Живая и неживая природа – что это, определение, описание и фото — «Как и Почему»
Природа это весь окружающий нас мир, радующие глаз живые и неживые объекты. Она всегда привлекала к себе человеческое внимание, завораживала и удивляла своими законами. Благодаря исследованиям природы, люди получили массу полезных знаний, которыми пользуются и поныне. Человечество сделало много открытий, связанных с природными явлениями. Условное разделение показывает, что бывает живая и неживая природа.
Живая природа объединяет в себе все объекты планеты, которые развиваются, дышат, растут. К ней относят растения, животных и людей, многочисленные микроорганизмы, обитающие вокруг. Живая природа привносит в мир ярких красок, делая его интереснее и загадочнее. Она объединяет все живые объекты разных видов, родов и экосистем, присущих для определенной территории в определенное время и условия.
Объекты живой природы
Разнообразие живой природы не описать простыми словами, к ее объектам можно отнести:
- людей;
- животных всех видов (включая птиц и рыб);
- растения;
- бактерии и водоросли;
- микробов и паразитов.
Жизнь
Основным свойством всех живых организмов можно считать наличие жизни. Точного определения данного термина нет, однако жизнь можно представить как совокупность таких природных процессов, протекающих в любом организме, как: обмен веществ, рост, инстинкты и реакции на природу вокруг.
Разнообразие живых организмов на планете поражает. Каждый из видов существует сейчас только потому, что прошел естественный отбор в процессе эволюции, смог выживать и приспосабливаться к агрессивным условиям среды. История Земли показывает, что происходило множество катаклизмов, приводящих к вымиранию целых видов, пример – динозавры. При этом вымерли далеко не все рептилии – многие приспособились и видоизменились.
Жизнь можно встретить в каждом уголке планеты, однако наибольший интерес представляет человечество. Люди научились мыслить, у них есть свое собственное сознание, но никто до сих пор не может со 100% уверенностью сказать, что знает все о своем организме. Человеческое тело – отдельная тема для изучения. Такая сложная система требует досконального изучения, чем и занимаются миллионы ученых по всему миру.
Человек может мыслить, а значит он по праву считается венцом эволюции. Благодаря сознанию человечество доминирует на планете, при этом встретить идентичных людей невозможно в принципе. У каждого есть свои определенные вкусы в музыке, искусстве, моде, некоторые проводят все свободное время за чтением книг, а кто-то ходит по клубам и не видит смысла в образовании.
Благодаря общим интересам человек находит себе друзей, создает семьи, общины. Множество рас и народностей не являются помехами, каждое общество может в любой момент пополниться новыми людьми, что также выделяет людей на фоне остального живого мира.
Микроорганизмы
Первыми живыми существами на планете можно по праву считать микроорганизмы. Они зародились задолго до появления человечества и даже животных. Это самая долгоживущая форма жизни.
Микроорганизмы зародились миллионы лет до нашей эры, однако, пройдя такой долгий путь, они до сих пор являются самыми распространенными формами жизни. Их можно встретить в каждой экосистеме. Микроорганизмы – микроскопические одноклеточные существа, имеющиеся абсолютно везде. Их не увидеть невооруженным глазом, а для их изучения используют микроскоп. Среди большого разнообразия выделяют бактерии, грибы и вирусы.
Выживаемость микроорганизмов просто колоссальная – им нипочем практически все условия внешней среды. Найти этих существ можно в твердых породах. Основная особенность микроорганизмов – интенсивное размножение в благоприятных условиях. Передача генов осуществляется горизонтальным путем – для распространения своего влияния им не нужно передавать генетические данные потомкам.
Развитие происходит благодаря остальным живым существам. Подобный фактор является решающим в любой среде обитания. Некоторые виды микроорганизмов выживают даже в условиях космического вакуума.
Различают опасные, полезные микроорганизмы. Благодаря вторым развивается жизнь на планете, а вот вредные только ухудшают положение, разрушая все вокруг. Иногда вредные микроорганизмы приносят пользу – некоторые вирусы способны излечивать тяжелые заболевания людей.
Растительный мир
Растений существует огромное множество. Сейчас популярно создание парков по всему миру, где собираются различные виды растений. Во многом именно от них зависит жизнь на планете – они вырабатывают кислород, препятствуют эрозии почв, являются местом жительства для представителей микро и макромира. Поглощение углекислого газа – одна из важных особенностей растительного мира.
Растения представляют собой многоклеточные формы жизни, без которых нельзя представить биосферу. Они являются источником красоты, вдохновения, а также приносят человечеству немало пользы. Их можно считать источником пищи, из растений делают многие лекарства и яды.
Существует условное разделение представителей растительного мира на съедобных и несъедобных. Человек может употреблять в пищу фрукты, овощи, некоторые виды трав и водорослей. Несъедобные растения – ядовитые травы, кустарники, деревья. Один и тот же вид растения может обладать разными свойствами. Например, побеги помидоров содержат ядовитые вещества, тогда как плоды люди часто употребляют в пищу.
