов. Все ли растения вы знаете, которые услышали?

— У вас есть возможность самим узнать каждое из названных мною растений

Вы получите изображения растений, которые вам надо узнать и составить описание этих растений

Чтобы узнать растение, вы можете пользоваться учебником и определителем, который лежит на партах. Около каждого растения стоит цифра. Под цифрами запишите название растений. Описывать будите по алгоритму, который лежит на столе.

Дерево (хвойное, лиственное), кустарник, травянистое

Особенности листьев: форма, соединение со стеблем, окраска, край листа, для хвойных – количество иголочек в пучке

Особенности цветков: цвет, форма

Расположение шишек у хвойных растений: сверху ветки, снизу

(Растения: пихта, кедр, ель, ясень, вяз, бересклет, кислица, жимолость, медуница, майник)

Домашнее задание

Доделать дома с. 98-101,103 таблица

Чтение дополнительной литературы: «А кто они?» Сергей Смирнов, «Праздник леса» С. Маршак, Дмитриев Ю.Д. Большая книга леса. – М.: Детская литература, 1974.; Энциклопедия для детей Т.2. Биология/ Сост. Исмаилова С.Т. – М.: Аванта+, 1996 (с. 286, 344-346, 618)

Дети зачитывают свои загадки, которые составляли дома

Так меняются зоны

С изменением количества тепла и влаги

тайга, широколиственные, смешанные

Зона протянулась широкой непрерывной полосой от западных границ почти до побережья Тихого океана

Выслушивается мнение детей

Сообщение: для тайги характерно умеренное теплое лето и холодная зима со снежным покровом. Тайга также характеризуется достаточной и избыточной увлажненностью. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота, но летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре

Большие, не низкорослые

Небольшое количество тепла и существование многолетней мерзлоты

Сосна, лиственница и т. д.

Хвоя сокращает испарение, которое было бы губительным при морозах

Лиственница легко переносит сильные морозы, менее вынослива ель, ее частая спутница – пихта

довольно теплое лето, холодная зима, многолетняя мерзлота, хвойные деревья.

И хвойные и лиственные

Для произрастания лиственных пород необходима достаточно теплая погода – не менее 4-х месяцев в году со средней температурой не ниже + 10С

Зима мягче, многолетней мерзлоты нет

Зима мягче, чем в тайге, теплое и продолжительное лето, нет многолетней мерзлоты – лиственные и хвойные деревья.

У пород деревьев широкие листья

Дуб, липа, вяз, ясень

Тепло и достаточно влажно

Зима мягкая, нет многолетней мерзлоты – широколиственные деревья

Орешник, бересклет, жимолость, кустарнички – брусника, черника

Ландыш, медуница, копытень и др.

Температура, влага, наличие мерзлоты

Материал для раздаточного материала на каждую парту.

Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. В тайге живут: кедровка, бурундук, летяга, соболь (с.104, 100-101), в зоне лесов живут: благородный олень, лось, медведь, волки, лисы, рыси, зайцы, белки, глухари, бурундуки, полевки. Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают запасы.

Бурый медведь – всеядный зверь, очень подвижный, может быстро бегать, прыгать, влезать на деревья, плавать.

Лось – лесной исполин. В различные сезоны года лоси потребляют разное количество пищи. В зимний период они объединяются в группы.

Рысь – хищник, имеет пятнистый окрас. По бокам головы развиты баки, а на ушах – кисточки. Рысь, затаившись, поджидает жертву и тихо подкрадывается к ней.

Заяц-беляк – на зиму меняет окрас, становится белым, только кончики ушей – черные, шерсть становится густой. Это осторожные животные.

Алгоритм описания растения:

2.Дерево (хвойное, лиственное), кустарник, травянистое

3.Особенности листьев: форма, соединение со стеблем, окраска, край листа, для хвойных – количество иголочек в пучке

4.Особенности цветков: цвет, форма

5.Расположение шишек у хвойных растений: сверху ветки, снизу

(Растения: пихта, кедр, ель, ясень, вяз, бересклет, кислица, жимолость, медуница, майник)

Источник



Урок окружающего мира по теме "Неживая природа и растения зоны лесов" для 4 класса

— Итак, ребята, сегодня на уроке мы продолжим разговор о природных зонах нашей страны. Какие природные зоны мы уже изучили? ( Дети отвечают на вопросы ).

