Традиционное общество: определение. Особенности традиционного общества
Внимание к традиционному обществу обусловлено кардинальными изменениями в мировоззрении человечества. На данном этапе развития социум является разнородным, в нём вынужденно сосуществуют богатые и бедные, высокообразованные и не имеющие начального образования личности, верующие и атеисты. Современное общество нуждается в индивидах, социально адаптированных, нравственно стойких и обладающих стремлением к самосовершенствованию. Именно эти качества формируются в раннем возрасте в семье. Традиционное общество наиболее отвечает критериям воспитания в человеке приемлемых качеств.
Понятие традиционного общества
Традиционное общество – преимущественно сельское, аграрное и доиндустриальное объединение больших групп людей. В ведущей социологической типологии «традиция – современность» оно выступает основной противоположностью индустриальному. По традиционному типу социумы развивались в древнюю и средневековую эпохи. На современном этапе примеры таких обществ выраженно сохранились в Африке и Азии.
Признаки традиционного общества
Отличительные черты традиционного общества проявляются во всех сферах жизнедеятельности: духовной, политической, хозяйственной, экономической.
Община является основной социальной ячейкой. Она представляет собой замкнутое объединение людей, сплоченных по родовому или локальному принципу. В отношениях «человек-земля» именно община выступает посредником. Ее типология различна: выделяют феодальную, крестьянскую, городскую. Вид общины и определяет положение человека в ней.
Характерная черта традиционного общества – сельскохозяйственная кооперация, которую составляют клановые (родственные) связи. Отношения основываются на коллективной трудовой деятельности, использовании земельных угодий, систематических переделах земли. Такому обществу всегда свойственна слабая динамика.
Традиционное общество – это в первую очередь закрытое объединение людей, которое является самодостаточным и не допускает внешнего воздействия. Традиции и законы определяют его политическую жизнь. В свою очередь, социум и государство подавляют личность.
Особенности экономического уклада
Традиционное общество характеризуется преобладанием экстенсивных технологий и применения ручных орудий труда, господством корпоративной, общинной, государственной форм собственности, в то время как частная собственность все-таки остается неприкосновенной. Уровень жизни большей части населения является невысоким. В труде и производстве человек вынужден приспосабливаться к внешним факторам, таким образом, социум и особенности организации трудовой деятельности зависят от природных условий.
Традиционное общество – это противостояние природы и человека.
Экономический уклад вступает в полную зависимость от факторов природно-климатического характера. Основу такого хозяйства составляют скотоводство и земледелие, результаты коллективного труда распределяются с учетом положения каждого члена в социальной иерархии. Кроме сельского хозяйства, люди в традиционном обществе занимаются примитивным ремеслом.
Социальные отношения и иерархия
Ценности традиционного общества заключаются в почитании старшего поколения, старых людей, соблюдении обычаев рода, неписаных и писаных норм и принятых правил поведения. Конфликты, возникающие в коллективах, решаются при вмешательстве и участии старшего (вожака).
В традиционном обществе социальная структура подразумевает сословные привилегии и жесткую иерархию. При этом социальная мобильность практически отсутствует. Например, в Индии строго запрещаются переходы из одной касты в другую с повышением статуса. Основными социальными ячейками общества выступали община и семья. Человек прежде всего был частью коллектива, входящего в традиционное общество. Признаки, указывающие на неподобающее поведение каждого индивида, обсуждались и регулировалось системой норм и принципов. Понятие индивидуальности и следование интересам отдельного человека в такой структуре отсутствуют.
Социальные отношения в традиционном обществе строятся на подчинении. Каждый включен в него и ощущает себя частью целого. Рождение человека, создание семьи, смерть происходят в одном месте и окружении людей. Трудовая деятельность и быт строятся, передаваясь от поколения к поколению. Выход из общины всегда сложен и затруднителен, иногда даже трагичен.
Традиционное общество – это объединение по общим признакам коллектива людей, в котором индивидуальность не является ценностью, идеальный сценарий судьбы — исполнение социальных ролей. Здесь запрещено не соответствовать роли, в противном случае человек становится изгоем.
Социальный статус оказывает влияние на положение личности, степень приближенности к лидеру общины, жрецу, вождю. Влияние главы рода (старшего) непрекословно, даже если индивидуальные качества ставятся под сомнение.