Животный мир
Разнообразие животного мира поражает. Вся фауна нашей планеты относится именно к нему. Главная особенность животных – способность движения, размножения, питания. У животных есть органы дыхания.
Процесс эволюции планеты проходил довольно жестко, неспособные выживать быстро вымирали, некоторые приспосабливались и видоизменялись. Сейчас животных классифицируют по-разному:
- по местам обитания;
- по методам выживания;
- по способам питания.
В процессе приручения животных произошло разделение на домашних, диких. Зверей, проживающих свободно в природе часто невозможно приручить, они своенравные и свободолюбивые. Среди них есть как травоядные, так хищные организмы.
По всей территории планеты разбросано большое разнообразие живых организмов, которые приспособлены к местам своего обитания. Так, например, на территории Австралии можно встретить массу существ, которых не найти нигде на планете.
В ледниках и горах животные чаще всего белого цвета, это является своеобразной маскировкой для охоты или с целью безопасности. В пустынных и степных условиях звери охристых оттенков, по мере изменения цвета можно выявить, на каких территориях проживает тот или иной вид зверей.
Человек смог одомашнить животных. Те, кто ранее был диким, стали постоянными спутниками людей. Приручил человек их для собственных целей: коровы, овцы и свиньи нужны для молока, кожи, мяса и шерсти, а вот собаки нужны в качестве защиты, для охоты. Кошки приручились скорее самостоятельно, однако до сих пор остаются верными друзьями людей. Домашние животные нужны людям – это пища, одежда и развлечение.
Жизненный цикл
У каждого живого существа есть собственный жизненный цикл, начинающийся с рождения, заканчивающийся окончанием жизни. Живым существам нужна пища и воздух, пища и воздух.
Растения и животные имеют возможность рождаться и постоянно развиваться. Растение может развиться из небольшого семени в огромное дерево, а животное появляется из крошечного эмбриона в утробе матери. Сменяются годы, жизненные циклы проходят один за другим. Любое существо в конечном счете погибает, ему на смену приходит новое поколение и цикл повторяется бесконечно.
Объекты живой природы становятся неживыми с течением времени: листья растений после опадания становятся представителями неживой природы, они не способны развиваться или дышать.
Что такое неживая природа?
Данную часть нашего мира представляют только те объекты, которые не могут самостоятельно меняться. Они остаются в своем исходном состоянии тысячелетия. Живые и неживые организмы постоянно взаимодействуют друг с другом, без этой связи невозможно существование жизни.
Неживую часть мира можно изобразить как симбиоз элементарных химических соединений. Неживая природа – объект исследований точных наук: химии, физики и математики.
Литосфера
Сама планета Земля считается неживым объектом. Однако она – единственная изученная на данный момент планета, на которой существует жизнь в том виде, в котором мы ее видим. Планеты возникла миллиарды лет назад благодаря удачному стечению обстоятельств, ее нынешнее положение в Солнечной системе обеспечивает комфортное существование организмов на ее территории.
Структура земли – это не только ее внешняя оболочка. В самом центре есть ядро, заполненное раскаленными металлическими соединениями. Поверх ядра располагается расплавленная мантия, ее слой крайне толстый, намного больше слоя почвы. Эволюционные процессы затронули не только живую природу, материки постоянно изменяли свое положение, возникали горы, океаны.
В настоящий момент различают 6 континентов, однако задолго до появления человечества материк был один. Рельеф на каждом участке планеты свой, также как и климатические условия. Каждая зона имеет свои характерные особенности, на ней проживают определенные виды, свойственные только для нее.
Помимо этого, богатства есть и в глубине Земли. Полезные ископаемые значительно облегчают человеческую жизнь, продлевая ее продолжительность и развивая города, страны и поселения.
Гидросфера
Вода занимает большую часть земной поверхности. Недооценить ее влияние на формирование жизни невозможно. Именно в водной среде впервые зародилась жизнь, которая после распространилась повсюду. Вода имеет простую химическую формулу, включающую две молекулы водорода и одну кислорода.
В природе простой состав воды практически не встретить, в основном в ней многих примесей в виде минеральных веществ. Водная среда включает все реки, озера, моря, океаны планеты. 4 земных океана вместе создают единую систему, омывающую каждый материк. Водой покрыто 70% всей Земли.
Моря – водные объекты, впадающие в океан и окруженные сушей по периметру. Существуют озера, которые не выходят в Мировой океан, однако все равно считаются морями: Аральское, Большое соленое. Они называются так исключительно из-за размеров, соленой воды.
