Основные законы взаимодействия человека с природой



Законы взаимодействия общества и природы

Взаимодействие общества и природы подчинено определенным законам. Ниже приведены важнейшие из них (по Ю.Н. Куражковскому, 1989). Порядок расположения отражает последова­тельность проявления законов в истории взаимоотношений меж­ду обществом и природой.

1. Человеческая деятельность сглаживает межзональные и межрегиональные различия в живом покрове Земли и усили­вает местные различия.

2. Человеческая деятельность подвергает все элементы био­сферной природы стихийному и частичному окультуриванию.

3. Современное человечество существует в биосфере как сверхвид, изменяющий все ее замкнутую среду таким образом, что она становится непригодной для ее существования.

4.Созданные разумом и технической вооруженностью сверх­видовые свойства человечества позволяют ему придавать среде своего обитания (как биосферной, так и иной, скажем, в кос­мическом корабле) свойства экологической системы, обеспе­чивать стабильное существование жизни.

5.Человечество может сохранить возможность благоприят­ного существования только в условиях построенной на эколо­гических принципах общепланетарной системы природополь­зования.

Законы экологии Б. Коммонера.

Б. Коммонер (1974) выдви­нул ряд положений, которые сегодня называют «законами» экологии: 1) все связано со всем; 2) все должно куда-то девать­ся; 3) природа «знает» лучше; 4) ничто не дается даром.

Первый закон «Все связано со всем» отражает взаимосвязан­ность множества природных объектов. Он предостерегает че­ловека от необдуманного воздействия на отдельные части эко­систем, что может привести к непредвиденным последствиям.

Второй закон «Все должно куда-то деваться» следует из фун­даментального закона сохранения материн. Он требует по-но­вому рассматривать проблему вещественных и энергетических отходов материального производства. Огромные количества веществ перемещаются человеком в биосфере и зачастую на­капливаются там, где в природе их не должно быть. Это и явля­ется причиной загрязнения окружающей среды.

Третий закон «Природа знает лучше» подразумевает, что сло­жившиеся в ходе эволюции и прошедшие жесткий естествен­ный отбор организмы и их сообщества, а также сформировав­шиеся между ними отношения — это наиболее оптимальные системы. Любое вмешательство в них человека скорее ухудшит их состояние, чем улучшит. Этот закон призывает к тщатель­ному изучению естественных био- и экосистем, сознательному отношению к преобразующей деятельности. Без точного зна­ния последствий преобразования природы недопустимы ника­кие ее «улучшения».

Четвертый закон «Ничто не дается даром» обобщает пред­шествующие три закона, поскольку биосфера как глобальная экосистема представляет собой единое целое, в ее рамках ни­чего не может быть выиграно или потеряно и она не может яв­ляться объектом всеобщего улучшения; все, что было получено от нее человеком, должно быть возмещено. Если в одном месте что-нибудь прибудет, то в другом месте обязательно убудет. Платежа по этому векселю нельзя избежать; он может быть толь­ко отсрочен.

В «законах» Б. Коммонера обращается внимание на всеоб­щую связь процессов и явлений в природе, любая природная система может развиваться только за счет использования мате­риально-энергетических и информационных возможностей окружающей ее среды. Пока мы не имеем абсолютно достовер­ной информации о механизмах и функциях природы, мы, по­добно человеку, не знакомому с устройством часов, но желаю­щему их "починить, легко вредим природным системам, пыта­ясь их улучшить. Иллюстрацией здесь может служить то, что один лишь математический расчет параметров биосферы тре­бует безмерно большего времени, чем весь период существова­ния нашей планеты как твердого тела.

История взаимоотношений общества и природы.

Основные исторические этапы взаимоотношения общества и природы, экологические кризисы и революции в истории человечества представлены на рис. 18 и в табл. 19.

