Музей природы для детского сада



Педагогический проект «Мини-музей «Мир природы»

Вид проекта: долгосрочный (август 2019 года – май 2022 года, творческий, познавательный, групповой. Срок реализации проекта 36 месяцев.

Участники проекта: дети группы «Жучки», родители детей, воспитатели

Воспитание экологической культуры – долгий путь формирования правильных способов взаимодействия с природой. Чем раньше начинается воспитание, тем ощутимее результаты, поэтому начинать его необходимо уже с первых шагов ребенка по родной земле. Понимание элементарных связей, существующих в природе, чувство сопереживания всему живому, действенная готовность его созидать, восприятие красоты природы, понимание самоценности здоровья, бережное отношение к предметам рукотворного мира – вот составляющие экологической культуры, формирование которых способствует полноценному развитию личности маленького ребенка.

Дети дошкольного возраста усваивают всё прочное и надолго только тогда, когда делают всё сами, своими руками. Мини – музей, созданный в нашем ДОУ, призван удовлетворять познавательные и образовательные потребности детей. На наш взгляд, создание мини — музея, даёт толчок к формированию познавательного интереса.

Особо следует подчеркнуть воспитательную функцию музея, его значимость в становлении нравственного, трудового, эстетического и экологического воспитания подрастающего поколения. Важно отметить, что в создании мини-музея принимают участие не только педагоги и дети, но и конечно же родители, не остались равнодушны бабушки и дедушки.

Наш мини – музей – это живой, развивающийся организм, ставший неотъемлемой частью, развивающийся предметно – пространственной среды детского сада. Он помогает ребёнку приобретать навыки взаимодействия с окружающим миром, адаптироваться в социуме. Ребёнок посещает музей, в создании которого он и его семья принимали непосредственное участие с гордостью, с ощущением уверенности в себе.

Цель мини — музея «Мир природы»:

Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации.

— формировать познавательные действия.

— развивать воображение, творческую активность и коммуникативные навыки; инициативу и детскую самостоятельность.

— воспитывать экологическое сознание.

— привлечение родителей к культурно – досуговой деятельности детского сада.

— расширение кругозора детей с помощью информационной и экскурсионной деятельности.

-воспитание у дошкольников основ музейной культуры.

— обогащение предметно-развивающей среды детского сада.

— создание условий для психологической разгрузки детей.

— Закон РФ «Об образовании»

— Конвенция о правах ребенка

— Концепция дошкольного воспитания

Принцип интеграции – мини-музей должен учитывает содержание образовательной программы ДОУ и помогает в реализации ее общих задач и задач отдельных образовательных областей.

Принцип деятельности и интерактивности – мини-музей предоставляет воспитанникам возможность реализовать себя в разных видах детской деятельности (использовать экспонаты в сюжетно-ролевых играх, создавать поделки и включать их в общую экспозицию и т. д.).

Принцип природосообразности – мини-музей создан с учетом психофизиологических особенностей детей разного возраста и предусматривает условия для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.

Принцип научности – представленные экспонаты достоверно отражают тематику мини-музея, объясняют различные процессы и явления в рамках выбранной темы научным и в то же время доступным для ребенка языком.

Принцип гуманизации и партнерства – мини-музей предлагает условия для всестороннего развития ребенка, поощрения его инициативности, творческой деятельности

Принцип динамичности и вариативности – экспозиции мини-музея постоянно дополняются и обновляются с учетом возрастных особенностей детей группы.

Принцип разнообразия – наполнение мини-музея экспонатами, разными по форме, содержанию, размерам, отражающими историческое, природное и культурное разнообразие окружающего мира.

Принцип регионального компонента – мини-музей предусматривает организацию работы с детьми по ознакомлению их с природным содержанием региона.

Новизна: вовлечение детей в деятельность и общение, воздействие на их эмоциональную сферу. Психологические исследования позволили увидеть, что у детей, занимающихся в музейно-образовательном пространстве, определенным образом модифицируется мыслительная деятельность, дети более свободно оперируют образами.

Предполагаемый результат: Дети проявляют интерес и любовь к окружающему миру; знают и называют объекты предметного, растительного, животного мира; знают правила поведения в природе. Проявляют интерес к познавательно-исследовательской и проектной деятельности.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный этап: составление перспективного плана работы по реализации проекта, разработка критериев оценивания знаний, умений и навыков детей.