Озера не выходят к океанам, в основном пресноводные. Они могут быть естественными, а также искусственными, иначе называемыми прудами. У прудов абсолютно те же характеристики, что у озер, однако размеры ограничены. В пруду вода стоячая, то есть она никуда не уходит и часто закачивается человеком. В них выводят рыб и занимаются рыболовным промыслом.
Ручьи и реки можно называть артериями Земли. Скоростные потоки заполняют озера, омывают сушу. Из рек животные пьют воду, растения вдоль берегов также насыщаются влагой. Благодаря деревьям вдоль рек невозможны эрозия почв. Реки отличаются от простых ручьев своими размерами. Крупные ручки наносятся на общемировую карту, ручьев там не встретить.
Атмосфера и погода
Благодаря атмосфере существует жизнь. Воздушная оболочка, окружающая всю поверхность планеты, дает возможность развиваться, размножаться всем ее обитателям. Воздушная оболочка состоит из смеси различных газов: азота, кислорода, углекислого газа и т.д.
Погода является явлениями атмосферы, проявляющимися на территории всей планеты. Различают множество погодных условий в зависимости от типов климата, часовых поясов и месторасположения. В некоторых местах постоянные ураганы и тайфуны считаются обыденными вещами, а в той же Африке мечтают хотя бы о капле дождя. Существуют даже территории, где вечных холод.
Многие методики позволяют прогнозировать появление погодных явлений на Земле, синоптики определяют место, куда направляется циклон или дует ветер. Однако предсказать все события со 100% вероятностью не может никто, в основном характер движения воздушных масс хаотичен и изменчив. Погода может резко измениться в считанные секунды и прогноз будет неверен. В средней полосе земного шара в основном засушливый климат, а вот ближе к экватору напротив – постоянные продолжительные дожди.
Объекты неживой природы
Сложно описать словами разнообразие неживого мира. К нему можно отнести:
- горы и камни;
- объекты водной среды;
- почву;
- звезды и планеты;
- воздух и ветер;
- микроэлементы, химические вещества.
Постепенно может происходить превращение, живые объекты умирают и становятся микроэлементами.
Появление неживой природы
Неживая природа появилась в первую очередь. Постоянные катаклизмы, извержения вулканов и отсутствие воды – прошлое молодой Земли. Постепенно образовалась вода, а после нее и появилась жизнь. Горы стали почвами, тепло солнца позволило первым микроорганизмам развиваться и размножаться, постоянно эволюционируя.
Свойства неживой природы
Возникновение неживой природы послужило толчком к развитию жизни на Земле. Все объекты можно считать первичными. Неживой природе приписываются следующие свойства:
- Они находятся в одном из трех агрегатных состояний. Различают еще и четвертое – плазму, но она представляет собой отдельный элемент для размышлений. Твердые объекты не меняют своей изначальной формы, их молекулы плотно расположены между собой.
- Они крепкие и плотные: почва, камни и горы, пески, лед.
- Жидкое состояние изменчиво, молекулы плавают, находясь в неопределенной форме: туманы, жидкости, ртуть. Газообразные объекты: пар и воздух. Молекулы ничем не связаны, находятся в свободном полете.
- Представители неживой природы не меняются, они не способны дышать, мыслить, размножаться.
- Изменение размеров и форм возможно только под воздействием внешних факторов. Вода существует в трех агрегатных состояниях: паром, жидкостью и льдом. Кристаллы льда постепенно нарастают, камни стачиваются из-за ветра и воды.
- Они не могут умереть или родиться. Не могут самостоятельно передвигаться, все происходит под воздействием внешней среды.
Отличия неживой природы от живой
Неживая природа отличается от неживой главным образом тем, что не может родиться или умереть. Размножение тоже прерогатива живой природы, равно как и дыхание, развитие и рост. Появление неживых объектов обуславливается множеством факторов, возникнув единожды, неживые объекты не исчезнут самостоятельно. Иногда они могут лишь перейти в другое агрегатное состояние.
Камни постепенно превращаются в пыль и песок, вода испаряется. Однако, несмотря на изменения формы и распад, они не перестают существовать в природе.
Связи живой и неживой природы
Природа находится вокруг нас, ее объекты поражают воображение. Живая и неживая природа в совокупности образуют мир целиком. Природу постоянно изучали, выявляли закономерности взаимодействия живых и неживых объектов. В мире все взаимосвязано, после смерти живых организмов образуются микроэлементы, служащие источником питания для растений. Без тепла, равно как и без воды было бы невозможно образование жизни.
Взаимосвязь на примере растений
Все, находящееся вокруг нас тесно связано между собой. Растения получают солнечный свет, в процессе фотосинтеза вырабатывается кислород, уходит углекислый газ. Все находится в постоянном балансе. Процессы питания растения также зависят и от почвы, в которой они произрастают. Недаром лучшим удобрением всегда служил перегной. Полезные вещества растения получают также из воды, а ветром разносятся семена, распространяя организмы по всей ближайшей территории.
