Конспекты занятий Безопасность в природе



« Безопасность на природе»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему

Белозерцева Татьяна Александровна

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 91 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей Красногвардейского района г. Санкт – Петербурга

Конспект непосредственно образовательной деятельности по ОБЖ в подготовительной группе по разделу «Ребёнок и природа» на тему: « Безопасность на природе»

Цель : вспомнить основные правила поведения на природе; воспитывать у детей умение видеть , понимать и любить свою природу, бережно относиться ко всему живому; вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.

— образовательная область «социализация» :содействовать формированию целостнойкартины мира, расширять кругозор детей в процессе знакомства с природой;

— образовательная область «познание»: закреплять знания детей о разнообразии лекарственных и ядовитых растений, о разновидности грибов;

— формировать представление об основных мерах предосторожности, которые необходимо соблюдать при их сборе.

— формировать представление о разнообразии насекомых, учить детей правильно вести себя при встрече с ними;

— закрепить правила тушения костра в лесу.

Используемые материалы к совместной непосредственно образовательной деятельности:

иллюстрации с изображением ягод, грибов, насекомых; изображение «Старичка-Лесовичка», рисунки с изображением «лесных правил»,корзинка, угощение для детей

предварительная работа в течении учебного года : рассматривание изображений грибов, растений, насекомых; беседы: о правилах поведения в лесу; о грибах ,насекомых и растениях; чтение художественной литературы , разучивание стихов; художественно-эстетическая деятельность по темам.

Непосредственно образовательная деятельность .

Воспитатель : Ребята, скоро лето и вы с родителями пойдёте в лес за грибами, за ягодами и поэтому вы должны знать, какие опасности могут подстерегать в лесу. Рассказать о них нам решил наш знакомый. Кто он вы догадаетесь, отгадав загадку:

Он живёт в глуши лесной.

Дружит с белкой и лисой.

И зверушек защищает.

Воспитатель: Правильно. Это наш старый знакомый – Старичок-лесовичок.(показывает изображение сказочного героя Старичка-лесовичка). Чтобы ваше путешествие в лес было безопасным, Лесовичок хочет проверить ваши знания. Для этого он прислал нам конверт с заданиями. Давайте откроем его и начнем выполнять.

1задание . Прежде , чем войдёте в лес , вспомните «лесные правила», как нужно вести себя на природе. (дети называют «лесные правила» по рисункам).

— Не рви и не топчи полевые цветы

— Не лови диких животных и их детёнышей, и не уноси их домой.

— Не разоряй птичьи гнёзда.

— Не ломай ветки деревьев и кустарников.

— Не лови бабочек и других насекомых.

— Не убивай лягушек и жаб.

— Не мучай ящериц.

— Уступи дорогу змее.

— Не разводи костёр.

2 задание : Посмотрите какую картинку нам прислал Лесовичок.(дети рассказывают, что изображено на картине). Правильно, на картине изображена грибная поляна. Лесовичок хочет узнать, знаете ли вы грибы. Для этого он приготовил для вас загадки .

1. Летом он в лесу живёт. Сам в корзинку не идёт. Ему нужно поклониться. Ножку срезать, не лениться. Шляпку снимет он тогда. Из него вкусна еда.

2. Крепкий, плотный, очень статный. В шляпке бурой и нарядной. Это гордость всех лесов! Настоящий царь грибов!

3. Я – важнее всех грибов. В юшке вкусный – нет слов! И в картошке то же, я отменный, всё же! Хвойный лес и лиственный, я считаю близкими. Гриб из рода Моховик. А зовусь я…(боровик)

4. Волнистый гриб волнуется. Под деревом красуется. Похож он на ракушку. А зовётся он …(волнушка)

5. Он растёт, где есть берёзы. Любит дождь, туман и росы. Сверху шляпки есть ворсинки. Снизу белые пластинки. Для засолки лучший он с незапамятных времён. Кто же будет он такой в славной армии грибной? Грибники все наизусть скажут вам, что это…(груздь)

6. Бегать вовсе не умеют. Огоньки в траве желтеют. Без хвостов они с сестричкой. Хоть зовутся и …(лисички)

7. Словно в масле их головки. И укрыться могут ловко. Очень славные ребята – золотистые …(маслята)

8. Гриб в красной шляпке в белых точках ваш сразу привлекает взор. Порой красуется на кочке. Он ядовитый …(мухомор)

9. Что за ребятки на пеньках столпились тесной кучкой? И держат зонтики в руках, застигнутые тучкой…(опята)

10. Среди лесов, полей, болот ядовитый гриб растёт, в бледной шляпке с тонкой ножкой. Класть нельзя его в лукошко. Гриб опасный, гриб обманка. Это бледная …(поганка)