2.Основной этап: планирование работы, формирование тем для занятий, проведение занятий

3.Заключительный этап: выставки работ детей, фотоотчет, родительское собрание «Итоги года».

Виды работы с детьми в мини-музее «Мир природы»:

— знакомство с экспонатами, рассматривание экспонатов

Темы: «Лес полон красок и чудес», «Животные нашего края», «Заповедные места Смоленской области», «Природу края береги», «Зимующие птицы», «Столовая для птиц», «Морские жители», «Камушки, ракушки – забавные игрушки», «Морское путешествие», «Царство песка», «Чудо-песок», «Говорят вода везде», «Планета Земля», «Очевидное- невероятное», «Чудеса природы» и др.

Экскурсии в природу, огород на участке, экскурсии в наш мини-музей детей из других групп детского сада.

«Мини-сад камней» для уголка природы«Мини-сад камней» для уголка природы Уважаемые коллеги, хочу поделиться с вами опытом созания «Мини-сада камней». Создание таких садов, является традицией японского искусства.

Фотоотчёт «Экскурсия в музей природы Урала»Фотоотчёт «Экскурсия в музей природы Урала» Родители и детки старшей группы посетили выходной день Музей природы по ул. Горького, 4 а, города Екатеринбурга. Цели: — продолжать знакомить.

Мини-музей хлеба в ДОУМини-музей хлеба в ДОУ Мини-музей хлеба Музейная педагогика является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей, создающая условия погружения.

Мини-музей куколМини-музей кукол Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня, я приглашаю вас, в мини-музей «Кукол» который, мы создали в средней группе «Пчелки» нашего.

Мини-музей открытокМини-музей открыток Так как я сама очень люблю старые рисованные открытки, и давно их собираю, захотелось поделиться таким богатством с детьми подготовительной.

Проект Мини-музей «Русская березка»Проект Мини-музей «Русская березка» Здравствуйте уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию наш мини-музей посвященный Русской березе и изделиям из бересты. Модель березки.

Наш мини-музейНаш мини-музей Сегодня в рамках тематической недели к празднованию Дня Защитника Отечества в средних группах было проведено открытое занятие с показом.

Мини-музей «Ракушки»Мини-музей «Ракушки» Мини-музей «Ракушки» Совместно с родителями в нашей группе был создан мини – музей «Ракушки». Дети и родители с удовольствием делились своими.

Источник

Мини музеи природы как развивающая среда в ДОУ
консультация по окружающему миру на тему

Мы побеседовали с детьми и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не была в музее. Причины самые разные. Во-первых, наш детский сад удален от города, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие учреждения: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии, потому что у самих родителей осталось негативное впечатление от посещения музея. «Что там смотреть, разбитые горшки, скука, лучше сходить в кино»- так высказываются некоторые взрослые.

А между тем, как важно на раннем этапе рассказать ребенку о том, где он живет, кто его предки, какова его малая родина, какая великая держава его страна! Ведь согласитесь, из этих маленьких звеньев складывается любовь к Отечеству.

Известный писатель Эрих Мария Ремарк говорил: “Человек способен сохранить лишь то, что растет в нем самом”.

Музей способен обогатить внутренний мир ребенка, а музейная педагогика способствует этому, учитывая особенности детского возраста. Знакомство детей с музейной педагогикой должно начинаться как можно раньше, а именно с дошкольного возраста Несомненно, экскурсии в музеи, особенно семейные, благоприятно влияют на развитие ребенка.

В то же время отмечено, что посещение музеев детьми дошкольного возраста не всегда приносит ожидаемый педагогический эффект. Даже в детских музеях обилие экспонатов, информации, яркие впечатления и эмоции могут утомить ребенка. Одна из основоположниц отечественного дошкольного образования в ХХ веке профессор Е.И. Тихеева отмечала, что для дошкольников гораздо полезнее, когда музей сам приходит в гости к ребенку.

