Правила 26 РЫБОЛОВНЫЕ СУДА
a. Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.
b. Судно, занятое тралением, т.е.протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний — белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
ii. огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
iii. если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
c. Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:
i. два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;
ii. если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
iii. если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.
d. Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.
e. Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.
Читайте также
ЧАСТЬ V РЫБОЛОВНЫЕ МАРШРУТЫ
ЧАСТЬ V РЫБОЛОВНЫЕ МАРШРУТЫ В России много рек, озер, водохранилищ и прочих водоемов, богатых рыбой. Каждый из них имеет свою особенность. Но не всегда удается стать обладателем достойных трофеев, если водоем достаточно хорошо не изучен: удача сопутствует знающему
Рыболовные ящики и стульчики
Рыболовные ящики и стульчики Рыболовный ящик (в просторечии – «шарабан», «шарманка») на котором сидят во время ловли зимние удильщики (в него же складывают и свои пожитки, и улов) всегда считался всенепременной принадлежностью рыболова-зимника. Советская легкая
Ловушки рыболовные
Ловушки рыболовные Ловушки – наиболее древние рыболовные снасти, известные с доисторических времен. Возможно, древнее их только ловля руками (как случайный и редкий вид охоты наших далеких предков) и бой рыбы острогой и гарпуном.Некоторые ученые-археологи оспаривают
Экраны рыболовные
Экраны рыболовные Рыболовные экраны, как и плавные сети, наиболее приближаются к ставным сетям и по устройству, и по принципу действия, – рыба либо объячеивается в сетном полотне, либо запутывается сетном мешке.Но если ставная сеть призвана расширить зону ловли
Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ
Правило 25. ПАРУСНЫЕ СУДА НА ХОДУ И СУДА НА ВЕСЛАХ a. Парусное судно на ходу должно выставлять: i. бортовые огни; ii. кормовой огонь; b. На парусном судне длиной менее 12 м огни,предписанные пунктом (а) этого Правила, могут быть скомбинированы в одном фонаре,выставляемом на топе
Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ
Правило 30. СУДА НА ЯКОРЕ И СУДА НА МЕЛИ a. Судно на якоре должно выставлять на наиболее видном месте: i. в носовой части судна — белый круговой огонь или шар; ii. на корме или вблизи от нее и ниже огня, предписанного подпунктом (i),- белый круговой огонь. b. Судно длиной менее 50 м
Источник
Обучение вождению гидроциклов и маломерных судов, общие сведения, лоция. Экзаменационные билеты ГИМС
На судне, стоящем на мели, должны нестись установленные для него стояночные огни и, кроме того, на уровне плавучего знака:
— со стороны или сторон, с которых судовой ход свободен, — белый круговой огонь на части судна, выступающей в судовой ход;
— со стороны, с которой проход невозможен, — три красных круговых огня, днем — три черных шара, расположенных по вертикали на видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.88)
3. Чем занято судно, у которого поднят этот сигнал?
4. Какое из этих судов занято водолазными работами?
5. Какой из этих сигналов несет днем судно, занятое водолазными работами?
Судно, занятое водолазными работами, ночью должно нести два зеленых круговых огня, расположенных по вертикали, днем — два сигнальных флага "А".(Правила плавания по внутренним водным путям п.101)
6. Какие из перечисленных сигналов может подавать терпящее бедствие судно, которое просит помощи?
7. Какой из этих сигналов поднимается на судне, которое терпит бедствие?
8. Что означает поднятый на судне сигнал?
Когда терпящее бедствие судно нуждается в помощи, оно может показывать:
— флаг с находящимся над ним или под ним шаром или
аналогичным предметом;
— частое мигание круговым огнем, прожектором, вертикальное
перемещение огня;
— ракеты красного цвета;
— медленное повторяемое поднятие и опускание вытянутыми в сторону руками.(Правила плавания по внутренним водным путям п.96)
9. Какое из этих судов занято ловом рыбы тралением?
10. Какое из этих судов занято ловом рыбы?
