О понятии экологических представлений у детей



О понятии экологических представлений у детей

Ребенок эколог

Воспитание детей

Считается, что впервые термин «экология» был введен в 19 веке. Первым его использовал в своих трудах Эрнест Геккель. Это понятие имеет древнегреческие корни и переводится на русский «наука о доме». Ученый употреблял это понятие в значении «наука, исследующая взаимодействия живых существ на природу».

Сегодня не существует единого мнения о том, что такое «экология». Однако все исследователи соглашаются друг с другом в том, что экология должна изучать взаимосвязи, которые формируются между живыми существами и природой, причем влияние человечества на природу изучается наиболее внимательно.

Под представлениями будем понимать отражения природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Когда речь идет о представлениях, подразумеваются именно те явления или предметы, которые в данный момент уже не действуют на органы чувств, но хранятся в памяти личности.

Теперь объединим эти два термина и получим новый: «элементарные экологические представления». Под ним мы будем подразумевать информацию об имеющихся между животными и растениями взаимосвязей с их средой обитания, способов приспособленностей этих организмов к природе, о человеке, являющимся частью природы, о загрязнении природы и использовании природных ресурсов.

Взгляды исследователей на элементарные экологические представления у детей

Согласно С.Н. Николаевой, под экологическими представлениями следует понимать обобщенное представление о существующих в природе явлений и объектов, образуемых между ними сложных связей, которые характеризуют экосистемы и сообщества в целом.

Согласно Д. Н. Кавтарадзе под экологическими представлениями нужно понимать знания на экологическую тематику, которым необходимо обучить каждого ребенка.

Согласно работам Л. В. Кузнецовой, существуют следующие критерия, которые определяют уровень развитости у дошкольников экологических представлений:

  1. Уровень знаний о животных;
  2. Уровень знаний о растениях;
  3. Уровень знаний о неживой природе;
  4. Уровень знаний о временах года.

Исходя из этой точки зрения, мы можем заключить, что элементарные экологические представления – это представления человека о животных, растениях, о неживой природе и временах года, о том, как все это взаимосвязано между собой.

Проанализировав главные понятия экологии с целью определить сущность и содержание процесса воспитания в дошкольниках экологической культуры, мы делаем вывод о том, что развитие экологических представлений у детей заключается в том, чтобы находить, выделять и запоминать такие связи между явлениями и объектами, существующими в природе, которые можно наглядно продемонстрировать детям.

Элементарные экологические представления — методы формирования

Чтобы развить необходимые элементарные экологические представления у детей-дошкольников, нужно внедрять в обучение те методы, которые основаны на знаниях о природе, и которые позволяют сформировать у ребенка экологическую осознанность, мышление и чувства, побуждающие его заботиться о природе.

Педагог должен так выстраивать свои занятия, чтобы каждый ребенок мог глубоко осознать, насколько важно бережно относиться к природе, как к своей среде обитания. Дети должны уметь испытывать эстетическое наслаждение за наблюдениями за природой и явлениями, что поможет избежать небрежного отношения к миру природы в дальнейшем.

Если мы хотим взрастить в ребенке элементарные экологические представления и экологическую осознанность, необходимо передать ему важнейшие экологические знания и установки по отношению к природному миру.

Согласно работам И.Т. Суравегиной для того, чтобы сформировать элементарные экологические представления у дошкольников, нужно стараться развивать в них чувство ответственности за то, как они относятся к окружающему миру. Это возможно сделать, развивая у них новые формы мышления.

Например, нужно распространять идеи оптимизации использования природных ресурсов, побуждать людей подчиняться принципам использования природы, нужно изучать местность, где обитают люди и стремиться оградить ее от их разрушительного воздействия.

Если у детей будут иметься элементарные экологические представления, то это поможет развить такую систему восприятия мира, которая будет побуждать их беречь природу и стараться разрешить существующий кризис экологии.

Элементарные экологические представления только в том случае будут нести пользу, если воспитанники будут иметь представление о системе «человек-природа».