В нашем детском саду созданы мини-музеи, которые можно рассматривать как особый вид детского музея, расположенный непосредственно в дошкольном учреждении в группах, которые посещают дети. Первым из них стал мини-музей народного быта, созданный еще в 1997году.Затем были созданы мини-музеи природы: «Воздух-невидимка», «Наше дерево», «Курочка Ряба», "Мини-музей песка", "Буренушка"

Цели и задачи мини-музея

  • мини-музей предоставляет ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживает детскую инициативу. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами, создавать экспонаты непосредственно в мини-музее.
  • способствует воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;
  • расширяет их кругозор, открывает возможности для самостоятельной исследовательской деятельности;
  • помогает наладить сотрудничество педагогического коллектива дошкольного учреждения с родителями и представителями социума за пределами детского сада.
  • мини-музеи в дошкольном учреждении помогает в коррекционной работе с «особыми» детьми.

Этапы создания мини-музея

Вся работа была организована в виде проекта.

В начале работы коллектив каждой группы (дети, воспитатели) вместе с родителями определяли тему и название мини-музея, разрабатывали его модель, выбирали место для размещения. Мини-музеи получились разными и по оформлению, и по содержанию.

Читайте также:  Обои для тел природа

Каждый воспитатель на педагогическом совете защищал собственный подпроект, который строился по следующей схеме: оформление (чертеж-схема), описание (оборудование, экспонаты), перспективы развития, варианты участия в его создании детей и родителей.

Старший воспитатель разработала критерии конкурса на лучший мини-музей, которые были обсуждены с коллективом после защиты проектов. Родителям было предложено посетить с детьми разнообразные музеи и обсудить, что такое музей, для чего он создается, для чего его посещают люди, и т.п.

Практический этап (или этап реализации проекта)

Взрослые и дети, следуя своим моделям, создавали мини-музеи в группах. Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении. На последней стадии этого этапа воспитатели вместе с детьми разрабатывали содержание экскурсий по своему музею, причем сами дошкольники предлагали, что именно они считают нужным рассказать о своих мини-музеях. Желающие становились экскурсоводами.

Принципы организации мини-музея

Мини-музей дошкольного учреждения создан с учетом содержания образовательной программы дошкольного учреждения и помогает реализовать ее общие задачи и задачи отдельных разделов. Этот процесс предполагает тесное сотрудничество всех сотрудников , детей разного возраста и семей.

Принципы деятельности и интерактивности

При подборе экспонатов помнили о том, что мини-музей должен предоставлять ребенку возможность реализовать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу. Хотелось, чтобы дети играли с экспонатами, дополняли музей собственными

работами, создавали экспонаты непосредственно в мини-музее.

Экспонаты достоверно отражают заявленную тему, объясняют различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.

При организации мини-музеев мы учитывали психофизиологические особенности детей дошкольного возраста, создавали условия для

раскрытия личностного потенциала ребенка.

Направления работы в ходе реализации проектов по музейной педагогике

В детском саду созданы и успешно работают мини-музеи:

Цель создания : уточнить и расширить знания детей о воздухе, его свойствах; познакомить с тем, как человек использует свойства воздуха,с причинами загрязнения воздуха, показать необходимость его охраны.

Перед организацией мини-музея во всех группах была проведена неделя воздуха. В каждой возрастной группе решались разные задачи.

Источник

Музей природы в детском саду

Музейная педагогика – новое и необычайно популярное направление образовательной деятельности. На страницах журналов описан опыт создания разнообразных музеев и специальных музейно – образовательных программ для детей дошкольного возраста. Интересен опыт петербургских педагогов и сотрудников Русского музея, разработавших программу для дошкольников “Здравствуй, музей!”

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям? В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.

  1. Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.
  2. Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых, вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.
  3. Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.
  4. Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т.к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?

В помещении музея расположены несколько экспозиций:

  • Панно “Лес, тайга” — это природная зона нашего края. Здесь можно увидеть разные породы деревьев, кустарников, трав. Множество разных обитателей уживается на одной территории: волки, медведи, белки, разные птицы и насекомые.
  • Панно “Африканская саванна” привлекает внимание детей скоплением крупных животных: антилоп, полосатых зебр, жирафов, носорогов. А вот огромный баобаб с раскидистыми ветвями. В рощице пальм живут обезьяны.
  • Панно “Зеленый лужок”. Дети узнают, что луг – это сообщество травянистых растений, которые любят свет, тепло, влагу. В это сообщество входят множество разных насекомых, мелких животных, наземных птиц. На свежую травку луга выходят пастись и домашние животные.
  • Панно “Пустыня”. Глаза ребенка как бы скользят мимо, им не на чем остановиться: огромное желтое пространство и на нем малочисленные животные: змея, черепаха, ящерица. “Почему здесь пусто?” — это вопрос для поиска, размышления, исследований.
  • Панно “Море”. Оно радует детей простором, чистотой, голубизной “воды”. В морях живет много интересных животных: киты, дельфины, осьминоги, морские звезды, много разной рыбы. На дне и в толще воды растут водоросли, кораллы.

Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.

  • Семена дикорастущих и культурных растений
  • Гербарии травянистых растений и древесных пород
  • Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами
  • Разнообразные камни, полезные ископаемые
  • Насекомые
  • Чучела птиц
  • Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)
  • Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

Особым вниманием детей пользуется чудесный старый пень. Он вызывает много вопросов и ответов, предположений и открытий. На нем можно посидеть, потрогать гладкий спил, погладить мощные ветвистые корни.

Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.

3. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада. Она оформлена в фотоальбомах, видеофильмах, результатах исследовательской, проектной деятельности детей: стенгазетах (например “Как мы посадили рябинку”), самоизданных книгах (“Жалобная книга природы вокруг нашего города”, “Сад непрерывного цветения” и др.), лучших подделок из природного материала.

Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.

  1. Учебная образно-игровая модель. Ее цель состоит в развитии логичности и творчества у детей через социально- ролевые отношения, позволяющие ребенку вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познавательная деятельность принимает игровую окраску за счет постановки учебной цели в художественном образе. Интеграция художественных образов сказок, мифов, стихотворений с природным окружением позволяют детям прочно усваивать знания и обеспечивает эмоциональный комфорт участникам деятельности. Основные методы этой модели: чудесное “превращение” в объект природы, общение с Принцессой музея, лесные сказочные герои в гостях у детей, создание сказочной ситуации из природных объектов и вымышленных персонажей.
  2. Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации. Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.
  3. Поисково – исследовательская модель. Ее цель – актуализация субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, актуализация знаний, умений, навыков ребенка, их практическое применение во взаимодействии с окружающей природой. Стимулирование потребностей ребенка в самореализации, самовыражении, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых. Основной метод этой модели — метод проектов. На базе музея прошла разработка и презентация таких проектов, как “Путешествие зернышка”, “Лекарственные травы Кузбасса в аптеке Неболейки”, “Мой папа – шахтер”

Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.

Педагогами детского сада составлена музейно-образовательная программа “Распахни окно в мир природы” и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы, описание проектной деятельности детей, конспекты занятий “В гостях у принцессы Кукурузы”, “Мы – морские обитатели”, “Лесное чудо” и пр. Предлагаем конспект такого занятия для детей старшего дошкольного возраста.

Читайте также:  Ценность земли для природы и человека

Цель: Дать детям представление о пне как об экосистеме.

  • Способствовать формированию представлений о том, что такое ПЕНЬ; что пень служит “домом” для разнообразных живых существ (животных и растений); о взаимосвязи живой и неживой природы в экосистеме “ПЕНЬ”.
  • Развивать познавательную активность детей, творческое воображение, коммуникативные навыки
  • Обогащать словарь детей названиями живых существ, обитателей пня. Развивать речь – доказательство.
  • Воспитывать у детей гуманное отношение к лесу и его обитателям; закрепить знания о правилах поведения в природе

Материал к занятию: магнитофонная запись шума леса и голоса Пня Корнеевича, декорации леса, пень, игрушки-насекомые, животные, растения леса, кукла Лесовичок, экологические знаки о правилах поведения в лесу, опрыскиватель с водой.

Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте ребята! Старичок – Лесовичок приглашает нас на прогулку по лесу. Вы любите гулять? Тогда давайте представим себе, что мы с вами оказались в чудесном лесу (подходят к ширме с декорациями леса и запрещающими знаками, загораживающей “лесное чудо”)

Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!

Лесовичок. Ребята, кто живет в лесу? Что растет в лесу? А вам нравится гулять по лесу? От этой красоты нам стало весело, и птицы почувствовали это, они весело запели. Слышите?

