Памятка для воспитателей Содержание уголка природы в разных возрастных группах

Памятка для воспитателей «Содержание уголка природы в разных возрастных группах»

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 3-4 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками.

Правильно подобранные растения делают возможным, проведение наблюдений (узнавать его, знакомство с некоторыми признаками живого.

Сезонные растительные объекты

• яркие, крупные овощи и фрукты (муляжи);

• шишки (сосна, ель) и др.

а)букеты осенних цветов вазах;

б) цветущие растения цветника (астры,бархатцы и т. д.)

а) ящики с посадками (лук, овес и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

а) букеты цветов в вазах.

Простейшие календари природы — картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные).

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые камешки, раковины,. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

Лабораторный материал для экспериментирования

• сосуды для воды;

• центр воды и песка, наборы игрушек к нему;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка — подобрать похожие по звучанию).

Младшая группа

Живые растения: обильно цветущие, эффектные, с яркоокрашенными, сравнительно крупными листьями, интересные для наблюдений; за такими растениями малыши способны ухаживать. Это комнатные растения 4-5 видов по 2-3 экземпляра, с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными, яркими цветками. Правильно подобранные растения делают возможным применение простейшего детского труда (мытьё широких кожистых листьев, полив, проведение наблюдений (умение узнавать части растения, воспринимать его красоту, знакомство с некоторыми признаками живого).

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений и подкормки животных); яркие, крупные или необычной формы овощи и фрукты; букеты из декоративных растений (астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др.); семена, плоды (жёлуди, тыквенные семечки, шишки (сосна, ель) и другие.

а)букеты осенних цветов вазах;

б) Цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т. д.)

а) ящики с посадками (лук, овес и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

а) букеты цветов в вазах;

Простейшие календари природы — картинка с изображением времени года, 4 картинки с изображением типичных для сезона состояний погоды. Дидактическая кукла, одетая по сезону.

Макеты (плоскостные и объёмные): «Кто живёт в лесу», «Во дворе у бабушки» (домашние животные, «Что растёт на лугу».

Музейные и коллекционные материалы: разнообразные причудливые семена, камешки, раковины, коллекции осенних листьев, другие объекты природы. Корзинка «времена года» (фрукты, овощи – осенние дары природы).

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением птиц (курицы, утки, голубя, воробья, синицы, снегиря); набор картинок с изображением животных (собаки, кошки, коровы, лошади, зайца, лисы, медведя и др.); книги с иллюстрациями, на которых изображены животные; альбомы «Времена года»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, маленькие деревянные лопатки для уборки снега, пластмассовые ведёрки.

Лабораторный материал для экспериментирования

• сосуды для воды;

• центр воды и песка, наборы игрушек к нему;

• различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой;

• зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления

• «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»);

• сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

• «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка — подобрать похожие по звучанию).

Средняя группа

Комнатные растения: к 4-5 видам, имеющимся в младшей группе, добавляются 1-2 новых вида, с учётом следующих требований:

— поверхности и размеров листьев (гладкие, опушённые, мелкие, с небольшими зубчиками,

— способов очищения листьев (гладкие моют губкой, мелкие опрыскивают из пульверизатора, опушённые протирают влажной кисточкой и т. п.).

— величины и формы листьев, стеблей (тонкие, толстые, продолговатые, округлые и др.);

— способов полива (например, луковичные, розеточные, клубневые требуют полива в поддон);

— видов одного рода – герани, бегонии, фуксии.

Выбор новых видов зависит от того, какие растения были у детей в младшей группе

б) Предпочтение отдаётся обильно и эффективно цветущим видам и видам с яркоокрашенными листьями.

в) Каждый вид должен быть представлен несколькими экземплярами для сравнения, желательно иметь сортовые разновидности.

Сезонные растительные объекты: зимний огород (посадки лука, чеснока, укропа, петрушки, гороха, фасоли, бобов и др.); овощи и их части для проведения опытов (верхушки моркови, свеклы; перенесённые с участка цветущие осенью декоративные растения (астры, бархатцы); сезонные декоративные растения в композициях-букетах.

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) цветущие растения цветника (астры,бархатцы и т. д.)

а) ящики с посадками (лук и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

а) букеты цветов в вазах;

Календарь природы из четырёх блоков:

1. Картина сезона, модели года и суток.

