Тест по теме Класс птицы
1) Виды, имеющие высокую вероятность гибели, отличаются высокой плодовитостью
2) Избыточное производство яиц соловья покрывает их возможную гибель (длительные перелеты на места зимовья, гнездовой тип птенцов, много врагов)
3) Виды, хорошо защищающие потомство, производят меньше яиц, так как гибель их потомства не велика (оседлый образ жизни, мало естественных врагов, выводковый тип птенцов)
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4017.
Верный ответ: 256
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4028.
Верный ответ: 135
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4084.
А) участие воздушных мешков в дыхании
Б) наличие воздуха в костях
В) участие кожи в теплорегуляции
Г) отсутствие зубов
Д) наличие извилин и борозд в коре больших полушарий
Е) альвеолярные лёгкие
1) Млекопитающие
2) Птицы
Верный ответ: 221211
P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке 😉
При обращении указывайте id этого вопроса — 4225.
А) хорошо развита копчиковая железа
Б) хорошо развиты пуховые перья
В) ноги высокие и мощные
Г) крупные размеры тела
Д) клюв широкий с поперечными пластинками по краям
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ГРУППЫ ПТИЦ
1) обитатели открытых пространств
2) обитатели болот и побережий
Верный ответ: 22112
Птицы-обитатели открытых пространств (1) — ноги высокие и мощные (В), крупные размеры тела (Г). Например — страус.
Птицы-обитатели болот и побережий (2) имеют хорошо развитую копчиковую железу (А), которая препятствует намоканию перьев, хорошо развитые пуховые (Б) перья (предохраняют тело от намокания), широкий клюв с поперечными пластинками по краям (Д), которые образуют цедильный аппарат. Например — утки.
Источник
Задания части 2 ЕГЭ по теме «Обзор подтипа Позвоночных»
1. Какие особенности строения сформировались у хордовых животных в процессе эволюции?
1) Осевой скелет – хорда, лежащая над кишечником (хотя бы на одной из стадий жизни)
2) Нервная система – нервная трубка, лежащая над хордой.
3) Кровеносная система замкнутая, сердце расположено на брюшной стороне тела.
4) В стенке глотки имеются жаберные щели (по крайней мере, в эмбриональном развитии).
2. Какие органы чувств и как позволяют рыбам ориентироваться в воде? Назовите не менее трех органов.
1) Боковая линия (определяет направление течения воды).
2) Глаза (определяют предметы на близком расстоянии).
3) Органы обоняния — парные ноздри — позволяют воспринимать запахи растворенных веществ.
3. Какие особенности внешнего строения сформировались у птиц в связи с приспособлением к полёту? Укажите три особенности и их значение для полёта.
1. Обтекаемая форма тела уменьшает трение о воздух при полете.
2. Передние конечности превратились в крылья, с помощью них птица летает.
3. Маховые перья создают поверхность крыла, необходимую для полета. Покровные перья создают обтекаемую форму тела. Рулевые перья на хвосте обеспечивают маневренность при полете.
4. У жаб площадь газообмена в лёгких значительно больше, чем у лягушек. Как лягушки компенсируют недостаток кислорода, поступающего в организм через лёгкие? Почему жабы, в отличие от лягушек, могут длительное время находиться вне водоёма? Объясните, почему, несмотря на дыхание атмосферным кислородом, у жаб и лягушек низкий уровень обмена веществ.
1. У лягушек дополнительный газообмен происходит через влажную кожу.
2. У жаб легкие развиты лучше, чем у лягушек, а кожа сухая, бугристая, защищает организм от высыхания, в газообменне практически не участвует.
3. Низкий обмен веществ связан со слабым развитием легких и снабжением тела смешанной кровью (кровью с низкой концентрацией кислорода).
5. У некоторых пресмыкающихся в северных областях, например у обыкновенной гадюки, наблюдается яйцеживорождение. Объясните это явление. С чем связано такое приспособление? Почему у птиц, которые также размножаются яйцами, такое явление отсутствует? Дайте обоснованный ответ.
1. При работе мышц гадюки выделяется тепло, поэтому внутри тела гадюки теплее, чем снаружи, и развитие яиц идет быстрее. Это важно в северных областях, где короткое и недостаточно жаркое лето.
2. У птиц нет яйцеживорождения, поскольку ношение яйца с собой увеличивало бы их вес и мешало летать.
6. Какие черты организации пресмыкающихся позволили им освоить наземно-воздушную среду обитания? Назовите не менее четырех признаков.
1) внутреннее оплодотворение, размножение, не связанное с водой;
2) особенности строения яйца (крупные, с запасом питательных веществ, покрытое плотной оболочкой);
3) роговой покров тела (кожа сухая, практически без желез);
4) только легочное дыхание;
5) в желудочке сердца неполная перегородка, поэтому артериальная и венозная кровь смешиваются лишь частично.
7. Найдите три ошибки в приведенном тексте «Земноводные». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Земноводные – первые позвоночные животные, вышедшие из воды на сушу. (2) Большинство видов земноводных живет на суше, а размножается в воде. (3) В воде у взрослых земноводных осуществляется только кожное дыхание, а на суше – только легочное. (4) У взрослых земноводных в желудочке сердца кровь венозная, имеются два круга кровообращения. (5) Развитие земноводных происходит с превращением, для личинки на ранних стадиях развития характерна рыбообразная форма. (6) У бесхвостых земноводных внутреннее оплодотворение. (7) Тесная связь с водой, сходство с рыбами на ранних стадиях развития указывают на происхождение земноводных от древних рыб.
3 — на суше у земноводных осуществляется легочное и кожное дыхание.
4 — у взрослых земноводных в желудочке сердца кровь смешанная.
6 — у бесхвостых земноводных наружнее оплодотворение.
8. Обитающие в пустынях пресмыкающиеся и млекопитающие, как правило, ведут ночной образ жизни. Объясните приспособительное значение такого суточного ритма.