Для решения поставленной цели, нужно последовательно решать следующие задачи:

  1. Нужно помогать ребятам приобрести элементарные экологические представления и экологическую осознанность. Это возможно только если ребенок будет иметь достаточно знаний о природе. Нужно добиться того, чтобы дети хорошо понимали, как деятельность человека может повлиять на природу тех или иных явлений в окружающем мире.
  2. Также нужно помочь приобрести ребятам знания, которые cмогут побуждать их правильно взаимодействовать с природой. Например, дети должны понимать, как правильно заботиться о растениях или о животных на территории детского сада. Дети могут научиться создавать для них наиболее благоприятные условия. Важно, чтобы дошкольники могли осознать, к каким последствиям могут привести их правильные или неправильные действия.
  3. Важно развивать гуманное отношение. Ребята должны иметь знания о том, как гуманно поступать по отношению к миру природы. В силу своих возрастных особенностей дети должны понимать, как работают главные законы природы.

Итак, под представлениями будем понимать отражения природного мира, образ, который основан на характерных признаках изучаемого явления или предмета. Под экологическими представлениями подразумевать информацию об имеющихся между животными и растениями взаимосвязей с их средой обитания, способов приспособленностей этих организмов к природе, о человеке, являющимся частью природы, о загрязнении природы и использовании природных ресурсов.

Чтобы выработать правильное отношение у ребенка к природному миру, нужно формировать у него элементарные экологические представления. Это поможет развивать у ребенка рост познавательного интереса, его эстетическое восприятие мира и природы, гуманистическое отношение к миру животных и растений.

Источник

Экологические представления как элемент экологической культуры учащихся младших классов

В решении проблем охраны окружающей среды важнейшая роль принадлежит образованию. Уже с самого раннего возраста каждый живущий на Земле человек должен знать к чему приводит беспечное отношение к окружающей среде: о заболеваниях, вызванных загрязнением среды, о генетических отклонениях, о гибели животных и растений, об уменьшении плодородия почвы, об исчерпаемости запасов питьевой воды и других негативных изменениях среды обитания. И не только знать, но и ощущать личную ответственность за ее состояние[18].

Глобальные экологические проблемы поставили перед школьной практикой новые задачи воспитания молодого поколения в духе бережного, ответственного отношения к природе, рационального природопользования и защиты природных богатств. Чтобы эти требования превратились в норму поведения каждого человека, необходимо с детских лет целенаправленно воспитывать чувство ответственности за состояние окружающей среды. Успех экологического воспитания и образования в школе зависит от использования разнообразных форм работы, их разумного сочетания. Эффективность определяется также преемственностью деятельности учащихся в условиях школы и условиях окружающей среды[41].

Под экологической культурой человека понимается часть общей культуры, то есть совокупность гармонично развитых различных сфер личности человека, обеспечивающих экологически обоснованное взаимодействие человека с окружающим миром. Общее представление об экологической культуре концентрируется на каждом этапе развития личности определенными показателями, что обусловлено типологическими особенностями возраста человека. Уровень развития экологической культуры выступает, таким образом, в качестве одно из критериев экологической образованности ребенка[35].

Экологическая культура, по мнению A.Н. Зaхлебного – это утверждение в сознании и деятельности человека принципов природопользования, обладание навыками и умениями решать социально-экономические задачи без ущерба для окружающей среды и здоровья людей [15].

А.А. Плешаков считает, что экологическая культура включает:

— культуру познавательной деятельности учащихся по освоению опыта человечества в отношении к природе как к источнику материальных ценностей, основе экологических условий жизни, объекту эмоциональных, в том числе и эстетических, переживаний. Успешность этой деятельности обусловлена развитием нравственных черт личности по отношению к природной среде на основе формирования умений принимать альтернативные решения;

— культуру труда, формирующуюся в процессе трудовой деятельности. При этом учитываются экологические, эстетические и социальные критерии при выполнении конкретных дел в различных областях природопользования;

— культуру духовного общения с природой. Здесь важно развивать эстетические эмоции, умение оценивать эстетические достоинства как естественной, так и преобразованной природной сферы [32].

Б.Т. Лихачёв рассматривает экологическую культуру как производное от экологического сознания, и утверждает, что она должна строиться на экологических знаниях и включать в себя глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности [23].