2. Календарь с моделями-значками (ясно, пасмурно, дождливо и т. п.) и указывающей на них передвигающейся стрелкой.

3. Наглядно-схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты: могут находиться макеты леса, поля, луга, водоёма, муравейника, птичьего двора, парка, зоопарка; сезонные макеты (например, зимнего леса).

Музейные и коллекционные материалы: корзинка «времена года» (семена, плоды, шишки разных растений, в том числе экзотических (кокосовый орех, хвойные шишки из южных регионов и т. п.).

Наглядный иллюстративный материал: картины «Времена года» в зависимости от сезона; наборы картинок по темам: «Животные», «Птицы», «Растения» и др., альбомы: «Домашние животные», «Дикие животные», «Животные уголка природы»; дидактические игры.

Инвентарь: лейки для поливки комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, пульверизатор, щётки, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Лабораторный материал для экспериментирования

песок; центр воды и песка, наборы игрушек к нему; сосуды для воды; материал для изготовления цветного льда; поролон цветной; пенопласт; различные резиновые и пластмассовые игрушки для игр с водой; предметы для игр с тенью; зеркальца для игр с солнечным зайчиком.

Простейшие приборы и приспособления

лупы; «волшебные очки» — цветные «стёклышки» из пластмассы; «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»); сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой; игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», сделанные из контейнеров от «киндер-сюрприза» (в них проделаны мелкие отверстия, внутрь помещены вещества со знакомыми детям и новыми для них запахами — мята, полынь, пряности, апельсиновые корочки и др. ; «шумящие коробочки», коробочки те же, но внутри у них семена или другие природные материалы разного размера, издающие разные звуки (задача ребёнка — подобрать похожие по звучанию).

Различные игры — вкладыши с формами листьев, плодов, семян, цветов.

Старшая группа

Комнатные растения: к имеющимся в средней группе добавляют 1-2 новых вида (всего 6-7 видов по 2-3 экземпляра, чтобы в уголке были растения:

— разных экологических условий (из пустыни, влажного тропического леса, субтропиков);

— с разнообразными типами стеблей (вьющимися, лазящими, древовидными, утолщёнными, ребристыми и т. д.);

— с разнообразными листьями (по размеру, по форме, окраске, характеру поверхности);

— с различным расположением листьев (очередным, супротивным – парные, мутовчатые);

— разных видов уже имеющихся родов (герани, бегонии, фикуса, традесканции, плюща);

— с выраженным периодом покоя (амариллис).

Сезонные растительные объекты:

— зимний огород (те же объекты, что и в средней и младшей группах; рассада цветочных и овощных растений; разнообразные экспериментальные посадки).

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) цветущие растения цветника (астры, бархатцы и т. д.)

в) Поделки детей из природного материала;

а) ящики с посадками (лук и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

в) экибаны, поделки детей.

а) ветки деревьев и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т. д)

г) букеты цветов в вазах;

Календарь природы (более сложный) состоит из четырёх блоков:

1. Картина сезона

2. Календарь с моделями-значками (Обозначение погодных явлений с помощью условных изображений (6-7); определение времени (день, неделя, месяц, время года)

3. Наглядно — схематическая модель наблюдений за птицами.

4. Рисунки детей по теме «Природа в разные времена года».

Макеты:(часть из них – такие же, как в средней группе; новые макеты природных ландшафтов разных регионов (Арктики, пустыни, тропического леса, альпийской и мексиканской горок, моря, природных достопримечательностей родного края (заповедников, заказников и т. п.).

Музейные и коллекционные материалы: коллекции почвы, горных пород и минералов, семян, плодов, шишек, камней, глины, мела, раковин моллюсков, коры и древесины, перьев птиц, изделий из дерева разных пород и т. п.

Наглядный иллюстративный материал: набор картинок с изображением домашних и диких животных, животных жарких стран и т. д., птиц, книги с иллюстрациями, на которых изображены животные, дидактические игры, альбом «Времена года», рисунки и поделки детей.

Читайте также:  Методическая разработка урока по окружающему миру во 2 м классе по теме quot Домашние опасности quot

Инвентарь: лейки для полива комнатных растений, тазики для воды, тряпочки, клеёнки, палочки для рыхления, ножницы для обрезки растений, пульверизатор, ящики и стаканчики для посадки рассады.