Политическое устройство
Главным богатством традиционного общества является власть, которая ценилась выше, чем закон или право. Армии и церкви принадлежит главенствующая роль. Формой правления в государстве в эпоху традиционных обществ была преимущественно монархия. В большинстве стран представительные органы власти не имели самостоятельного политического значения.
Так как наибольшей ценностью выступает власть, то она не нуждается в обоснованиях, а переходит следующему вождю по наследству, ее источником является Божья воля. Власть в традиционном обществе деспотична и сосредоточена в руках одного человека.
Духовная сфера традиционного общества
Духовной основой общества выступают традиции. Сакральные и религиозно-мифические представления имеют господство как в индивидуальном, так и в общественном сознании. Религия оказывает значительное влияние на духовную сферу традиционного общества, культура гомогенна. Устный способ обмена информацией преобладает над письменным. Распространение слухов является частью социальной нормы. Количество людей, имеющих образование, как правило, всегда незначительно.
Обычаи и традиции также определяют духовную жизнь людей в общине, которой свойственна глубокая религиозность. Религиозные догматы находят отражение и в культуре.
Иерархия ценностей
Совокупность культурных ценностей, почитаемых безоговорочно, также характеризует традиционное общество. Признаки ценностно ориентированного социума могут быть общими или сословными. Культуру определяет ментальность социума. Ценности имеют строгую иерархию. Высшей, без сомнения, является Бог. Стремление к Богу формирует и определяет мотивы поведения человека. Он выступает идеальным воплощением благонравного поведения, высшей справедливости и источником добродетели. Другой ценностью можно назвать аскезу, которая подразумевает отказ от благ земных во имя обретения небесных.
Верность является следующим принципом поведения, выраженном в служении Богу.
В традиционном обществе выделяют также ценности второго порядка, например, праздность – отказ от физического труда вообще или только в определенные дни.
Необходимо отметить, что все они имеют священный (сакральный) характер. Сословными ценностями могут выступать праздность, воинственность, честь, личная независимость, что было приемлемо для представителей знатных слоев традиционного социума.
Соотношение современного и традиционного обществ
Традиционное и современное общество тесно взаимосвязаны. Именно в результате эволюции первого вида социума человечество вышло на инновационный путь развития. Современное общество характеризуется достаточно быстрой сменяемостью технологий, беспрерывной модернизацией. Культурная действительность также подвержена изменениям, что обуславливает новые жизненные пути для последующих поколений. Для современного общества характерен переход от государственной формы собственности к частной, а также пренебрежение индивидуальными интересами. Некоторые черты традиционного общества присущи и современному. Но, с точки зрения европоцентризма, оно является отсталым ввиду закрытости от внешних связей и инноваций, примитивным, продолжительным характером изменений.
Источник
ЕГЭ. Общество. Тема 14. Общество и природа
Человек, общество — это часть материального мира. Как часть единого целого, природа и общество имеют некоторые общие особенности, но в то же время и отличаются друг от друга. Давайте в этом и попробуем разобраться: что общего и в чём различия природы и общества.
Сначала дадим определение, что такое «природа»
Определение понятия «природа»
Природа в широком смысле – это вся Вселенная. Конечно, в курсе обществознания мы изучаем особенности не этой Вселенной, а той её части, где живёт человек.
Природа в узком смысл е — окружающая человека среда, в которой он живёт, биосфера.
- Естественную среду— то есть естественные условия жизнедеятельности человека.
- Искусственную среду— то есть созданную людьми, его культуру
( материальную и духовную), эту среду ещё называют второй природой.
Сходства и различия природы и общества
- являются системами
- являются динамическими системами
Природа и общество взаимодействуют друг на друга, причём в двух аспектах: положительном и отрицательном.
Взаимодействие общества и природы
2. Природа — это источник средств жизни(тепло, продукты, одежда и т.д.)
3.Источник средств производства
( металл, уголь, нефть и т.д.)
4.Природа стимулирует развитие общества: осваивая природу, общество совершенствуется, развивается
( теория «вызова-ответа» Тойнби).
2.Обеспечение экологической безопасности – защищённость личности, предприятий, территории, региона и т.п. от угроз, возникающих вследствие антропогенной деятельности человека и стихийных бедствий экологического характера.