Прежде чем определить, что подразумевается под понятием экологическое воспитание, выясним что же такое само воспитание. Воспитание в широком значении представляет собой целенаправленный, организованный процесс, обеспечивающий всестороннее, гармоничное развитие личности, подготовку её к трудовой и общественной деятельности [36]. Понятие «воспитание» в узком значении тождественно понятию «воспитательная работа», в процессе которой формируются убеждения, нормы нравственного поведения, черты характера, воля, эстетические вкусы, физические качества человека. Если воспитание в широком понимании включает и процесс познания действительности, и формирование отношения к ней, то воспитание в узком понимании охватывает только область отношений и поведения [8].

Читайте также:  Курская область уникальные природные объекты

A.И. Кузминский и A.В. Омеляненко рассматривают экологическое воспитание, как систематическую педагогическую деятельность, направленную на развитие в учащихся экологической культуры. Экологическое воспитание предусматривает вооружение человека знаниями в области экологии и формирование у него моральной ответственности за сохранение природной среды. Цель экологического воспитания – «формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания» [13, 125].

Экологическое воспитание является составной частью экологического образования. Экологическое образование не может и не должно идти в отрыве от воспитания экологически ответственной, творческой личности.По мнению
С.В. Алексеева экологическое образование – это непрерывный процесс наследования и расширенного воспроизводства человеком экологической культуры, направленный на формирование системы научных и практических знаний, и умений, ценностных ориентаций[3].

В Концепции экологического образования под экологическим образованием понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы научных и практических знаний, и умений, ценностных ориентации, поведения и деятельности, обеспечивающих ответственное отношение к окружающей социально-природной среде и здоровью [13, 269].

Экологическое образование должно решать следующие задачи:

— формирование целостного представления о природном, социальном окружении как среде жизни, труда, отдыха человека;

— развитие умения воспринимать окружающий мир посредством органов чувств, познавательного интереса.

Л.П. Симонова в своей статье «Этические беседы по экологии с младшими школьниками» в экологическом образовании выделяет следующие аспекты:

1) нaучно-познaвaтельный аспект содержанияэкологического образования, развивающий интерес младшего школьника к проблемам окружающей среды и формирующий представление о научной картине мира, представлен материалом, раскрывающим свойства предметов и явлений, их многообразие, связи между ними;

2) ценностный аспект призван раскрыть детям многогранную значимость изучаемых объектов в жизни природы и человека. Данный аспект является ведущим в содержании образования вообще, a экологического образования в особенности. Для сохранения жизни на нашей планете, здоровья человека необходима благоприятная окружающая среда;

3) нормативный аспект содержания экологического образования – это правила (предписания и запреты) поведения человека и его деятельности в природном и социальном окружении. Следование общечеловеческим нормам морали – показатель общей культуры поведения каждого человека в отношениях между людьми, с природными объектами, к своему здоровью;

4) практически-деятельностный аспект играет не менее важную роль в экологическом образовании, чем нормативный аспект. Практическая деятельность – конечный результат формирующихся отношений, критерий развивающегося сознания и чувств. В тоже время в деятельности формируются и закладываются сами отношения человека с природой. Следует отметить, что организация практической деятельности в младшем школьном возрасте имеет свои особенности: детей надо учить, что и как делать [35].

Все 4 компонента составляют ядро содержания экологического образования, используются при отборе экологических знаний и умений в начальных классах с соответствующей их интерпретацией на младший школьный возраст.

Изучение естественных наук обогащает кругозор, развивает наблюдательность, мышление детей, прививает бережное отношение и любовь к природе, закладывает основы экологического воспитания.Экологическое образование и экологическая культура являются результатом целенаправленного и высокоорганизованного процесса экологического воспитания, a также стержнем и обязательной составной частью общеобразовательной подготовки учащихся. Этот процесс направлен на формирование у младших школьников системы научных знаний, взглядов, убеждений, которые обеспечивают воспитание соответственного отношения к окружающей среде во всех видах их деятельности [35].

Развитие экологической культуры предусматривает развитие экологического сознания. В соответствии с ФГОС, экологическая культура – одна из ценностно-смысловых установок, проявляющаяся в таких личностных универсальных учебных действиях, как:

– умение соотносить свои поступки по отношению к природе с принятыми этическими принципами, знаниями моральных норм экологического содержания;

– умение выделить нравственный или безнравственный аспект поведения в природе;

– ориентация в социальных ролях (роль защитника, хранителя или разрушителя природы);

– способность принимать и осознавать природу как одну из базовых ценностей наравне с такими, как «родина», «добро», «мир» [1].