— Сейчас вам предстоит вспомнить характерные особенности этих природных зон и некоторых представителей растительного и животного мира, разгадывая кроссворд. У вас на столах карточки с вопросами по этим темам. Сейчас вы их прочтёте и дадите свои варианты ответа. Если он будет верен, открываю слово, если нет — на этот вопрос попытаются ответить другие группы.

После того как кроссворд будет полностью разгадан, откроется название следующей природной зоны. За каждый правильный ответ группа получит жетон. В конце урока мы подсчитаем количество жетонов, набранное группами. Та, у которой их будет больше, станет победителем.

(Кроссворд) Слайд №2

О какой природной зоне идёт речь?

Белый мох на скале, а в расщелине лёд.

Старый снег залежался, не тает.

Ледяная пустыня на мили вокруг,

А тепло здесь совсем не бывает .

Это безлесная заболоченная равнина на севере нашей страны. Зима ветреная, холодная, длится 8-9 месяцев. Короткое и прохладное лето наступает вместе с полярным днём. ( Тундра )

Назовите растение, которое встречается в обеих природных зонах. ( Мох )

Полярная лисица. ( Песец )

Это животное почти всю жизнь проводит в воде. Оно выбирается на сушу только для отдыха и сна. В такие моменты можно слышать его голос, похожий на хриплый лай. Длина его тела достигает 2 метров. ( Тюлень )

Основной корм для северных оленей. ( Ягель )

Этот обитатель Крайнего Севера быстро передвигается по льду, ловко прыгает и ныряет. Питается главным образом тюленями и рыбой. ( Белый медведь )

Самый крупный зверь тундры. ( Северный олень )

Это растение — ближайший родственник малины, однако, не кустарник, а многолетнее травянистое растение. ( Морошка )

Карточка 10

Все особенности строения и жизнедеятельности этой птицы приспособлены к ночной охоте: у неё бесшумный полёт, огромные глаза, которые дают возможность видеть в темноте, острый слух.

Оперение белое. ( Белая сова )

Карточка 11

Одно из самых распространённых тундровых растений. Его плоды синеватые, округлые ягоды с сизым налётом. ( Голубика )

Карточка 12

О каком явлении идёт речь?

«Широкая дуга самых блестящих цветов сияла на небе, словно огромная радуга, и из неё то и дело вылетали тысячи разноцветных лучей». ( Полярное сияние )

На кроссворде появляются ответы и название новой природной зоны.

— Итак, ребята, сегодня на уроке мы будем исследовать неживую природу и растительный мир лесной полосы. Что, по- вашему, означает слово «исследовать»? Слайд № 3

III Работа над новым материалом

У. Для начала давайте выясним, где эта зона расположена и каковы её особенности, какие растения характерны для зоны лесов. А поможет нам известный всем сказочный персонаж. Он путешествовал с дикими гусями, видел много интересного, много знает. По книге шведской писательницы Сельмы Лагерлёф, главным героем которой он является, дети в начале XX века изучали географию. Слайд № 4 Кто это? ( Нильс )

Нильс ( один из учеников ). Сегодня мы отправимся к югу от тундры, туда, где солнце поднимается гораздо выше и греет лучше; туда, гдевыпадает много осадков в течение года, поэтому растительный мир в этой зоне гораздо богаче и разнообразнее. Поэтому-то, лес поселился здесь и шумит листвою могучею.

У. Обратите внимание, что вся лесная полоса состоит из трёх подзон. В северной части преобладают хвойные деревья, которые образуют труднопроходимые леса. Эту территорию называют тайгой. Слайд №5 Лето в тайге намного теплее, чем в тундре, но зима очень холодная. Здесь тоже есть многолетняя мерзлота. Правда, летом поверхность земли оттаивает на большую глубину, чем в тундре. Это очень важно для деревьев сих мощными корнями. Почему же именно хвойные деревья растут именно в северной части лесной полосы? Подумайте и ответьте.

Какие хвойные деревья вы знаете? Ребята из 1 группы в процессе подготовки к уроку подобрали интересный материал об одном из представителей растительного мира тайги. ( Доклад о кедре ) Слайд № 6 ( Докладчик получает отметку, а группа жетон ).

Читайте также:  Гераклит 8211 биография философия и основные идеи кратко

— А вот Нильс хочет что-то дополнить.

Нильс. Кроме хвойных деревьев, в подзоне тайги на вырубках встречаются мелколиственные деревья – береза и осина.