11. В красной шляпке под осиной. К шляпке жёлтый лист прилип. Полезай скорей в корзинку. Ты съедобный, вкусный гриб. (подберёзовик)

12. Вот и модные сестрички. И у них свои привычки. Шляпки есть любого цвета. Ты проверить можешь это сам.(сыроежки)

(дети отгадывают загадки и показывают их на полянке)

Физминутка «Соберём грибы на суп»

Воспитатель. У нас получилась полная корзина грибов. Лесовичок спрашивает у вас:

— Какие ядовитые грибы вы знаете? (мухомор, бледная поганка, ложные грибы)

— Можно ли есть сырые грибы? (Нужно жарить, варить, солить, мариновать)

— Нужно ли уничтожать ядовитые грибы? ( Нет, ими лечатся некоторые животные)

-Можно ли рвать грибы с корнем? (Нет. Можно повредить грибницу, и грибы на этом месте расти не будут. Необходимо грибы срезать ножом.)

Дыхательная гимнастика « В лесу»

Здесь в залослях лесных.

Где всё для сердца мило.

Где чистым воздухом

Так сладко дышать.

Есть в травах и цветах целительная сила

Для всех умеющих их тайну разгадать.

-Ребята, посмотрите какая чудесная полянка.( картинка с изображением цветущего луга) Лесовичок задаёт нам следующее задание.

3 задание. Ребята, лесовичок, спрашивает знаете ли вы, что растения бывают лекарственными? Почему эти растения называют лекарственными? ( они помогают людям лечить разные болезни)

-Какие лекарственные травы вы знаете? ( подорожник, одуванчик, мать-и-мачеха, ромашка, крапива и др.)

Дети читают стихи о лекарственных растениях

Эта ромашка знакома нам с детства

Её мы лекарственным другом зовём.

И если случится тебе простудиться

Привяжется кашель, поднимется жар.

Придвинь к себе кружку, в которой дымится

Слегка горьковатый, душистый отвар.

Путника друг, подорожник

Скромный, невзрачный листок.

Ты на порезанный палец

Влажной заплаткой лёг.

Путника друг, подорожник

Многим из нас невдомёк

Как ты человеку помог.

Тут же на тропке у ног.

Воспитатель :-Молодцы, какие красивые стихи вы прочитали о травах. В лесу встречаются не только лекарственные растения, но и ядовитые. Какие ядовитые растения вы знаете? (вороний глаз, ландыш, волчье лыко) Перед вами картинки с изображением разных растений, выберите ядовитые.

— Что надо сделать, придя домой из леса? (вымыть руки)

— Можно ли брать в рот незнакомые растения? (Нельзя.Можно отравиться)

-Стоит ли врать луговые и лесные травы? ( Нет.Они дома быстро завянут)

Ребёнок читает стихотворение

Если я сорву цветок

Если ты сорвёшь цветок.

Если все – я и ты.

Если мы сорвём цветы.

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

Воспитатель . – Отгадайте загадки:

  1. Расцветаю , чтоб тебе сказать:

«Я – цветок, умеющий летать».

От цветка к цветку порхает.

— Правильно, это бабочки. Это ещё одно задание Лесовичка.

4 задание . — Бабочки – это кто? (насекомые)

— Каких ещё насекомых вы знаете? (комары, мухи, пчёлы, жуки, божьи коровки, осы, кузнечик, стрекозы, шмель, муравьи и др.)

— Где можно встретить насекомых? (везде: на земле, в воздухе, на воде (водомерки), на растениях и т.д.)

— Можно ли трогать руками насекомых?

— Для чего нужны насекомые? (ими питаются птицы и некоторые животные)

— Можно ли ловить бабочек, кузнечиков, стрекоз, различных жучков? (нет, лучше любоваться их красотой)

— Ребята, Лесовичок спрашивает, что надо делать если вы встретите на пути муравьёв? (можно понаблюдать за этими удивительными тружениками)

— Как защититься от комаров и мошек? ( пользоваться мазями,отпугивающими насекомых)

— Что делать, если около вас летает пчела? ( нужно вести себя спокойно, нельзя махать руками)

— Какой вред приносят мухи? (они разносят микробы)

Воспитатель :-Вот ещё одно задание Лесовичка. Посмотрите , что изображено на картинке, которую прислал нам Лесовичок. ( нарисован костёр).

— Чем опасен в лесу костёр, оставленный без присмотра? ( может возникнуть пожар и пострадают растения и животные).

— Как можно потушить огонь в лесу? (залить водой, закидать песком, землёй)

Воспитатель:- Ребята, вы просто молодцы. Так хорошо отвечаете на все вопросы Лесовичка. Мы выполнили все задания Лесовичка. Теперь мы можем спокойно летом идти в лес. Там мы будем вести себя правильно и будем внимательны к лесным жителям.

