Конспект урока окружающего мира (3 класс). Тема: Превращения и круговорот воды. УМК "Школа России"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.
Планируемые результаты
Знать:
— процесс круговорота воды в природе;
Уметь:
— различать три состояния воды;
— объяснять круговорот воды.
-проявлять уважительное отношение к иному мнению; осознавать мотивы учебной деятельности; уметь выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование:УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (1 часть), презентация, рабочая тетрадь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
окружающий мир | 35.44 КБ |
окружающий мир | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Дата: 08.10.2019 ФИО Учитель: Кузнецова Вероника Викторовна
Школа: МАОУ СОШ №152 ФИ Студент: Засько Ю. Группа№ 45
Класс: 3 б ФИО Методист: Горячева Светлана Леонидовна
Конспект урока по окружающему миру
Тема: «Превращения и круговорот воды»
Цели деятельности учителя : формирование у учащихся понятия о разных состояниях воды, о превращении и круговороте воды в природе.
— процесс круговорота воды в природе ;
— различать три состояния воды ;
— объяснять круговорот воды.
-проявлять уважительное отношение к иному мнению; осознавать мотивы учебной деятельности; уметь выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.
Тип урока: «открытие» нового знания.
Оборудование: УМК «Школа России», А.А. Плешаков «Окружающий мир», 3 класс (1 часть), презентация, рабочая тетрадь.
Этап урока Методы и приёмы.
1. Организационный этап.
Психологический настрой
-Здравствуйте ребята! Меня зовут Юлия Валерьевна и сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
Я желаю вам успешной и плодотворной работы.
Организуют рабочее место.
Настраиваются на урок.
Р:саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию
2.Актуализация знаний и мотивация
Словесный: подводящий диалог;
Практический: работа в карточках
Проверка домашнего задания
-Прежде, чем узнавать что – то новое, нужно обязательно вспомнить то, что мы уже знаем. Сейчас мы с вами повторим то, с чем вы знакомились на прошлых уроках. Я раздам вам карточки с заданием, вам нужно вписать слова, характеризующие свойства воды. Вам дается на выполнение задания 3 минуты.
Вода…(прозрачна), … (бесцветна),…(не имеет запаха),…(текуча). Вода…(растворитель), при нагревании…(расширяется), при охлаждении…(сжимается).
(проверка со слайда)
-Кто не допустил ошибку, поднимите зеленый карандаш, 1-2 ошибки желтый, более 2 – красный.
-По цепочке прочитайте предложения, вместо точек назовите пропущенные слова. Ответы принимаются строго по поднятой руке. Выкрики не принимаются.
Вода…(расширяется) при нагревании и …(сжимается) при охлаждении. В воде растворяются некоторые вещества, поэтому вода – хороший…(растворитель). Воду можно очистить с помощью…(фильтра).
Источник
Конспект урока с презентацией "Круговорот воды в природе". 3-й класс
Цели урока: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.
Задачи урока:
- Помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;
- Организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира
- Содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
- Способствовать становлению бережного отношения к воде
- Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
- Совершенствовать умение работать в паре, группе
Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.
Организационный момент
Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?(Вода)
Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа.
Работать будем по плану: (на доске или на экране)
Проверка Д/З
Проверка Д/З
Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.
— Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест.
Инструктаж. Самопроверка по ключу.
Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах).
Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5», … «4», … «3».
Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.)
Изучение нового материла
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (вода)
Изучение нового материала.
Открытие новых знаний
— В каких трёх состояниях вода может быть в природе?
В жидком, в твёрдом и в газообразном. Молодцы!
— Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды?
— Прочитайте: (И ручей, и океан).
— Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды?
— Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд.
— Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды?
— Прочитайте (Я и туча, и туман).
Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
— Как можно по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и Иванушка.
— Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока.
«Превращения и круговорот воды» (на доске)
(Открываю тему)
Работа в группах
Работа в группах.
— Давайте, представим себя маленькими исследователями.
Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать.
1 группа. Как вода переходит из жидкого состояния в газообразное?
2 группа. Как вода переходит из жидкого состояния в твёрдое?
3 группа. Как вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?
Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии.
Открытие новых
знаний.
Практическая работа
Опыт 1.
У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки.
Ответьте на вопросы:
— Что с ними происходит? (тают)
— И превращаются во что? (в воду)
— Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое)
— Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)
— А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном)
— А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть)
Опыт 2.
Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой.
Спиртовка — это горелка. Посмотрите, всем видно?
— Что происходит с водой?
Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)
Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.
Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная.