Лабораторный материал для экспериментирования

Тот же, что и в младшей группе (основа подбора — интерес, уровень знаний детей): земля и глина разного цвета и качества; мел;оборудование для игр и экспериментов с водой, снегом, льдом; для игр с мыльной водой и пеной; для игр со светом; краски; погремушки; некоторые пищевые продукты (сахар, соль разного цвета); крахмал; мука и т. д.

Простейшие приборы и приспособления

лупы; песочные часы; весы; компас; разные термометры, в том числе и тактильные;

«волшебные очки» — цветные «стёклышки» из пластмассы; «ящик ощущений» («волшебный сундучок», «чудесный мешочек»); сувениры из прозрачного материала со струящимся песком, водой;

игрушки в закрытой прозрачной ёмкости с водой; «снег» из мелких кусочков плотной фольги или хлопьев белого цвета («снежный буран»); «душистые коробочки», «шумящие коробочки» и др.

Подготовительная к школе группа

Комнатные растения: рекомендуется иметь 6-7 разновидностей, с учётом того, что это должны быть растения:

— приспособленные к разным условиям среды, имеющие разные потребности в свете: светолюбивые – листья ориентированы на свет, окраска листьев пёстрая или ярко-зелёная (герань, цикламен и др.); теневыносливые – листья тёмно-зелёные, ориентация на свет не очень выражена (аспидистра, эухарис, кливия, плющ восковой); влаголюбивые – листья нежные, быстро вянут (традесканция, бальзамин, колеус); засухоустойчивые – листья опушены или с колючками, многие имеют восковой налёт, стебли и листья часто толстые (толстянковые, алоэ, гаворция (хаворт);

— имеющие разные способы размножения: луковицами (выскочка, амариллис и др.); делением куста (аспарагус, фиалка); листовыми черенками (фиалка, бегонии, сансевиерия); стеблевыми черенками (фуксия, колеус, традесканция); «усами» (хлорофитум, у которого усы расположены на цветочных стрелках)

— лекарственные и фитонцидные (алоэ и др.).

Желательны сезонные композиции с использованием живых растений цветников, выполненные в разных художественных стилях.

Сезонные растительные объекты:

— зимний огород: посадки рассады различных овощных культур (огурцы, томаты, перец, цветочно-декоративных растений; посадки и посевы для получения зелени и проведения опытов (овощи, злаковые, пряности);

— растения, перенесённые в помещение из цветника, огорода вместе с почвой (например, перец).

а)букеты осенних цветов в вазах;

б) цветущие растения цветника (астры, хризантемы и т. д.)

в) поделки детей из природного материала;

а) ящики с посадками (лук, овес и т. д.)

б) ветки деревьев и кустов в вазах;

в) экибаны, поделки детей.

а) ветки деревье и кустарников в вазах;

б) ящики с рассадой;

в) букеты разноцветущих растений (верба, цветы и т. д)

г) букеты цветов в вазах;

Календарь природы – наиболее сложный по содержанию и способу фиксации наблюдений за ростом и развитием растений, погодой; разнообразные модели календаря наблюдения за птицами.

Макеты: сезонные ландшафты; «моховой садик»; «сад камней»; «пингвины на льдине»; жизнь и быт людей разных регионов Земли (дома, хижины, юрты, чумы, иглу и др.)

Музейные и коллекционные материалы: репродукции пейзажей, натюрмортов, картин, отражающих труд людей в природе; коллекционный растительный материал (мхи, лишайники, грибы; кора деревьев, плоды и семена, шишки разных растений, в том числе и обитателей других широт); коллекционный материал, который приносят дети и родители.

Наглядный иллюстративный материал: репродукции картин художников, сюжетные картинки, слайды и т. д., альбомы «Дикие животные», «Домашние животные», «Птицы», «Насекомые», «Деревья», «Цветы на клумбе», «Растения леса, поля, луга», иллюстративный материал и фотографии «Мой город (село, деревня)», альбомы по временам года с подборкой стихов, пословиц, поговорок, примет, загадок, дидактические игры по ознакомлению с природой и экологическому воспитанию, рисунки и поделки детей.

Оборудование и инвентарь: ящики для посадки семян и рассады, баночки с кормами, щётки-смётки, щётки для очищения пыли на ворсистых листьях, пульверизатор, тазики, миски, поддоны, совочки, горшочки, крупный речной песок.