Воспитатель :-Ребята здесь ещё записка.

« Ребята спасибо за ваши ответы на мои задания. Помните, что лес легко раним, не причиняйте ему вреда. Ведь в лесу вы только гости.

Источник

Конспект НОД по ОБЖ в старшей группе «Безопасность на природе»

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми.

Ход НОД. (Слайд № 1)

— Воспитатель: Ребята, Сегодня пришло письмо от Незнайки «Дорогие ребята, здравствуйте! Пишет вам Незнайка. Хочу попросить у вас помощи. На улице наступила весна, стало тепло и мне очень хочется на природу, но мой друг Знайка говорит, что в природе человека подстерегают опасности. Вы ходите в д/сад и много чего знаете. Ребята, помогите мне разобраться, что за опасности могут ожидать меня на природе?».

Воспитатель: Ребята поможем Незнайке?

Закройте глаза. (Звучит музыка) (Слайд № 2) Мы очутились в лесу. Как здесь красиво! Какие же здесь могут быть опасности?

Читайте также:  Смешарики посвятили целую подборку серий экологии

Как вы думаете, что это за опасность?

Дети. В лесу можно заблудиться.

Воспитатель: Правильно! В походе или просто гуляя по лесу, очень легко заблудиться. Опасностью №1 в лесу можно заблудиться.

(Слайд № 3) Мы с вами любим, отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природевстречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

— Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом) .

— По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

— Что бывает раньше – молния или гром?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит. (Гром и молния). Слайд №4

Грохочет без рук, горит без огня. (Гром и молния).

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе – вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

Распахнулись двери. (А. Барто) .

(Слайд № 5)— Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающие предметы. Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом. В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

(Слайд № 6)— Пожар – самая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички –

Не жилья у бедной птички.

После страшно огня

Не осталось даже пня.

(Слайды № 7,8)— Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

Физминутка: «Стали дети ровно в круг».

Стали дети ровно в круг,

А затем присели вдруг.

Дружно сделали прыжок,

И над головой — хлопок.

А теперь все дружно

Прыгнем через лужу!

А сейчас идем по кругу,

Улыбаемся друг другу. (Движения по тексту)

(Слайд № 9)— Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Запрещается: (Слайды № 10,11, 12)

— Без взрослых самостоятельно входить в воду;

— Прыгать в воду и подныривать;

— Хватать, толкать друг друга в воде;

— Звать на помощь без причины;

— Заходить глубоко, если не умеешь плавать;

— Заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

— Где бы мы не находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (Пчела). (Слайд № 13)

Самого не видно, а песню слышно? (Комар).(Слайд № 14)

Ростом хоть и кроха,

Укусит – будет плохо. (Оса). (Слайд № 15)

Кто над нами вверх ногами? (Муха). (Слайд № 16)

— Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей).

— Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

— Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

— Надо хранить продукты в закрытой посуде.

— Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

(Слайд № 17) — Надо быть осторожным и внимательным на природе. Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят, и будут жалить.

— Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила, и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

(Слайд № 18) — Встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

(Слайд № 19) — Опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

— Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Воспитатель предлагает детям игру с кружками (зеленый — можно, красный- нельзя) «Можно — Нельзя». Дети становятся в круг.

Предлагаемые детям ситуации:

-Ездить с родителями в лес.

— Без взрослых самостоятельно входить в воду;

-Все время находиться вместе с родителями.

-Убегать от родителей, увидев в чаще леса красивую полянку

— Заходить глубоко, если не умеешь плавать;

— От грозы прятаться в низине, в овраге;

— Заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

— Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

(Слайд № 20)— Спасибо, ребята, вы хорошо справились и помогли Незнайке.

Я думаю, он теперь с удовольствием пойдет на природу, и будет соблюдать все правила безопасности.

Источник

Конспекты занятий «Безопасность в природе»

• развивать воображение детей, способность эмоционально откликаться, переживать радость от общения друг с другом.

Предварительная работа: беседы о лесе, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: мухомор, башмак.

Материалы и оборудование: картины осеннего леса, картинка с грибами.

Ход игры

Педагог. Ребята, хотите погулять в лесу?

Педагог. Ну, тогда собирайтесь. Лес далеко, пешком мы не доберемся. На чем можно доехать?

Дети. На грузовике, на легковой машине, на автобусе, мотоцикле, велосипеде.

Педагог. На чем же лучше добраться? Машина и автобус между деревьями не проедут, да и запах бензина испортит чистый воздух в лесу. Мотоцикл очень тарахтит, всех птиц и животных испугает. Лучше на велосипеде. Почему?

Дети. Не шумит, не надо бензина, проедет по узкой тропинке.

Проводится игра на воображение «Мы едем в лес на велосипедах».

Педагог вместе с детьми любуется красотой осеннего леса, ищут дары леса, педагог обращает внимание детей на грибы.

