Лабораторная работа Кожица лука под микроскопом исследование особенностей строения микропрепарата



Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.

Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).

Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).

Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).

Что делать. Накройте покровным стеклом (4).

Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).

Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).

Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).

Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.

Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка — это единица строения растения.

Источник

Клетки лука под микроскопом

Кожица лука является классическим и самым простым растительным препаратом, который можно посмотреть под микроскопом и разглядеть клетки. Причин тому несколько:

  1. Кожица лука очень легко отделяется, поэтому нет необходимости делать срез (а срезы для микроскопии должны быть очень тонкие, соответственно, их сложно изготавливать без специального оборудования — микротома)
  2. Клетки в кожице лука расположены в один слой, что очень удобно для просмотра под микроскопом.
  3. Клетки лука достаточно крупные и видны даже на небольшом увеличении.
  4. Лук доступен повсеместно и в любое время года.

Сложно представить более удобный объект для изучения растительных клеток.

Для опыта необходимо:

  • Луковица
  • Йод или зеленка
  • Вода
  • Пипетка, нож, пинцет, покровное и предметные стекла

Ход работы:

Итак, берем луковицу, удаляем сухую чешую, разрезаем и отделяем пленку от мясистых чешуй. Ее можно взять как с вогнутой, так и с выпуклой сторон. Кожица легче отделяется с вогнутой стороны, однако, клетки там бывает очень длинные и тонкие, поэтому лучше взять с выпуклой.

Пинцетом помещаем небольшой кусочек кожицы в капельку воды на предметное стекло и расправляем ее. Клетки лука достаточно крупные и видны на увеличении от 40 крат. Ядра же видны с увеличением от 100 крат. Чтобы хорошо их рассмотреть, препарат нужно окрасить. Для этого можно использовать йод или зеленку (а также любые другие красители — метиленовый синий или фиолетовые чернила). Краситель нужно набрать в пипетку, капнуть на препарат и накрыть покровным стеклом. Зеленку лучше предварительно развести в 4-6 раз, иначе цвет будет слишком насыщенный.

клетки лука под микроскопом без окраски 100x

Увеличение 100х, без окраски. Ядра без окраски не видны или видны плохо, их можно рассмотреть только при правильной настройке освещения, с прикрытой аппертурной диафрагмой

клетки лука под микроскопом без окраски 400x onion cells under microscope no stain

Увеличение 400х, без окраски. Можно рассмотреть ядро.

клетки лука под микроскопом окраска йодом увеличение 100x

Увеличение 100х, окраска йодом

клетки лука под микроскопом йод 400x onion cells under microscope iodine

Увеличение 400х, окраска йодом.

клетки лука под микроскопом йод увеличение 600x

Увеличение 600х, окраска йодом

летки лука под микроскопом зеленка 100x onion cells under microscope brilliant green

Увеличение 100х, окраска бриллиантовым зеленым

клетки лука под микроскопом зеленка 100x onion cells under microscope brilliant green

Увеличение 400х, окраска бриллиантовым зеленым.
Хорошо видны ядрышки — по одному или два в каждом ядре

Источник

Строение растительной клетки.

Изучить строение растительной клетки с помощью микроскопа легче всего, рассматривая препарат кожицы лука. Для этого возьмите луковицу репчатого лука и снимите с нее наружные сухие чешуйки. Затем иглой приподнимите и снимите маленький кусочек тончайшей прозрачной кожицы, покрывающей поверхность белых мясистых чешуй.

Читайте также:  Пути приспособительной эволюции растений

Пипеткой или стеклянной палочкой нанесите на предметное стекло одну-две капли чистой воды, в воду положите кусочек снятой кожицы лука. Чтобы кожица легла ровно, ее надо аккуратно расправить в капле воды кончиком иголки, а затем окрасить каплей раствора йода. После этого кожицу, лежащую на предметном стекле, сверху закройте тонким покровным стеклышком. Готовый препарат теперь можно перенести на предметный столик штативной лупы или микроскопа и рассматривать.