Человек появился на Земле около 4,6 млн. лет назад. Сначала это был человек-собиратель. Около 1,6 млн. лет назад человек научился пользоваться огнем. Это позволило ему заселит территории с умеренным климатом и заняться охотой. Использование огня и изобретение оружия привело к массовому уничтожению (перепромыслу) крупных млекопитающих средних широт. Это послужило причиной первого экологического кризиса (кризиса консументов).Этот кризис заставил человека перейти от присваивающего типа хозяйства (охота и собирательстве к производящему (скотоводство и земледелие).

Первые земледельческие цивилизации возникли в районах недостаточного увлажнения, что потребовало создания оросительных систем. В результате эрозии и засоления почв произошли локальные экологические катастрофы в бассейнах рек Тигр и Евфрат, а сведение лесов привело к появлению пустыни Сахара на месте плодородных земель. Так проявил себя кризис примитивного земледелия,

Позднее земледелие продвинулось на территории достаточного увлажнения, в районы лесостепи и леса, в результате чего началась интенсивная вырубка лесов. Развитие земледелия, нужда в древесине для строительства домов и кораблей привели к катастрофическому уничтожению лесов в Западной Европе. Сведение лесов в прошлом и настоящем вызывает изменение газового состава атмосферы, климатических условий, водного режима, состояния почв. Массовое уничтожение растительных ресурсов Земли характеризуется как кризис продуцентов.

Читайте также:  Электролиты свойства и классификации

С XVIII в. в результате промышленной, а затем научно-технической революции на смену доиндустриальной эпохе при­ходит индустриальная. За последние 100 лет потребление воз­росло в 100 раз. В настоящее время на одного жителя Земли каждый год добывается и выращивается примерно 20 т сырья, ко­торое перерабатывается в конечные продукты массой 2 т, т.е. 90% сырья превращается в отходы. Из 2 т конечного продукта в течение того же года выбрасывается не менее 1 т. Появление огромного количества отходов, причем часто в виде несвой­ственных природе веществ, привело к возникновению еще од­ного кризиса — кризиса редуцентов. Редуценты не успевают очи­щать биосферу от загрязнения, часто они на это просто не способны биологически. Это приводит к нарушению круговорота веществ в биосфере.

Помимо загрязнения биосферы различными веществами, происходит ее тепловое загрязнение — добавление тепловой энергии в приземный слой тропосферы в результате сжигания огромного количества горючих полезных ископаемых, а также использования атомной и термоядерной энергии. Следствием этого может стать глобальное потепление климата. Этот кри­зис получил название термодинамического.

Еще одним экологическим кризисом являетсяснижение на­дежности экологических систем,в частности, в результате сниже­ния их видового разнообразия, разрушения озонового слоя и т.д.

Усиливающееся воздействие человека на природу в резуль­тате роста населения и научно-технического прогресса имеет не только экологические последствия. Нарастание экологичес­кой напряженности проявляется и в социальных последстви­ях. К негативным социальным последствиям относятся: нарас­тающая нехватка продовольствия в мире, рост заболеваемости населения в городах, возникновение новых болезней, экологи­ческая миграция населения, возникновение локальных эколо­гических конфликтов из-за создания экологически опасных в глазах населения предприятий, экологическая агрессия — вы­воз токсичных технологических процессов и отходов в другие страны и т.д.

Рисунок 18.

Экологические кризисы и революции в истории взаимоотношений человеческого общества и природы (Н,Ф, Рейерс, 1990)

Таблица 19

Дата добавления: 2018-02-18 ; просмотров: 2470 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

1.2 Взаимодействие общества и природы

Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
  • Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.

Читайте также:  Солнце это тело природы или нет

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1

Источник

Основные законы взаимодействия человека с природой

Взаимоотношения природы и общества — одна из актуальных проблем гуманитарного знания. Как соотносится человечество с живой и неживой сферами планеты, как они сосуществуют и развиваются — это острые проблемы, затрагивающие экономику, политику, мораль, искусство, религию и другие сферы общественной жизни.

В широком смысле слова под природой понимается все сущее, а в узком смысле слова природа — это то, что породило и окружает человека, служит для него объектом познания. Природа является естественным условием существования людей.