Педагог. А это что? У кого одна нога, да и та без башмака?

Дети рассматривают картинки с грибами, выбирают себе понравившиеся и рассказывают о «своем» грибе по схеме (размер, цвет шляпки, форма).

Педагог. Вот сколько грибов!

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

Ребята, скажите, можно ли есть грибы сырыми?

Дети. Нет, нельзя.

Педагог. Как можно приготовить грибы, чтобы их можно было есть?

Дети. Сварить, пожарить, посолить.

Педагог. Правильно, но прежде чем собирать грибы, надо убедиться, нет ли здесь грибов несъедобных, ядовитых. Отгадайте, что это за гриб, и покажите его на картинке.

А вот кто-то важный

На беленькой ножке.

Он с красною шляпкой,

На шляпке горошки.

Дети находят на картинке мухомор.

Педагог. Грибы можно собирать только со взрослыми, никогда без взрослого даже не трогайте грибы руками. От этого зависит не только наше здоровье, но и жизнь.

Ребята, вам понравилось в нашем лесу отдыхать? Но пора и домой возвращаться. Садитесь на свои велосипеды, и поедем обратно.

Проводится игра на воображение «Мы едем из леса в детский сад на велосипедах».

Вторая младшая группа

«Ядовитые растения»

Цель: учить детей не трогать незнакомые растения в лесу, дать знания о том, что некоторые растения опасны для человека.

Предварительная работа: беседы о растениях в лесу, рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: ядовитые растения.

Материалы и оборудование: иллюстрации «Ядовитые растения».

Ход занятия

Педагог загадывает детям загадки и показывает иллюстрации.

На зеленом шнурочке — белые звоночки.

Ландыши хорошо пахнут, красивые, но очень ядовитые. Прикоснувшись к такому растению, человек может получить отравление. У ландыша ягоды и корни ядовиты. Нельзя брать в рот, жевать листья, а после того как вы сорвали цветок, надо обязательно помыть руки с мылом.

Еще одно ядовитое растение — пижма. Она цветет желтыми цветами. Растет на полях, в лесу, возле дорог. Растение очень ядовито. Запомните правила поведения в лесу.

Если увидишь красивое незнакомое растение с яркими плодами,не спеши его срывать: оно может быть ядовито. Нельзя жевать первую попавшуюся травинку.

Придя с прогулки из леса, обязательно вымой руки.

Вторая младшая группа

«Как надо обращаться с домашними животными»

• познакомить детей с городскими домашними животными;

• закрепить характерные особенности домашних животных сельской местности;

• воспитывать заботливое отношение к животным, учить осторожно обращаться с ними;

• учить выразительно выполнять упражнения в играх-имитациях.

Предварительная работа: беседы и игры «Дикие и домашние животные», рассматривание иллюстраций.

Словарная работа: сарай, коровник, свинарник, конюшня.

Материалы и оборудование: игрушки — собака и кошка; карточки с изображением корма (молоко, мясо, морковь, зерно и т. д.).

Читайте также:  Тестирование по теме quot Правописание наречий quot 7 класс тест по русскому языку 7 класс

Ход игры

Педагог. Ребята, каких домашних животных, которые живут в деревне, вы знаете?

Дети. Корова, лошадь, овца, коза, баран и т. д.

Педагог. Где живут домашние животные?

Дети. Они живут около дома человека.

Педагог. Какие у них домики?

Дети. Сараи, коровники, свинарники, конюшни.

Педагог. А можно таких животных держать в городе, у себя дома?

Педагог. Отгадайте загадки и узнаете, каких животных можно держать дома в городе.

Я умею чисто мыться —

Не водой, а язычком.

Мяу! Как мне часто снится

Блюдце с теплым молочком!

У кого дома живет кошка? Как ее зовут? Какая она?

Педагог. У кого дома живет собака? Как ее зовут? Какая она?

Игра «Покормим домашнее животное».Детям раздаются карточки с изображением корма: молоко, мясо, морковь, зерно и т. д. Дети угадывают, кто что ест.

Педагог. Ребята, кто ухаживает за дикими животными в лесу?

Дети. Никто, дикие животные сами ухаживают за собой.

Педагог. А если животное живет у нас дома, кто за ним должен ухаживать?

Педагог. Что нужно делать для котенка?

Педагог. Как котенок просит есть?

Педагог. Как щенок просит есть?

Игра-имитация «Котята, щенята хотят есть». Дети имитируют движения животных, повторяют звукоподражание и т. д.

Педагог. На улице много чужих собак и кошек, которые живут в подъездах и подвалах. Они грязные. От грязи дети могут заболеть и попасть в больницу. Нельзя трогать чужих собак и кошек, потому что они могут царапнуть или укусить.