Рис. 16. Приготовление препарата: 1 — нанести каплю воды на предметное стекло; 2 — разрезать луковицу вдоль, отделить мясистую чешую, снять с нее тонкую кожицу; 3 — положить кожицу на предметное стекло в каплю воды; 4 — расправить кожицу иглой и закрыть сверху покровным стек-лышком

Рис. 16. Приготовление препарата: 1 — нанести каплю воды на предметное стекло; 2 — разрезать луковицу вдоль, отделить мясистую чешую, снять с нее тонкую кожицу; 3 — положить кожицу на предметное стекло в каплю воды; 4 — расправить кожицу иглой и закрыть сверху покровным стеклышком

Клетки кожицы лука настолько мелки, что рассмотреть их без увеличительного прибора невозможно.

Штативная лупа позволяет различить клетки кожицы лука. Они плотно прилегают одна к другой и вытянуты в длину.

Но рассмотреть подробности их строения с помощью штативной лупы тоже нельзя: увеличение недостаточно.

Строение клетки надо рассматривать под микроскопом.

Под микроскопом клетки кожицы похожи на прижатые друг к другу крошечные мешочки, наполненные слизистым содержимым.

Каждая клетка имеет плотную прозрачную оболочку, пронизанную микроскопическими отверстиями — порами. Под оболочкой внутри клетки находится живое бесцветное вязкое вещество — цитоплазма. Цитоплазма медленно движется и может сжиматься. При сильном нагревании и замораживании она разрушается, и тогда клетка погибает.

В цитоплазме находится небольшое плотное тельце — ядро с ядрышком. С помощью электронных микроскопов, имеющих большое увеличение, ученые установили, что ядро клетки очень сложно по своему строению.

Почти во всех, особенно в старых, клетках хорошо заметны полости — вакуоли. Они заполнены клеточным соком.

Клеточного сока иногда бывает так много, что цитоплазма и ядро оттесняются к оболочке, а всю середину клетки занимает одна большая вакуоль. Клеточного сока много в клетках спелых плодов и в сочных, мясистых органах растений. Разрезая спелый плод или другую сочную часть растения, мы повреждаем оболочки клеток, и из вакуолей вытекает сок. Клеточный сок — это вода с растворенными в ней солями, сахаром и различными другими веществами. Например, в клеточном соке лимона растворена лимонная кислота.

В клеточном соке содержатся также различные красящие вещества, придающие синюю, фиолетовую, малиновую окраску лепесткам цветков и другим органам растений.

В цитоплазме в большом количестве встречаются мелкие тельца — пластиды. При большом увеличении пластиды хорошо различимы. Можно даже подсчитать их число. В клетках разных органов растений число их различно. Например, в каждой клетке листа встречаются до 100 и более пластид.

В клетках кожицы лука пластиды бесцветные. У цветковых растений различают зеленые пластиды, желтые, оранжевые, красные и бесцветные. От окраски пластид и от красящих веществ, содержащихся в клеточном соке, зависит окраска растений. Хлоропласты — это зеленые пластиды.

Живые клетки цветковых растений обычно имеют цитоплазму, ядро, пластиды, вакуоли с клеточным соком и прозрачную оболочку. Окраска же, форма и размеры клеток различных органов растений очень разнообразны.

Рис. 17. Строение клетки кожицы лука: 1 — ядро; 2 — цитоплазма; 3 — оболочка; 4 — вакуоли.

Рис. 17. Строение клетки кожицы лука: 1 — ядро; 2 — цитоплазма; 3 — оболочка; 4 — вакуоли.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Клетки лука под микроскопом

Предлагаю вспомнить уроки биологии в школе и посмотреть кожицу лука, это, пожалуй, самая популярная "лабораторка", которую выполнял каждый. Если вы ее не делали, тогда тем более стоит дочитать статью до конца и провести эту практическую работу.

— йодовый раствор и вода;

— предметное и покровное стекло

— пинцет, игла, пипетка, салфетка

1) Протереть предметное стекло салфеткой

2) Капнуть каплю воды на предметное стекло

3) Снять кожицу с внутренней стороны чешуи лука и расправить ее в капле воды иглой или пинцетом

4) Накрыть покровным стеклом

5) После микроскопирования, капнуть раствором йода на кожицу лука, лишнюю воду оттянуть фильтровальной бумагой и повторно исследовать.