Лабораторный материал для экспериментирования

Простейшие приборы и приспособления

разнообразные доступные приборы; разные лупы; микроскоп; различные часы; весы; термометры; фонарики; цветные очки; бинокли; линзы; магниты; резина; гибкий пластик; более разнообразный материал для исследований (чем в старшей группе): разная пластмасса; стружки; опилки различных пород дерева; безопасные красители; безопасная лабораторная посуда (сообщающиеся сосуды, воронки, ступки и пестики для растирания веществ).

Ящики для посадки семян и рассады.

Муляжи овощей и фруктов.

Центр успешности в разных возрастных группах. Оформление развивающей среды в детском садуЦентр успешности в разных возрастных группах. Оформление развивающей среды в детском саду Сегодня хотелось бы затронуть проблему развития самостоятельности и инициативности у воспитанников. Проблема формирования у детей самостоятельности.

День матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группахДень матери. Фотоотчёт о праздниках в разных возрастных группах Наша мама лучшая на свете, очень нужна мама взрослым и детям, Все скажут дружно и прямо: «Очень любим маму!» Чтобы на празднике было веселей,.

Методика ознакомления детей с природой весной в разных возрастных группах Расширение знаний детей о весне в средней группе. Дети средней группы имеют более устойчивое внимание, окрепли физически. С ними можно.

Цикл занятий в рамках проекта «Неделя доброты» в разных возрастных группах Конспект занятия в средней группе «Добро побеждает зло» Педагог-психолог: К нам сегодня в гости пришли два волшебника. Мы знаем по сказкам,.

Консультация для воспитателей «Особенности рисования пейзажа в разных возрастных группах» Пейзаж (фр. рaysage от рays — местность, страна) — жанр изобразительного искусства, предметом которого является изображение первозданной.

Методика обучения пересказу в разных возрастных группах ДОУ Пересказ — первый вид рассказов, которому воспитатели начинают учить детей. Пересказ – это воспроизведение прослушанного художественного.

Методика ознакомления с природоведческой литературой в разных возрастных группах В каждой возрастной группе методика использования книги о природе имеет свою специфику. Экологическое воспитание младших дошкольников построено.

Оформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группахОформления природного уголка в детском саду в разных возрастных группах «Умейте открыть перед ребёнком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками.

Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах Содержание игр с элементами экспериментирования в разных возрастных группах. «Люди, научившиеся наблюдениям и опытам, приобретают способность.

Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» Выступление на педсовете: «Особенности экспериментирования в разных возрастных группах» «Расскажи мне, и я забуду. Покажи мне, и я может.

Источник

Организация уголка живой природы в учреждении дополнительного образования детей

Работа по организации уголка живой природы в образовательных учреждениях как дополнительного, так и основного образования имеет исключительно важное и актуальное значение. Постоянное общение с живыми объектами, проведение с ними наблюдений и опытов, а также выполнение систематической работы по уходу за животными и выращиванию растений приучают детей к самостоятельности, повышают ответственность за выполнение заданий, прививают любовь к природе.

В настоящее время появилась еще большая необходимость в создании уголков живой природы. Вызвано это тем, что значительно ограничен и регламентирован сбор живых объектов для создания гербариев, коллекций и других наглядных пособий. В образовательных учреждениях утрачены ранее организованные уголки живой природы в связи с нехваткой средств на приобретение, содержание и кормление животных, несоответствием условий содержания животных в образовательных учреждениях, нехваткой специалистов-биологов. По сути, организация уголка живой природы сегодня в образовательном учреждении — это “хорошо забытое старое” на “новый лад”.

Цель: формирование у обучающихся навыков ухода, наблюдения за живыми обитателями уголка живой природы; повышение экологической грамотности обучающихся и экологическое просвещение населения.

  • помощь и содействие в организации живых уголков в образовательных учреждениях основного и дополнительного образования;
  • развитие у обучающихся интереса к научным исследованиям и практической работе в различных областях биологии;
  • воспитание и привитие патриотических и нравственных чувств;
  • разработка, внедрение и распространение методик содержания и разведения, животных в условиях неволи, создание размножающихся популяций животных и растений;
  • консультации населения по вопросам содержания животных и растений;
  • спасение животных, их реабилитация, наблюдение и выхаживание.