Интересный факт: ежегодно растения способны просыпаться только в определенное время. Срезая ветки деревьев в марте, раньше срока появления почек, в благоприятных условиях и с хорошим освещением начнется процесс развития. Повтор подобной процедуры в осеннее время ни к чему не приведет, растению пришла пора засыпать на зиму и размножаться оно не намерено. Это показывает наличие определенного механизма, по которому живут деревья. Главный ориентир – продолжительность световых дней. Чем она ниже – там ближе дерево к спячке.
Взаимосвязь на примере животных
Животные также неспособны жить без еды, воды и кислорода. Зайцы питаются корой деревьев и травой, однако не могут жить без воды, им нужно постоянно дышать, существовать без солнечного тепла и света они также не могут. В определенное время года они могут менять свою окраску, запасаться провизией. По ночам кролики также спят.
Интересный факт: животные и люди начинают больше и чаще дышать в весеннее время. Это можно объяснить тем, что зимой постоянный недостаток кислорода, растения уже в спячке и процесс фотосинтеза приостановлен. Как только появляются первые листья, становится теплее и солнечнее, организм начинает пробуждаться, стремиться к полному восстановлению утраченных сил. Легкие чаще сокращаются, стараясь вобрать в себя как можно больше. Кровь насыщается кислородом и наступает подъем сил.
Живая и неживая природа в искусстве
Ценность природы невозможно не видеть. Люди всегда старались запечатлеть красоту мира в своих произведениях. Они обожествляли природные явления, придавая им людские черты и мотивы. Древние люди отлично осознавали, что возможно существовать только в полной гармонии с окружающим миром, не переходя рамок дозволенного.
Множество великих творцов создавало картины с природными пейзажами, природу воспевали в одах, писали о ней стихи. Многие художники создавали особые, связанные с природой течения в собственном искусстве. Стали появляться новые направления в живописи – пейзажи и натюрморты, в которых изображались различные объекты живого и неживого мира. Важно любить окружающий мир и природу, она важно для каждого, без нее невозможно наше существование.
Источник
Природа и рукотворный мир: дидактическая игра для детей
Из этой статьи Вы узнаете, как познакомить малыша с окружающим миром, как объяснить, что такое живая и неживая природа, что такое рукотворный мир и чем они отличаются, какие развивающие и обучающие игры Вам помогут.
Сегодня я с радостью представляю еще одну читательницу сайта «Родная тропинка» и участницу конкурса «Растем с Родной тропинкой». Это не только многодетная мама, но и студентка педагогического колледжа и воспитатель детского сада по профессии. Марина подготовила для читателей «Родной тропинки» игру по ознакомлению детей с окружающим миром.
Передаю слово Марине: «Меня зовут Смирнова Марина Анатольевна. На сайте «Родная тропинка» я не так давно — примерно около года. Живу в с. Частоозерье. У меня трое детей, студентка 4-го курса педагогического колледжа. Работаю в детском саду воспитателем. Увлекаюсь бисероплетением, рисованием (как карандашами так и красками), пластилинографией, модульным оригами, шью простые игрушки для занятия из фетра, делаю разные поделки и т. д. Недавна начала делать дидактические игры для детей». И сегодня Марина Анатольевна делится с нами двумя играми и карточками к ним.
Мир природы и рукотворный мир. Живая и неживая природа
В дидактических играх не только уточняются представления детей об окружающем мире и необходимости бережного отношения к нему, но и развиваются: связная речь, познавательный интерес, умение анализировать, сравнивать, обобщать, группировать предметы, внимание детей.
В дидактических играх дети узнают о том, что предметы вокруг них бывают разные.
Некоторые предметы сделаны руками человека (рукотворный мир), а другие предметы созданы природой (мир природы).
Мир природы также очень разнообразен. Есть живая природа, а есть неживая природа.
К миру природы относятся звезды и Луна, леса и горы, трава и деревья, птицы и насекомые. Это те предметы, который существуют вне человека, он не делал их своими руками или с помощью машин и инструментов.
- К неживой природеотносятся снег и песок, луч солнца и камни, глина и горы, реки и моря.
- К живой природе относятся растения, грибы, животные и микроорганизмы.
К миру рукотворному относятся наша одежда и обувь, дома и транспорт, инструменты и головные уборы и многое другое, магазины и другие здания вокруг нас, стадионы и дороги.
Как объяснить детям, чем отличается мир природы от рукотворного мира и чем отличаются живая и неживая природа друг от друга?
Очень хорошо объясняется детям, что такое природа и чем отличается природа живая и неживая, в моей любимой передаче для детей по окружающему миру «Шишкина школа. Природоведение». Посмотрите с детьми эту познавательную веселую передачу для малышей. Поиграйте в игру вместе с ее героями, обсудите их ответы и ошибки.
Из каких царств состоит мир природы?