Первое, что мы будем наблюдать – это неокрашенный препарат. Клетки имеют вытянутую прямоугольную форму, ограниченные клеточной стенкой. При большом увеличении можно разглядеть чуть заметные ядра. Но их, конечно, лучше рассматривать после окрашивания препарата. Остальные органеллы не видны, однако, забегая вперед, отмечу, что вакуоли (без дополнительного окрашивания) отчетливо можно увидеть в нашей следующей практической работе, когда речь пойдет про плазмолиз и я расскажу, как это можно сделать.

Ниже делюсь своими наблюдениями.

Препарат после окрашивания йодом:

После окрашивания препарата йодом стали отчетливо видны ядра, а в них ядрышки.
Теперь немного терминологии по итогам данного исследования.
Наблюдая клетки лука под микроскопом мы увидели:

Читайте также:  Питомник растений луга анастасия

— клеточную стенку и клеточную мембрану.

Что же это за структуры?
Ядро – это основа жизнедеятельности клетки, и ее центральный органоид. В нем заключена генетическая информация. Ядро обычно располагается по центру, либо занимает пристеночное положение в клетке, это зависит от того, молодая клетка или нет, как правило у дифференцированной клетки появляются большие вакуоли, которые и смещают ядро к клеточной стенке. В ядре может содержаться 1-3 плотных телец – ядрышек. Предполагается, что в ядрышке проходит активный синтез рРНК и белка, которые затем поступают в цитоплазму и принимают непосредственное участие в синтезе белков цитоплазмы.

Цитоплазма – это вязкое содержимое клетки, в которое погружены все органеллы и представляет собой систему из смеси различных органических соединений. Здесь проходят все процессы клеточного обмена за исключением синтеза нуклеиновых кислот. Цитоплазма подвижна, и в этом мы убедимся в наших следующих исследованиях.

Клеточная стенка – это жесткая оболочка клетки, состоящая в основном из целлюлозы, имеющая поры для взаимодействия с окружающими клетками. Пропускает свет и воду. Располагается снаружи от цитоплазматической мембраны. Ее функции: защитная, транспортная, структурная.

В следующих статьях я проведу не менее интересные исследования, где вы узнаете о других органеллах клетки, которые мы не смогли наблюдать в этом препарате.

Источник

Лабораторная работа: Кожица лука под микроскопом — исследование особенностей строения микропрепарата

Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

  1. Формирование желания изучать природные объекты.
  2. Развитие интеллектуальных умений и когнитивных способностей.
  3. Мотивация к изучению и исследованию, а также получению знаний, умений и навыков по предмету «Биология» и других естественных наук.

Внепредметные (метапредметные) задачи:

  1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

  1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Правила занятий

Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

Техника безопасности

Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

  1. Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
  2. Нужно убрать со стола все лишние вещи.
  3. Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
  4. Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.

После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

Оформление рисунка

  • Рисунок должен иметь название.
  • Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
  • К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
  • Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

Читайте также:  ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХРОМОСОМНОЙ ТЕОРИИ НАСЛЕДСТВЕННОСТИ

План проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап.
  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.
  1. Основной этап.
  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  1. Заключительный этап.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Основные органеллы растительной клетки

Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.

Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.

Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме. Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ). А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.

Отличие растительной клетки от животной

Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных. В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость. Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.

Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов. Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты. Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.

Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.

Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.

Вывод к лабораторной работе

Содержание растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.

В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная. Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других. Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.

Вопросы для учащихся

В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Источник

Лабораторная работа Кожица лука под микроскопом исследование особенностей строения микропрепарата

Фото кожицы лука под микроскопом – Статьи на сайте Четыре глаза

Чтобы увидеть клетку лука под микроскопом нам понадобится классический световой микроскоп. Мощная оптика не нужна, увидеть клетки можно уже на увеличении в 50 крат. Но желательно, чтобы верхнее увеличение достигало хотя бы 300 крат, а еще лучше – 500 крат. Больше увеличение – больше деталей! Помимо лука и микроскопа нам еще понадобятся пипетка, предметное и покровное стекло, йод, препаровальная игла или пинцет. Мы готовы к наблюдениям!

Первым делом готовим микроскоп. Устанавливаем подходящие окуляр и объектив: первоначально лук под микроскопом мы будем изучать на увеличении в 40–50 крат, общее увеличение микроскопа рассчитывается как произведение кратности объектива и кратности окуляра. Если в микроскопе есть подсветка, проверяем ее работу и настраиваем свет.