При создании уголка живой природы необходимо не только знать, какие живые объекты следует подобрать для изучения, но и познакомить обучающихся с теми, которые категорически запрещены для содержания. Занятия в уголке живой природы должны иметь экологическую и природоохранную направленность. Это позволит обеспечить не только углубление и расширение природоведческих знаний, но и выполнение различной общественно-полезной работы по изучению и охране живой природы своего района, области.

Уголок живой природы выполняет психотерапевтические функции — дает детям возможность соприкоснуться с миром живой природы и за счет общения с животными и растениями, восполнить дефицит тактильных и зрительных ощущений, эмоций, переживаний. Обделённость в подобных ощущениях в первую очередь испытывают дети с ограниченными возможностями, а также дети, живущие в условиях Сибири, и просто городские детишки, в семьях которых нет возможности содержать домашних питомцев.

Тщательное планирование уголка живой природы обеспечивает выполнение различных видов практической и исследовательской работы, способствующей подтверждению знаний на практике, а затем использованию приобретенных знаний на уроках естественнонаучного цикла в школе. В процессе ежедневной практической работы в уголке живой природы обучающиеся знакомятся с профессиями биолога, зоолога, рабочего по уходу за животными, узнают практическую значимость этих профессий. Дети приучаются работать в уголке живой природы уже с дошкольного возраста.

Уголок живой природы — это не только место для хранения живых растений и животных, для проведения наблюдений с ними, но и место для проведения занятий, экскурсий. Занятия, проведенные в уголке живой природы, более содержательные, интересные, увлекательные.

Опыт организации уголка живой природы на станции юных натуралистов №2 может быть полезен и интересен педагогам не только эколого-биологической направленности.

Организация уголка живой природы на станции юных натуралистов №2

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей “Станция юных натуралистов № 2” г. Новокузнецка была открыта в 1986 году на базе Дома пионеров Заводского района. Первыми обитателями живого уголка на тот момент были парочка волнистых попугаев, самец карелла, петушок Петя, морская свинка, аквариумные рыбки: телескоп, золотая рыбка, три жемчужных гурами, стайка гуппи и небольшая коллекция комнатных растений.

С 1986 по 1996 годы количество животных в уголке живой природы достигло более 60 экземпляров, увеличилась коллекция комнатных растений.

Читайте также:  Презентация на тему Природные зоны Африки

В 1997 году станции было выделено отдельное здание.

В 2005 году уголок живой природы станции юных натуралистов №2 стал победителем областного конкурса живых уголков и признан лучшим в Кузбассе.

В настоящее время станция юных натуралистов №2 — это уникальное монопрофильное учреждение дополнительного образования эколого-биологической направленности, в котором работает 25 педагогов и занимается более 1900 обучающихся в 31 объединении. Станция юных натуралистов №2 имеет самый крупный уголок живой природы, находящийся в учреждении дополнительного образования г. Новокузнецка. На его базе осуществляется учебно-воспитательная, натуралистическая, исследовательская, природоохранная и культурно-просветительская работа.

Станция юных натуралистов №2 — это особое воспитательно-образовательное пространство, в котором средствами экологической, натуралистической, краеведческой и досугово-развивающей деятельности созданы условия для личностного развития, формирования мотивации к познанию и творчеству, любви к окружающей природе, понимания здорового образа жизни. Задача Станции состоит в том, чтобы, учитывая окружающую среду, социальный заказ, создать образовательную систему, способную удовлетворить самые разнообразные потребности в дополнительных образовательных услугах детей и подростков с 4-летнего возраста до 18 лет из всех образовательных учреждений района, одаренным детям, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детских домов, школ-интернатов, детям инвалидам.

С чего начиналась работа по организации уголка живой природы на станции?

С инвентаризации растений и животных. Необходимо было определить каждое из них. Педагоги и обучающиеся работали с определителями, изучали научную литературу.

Провели этикетирование растений и животных — Приложение 3. Сделать это нелегко. Надо определить формат этикеток, шрифт, материал, систему символов для характеристики экологических признаков вида, способ крепления этикетки и т.д. Итог нашей работы — подробные списки коллекций: ботанической и зоологической.

