Таблица "Сравнительная характеристика классов позвоночных животных"
материал для подготовки к егэ (гиа) по биологии (7, 8, 9 класс)
голова, шея ( гибкость ), туловище, крылья, ноги, хвост.
голова, шея, туловище, хвост, передние и задние конечности (под туловищем) (!)
кожа, костная чешуя, слизистые железы
кожа, слизистые железы
кожа сухая, роговой покров
кожа сухая, перья – роговые образования кожи
кожа, железы: потовые, сальные, млечные (!), волосы
череп и позвоночник: туловищный и хвостовой отделы; рёбра
череп, позвоночник: 1 шейный позвонок, туловищный, крестцовый, хвостовой
череп, позвоночник: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудная клетка (кроме змей, черепах)
Скелет лёгкий и прочный!! Череп, позвоночник: шейный ( хорошо развит, подвижен ), грудной, поясничный, крестцовый – срастаются – прочность!, хвостовой; грудная клетка, грудина – вырост – киль; ключицы = в вилочку
череп, позвоночник: шейный, грудной, поясничный, крестцовый, хвостовой; грудная клетка;
Рот, глотка, кишечная трубка, анальное отверстие; печень
Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие (у Хрящевых — клоака); печень, поджел железа; Плавательный пузырь – вырост кишечника, у Костных!
Рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник, клоака (!);
печень, поджелудочная железа;
Рот, глотка, пищевод, зоб, желудок, кишечник, клоака (!);
печень, поджелудочная железа.
Рот + дифференцированные зубы, глотка, пищевод, желудок, кишечник, анальное отверстие; слюнные железы, печень, поджелудочная железа.
сердца нет, 1 круг кровообращения
двухкамерное сердце, 1 круг кровообращения
сердце трёхкамерное, 2 круга кровообращения
сердце 3хкамерное (неполная перегородка), у крокодилов – 4хкамерное; 2 круга кровообращения
сердце четырёхкамерное, два круга кровообращения
жаберные щели в глотке
(жабры – у личинок)
Лёгкие, воздушные мешки
выделительные трубочки в каждом сегменте — метанефридии
2 туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, мочевое отверстие (у Хрящевых — клоака)
2 туловищные почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака
Тазовые почки, мочеточники, мочевой пузырь, клоака
Тазовые почки, мочеточники, (мочевой пузырь – отсутствует!), клоака
Почки. мочеточники, мочевой пузырь, отверстие мочеиспускательного канала
головной и спинной мозг, нервы
головной и спинной мозг, нервы, кора больших полушарий
головной и спинной мозг, нервы, кора больших полушарий
то же, кора головного мозга с извилинами и центрами органов чувств
щупальца, светочувствительные глазки, осязание по всей коже
Глаза, органы слуха (внутреннее ухо), осязания – боковая линия, обоняния. равновесия
Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой,
Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее и среднее ухо с барабанной перепонкой, вкус, обоняние
Глаза с веками ! (3е веко — мигательная перепонка), внутреннее, среднее и внутреннее ухо, вкус, обоняние
глаза, слух (ушная раковина!), осязание – вибриссы, обоняние, вкус
РАЗМНОЖЕНИЕ И РАЗВИТИЕ
Яичники и семенники – посегментно, оплодотворение – наружное;
развитие непрямое (личинка — головастик), в воде
Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, на суше
Оплодотворение внутреннее, развитие прямое, развитие у плацентарных – в матке !, выкармливание молоком
Вид Ланцетник европейский
Класс Хрящевые рыбы
Отряды Акулы, Скаты
Класс Костные рыбы
Отряды: Сельдеобразные, Окунеобразные, и др.
Отряды: Бесхвостые (лягушки, жабы), Хвостатые (саламандры, тритоны), Безногие (червяги)
Отряды: Чешуйчатые (змеи, хамелеоны, ящерицы, вараны), Черепахи, Крокодилы
Отряды: Курообразные, Гсеобразные, Дятлообразные, Совообразные, Журавлеобразные, Страусообразные, Пингвинообразные.