У . К юго-западу от тайги поверхность земли получает много тепла и влаги, зима гораздо мягче, мерзлоты нет. Поэтому там преобладают смешанные леса, где вместе с хвойными деревьями растут лиственные. Попробуйте их назвать. Слайд № 7

— Ребята из 2 группы подобрали интересный материал о представителе растительного мира смешанных лесов. ( Доклад о лиственнице ) Слайд №8 ( Докладчик получает отметку, а группа жетон ).

— Итак, первая подзона — это хвойные леса (или тайга); вторая — смешанные леса (или хвойно-широколиственные); а третью попробуйте назвать сами. ( Широколиственные леса ) Слайд № 9

У . Широколиственные леса образованы в основном теплолюбивыми деревьями с широкими крупными листьями. Назовите их. Слайд № 10

Нильс. Рассмотрите карту и скажите, в какой подзоне живёте вы?

У. Поэтому мы хорошо знакомы и с хвойными, и с широколиственными лесами. Ребята из 3 группы познакомят нас с представителем растительного мира широколиственных лесов. ( Доклад о дубе ). Слайд № 11 ( Докладчик получает отметку, а группа жетон ).

IV Физкультминутка Слайд № 12

У. А теперь давайте отдохнём и вместе с Нильсом совершим прогулку в лес. ( Включается кассета со звуками леса ).

Здравствуй, лес, дремучий лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чём шумишь листвою

Ночью тёмной грозовою?

Что там шепчешь на заре

Весь в росе, как в серебре?

Всё открой, не утаи

Ты же видишь-мы свои.

Нильс . Вот мы и в лесу. Ребята, замечали ли вы, что в лесу растут не только деревья, но и кустарники.

У. А также маленькие кустарнички (например, черника, брусника) и травы. Мхи и лишайники. Теперь вы видите, как богат растительный мир леса.

Нильс. Я с большим интересом слушал ваши сообщения о деревьях, встречающихся в зоне лесов. Мне очень хотелось рассказать о кустарниках и травах леса. Но, к сожалению, мне пора домой. Я принёс гербарии растений, которые я собрал во время своего путешествия. Оставляю их вам и надеюсь, что вы изучите их сами. Я с вами прощаюсь. При следующей встрече расскажу о другой природной зоне.

У. Спасибо, Нильс. Ты помог ребятам познакомиться с зоной лесов, узнать о ней много интересного. Рассмотрите в гербариях растения леса. К сожалению, Нильс не успел подписать их названия. Определите названия с помощью гербариев. К каким группам они относятся: кустарники, травы?

Практическая работа.

У. Молодцы! Все группы хорошо подготовились к уроку. Сегодня мы изучили очень много растений леса. А теперь давайте их расселим по подзонам. Но сначала вы откроете атласы, найдёте карту природных зон и рассмотрите зону лесов. Каждая группа найдёт свою подзону, а руководитель группы покажет её на большой карте.

Учащиеся выполняют задание.

У.А теперь с помощью фишек с изображением лесных растений, лежащих на ваших столах, населите карту природных зон. Каждая группа – свою подзону.

Учащиеся работают с картой.

V . Итог урока

У. Давайте подведём итоги нашей работы. Над какой темой работали? Посмотрим, как работала каждая группа. Сколько жетонов набрали?

Оценка работы каждой группы .

VI . Домашнее задание Слайд № 13

У. Домашнее задание будет аналогичным той работе, которую мы проводили в классе. Только выполнять её вы будете на карточках. Они лежат на ваших столах. Посмотрите: таблица разбита на два столбца. В левом столбце названия растений леса, а в правом – названия подзон. Вам надо стрелками соединить названия растений с подзонами, в которых они произрастают. А помощниками будут учебник и справочные пособия (энциклопедии и др.)

Источник

Неживая природа — это. Определение, особенности и отзывы

Природа — это емкое понятие, которое включает все окружающие нас объекты, созданные без участия человека, хотя и мы также являемся ее частью. Из школьных учебников мы с детства привыкли делить данное понятие на две отдельные категории: живая и неживая природа. Отличия между ними настолько разительные, что отличить одно от другого смогут даже дошкольники.

Что относится к живой природе? Она состоит из животных, людей, насекомых, рыб, птиц, всех растений, то есть из объектов, которые могут расти и размножаться, кушать и дышать, пить и умирать. За период существования они меняют свой внешний вид, размеры, могут болеть, страдать, чувствовать.

Неживая природа — это неизменные и постоянные объекты, которым нет надобности в питании и питье, они не плодятся и не растут. Если и происходят какие-либо изменения, то в течение длительного периода, иногда невидимы глазу человека.