1) Днем в пустыне очень жарко.
2) Пресмыкающиеся, которые не контролируют температуру своего тела, рискуют перегреться. Ночной образ жизни позволяет им избежать перегрева.
3) Млекопитающие в жару должны испарять слишком много воды для поддержания постоянной температуры тела. Ночной образ жизни позволяет им избежать излишних потерь воды.
4) Ночью в условиях пониженной температуры воздуха происходит конденсация влаги и животные могут потреблять эту воду.
9. Яйцеклетка кролика в 3000 раз меньше яйцеклетки лягушки, содержит мало питательных веществ. Почему зародыш кролика не погибает от недостатка питательных веществ?
Зародыш кролика получает питательные вещества от матери через плаценту, поэтому ему не нужно хранить питательные вещества в яйце.
10. Назовите орган, обозначенный на рисунке вопросительным знаком. Какую функцию он выполняет при движении рыбы в толще воды? Объясните принцип действия этого органа.
1) Вопросительным знаком обозначен плавательный пузырь.
2) Он выполняет гидростатическую функцию (делает плотность тела рыбы равной плотности воды).
3) При расширении плавательного пузыря плотность тела рыбы уменьшается, рыба становится легче воды и всплывает. При сжатии плавательного пузыря плотность тела рыбы увеличивается, рыба становится тяжелее воды и тонет.
11. Какие особенности строения земноводных обеспечили им выход на сушу в процессе эволюции? Укажите не менее четырех особенностей и их значение.
1) Легкие позволяют земноводным дышать на суше.
2) Трехкамерное сердце и легочный круг кровообращения позволяют земноводным доставлять больше кислорода к тканям.
3) Развитые конечности рычажного типа позволяют земноводным передвигаться по суше.
4) Подвижные веки и слезные железы позволяют им смачивать глаза на суше.
5) Слюнные железы позволяют им питаться сухой пищей.
12. У большинства млекопитающих кожа покрыта шерстью, а у птиц – перьями, предотвращающими излучение тепла. Какие особенности строения организма позволяют избежать его перегрева у зайцев, собак и птиц? Ответ поясните.
1) у зайцев длинные ушные раковины имеют не покрытую шерстью часть, через которую излучается тепло;
2) собаки высовывают язык и часто дышат, используя поверхность языка (и дыхательных путей) для охлаждения;
3) птиц от перегрева в полете защищают воздушные мешки, которые обеспечивают охлаждение внутренних органов
13. Какие особенности в строении скелета сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Приведите не менее четырех особенностей. Ответ поясните.
1) кости тонкие, заполнены воздухом, что облегчает массу тела;
2) срастание многих костей в разных отделах обеспечивает компактность и прочность скелета (в кисти, позвоночнике, стопе);
3) грудина имеет киль, к которому прикрепляются мощные мышцы, обеспечивающие движение крыльев;
4) отсутствие зубов в челюстях облегчает массу тела
14. По каким признакам крокодилов и водных черепах относят к классу Пресмыкающиеся? Укажите не менее четырех признаков.
1) у этих животных кожа сухая, покрыта роговыми или костными пластинками;
2) они дышат только кислородом воздуха с помощью ячеистых легких;
3) у водных черепах сердце трехкамерное с неполной перегородкой в желудочке (у крокодилов сердце четырехкамерное), по большому кругу течет смешанная кровь;
4) оплодотворение внутреннее, откладывают на суше яйца с большим запасом питательных веществ и плотными яйцевыми оболочками
15. Какова роль перьевого покрова в жизни птиц? Приведите не менее трех значений.
1) обеспечивает обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
2) осуществляет теплоизоляцию (и гидроизоляцию у водоплавающих);
3) образует необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) при половом диморфизме служит для привлечения самцом самок и обеспечивает сохранность тепла при насиживании кладки (пуховые перья)
16. Чем отличается размножение плацентарных млекопитающих от пресмыкающихся?
1) млекопитающие рождают живых детенышей, а большинство пресмыкающихся откладывают яйца;
2) зародыш млекопитающего развивается в матке с образованием плаценты, а у пресмыкающегося – в яйце;
3) млекопитающие, в отличие от пресмыкающихся, выкармливают детенышей молоком и длительно заботятся о потомстве.
17. Какую роль в жизни земноводных играет слизь, выделяемая кожными железами? Укажите не менее четырех функций.
1) обеспечивает газообмен через кожу
2) предохраняет кожу от иссушения
3) выполняет защитную функцию, выделяя специальные вещества (бактерицидные, ядовитые)
4) уменьшает трение при плавании
18. Какие особенности строения дыхательной, выделительной и половой систем сформировались у птиц в процессе эволюции в связи с приспособлением к полету? Объясните их значение.
1) в дыхательной системе – наличие воздушных мешков, что позволяет насыщать легкие и кровь кислородом на вдохе и на выдохе, а также охлаждает тело в полете (уменьшает плотность тела);
2) в выделительной системе – отсутствие мочевого пузыря, что уменьшает массу тела;
3) в половой системе – функционирует только один яичник, второй недоразвит (предотвращает одновременное созревание двух яиц), что уменьшает массу тела
19. Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. (1) Земноводные – позвоночные животные, обитающие в воде и на суше. (2) Они хорошо плавают, между пальцами задних ног бесхвостых земноводных развиты плавательные перепонки. (3) По суше земноводные передвигаются с помощью двух пар пятипалых конечностей. (4) Дышат земноводные при помощи лёгких и кожи. (5) Взрослые земноводные имеют двухкамерное сердце. (6) Оплодотворение у бесхвостых земноводных внутреннее, из оплодотворённых икринок развиваются головастики. (7) К земноводным относят озёрную лягушку, серую жабу, водяного ужа, гребенчатого тритона.