Отряды: Однопроходные (утконос, ехидна), Сумчатые (кенгуру), Насекомоядные (крот, выхухоль, землеройка), Рукокрылые (летучие мыши), Грызуны, Зайцеобразные, Ластоногие, Хищные, Приматы и др.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщающий урок по биологии 7 класс «Позвоночные животные»
Урок является частью рабочей программы биологии 7 класса «Животные» и уместен на заключительном этапе изучения строения Позвоночных животных и основных функций систем органов. Данная тема .
План-конспект урока биологии в 6 классе «Передвижение позвоночных животных»
План- конспект урока в 6 классе «Передвижение позвоночных животных» . Программа Н.И.Сонин. Цель урока: дать знания о передвижении позвоночных животных в разных средах обитания.
УГА — 2014. Урок биологии 6 класс. «Перенос веществ в организме позвоночных животных»
Урок по теме «Перенос питательных веществ в организме позвоночных животных» К уроку создана презентация.Начинается урок сужетом из мультфильма па сказке «Книга джунглей» Р.Киплинга. «Мы с тобой одной .
Презентации к уроку по теме: «Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных» 6 класс+Конспект
Презентации к уроку по теме: «Координация и регуляция. Строение нервной системы позвоночных животных» 6 класс.
Биологический поезд. Обобщающий урок в 7 классе по теме:»Позвоночные животные»
Биологический поезд. Обобщающий урок в 7 классе по теме:»Позвоночные животные».
Лабораторные работы по основным классам позвоночных животных я провожу при изучении зоологии и использую эти же материалы при подготовке учащихся 9-11 классов к экзаменам по биологии. Учащимся очень н.
Подтип Позвоночные. Рыбы – водные позвоночные животные.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА С ИСПОЛЬЗОВАНИЕСРЕДСТВ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ И РЕСУРСОВ ИНТЕРНЕТ.
Источник
Урок 17. Позвоночные животные
Позвоночные животные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
Холоднокровные животные – это животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Теплокровные животные – это животные с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек относится позвоночным животным, потому что у нас с вами есть позвоночник, а ещё у нас с вами есть череп, который защищает головной мозг, кроме этого, у нас есть парные конечности. Наши парные конечности – это руки и ноги. С помощью парных конечностей позвоночные перемещаются в пространстве, в поисках добычи, а иногда совершают длительные миграции. Какие же еще живые существа относятся к позвоночным?
Позвоночные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет. Он является гибкой, но прочной опорой тела. У большинства позвоночных животных основой скелета является позвоночник, чем и объясняется их название. Позвоночник состоит из большого количества отдельных костей – позвонков. Они соединены между собой прочно, но подвижно. Позвоночник проходит вдоль всего тела животного – от головы до кончика хвоста.
К современным позвоночным животным относят рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
По строению и образу жизни позвоночные находятся на более высоком уровне развития, чем все остальные животные.
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр. Это самые древние и наиболее разнообразные современные позвоночные животные. Рыбы являются холоднокровными животными.
Холоднокровными называют животных с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Тело многих рыб покрыто тонкими, налегающими одна на другую, чешуями. Самая распространённая форма тела у рыб – обтекаемая, как у макрели. Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни плавники проталкивают рыбу вперёд, другие – удерживают тело рыбы в равновесии и помогают изменять направление движения.
Земноводные – это холоднокровные позвоночные животные. Они приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Органы дыхания земноводных – лёгкие. К земноводным относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг. Наиболее известные земноводные – лягушки.
Пресмыкающиеся – это наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью лёгких. Тело пресмыкающихся покрыто сухой ороговевшей кожей, чешуями или щитками. К пресмыкающимся относят ящериц, змей, черепах, крокодилов.
Птицы – покрытые лёгкими перьями теплокровные животные, которые проявляют активность в любое время года.
Теплокровными называют животных с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Передние конечности птиц – крылья, задние – ноги. Большинство птиц прекрасно летает. Не могут летать крупные сухопутные птицы – страусы. Некоторые птицы освоили водный образ жизни, утратив способность к полёту. Таковы пингвины.