Следующий шаг – готовим микропрепарат. Тщательно вытираем предметное и покровное стекла салфеткой, чтобы убрать пыль и пятна. При помощи пипетки набираем немного йода и капаем несколько капель на предметное стекло, добавляем и немного воды – получаем слабый йодный раствор. После берем лук и разрезаем его на две половинки. Нож лучше смочить водой, тогда лук будет меньше сопротивляться – в воздух будет меньше выделяться веществ, которые раздражают глаза и вызывают слезотечение. Берем препаровальной иглой или пинцетом тонкую кожицу лука – под микроскопом мы будем изучать именно ее. Кожицу кладем в раствор йода и накрываем предметным стеклом. Микропрепарат готов!

На увеличении в 40–50 крат мы сможем увидеть продолговатые клетки, тесно прижимающиеся друг к другу. Подробнее их рассмотреть можно на увеличении в 300 крат – удастся разглядеть поры и окрашенную йодом цитоплазму. Внутри цитоплазмы – ядро. Во всех клетках будут отчетливо просматриваться вакуоли. Как выглядит кожица лука в биологическом микроскопе, можно увидеть на фото, прикрепленном к этой статье.

Микропрепарат необязательно готовить самостоятельно. Образец кожицы лука входит в большинство наборов готовых микропрепаратов, в том числе и в большой набор Levenhuk N80 NG «Увидеть все!». Начинающим исследователям микромира мы рекомендуем приобрести этот набор, так как он включает 80 разных образцов для изучения под микроскопом. Все они подготовлены специальным образом и полностью готовы к использованию. В набор входят и чистые стекла – предметные и покровные. А в выборе микроскопа вам помогут наши консультанты. Мы готовы ответить на любые ваши вопросы по телефону или электронной почте.

Кожица лука под микроскопом, 150x

Использование материала полностью для общедоступной публикации на носителях информации и любых форматов запрещено. Разрешено упоминание статьи с активной ссылкой на сайт www.4glaza.ru.

Производитель оставляет за собой право вносить любые изменения в стоимость, модельный ряд и технические характеристики или прекращать производство изделия без предварительного уведомления.

Источник

Лабораторная работа: Кожица лука под микроскопом — исследование особенностей строения микропрепарата

Клетки эпидермиса можно проанализировать в ходе исследования кожицы лука под микроскопом. Лабораторная работа позволит внимательно изучить структуру клетки лука, используя его кожицу, а также увидеть и сделать анализ функций основных органелл растительной клетки. Для исследования понадобится небольшая часть луковицы, которую необходимо подготовить, а затем рассмотреть слой эпидермиса под микроскопом.

Задачи для учащихся

Основные задачи:

  1. Формирование желания изучать природные объекты.
  2. Развитие интеллектуальных умений и когнитивных способностей.
  3. Мотивация к изучению и исследованию, а также получению знаний, умений и навыков по предмету «Биология» и других естественных наук.

Внепредметные (метапредметные) задачи:

  1. Проведение исследовательской деятельности (самостоятельно или по парам).
  2. Умение анализировать и искать информацию в различных источниках.
  3. Навык рисования схематических изображений, увиденных в микроскопе, их дальнейший анализ и расшифровка.
  4. Овладение методами наблюдения, анализа и моделирования.
  5. Использование коммуникативных навыков и речевого аппарата для формулирования вывода по исследовательской деятельности.
  6. Умение учитывать регулятивные особенности и выполнять задание в установленные сроки.

Предметные задачи:

  1. Получение основных и самых важных представлений о клетке.
  2. Умение сравнивать биологические объекты (в данном случае растительную и животную клетки).
  3. Навык описывать биологический объект, оперируя терминами и описаниями биологических явлений.
  4. Знание основных клеточных структур и умение описывать их функции.
  5. Умение работать с микроскопом.
  6. Приобретение навыка подготовки рабочего места, приготовления микропрепарата и выполнения всех ступеней подготовительного этапа.

Правила занятий

Необходимо помнить о том, что работу можно проводить лишь после тщательного изучения техники безопасности и строения микроскопа, без которых проведение исследования невозможно. Работа предполагает использование различных режущих и колющих предметов (например, нож, пинцет и препаровальная игла). Место проведения работы должно быть подготовлено. Прежде чем приступать к исследованию, необходимо протереть стол и выполнить все пункты подготовительного этапа. Для этого нужно ознакомиться с правилами безопасности и правилами оформления рисунка. Учитель должен предоставить правила ученикам до того, как учащиеся приготовят препарат кожицы чешуи лука.