Экологическая культура человека включает его экологическое сознание и экологическое поведение. Под экологическим сознанием понимается совокупность экологических и природоохранных представлений, мировоззренческих позиций по отношению к природе, стратегий практической деятельности, направленной на природные объекты. Экологическое поведение понимается как совокупность конкретных действий и поступков людей, непосредственно или опосредованно связанных с воздействием на природное окружение, использованием природных ресурсов[35].

В соответствии с приведенным ранее определением экологического сознания, экологическое образование должно решать три задачи [13, с. 18]:

1) формирование адекватных экологических представлений, т. е. представлений о взаимосвязях в системе «человек – природа» и в самой природе. Такая система представлений позволяет личности знать, что и как происходит в мире природы между человеком и природой, и как следует поступать с точки зрения экологической целесообразности;

2) формирование отношения к природе. Само по себе наличие экологических знаний не гарантирует экологически целесообразного поведения личности, для этого необходимо еще и соответствующее отношение к природе. Оно определяет характер целей взаимодействия с природой, его мотивов, готовность выбирать те или иные стратегии поведения, иными словами, стимулирует поступать с точки зрения экологической целесообразности;

3) формирование системы умений и навыков (технологий) и стратегий взаимодействия с природой. Для того, чтобы экологически целесообразно поступать, личности необходимо уметь это делать: и понимания, и стремления окажется недостаточно, если она не сможет их реализовать в системе своих действий. Освоенность соответствующих технологий и выбор правильных стратегий и позволяют поступать с точки зрения экологической целесообразности.

Одним из элементов экологической культуры являются экологические представления: о растениях, животных, человеке как представителе живого в мире природы, представления о потребностях конкретных растений, животных, людей в условиях среды, о различных средах обитания о росте и размножении живых существ, о взаимосвязи и взаимодействии живых организмов в сообществах (экосистемах)[35].

Экологическими можно считать только такие представления, которые отражают объективно существующие в природе связи и зависимости. Иными словами, представления детей о природе должны носить такой же системный характер, какой имеет сама природа [41]. Они могут быть сформированы, если обучающая программа включает в себя:

а) представления о связях организмов со средой обитания;

б) представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых элементов экологических систем по цепям питания;

в) представления о необходимости сохранения биологического равновесия в природе;

г) представления об экологическом значении природы в жизни человека и о роли человека в функционировании природы.

Наиболее яркими и наиболее интересными проявлениями окружающего ребенка мира является живая природа. Поэтому формирование у школьника представлений о живой природе служит понятным для него инструментом развития способностей и осознания окружающей его реальности.

Процесс формирования экологических представлений у детей будет эффективен в том случае, если соблюдается преемственность между отдельными знаниями ребенка и поддерживается связь между экологической и другими видами деятельности. Наблюдения, опыты и практическая деятельность способствуют накоплению у детей конкретно-образных представлений об окружающей действительности, фактических знаний, которые являются материалом для последующего их осознания, обобщения, приведения в систему.

Экологические представления – это сведения о взаимосвязи растений и животных со средой обитания, их приспособленности к ней; о человеке как части природы; об использовании природных богатств, загрязнении окружающей среды и так далее [26, с. 35]. Особое значение для развития личности школьника имеет усвоение им представлений о взаимосвязи природы и человека. Овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой обеспечивает становление мировоззрения ребенка, его личностный рост.

Таким образом, экологические представления являются основой для формирования экологической культуры школьников. В результате дети начинают понимать, что объекты и явления взаимосвязаны и представляют собой единое целое, а окружающий мир постоянно изменяется.

Источник

«Формирование экологических представлений у детей дошкольного возраста»

Экологические представления формируются у человека в результате восприятия объектов и явлений природы и взаимосвязей между ними. Развивать экологические представления необходимо с дошкольного возраста, при этом дети должны знакомиться с объектами природы ближайшего окружения, знать взаимосвязи, которые существуют между ними. Современные психологи (С.Д. Дерябо, А.М. Левочкина, В.А. Сребец, В.А. Ясвин и др.) отмечают, что старший дошкольный возраст – важный период для общего развития личности ребенка и формирования у него экологических представлений и сознания.