Об этом дети узнают из передачи «Шишкиной школы» по теме «Царства природы», и вместе со зверушками- героями программы — отгадают загадки об обитателях этих царств
А сейчас, когда Ваш малыш узнал, что такое природа, как отличить мир природы от мира рукотворного, как отличить живую и неживую природу, давайте поиграем в дидактическую игру и закрепим и уточним представления детей об окружающем мире. И в этом помогут нам игры и карточки Марины.
Дидактическая игра 1. «Живая и неживая природа»
Материал к игре
- Картинки с изображением предметов живой и неживой природы (планета земля, утенок, лес, бабочка, гриб, горы и т. д.)
- Карточки красного и зеленого цвета (на каждого ребенка)
- Две куклы или другие игрушки.
Ход игры
Создайте игровую ситуацию с помощью игрушек. Две игрушки (куклы) поссорились и никак не могут разделить картинки. Спросите детей: «Как же можно помирить наших кукол? Как можно разделить эти картинки между Катей и Машей?» Дети обсуждают, как можно помочь игрушкам.
Обратите внимание детей на карточки — подсказки, вспомните, что они обозначают. Утенок — это мир живой природы. А горы — это мир неживой природы. Ребенок помогает куклам правильно разделить картинки.
- Можно раздавать картинки куклам, например, кукле Маше — давать карточки с изображением живой природы, а кукле Кате — с изображением неживой природы.
- А можно ввести условные значки. Карточка «утенок» зеленого цвета, а карточка «горы» — красного цвета. Предложите детям закрыть картинки с изображением живой природы квадратами зеленого цвета (как и утенок), а картинки с изображением неживой природы закрыть карточками красного цвета (как и карточка «горы»).
- Если игра проводится с группой детей, то взрослый выдает каждому ребенку набор картинок и карточки красного и зеленого цвета для их раскладывания.
Задача детей — правильно разделить все картинки по двум группам.
Кукла Маша и Катя забирают каждая свои картинки и благодарят детей за помощь, хвалят их за то, что они очень догадливые и любознательные.
Скачать картинки к игре «Живое и неживое»
Дидактическая игра 2. Природа и рукотворный мир
В этой игре дети научатся отличать предметы мира природы от предметов, сделанных руками человека, классифицировать картинки, рассуждать и делать выводы, описывать предметы.
Материалы к игре
Вам понадобятся для игры картинки с изображением предметов природного и рукотворного мира (муравейник, зеркало, цветок колокольчик; электролампа, и др.).
Ход игры
Играет группа детей. Можно играть и в паре «взрослый и ребенок».
Каждый ребенок получает от взрослого набор картинок с изображением разных предметов рукотворного мира. Взрослый показывает картинку объекта природы.
Например, муравейник — дом муравьев. Дети ищут среди своих картинок предметы рукотворного мира, похожие на муравейник. Например, парой для муравейника может быть современный дом, скворечник, конюшня, птичник, сделанные руками человека. А возможно, Ваш ребенок найдет другую пару и сможет доказать, что она подходит, т.к. похожа на исходную картинку по какому-то признаку.
Нужно не просто отгадать и найти нужную картинку, но и доказать, что эта картинка подходит как пара картинке, показанной взрослым.
Примеры таких пар в карточках к игре:
- цветок колокольчик (природный мир) — колокол (рукотворный мир),
- солнце — лампочка,
- ежик — металлическая щетка — расческа с длинными зубчиками,
- бабочка живая — бабочка на праздничный костюм,
- планета Земля — игрушечный мячик,
- паутина — рыболовные сети,
- ласточка с крыльями — самолет с крыльями,
- клешни рака — клещи как инструмент человека,
- снежинка и снежинка — кружевная салфетка,
- мышка живая — мышка компьютерная.
Скачать картинки к игре
Интересные материалы — игры, рассказы в картинках, задания для детей по ознакомлению с окружающим миром — Вы найдете в рубрике «Мир вокруг нас».
Популярные статьи:
Получите НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ
«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»
Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки
Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»
Источник
Лэпбук «Живая и неживая природа»
1. В кармашках » что нужно растениям и животным» находятся картинки -вода, солнце, почвы, воздух, тепло- без неживой природы живая существовать не может.
2.»Признаки живой природы«- всё живое -дышит, растёт, питается, размножается, двигается, чувствует.
3. «Что нам даёт природа» — питание, одежда, воздух, тепло, строительные материалы, лекарства, хорошее настроение.
4. В кармашках «Живая и неживая природа» картинки, которые необходимо разделить по нужным кармашкам.
5. «Пищевые цепочки» -здесь находятся картинки с пищевыми цепочками, детям нужно рассказать по ним о взаимосвязи всего живого. А так же картинки с животными, необходимо самим продумать их пищевую цепочку. (или выложить её из карточек, находящихся в кармашках «Живая и неживая природа«
6. «Игротека»- дети любят играть в игры-ходилки.