Конспекты занятий для детей первой младшей группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Конспект занятия «Купаем куклу» (для детей первой младшей.

Конспекты занятий с дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 Конспект занятия по изобразительной деятельности «Собачкины.

Конспекты занятий по физической культуре для первой младшей группы КОНСПЕКТ №1 Занятие «В ГОСТИ К МИШКЕ» Цель: учить детей выполнять основные движения (ползания на четвереньках по прямой, чередуя движения.

Конспекты занятий по лепке в группе раннего возраста Конспекты занятий по лепке в группе раннего возраста (2-3 года) Занятие 1. Знакомство с пластилином Цель занятия: Познакомить с пластилином.

Конспекты занятий по музыкальному воспитанию детей 2–3 лет Сентябрь Занятие №4 Тема: «Петя — петушок» (программа «Ладушки») Петушок (мягкая игрушка). Ход занятия Музыкальный руководитель приходит.

Конспекты занятий по проекту «Эти забавные кошки» Конспект беседы «Как дикий кот решил стать домашним». Цель: знакомить детей с домашним животным- кошкой. Задачи: расширять знания детей.

Конспекты занятий с кинетическим пескомКонспекты занятий с кинетическим песком Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Солнышко» с. Сенцово Липецкого муниципального района Липецкой.

Конструктор Wedgits. Конспекты занятий «Поиграем», «Создадим»Конструктор Wedgits. Конспекты занятий «Поиграем», «Создадим» «Поиграем». Ход занятия: Группа детей делится на подгруппы. Подготовка к восприятию нового материала. Сюрприз «Письмо от Самоделкина».

Конспекты коррекционно-развивающих занятий «Застенчивый ребёнок» Автор: Целищева Ю. Н. педагог – психолог детский сад № 169 «Лесная сказка» Цель: Помочь преодолеть застенчивость, сформировать желание общаться.

Конспекты занятий по театрально-игровой деятельности дошкольников Тетрально-игровая деятельность Занятие 1 Цель. Развивать у детей интерес к театрально-игровой деятельности. Знакомить.

Источник

Конспект ООД по ОБЖ в старшей группе. Правила безопасного поведения в природе

Автор: Косенко Ольга Леонидовна, воспитатель МБДОУ №12 «Ромашка» г. Калуги.
Данная методическая разработка рекомендована воспитателям старших групп ДОУ. На занятии дети в доступной и увлекательной форме повторяют правила безопасного поведения в природе.
Цель: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о правилах поведения в лесу, на водоемах, при встрече с насекомыми и животными; конкретизировать знания детей о домашних животных, съедобных и ядовитых грибах и ягодах.
2. Способствовать развитию мышления, воображения, любознательности.
3. Воспитывать чувство любви к природе, умение действовать сообща; доставить детям радость и удовольствие.
Средства обучения: проектор и экран, компьютер, видео иллюстрации по теме занятия; магнитофон, аудиозапись песни «Песенка друзей (мы едем, едем, едем…) » сл. С. Михалкова, муз. М. Старокадомского; «Если с другом вышел в путь» сл. М. Танича, муз. В. Шаинского; аудиозапись «Песня кузнечиков», корзина, муляжи съедобных и несъедобных грибов.

Предварительная работа: чтение произведений русских писателей и поэтов о природе, беседы по правилам безопасного поведения в природе, решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе, рассматривание иллюстраций «Грибы», «Ягоды», «Насекомые», дидактические игры по теме, просмотр серии развивающих мультфильмов Уроки Осторожности тетушки Совы.
Форма организации детей: групповая, индивидуальная.

1. Организационно-мотивационная часть.
Дети заняты самостоятельной игровой деятельностью в группе. Раздается стук в дверь.
Воспитатель. Ребята, к нам кто-то пришел!
Воспитатель открывает дверь, в группу заходит Незнайка (родитель в костюме Незнайки). У него в руках удочка, лукошко, за спиной – рюкзак.
Незнайка здоровается. Дети и воспитатель отвечают на приветствие и подходят к Незнайке.

Воспитатель. Незнайка, какой ты сегодня счастливый!
Незнайка. Да я очень счастлив, меня пригласили на каникулы в деревню. Рядом с деревней лес, речка. Буду все лето купаться, загорать, ходить в лес за грибами и ягодами и пить парное молоко!
Воспитатель. Мы рады за тебя, Незнайка! Лето – это чудесная пора для активного отдыха. Лето – это походы, прогулки, путешествия. И отличная возможность набраться сил, здоровья. Но чтобы отдых стал приятным, и не случилось беды, надо знать и соблюдать правила безопасности в природе!
Незнайка. Какие еще правила? Я еду отдыхать, а не учиться!
Воспитатель. Ребята, что делать? Незнайка не знает, как надо вести себя в природе. Мы можем помочь ему?
Дети предлагают помочь Незнайке
Воспитатель. Правильно, ребята! Давайте вспомним правила безопасности в природе, а Незнайка послушает.
Для этого я предлагаю всем вместе отправиться в путешествие. Согласны?
На каком транспорте?
Дети выбирают вид транспорта, становятся парами и идут по кругу под фонограмму песни «Песенка друзей (мы едем, едем, едем…)».