Дошкольный возраст благоприятный для развития психических процессов (восприятия, памяти, мышления), которые активизируют получение знаний о связях и зависимостях в природе. Кроме того, для детей дошкольного возраста характерные такие особенности как: любознательность, наблюдательность, активность, которые развивают потребность ребенка в познании.

Именно дошкольный возраст характеризуется высокой сензитивностью к учебе и воспитанию, ведь у ребенка появляется способность накапливать знание об окружающем мире, изучать взаимосвязи и зависимости в естественном окружении, приобретать навыки выполнения элементарных трудовых поручений в процессе деятельности в природе. Итогом таких взаимодействий ребенка в мире природы является ее представление об этом мире.

С 1 января 2014 г. вступил в силу ФГОС дошкольного образования, в котором появляется образовательная область «Познавательное развитие», которая предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др., о малой родине и Отечестве, представлений о социокуль-турных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенности её природы, многообразии стран и народов мира.

Читайте также:  Бешеный огурец фото описание и полезные свойства

Опыт работы показал, что важно учить детей любоваться, радоваться и восхищаться красотой мира природы, воспитывать наблюдательность, любознательность, доброе и бережное отношение к объектам природы. Приобщаю детей к богатому и разнообразному миру природы через их чувства, затрагивая сердце и душу ребёнка.

Формы и методы работы разнообразны: это циклы наблюдений за растениями и животными в центре природы и на участке, целевые прогулки, экскурсии, опытно-экспериментальная деятельность, игры (дидактические, настольно-печатные, инсценировки, сюжетно-ролевые, подвижные, игровые обучающие ситуации с использованием игрушек, литературных персонажей, труд, художественное творчество.

Большие возможности в воспитании экологических чувств по отношению к окружающему миру заложены в играх. Удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение окружающего мира, помочь ему овладеть способами познания связей между предметами и явлениями позволит именно игра (дидактическая, подвижная, строительная, музыкальная и т. д.) . В своей работе с детьми использую экологические игры типа » Сад — огород «, » Кто прилетел на кормушку «; подвижные игры, например, » У медведя во бору «, » Гуси-лебеди»; строительные игры: «Строим мост через речку».

Активно использую в своей работе игровые обучающие ситуаций. В рамках игры дети получают новые знания, наблюдают за объектами природы, выполняют обследования и трудовые действия.

В разных жизненных ситуациях и в беседах, обсуждаю отдельные явления действительности, акцентирую внимание на взаимосвязь всего живого, на рациональное использование природных богатств, гуманное отношение к природе. Продуманная организация тематических бесед развивает у детей мышление, способность видеть и чувствовать, замечать большие и маленькие изменения окружающего мира.

Большое значение в экологическом воспитании имеет окружающая среда. На территории детского сада провожу с детьми наблюдения за объектами живой и неживой природы, свои впечатления дети заносят в: дневники наблюдения, отмечают изменения в календаре природы. На участке дети знакомятся с названиями растений нашего региона, с особенностями их роста (сбор семян, цветение, форма листьев, применяют свои знания на практике. Наблюдения дополняются художественными рассказами, просмотром иллюстраций, картин, прослушиванием музыки. Затем все эти впечатления отражаются и закрепляются в рисовании, лепке, аппликации.

На прогулке организовываю экскурсии по экологической тропе детского сада. Экскурсии с детьми в природу дают им ни с чем несравнимые живые и яркие впечатления о красоте мира природы. Кроме того, хорошей традицией на прогулках стала забота о птицах, особенно зимой. Ухаживая за растениями и птицами, дети учатся заботливому и бережному отношению к ним.

Провожу с детьми экологические развлечения: «Праздник цветов», «Птицы — наши друзья», «День земли» и т. д. Эти развлечения направлены на обогащение знаний о природе, воспитание у детей бережного, заботливого отношения к ней. Конкурсы, праздники («Осень», турниры («Знатоки природы», театрализованные представления своей яркостью, всплеском эмоций привлекают детей к решению тех или иных экологических проблем, выполнению определенных обязанностей по отношению к природе. Участвуя дети не только познают мир, но и раскрывают свои творческие способности.