— Что происходит? ( Стекло запотело. Через некоторое время, остывая, пар превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)
Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил название конденсация. (на экране)
Встаньте. Читаем хором определение.
Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу.
Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы!
— Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит? (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)
Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду.
Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.)
Физминутка
А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем в игру «Вода, не вода»
— Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.
— Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.
Облако, лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом.
— Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.
Рефлексия
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
***
А ещё говорят, что вода-путешественница.
— А почему её так называют?
Видеофрагмент м/ф Капитошка»
Первичная
рефлексия
Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды)
Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка.
Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.
«Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестры и братья, их было очень много.
Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.
Летела она, летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.
Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.
И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать, она все время ждала, когда же такой момент наступит снова».
Первичное закрепление
Итог.
— Так кто же такой, Капитошка? (капля воды)
— Скажите, что произошло с каплей в жаркий день? (испарилась)
Какое это состояние воды? (газообразное)
Вешаю на доску (по кругу)
— Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю.
— Какое это состояние воды? (жидкое)
— Как называется превращение газообразного состояния воды в жидкое?
Уже висит (можно напомнить)
— Как капли вернулись на землю? (в виде осадков)
— Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)
— Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь)
— А твёрдые осадки. Это что? Назовите. (снег, град)
— В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)
— И превратится снова во что? (в газообразное состояние)
— Значит, что произошло с водой в природе? (круговорот воды в природе)
Работа
с учебником
Откройте учебник на стр.58. Прочитайте вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия).
Встаньте. А теперь хором. Молодцы!
Физминутка
для глаз
Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу)
Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением.
Систематизация и обобщение полученных знаний
Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки.К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками. На эту работу я вам даю 1 минуту.
превращение воды в лёд
превращение пара в воду
превращение воды в пар
превращение льда в воду
Проверка: (на экране)
У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?
Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.)
Домашнее задание
- с.53-56 прочитать, в. 3, 4 на стр.58.
- В тетрадях нарисуйте схему круговорота воды в природе.
Покажите товарищу, как записали Д/З
Рефлексия деятельности на уроке
— О каких трех состояниях воды вы узнали?
(Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)
— При каком условии образуется лёд? (при t=0 о С и ниже, замерзает)
— Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0 о С)
— Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться)
Итак. Почему вода-путешественница?
Программа
МАХимум
Сообщения детей
— Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум.
Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии, нам расскажет Софья. Айсберги.
В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда болшая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.
— Айсберг — это какое состояние воды?(твёрдое)
Где можно встретить воду в газообразном состоянии и в жидком расскажут Максим и Алёша.
Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озер и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землей, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги – над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку – утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается в вверх.
*****
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели ее не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда – инеем.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? (Оценка Алёше)
Об осадках нам расскажет Денис.
Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становятся трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождем.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики – град.
А зимой с капельками – путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замерзшие капельки примерзают друг к другу и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называются круговоротом.
Источник
Окр мир круговорот воды в природе 3 класс
Цели урока: создать условия для формирования понятия круговорота воды в природе, как важнейшем явлении в природе.
Задачи урока:
- Помочь учащимся систематизировать и расширить знания учащихся о процессах, происходящих с водой;
- Организовать деятельность учащихся по формированию мировоззренческих идей материальности мира
- Содействовать развитию речи учащихся, формированию умения высказывать свою точку зрения, создавая речевую ситуацию.
- Способствовать становлению бережного отношения к воде
- Совершенствовать умение слушать учителя, одноклассников;
- Совершенствовать умение работать в паре, группе
Оборудование урока: презентация, приложение, портреты Капитошки и Волчонка, плакат “Круговорот воды в природе”, изображения айсберга, тумана, для опыта: стакан с водой, спиртовка, тарелочки с кубиками льда, тест.
Организационный момент
Вот опять звенит звонок, начинается урок. Встали ровно и красиво, проверили готовность к уроку, тихо сели. Проверили посадку. Молодцы! Я желаю всем удачи. Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня на уроке, отгадайте загадку:
Меня пьют,
Меня льют,
Всем нужна я,
Кто я такая?(Вода)
Наш урок мы посвятим разговору о воде. Будьте внимательны на уроке, старайтесь, в конце урока нас ждёт небольшая самостоятельная работа.
Работать будем по плану: (на доске или на экране)
Проверка Д/З
Проверка Д/З
Исследуя воду на предыдущем уроке, мы узнали много её свойств.
— Давайте проверим, как вы запомнили их, выполнив Тест.
Инструктаж. Самопроверка по ключу.