Млекопитающие, или звери, – теплокровные позвоночные животные. Сохранению тепла способствует волосяной покров, который характерен для многих зверей. Обычно самки млекопитающих рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Отсюда название этой группы животных – «млекопитающие». Некоторые млекопитающие длительное время заботятся о своих детёнышах. Только у млекопитающих есть наружное ухо – ушная раковина.
Для млекопитающих характерна широкая приспособляемость к разнообразным условиям обитания. Они встречаются на земном шаре практически повсеместно, за исключением Антарктиды. Наземные звери – наиболее обширная группа млекопитающих, заселивших практически всю сушу. Подземные млекопитающие почти всю жизнь проводят в толще почвы. Среди млекопитающих есть группа водных зверей, которые никогда не выходят на сушу. Таковы киты и дельфины. К полёту приспособлены летающие звери.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса: Распределите животных по соответствующим группам.
Варианты ответов:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Источник
Особенности строения рыбы земноводные пресмыкающиеся птицы млекопитающие таблица
Позвоночные животные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет.
Холоднокровные животные – это животные с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Теплокровные животные – это животные с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Обязательная и дополнительная литература по теме
- Биология. 5–6 классы. Пасечник В. В., Суматохин С. В., Калинова Г. С. и др. / Под ред. Пасечника В. В. М.: Просвещение, 2019
- Биология. 6 класс. Теремов А. В., Славина Н. В. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Мансурова С. Е., Рохлов В. С., Мишняева Е. Ю. М.: Бином, 2019.
- Биология. 5 класс. Суматохин С. В., Радионов В. Н. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Беркинблит М. Б., Глаголев С. М., Малеева Ю. В., Чуб В. В. М.: Бином, 2014.
- Биология. 6 класс. Трайтак Д. И., Трайтак Н. Д. М.: Мнемозина, 2012.
- Биология. 6 класс. Ловягин С. Н., Вахрушев А. А., Раутиан А. С. М.: Баласс, 2013.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Человек относится позвоночным животным, потому что у нас с вами есть позвоночник, а ещё у нас с вами есть череп, который защищает головной мозг, кроме этого, у нас есть парные конечности. Наши парные конечности – это руки и ноги. С помощью парных конечностей позвоночные перемещаются в пространстве, в поисках добычи, а иногда совершают длительные миграции. Какие же еще живые существа относятся к позвоночным?
Позвоночные – это группа животных, имеющих внутренний осевой скелет. Он является гибкой, но прочной опорой тела. У большинства позвоночных животных основой скелета является позвоночник, чем и объясняется их название. Позвоночник состоит из большого количества отдельных костей – позвонков. Они соединены между собой прочно, но подвижно. Позвоночник проходит вдоль всего тела животного – от головы до кончика хвоста.
К современным позвоночным животным относят рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.
По строению и образу жизни позвоночные находятся на более высоком уровне развития, чем все остальные животные.
Рыбы – водные позвоночные животные, дышащие с помощью жабр. Это самые древние и наиболее разнообразные современные позвоночные животные. Рыбы являются холоднокровными животными.
Холоднокровными называют животных с непостоянной температурой тела, меняющейся в зависимости от температуры окружающей среды.
Тело многих рыб покрыто тонкими, налегающими одна на другую, чешуями. Самая распространённая форма тела у рыб – обтекаемая, как у макрели. Большинство рыб плавает с помощью плавников. Одни плавники проталкивают рыбу вперёд, другие – удерживают тело рыбы в равновесии и помогают изменять направление движения.
Земноводные – это холоднокровные позвоночные животные. Они приспособлены к жизни в наземно-воздушной и водной средах. Органы дыхания земноводных – лёгкие. К земноводным относят лягушек, жаб, квакш, тритонов, саламандр, червяг. Наиболее известные земноводные – лягушки.
Пресмыкающиеся – это наземные холоднокровные позвоночные животные, дышащие с помощью лёгких. Тело пресмыкающихся покрыто сухой ороговевшей кожей, чешуями или щитками. К пресмыкающимся относят ящериц, змей, черепах, крокодилов.
Птицы – покрытые лёгкими перьями теплокровные животные, которые проявляют активность в любое время года.