Воспитатель. Ребята, посмотрите, что это за указатели? Интересно, что они означают? (Если дети не знают, то обращаемся к Лесовичку). Эти указатели напомнили нам о том, как нужно себя вести в природе, в лесу. А вот стрелка. Куда же она приведет нас? Оказывается, стрелка вывела нас на лесную поляну. А вот и чудо лесное! Что это ребята? (показывая на пень). Лесовичок, а ты что скажешь?

Лесовичок. Это Пень Корнеевич!

Воспитатель. А давайте ребята познакомимся с Пнем Корнеевичем. Посмотрите, как я буду знакомиться (подходит к пню и пожимает его корень):

Здравствуйте, Пень Корнеевич! Меня зовут Валентина Григорьевна! (Дети тоже “знакомятся” с пнем)

Ребята, мы знакомились с пнем как бы за руки. Что это у него?

Дети. Корни.

Корни какие? (прямые, ветвистые, запутанные и др.)
Какие корни у пня по длине? (длинные, короткие).
А по толщине? (крепкие, толстые, тонкие, как ниточки)
Какого они цвета? (Темно-коричневые, светло-коричневые и т.д.)
Зачем корни нужны дереву? (Корни держат дерево, через корни дерево питается, пьет воду)
Ребята, а чем покрыт сам пень?
Потрогайте кору и скажите, какая она? (Гладкая, шероховатая, грубая, с трещинами)
Понюхайте, чем пахнет пень? (Пахнет деревом, лесом, землей)

Воспитатель. Ребята, давайте спросим Лесовичка, что он знает о Пне Корнеевиче.

Лесовичок. Я-то много что знаю. Знаю, как можно узнать возраст спиленного дерева. Подойдите поближе к пню. Вот видите эти колечки. Вот колечко, вот колечко. Оказывается, каждая колечко – это прожитый деревом год. Давайте посчитаем, сколько было дереву лет.

По расстоянию между годичными кольцами можно определить, как жилось дереву в разные годы. Близко расположенные друг к другу кольца говорят о недостатке влаги, о плохом питании.

Посмотрите и скажите, на нашем пне годичные кольца как расположены: близко друг к другу или на расстоянии?

Вывод. Значит, мы можем сказать, что дерево росло в хороших условиях (воды было в достатке, ярко светило солнышко, было достаточно места для роста)

Лесовичок. Чтобы ребята, лучше рассмотрели пень, я взял с собой лупы – волшебные стекла.

Воспитатель. Лесовичок, давайте я помогу раздать детям лупы (рассматривают пень через лупы):

Ой, ребята, как интересно! Я сейчас увидела то, чего не видела до этого даже на близком расстоянии!

Желательно, чтобы каждый рассказал о том, что он видит.

(Включается магнитофонная лента)

Пень Корнеевич. Ох, ох, ох! Скучно и грустно мне. Был я деревом зеленым, ветвистым, птицы гнездились, белки резвились на моих ветках. Люди отдыхали в моей тени, а сейчас стал пнем на поляне и стою один — одинешенек. Помогите мне найти друзей!

Воспитатель. Ребята, о каких друзьях говорит Пень Корнеевич? Вы знаете?Давайте спросим Лесовичка.

Лесовичок. Вспомнилась мне одна история: Был пень. Первыми прослышали про свеженький пень жуки всякие. Есть, говорят, дом свободный, никем не занятый, вот мы станем его жильцами. И пищу для личинок наших прожорливых искать не нужно, вон древесной еды в пенечке сколько. Стали жуки – древоточцы, жуки – короеды для личинок своих ходы сверлить, квартиры строить. Живут – жуют, горя не знают.

Налетел как-то ветер с дождем и забросил на пень и вокруг него семена разных растений. И выросли из них водоросли, лишайники и другие растения.

А на самой верхушке пня мох зеленый появился. Кто под такой крышей жить откажется? Вот и наползла мелочь лесная, жучки – червячки всякие. Не узнать пень — в настоящий дом превратился.

Воспитатель. Теперь понятно, о каких друзьях Пень Корнеевич говорил. Поможем ребята, пню обрести друзей?Подойдите поближе к столу. Посмотрите как много живых существ.

Как вы думаете, какие из них могут жить в пне, под ним и около него (важно, чтобы на столе были и обитатели других экосистем: рыбка, орел и пр.) Выбирайте, кем бы вы хотели быть? ( Коля, ты хочешь быть жуком-оленем? (усачем, бронзовкой, короедом, многоножкой, муравьем, мышкой-норушкой, лягушкой-квакушкой и т. д.) Как ты думаешь, почему его так назвали жук-олень?)