5 — взрослые земноводные имеют трехкамерное сердце;
6 — оплодотворение у земноводных наружное;
7 — водяной уж относится к пресмыкающимся
20. Какие отделы головного мозга выделяют у рыб и земноводных? У земноводных по сравнению с рыбами в процессе эволюции сильнее развился передний мозг, но слабее — мозжечок. Объясните, как эти особенности строения мозга влияют на поведение и движение рыб и земноводных.
1) отделы: передний (конечный), промежуточный, средний, мозжечок, продолговатый;
2) развитие переднего мозга земноводных обусловило усложнение поведения в связи с выходом на сушу;
3) слабое развитие мозжечка земноводных связано с более простым характером движений на суше; у рыб мозжечок развит лучше, так как у них более сложный характер движения в воде ( в трехмерной среде)
21. Укажите производные кожи, которые имеются у млекопитающих, в отличие от пресмыкающихся. Приведите четыре производных кожи. Объясните их функции.
1) Потовые железы выделяют пот. С потом выделяются соли и мочевина; при испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют кожное сало. Оно смазывает кожу и волосы, делает их более эластичными и защищает от намокания.
3) Волосы служат для теплоизоляции, механической защиты кожи, обеспечивают окраску животного. Вибриссы служат для осязания.
4) Молочные железы выделяют молоко. Оно необходимо для выкармливания потомства.
22. Какие виды кожных желёз имеются у млекопитающих? Поясните, какие функции выполняют эти железы. Приведите четыре примера.
1) Потовые железы выделяют пот, который состоит из воды, солей и мочевины (выделительная функция). При испарении пота организм охлаждается.
2) Сальные железы выделяют сало, которое смазывает кожу и волосы, придает им эластичность и защищает от намокания.
3) Молочные железы выделяют молоко, необходимое для выкармливания потомства.
4) Пахучие железы выделяют секреты, необходимые для химической сигнализации (привлекают половых партнеров, метят территорию, защищают от врагов).
23. Какие ароморфозы в строении покрова, дыхательной и кровеносной системы произошли у пресмыкающихся? Обоснуйте их значение.
1) сухая кожа и роговые образования на ней препятствуют испарению воды из организма (исчезновение кожного дыхания), что способствовало распространению в наземно-воздушной среде;
2) ячеистые лёгкие увеличили площадь газообмена и поступления кислорода в кровь, что повысило обмен веществ;
3) появление неполной перегородки в желудочке сердца уменьшило смешиваемость крови, обеспечило более эффективное снабжение органов кислородом, что повысило обмен веществ.
24. Какие приспособления к сезонным изменениям среды имеют млекопитающие?
1) Линяют и обрастают густым мехом.
2) Впадают в спячку.
3) Мигрируют на другие территории.
4) Делают запас кормов и накапливают жир.
25. Известно, что динозавры были наиболее прогрессивной группой пресмыкающихся и обладали пассивной теплокровностью (из-за больших размеров тело нагревалось за день и потом медленно остывало, позволяя сохранить более высокую, чем окружающая среда, температуру тела даже ночью). Объясните, почему пресмыкающиеся не могут быть истинно теплокровными, как птицы и млекопитающие.
1) У пресмыкающихся легкие не имеют достаточной площади поверхности для газообмена (ячеистые легкие имеют меньшую площадь поверхности, чем губчатые (как у птиц) или альвеолярные (как у млекопитающих)) – из-за этого у пресмыкающихся происходит недостаточное насыщение крови кислородом.
2) Артериальная и венозная кровь смешиваются в сердце (у крокодилов – сразу после выхода из сердца), что не позволяет снабжать органы достаточным количеством кислорода.
3) У пресмыкающихся кожа покрыта роговыми чешуями, которые не позволяют эффективно удерживать тепло.
26. Какое значение имеет каждый тип перьев в жизни птиц? Приведите не менее четырех значений. Ответ поясните.
1) пуховые перья осуществляют теплоизоляцию тела, позволяют осваивать самые разнообразные территории с резкими перепадами температуры, насиживать потомство;
2) кроющие контурные перья обеспечивают обтекаемость тела, уменьшающую сопротивление воздуха при полете;
3) маховые и рулевые перья крыльев и хвоста образуют необходимые в полете несущие плоскости (крылья, хвост);
4) ярко окрашенные контурные, кроющие и рулевые перья у самца важны в период размножения для привлечения самки; у самки (как правило) оперение невзрачное, которое помогает ей быть незаметной в период насиживания кладки
27. Найдите три ошибки в приведённом тексте «Пресмыкающиеся». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку. (1) Большинство пресмыкающихся живёт на суше. (2) К представителям этого класса относят прыткую ящерицу, обыкновенную гадюку, гребенчатого тритона, болотную черепаху. (3) У пресмыкающихся наряду с лёгочным дыханием ещё сохраняется кожное дыхание. (4) В процессе дыхания воздух через глотку и гортань поступает непосредственно в лёгкие. (5) Размножение животных происходит, как правило, на суше, у них осуществляется внутреннее оплодотворение. (6) В яйце имеется большой запас питательных веществ, снаружи яйцо покрыто известковой скорлупой или кожистой оболочкой. (7) Развитие происходит без превращения, вылупившееся животное морфологически сходно с родительскими особями.
1) 2 – гребенчатого тритона относят к земноводным;
2) 3 – у пресмыкающихся отсутствует кожное дыхание, есть только лёгочное;
3) 4 – воздух в лёгкие поступает из гортани через трахею и бронхи
28. Рассмотрите изображённые на рисунках А и Б дыхательные системы позвоночных животных. Назовите классы животных, фрагменты дыхательных систем которых изображены на соответствующих рисунках. Приведите морфологическое отличие фрагментов этих систем в названных Вами классах животных и объясните значение этого отличия.