Теплокровными называют животных с постоянной высокой температурой тела, которая не зависит от температуры окружающей среды.
Передние конечности птиц – крылья, задние – ноги. Большинство птиц прекрасно летает. Не могут летать крупные сухопутные птицы – страусы. Некоторые птицы освоили водный образ жизни, утратив способность к полёту. Таковы пингвины.
Млекопитающие, или звери, – теплокровные позвоночные животные. Сохранению тепла способствует волосяной покров, который характерен для многих зверей. Обычно самки млекопитающих рождают живых детёнышей и выкармливают их молоком. Отсюда название этой группы животных – «млекопитающие». Некоторые млекопитающие длительное время заботятся о своих детёнышах. Только у млекопитающих есть наружное ухо – ушная раковина.
Для млекопитающих характерна широкая приспособляемость к разнообразным условиям обитания. Они встречаются на земном шаре практически повсеместно, за исключением Антарктиды. Наземные звери – наиболее обширная группа млекопитающих, заселивших практически всю сушу. Подземные млекопитающие почти всю жизнь проводят в толще почвы. Среди млекопитающих есть группа водных зверей, которые никогда не выходят на сушу. Таковы киты и дельфины. К полёту приспособлены летающие звери.
Разбор типового тренировочного задания:
Тип задания: Сортировка элементов по категориям.
Текст вопроса: Распределите животных по соответствующим группам.
Варианты ответов:
Правильный вариант/варианты (или правильные комбинации вариантов):
Разбор типового контрольного задания
Тип задания: Установление соответствий между элементами двух множеств;
Источник
Земноводные и пресмыкающиеся — отличия, признаки и характеристики классов
Хотя амфибии и рептилии имеют довольно много сходств во внешности, образе жизни и повадках, на самом деле животные очень разные как в биологическом, так и в структурном плане. Это обусловлено изменениями, происходившими в процессе эволюции, а также различными условиями окружающей среды. Чтобы правильно ориентироваться в классификации этих представителей фауны, необходимо знать отличия земноводных и пресмыкающихся.
Общие сведения
У земноводных и пресмыкающихся есть другие названия. Первых называют амфибиями (существа, которые могут жить и в воде, и на суше), а вторых — рептилиями. Пресмыкающиеся получили название из-за способа передвижения древних рептилий, у которых при ползании брюхо волочилось по земле. Эти представители фауны — одни из самых древних, возникших на планете в девонском периоде. Общая характеристика классов:
Земноводные. Предшественниками амфибий считают кистеперых рыб, которые в процессе развития вышли из воды на сушу. Рыбьи парные плавники трансформировались в конечности с пятью пальцами. Класс земноводных насчитывает более 6000 видов. Из них 90% — лягушки. Все амфибии делятся на 3 группы: хвостатые (тритон, саламандра, амбистома), бесхвостые (жаба, лягушка) и безногие (рыбозмей, червяг). В обычной среде чаще встречаются лягушки и жабы. Пресмыкающиеся произошли от земноводных. Именно пресмыкающимися были самые крупные животные, которые жили на Земле — динозавры. Они на протяжении 150 миллионов лет доминировали среди других животных, пока господствующее место не заняли млекопитающие. Сейчас известно около 9000 видов пресмыкающихся, которые наделены более высоким уровнем развития по сравнению с земноводными.
У рептилий и амфибий нет своей постоянной температуры тела, она изменяется в зависимости от окружающей среды. При понижении до +10−12 градусов животные становятся вялыми, прекращают добывать себе пищу, а при дальнейшем похолодании замирают и впадают в спячку. При минусовых температурах погибают: рептилии при -3−4 градусах, амфибии при -1−1,5 градусах. Однако некоторые виды земноводных способны вновь оживать после продолжительного пересыхания или замораживания. Представители обоих классов питаются животной пищей — чаще беспозвоночными, а иногда и мелкими позвоночными, заглатывая их целиком.
И те и другие предпочитают местности с тёплым климатом. Но амфибий можно встретить в местах повышенной влажности или вблизи водоёмов, так как их развитие происходит только в воде. Рептилии, наоборот, обитают в сухих и более жарких местностях. Разные условия ареалов отразились на строении организмов земноводных и пресмыкающихся, отличий между которыми довольно много.