Следующий этап сбор информации о каждом виде растения и животного. Собрали библиотеку. Сейчас на станции более 2000 книг по комнатному цветоводству, животноводству, аквариумному рыбоводству, множество журналов, в папках — вырезки из газет и журналов. Собранные материалы по каждому направлению уголка живой природы отпечатаны, проиллюстрированы, сброшюрованы в альбомы-каталоги: “Зооцентр”, “Зимний сад”, “Аквацентр”.

Уголок живой природы является важной частью материальной базы в учебно-воспитательном процессе и может быть организован в любом образовательном учреждении. Лучше, если образовательное учреждение располагает отдельным помещением для его размещения. Помещение для уголка живой природы должна быть хорошо освещено, и отвечать нормам и требованиям для содержания животных и выращивания растений. В уголке живой природы следует поддерживать постоянную температуру: это является оптимальным условием для роста растений и содержания животных. Отбор растений и животных и определение их количества зависят от конкретных условий образовательного учреждения. Принципы и правила подбора животных и растений описаны в Приложении 4 и Приложении 5.

Экспонаты уголка природы — живые, они могут болеть, умирать, страдать от недостатка освещения, плохого ухода, поражения вредителями и возбудителями болезней. Поэтому в каждом отделе уголка живой природы, оборудовано отдельное подсобное помещение, где проводятся работы по пересадке и размножению растений, оздоровлению животных, приготовлению кормов для них. В данных помещениях должно быть отведено место для хранения инвентаря по уходу за растениями и животными: лейки, ведра, лопаты, грабли, сачки, скребки и др., вазонов, емкостей, а также садовой земли для пересадки и перевалки растений, песка, торфа, удобрений, кормов, сена, опилок для животных.

Организация экспозиций уголка живой природы — следующий этап нашей работы. Уголок живой природы на станции юных натуралистов №2 состоит из отдельных специализированных помещений — Зимнего сада, Аквацентра, Зооцентра. Разработали паспорт уголка живой природы – Приложение 1 и положение об уголке живой природы – Приложение 2.

Зооцентр предназначен для проведения опытно-экспериментальных и исследовательских работ с детьми; привития умений и навыков по уходу за животными, формирования у детей экологического мировоззрения, гуманного отношения к животным, чувства ответственности за них.

Видовой состав коллекции Зооцентра состоит из растений и животных. Растения зооцентра насчитывают более 50 видов растений из различных семейств. Коллекция животных насчитывает более 35 видов. Есть среди них и вьетнамские палочники, болотные и степные черепахи, декоративные кролики, морские свинки, джунгарские и сирийские хомячки, монгольские песчанки. Коллекция попугаев поражает разнообразием видов и яркими красками оперения. Здесь есть австралийские нимфы, яркие розеллы, волнистые попугайчики самых разных цветов и оттенков, редкие азиатские ожереловые попугаи и черноголовые нандайя из Южной Америки, забавнейшие африканские попугаи-неразлучники.

Питомцы зооцентра прекрасно себя чувствуют, растут, размножаются и дают потомство.

Аквацентр предназначен для знакомства с основами аквариумного рыбоводства, привития умений и навыков по уходу за обитателями подводного мира, изучения флоры и фауны водоемов, проведения опытно-экспериментальной и исследовательской работы с детьми. В аквацентре большая коллекция водных растений (более тридцати видов) и водных обитателей – астронотусов, анциструсов, барбусов, гурами, геофагусов, золотых рыбок, минор, скалярий.

Мир подводных обитателей хранит немало тайн. Но водный образ жизни рыб – причина того, что они оказываются скрытыми от наших взоров. Поэтому содержание рыб в аквариуме – это один из наиболее доступных способов изучения этих животных.

Зимний сад предназначен для изучения растительного мира, проведения тематических экскурсий, а также как консультативный центр по вопросам правильного разведения и ухода за комнатными растениями. В зимнем саду станции юных натуралистов № 2 на площади 45 квадратных метров собрана ботаническая коллекция, состоящая более чем из 500 экземпляров растений 170 видов из 54 семейств тропических, субтропических растений Австралии, Африки, Северной и Южной Америки, Средиземноморья, Китая, Индии, Японии: Ароидные, Акантовые, Агавовые, Амариллисовые, Бегониевые, Вербеновые, Гераниевые, Кактусовые, Мальвовые, Молочайные, Толстянковые и др.