Ребята, каждый из вас будет держать свое живое существо в ладошках, и не выпустит до тех пор, пока не узнает, кто живет в пенечке-теремочке. Не грозит ли опасность вашему обитателю?

Сейчас пойдем и сядем, вокруг пня. Перед тем как заселится, в новый дом будем спрашивать: “Кто-кто в пенечке-теремочке живет?”

Послушайте, как я жук – олень буду заселяться. Я подхожу к пню и спрашиваю: “Кто – кто в пенечке-теремочке живет?” Никто не живет. Тогда я буду жить под этим крепким, толстым корнем. Здесь я найду себе пищу, буду питаться опилками. Теперь иди ты, жук-короед, заселяйся.

(Далее все дети спрашивают: “Кто- кто в пенечке живет?” и заселяют своих животных.)

Воспитатель. Ой, ребята, какая туча черная приближается к нашей поляне. Скоро пойдет дождь (“дождь” из опрыскивателя с водой). Какой дождь? теплый, сильный, тихий, холодный? Хорошо, что быстро перестал. А после дождя на пне и вокруг него растут растения.

Подойдем к столу, посмотрим и выберем растения, которые могут расти на пне и около него. Что это за растение Коля? и т. д.

Где растет папоротник, на пне или около него? А грибы? Мох? Ребята, а роза может расти на пне? Почему?

Подойдем к Пню Корнеевичу и заселим свои растения.

Посмотрите, как он повеселел, то был один — одинешенек, а сейчас превратился в настоящий дом, где живут растения и разные живые существа.

Пень Корнеевич. Спасибо вам ребята, что помогли мне обрести друзей!

Воспитатель. Ребята, Пень Корнеевич пришел к вам из музея природы. В нашем музее очень много экспонатов. Хотите с ними познакомиться?

У Лесовичка есть приглашения для вас, но отдаст приглашения тогда, когда вы расскажите, что нового, интересного узнали сегодня на занятии. (Дети рассказывают и получают приглашения)

Воспитатель. Ребята, что это за приглашения? Вы читать умеете? Давайте я вам прочитаю.

На экскурсию в музей
Природы детского сада
“Красная шапочка”.
Приходите!
Буду ждать!

Пень Корнеевич.

Источник

Музей природы в детском саду

Музейная педагогика – популярное направление образовательной деятельности. На страницах журналов описан опыт создания разнообразных музеев и специальных музейно – образовательных программ для детей дошкольного возраста. Интересен опыт петербургских педагогов и сотрудников Русского музея, разработавших программу для дошкольников «Здравствуй, музей

Можем ли мы, педагоги малых городов, приблизить дошколят к музейным ценностям?В нашем городе Междуреченске есть для этого определенные условия: городской краеведческий музей, школьные музеи боевой славы, истории города, национальной культуры, выставочный зал, где экспонируются работы местных художников. Все это открыто для посещения малышами. Так же в детских садах создаются мини-музеи, фольклорные избы и уголки русского быта.

В нашем детском саду создан музей природы. Целесообразно ли создание такого музея в детском саду? Ведь детей привлекает все движущееся, цветущее, яркое, а не застывшие экспонаты природы. Пятилетний опыт работы в музее показал, что создание такого музея не только возможно,но и необходимо по ряду объективных причин:

Читайте также:  Значение паразитических простейших

• Использование экспонатов музея помогает выйти за круг явлений, доступных ребенку для непосредственного наблюдения, и показать то, что удалено территориально, во времени или просто невидимо ребенку. Важная особенность экспонатов – их статичность, дающая возможность подробно рассмотреть их, описать, установить между ними содержательные связи.

• Учитываются особенности детской субкультуры – стремление к коллекционированию. Ни для кого не секрет, что дети собирают и хранят как сокровища всевозможные, ненужные, по мнению взрослых,вещи: фантики, вкладыши, кэпсы, и прочие предметы. Дети с радостью откликнулись на предложение собирать коллекции для музея.

• Расширилось образовательное пространство детского сада, позволяющее разнообразить детскую деятельность, что в конечном итоге дает высокий личностный развивающий эффект.