Эти два вида природы настолько тесно связаны друг с другом, что вряд ли могли бы существовать отдельно. Ведь каждому живому существу необходимы тепло и свет Солнца, вода, чтобы не испытывать жажду, воздух, чтобы дышать. Ветер помогает растениям опыляться и размножаться семенами. Почва дает питательные вещества растениям, которыми потом питаются люди и животные. Можно составлять множество экологических цепочек, в каждой из которых обязательно принимает участие неживая природа. Это основа всей жизни на Земле.

Основные признаки неживой природы

Если сравнивать объекты живой и неживой природы, то сразу бросаются в глаза определенные отличительные черты, по которым можно дать четкое определение неживой природы. Это нижеперечисленные свойства:

  • Устойчивость к внешним изменениям. Даже по прошествии тысячелетий океан останется таким же синим, камень — твердым, а вершины гор будут так же надежно подпирать небесный свод. Ежедневно мы видим над своей головой днем Солнце, а ночью — Луну. Даже если в процессе выветривания или воздействия воды изменяется окружающий нас ландшафт, то происходит это не за один день, а за многие столетия.
  • Им не нужно питаться.
  • Не требуется воздух для дыхания.
  • Они не размножаются.
  • Не растут и не разрушаются самостоятельно, а также не способны передвигаться. Вы можете вполне резонно возразить, ведь реки текут, однако происходит это из-за снижения уровня поверхности земли, по которой они движутся по руслу.

Изменения в неживой природе

Перемены в существовании объектов неживой природы происходят медленно. Горы образуются в результате сдвигов литосферных плит и со временем немного увеличиваются в размерах, однако за год может высота измениться всего на 1 см. Резкие изменения в неживой природе — это катаклизмы, такие как землетрясения, извержения вулканов, затопление или ураганы. В результате воздействия ветра и воды могут разрушиться горы, измениться очертания берегов рек и озер. Камни постепенно превращаются в песок и пыль, соль может раствориться в воде.

Самым ярким преобразованием неживой природы на планете считается изменение состояния воды. Она может испаряться, подниматься в воздух, выпадать в виде осадков обратно на поверхность земли. От холода жидкость превращается в твердый камень.

Разные состояния объектов

Традиционной классификацией всех неживых объектов природы является объединение в связи с состоянием вещества. Так, можно выделить три основных группы:

  • газы;
  • жидкости;
  • твердые вещества.

Есть объекты неживой природы, например вода, которая бывает во всех перечисленных состояниях, однако в основном они сохраняют одно из свойств в течение всего периода существования. Рассмотрим подробнее, что относится к неживой природе, дальше в статье.

Твердые вещества

Тела, которые имеют большую плотность, называют твердыми. Они прекрасно сохраняют свою форму в течение длительного времени. Перечислим самые распространенные вещества такого вида:

  • горы;
  • камни;
  • минералы;
  • полезные ископаемые;
  • почва;
  • ледники;
  • песок;
  • планеты;
  • астероиды;
  • драгоценные камни.

Многие ученики при вопросе: «Солнце и Луна — это живая или неживая природа?» — ответят правильно: «Неживая». Однако давайте поразмышляем, а к каким объектам эти небесные тела можно отнести. Как всем известно, Луна — это большущий камень, который от постоянного вращения превратился в объект круглой формы. А вот насчет Солнца многие дадут не столь уверенный ответ. В некоторых источниках его классифицируют как твердое тело, однако от огромной температуры все вещества, даже металлы, на его поверхности находятся в жидком состоянии. Да и в составе солнечной структуры ученые обнаружили много газов. Так что вопрос остается без точного ответа.

Жидкости

Это текучие вещества, которые не имеют своей формы, а принимают вид сосуда, в котором находятся. Это промежуточное состояние между твердыми телами и газами. Самой распространенной жидкостью на Земле является вода.

Без нее невозможна жизнь всех живых существ. Вода является средой обитания рыб и млекопитающих, беспозвоночных и моллюсков. Благодаря воде растут растения и вообще стала возможна жизнь на планете.

Для того чтобы жидкости сохраняли свое состояние, необходима определенная температура, причем отдельная для каждого вещества. Даже твердые металлы от жара доменной печи могут принять жидкое состояние. Для продажи газ тоже переводят в жидкость, так что все состояния неживой природы очень относительны и взаимосвязаны один с другим.

Газообразные вещества не сохраняют ни объем, ни форму. Их молекулы имеют слабые связи и находятся далеко друг от друга, а также обладают большой подвижностью.

Источник