1) А – Млекопитающие;
2) Б – Пресмыкающиеся;
3) лёгкие пресмыкающихся ячеистые;
4) лёгкие млекопитающих альвеолярные;
5) дыхательная поверхность (площадь газообмена) альвеолярных лёгких больше;
6) диффузия кислорода в кровь идёт эффективнее
29. Назовите структуру, обозначенную на рисунке стрелкой. Частью какого органа она является? Каковы её функции? Какие изменения произошли в строении этого органа в процессе эволюции земноводных? Объясните значение этих изменений.
1) барабанная перепонка;
2) часть органа слуха (уха);
3) передаёт звуковые колебания в среднее ухо (на слуховую косточку);
4) защищает полость среднего уха;
5) появление среднего уха;
6) появление слуховой косточки (стремечка);
7) усиление колебаний (овального) окна улитки;
8) появление слуховой (евстахиевой) трубы;
9) выравнивание давления между средним ухом и окружающей средой
30. Почему для размножения и развития земноводных необходима водная среда? Приведите не менее трех причин. Ответ поясните.
1) откладываемая икра не имеет плотной оболочки, защищающей её от иссушения;
2) наружное оплодотворение икры может происходить только в водной среде, в которой могут передвигаться сперматозоиды;
3) развитие личинки возможно только в воде, так как у личинки жаберное дыхание
31. К какому классу типа Хордовые и по какому признаку относят животное, череп которого изображен на рисунке? Какой трофический уровень в экосистеме занимает это животное и каков характер его питания? Ответ обоснуйте.
1) класс Млекопитающие, имеются дифференцированные зубы;
2) занимает третий и более высокий трофический уровень в экосистеме;
3) питается животной пищей, так как хорошо развиты клыки и хищные зубы
32. Ящерицы являются типичными обитателями пустынь. Благодаря каким особенностям внешнего строения, жизнедеятельности и поведения им удалось освоить столь малопригодные для жизни условия? Свой ответ аргументируйте.
1) сухая (без желез) кожа, покрытая роговой чешуей,
2) не испаряет воду и служит защитой от прямых солнечных лучей;
3) конечный продукт обмена белков – мочевая кислота;
4) малорастворима в воде, её выделение позволяет сохранить воду;
5) активны в прохладное время суток;
6) это позволяет сидеть в жаркое время в норе и не перегреваться
33. В чем проявляется забота о потомстве у птиц? Приведите не менее трех примеров. Какие рефлексы лежат в основе заботы о потомстве?
1) птицы строят гнезда;
2) насиживают яйца и выводят птенцов;
3) выкармливают, защищают и обучают потомство;
4) безусловные рефлексы (инстинкты)
Источник
Ответы к тесту по биологии "Многообразие птиц" 4 варианта
Вариант 1
1. Какую из перечисленных птиц относят к отряду Воробьинообразных?
1) неясыть
2) серую цаплю
3) утку крякву
4) городскую ласточку
2. Какова роль колониального гнездования птиц?
1) удобное привлечение особей противоположного пола
2) адаптация к перелёту
3) воспитание птенцов
4) защита от врагов
3. Наличие какого признака у археоптерикса свидетельствует о его
сходстве с Пресмыкающимися?
1) хвоста
2) киля
3) цевки
4) фаланг пальцев
4. Где живут дрофы?
1) возле пресных водоёмов 3) на болотах
2) в степи 4) на лугах
5. Наличие крепкого крючкообразного клюва, мощных ног с когтями характерны для
1) Ржанкообразных
2) Соколообразных
3) Курообразных
4) Аистообразных
6. Какая птица, питаясь падалью, выполняет тем самым санитарную роль в природе?
1) пустельга
2) сапсан
3) беркут
4) гриф
7. Оперение с обилием пуха, хорошо развитая копчиковая железа
характерны для
1) тетеревятника
2) горлицы
3) лебедя
4) куропатки
8. Между птицей и экологической группой, к которой её относят,
указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется связь.
Птица Экологическая группа
Большой пёстрый дятел Лес
Степь
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) журавль-красавка 3) грач
2) желна 4) деревенская ласточка
9. Установите соответствие между явлением в жизни птиц и временем года, для которого оно характерно.
ЯВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ПТИЦ
А) увеличение массы тела за счёт накопления
жира
Б) насиживание яиц
В) появление птенцов
Г) образование стай для перелётов
ВРЕМЯ ГОДА
1) весна
2) осень
10. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ПТИЦЫ ОТКРЫТЫХ ПРОСТРАНСТВ
Представители этой экологической группы птиц обычно имеют
хорошо развитые ноги и __________(А) шею. Такие особенности позволяют им быстро замечать опасность. Самые крупные из этой
группы птиц — это __________(Б). Для быстрого бега число пальцев
у них __________(В), чем у других птиц. Дрофа — крупная птица
__________(Г) России. Основная причина сокращения её численности
связана с разрушением мест её обитания.
Перечень терминов:
1) сокол 5) больше
2) меньше 6) степь
3) страус 7) короткий
4) длинный
Вариант 2
1. Какую из перечисленных птиц относят к отряду Гусеобразных?
1) утку крякву 3) сапсана
2) чибиса 4) горлицу
2. Самые простые гнёзда строят птицы, гнездящиеся
1) в дуплах 3) между ветками деревьев
2) на земле 4) возле воды
3. Вероятным предком птиц считают
1) протоависа 3) ихтиостегу
2) археоптерикса 4) стегоцефала
4. Где живут кулики?
1) на деревьях
2) в лесах
3) по побережьям рек и озёр
4) на открытых степных пространствах
5. Со стволами деревьев связана жизнь
1) стрижа 3) воробья
2) сапсана 4) поползня
6. У какой группы птиц хорошо развит зоб, служащий для размягчения пищи?
1) Насекомоядных 3) Зерноядных
2) Падальщиков 4) Плотоядных
7. Стремительный и лёгкий полёт обеспечивают
1) крупное, компактное тело, короткий хвост
2) длинные, узкие крылья, выемчатый хвост
3) длинная шея, маленькая голова, короткий хвост
4) жёсткие острые крылья и короткие ноги
8. Между птицей и экологической группой, к которой её относят
указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется связь.