Судно, занятое протаскиванием траловых сетей или другого орудия лова, должно, помимо сигнализации, предписанной другими положениями настоящих Правил, нести:
— ночью — два круговых огня, расположенные по вертикали (верхний — зеленый, нижний — белый, на расстоянии не менее 1м впереди и ниже топового огня);
— днем — два соединенных своими вершинами черных конуса, расположенные друг над другом.(Правила плавания по внутренним водным путям п.105)
11. Через сколько метров должны обозначаться круговыми огнями (красными — у правого берега, белыми или желтыми, или зелеными — у левого берега) сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода?
Сети, поставленные в непосредственной близости от судового хода или на его части, должны обозначаться через каждые 100м на лодках или других приспособлениях круговыми огнями того же цвета, как и огни соответствующих плавучих навигационных знаков.(Правила плавания по внутренним водным путям п.87)
12. Какие из этих сигналов днем должно нести самоходное судно с ядовитыми или взрывчатыми веществами на мели?
Самоходные и несамоходные суда, осуществляющие перевозки опасных грузов, или суда, которые не были дегазированы после перевозки таких грузов, должны нести красный конус вершиной вниз. На судне, стоящем на мели, должны нестись днем — три черных шара.(Правила плавания по внутренним водным путям п.91, 88)
13. Какое из этих судов является пассажирским и работает на переправе?
Пассажирские водоизмещающие самоходные суда, работающие на переправе или на внутригородских линиях в границах портовых вод, а также самоходный паром на ходу должны нести желтый проблесковый круговой огонь, расположенный выше топового. (Правила плавания по внутренним водным путям п.58)
14. Укажите огни судна на ходу, буксирующего смешанный состав?
Буксирующее судно должно нести:
— два топовых огня, расположенные по вертикали; при буксировке плота — три топовых огня, расположенные по вертикали;
— бортовые огни;
— кормовой огонь, расположенный в диаметральной плоскости, и буксировочный огонь над ним.(Правила плавания по внутренним водным путям п.61)
15. Укажите огни одиночного самоходного судна, которое следует на нас?
16. Какое это судно и в каком состоянии оно находится?
17. Какое судно должно нести ночью эти огни на ходу?
18. Что это за судно?
В соответствии с требованиями Правил указанные огни несут — парусное судно под мотором, маломерное моторное судно, одиночное самоходное судно длиной менее 50м. Эти огни видны когда судно находится на ходу и следует на наблюдателя.
Самоходное маломерное судно должно нести:
— топовый огонь;
— бортовые огни;
— кормовой огонь.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.69)
19. Что это за судно?
20. Ч то делает это моторное маломерное судно за пределами судового хода?
Гребная лодка на ходу
Моторное маломерное судно стоит на якоре
Одиночное судно на стоянке должно нести:
— самоходное шириной 5 м и менее, несамоходное длиной до 50 м — один белый круговой огонь на мачте
(Правила плавания по внутренним водным путям п.78)
21. Как движется это моторное маломерное судно по отношению к наблюдателю?
22. Что это за судно?
Самоходное судно идет влево от наблюдателя или проходит мимо него левым бортом
23. Определите какому виду (типу) плавсредств принадлежит эта ночная сигнализация?
Дноуглубительный снаряд любой конструкции и назначения при работе на судовом ходу должен нести один зеленый круговой огонь на мачте; при работе на правой стороне судового хода — два красных круговых огня (тентовых), расположенных на носовой и кормовой частях на высоте тента с ходовой стороны; при работе на левой стороне — два зеленых круговых огня соответственно; при работе поперек судового хода (разработка траншей для подводных переходов и т.д.) два вышеуказанные тентовых огня должны быть расположены на носовой или кормовой частях земснарядов соответственно кромке.
(Правила плавания по внутренним водным путям п.97)
24. Что это за судно?
Парусное судно идет под мотором
25. Что означает это знак на парусном судне?