2. Основная часть.
На экране появляется изображение «Лес летом». Дети останавливаются.

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы правильно ответили. И еще, ребята, запомните несколько правил сбора грибов:
1. Не пробуйте на вкус сырые грибы, можно отравиться. Собранные грибы следует как можно скорее обработать.
2. Идите в лес с опытным грибником, тогда и лукошко ваше будет полным.
3. Берите только те грибы, которые хорошо знаете.
Воспитатель. Ребята, предлагаю вам поиграть с Незнайкой.

Игра «Собери грибы в лукошко».
Воспитатель раскладывает на ковре муляжи съедобных и несъедобных грибов. По команде дети начинают собирать грибы. В корзинку складывают только съедобные грибы. Несъедобные оставляют на коврике. Затем называют грибы. Незнайка играет вместе с детьми.
Воспитатель. Молодцы, ребята. Вы справились с заданием. А теперь, давайте присядем на «полянке» и вспомним, какие ягоды растут в лесу.

Игра «Отгадай загадку»
Красненька матрешка,
Беленько сердечко. (Малина)
Много тёмно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины — … (черника).
Ягодку сорвать легко —
Ведь растёт невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела…
(земляника).
Вкус ягоды хорош,
Но сорви ее пойди-ка:
Куст в колючках будто еж —
Вот и назван… (ежевика).
На верхушке – грозди,
А пониже – гвозди. (Боярышник)
На болоте квашена,
В красный цвет покрашена,
Под снежком морожена
И в кисель положена. (Клюква)
Когда цветёт, он на сирень похож,
Но только ягоды его не трожь.
Кустарник красивый, но небезопасный,
Ягоды красные смертельно опасны.
Ягоду съел и беду ты накликал,
Волки опасны и их…(волчье лыко).
Крест-накрест четыре крупных листа,
На одиноком стебле ягода одна.
Сине-чёрным ядом она налита,

Воспитатель. Ребята, назовите ягоды, которые растут в нашем лесу? Какие еще вы знаете съедобные ягоды? Ядовитые ягоды?
Ответы детей.
Воспитатель. Хорошо, ребята! Вы знаете, какие грибы и ягоды можно собирать в лесу. Но если все же кто-то отравился грибами или ягодами, что надо сделать?
Дети. При отравлении грибами или ягодами необходимо немедленно обратиться к врачу.
Воспитатель. Молодцы, ребята! Предлагаю продолжить наше путешествие. Дальше мы с вами отправимся пешком. Готовы? Тогда вперед!
Дети идут за воспитателем, повторяя движения по показу

Физкультминутка «Вместе по лесу идем».
Вместе по лесу идём, не спешим, не отстаём.
Вот выходим мы на луг, тысячи цветов вокруг!
Наши яркие цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши яркие цветы закрывают лепестки.
Головой качают, тихо засыпают.

На экране появляется изображение «Луг».

Воспитатель. Ребята, посмотрите, на лугу пасутся коровы.
Как выдумаете, можно близко подходить к чужим коровам?
Дети. Нет. У них есть рога, и они могут забодать.
Воспитатель. Правильно. Если встретишь корову или стадо коров, то обойди. Будь осторожен с телятами. У них чешутся рожки, они могут нанести тебе травму.
Воспитатель. Ребята, каких еще домашних животных вы знаете? Почему они называются домашними? Ребята, скажите, пожалуйста, как можно определить домашнее животное по звукам, которое оно издает? Давайте поиграем!

Игра «Кто как голос подает»
Воспитатель. Что делает корова?
Дети. Корова мычит.
Воспитатель. А что делает свинья?
Дети. Свинья хрюкает.
Воспитатель. Что делает лошадь?
Дети. Лошадь ржет.
Воспитатель. Что делает овца?
Дети. Овца блеет.
Воспитатель. Что делает собака?
Дети. Собака лает.
Воспитатель. Что делает кошка?
Дети. Кошка мяукает.
Воспитатель: Молодцы! Но нам пора идти дальше.
Дети идут за воспитателем, повторяя движения по показу.

Читайте также:  Мышление его природа виды и формы мышления

Физкульминутка « К речке быстрой».
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте ноги,
Легче – выдох, глубже – вдох.
Путь не близок, не далёк.
Впереди течёт ручей:
Перепрыгнем поскорей.
К речке быстро мы спустились,
Наклонились и умылись.
1.2.3.4 – вот как славно освежились.