Птица Экологическая группа
Неясыть Лес
Аист
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) побережье реки 3) болото
2) тайга 4) пойменный луг
9. Установите соответствие между явлением в жизни птиц и временем года, для которого оно характерно.
ЯВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ПТИЦ
А) кочёвки
Б) выбор мест для гнездования
В) переход с привычного корма на другой
Г) занятие территории и охрана её пением
ВРЕМЯ ГОДА
1) весна
2) зима
10. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ОХРАНА ПТИЦ
В целях сохранения биоразнообразия птиц в России установлены
строго определённые сроки __________(А), запрещена добыча птиц
во время их __________ (Б).
В последние годы особое внимание уделяется охране одной из редких птиц — __________(В). Места, где водятся редкие птицы, стали
__________(Г). Заботу о птицах должен проявлять каждый человек.
Перечень терминов:
1) кормление 5) охота
2) заповедник 6) ласточка
3) биосферный 7) размножение
4) дрофа
Вариант 3
1. Какую из перечисленных птиц относят к отряду Соколообразных?
1) пустельга 3) вяхирь
2) тетерев 4) желна
2. Какую окраску имеют яйца птиц, гнездящихся в закрытых гнёздах?
1) коричневую 3) белую
2) пёструю 4) голубую
3. Наличие какого признака у археоптерикса свидетельствует о его
сходстве с птицами?
1) наружного скелета 3) глаз
2) цевки 4) зубов
4. Представители какого отряда Птиц способны к стремительному,
но короткому полёту?
1) Воробьинообразные
2) Ржанкообразные
3) Соколообразные
4) Курообразные
5. Укороченные широкие крылья, длинный хвост способствуют полёту
1) в степи
2) в лесу
3) над водой
4) в поле
6. Длинные, тонкие ноги и шея являются адаптацией для добывания пищи в
1) лесу
2) воздухе
3) воде
4) почве
7. Длинная шея, длинные крепкие ноги, маленькие крылья характерны для птиц, обитающих в условиях
1) луга
2) леса
3) пустыни
4) побережий
8. Между птицей и экологической группой, к которой её относят
указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется связь.
Птица Экологическая группа
Городская ласточка Открытые воздушные пространства
Степь
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) рябчик 3) дрофа
2) пищуха 4) кулик
9. Установите соответствие между явлением в жизни птиц и временем года, для которого оно характерно.
ЯВЛЕНИЕ
А) вылупление птенцов
Б) образование колоний для гнездования
В) постройка гнёзд
Г) линька
ВРЕМЯ ГОДА
1) весна
2) лето
10. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ПТИЦЫ ЛЕСА
Жизнь птиц леса связана с пространством, ограниченным деревьями и кустарниками. В нижнем ярусе леса кормятся в основном куриные птицы, например __________(А). Крепкими пальцами и тупыми когтями ног они разгребают землю, добывая из неё
червей, насекомых, семена. Со стволами деревьев связана жизнь
__________(Б). К более мелким птицам, кормящимся в кронах деревьев, следует отнести __________(В). Они имеют __________(Г) клювы,
с помощью которых достают насекомых из трещин коры.
Перечень терминов:
1) синица 5) глухарь
2) дрофа 6) ласточка
3) толстый 7) поползень
4) тонкий
Вариант 4
1. Какую из перечисленных птиц относят к отряду Курообразных?
1) тетеревятник 3) фазан
2) беркут 4) кулик
2. Какой сигнал служит основным для начала миграций птиц?
1) уменьшение корма
2) понижение температуры воздуха
3) уменьшение продолжительности дня
4) изменение интенсивности обмена веществ
3. Наличие какого признака у археоптерикса свидетельствует о его
сходстве с птицами?
1) видоизменённой передней конечности
2) киля на грудине
3) челюстей с зубами
4) хвоста
4. Какая группа птиц способна к длительному парящему полёту?
1) Соколообразные
2) Гусеобразные
3) Курообразные
4) Голубеобразные
5. Глухарь, тетерев, рябчик адаптированы к жизни в условиях
1) болот и побережий
2) нижнего яруса леса
3) открытых пространств
4) пустынь
6. Широкий клюв с цедильным аппаратом, короткие ноги являются
адаптацией для добычи корма в условиях
1) лугов
2) воздуха
3) обилия болотной растительности
4) открытых участках водоёмов
7. Короткий и острый клюв, широко раскрывающийся рот, по краям
которого расположены щетинки, позволяют птицам схватывать пищу
1) при погружении в воду
2) в воздухе на лету
3) из верхних слоёв почвы
4) из-под коры деревьев
8. Между птицей и экологической группой, к которой её относят
указанными в столбцах приведённой ниже таблицы, имеется связь.
Птица Экологическая группа
Клёст Лес
Вальдшнеп
Какое понятие следует вписать на место пропуска в этой таблице?
1) луг 3) пустыня
2) степь 4) болото
9. Установите соответствие между явлением в жизни птиц и временем года, для которого оно характерно.
ЯВЛЕНИЕ В ЖИЗНИ ПТИЦ
А) непрерывное перемещение в поисках корма
Б) накопление жира
В) дальний перелёт
Г) переход с одного вида корма на другой в пределах одной территории
ВРЕМЯ ГОДА
1) зима
2) осень
10. Вставьте в текст пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения.
ДНЕВНЫЕ ХИЩНИКИ
Представители этой экологической группы живут в различных
природных сообществах. Этих птиц можно узнать по __________(А)
клюву, __________(Б) когтям. Представители этой группы относятся
к отряду __________(В). К ним относят __________(Г). Они имеют
большие крылья, могут парить в воздухе.
Перечень терминов:
1) горлица 5) пустельга
2) соколообразные 6) крючковидный
3) ржанковые 7) прямой
4) загнутый
Источник
Текст книги "Тесты по биологии. 7 класс"
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Форма тела иглокожих – . . .