Общество, в свою очередь, — это обособившаяся от природы часть мира. Общество как система сосуществует с природой, использует природные факторы, ресурсы и условия, изменяет их в соответствии со своими потребностями.

Общественная жизнь — это исторический результат складывающихся между людьми отношений в результате длительного пути эволюции природы. При этом общество характеризуется специфической системной организацией, отличающей его от других природных образований. Общественная жизнь включает в себя:

  • материальную сферу — преобразование материалов природы, которое осуществляется в конкретно-исторических формах трудовой деятельности;
  • духовную сферу — осознание этого процесса преобразования.

Обе эти стороны находятся в неразрывном единстве. Это единство обеспечивает не только жизнедеятельность и функционирование общества, но и его саморазвитие. Любое природное биологическое образование стремится к совершенствованию форм жизнедеятельности. Эта же тенденция присуща и обществу, но только в обществе это становится не природным инстинктом, а сознательной целью.

Характеризуя общество как обособленную от природы часть мира, важно осознавать, что суть обособленности общества от природы состоит в следующем:

  • В центре общественного развития стоит человек, обладающий сознанием и волей. Природа существует и развивается по своим собственным, не зависящим от человека и общества законам.
  • Общество подчиняется как общим с природой законам, так и своим собственным, которые зависят от сознания и воли людей.
  • Общество — структурно-организованная система. В нем присутствуют различные формы общественных отношений, развита социальная структура, налажено материальное и духовное производство, действуют социальные и политические организации и институты.
  • Общество выступает в качестве творца, преобразователя и создателя культуры.

Однако, говоря об обособлении общества от природы, мы имеем в виду его качественную специфику, но не оторванность от природы и процессов ее естественного развития. Общество как социальный организм взаимодействует с окружающей его средой так же, как и любой другой. Основой этого взаимодействия является обмен веществ с природной средой, потребление природных продуктов, воздействие на природу.

Природа оказывает влияние и воздействует на общество. Природа создает благоприятные или неблагоприятные условия для его развития. Так, великие цивилизации древности (Вавилон, Египет, Индия, Китай) возникали в устьях рек или в плодоносных долинах. Благоприятные природные условия давали толчок бурному развитию той или иной цивилизации. Ландшафтные и климатические условия способствовали развитию торговли, мореплавания, межкультурных связей.

В то же время, природная среда и природные катаклизмы могли не только тормозить развитие общества, но и стать причиной его гибели. Цунами, землетрясения, извержение вулканов, наводнения приводили в древности к исчезновению с лица земли целых племен и народов.

Общество неотделимо от природы. Человек, а значит и общество, вышли из природы, они ее продолжение, ее часть. Но это часть особенная, она представляет собой вторую, искусственно созданную природу. Природа была и остается тем фундаментом, на котором основывается общество. 1

Читайте также:  Переехали в деревню и полюбили осень За уют

Источник

Законы взаимоотношений «человек-природа»[1]

Ход связей между природой и человеком по Н.Ф. Реймерсу (1994) приводит к одновременным переменам в природе и в формах хозяйства. Формы хозяйства, меняясь вследствие затруднений, происходящих от перемен в природе, в сою очередь вызывают цепные реакции в природе. Постоянная обратная связь получила название закона обратной связи взаимодействия чело­век—биосфера П. Дансеро (1957) или закона бумеранга, иначе — четвертого закона Б. Коммонера (1974): «ничто не дается даром». Глобальная экосистема представляет собой единое целое, в рамках которого ничего не может быть выиграно или потеряно и которое не может являться объектом всеобщего улучшения: все, что было извлечено из нее человеческим трудом, должно быть возвращено. Платежа по этому векселю нельзя избежать. Он может быть только отсрочен. Неизбежность платежей подчеркивается и законом неза­менимости биосферы. Его формулировали многие исследователи, такие, как В.И. Вернадский, Д.П. Марше, Э. Реклю и др. Например, В.Г. Горшков (1990) данный закон формулирует следующим обра­зом: «Нет никаких оснований для надежд на построение искусствен­ных сообществ, обеспечивающих стабилизацию окружающей сре­ды с той же степенью точности, что и естественные сообщества. Сокращение естественной биоты в объеме, превышающем порого­вое значение, лишает устойчивости окружающую среду, которая не может быть восстановлена за счет создания очистных сооружений и перехода к безотходному производству. Биосфера. представляет собой единственную систему, обеспечивающую устойчивость сре­ды обитания при любых возникающих возмущениях. Необходимо сохранять естественную природу на большей части поверхности Земли».