На экране появляется изображение «Река».

Воспитатель. Ребята, куда мы пришли?
Дети. К реке.
Воспитатель. Нам надо передохнуть, давайте посидим на берегу.
Незнайка. Приятно в жаркий летний день искупаться в реке или пруду!
Воспитатель. Все дети на свете очень любят купаться. Но перед тем как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде. Ребята, расскажем Незнайке как надо вести себя на водоеме?
Вопросы к детям:
— Можно без взрослых самостоятельно входить в воду?
— Почему нельзя хватать друг друга за руки и за ноги в воде?
— Можно звать на помощь без причины?
— Можно купаться в незнакомых местах? Где можно купаться?
— Почему нельзя заплывать далеко на надувных матрасах?
Ответы детей.
Воспитатель. Вы все правильно сказали, ребята. И запомните, купаться детям можно только под присмотром взрослых!
Незнайка. Послушайте, ребята, что это за странные звуки! (аудиозапись «Песня кузнечиков»)
Дети. Это кузнечики.
Воспитатель. Куда бы мы с вами не пришли: в лес, на луг, в поле, к водоему, мы обязательно встретим насекомых. Каких насекомых вы знаете? Давайте поиграем!
Игра «Цепочка слов. Насекомые».
1 – й ребенок. Оса…
2 – й ребенок. Оса – муха…
3 – й ребенок. Оса – муха – комар…
4 – й ребенок. Оса – муха – комар – муравей…
И т. д.

На экране появляется изображение «Насекомые»

Воспитатель. Насекомые приносят большую пользу, но и от них можно пострадать. Знаете ли вы, как защитить себя, какую одежду надо надеть, отправляясь в лес?
Дети. Надо надеть длинные брюки, рубашку с длинным рукавом и головной убор.
Воспитатель. Правильно! А открытые части тела надо смазать специальными средствами, отпугивающими насекомых.
Воспитатель. Ребята, осиное гнездо, можно трогать? Почему?
Дети. Нельзя! Осы могут ужалить.
Воспитатель. Какое еще насекомое может ужалить?
Дети. Пчела.
Воспитатель. Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками. Если пчела укусила, то надо удалить жало, ужаленное место протереть содовым раствором.
Воспитатель. Еще очень опасное насекомое – клещ. Обязательно просматривайте свое тело, когда вернетесь домой. Клещ впивается под кожу и является разносчиком разных болезней.

На экране появляется изображение «Приближение грозы»

Воспитатель. Ой, ребята, посмотрите, небо потемнело. Что случилось?
Дети. Погода меняется. Будет дождь, гроза!
Воспитатель. Да, ребята, может начаться гроза.
Незнайка. В лесу мы спрятались бы под высокими деревьями, а где спрятаться на лугу и на реке?
Воспитатель. Ну что ты, Незнайка, под высокими деревьями прятаться от грозы нельзя! Ребята, как надо вести себя во время грозы?
Дети. В лесу укрыться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями.
Воспитатель. А на лугу или в поле?
Дети. Лучше переждать грозу под кустарниками, в низине, в овраге, можно лечь. Воспитатель. Правильно, ребята! Гроза опасна сильными разрывами молний. В поле, на лугу, молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающие предметы. А если гроза застала вас в воде, немедленно выходите на берег, находиться в воде очень опасно!

Воспитатель. Ребята! Нам пора возвращаться в детский сад! Автобус уже ждет нас, занимайте свои места.
Дети рассаживаются на стульчики.
Воспитатель. А пока мы едем, предлагаю поиграть в знакомую вам игру «Топай — хлопай»: если вы согласны со мной — хлопайте, если не согласны — топайте:

Игра «Топай – хлопай».
В лес с корзинкой я пойду,
Мухоморов наберу (топают).

Если гриб мне незнаком,
Обойду его кругом (хлопают).

Землянику соберу,
Пирогов я напеку.
Пирогов я напеку
И друзей всех позову. (хлопают).

С папой мы на пруд пойдем,
Накупаемся вдвоем. (хлопают).

На речку я позвал ребят,
Взял маленького братца —
Будем все купаться! (топают).

Ягод и грибов не счесть,
Но не все их можно есть.
Прежде чем в рот положу,
Маме с папой покажу (хлопают).

День сегодня теплый очень,
В лес гулять пойду я в шортах. (топают)

Если дерево одно
В поле возвышается,
То стоять под ним в грозу
Людям запрещается (хлопают).

Могут пчелы укусить –
Лучше к ним не подходить (хлопают)!
Воспитатель. Ну вот, ребята, мы с вами вернулись в наш детский сад.
Незнайка. Ребята, и мне пора домой. Спасибо вам! Я столько полезного сегодня узнал. Теперь я хорошо знаю как надо вести себя в природе и могу смело отправиться в деревню!
Незнайка прощается и уходит.