Читайте также:  Свойство основной ткани растений

Техника безопасности

Все правила безопасности подлежат строгому соблюдению:

  1. Необходимо быть очень внимательным и аккуратным при работе с острыми приборами.
  2. Нужно убрать со стола все лишние вещи.
  3. Запрещено ходить по классу во время исследования, так как это может повлиять на работу, результаты других учеников и безопасность оптических приборов.
  4. Все этапы работы должны производиться над подносом для приборов, чтобы не запачкать рабочее место йодом.

После объяснения правил безопасности и раздачи всех необходимых материалов для работы, необходимо обратить внимание на правильное оформление рисунка и дефиниции биологических терминов.

Оформление рисунка

  • Рисунок должен иметь название.
  • Изображение должно быть нарисовано в левой части рабочей страницы и занимать примерно одну четверть пространства на листе (рисунок должен быть крупным и отчётливым).
  • К отдельным объектам на рисунке подпись не ставится, объекты нумеруются на отходящих отрезках, начерченных простым карандашом.
  • Цифры необходимо расшифровать справа или под рисунком.

Описание исследования

Лабораторная работа может выглядеть следующим образом (некоторые моменты исследования могут быть изменены в зависимости от требований и условий работы):

Название: Исследование микропрепарата кожицы лука под микроскопом.

Цель исследования: изучение структуры клетки кожицы лука, функций органелл.

Материалы: лук, микроскоп, предметное стекло, покровное стекло, йод, пипетка, салфетка, фильтровальная бумага, пинцет, нож, препаровальная игла.

План проведения лабораторной работы

  1. Подготовительный этап.
  • подготовить и почистить луковицу, разрезать ножом и снять плёнку (защитный слой) с помощью пинцета с одной из чешуек лука;
  • настроить микроскоп;
  • протереть салфеткой предметное стекло.
  1. Основной этап.
  • поместить один слой эпителия луковых клеток на предметное стекло, используя препаровальную иглу и, если это необходимо, пинцет (не рекомендуется делать это рукой);
  • с помощью пипетки капнуть йод на предметное стекло, чтобы окрасить эпителий лука для лучшего наблюдения микропрепарата (излишки йода можно удалить фильтровальной бумагой, не повреждая эпителия лука);
  • разместить на окрашенной кожице лука покровное стекло и удалить все пузырьки с поверхности исследуемого объекта;
  • поместить готовый микропрепарат на предметный столик;
  • рассмотреть готовый микропрепарат под различными увеличениями (х4, х10, х40) с широко открытой диафрагмой;
  • медленно увеличивать и уменьшать интенсивность света, закрывая диафрагму, наблюдая за изменением изображения для получения идеальных условий изучения объекта.
  1. Заключительный этап.
  • зарисовать увиденное изображение;
  • проанализировать рисунок;
  • отметить на рисунке и описать увиденные органеллы;
  • поработать с терминологическим аппаратом и записать все необходимые термины;
  • написать вывод к работе.

Основные органеллы растительной клетки

Таким образом, эпидермис лука содержит удобные для изучения под микроскопом клетки. Тип растительной ткани кожицы лука — покровный. Под микроскопом средней мощности можно с лёгкостью увидеть основные клеточные структуры, например, ядро, ядрышко и клеточную мембрану.

Ядро клетки кожицы лука можно увидеть в микроскоп, не прилагая усилий. Это тёмное крупное пятно заметнее всех других органоидов. В ядре содержится генетический материал. В ядре также можно обнаружить круглые структуры, называемые ядрышками. Ядрышко является важной органеллой, играющей одну из ключевых ролей работы всего организма.

Благодаря ядрышку, образуются небольшие органеллы — рибосомы. Рибосомы — это очень маленькие клеточные структуры, которые невозможно увидеть с помощью светового микроскопа. В луковой клетке также присутствует хорошо развитая клеточная стенка и клеточная мембрана, которые можно разглядеть в микроскоп средней мощности.