энергосберегающих технологий, очистных сооружений и т.д.
2.Способность оказывать негативное влияние на здоровье людей (метезависимость и т.д.)
2.Загрязнение Земли, особенно водоемов, атмосферы промышленными отходами
3.Уничтожение растительного и животного мира ,вырубка лесов
Влияние человека на природу — это единство созидания и разрушения.
Некоторые ТЕРМИНЫ:
Биосфера — земная оболочка ,охваченная жизнью.
Ноосфера — сфера разума, область существования разумных существ.
Ойкумена — заселённая человеком часть земного шара ( от греч. обитаю, населяю).
Правовая защита природы
1.На международном уровне
- ООН. Всемирная хартия защиты природы(1982г).
- ЮНЕСКО. Программа «Человек и биосфера».1970г.
- Римский клуб. Международная общественная организация, создана в 1968г. Входит около 100 учёных, общественных деятелей, руководителей фондов.
Цель: исследование развития человека в эпоху НТР. Выступают за разрядку международной напряжённости.
- «Гринпис». Неправительственная организация.
Цель: обеспечение экологической безопасности человечества. Входит в неё более ста государств. Создана в 1971г, Россия вступила в 1989г.
- МАГАТЭ — международное агентство по атомной энергетике.
Цель: обеспечить ядерную безопасность и защиту окружающей среды.
Источник
Традиционное общество: признаки и примеры аграрного общества, примеры
Традиционное аграрное общество — это… 8 класс. Какое общество традиционное? Переход от традиционного общества к обществу индустриальному — промышленная революция. Признаки и черты традиционного общества, характеристика. В какие века оно существовало? Традиционное общество — таблица.
Что такое традиционное общество? Характеристика
В современном обществознании человеческие общества принято делить на три типа: традиционные (аграрные), индустриальные (промышленные) и постиндустриальные (информационные). Переход от традиционного общества к индустриальному и информационному происходит в результате процесса модернизации.
Традиционное общество — это общество, которое регулируется традицией и обычаями, то есть опытом прошлых поколений. Для таких обществ характерны жесткая сословная иерархия и низкая социальная мобильность, религиозная культура , традиционная экономическая система (натуральное хозяйство, ручной труд, общая собственность на землю и капитал ).
Традиционное общество стремится сохранить свои устои и меняется постепенно — его эволюция обычно происходит на протяжении нескольких поколений.
Синонимы к термину «традиционное общество» — доиндустриальное общество, аграрное общество. Аграрным обычно называют общество, где более 50% населения заняты в сельском хозяйстве. Не любое традиционное общество является аграрным — бывают, к примеру, традиционные общества охотников-собирателей.
Примеры традиционных обществ
Традиционное общество пришло на смену первобытному в результате неолитической революции . Примерами традиционных обществ могут служить любые общества до начала промышленной революции : Древний Египет и Китай, средневековая Русь и Франция, Англия до XVIII века etc .
Так, на Руси существовало деление на сословия: крестьян, боярство, дворянство, духовенство, переход из сословия в сословие был затруднен. Крестьянин занимался сельским хозяйством и традиционными промыслами, как и его предки. Продукцию он производил не на продажу — для рынка — а для собственного потребления (натуральное хозяйство). Преобладала религиозная культура. Власть принадлежала монархам — князьям, а в дальнейшем царям.
Какое общество — традиционное? Признаки и черты
Экономика традиционного общества:
Основная сфера производства — сельское хозяйство.
Основной производимый продукт — пища.
Производство основано на ручном труде.
Господствует натуральное хозяйство.
Замкнутые социальные структуры, низкая социальная мобильность.
Преобладают отношения родства, структуры «семейного» типа.
Преобладают монархические формы правления , власть передается по наследству.
Политические свободы отсутствуют, власть авторитарна .
Господствуют традиционные религиозные ценности.
Коллективизм преобладает над индивидуализмом.
Переход от традиционного общества к обществу индустриальному. Промышленная революция
Переход от традиционного общества к индустриальному происходит в рамках промышленной революции — замене ручного труда машинным.