Незаменимая биосфера до определенного времени работа­ла в рамках принципа Ле Шателье-Брауна, что для этой фазы эволюции сформулировано в виде закона обратимости био­сферы П. Дансеро (1957): биосфера стремится к восстановле­нию экологического равновесия тем сильнее, чем больше дав­ление на нее. Это стремление продолжается до достижения эко­системами климаксовых фаз развития. В то же время П. Дансеро (1957) сформулировал закон необратимости взаимодействия человек—биосфера: возобновимые природные ресурсы дела­ются невозобновимыми в случае глубокого изменения среды, значительной переэксплуатации, доходящей до поголовного уничтожения или крайнего истощения, а отсюда превышения возможностей их восстановления. Такова, например, фаза раз­вития системы взаимоотношений человек—природа в наши дни. Современная цивилизация и культура не обеспечивают стабиль­ных условий существования на Земле ни жизни, ни человека как ее части. Это заключение находит отражение в правиле меры преобразования природных систем: в ходе эксплуатации при­родных систем нельзя переходить некоторые пределы, позволя­ющие этим системам сохранять свойство самоподдержания (самоорганизации и саморегуляции). Так как свойство и саморе­гуляция природных систем поддерживается двумя механизма­ми — соотношением экологических компонентов внутри систе­мы и взаимодействием пространственно выраженных подсис­тем, систем того же уровня, то данное правило справедливо для обоих этих механизмов.

Таким образом, из правила меры преобразования природных систем можно прийти к следующим выводам;

1. Единица (возобновимого) ресурса может быть получена лишь в некоторый, определяемый скоростью функционирова­ния системы (и их иерархии), отрезок времени. В течение этого отрезка нельзя переходить рубежи ограничений, диктуемых всеми теориями экологии.

2. Перешагнуть через фазу последовательного развития при­родной системы с участием живого, как правило, невозможно.

3. Рациональное проведение хозяйственных мероприятий лишь в рамках некоторых оптимальных размеров, выход за которые в меньшую и большую стороны, снижает их хозяйствен­ную эффективность.

4. Преобразовательная деятельность не должна выводить природные системы из состояния равновесия путем .избытка какого-то из средообразующих компонентов. Если это необ­ходимо, то требуется достаточная компенсация в виде относи­тельно непреобразованных природных систем.

5. Преобразование природы дает локальный или региональ­ный выигрыш за счет ухудшения каких-то показателей в смеж­ных местностях или в биосфере в целом.

6. Хозяйственное воздействие затрагивает не только ту систе­му, на которую оно направлено, но и ее надсистемы, которые в соответствии с принципом Ле Шателье-Брауна «стремятся» ни­велировать производимые изменения. В связи с этим расходы на преобразование природы никогда не ограничиваются лишь за­тратами на непосредственно планируемые воздействия.

7. Природные цепные реакции никогда не ограничиваются изменениями вещества и энергии, но затрагивают динамичес­кие качества систем природы.

8. Вторичное постепенно сложившееся экологическое рав­новесие, как правило, устойчивее, чем первичное, но потен­циальный «запас преобразований» при этом сокращается.

9. Несоответствие «целей» естественно-системной регу­ляции в природе и целей хозяйства может приводить к дес­трукции природного образования, т. е. силы природы и хо­зяйственных преобразований в ходе противоборства снача­ла «гасят» друг друга, а затем природная составляющая начинает разрушаться.

Источник