Между вакуолью и клеточной стенкой находится цитозоль. Цитозоль — это прежде всего вода, соли и органические молекулы, выполняющие различные функции в организме. Внутри находятся другие органеллы: органические структуры, которые служат фабриками, коммуникационными центрами и другими функциональными элементами в управлении клеточным метаболизмом (обменом веществ). А также внутри этой органеллы находятся включения, состоящие из ряда элементов, крахмалов, белков и других молекул, используемых в качестве строительных блоков для ряда функций.

Отличие растительной клетки от животной

Растения отличаются от животных на клеточном уровне. Например, клетки растений имеют жёсткие клеточные стенки, а клеточные мембраны животных клеток гибче растительных. В клеточных стенках много целлюлозы, материала, придающего клетке жёсткость. Будучи накоплена в большом количестве во многих структурах, целлюлоза обеспечивает прочность и жёсткость всего, от цветочных стеблей до стволов деревьев.

Растительные клетки имеют одну большую вакуоль. Вакуоль — это большая открытая область, расположенная в центре клетки, которая используется в качестве резервуара для воды и ионов, а в некоторых случаях — для хранения токсинов. Хотя клетки животных могут иметь вакуоли, они представлены не как один большой центральный резервуар, а как несколько меньших резервуаров. Клетки растений также имеют хлоропласты. Это органеллы, содержащие хлорофилл в системных массивах для получения света и преобразования его в глюкозу.

Читайте также:  Как обработать комнатные и садовые цветы от тли 5 способов вывести тлю

Одно из отличий растительной клетки от животной — наличие вакуоли. Вакуоли содержат необходимую воду, ионы и ряд органических молекул, вырабатываемых растением. Они необходимы растениям для пигментации и образования химических веществ, влияющих на наличие у растений характерного аромата. В луке вакуоль очень большая и отчётливая.

Характерный аромат лука создаётся сочетанием присутствующих в цитоплазме органических молекул и вторичного органического химического вещества, фермента аллиназа (фермент слезоточивости), который содержится в луковой вакуоли. Когда лук повреждается вследствие механического разрушения, аллиназа выделяет специфический запах.

Вывод к лабораторной работе

Содержание растительного организма, в данном случае лука, представлено клетками. Они состоят из органелл. В растительной клетке можно обнаружить полужидкую цитоплазму, не имеющую цвета. В цитоплазме расположены ядро и ядрышко.

В ходе исследования можно заметить клеточную оболочку, которая играет защитную функцию и придаёт форму цитоплазме. Она упругая, прозрачная и плотная. Еще клетки растений содержат вакуоль, в которую входят различные органические молекулы и химические вещества, влияющие на пигментацию и запах растения. Некоторые участки клеточной оболочки тоньше других. Это подтверждает наличие у растений пор, которые позволяют клеткам связываться между собой.

Вопросы для учащихся

В ходе лабораторной работы учащиеся ознакомляются с различными терминами и биологическими процессами. В конце опыта учащимся могут быть заданы следующие вопросы:

Источник



Практическая работа «Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука»

Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки.Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.

Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло (1).

Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле (2).

Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой (3).

Что делать. Накройте покровным стеклом (4).

Временный микропрепарат кожицы лука готов (5).

Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой (6).

Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15).

Что наблюдаем. При большом увеличении (7) можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками — порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество — цитоплазма (окрашена йодом).

В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости — вакуоли.

Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие — это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка — это единица строения растения.

Источник

Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука Практическая работа 1. — презентация

Презентация на тему: » Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука Практическая работа 1.» — Транскрипт:

1 Изготовление и рассматривание микропрепарата кожицы лука Практическая работа 1

2 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Под лупой можно рассматривать части растений непосредственно, без всякой обработки. Чтобы рассмотреть что-либо под микроскопом, нужно приготовить микропрепарат. Объект помещают на предметное стекло. Для лучшей видимости и сохранности его кладут в каплю воды и покрывают сверху очень тонким покровным стеклом. Такой препарат называют временным, после работы его можно смыть со стекла. Но можно сделать и постоянный препарат, который будет служить многие годы. Тогда объект заключают не в воду, а в специальное прозрачное смолистое вещество, которое быстро затвердевает, прочно склеивая предметное и покровное стёкла. Существуют разнообразные красители, с помощью которых окрашивают препараты. Так получают постоянные окрашенные препараты.