Судно, идущее под парусом и одновременно использующее силовую установку, должно нести черный конус вершиной вниз на наиболее видном месте.(Правила плавания по внутренним водным путям п.90)
26. Что это за судно?
Парусное судно длиной более 20м. Идет на нас
27. Какую длину имеет парусное судно?
28. Что делает это парусное маломерное судно?
Идет на нас
Парусные суда должны нести — суда длиной 20 и более метров — бортовые огни, кормовой огонь и два круговых огня около топа мачты, расположенные вертикально, причем верхний огонь должен быть красным, а нижний — зеленым
(Правила плавания по внутренним водным путям п.71)
29. Какие пиротехнические средства обязательно должны находиться на борту маломерного судна 4 и 5 классов?
Фальшфейеры красного огня не менее 3-х штук
30. Какое движение флага-отмашки днем означает сигнал "Прошу остановиться"?
Горизонтальное движение флага-отмашки
для железнодорожного транспорта, сертифицированные ВНИИЖТ- "Фаворит К" и "Фаворит Щ", внутренняя и наружная замывка вагонов.
Источник
Правило 26. Рыболовные суда
(а) Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.
(b) Судно, занятое тралением, т.е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
· (i) два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зелёным, а нижний — белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
· (ii) огонь позади и выше зелёного кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
· (iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:
· (i) два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;
· (ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
· (iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.
(d) Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.
(e) Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.
86. Правило 27. Суда, лишённые возможности управляться или ограниченные в возможности маневрировать
(а) Судно, лишённое возможности управляться, должно выставлять:
· (i) два красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;
· (ii) два шара или подобных знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте;
· (iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.
(b) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого работами по устранению минной опасности, должно выставлять:
· (i) три круговых огня, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым;
· (ii) три знака, расположенных по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний ромбом;
· (iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным пунктом (i), — топовый огонь или огни, бортовые огни и кормовой огонь;
· (iv) если судно стоит на якоре, то в дополнении к огням или знакам, предписанным подпунктами (i) и (ii), — огонь, огни или знак, предписанные Правилом 30.
(c) Судно с механическим двигателем, занятое такой буксировочной операцией, которая значительно ограничивает возможность буксирующего и буксируемого судов отклониться от своего курса, должно в дополнение к огням или знакам, предписанным Правилом 24 (а), выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii) пункта (b) настоящего Правила.
(d) Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные подпунктами (i),(ii) и (iii) пункта (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого судна, должно дополнительно выставлять:
· (i) два красных круговых огня или два шара, расположенных по вертикальной линии, — для указания стороны на которой существует препятствие;
· (ii) два зелёных круговых огня или два ромба, расположенных по вертикальной линии, — для указания стороны с которой может пройти другое судно;
· (iii) если оно стоит на якоре, — огни или знаки, предписанные этим пунктом, вместо огней или знаков, предписанных Правилом 30.
(e) Если размеры судна, занятого водолазными работами, практически не позволяют ему выставлять все огни и знаки, предписанные пунктом (d) этого Правила, оно должно выставлять:
· (i) три круговых огня, расположенных по вертикали на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний огонь — белым;
· (ii) флаг А по Международному своду сигналов, изготовленный в виде жёсткого щита высотой не менее 1 м. Должны быть приняты меры к тому, чтобы обеспечить круговую видимость этого флага.
(f) Судно, занятое работами по устранению минной опасности, в дополнение к огням, предписанным для судов с механическим двигателем Правилом 23, либо к огням или знаку, предписанным для судна на якоре Правилом 30, соответственно должно выставлять три зелёных круговых огня или три шара. Один из этих огней или знаков должен выставляться вблизи топа фок-мачты, а два других — на ноках фока-рея. Эти огни или знаки указывают, что другому судну опасно приближаться к судну, занятому работами по устранению минной опасности, на расстояние менее 1000 м.
(g) Суда длиной менее 12 м, за исключением судов, занятых водолазными работами, не обязаны выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом.