3. Рефлексия
Воспитатель. Ребята, как вы думаете, мы помогли Незнайке? Как мы ему помогли? Что вам понравилось? Что вам не понравилось? Было вам интересно?
Ответы детей.
Воспитатель. А теперь предлагаю выпить фруктовый сок и отправиться на прогулку.

Источник

Конспект занятия по безопасности в старшей группе: Безопасность на природе

Занятие по ОБЖ в детском саду. Старший дошкольный возраст

Тема: Безопасность на природе

Цель: Знакомить детей с правилами поведения на природе во время грозы, во время пожара. Дать детям знания о правилах поведения при встрече с разными насекомыми

Ход занятия

— Мы все с вами любим отдыхать на природе: в лесу, на речке, на лугу, в поле. В природе встречается много опасностей: гроза, ливень, ураган, лесные пожары.

— Ребята, вспомните, в какое время года чаще всего бывает гроза? (Летом.)

— По каким признакам в природе можно догадаться, что приближается гроза?

— Что бывает раньше — молния или гром?

Меня никто не видит, но всякий слышит, а спутницу мою всякий может видеть, но никто не слышит.

Грохочет без рук, горит без огня.

Гроза

Потемнело в полдень,

Полетел песок в глаза,

В небе — вспышки молний.

Ветер треплет цветники

На зеленом сквере,

В дом ворвались сквозняки,

— Гроза опасна сильными разрывами молний, которые могут вызвать пожары, расщепление деревьев и загорание, гибель животных и людей. В поле, на лугу, на открытых местах молнии часто ударяют в отдельно стоящие деревья, стога сена и другие возвышающиеся предметы.

Если гроза застала вас в поле, лучше переждать в низине, в овраге, можно лечь; металлические предметы из рук выбросить. Нельзя бежать по полю, стоять под деревом.

В лесу укрываться во время грозы лучше под кустарниками, невысокими деревьями. Молнии реже поражают березу, чаще поражается дуб.

— Пожар — самая большая опасность в лесу. Поэтому не разводи костер без взрослых. В сухую, жаркую погоду достаточно одной спички или искры от фейерверка, чтобы лес загорелся.

Дети взяли в руки спички —

Нет жилья у бедной птички.

После страшного огня

Не осталось даже пня.

— Если пожар все-таки начался, немедленно выбегай из леса. Выйдя из леса, обязательно сообщи о пожаре взрослым.

— Все дети на свете очень любят купаться в реке. Приятно в жаркий летний день искупаться в пруду или в реке! Но перед тем, как зайти в воду, неплохо вспомнить правила безопасного поведения на воде.

Запрещается:

— без взрослых самостоятельно входить в воду;

— прыгать в воду и подныривать;

— хватать, толкать друг друга в воде;

— звать на помощь без причины;

— заходить глубоко, если не умеешь плавать;

— заплывать далеко на надувных матрасах и камерах.

— Где бы мы ни находились: в лесу, на лугу, около реки, мы всегда встречаемся с насекомыми. Угадайте их по описанию.

Не птица, а с крыльями,

Над цветами летает,

Медок собирает. (пчела)

Самого не видно, а песню слышно. (комар)

Ростом хоть и кроха,

Укусит — будет плохо. (оса)

Кто над нами вверх ногами? (муха)

— Каких насекомых вы еще знаете? (ответы детей)

— Насекомые приносят большую пользу, но иногда от них можно пострадать. Поэтому необходимо знать, как защищаться от насекомых.

— Надо смазывать открытые части тела средствами, отпугивающими насекомых.

— Надо хранить продукты в закрытой посуде.

— Отправляясь в лес, надо надевать длинные брюки и рубашку с длинным рукавом, головной убор.

— Надо быть осторожным и внимательным на природе.

— Если увидели осиное гнездо, ни в коем случае не трогайте его, иначе осы вылетят и будут жалить.

— Если около вас летает пчела, старайтесь быть спокойными, не машите руками, перейдите в другое место. Если пчела укусила и осталось ее жало, то его надо удалить, ужаленное место протереть содовым раствором.

— Встретив на пути муравья, не обижай его. Не будешь ему мешать, он тебя не укусит.

— Опасное насекомое — клещ. Обязательно просматривайте свое тело, так как клещ впивается под кожу и является разносчиком инфекционной болезни.

— Увидев насекомых на природе, понаблюдайте за ними, за их внешним видом, повадками. Часто дети берут в руки насекомых, не зная о том, что могут их погубить, но в то же время могут и сами пострадать от их укусов. Насекомые приносят пользу, и поэтому относиться к ним надо бережно. Все насекомые по-своему полезны.

Источник