• Экспозиции музея помогают формировать в течение всего года (т. к. у нас слишком короткое лето, благоприятное для наблюдений за живой природой) не только конкретные представления об объектах природы, но и знания о взаимосвязях живых организмов в экосистемах, обобщенные представления о явлениях природы, которые позволяют детям в дальнейшем ориентироваться в новых фактах в других условиях.

Какого же оформление и предметно – развивающая среда нашего музея?

В помещении музеярасположены несколько экспозиций:

1. Экспозиция экосистем «Кто где живет? Что где растет?» расположена на стенах музеяи состоит из нескольких панно:

Панно «Лес, тайга» — это природная зона нашего края. Здесь можно увидеть разные породы деревьев, кустарников, трав.Множество разных обитателей уживается на одной территории: волки, медведи, белки, разные птицы и насекомые.

Панно «Африканская саванна»привлекает внимание детей скоплением крупных животных: антилоп, полосатых зебр, жирафов, носорогов. А вот огромный баобаб с раскидистыми ветвями. В рощице пальм живут обезьяны.

Панно «Зеленый лужок». Дети узнают, что луг – это сообщество травянистых растений, которые любят свет, тепло, влагу. В это сообщество входят множество разных насекомых, мелких животных, наземных птиц. На свежую травку луга выходят пастись и домашние животные.

Панно «Пустыня». Глаза ребенка как бы скользят мимо,им не на чем остановиться:огромное желтое пространство и на нем малочисленные животные: змея, черепаха, ящерица. «Почему здесь пусто?» — это вопрос для поиска, размышления, исследований.

Панно «Море». Оно радует детей простором, чистотой, голубизной «воды».В морях живет много интересных животных: киты, дельфины, осьминоги, морские звезды, много разной рыбы. На дне и в толще воды растут водоросли, кораллы.

Все панно изготовлены из подручных материалов, ярких кусочков ткани, бросового материала, животные – из пластмассы.

2. Экспозиция «Природа нашего края»представлена различными коллекциями:

Семена дикорастущих и культурных растений

Гербарии травянистых растений и древесных пород

Спилы различных деревьев с хорошо заметными годичными кольцами

Разнообразные камни, полезные ископаемые

Чудеса природы (необычной формы овощи, фрукты, причудливой формы трутовики, ветки деревьев)

Коллекция засушенных букетов, злаков и тд.

Особым вниманием детей пользуется чудесный старый пень. Он вызывает много вопросов и ответов, предположений и открытий. На нем можно посидеть, потрогать гладкий спил, погладить мощные ветвистые корни.

Акватерритория – любимое место детей в пространстве музея. У стены устроена горка из камней, по которой, сбегая вниз, журчит веселый ручеек. Он впадает в небольшое озерце, на дне которого в прозрачной воде видны камешки разной формы и цвета, модели животных живущих в воде. Детей завораживает бег хрустальной воды по камням, они по долгу разглядывают озерце, воображая загадочную жизнь на его дне.

3. Экспозиция природосозидательной деятельности детей нашего детского сада. Она оформлена в фотоальбомах, видеофильмах, результатах исследовательской,проектной деятельности детей: стенгазетах (например «Как мы посадили рябинку», самоизданных книгах («Жалобная книга природы вокруг нашего города», «Сад непрерывного цветения» и др., лучших подделок из природного материала.

Как в любом музее для учета экспонатов у нас имеется инвентарная книга, в которой записываются номер экспоната, дата его появления, фамилия и имя человека принёсшего, подарившего его. Для того, чтобы экспонатами музея в качестве наглядного, обучающего средства могли пользоваться все педагоги, составлены тематические каталоги, в которых дается краткая информация о музейном предмете, его особенностях и вариантах использования в работе с детьми.

Однако, самое основное при создании подобного музея заключается не в его оснащении, а в развивающем взаимодействии педагога с детьми в музее природы.Технология нашего взаимодействия с детьми представлена в трех моделях:

• Учебная образно-игровая модель. Ее цель состоит в развитии логичности и творчества у детей через социально- ролевые отношения, позволяющие ребенку вступать во взаимоотношения со сверстниками и взрослыми. Познавательная деятельность принимает игровую окраску за счет постановки учебной цели в художественном образе. Интеграция художественных образов сказок, мифов, стихотворений с природным окружением позволяют детям прочно усваивать знания и обеспечивает эмоциональный комфорт участникам деятельности.Основные методы этой модели: чудесное «превращение» в объект природы, общение с Принцессой музея, лесные сказочные герои в гостях у детей, создание сказочной ситуации из природных объектов и вымышленных персонажей.