Индустриальная революция началась в Великобритании во второй половине XVIII века, после изобретения парового двигателя, и завершилась в развитых странах в течение XIX века.
Промышленная революция вызвала повышение производительности труда, быстрый прирост населения, урбанизацию — рост городов. Большинство населения теперь было занято в промышленном производстве. Главным средством производства стала не земля, а капитал. На смену традиционным религиозным ценностями пришли ценности индивидуального успеха.
Промышленная революция совершилась не одномоментно и не уничтожила традиционное общество полностью — в некоторых странах и регионах этот переход продолжается до сих пор.
Промышленная революция, с одной стороны, вела к позитивным последствиям: росту производства и уровня жизни, прогрессу науки и образования, демократизации общества. С другой стороны, у нее оказалось немало негативных последствий: разорение крестьянства и ремесленников (пауперизация), утрата прежних социальных связей, духовный кризис, вред для окружающей среды.
Традиционное и индустриальное общество — сравнительная таблица различий
Традиционное общество обычно противопоставляют индустриальному и постиндустриальному.
Главный фактор производства — земля
Основная сфера — сельское хозяйство
Основной продукт — пища
Производство основано на ручном труде
Господствует натуральное хозяйство
Главный фактор производства — капитал
Основная сфера — промышленность.
Основной продукт — промышленные изделия
Производство основано на механическом труде
Господствует товарное хозяйство
Низкая социальная мобильность.
Закрытые социальные структуры — сословия
Социальная мобильность повышается.
Подвижные социальные структуры — классы
Отсутствие политических свобод, преобладают монархические формы правления
Провозглашение политических свобод, равенства граждан перед законом, отход от абсолютной монархии
Источник
ТРАДИЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО
Понятие традиционного общества охватывает великие аграрные цивилизации Древнего Востока (Древняя Индия и Древний Китай, Древний Египет и средневековые государства мусульманского Востока), европейские государства Средневековья. В ряде государств Азии и Африки традиционное общество сохраняется и сегодня, но столкновение с современной западной цивилизацией существенно изменило его цивилизационные характеристики.
Основой жизнедеятельности человека является труд, в процессе которого человек преобразует вещество и энергию природы в предметы собственного потребления. В традиционном обществе основой жизнедеятельности является земледельческий труд, плоды которого дают человеку все необходимые средства к жизни. Однако ручной сельскохозяйственный труд с использованием простых орудий обеспечивал человека лишь самым необходимым, да и то при благоприятных погодных условиях. Три «черных всадника» наводили ужас на европейское Средневековье — голод, война и чума. Голод — самый жестокий: от него нет укрытия. Он оставил глубокие шрамы на культурном челе европейских народов. Его отголоски слышны в фольклоре и эпосе, заунывной протяжности народных песнопений. Большинство народных примет — о погоде и видах на урожай. Зависимость человека традиционного общества от природы отражена в метафорах «земля-кормилица», «земля-матушка» («мать сыра земля»), выражающих любовно-бережное отношение к природе как к источнику жизни, из которого не полагалось черпать лишнего.
Земледелец воспринимал природу как живое существо, требующее нравственного к себе отношения. Поэтому человек традиционного общества не господин, не покоритель и не царь природы. Он малая толика (микрокосм) великого космического целого, мироздания. Его трудовая деятельность подчинялась извечным ритмам природы (сезонной смене погоды, длине светового дня) — таково требование самой жизни на грани природного и социального. Древнекитайская притча высмеивает земледельца, дерзнувшего бросить вызов традиционной агрикультуре, основанной на ритмах природы: стремясь ускорить рост злаков, он тянул их за вершки до тех пор, пока не выдернул с корнем.
Отношение человека к предмету труда всегда предполагает его отношение к другому человеку. Присваивая этот предмет в процессе труда или потребления, человек включается в систему общественных отношений собственности и распределения. В феодальном обществе европейского Средневековья преобладала частная собственность на землю — главное богатство аграрных цивилизаций. Ей соответствовал тип социального подчинения, называемый личной зависимостью. Понятие личной зависимости характеризует тип социальной связи людей, относящихся к различным социальным классам феодального общества, — ступеням «феодальной лестницы». Европейский феодальный сеньор и азиатский деспот были полноправными хозяевами тел и душ своих подданных, а то и владели ими на правах собственности. Так было и в России до отмены крепостного права. Личная зависимость порождает внеэкономическое принуждение к труду на основе личной власти, опирающейся на прямое насилие.