В своей работе с детьми по экологическому воспитанию использую, прежде всего, постоянные, многократно повторяющиеся наблюдения за растениями, объектами и явлениями не живой природы в сочетании с играми, поисковыми действиями, чтением детских книг и с музыкальной деятельностью.

Провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями нашего уголка природы. Постоянные обитатели уголка природы – комнатные растения. В процессе ухода дети овладевают несложными умениями: поддерживать растения в чистоте, правильно поливать его, обтирать кисточкой, черенковать, пересаживать. При отборе растений для уголка природы учитываю требования, предъявляемые СаНПин и основной общеобразовательной программой детского сада.

Совместно с детьми разрабатываем правила поведения в природе и обозначаем это тремя видами карточек (знаков) запрещающих, разрешающих (например, цветы рвать нельзя, их можно нюхать, любоваться ими, жуков собирать, топтать нельзя, но можно за ними наблюдать) и рекомендательных (нужно поливать цветы, вешать кормушки, кормить птиц).

В конце весны – начале лета высаживаем вместе с детьми посадки на ого-роде, расположенном на территории нашего детского сада: морковь, капусту, помидоры, лук, свеклу и др. В течение лета дети с удовольствием проводят наблюдения, ухаживаем за ними (поливают, рыхлят почву, рвут траву).

Ежегодно проводим различные экологические акции «Помоги дереву», «Посади ёлочку», «Трудно птицам в день морозный… » и др. Проводим рыхление почвы вокруг деревьев и кустов, чтобы им легче дышалось, готовим кустарники к зиме, подвязываем ветки. Вместе с родителями делаем кормушки. Конкурс семейного творчества «Птичья столовая» (на самую оригинальную кормушку) стал традиционным.

В группе находятся разные энциклопедии познавательного содержания («Энциклопедия животных», «Я познаю мир», «Насекомые» и др., художественная литература (произведения В. Бианки, Е. Чарушина, иллюстрированный материал по темам, для формирования представлений детей о растениях, животных, неживой природе, пищевых связях и т. д.

В результате работы по данному направлению наблюдается следующее: неравнодушное эмоционально- целостное отношение к природе, правильное отношение к объектам и явлениям природы, экологическое мышление, дети проявляют умение экспериментировать, анализировать и делать выводы, общаясь с природой отражают свои впечатления через различные виды деятельности, у детей приходит понимание бережного отношения к природе, основанное на ее нравственно – эстетическом и практическом значении для человека. Наблюдая за растениями и животными, работая в цветнике, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимание.

Кроме того, постоянное общение ребёнка с природой даёт заметный оздоровительный эффект, снимает психологическую напряжённость, помогает снять стрессы и агрессивность, настраивает на доброжелательное отношение. Важно вместе с ребёнком подходить к растениям и каждый раз удивляется, восхищаться их красотой.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира расте-ний и животных, способствую активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие, милосердие.

Источник

Публикации

Нравственные качества личности, несущие экологический смысл:

  • отзывчивость — готовность прийти на помощь, участливое отношение к нуждам и просьбам другого, связана с эмпатией — способностью сопереживать, сочувствовать;
  • гуманность — уважительность к личности человека, проявляется в отношениях к живым объектам через осознанное сострадание и реализуется в содействии, оказании практической помощи;
  • бережность — осторожность по отношению к объектам природы, забота о них;
  • бережливость — способность экономно расходовать природное сырье и материалы, принимать во внимание возможные негативные последствия деятельности;
  • рациональность — способность разумно и научно обоснованно планировать имеющиеся природные ресурсы и материалы, деятельность в природе, чтобы, не тратя лишнего, удовлетворять разумные и необходимые потребности;
  • осознанность — отношение к природе на основе понимания природных закономерностей;
  • ответственность — высокая осознанность отношения к природе, проявляющаяся в чувстве долга, в действиях и поступках, которые соответствуют не только моральным, но и правовым нормам.

В сфере формирования отношения к природе у ребенка-дошкольника акцент делается на освоении положительного опыта эмоционально-чувственного общения с природным и социальным окружением.