7. «Найди и назови»- дети на сюжетной картинке находят что относится к живой и неживой природе.
Конспект итогового мероприятия в старшей группе по теме «Неживая природа. Воздух. Спасение пузыря». Воспитатель высшей кв. категории ГБДОУ № 104: Богданова Е. В. Конспект итогового мероприятия в старшей группе по теме «Неживая природа.
Методическая разработка «Неживая природа и её объекты: вода, воздух, почва» Методическая разработка Образовательная Область «Экологическое воспитание» (Познавательно-исследовательская деятельность) Тема: «Неживая.
НОД «Что такое природа. Природа живая и неживая» Содержание организованной образовательной деятельности детей. Виды детской деятельности: игровая, двигательная, коммуникативная, познавательно.
Опыт работы с детьми по реализации проекта «Живая природа» Мы работаем с детьми подготовительной группы. В декабре 2012 года мы решили принять участие в 6 городском конкурсе исследовательских работ.
Проект «Живая азбука» Этот проект мы сделала ещё в марте. Мы его делали всей семьёй 2 дня. А потом оказалось, что нужно было сделать одну букву. Все буквы (печатные.
Проект «Живая и неживая природа» Проект «Объекты живой и неживой природы» Разработка проекта в средней группе. «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь.
Проект «Живая память России» Вид проекта: • Целевой творческий практико-ориентированный Тип проекта: • детско — взрослый; • ребенок – субъект проектирования; • открытый.
Проект «Живая память России» Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников. ПАСПОРТ ПРОЕКТА Наименование: Педагогический проект «Живая память России». Вид проекта:.
Проект «Живая память России» В течении всего учебного года в нашем детском саду велась большая работа над партнерским проектом старших групп «Живая память России» (посвященный.
Экологическое воспитание дошкольников. Конспект занятия «Живая и неживая природа» 1.«Живая и неживая природа»Воспитатель называет объекты живой природы – дети двигаются, неживой – стоят на месте. А что собой представляет.
Источник
Живая и неживая природа
Дерево – это живая природа, а дом из дерева? Живая? Неживая? Или это вообще не природа?
Знакомиться с живой и неживой природой ученики начинают в 1-м классе. Во 2-м закрепляют и расширяют знания по этой теме.
Природа — это всё, что мы видим вокруг себя, все предметы и явления, НЕ СОЗДАННЫЕ руками человека. Слово «природа» часто употребляется в значении естественная среда обитания.
К живой природе относятся все живые существа, которые дышат, питаются, растут, размножаются, умирают. Это человек, грибы, растения, звери, птицы, рыбы, насекомые, бактерии.
К неживой природе относится всё то, что не дышит, не питается, не растёт, не размножается, не отмирает. Это воздух, вода, солнце, земля, камни, горы, полезные ископаемые, звёзды, планеты, облака, осадки. Объекты неживой природы были первыми при создании нашей планеты, поэтому их часто называют первичными. С ними не происходит никаких изменений в течение многих десятков и сотен лет. Их размер может увеличиваться или уменьшаться, они могут передвигаться в пространстве, но только под влиянием внешних факторов (например, облака движутся под воздействием ветра)
Ученики легко различают предметы живой и неживой природы. Вся проблема в том, что путают они предметы природы и предметы труда человека . Дерево – это живая природа, а дом из дерева – нет, это то, что построил человек. Пшеница – живая природа, а хлеб – нет, хлеб из пшеничной муки испёк человек. Камень – неживая природа, а памятник из камня — результат труда человека. Вода – неживая природа, чайные растения – живая природа, а свежезаваренный чай – работа человека.
Для лучшего усвоения различий между предметами природы и предметами труда человека нужно как можно чаще давать ребёнку такие задания на сравнение. Например: овца – живая природа, а ткань из овечьей шерсти? Лён – живая природа, а льняная ткань? Вода – неживая природа, фрукты – живая природа, а компот из воды и фруктов? Нефть – полезное ископаемое, неживая природа, а бензин?
Ещё ребёнку необходимо запомнить, что живая и неживая природа тесно взаимосвязаны. Всем живым организмам для жизнедеятельности необходимы воздух, вода, солнечное тепло, а растениям — ещё и почва. Без продуктов растениеводства и животноводства (т.е. без еды) не смогут жить ни люди, ни животные. Без растений на Земле не было бы жизни, ведь они вырабатывают самый важный для дыхания газ – кислород. Также они поглощают вредный углекислый газ, который плохо влияет на здоровье человека и климат планеты.
Какой мы можем сделать вывод ? На нашей планете все взаимосвязано, все находится в гармонии друг с другом. Живые существа не могли бы существовать без объектов неживой природы. А если бы не было растений и животных, Земля выглядела бы как безжизненная пустыня. Нужно беречь всё, что находится на нашей планете и разумно использовать её ресурсы.