Самооценка знаний по критериям. Взаимопроверка. (Работа в парах).
Обратная связь: Встаньте те, кто поставил себе «5», … «4», … «3».
Анализ типичных ошибок. (Проходя по рядам, проверяю работу детей и ошибки. Большинство допустили ошибки в уровне «С». Давайте его разберём. Вода нужна для мытья посуды, стирки, т.к. вода – растворитель. Вода нужна для приготовления пищи. Вымыть, добавить блюду нужное количество жидкости по рецепту.)
Изучение нового материла
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан
И летаю, и бегу
И стеклянной быть могу. (вода)
Изучение нового материала.
Открытие новых знаний
— В каких трёх состояниях вода может быть в природе?
В жидком, в твёрдом и в газообразном. Молодцы!
— Назовите слова, отражающие жидкое состояние воды?
— Прочитайте: (И ручей, и океан).
— Назовите слова, отражающие твёрдое состояние воды?
— Прочитайте: (И стеклянной быть могу). Докажите! Это лёд.
— Назовите слова, отражающие газообразное состояние воды?
— Прочитайте (Я и туча, и туман).
Итак, вода может находиться в трёх состояниях: жидком, твёрдом и газообразном.
— Как можно по-другому назвать изменение свойств воды? Вспомните, как э то происходит в сказках со сказочными героями, например, Царевна-лягушка и Иванушка.
— Может, кто-нибудь попробует сформулировать тему нашего урока.
«Превращения и круговорот воды» (на доске)
(Открываю тему)
Работа в группах
Работа в группах.
— Давайте, представим себя маленькими исследователями.
Перед вами задача. Вы будете работать в группах (6 групп: объединяю детей по 3-4 человека). У каждой группы на листочке вопрос, подумайте, обсудите и постарайтесь на него ответить. Решите, кто из вашей группы будет отвечать. На эту работу даю вам 1 минуту. Возьмите листочки. Начинаем работать.
1 группа. Как вода переходит из жидкого состояния в газообразное?
2 группа. Как вода переходит из жидкого состояния в твёрдое?
3 группа. Как вода переходит из твёрдого состояния в жидкое?
Выступление 6 человек, по 1-му представителю из каждой группы. Параллельные выступления ребят из групп с одинаковыми вопросами. Спасибо. Ну что ж, давайте проверим ваши версии.
Открытие новых
знаний.
Практическая работа
Опыт 1.
У вас на столах лежат кубики льда. Потрогайте их на ощупь. Давайте их погреем. Подержите их в руках. Верните их обратно. Возьмите салфетки и протрите руки.
Ответьте на вопросы:
— Что с ними происходит? (тают)
— И превращаются во что? (в воду)
— Значит, вода какое состояние приобрела? (жидкое)
— Где можем наблюдать воду в жидком состоянии? (моря, реки, озёра, океаны, ручьи)
— А ещё в каком состоянии может быть вода? (в газообразном)
— А что надо сделать, чтобы вода перешла в газообразное состояние? (нагреть)
Опыт 2.
Проделаем опыт. Нагрею воду спиртовкой.
Спиртовка — это горелка. Посмотрите, всем видно?
— Что происходит с водой?
Вода нагревается и под действием высокой температуры из жидкого состояния переходит в…(Газообразное, т.е. становится паром)
Тёплый воздух легче холодного, поэтому поднимается вверх.
Поставим над поднимающимся паром перевёрнутую стеклянную кружку. Она сухая, прозрачная.
— Что происходит? ( Стекло запотело. Через некоторое время, остывая, пар превращается снова в жидкое состояние, собираются капельки.)
Достигая холодного стекла капли охлаждаются – этот процесс получил название конденсация. (на экране)
Встаньте. Читаем хором определение.
Конденсация – это переход воды из газообразного состояния в жидкое (то есть из пара – в воду.) Ещё раз прочитайте самостоятельно. Расскажите друг другу.
Работаем в парах. Кто выучил? Расскажи (Артём, Ваня). Молодцы!
— Итак. Мелкие капельки собираются в более крупные, и что же с ними происходит? (капельки воды увеличиваются, отрываются и падают)
Сделайте вывод: Мы увидели, что вода нагрелась, стала испаряться, т.е. превращаться в пар. Пар от соприкосновения с холодным стеклом снова превратился в воду.
Получился круговорот. (Если дети будут затрудняться, показываю слайд на экране и читаем хором.)
Физминутка
А теперь надо немного отдохнуть. Встаньте. Сейчас мы поиграем в игру «Вода, не вода»
— Если названное мною слово, обозначает то, что содержит воду, то вы приседаете.