• Коммуникативно-диалоговая модель. Цель данной модели познавательной деятельности заключается в развитии у детей самостоятельности и активной позиции в процессе познания природы на основе включения в разнообразные по содержанию диалоги и коммуникации.

Основные методы этой модели: решение проблемных ситуаций, вопросы-задания, вопросы, прогнозирующие путь изучения ребенком отдельных объектов, символические игры, словесные игры, игры – воображения.

• Поисково – исследовательская модель. Ее цель – актуализация субъектной позиции ребенка в познавательной деятельности, актуализация знаний, умений, навыков ребенка, их практическое применение во взаимодействии с окружающей природой. Стимулирование потребностей ребенка в самореализации, самовыражении, реализация принципа сотрудничества детей и взрослых. Основной метод этой модели — метод проектов. На базе музея прошла разработка и презентация таких проектов, как «Путешествие зернышка», «Лекарственные травы Кузбасса в аптеке Неболейки», «Мой папа – шахтер»

Логика использования данных моделей основывается на том, что ребенок познает мир посредством образов, и игровые способы облегчают ему процесс усвоения знаний, поэтому он вначале включается в учебно-игровую деятельность. Затем в коммуникативно-диалоговую деятельность, так как уже приобрел способы и опыт познания явлений природы и ее художественные образы и способен на этой основе вступать в коммуникации с педагогом и детьми. На заключительном этапе организуется поисково-исследовательская деятельность, в которой ребенок становится в позицию разрешения ситуаций, отражающих законы природы на уровне проектирования, осмысления и выражения собственных суждений.

Педагогами детского сада составлена музейно-образовательная программа «Распахни окно в мир природы» и разработан методический комплект, включающий в себя сценарии экскурсий и описание различных тематических выставок в музее природы, описание проектной деятельности детей, конспекты занятий «В гостях у принцессы Кукурузы», «Мы – морские обитатели», «Лесное чудо» и пр.

Мини-музей музыкальных инструментов в детском садуМини-музей музыкальных инструментов в детском саду Всевозможные музеи – неотъемлемая часть развивающей предметно-пространственной среды детского сада. В музыкальном зале, например, можно.

«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста«Весёлый день рождения в детском саду». Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду»Фотоотчет «Красота зимней природы в нашем детском саду» Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит, И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит он, околдован,- Не.

Мини-музей «Чудеса из дерева» в детском садуМини-музей «Чудеса из дерева» в детском саду «Велика наша Россия И талантлив наш народ. О Руси родной умельцах На весь мир молва идет». Цель: продолжать знакомить детей со свойствами.

Музейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группеМузейная педагогика в детском саду. Мини-музей в группе Музейная педагогика в детском саду Всем родителям хочется, чтобы дети выросли отзывчивыми на духовную красоту. Творчески мыслящий педагог.

Мини-музей «Коми изба» в детском садуМини-музей «Коми изба» в детском саду Чувство патриотизма начинает формироваться с самого рождения. Любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание.

Мини — музей в детском саду (из опыта работы).Мини — музей в детском саду (из опыта работы). Здравствуйте, дорогие коллеги. Музейная педагогика и мини-музеи прочно вошли в жизнь дошкольных учреждений. Цель музейной педагогики: создание.

Мини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДОМини-музей в детском саду как форма работы с детьми и родителями в соответствии с ФГОС ДО Мини-музей — это результат общения и совместной работы детей и их родителей. Тема музейной педагогики остается актуальной, так как решается.

Мини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной ВойнеМини-музей в детском саду, посвященный Победе в Великой Отечественной Войне К празднованию Дня Победы мы решили сделать в группе мини-музей. Обратились к родителям воспитанников и сотрудникам детского сада с просьбой.

Экскурсия в музей краеведения в детском садуЭкскурсия в музей краеведения в детском саду Цель экскурсии Дать детям элементарные знания о крае, в котором они живут. Познакомить детей с жизнью, бытом, обычаями и традициями казаков.

Источник