Надеюсь, статья была вам полезна, и ваш ребёнок не будет путать предметы живой природы, неживой природы и предметы труда человека.
Источник
Что относится к живой природе: признаки живых организмов и их классификация
Вся природа красочна, уникальна и функционирует по алгоритму, неизвестному ни одной живой душе на Земле. Это порождает огромную загадку, которую многие не могут разгадать до наших дней.
Чтобы разобраться в отличиях живой природы от неживой, нужно знать, что именно относится к живой природе, как протекает жизненный цикл организмов и каково значение всего этого в биоритмах всей планеты.
Что относится к живой природе
Природа — это окружающая среда, которая возникла и находится в развитии без человеческого вмешательства. В ней органично соседствуют живые существа и неживые тела.
К живым объектам относятся:
- человек;
- животные;
- птицы;
- рыбы;
- растения;
- микроорганизмы (бактерии, вирусы и грибы — выживают в любых условиях).
Важно отметить, что тела неживой среды имеют первичный смысл, потому что вся жизнь существует благодаря именно дарам неживой среды.
Признаки
Чтобы разобраться, какие существа входят в состав живой и неживой среды, необходимо знать их сущность и отличительные признаки.
Все живое, обитающее на планете:
- рождается;
- дышит;
- растет и развивается;
- способно реагировать на воздействие окружающей среды;
- питается;
- размножается;
- стареет;
- умирает.
Все живое природа наделила органами дыхания: у человека и животных это легкие, у рыб — жабры, у растений — клетки, поглощающие углекислый газ.
Для питания растениям нужна вода и почвенные удобрения, животные едят траву, насекомых, некоторых других животных, человек нуждается в разнообразии рациона.
Все живое движется: человек передвигается посредством ног, животные ходят на лапах, а растения и цветы поворачиваются к солнцу.
Важный фактор для нормального функционирования всех видов объектов — комфортные условия обитания. Для каждого индивида важны определенные особенности в области климата. Например, особи тропических лесов не смогут выжить в арктическом поясе Земли, так как для комфортного существования им необходимо тепло.
Отличие от неживой природы
Живое вещество по определению В. И. Вернадского — это множество организмов, которые участвуют в различных биохимических процессах, независимо от их систематической принадлежности. На протяжении жизненного цикла они образуют сложные химические элементы, а после смерти возвращаются в лоно природы, питая ее.
Отличительные признаки и схема живой и неживой природы:
Живое | Неживое |
состоит из клеток | состоит из атомов и молекул |
состоит из макромолекулярных органических соединений — биополимеров (белка и нуклеиновых кислот: РНК и ДНК) | состоит из элементарных частиц атома |
размножается самостоятельно | размножается искусственным путем в лабораториях |
способность к физиологическому развитию, приспосабливаться к изменениям в окружающей среде | физиологическое развитие невозможно |
могут мутировать | не способны к мутации |
По своим функциям неживые объекты полностью противоположны всему живому. У них отсутствует способность к рождению, росту, питанию, размножению, старению и смерти.
Примеры объектов неживой среды:
- солнце;
- воздух;
- снег;
- дождь;
- ветер;
- почва;
- вода;
- камни;
- ветер;
- космические объекты;
- песок.
Некоторые тела неживой природы наделены функциями живой, что отражается в процессе начала и окончания их жизненного цикла.
Процессы, отражающие признаки жизнедеятельности живых существ:
- рождение;
- рост;
- разрушение (смерть).
К телам, в которых наблюдаются эти процессы, относятся кристаллы, айсберги, вулканы, большие реки, возникшие из ледниковых пород.
Объекты неживой среды отличают особенности:
- незначительная переменчивость;
- устойчивое состояние;
- отсутствие способности дышать и питаться;
- отсутствие процесса размножения (однажды возникают, в дальнейшем не исчезают, но, под действием природных условий могут подвергаться разрушению или трансформироваться);
- инертность (невозможность передвижения);
- отсутствие возможности расти (в физиологическом плане).
Классификация
Согласно научным исследованиям в области биологии все живые организмы делятся на царства, типы, классы и виды.
К видам относятся:
- клеточные (клетки);
- неклеточные (вирусы).
Классификацию живых существ изучает научная отрасль — систематика.
Она включает в себя:
- Бактерии (прокариоты). Микроскопические и одноклеточные организмы с отсутствием ядра и органеллы. Сюда же относятся и примитивные одноклеточные водоросли — цианеи, а также археи, любящие экстрим. Археи живут в горячих источниках, соленых водах Мертвого моря, в кишечнике животных и почве. Бактерии живут везде — на земной поверхности, а также на вершинах гор.
- Протисты (эукариоты). Это микроорганизмы с ядром в клетках. Данная структура организма характерна для водорослей диатомеи, перидинеи, эвгленовых и других водорослей жгутиковой разновидности. Самыми известными из протистов являются диатомовые одноклеточные водоросли с 10 тысячами разновидностей, а также эвгленовые с 60 видами, обитающие в пресноводных водоемах.