(h) Сигналы, предписанные этим Правилом, не являются сигналами судов, терпящих бедствия и требующих помощи. Такого рода сигналы приведены в Приложении 4 к настоящим Правилам.
87. Правило 28. Суда, стеснённые своей осадкой
Судно, стеснённое своей осадкой, в дополнение к огням, предписанным Правилом 23 для судов с механическим двигателем, может выставлять на наиболее видном месте три красных круговых огня, расположенных по вертикальной линии, или цилиндр.
Источник
Немного о тонкостях МППСС-72
Совсем недавно, на сайте весьма раскрученной яхтенной школы я обнаружил онлайновый тест по МППСС-72. Недолго думая, решил проверить себя. В тесте 58 вопросов на огни и знаки. Пройдя задание, с удивлением обнаружил, на мой взгляд, недопустимые пробелы в своих знаниях, а также парадоксы и коллизии самих правил.
В данной публикации хотелось бы разобрать их подробно. Может быть, кому-нибудь это будет полезно.
Итак, вот один из вопросов:
Правильный ответ: «Имеет», т.к.: «Рыболовные суда, имеющие ход относительно воды, выставляют кормовой и бортовые огни. У этого судна горит красный бортовой огонь».
Действительно, правило 26 «Рыболовные суда», пункт (а) гласит буквально следующее:
Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре должны выставлять только огни и знаки, предписанные этим правилом.
Вспомним, что термин «на ходу» означает, что судно не стоит на якоре, не ошвартовано к берегу и не стоит на мели. (п. (i) Правило 3 «Общие определения»).
Иными словами, требования 26-го правила действуют как для судов, имеющих ход относительно воды, так и для не имеющих, так как все эти суда — «на ходу».
Здесь же, в 26-м правиле читаем:
(b) Судно, занятое тралением, т.е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде должно выставлять:
(i) Два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний – белым…
(ii) Топовый огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь.
Таким образом, получается, что, если рыболовное судно, занятое тралением, имеет длину более 50-ти метров, то оно должно нести топовый огонь, независимо от того, имеет оно ход относительно воды или нет. Более того, и даже, если оно стоит на якоре, то, следуя букве правила, топовый огонь должен гореть! И только если оно имеет ход относительно воды, тогда
(iii) … в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
Пункт (c) этого же правила определяет огни, которые должно нести рыболовное судно не занятое тралением. Обратите внимание, что здесь нет упоминания топового огня вообще:
(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:
(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым…
(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
Как видите, про топовый огонь – ни слова.
А вот еще вопрос про ход относительно воды для рыболовного судна не занятого тралением:
Итак, мы не видим ни кормового ни бортовых огней. Как вы помните, судно занятое ловом рыбы, но не тралением, не несет топовых огней в принципе. Следовательно, такое судно может либо стоять на якоре, либо не иметь ход относительно воды, но быть на ходу. В противном случае мы бы видели либо бортовые, либо кормовой огонь.
Еще один любопытный вопрос:
Иногда, обнаружив два вертикально расположенных красных огня, сразу напрашивается ответ, что это судно, лишенное возможности управляться. Но смущают зеленый и белый огни рыболовного судна, занятого тралением. Может ли судно, занятое ловом рыбы, лишиться управления? Конечно же может. Но! Если это произошло, тогда судно, лишенное возможности управляться должно нести только огни, предписанные Правилом 27:
(a) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:
(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;
(ii) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
Не должно быть никаких других огней! Следовательно, на рисунке — судно, занятое ловом рыбы тралением, а два вертикально расположенных красных огня – это дополнительные огни, определяемые Приложением II «Дополнительные сигналы для рыболовных судов, занятых ловом рыбы вблизи друг от друга»:
2. Сигналы для судов, занятых тралением
(a) Суда длиной 20 м и более (ИМ 174/95), занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагичекие снасти, могут выставлять:
(i) Когда они выметывают снасти – два белых огня, расположенных по вертикальной линии;
(ii) Когда они выбирают снасти – белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии;
(iii) Когда снасть зацепилась за препятствие – два красных огня, расположенные по вертикальной линии.