— Если предмет не имеет никакой связи с водой, то поднимаете руки вверх.
Облако, лужа, журнал, дождь, стол, туман, ветер, книга, пар, ковёр, компот, блокнот, град, суп, ручка, дверь, иней, сок, снег, альбом.
— Молодцы, вы справились. Садитесь на свои места. Проверили посадку.
Рефлексия
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (вода)
***
А ещё говорят, что вода-путешественница.
— А почему её так называют?
Видеофрагмент м/ф Капитошка»
Первичная
рефлексия
Волчонок так и не понял, кто такой Капитошка. А вы, ребята, поняли? (это капелька воды)
Давайте поможем Волчонку разобраться, кто же такой Капитошка.
Продолжаем работать. Вот что о путешествии капельки, нам расскажет Семён в своём сообщении.
«Жила Капелька когда-то в большом океане. Но жила не одна, вместе с ней жили сестры и братья, их было очень много.
Однажды в жаркий день они так разыгрались, что одна капелька оторвалась от своих братьев и сестер, стала легкой и полетела вверх.
Летела она, летела и на своем пути стала встречать своих братьев и сестер. Их уже было целое облако. Но вдруг подул холодный ветер. Они начали мерзнуть и стали прижиматься друг к другу, чтобы хоть как-то согреться. И они превратились в большую тяжелую каплю и уже не могли удержаться высоко над землей и начали падать вниз.
Судьба выпавших с неба капель различна. Одни из них попадают в ручьи или реки, озера или сразу в море, а некоторые просачиваются под землю и грунтовые воды несут их обратно в моря и океаны.
И приземлилась Капля в речку, и снова встретила там своих родных, ей понравилось путешествовать, она все время ждала, когда же такой момент наступит снова».
Первичное закрепление
Итог.
— Так кто же такой, Капитошка? (капля воды)
— Скажите, что произошло с каплей в жаркий день? (испарилась)
Какое это состояние воды? (газообразное)
Вешаю на доску (по кругу)
— Когда капля с тёплой поверхности поднялась наверх, подул холодный ветер, капли начали прижиматься друг к другу, чтобы согреться, превратились в большую каплю.
— Какое это состояние воды? (жидкое)
— Как называется превращение газообразного состояния воды в жидкое?
Уже висит (можно напомнить)
— Как капли вернулись на землю? (в виде осадков)
— Какие бывают осадки? (дождь, снег, град)
— Жидкие осадки. Это что? Назовите. (дождь)
— А твёрдые осадки. Это что? Назовите. (снег, град)
— В конце капелька мечтала, чтобы снова наступил жаркий день, и опять можно было попутешествовать. Путешествуя в жаркий день, что произойдёт снова с капелькой? (испарится)
— И превратится снова во что? (в газообразное состояние)
— Значит, что произошло с водой в природе? (круговорот воды в природе)
Работа
с учебником
Откройте учебник на стр.58. Прочитайте вывод тихо вслух. Повернитесь, расскажите друг другу. Работаем в парах. (самопроверка-рефлексия).
Встаньте. А теперь хором. Молодцы!
Физминутка
для глаз
Давайте отдохнём. Закрыли глазки. Сосчитали до 10-ти. Окрыли глазки, поморгали. Внимание на экран. (Комментирую по ходу)
Круговорот воды в природе. Презентация с музыкальным сопровождением.
Систематизация и обобщение полученных знаний
Переходим к самому главному этапу нашего урока, самостоятельной работе. Возьмите листочки.К каждому процессу из левого столбика вам нужно найти определение из правого столбика, и соединить их стрелками. На эту работу я вам даю 1 минуту.
превращение воды в лёд
превращение пара в воду
превращение воды в пар
превращение льда в воду
Проверка: (на экране)
У кого всё правильно? Молодцы! У кого одна ошибка? У кого больше ошибок?
Несколько человек допустили ошибки. Давайте вспомним определения. (Спрашиваю 2-3 человек, кто допустил ошибки, за ними повторяют определения.)
Домашнее задание
- с.53-56 прочитать, в. 3, 4 на стр.58.
- В тетрадях нарисуйте схему круговорота воды в природе.
Покажите товарищу, как записали Д/З
Рефлексия деятельности на уроке
— О каких трех состояниях воды вы узнали?
(Вода в природе бывает в трёх состояниях: твёрдом, жидком, газообразном)
— При каком условии образуется лёд? (при t=0 о С и ниже, замерзает)
— Отчего он тает? (Повышение температуры выше 0 о С)
— Как образуется пар? (вода нагревается до кипения и начинает испаряться)
Итак. Почему вода-путешественница?