- Грибы. Делятся на три категории — шляпочные, дрожжи и мукор. По своему составу грибные соединения богаты белковым составом, находятся посередине между флорой и фауной. В их состав входят споровые организмы, плесень. Бывают съедобные и ядовитые.
- Растения. Многоклеточные организмы, не способные к передвижению. Основу клеток растений составляет целлюлоза, а внутренняя часть содержит ядро и цитоплазму с органоидами. Наличие хлоропласта помогает растительному миру с помощью энергии солнца переводить неорганические вещества в органические (фотосинтез). Растительные объекты вырабатывают кислород и поглощают углекислый газ.
- Животные. Это все организмы, которые питаются готовыми органическими соединениями (растениями или другими животными, а также их останками). Это одноклеточные живые существа (амеба, инфузория туфелька), огромные млекопитающие, птицы, рыбки, земноводные, а также насекомые. Благодаря наличию опорно-двигательной системы организм животного способен двигаться. Работа всего организма регулируется внутренними органами.
Человеческий организм относится к царству животных.
Природная среда наделена большим арсеналом неживых объектов. Все предметы и понятия, связанные с ними, активно исследуются в области химии, астрономии, физики, биологии, геологии, гидрографии, биологии, зоологии, ботаники и многих других научных отраслей. Изучением отношений и гармонии всех компонентов с человеческой сущностью занимается философия.
Классификация неживых тел включает:
- твердые;
- жидкие;
- газообразные.
Твердые тела отличает устойчивая структура, отсутствие необходимости дышать, питаться и расти.
К твердым телам относятся:
- горные породы;
- минералы;
- космические объекты;
- ледники;
- айсберги;
- солнце;
- луна;
- град и снег;
- песок и хрусталь;
- камни и золото.
Жидкие тела отличает отсутствие четкой формы, наличие текучего состояния и отсутствие общих черт с живой природой.
В их состав входят:
- дождь;
- роса;
- туман;
- облака;
- ручейки;
- речки;
- вулканические лавы.
Не менее важную роль в нормальном функционировании планеты играют газообразные тела.
В их состав входят:
- газы;
- воздушные массы;
- водные испарения;
- звезды.
Наибольший объект, состоящий из газовых частиц, — это атмосфера планеты Земля. Под влиянием условий окружающей среды в ней могут происходить изменения.
Жизненный цикл
В отличие от неживых, деятельность организма индивидов регулируется определенными биоритмами. Нарушение активного функционирования организма приводит к плохому метаболизму, вследствие чего объект сначала заболевает, затем гибнет.
Жизненный цикл всех живых особей протекает одинаково:
- Рождение, рост и развитие. Косточка постепенно превращается в дерево, маленький ребенок вырастает во взрослую особь.
- Размножение. Все рождает себе подобных существ.
- Смерть — это конец жизненного цикла. Причинами умирания могут быть заболевание, старость или убийство. Смерть характеризует остановку всех функций организма, в результате чего живой организм перестает дышать, двигаться, есть и пить.
После смерти происходит процесс разложения тела на химические элементы, которые становятся удобрением для почвы, и живая особь постепенно становится объектом неживой природы.
Значение
Все неживые объекты имеют первичное значение, так как появились раньше. Важно также и то, что без неживых объектов будет невозможно существование жизни. Таким образом, все виды природы имеют тесную взаимосвязь между собой.
Важную роль во всей жизни на планете играют четыре важных объекта неживого происхождения:
- Солнце. Без солнечных лучей ничего не сможет вырасти и созреть, следовательно, не сможет существовать ни один живой организм.
- Воздух. Все живые организмы нуждаются в наличии воздуха. Если на планете произойдет массовое загрязнение воздуха либо окончательно нарушится озоновый слой, все живое погибнет.
- Вода. Без воды также не будет жизни. Не сможет выжить человеческий организм, погибнут животные, высохнут растения, а для рыб это вообще основная среда обитания.
- Почва. Это главная среда для произрастания растений, овощей и фруктов, зерна, всего, что необходимо для питания.
Со своей стороны все живые особи оказывают не менее важное влияние на неживые тела и явления. Обитатели водоемов, рек, морей, океанов способствуют поддержанию химического состава воды. Растения и животные после смерти, сгнивая, питают почву микроэлементами.
Все в мире тесно взаимосвязано, поэтому необходимо хранить и защищать окружающую нас среду, рационально использовать ее дары. Когда человечество будет жить в гармонии с природой, тогда она стократно отблагодарит его чистым воздухом, органически натуральными продуктами, и, как следствие, крепким здоровьем.
Видео
Из ролика можно узнать больше о строении и свойствах живых организмов, их связи с неживой природой.
Источник