Таким образом, на рисунке – рыболовное судно, занятое тралением, у которого зацепились снасти.
Еще один интересный, вопрос:
Согласно упомянутого выше Приложения II, правильные ответы «Снасти этого судна зацепились за препятствие» и «Длина судна более 20м».
В старой редакции МППСС-72 не было упоминания о длине судов, занятых тралением. Это уточнение появилось в 1995 году, поэтому моряки старой школы могут не знать о таком дополнении. Приведенный выше вопрос как раз на эту тему.
И еще один коварный вопрос на огни рыболовных судов:
Итак, мы видим красный и белый огни судна, занятого ловом рыбы, но не тралением, видим правый зеленый бортовой огонь, а также попеременно мигающие вертикально расположенные желтые огни и еще один белый огонь. Что же это за судно?
Согласно правила 26, — это
(c) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:
(i) два круговых огня, расположенные по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым, или знак состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
Таким образом, белый огонь указывает, что выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна.
Попеременно мигающие желтые огни описаны в п. 3 Приложения II:
3. Сигналы для судов, производящих лов рыбы кошельковыми неводами
Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два желтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем продолжительность света и затемнения должна быть одинаковой. Эти огни могут быть выставлены только тогда, когда движение судна затруднено его рыболовными снастями.
Интересная группа вопросов связана с огнями и знаками лоцманского судна:
Огни и знаки лоцманских судов определены Правилом 29:
(a) Судно, при исполнении лоцманских обязанностей, должно выставлять:
(i) на топе мачты или вблизи от него — два круговых огня, расположенные по вертикальной линии; верхний из этих огней должен быть белым, а нижний — красным;
(ii) если оно на ходу, то дополнительно — бортовые огни и кормовой огонь;
(iii) если оно стоит на якоре, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), — якорный огонь, огни или знак.
(b) Лоцманское судно, не занятое исполнением лоцманских обязанностей, должно огни или знаки, предписанные для подобного судна соответствующей длины.
Обратите внимание, что, как и в случае с судами, занятыми ловом рыбы, лоцманские суда не несут топовые огни ни при каких обстоятельствах. Однако, в отличие от рыбаков, бортовые огни и кормовой огонь лоцман должен нести как в случае если он имеет ход относительно воды, так и в том случае, когда он не имеет хода относительно воды: т.е. «на ходу».
Также следует обратить внимание, что белый и красный вертикальные огни лоцман несет и на якоре, совместно с якорными огнями, однако если такое судно оказалось на мели, то белый и красный огни должны быть выключены.
Судно, лишенное возможности управляться. Вопросы по огням и знакам таких судов не менее интересны. Разберем некоторые из них:
Огни и знаки судна, лишенного возможности управляться регламентированы Правилом 27:
(a) Судно, лишенное возможности управляться, должно выставлять:
(i) два красных круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;
(ii) два шара или подобных знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
Обратите внимание, что опять, как и в случае с рыболовным или лоцманским судами, судно, лишенное возможности управляться, ни при каких обстоятельствах не несет топовых огней. А также, несет бортовые и кормовой огни только в случае, если имеет ход относительно воды, как рыболовное судно, не занятое тралением.
Вопрос, почему судно на рисунке ниже может быть только на ходу и при этом иметь ход относительно воды?
Ответ дает Правило 27:
(b) Судно, ограниченное в возможности маневрировать, за исключением судна, занятого тралением мин, должно выставлять:
(i) три круговых огня, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих огней должны быть красными, а средний — белым;
(ii) три знака, расположенные по вертикальной линии на наиболее видном месте. Верхний и нижний из этих знаков должны быть шарами, а средний — ромбом;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням, предписанным подпунктом (i), — топовые огни, бортовые огни и кормовой огонь;
(iv) если судно стоит на якоре, то в дополнение к огням или знакам, предписанными подпунктами (i) (ii), — огонь, огни или знак, предписанный Правилом 30.