Традиционное общество выработало формы повседневного сопротивления эксплуатации труда на основе внеэкономического принуждения: отказ от работы на господина (барщина), уклонение от уплаты натурального (оброк) или денежного налога, побег от своего господина, подрывавший социальную основу традиционного общества — отношение личной зависимости.
Люди одного социального класса или сословия (крестьяне территориально-соседской общины, германской марки, члены дворянского собрания и т. п.) были связаны отношениями солидарности, доверия и коллективной ответственности. Крестьянская община, городские ремесленные корпорации сообща несли феодальные повинности. Крестьяне-общинники сообща выживали в неурожайные годы: поддержать соседа «кусочком» считалось нормой жизни. Народники, описывая «хождение в народ», отмечают такие черты народного характера, как сострадание, коллективизм и готовность к самопожертвованию. Традиционное общество сформировало высокие нравственные качества: коллективизм, взаимопомощь и социальную ответственность, вошедшие в сокровищницу цивилизационных достижений человечества.
Человек традиционного общества не ощущал себя личностью, противостоящей или конкурирующей с другими. Напротив, он воспринимал себя неотъемлемой частью своей деревни, общины, полиса. Немецкий социолог М. Вебер отмечал, что обжившийся в городе китайский крестьянин не порывал связи с сельской церковной общиной, а в Древней Греции изгнание из полиса и вовсе приравнивали к смертной казни (отсюда и происходит слово «изгой»). Человек Древнего Востока целиком подчинял себя клановым и кастовым стандартам социально-групповой жизни, «растворялся» в них. Соблюдение традиций издавна считалось главной ценностью древнекитайского гуманизма.
Социальный статус человека в традиционном обществе определялся не личными заслугами, а социальным происхождением. Жесткость классово-сословных перегородок традиционного общества сохраняла его неизменным на протяжении всей жизни. В народе и по сей день говорят: «На роду написано». Присущее традиционалистскому сознанию представление о том, что от судьбы не уйдешь, сформировало тип созерцательной личности, созидательные усилия которой обращены не на переделку жизни, а на душевное благоустройство. И.А. Гончаров с гениальной художественной прозорливостью запечатлел такой психологический тип в образе И.И. Обломова. «Судьба», т.е. социальная предопределенность, является ключевой метафорой древнегреческих трагедий. Трагедия Софокла «Царь Эдип» повествует о титанических усилиях героя избежать предсказанной ему страшной судьбы, однако, невзирая на все его подвиги, злой рок торжествует победу.
Повседневная жизнь традиционного общества отличалась удивительной устойчивостью. Она регулировалась не столько законами, сколько традицией — сводом неписаных правил, образцов деятельности, поведения и общения, воплощающих опыт предков. В традиционалистском сознании считалось, что «золотой век» уже позади, а боги и герои оставили образцы поступков и подвигов, которым следует подражать. Социальные привычки людей почти не изменялись на протяжении многих поколений. Организация быта, способы ведения хозяйства и нормы общения, праздничные ритуалы, представления о болезни и смерти — словом, все, что мы называем повседневной жизнью, воспитывалось в семье и передавалось из поколения в поколение. Многие поколения людей заставали одни и те же социальные структуры, способы деятельности и социальные привычки. Подчинением традиции и объясняется высокая стабильность традиционных обществ с их застойно-патриархальным круговоротом жизни и крайне замедленным темпом общественного развития.
Устойчивости традиционных обществ, многие из которых (особенно на Древнем Востоке) оставались практически неизменными на протяжении веков, способствовал и публичный авторитет верховной власти. Нередко она прямо отождествлялась с личностью короля («Государство — это я»). Публичный авторитет земного правителя питали и религиозные представления о божественном происхождении его власти («Государь — наместник Бога на земле»), хотя истории известно немного случаев, когда глава государства лично становился во главе церкви (англиканская церковь). Олицетворение политической и духовной власти в одном лице (теократия) обеспечивало двойное подчинение человека и государству, и церкви, что придавало традиционному обществу еще большую устойчивость.
Источник
Adblockdetector