Класс Земноводные
Это немногочисленная группа, которая относятся к простейшим позвоночным животным. Одни из них постоянно обитают в воде, другие — только в период размножения. При неблагоприятных условиях окружающей среды наземные виды могут вести водный образ жизни. Признаки земноводных:
Строение органов и физиология. У амфибий позвоночник включает 4 отдела, у бесхвостых видов рёбер нет. Вкусовые рецепторы развиты очень слабо, зато наделены острым обонянием. Сложная выделительная система задерживает в организме воду, чтобы тело амфибий постоянно оставалось влажным. Размножение. Большинство представителей класса, как и их древние предки рыбы, мечут икру в воду или влажные норы, где проходит процесс оплодотворения и развитие личинок. В этот период земноводные привязаны к водоемам — им приходится возвращаться или искать близлежащие лужи, чтобы отложить склеенную слизью икру. Кожный покров. Кожа амфибий гладкая влажная и скользкая. Она сплошь пронизана железами, вырабатывающими нередко ядовитую слизь для защиты от неблагоприятных воздействий внешней среды и врагов. Существуют безвредные земноводные, которые способны имитировать отпугивающий яркий окрас ядовитых лягушек и жаб. Органы дыхания. К дыхательной системе амфибий относятся: лёгкие, кожа, слизистая рта и глотки (вспомогательные дыхательные органы) и жабры (у некоторых водных обитателей и у головастиков). Рацион. Пища земноводных довольно однообразна. В основном они питаются мелкими беспозвоночными: насекомыми и их личинками, червями, улитками, многоножками, пауками, ракообразными. Водные виды охотятся на мальков рыб, а самые крупные из них покушаются на себе подобных и их личинки, птенцов водоплавающих птиц, некрупных грызунов. Безногие (червяги), зарывающиеся в землю, питаются почвенными беспозвоночными, а некоторые виды селятся в термитниках и муравейниках, поедая их обитателей. Жизненный цикл. В естественных условиях земноводные живут недолго — в среднем 6−8 лет, тритоны — до 3 лет.
Когда земноводные находятся в стадии личинок, они больше похожи на рыб. Они дышат при помощи жабр, имеют плавникообразные конечности. Кровеносная система включает в себя двухкамерное сердце и только один большой круг кровообращения. Определённые виды способны жить в морской воде. Также есть амфибии, которые могут регенерировать потерянные конечности.
Пресмыкающиеся животные
Рептилии наделены как чертами развитых позвоночных животных, так и примитивных земноводных. Малоподвижность иногда прерывается очень быстрыми и резкими движениями и бросками. Признаки рептилий, отличающие их от амфибий:
Позвоночник состоит из пяти отделов. Более развитый скелет и мускулатура, если сравнивать с земноводными. Имеются рёбра, грудина и грудная клетка, зачатки коры больших полушарий мозга, более развиты мозжечок и органы чувств. Благодаря этому они уверенно ориентируются в окружающей среде и добывают пищу, чувствуют тепло и легко определяют источник. Способны регулировать собственную температуру тела, перемещаясь на солнце или в тень. Чтобы согреться, меняют окрас на более тёмный. Для охлаждения светлеют. У рептилий острее зрение и слух. Рептилии являются разнополыми животными. Общая особенность для большинства пресмыкающихся — внутреннее оплодотворение. Отдельные виды класса выводят потомство путём откладывания яиц, из которых появляются на свет уменьшенные копии своих родителей. Кожа пресмыкающихся всегда сухая. Она состоит из прочных чешуй, плотно покрывающих тело. Чешуя препятствует потере влаги и этим защищает тело от пересыхания в жарком климате, поэтому змеи и ящерицы вполне комфортно живут в пустынях. Животные линяют — через определённое время сбрасывают кожу, сдерживающую рост тела. У черепах чешуя преобразовалась в прочный панцирь для защиты от быстрых опасных врагов. Дышат пресмыкающиеся лёгкими, которые имеют сложное строение, но не могут «дышать кожей», как амфибии, так как препятствуют роговые чешуйки. Рацион у рептилий намного богаче. Они могут быть как насекомоядными, так и плотоядными. Питаются рыбой, водорослями, птицей и их яйцами, грызунами. Крокодилы и вараны охотятся на травоядных млекопитающих — косуль, антилоп и буйволов. Зафиксированы случаи нападения комодских варанов даже на детей. Некоторые виды рептилий ядовиты и перед тем, как съесть жертву, кусают и вводят в её тело яд. Хищниками являются змеи, крокодилы и некоторые ящерицы. Черепахи довольствуются травой, молодыми побегами, листьями и ягодами.