Б. Предками иглокожих являются древние . .
B. Скелет иглокожих образован . веществом
Г. Наружные покровы представлены . (однослойным, двухслойным, трехслойным) .
Д. Скелет морских звезд образуется . .
Е. Отличительной чертой иглокожих является наличие . системы
Ж. Благодаря воднососудистой системе происходит . . и . иглокожих.
3. Нервная система имеет . строение
И. Морские звезды дышат . .
К. Личинки иглокожих имеют . симметрию
Найдите соответствие.
2. Напишите, какие признаки, обозначенные буквами, характерны для классов:
I. Морские звезды
A. Мешковидное или червеобразное тело
Б. Тело имеет пять или более лучей
B. Рот находится в центре нижней поверхности тела
Г. Вокруг рта имеется венчик щупалец
Д. Тело шаровидной или уплощенной формы
Е. Панцирь из плотно соединенных известковых пластинок
Ж. Пять рядов небольших ножек
И. Многочисленные ножки, расположенные вдоль бороздок
К. Обитают в морях
Выберите верное утверждение.
3. 1. В настоящее время известно 650 видов животных, относящихся к иглокожим.
2. Иглокожие обитают в морях и пресных непроточных водоемах.
3. Размеры иглокожих изменяются от нескольких миллиметров до 1 метра.
4. Покров тела иглокожих состоит из однослойного эпителия (наружный слой) и волокнистой соединительной ткани (внутренний слой).
5. У иглокожих половое и анальное отверстия находятся на противоположных концах тела.
6. Воднососудистая система представлена кольцевым каналом, окружающим пищевод с двумя отходящими каналами.
7. Иглокожие, ведущие подвижный образ жизни, используют воднососудистую систему для передвижения и закрепления на грунте.
8. У неподвижных форм иглокожих газообмен и выделение происходит через амбулакральную систему.
9. Органу чувств у иглокожих представлены только органами осязания.
10. Кровеносная система состоит из двух кольцевых сосудов, окружающих рот и анальное отверстие, и радиальных.
11. У иглокожих органы дыхания образованы тонкостенными выростами на верхней стороне тела.
12. Специальных выделительных органов у иглокожих нет.
13. Все иглокожие раздельнополые.
14. Развитее происходит с рядом сложных превращений.
15. У морских звезд короткая кишка ведет к анальному отверстию, находящемуся на верхней стороне тела.
16. Морские ежи питаются только фитопланктоном.
ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ
Выберите верное утверждение.
1. 1. Хорда выполняет роль внутреннего скелета.
2. Хорда расположена на брюшной стороне ланцетника.
3. Нервная система ланцетника представлена брюшной нервной цепочкой.
4. Спинной и брюшные плавники образованы складками кожи.
5. Тело ланцетника полупрозрачное.
6. Глотка ланцетника тесно связана с дыхательной системой.
7. Кровеносная система ланцетника замкнута.
8. Класс Ланцетник объединяет около 90 видов.
9. Длина тела ланцетника составляет 5–8 мм.
10. Тип Хордовых объединяет два подтипа: Бесчерепные и Позвоночные.
11. Хордовые обитают в воде, на суше и в почве.
Выберите правильный ответ.
2. Хорда относится к системе:
3. Тело ланцетника имеет симметрию:
Г. Не имеет постоянной формы
4. Передвижение ланцетника происходит благодаря:
5. Ланцетник дышит:
Г. Всей поверхностью тела
6. Сердце относится к системе:
7. Печень – это орган:
A. Пищеварительной системы
Б. Выделительной системы
B. Опорно-двигательной системы
Г. Нервной системы
ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ, ИЛИ ЧЕРЕПНЫЕ. НАД КЛАСС РЫБЫ
Выберите верное утверждение.
1. 1. Рыбы заняли различные среды обитания.
2. Рыбы имеют обтекаемую форму тела.
3. Тело большинства рыб покрыто чешуей.
4. Позвоночник рыб подразделяется на туловищный и хвостовой отделы.
5. В поведении рыб можно наблюдать условные рефлексы.
6. Сердце рыбы – трехкамерное.
7. Латимерия – представитель древних рыб.
8. Некоторые представители рыб могут дополнительно дышать атмосферным воздухом.
9. Чешуя рыб образуется из дермы.
10. Скелет рыб практически полностью костный.
11. Череп рыб состоит из мозговой коробки, челюстных костей, жаберных дуг и крышек.
12. Туловищные мышцы рыб разделены соединительно тканными перегородками.
13. Головной мозг состоит из 5 отделов.
Вставьте пропущенное слово.
2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Тело рыбы подразделяется на отделы: . . .
Б. Тело рыбы покрыто . снаружи защищено .
B. В туловищном отделе позвоночника имеется отверстие – .
Г. Нервная система состоит из . . мозга и .
Д. Головной мозг рыбы состоит из отделов: . . . . и .
Е. Головной мозг защищен . . спинной мозг .
Ж. Движение воды рыба ощущает благодаря . .
3. Кровь насыщается кислородом в .
И. Кровь насыщенная углекислым газом и продуктами жизнедеятельности по . поступает в .
К. Сосуды, несущие кровь от сердца, называются .
Л. Пищеварительная система рыбы состоит из .
М. Плавательный пузырь обеспечивает . рыбы в . плоскости.
Н. Большинство рыб имеет . оплодотворение.
Найдите соответствие.
3. Из предложенных названий органов выберите, которые относятся к кровеносной системе, выпишите их в последовательности, соответствующей движению крови по сосудам и в сердце:
6. Брюшная аорта
9. Спинная артерия
10. Сеть капилляров
4. Дополните схему развития рыбы, напишите вместо вопросительных знаков необходимые по смыслу термины.