Читайте также:  Вермикулит или перлит что лучше для растений

3 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем. Приготовьте микроскоп к работе, настройте свет. Предметное и покровное стёкла протрите салфеткой. Пипеткой капните каплю слабого раствора йода на предметное стекло.

4 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делать. Возьмите луковицу. Разрежьте её вдоль и снимите наружные чешуи. С мясистой чешуи оторвите иголкой кусочек поверхностной плёнки пинцетом. Положите его в каплю воды на предметном стекле. Осторожно расправьте кожицу препаровальной иглой.

5 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делать. Накройте покровным стеклом. Временный микропрепарат кожицы лука готов.

6 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем. Приготовленный микропрепарат начните рассматривать при увеличении в 56 раз (объектив х8, окуляр х7). Осторожно передвигая предметное стекло по предметному столику, найдите такое место на препарате, где лучше всего видны клетки. Что наблюдаем. На микропрепарате видны продолговатые клетки, плотно прилегающие одна к другой.

7 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Что делаем. Можно рассмотреть клетки на микроскопе при увеличении в 300 раз (объектив х20, окуляр х15). Что наблюдаем. При большом увеличении можно рассмотреть плотную прозрачную оболочку с более тонкими участками – порами. Внутри клетки находится бесцветное вязкое вещество – цитоплазма (окрашена йодом). В цитоплазме находится небольшое плотное ядро, в котором находится ядрышко. Почти во всех клетках, особенно в старых, хорошо заметны полости – вакуоли.

8 © Биоуроки: играя обучать и обучаться. Вывод: живой растительный организм состоит из клеток. Содержимое клетки представлено полужидкой прозрачной цитоплазмой, в которой находятся более плотное ядро с ядрышком. Клеточная оболочка прозрачная, плотная, упругая, не даёт цитоплазме растекаться, придаёт ей определённую форму. Некоторые участки оболочки более тонкие – это поры, через них происходит связь между клетками. Таким образом, клетка – это единица строения растения.

Источник

Строение клеток кожицы лука
презентация к уроку по биологии (6 класс) по теме

Грачёва Лидия Вячеславовна

Цель работы: формирование навыков работы с микроскопом Задачи: обучающая — изучение строения клеток кожицы лука и их основных частей; воспитательная — воспитывать аккуратность при выполнении лабораторной работы с использованием микроскопа; развивающая — развивать умения и навыки работы с натуральными объектами и микропрепаратами.

Оборудование: — микроскоп цифровой; — микроскоп оптический; — готовый микропрепарат кожицы лука; — в случае отсутствия препарата, его можно приготовить самим, используя луковицу.

Ход работы: 1. Подготовить микроскоп к работе. 2. Готовый микропрепарат положить на предметный столик. 3. Выбрать увеличение объекта. 4. Рассмотреть и зарисовать объект. 5. Последовательно дать обозначения частей клетки (оболочка, цитоплазма, ядро). Кожица лука, сфотографированная под цифровым микроскопом.

Микропрепарат клеток кожицы лука

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку: Лабораторная работа по биологии- 6 класс Тема :»Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом «

Презентация у уроку:Лабораторная работа по биологии -6 класс. Тема «Строение клеток чешуи кожицы лука под микроскопом «выполнена учителем МКОУ СОШ №251с углубленным изучением отдельных пре.

Лабораторная работа «Изучение клеток кожицы лука»

Презентация к лабораторной работе в 6 классе «Строение растительной клетки».

Модульный урок №2 Тема: «Строение клетки. Приготовление микропрепарата чешуи кожицы лука».

Урок по биологии растений разработан с использованием модульной технологии. Конспект урока записан в таблицу, с указанием учебных элементов, учебного материала с заданиями, руководства по изучению уче.

Лабораторная работа «Приготовление и рассмотрение препарата кожицы лука под микроскопом»

Использование интерактивной доски на уроке при проведении лабораторной работы.

Презентация по биологии «Строение клеток кожицы лука» (6 класс)

демонстрационная лабораторная работа по теме «Строение клетки» (6 класс).

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Урок по ФГОС . История изучения клетки. Методы изучения клетки. Лабораторная работа «Строение клеток кожицы чешуи лука».

Источник