Здесь можно познакомиться с различными жизненными формами растений: деревьями, кустарниками, травянистыми многолетними и однолетними растениями, лианами, кактусами, эпифитами; на сравнительно небольшой площади собраны разнообразные по форме, окраске, размерам листьев, соцветий, плодов растения.

Таким образом, на Станции юных натуралистов № 2 созданы условия для непосредственного знакомства с живыми обитателями “Зооцентра”, “Зимнего сада”, “Аквацентра”. Здесь можно покормить с руки, погладить, подержать в руках теплое живое существо — все это, помимо психотерапевтического действия — зоотерапии, оказывает мощное эмоциональное воздействие, вызывает восторженное отношение к природе, удивление, помогает активно воспринимать природу, конкретизировать ключевые понятия и важнейшие закономерности окружающего мира: природа живая — неживая, приспособленность, среда обитания, реакция, инстинкт, борьба за существование, естественный отбор, цепи питания, эволюция.

Уголок живой природы в образовательной деятельности

Работа в уголке живой природы станции перспективная, и в целом представляет собой максимально активную форму обучения, воспитания и организации деятельности с обучающимися. Ботаническая и зоологическая коллекции пополняются новыми видами, ведется активная работа по обмену животными и растениями с любителями и образовательными учреждениями. Высокий уровень качества содержания дополнительного образования в уголке природы на станции, профессионализм педагогов, способствуют активному участию воспитанников объединений, а также самих педагогов в конкурсах, фестивалях, соревнованиях муниципального, областного, всероссийского уровней.

Уголок живой природы используется для проведения занятий в объединениях станции, обзорных и тематических экскурсии, лекций, бесед с демонстрацией видеофильмов для обучающихся образовательных учреждений района и города.

В Заводском районе нет школьника, который хотя бы раз не побывал на станции. Цветущим оазисом расположилась она на улице Горьковская, радуя взгляд посетителей буйством красок тропических растений, маня голосами диковинных обитателей.

Станция юных натуралистов №2 в своей деятельности охватывает все возрастные группы детей, начиная с дошкольного возраста и заканчивая старшеклассниками.

Дополняя школу и школьные программы, педагоги станции занимаются теми направлениями экологического образования и воспитания, которые школой в полной мере реализованы быть не могут.

Экологическое образование, воспитание, формирование экологической культуры и мировоззрения – концептуальные задачи работы станции.

Особое положение в жизни станции занимает экскурсионно-просветительская работа. Экскурсии по станции всегда вызывают неподдельный интерес, так как сопровождаются показом богатейшей коллекции животных и растений, и возраст экскурсантов здесь не имеет значения.

Экскурсии на станции юных натуралистов проводятся обзорные — “Экскурсия по “Зимнему саду”, “Экскурсия по “Аквацентру”, “Экскурсия по “Зооцентру” и тематические — “Экология и растения”, “Приспосабливаясь к жизни на Земле”, “Удивительные цихлиды”, “Аквариум – искусственная экосистема”, “Роль растений в жизни человека”, “Удивительные обитатели планеты”, “Карта мира на окне”, “Особенности содержания волнистых попугаев” и т.п.

Современная стратегия развития образования направлена на внедрение инновационных разработок и проектных технологий в образовательную деятельность.

Комплексная программа “Наш дом – планета Земля” реализуемая в системе непрерывного экологического образования для младших школьников – один из таких примеров. Программа Наш дом — планета Земля” рассчитана на поэтапное ознакомление детей младшего школьного возраста со следующими объединениями: “Мой край родной”, “В мире растений”, “В мире животных”, “В мире экологии”, “В мире природы”.

Программа “Наш дом — планета Земля” комплексная, темы занятий в объединениях взаимосвязаны. Дети по объединениям движутся как по ступеням, от простого к сложному, от общего к частному, незаметно совершенствуясь. Комплексный характер программы активизирует процессы самопознания и самовыражения, дает возможность в рамках одной программы попробовать себя в различных видах деятельности, что достигается через непосредственное общение с живыми объектами уголка живой природы: комнатными растениями “Зимнего сада”, зверями, птицами, земноводными, пресмыкающимися “Зооцентра”, рыбками и водными растениями “Аквацентра”. В этом заключается специфика работы в объединениях программы.