5. Из перечисленных признаков, обозначенных арабскими цифрами, напишите, какие из них характерны для классов:
I. Хрящевые рыбы
II. Костные рыбы
III. Хрящекостные рыбы
IV. Двоякодышащие рыбы
V. Кистеперые рыбы
1. Приспособлены к обитанию в пересыхающих, обедненных кислородом водоемах
2. Хорда сохраняется в течение всей жизни
3. Чешуя в виде крупных костных блях
4. Череп хрящевой
5. Позвоночник костный, состоит из туловищного и хвостового отделов
6. Плавники располагаются горизонтально
7. Мозговой череп хрящевой, снаружи прикрыт костями
8. Жаберная крышка
9. Плавательный пузырь
10. Большая часть скелета – хрящевая
11. Один, или два пузыря в области пищевода
12. Впадает в спячку
13. Позвонки зачаточные
14. Обитает в затененных водоемах
15. Мясистые плавники
16. Жаберные крышки отсутствуют
17. Хвостовой плавник имеет две неравные лопасти
18. Тело покрыто чешуей
19. Чешуя защищена слизью
6. Найдите соответствие между системой органов и органом принадлежащем ей.
I. Нервная система
II. Органы чувств
III. Кровеносная система
IV. Дыхательная система
V. Пищеварительная система
VI. Выделительная система
VII. Органы размножения
A. Парные семенники
Б. Зачаточные лепестки
B. Плавательный пузырь
Г. Боковая линия
Ж. Непарный канал
3. Внутреннее ухо
7. Найдите соответствие между группой рыб и ее представителем.
I. Класс Хрящевые рыбы
II. Класс Костные рыбы
III. Подкласс хрящекостные рыбы
Выберите правильный ответ.
A. Нервный ствол
Б. Осевой опорный тяж
B. Орган пищеварения
9. Хордовые обитают:
А. Только в воде
Б. В воде и почве
Г. Во всех средах жизни
10. Чешуя рыбы – это:
A. Тонкие костные пластинки
Б. Тонкие роговые пластинки
B. Часть скелета
Г. Верхний слой кожи
11. Головной мозг состоит:
A. Из двух отделов
Б. Из трех отделов
B. Из пяти отделов
Г. Из наглоточного и подглоточного нервных узлов
12. К органам чувств рыбы относятся:
A. Боковая линия и вкусовые почки
Б. Глаза и внутреннее ухо
B. Боковая линия
Г. Глаза, ухо, вкусовые почки, боковая линия
13. Печень – это орган:
A. Пищеварительной системы
Б. Выделительной системы
B. Дыхательной системы
Г. Кровеносной системы
14. Орган выделительной системы:
В. Анальное отверстие
15. К хрящевым рыбам относятся:
16. Латимерия относится к классу:
А. Имеет вид трубки В. Трехкамерное
КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ, ИЛИ АМФИБИИ
1. Выберите правильное утверждение.
1. Амфибии обитают исключительно на суше.
2. Предками земноводных были двоякодышащие рыбы.
3. Стегацифалы – это древние амфибии.
4. Поверхность кожи земноводных покрыта слизью.
5. Скелет земноводных в связи с переходом к наземному образу жизни имеет более сложное строение, чем у рыб.
6. Передний мозг земноводных больших размеров по сравнению с рыбами.
7. У амфибий исключительно легочное дыхание.
8. Земноводные – всеядные животные.
9. У амфибий ярко выражен половой диморфизм.
10. Земноводные приносят пользу, уничтожая сельскохозяйственных вредителей.
Вставьте пропущенное слово.
2. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
А. В течение жизни у земноводных можно наблюдать метаморфозы – это превращение из . стадии во . особью.
Б. Некоторые хвостатые земноводные – . ведут исключительно водный образ жизни.
B. Класс земноводных объединяется в три отряда: . . .
Г. Тело земноводных разделено на: . . . а также имеются .
Д. Мышечная система у земноводных, по сравнению с рыбами . и . организована . конечностей.
Е. Глаза у земноводных защищены . имеется . перепонка.
Ж. Орган слуха состоит из . . .
3. Ноздри у амфибий служат для восприятия . и .
И. Наличие у личинок земноводных боковой линии свидетельствует об их . с .
К. Сердце у земноводных – .
Л. Земноводные помимо легочного имеют . дыхание.
М. По способу питания все земноводные – .
Н. Проталкиванию пищи в пищевод помогают . .
О. Половой диморфизм у земноводных выражен .
П. Земноводные откладывают яйца в .
Р. Кровообращение земноводных имеет . (один, два, три) . . и . (. ).
C. Конечности земноводных приспособлены к передвижению по . и .
Найдите соответствие.
3. Напишите, какие кости, обозначенные буквами, относятся к I – передним конечностям, II – задним конечностям.
A. Малая берцовая
Г. Большая берцовая
4. Напишите, к каким системам относятся органы:
Системы органов:
Г. Пищевод Д. Желудок Е. Кишка
3. Желчный пузырь
К. Поджелудочная железа
О. Мочевой пузырь
5. Перечисленные стадии развития земноводных поставьте в нужной последовательности:
Д. Личинка с наружными жабрами
Е. Личинка с передними конечностями
Ж. Личинка с задними конечностями
3. Выход на сушу
И. Рассасывание хвоста
6. Найдите соответствие между отрядом земноводных и его представителем.
I. Бесхвостые земноводные
II. Хвостатые земноводные
III. Безногие земноводные
Выберите правильный ответ.
7. Земноводные дышат:
В. Кожей и жабрами
Г. Легкими и кожей
8. Земноводные обитают:
A. В морях и на суше
Б. В пресных водоемах и на суше
B. Только в водоемах
Г. Только на суше
9. Взрослые особи земноводных дышат:
В. Легкими и кожей
Г. Жабрами и кожей
10. Сердце земноводных:
A. Утолщенный сосуд
11. Желудочек относится к:
A. Пищеварительной системе
Б. Дыхательной системе
B. Кровеносной системе
Г. Выделительной системе
12. Мозжечок отвечает за:
A. Координацию движений животного
Б. Восприятие внешней среды
B. Согласованную работу всех внутренних органов
Г. Инстинкт размножения
13. К отряду Безногие относятся:
14. На деревьях обитают:
КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ, ИЛИ РЕПТИЛИИ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Предками современных пресмыкающихся, как и земноводных, были .