Особенности отношения дошкольников к природе:

  • субъективизм в отношении к природе, т.е. восприятие природных объектов «на равных» — животные и растения могут «думать», «чувствовать», «общаться»;
  • анимизм (наделение неодушевленных объектов природы сознанием и жизнью);
  • антропоморфизм (объяснение любых причинно — следственных отношений в природе с точки зрения и отношений между людьми);
  • артификализм (представления о том, что все объекты и явления мира изготовлены самими людьми для собственных целей) придает прагматическую направленность отношению к природе («дождь идет, чтобы можно было ходить по лужам»).

В основе практического отношения лежит утилитарный подход (извлечение практической пользы);

  • преобладает познавательное отношение к природе.

Работа по формированию экологического отношения детей к природе строится в нескольких направлениях:

  • развитие эмоционального влечения и интереса к природе, выработка нравственных, эстетических чувств, привычек и воспитание воли;
  • формирование потребностей, мотивов, установок личности, ценностных ориентации, направленных на субъектное восприятие объектов природы;
  • формирование личностно значимых целей экологической деятельности.

Технологии формирования экологически правильного отношения к природе

  • Формирование экологического отношения начинается с накопления опыта в эмоционально-перцептивной сфере через непосредственный контакт с естественной природой («вчувствование»);
  • метод экологической идентификации — отождествление себя с каким- либо природным объектом или явлением, игровой прием «превращения» в образы животных, растений, действия от их имени;
  • игровой экологический тренинг, направленный на развитие сенсомоторной культуры детей и формирование социальных качеств, являющихся базисными характеристиками экологичной личности («Человечек из коры», «Мир кролика и мир муравья», «Экологическая этика», «Сороконожка», «Подарок на день рождения» и др.) ;
  • метод экологической эмпатии — сопереживание и сочувствие природным объектам;
  • чтение стихов, слушание музыки, пение песен
  • Диалог с природой — метод, который нацелен на развитие эмоциональной сферы ребенка, чувствительности. Диалоги осуществляются в различных вариантах – «секретные» («один на один» с природой) или «открытые» (устные обращения), вербальные и невербальные (посредством мимики и жестов, средств изобразительного искусства, музыки, танца).
  • Экологические упражнения — постоянно, систематически совершаемые действия, направленные на совершенствование умений и навыков общения с природой.
Читайте также:  Что такое естественная природа в философии

Виды экологически ориентированной деятельности детей:

  • познавательная, направленная на формирование опыта приобретения научной информации (анализ фактического материала; наблюдения в природе и оформление их результатов; определение объектов природы, описание их состояния, установление причинных связей; овладение приемами исследовательской работы- экспериментирование, моделирование, коллекционирование и т.д.).
  • ценностно-ориентационная, направленная на приобретение опыта ценностных ориентации и оценочных суждений (сравнение эстетических и гигиенических качеств естественной и преобразованной природной среды, критическая оценка состояния окружающей среды; обсуждение последствий деятельности человека, возможных вариантов использования природы для удовлетворения индивидуальных или общественных потребностей; соотнесение местных проблем охраны природной среды с глобальными, выбор решения из возможных альтернатив и соблюдение этических и правовых норм поведения, пропаганда природоохранных знаний и т.д.
  • практическая, направленная на формирование практических умений (труд в природе, природопользование, охрана природы, инвентаризация охраняемых природных объектов, составление необходимой документации, защита природных объектов от разрушения, сохранение редких и уникальных объектов природы, уход за ландшафтом, улучшение природного окружения, др.)
  • Игровая деятельность является ведущей в дошкольном возрасте, поэтому она пронизывает все другие виды экологически ориентированных деятельностей.
  • Художественно-эстетическая деятельность заключается в восприятии эстетических свойств объектов природы и произведений искусства, отражающих ее, а также в создании художественных образов, связанных с репрезентацией мира природы и отношения к нему. Разнообразны и формы художественного творчества дошкольников: выполнение рисунков и плакатов, лепка, конструирование поделок из природного материала, сочинительство и др. технологии эстетического освоения мира природы.
  • Коммуникативная деятельность опосредуется другими видами деятельности и ими же порождается. Общаясь с миром природы, ребенок испытывает потребность высказаться, выразить свои ощущения, мысли в словесной форме. Такая возможность представляется в свободном общении детей в повседневной жизни или в малых группах на занятиях и экскурсиях.