Программа
МАХимум
Сообщения детей
— Время у нас осталось, и мы переходим к программе максимум.
Где мы можем наблюдать воду в твёрдом состоянии, нам расскажет Софья. Айсберги.
В холодных морях встречаются ледяные горы – айсберги. Это огромные куски льда, которые откололись от ледников Арктики и Антарктиды. Айсберги бывают разной величины. Но всегда болшая их часть находится под водой. Над поверхностью воды айсберги поднимаются на 70-100 метров. Лед легче воды, поэтому айсберги плавают в морях и океанах. Под лучами солнца они медленно тают. Айсберги опасны для кораблей.
— Айсберг — это какое состояние воды?(твёрдое)
Где можно встретить воду в газообразном состоянии и в жидком расскажут Максим и Алёша.
Туман, роса, иней.
Когда солнце нагревает поверхность рек, озер и морей, часть воды испаряется и поднимается вверх. Сначала эти капельки такие маленькие, что их нельзя разглядеть. Потом они собираются в облака и становятся видимыми.
Если облака опускаются очень низко над землей, они становятся туманом.
Чаще всего туманы бывают там, где много влаги – над рекой или в низинах. Обычно туманы появляются утром или вечером, когда земля остывает. Но стоит пригреть солнышку – утренний туман рассевается. Это не значит, что он исчезает: просто он снова превращается в пар и поднимается в вверх.
*****
А что происходит с вечерним туманом?
Капельки воды из которых состоит туман, опускаются на землю, прикасаются к предметам, листьям, траве и превращаются в росу. Конечно, мы видели ее не раз после ясных холодных ночей. Роса, как тысячи рассыпавшихся бриллиантов, сверкает на солнце радужными искорками.
А если холодно и температура воздуха ниже нуля, капельки влаги ложатся на землю маленькими кристалликами льда – инеем.
Так путешествует лишь часть капелек. А что происходит с другими? (Оценка Алёше)
Об осадках нам расскажет Денис.
Дождь, град, снег.
Другие капельки поднимаются в верхнюю (холодную) часть облаков. Они замерзают, тяжелеют. Им становятся трудно держаться в воздухе, и они падают вниз. Если над землей тепло, капельки тают и возвращаются к нам дождем.
Иногда в грозу часть капелек не успевает растаять. Тогда вместе с дождинками на землю падают похожие на маленькие горошинки ледяные шарики – град.
А зимой с капельками – путешественницами происходят чудеса. Поднимаясь над землей, замерзшие капельки примерзают друг к другу и появляется красавица-снежинка! Снежинки медленно опускаются, собираются в хлопья и возвращаются на землю снегом!
Такое путешествие воды называются круговоротом.
Источник
Презентация "Круговорот воды в природе" 3 класс (ПНШ)
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №7»
Псарева Светлана Викторовна
учитель начальных классов
г. Новый Уренгой
«Круговорот воды в природе»
«Круговорот воды в природе»
узнать, что такое
круговорот воды в природе
повторить свойства воды
о роли воды в природе
это главное вещество в природе,
одно из её чудес.
Облако – водяной пар, капли воды и льдинки.
На крышке кастрюли с кипящей водой есть капли воды – это водяной пар, который испарился с поверхности нагретой воды и охладился в воздухе, снова превратившись в воду. Если стряхнуть эти капельки в воду, со временем они снова превратятся в пар, а потом – опять в воду.
Это – круговорот воды в кастрюле, стоящей на плите.
Круговорот воды в природе
1. Теплый водяной пар поднимается вверх, где температура воздуха значительно холоднее, 0 градусов, поэтому горные вершины всегда покрыты снегом и льдом. Вверху водяной пар охлаждается, превращаясь в мельчайшие капельки воды и льдинки.
2. Из них образуются облака.
3. Ветер несет их по небу, постепенно влаги становится все больше, облака превращаются в тучи.
4. Вода возвращается на поверхность земли в виде дождя, снега и града.
Свойства воды, без которых круговорот воды в природе был бы невозможным:
1. Переход воды в газообразное состояние – испарение.
2. Переход воды из газообразного состояния в жидкое (конденсация) и твердое.
3. Текучесть воды.
узнать, что такое
круговорот воды в природе
повторить свойства воды
о роли воды в природе
«Круговорот воды в природе»
Вода под действием солнечных лучей испаряется, превращается в пар, затем при охлаждении опять превращается в капельки воды и падает на землю.
Источник