Рептилии — настоящие долгожители животного мира. Сухопутные черепахи иногда доживают до 200 лет, крокодилы — до 80, змеи, игуаны и вараны — до 50 лет.
Польза и вред амфибий
Земноводные могут быть очень полезными для человека, так как питаются большим количеством различных насекомых, которые являются вредителями для сельскохозяйственных культур. Эти паразиты уничтожают урожай на домашних огородах и полях. Пресмыкающиеся выступают в качестве ограничителя численности вредных насекомых.
Полезная деятельность животных увеличивается там, где есть большая их популяция. Это отчетливо видно на примере лягушек. Они не только поедают насекомых, но ещё и сами выступают в роли корма для многих видов рыб, птиц, некоторых млекопитающих. Кроме этого, лягушек используют для лабораторных опытов.
Земноводные являются одним из очень важных звеньев в пищевых цепочках. Они формируют структуру биосферы не меньше, чем насекомые.
Но они могут быть и вредны для человека. В определенных регионах, где производится искусственное разведение рыбы, лягушки поедают мальков. Объемы потерь могут доходить до 50% от общего количества молодняка. Они уничтожают и ценные породы рыб, например, лосося, осетра. В условиях изобилия пищи лягушки очень быстро размножаются, из-за чего потери ещё больше увеличиваются, так как головастики становятся конкурентами мальков в борьбе за корм.
Отличия и выводы
У амфибий и рептилий существует много общих черт, но особенностей, свойственных только конкретному классу, гораздо больше. Для удобства они сведены в таблицу, по которой легко отследить, чем отличаются земноводные от пресмыкающихся:
Разделы | Земноводные | Пресмыкающиеся |
Происхождение | От рыб и животных, обитавших в воде. | От сухопутных динозавров. |
Размножение | Оплодотворение наружное. В водоёмах с пресной водой мечут икру, из которой вскоре появляются головастики с жабрами и хвостом. Проходят ряд метаморфоз, прежде чем стать похожими на взрослых особей. | Оплодотворение внутреннее. Некоторые из видов откладывают яйца, другие являются живородящими. Детёныши рождаются полноценно развитыми. |
Органы дыхания | Рождаются в водной среде с жабрами, которые трансформируются в лёгкие. Дополнительно кислород получают через кожу. | Рождаются с уже полноценными лёгкими. Не имеют возможности дышать через кожу. |
Кожный покров | Кожа гладкая и влажная из-за слизи. | Кожа чешуйчатая, периодически линяет. |
Строение организма | Примитивное строение мозга и органов чувств. Позвоночник включает 4 отдела. | Органы более развиты. Позвоночных отделов — 5. |
Ареал обитания | Вблизи водоёмов и во влажных местах. Могут существовать в холодных условиях, даже замерзать | Предпочитают сухие и жаркие места. При холоде погибают. Некоторые виды живут в солёных водоёмах (морские змеи, черепахи). |
Рацион | Поедают преимущественно беспозвоночных. | Плотоядны, некоторые виды поедают растительность. |
Продолжительность жизни | Живут недолго | Живут значительно дольше |
Как видно из таблицы, разница между классами существенная. Пресмыкающиеся гораздо лучше адаптированы к жизни на суше и представляют собой более сложные и развитые организмы по сравнению с земноводными. Зато в воде амфибиям нет равных — они ловкие, быстрые, имеют способность отлично приспосабливаться, чтобы выжить в сложных условиях окружающего мира.
Источник