ФГОС о развивающей предметно – пространственной среде.

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать:

  • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой);
  • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
  • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • возможность самовыражения детей.
  • наличие в Организации или Группе полифункциональных (не обладающих жёстко закреплённым способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду.

Построение образовательного процесса должно основываться на адекватных возрасту формах работы с детьми. Центральная психо — дидактическая технология стандарта – это развивающее взаимодействие ребёнка со взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребёнка. Разработанный стандарт не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребёнка дошкольного возраста.

Формы организации работы по экологическому образованию в детском саду по ФГОС

  • Реализация программы в формах, специфических для детей данной возрастной группы, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие ребенка. Конкретное содержание указанных образовательных областей может реализовываться в различных видах деятельности (общении, игре, познавательно-исследовательской деятельности — как сквозных механизмах развития ребенка в раннем возрасте (1 год — 3 года) — предметная деятельность и игры с составными и динамическими игрушками; экспериментирование с материалами и веществами (песок, вода, тесто и пр.),
  • для детей дошкольного возраста (3 года — 8 лет) познавательно-исследовательская (исследования объектов окружающего мира и экспериментирования с ними).

В программе «От рождения до школы» (под ред. Н. Е. Вераксы; Т. С. Комаровой) в разделе «непосредственно образовательная деятельность» предлагается использовать следующие формы работы:

  • игры дидактические, дидактические с элементами движения, сюжетно-ролевые, подвижные, психологические, музыкальные, хороводные, театрализованные, игры-драматизации, игры на прогулке, подвижные игры имитационного характера;
  • просмотр и обсуждение мультфильмов, видеофильмов, телепередач;
  • чтение и обсуждение программных произведений разных жанров, чтение, рассматривание и обсуждение познавательных и художественных книг, детских иллюстрированных энциклопедий;
  • создание ситуаций педагогических, морального выбора; беседы социально — нравственного содержания, специальные рассказы воспитателя детям об интересных фактах и событиях, о выходе из трудных житейских ситуаций, ситуативные разговоры с детьми;
  • наблюдения за трудом взрослых, за природой, на прогулке; сезонные наблюдения;
  • изготовление предметов для игр, познавательно-исследовательской деятельности; создание макетов, коллекций и их оформление, изготовление украшений для группового помещения к праздникам, сувениров; украшение предметов для личного пользования.

Формы работы:

  • проектная деятельность, познавательно-исследовательская деятельность, экспериментирование, конструирование;
  • оформление выставок работ народных мастеров, произведений декоративно — прикладного искусства, книг с иллюстрациями, репродукций произведений живописи и пр.; тематических выставок (по временам года, настроению и др.), выставок детского творчества, уголков природы;
  • викторины, сочинение загадок;
  • инсценирование и драматизация отрывков из сказок, разучивание стихотворений, развитие артистических способностей в подвижных играх имитационного характера;
  • рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам и потешкам, игрушек, эстетически привлекательных предметов (деревьев, цветов, предметов быта и пр.), произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.), обсуждение средств выразительности; и т.д.

На дошкольном этапе экологического образования важно, чтобы общение детей с природой было радостным, что послужит основой для развития чувства доброты, гуманности и понимания ценности жизни, целостности мира природы.

Дошкольный ребёнок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что «обучение входит в жизнь ребёнка через ворота детской игры». Игровые педагогические технологии «включают достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр» (Г.К.Селевко).

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно — познавательной направленностью. Цель игровой технологии – не менять ребёнка и не переделывать его, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность «прожить» в игре волнующие его ситуации при полном внимании и сопереживании взрослого.

Целевые ориентации игровых технологий:

  • Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность, формирование определённых умений и навыков, развитие трудовых навыков.
  • Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли, сотрудничества, коллективизма, коммуникативности.
  • Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, развитие мотивации учебной деятельности.
  • Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества, адаптация к условиям среды, саморегуляция.
  • строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем,
  • в нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
  • группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
  • группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
  • группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.

При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов — забота каждого воспитателя. Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.

Источник