Правило требует нести топовый, бортовые и кормовой огни только если судно, ограниченное в возможности маневрировать, имеет ход относительно воды. Обратите внимание, что эти требования не относятся к судну занятому устранением минной опасности, несмотря на то, что последнее также является судном, ограниченным в возможности маневрировать.
Также особое место среди судов, ограниченных в возможности маневрировать, занимает судно, занятое дноуглубительными работами, т.к. имеет особенности при выполнении своей работы на якоре:
(d) Судно, занятое дноуглубительными работами или подводными операциями, когда оно ограничено в возможности маневрировать, должно выставлять огни и знаки, предписанные пунктом (b) этого Правила, и, если существует препятствие для прохода другого, должно дополнительно выставлять:
(i) два красных круговых огня или два шара, расположенные по вертикальной линии, — для указания стороны, на которой существует препятствие;
(ii) два зеленых круговых огня или два ромба, расположенные по вертикальной линии, — для указания стороны, с которой может пройти другое судно;
(iii) если оно имеет ход относительно воды, то в дополнение к огням предписанным этим пунктом, — топовые огни, бортовые огни и кормовой огонь;
(iv) судно, на которое распространяются требования этого пункта, должно, когда оно стоит на якоре, выставлять огни или знаки, предписанные подпунктами (i) и (ii), вместо огней или знака, предписанных Правилом 30.
Согласно п (iv), в отличие от других судов, судно, занятое дноуглубительными работами, даже если оно это делает на якоре, якорные огни и знак не выставляет.
В одной из предыдущих статей «Дух и буква закона» я затрагивал некоторые тонкости и особенности МППСС. В следующей статье поговорим о «шероховатостях» правил.
Источник
Огни и знаки рыболовных судов Правила 26
(а) Судно, занятое ловом рыбы, когда оно на ходу или на якоре, должно выставлять только огни и знаки, предписанные этим Правилом.
(b) Судно, занятое тралением, т.е. протаскиванием драги или другого орудия лова в воде, должно выставлять:
(i) два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть зеленым, а нижний — белым, или знак, состоящий из конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 м вместо этого знака может выставлять корзину;
(ii) топовый огонь позади и выше зеленого кругового огня; судно длиной менее 50 м не обязано, но может выставлять такой огонь;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом, — бортовые огни и кормовой огонь.
(с) Судно, занятое ловом рыбы, за исключением судов, занятых тралением, может выставлять:
(i) два круговых огня, расположенных по вертикальной линии, верхний из которых должен быть красным, а нижний — белым, или знак, состоящий из двух конусов вершинами вместе, расположенных по вертикальной линии один над другим; судно длиной менее 20 метров вместо этого знака может выставлять корзину;
(ii) если выметанные снасти простираются в море по горизонтали более чем на 150 м от судна, то в направлении этих снастей — белый круговой огонь или знак в виде конуса вершиной вверх;
(iii) если судно имеет ход относительно воды, то в дополнении к огням, предписанным этим пунктом,- бортовые огни и кормовой огонь.
(d) Судно, занятое ловом рыбы вблизи других судов, занятых ловом рыбы, может выставлять дополнительные сигналы, описанные в Приложении 2 к этим Правилам.
(е) Судно, не занятое ловом рыбы, не должно выставлять огни и знаки, предписанные этим Правилом; оно должно выставлять только огни и знаки, предписанные для судов соответствующей длины.
ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ СИГНАЛЫ ДЛЯ РЫБОЛОВНЫХ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ЛОВОМ РЫБЫ ВБЛИЗИ ДРУГ ОТ ДРУГА
ОБЩЕЕ УКАЗАНИЕ
Огни, указанные в этом Приложении, если они выставляются в соответствии с Правилом 26(d), должны быть расположены на наиболее видном месте на расстоянии не менее 0.9 м в сторону от огней, предписанных Правилом 26(b)(i) и (c)(i), и ниже этих огней. Эти огни должны быть круговыми и видимыми на расстояние не менее 1 мили, но на меньшее расстояние, чем огни, предписанные настоящими Правилами для судов, занятых ловом рыбы.
СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ЗАНЯТЫХ ТРАЛЕНИЕМ.
(а) Суда, занятые тралением, независимо от того, используют ли они донные или пелагические снасти, могут выставлять:
(i) когда они выметывают снасти – два белых огня, расположенные по вертикальной линии;
(ii) когда они выбирают снасти — белый огонь над красным, расположенные по вертикальной линии;
(iii) когда снасть зацепилась за препятствие — два красных огня, расположенных по вертикальной линии.
(в) Каждое судно, занятое парным тралением, может показывать:
(i) ночью — луч прожектора, направляемый вперед и в сторону другого судна этой пары;
(ii) когда суда выметывают или выбирают снасти или когда их снасти зацепились за препятствие,- огни, предписанные
п.2(а) этого Приложения.
СИГНАЛЫ ДЛЯ СУДОВ, ПРОИЗВОДЯЩИХ ЛОВ РЫБЫ КОШЕЛЬКОВЫМИ НЕВОДАМИ
Суда, производящие лов рыбы кошельковыми неводами, могут выставлять два желтых огня, расположенных по вертикальной линии. Эти огни должны попеременно давать проблески каждую секунду, причем продолжительность света и затемнения должна быть одинаковой. Эти огни могут быть выставлены только тогда, когда движение судна затруднено его рыболовными снастями
Билет № 25
1. Превращение гироскопа в гирокомпас путем понижения центра тяжести.Пусть ЦТ G смещен от точки О подвеса вниз по оси z-z на расстояние а (метацентрическая высота). К центру тяжести ЧЭ приложена сила Р=mg. При горизонтальном расположении оси х-х гироскопа линия действия веса Р проходит через т.О подвеса и не приводит к возникновению момента относительно какой-либо оси гироскопа. Под воздействием рассмотренной ранее ск-ти ωN ось гироскопа приподнимается над пл-тью горизонта на угол Θ , возникает момент силы тяжести вокруг оси, перпендикулярной отвесной линии, т.е. вокруг оси y-y.
Ly=P·l; l = a·sinΘ — плечо; P=mg; — Ly= m·g·a·sinΘ
Т.е. происходит воздействие внешней силы – проявляется одно из св-в гироскопа – прецессия.
Согласно закона прецессии:
Из-за малости Θ , sin Θ заменяем на Θ.
M·g·a – модуль маятникового момента.
— ск-ть прецессии гирокомпаса под воздействием маятникового момента. B=mga. а- плечо.
Гирокомпас чувствует меридиан (обладает направляющим моментом) вследствие суточного вращения Земли, т.к. главная ось ЧЭ получает наклон к плоскости горизонта, если он не находится в меридиане.
Основные св-ва гироскопа.
1. Способность сохранять неизменным направление главной оси в инерционном пространстве. Для своб. гироскопа сумма моментов всех внешн. сил =0, dH/dt=0 (*), т.е. Н-const. Но если Н постоянен по значению и направлению и совпадает с вектором собственной угловой ск-ти гироскопа Ω, т.е с направлением его главной оси, тогда главная ось гироскопа неизменна в пространстве.
2. Устойчивость к воздействию кратковременных импульсов силы.Перейдем в выражении (*) к конечным приращениям. ΔН/Δt=L; ΔН= L· Δt. При действии силы на гироскоп в течение короткого промежутка времени имеем очень малое значение Н. Делаем вывод, что удары практически не изменяют первоначального направления главной оси.
3. Прецессия— движение главной оси гироскопа в плоскости, перпендикулярной направлению действия внешней силы. В прецессионном движении полюс гироскопа идет к полюсу момента внешней силы по кратчайшему пути.
HΧ=кинетич. момент гироскопа относительно его оси симметрии равен произведению осевого момента инерции ротора гироскопа на его собственную угловую скорость= JX·Ω. JX=M·R 2 /2
Источник