Б. Большие изменения у представителей класса пресмыкающихся происходят в связи с приспособленностью к более . . .
B. Рептилии, по сравнению с амфибиями, имеют более сложное поведение в связи с развитием . отдела . .
Г. Древние рептилии обитали в . . . средах
Д. Рептилии могут обитать в засушливых местах, так как у них кожа . . и более развито . .
Е. Тело рептилий разделено на . . . .
Ж. Рептилии имеют . легкие.
3. Головной отдел рептилий снабжается . кровью.
И. Температура тела у рептилий, как и у амфибий —
К. Размножение и развитие рептилий не связано с .
Найдите соответствие.
2. Из перечисленных систем органов выберите те, которые соответствуют функциям.
I. Разносит питательные вещества по всем тканям организма
II. Образует питательные вещества
III. Разносит по организму кислород
IV. Выводит из организма вредные вещества
V. Выводит из организма углекислый газ
VI. Защита внутренних органов от повреждения
VII. Обеспечивает опору и движение организма
VIII. Обеспечивает согласованную функцию всех систем органов
Системы органов:
Д. Дыхательная Е. Выделительная
3. В схеме «Легочный круг кровообращения» заполните пропуски, подберите необходимые по смыслу слова.
Желудочек ? Легочная артерия ? ? ? Газообмен ? Легочная вена ? ?
4. Закончите схему «Большой круг кровообращения», заполните пропуски, подберите необходимые по смыслу слова.
? ? Аорта ? Артерии ? Капилляры ? ? ? Газообмен ? ? ? Правое предсердие
5. Перечисленные органы дыхательной системы запишите в той последовательности, как проходит воздух по дыхательному пути:
6. Найдите соответствие между системой органов и ее характеристикой.
I. Нервная система
II. Органы чувств
III. Кровеносная система
IV. Дыхательная система
A. Продолговатый мозг образует в вертикальной плоскости выраженный изгиб, который характерен для всех высших позвоночных
Б. Мешковидная полость со сложной сетью перегородок, у ящериц перегородки и ячеи отсутствуют
B. Имеется у большинства пресмыкающихся, кроме крокодилов, находится в основании носовой перегородки
Выберите правильный ответ.
7. Тело рептилий:
A. Имеет множество желез
Б. Покрыто сухой кожей с роговыми щитками
B. Покрыто чешуей
Г. Имеет перьевой покров
8. Пресмыкающиеся дышат:
Б. Легкими и кожей
9. Большинство пресмыкающихся яйца:
A. Закапывают в песок, или кучи мусора
Б. Откладывают в воде
B. Прячут в водорослях
Г. Откладывают в гнездах
10. Пресмыкающиеся имеют непостоянную температуру тела, потому что у них:
A. Смешанная кровь
Б. Два круга кровообращения
Г. Трехкамерное сердце
11. Змеи отличаются от ящериц тем, что они:
А. Не имеют конечностей
Б. Имеют два круга кровообращения
Г. Заглатывают добычу целиком Д. Имеют ядовитые железы
12. Меняют окраску тела под фон подстилающей поверхности:
13. Живорождение наблюдается у:
А. Обыкновенной гадюки
Б. Египетской кобры
Г. Черепах Д. Щитомордника
14. К растительноядным относятся:
A. Сухопутная черепаха
КЛАСС ПТИЦЫ
Вставьте пропущенное слово.
1. Закончите предложения, вставив необходимые по смыслу слова.
A. Предками современных птиц считаются .
Б. Птицы обитают в . . средах жизни.
B. Нанду в зависимости от способа передвижения относится к . птицам.
Г. Клюв птицы покрыт . .
Д. Форма клюва птицы зависит от . .
Е. Цевка находится на . (нижней, верхней) . птицы.
Ж. Перо состоит из . и .
3. Кости птицы внутри .
И. Мозг птицы имеет более развитые . . и .
К. Птица имеет . сердце.
Л. Птицы имеют . форму тела.
М. Летающие птицы имеют хорошо развитый .
Выберите верное утверждение.
2. 1. Птицы – теплокровные животные.
2. Кожа птиц имеет большое количество желез.
3. Копчиковая железа выделяет жир, необходимый для смазывания перьевого покрова.
4. Птицы имеют острое зрение.
5. Птицы имеют трехкамерное сердце.
6. У птиц имеются острые зубы.
7. По способу передвижения птицы делятся на три групп: бегающие, плавающие и летающие.
8. К бескилевым птицам относятся все куриные.
9. Возможно первые птицы появились на Земле около 180 млн лет назад.
10. Челюсть птиц представлена клювом.
11. Прочность скелета птиц достигается за счет срастания многих костей на ранних стадиях индивидуального развития.
12. У птиц грудные позвонки несут ребра, которые подвижно соединены с грудиной.
13. У многих птиц грудина имеет костный киль.
14. У птиц пояс передних конечностей образован тремя парными костями: вороньими, лопатками и ключицами.
15. Увеличение объема головного мозга связано с развитием полушарий переднего мозга и расширением двигательной активности, усложнением поведения.
16. Артериальная кровь, идущая от легких по легочной вене, изливается в правое предсердие, а оттуда в правый желудочек и аорту.
17. Легкие имеют губчатое строение, входящие в них бронхи разветвляются и заканчиваются тончайшими слепыми бронхиолами.
18. У некоторых птиц длинный пищевод образует расширение, т. к. зоб, где накапливается пища и начинает перевариваться.
19. Мочеточники открываются в клоаку как и у рептилий.
20. Постэмбриональное развитие птенцов, начинается с выходом из яйцевых оболочек.
Источник