Педагоги на занятиях расширяют кругозор детей младшего школьного возраста, закладывают основы мировоззрения, формируют экологические представления, которые в дальнейшем должны составить прочные систематические знания об окружающей среде и бережном отношении к природе, что позволит обучающимся принимать участие в олимпиадах естественнонаучного направления, поможет самоопределиться в выборе дополнительного и профессионального образования.

Занятия в программе “Наш дом-планета Земля” состоят из теоретической и практической деятельности. Теоретическая часть занятия может быть представлена коротким рассказом или беседой с демонстрацией животных, растений и других природных объектов. Практическая деятельность может проводиться в виде проекта, игры-путешествия, наблюдения за живым объектом, проведения опытов, экскурсий, игр и развлечений, зарисовкой с натуры или контурного изображения, которые используются как средство повышения внимания и наблюдательности.

Занятия по дополнительной образовательной программе “Наш дом-планета Земля”, проведение наблюдений, экскурсий, видеолектория, участие обучающихся в научно-практических конференциях, в конкурсах, проводимых Станцией юных натуралистов №2, ставших традиционными — все это формы организации, повышения результативности и популяризации детского экологического творчества и детских натуралистических исследований. При этом роль обучающихся в учебном процессе принципиально меняется: они становятся активными его участниками, а не пассивными наблюдателями, т.е. субъектами познавательной деятельности.

Читайте также:  Семинар Современные подходы к организации труда в природе в ДОУ в

Живой уголок станции юных натуралистов – это еще и центр организации естественнонаучной исследовательской, экспериментальной, практической работы и проектной деятельности детей и подростков в Заводском районе. Исследовательские работы, выполненные обучающимися разных возрастов под руководством педагогов станции, неоднократно становились лауреатами региональных, областных и всероссийских конференций и фестивалей научно-исследовательских работ.

Работа в уголке живой природы учит детей познавать её удивительный мир, развивает навыки терпеливого ежедневного труда и чувство ответственности за тех, кого приручили.

Источник



Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах
материал по окружающему миру на тему

Трухина Галина Борисовна

Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей.

Скачать:

Вложение Размер
pamyatka_dlya_vospitateley_po_ugolku_prirody_v_gruppe.doc 43 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах

Младший дошкольный возраст

Средний дошкольный возраст

Старший дошкольный возраст

1.Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей

С крупными листьями (бегония, фикус).

С мелкими листьями (аспарагус, огонек, герань)

Ребенку с 2,5 лет вместе со взрослым поливать некоторые растения.

Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула.

Старшая группа : 6- 7 видов по 2- 3 экземпляра. Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ.

Подготовительная группа: Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фикус.

Паспорт на каждое растение.

Ядовитые комнатные растения (диффенбахия, кактусы, молочай, и др. ) убрать из группы.

Вместе со взрослым.

2-3 ребёнка ежедневно дежурят в уголке природы.

3.Наличие привлекательного оборудования по уходу за растениями

фартуки, тряпочки, леечки, грабельки

фартуки, тряпочки, леечки, грабельки, палочки для рыхления.

фартуки, тряпочки, леечки, грабельки, опрыскиватель, палочки для рыхления.

4.Ведение календаря погоды и природы

сюжетные картинки по 4 сезонам

сюжетные картинки по 4 сезонам (модели призн. врем. год)

Дети самостоятельно ведут календарь природы со старшей группы.

5.Наличие моделей по уходу за растениями, по сезону для использования в самостоятельной деят-ти детей.

модели эколого-систематических групп (растение, птицы, звери, рыбы)

модели сенсорного обследования

6.Наличие дневников наблюдений за погодой, посадками, опытнической деят-ти

7. Д/и природоведческого/ экологического содержания.

8.Фотовыставки (труд детей в природе)

9.Поделки из природного материала.

11.Выполнение требований СанПин от 15.05.2013

«Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в группах и спальных помещениях».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей

Организация уголка книги в разных возрастных группах для развития речи детей.

Организация уголков книги в разных возрастных группах

В данной работе раскрыта значимость уголков книги в разных возрастных группах детского сада.

Рекомендации по оформлению уголка природы в разных возрастных группах

ОРГАНИЗАЦИЯ УГОЛКА ПРИРОДЫ В ДЕТСКОМ САДУ .

Консультация для воспитателей «Растения в уголках природы в разных возрастных группах»

Консультация для воспитателей "Растения в уголках природы в разных возрастных группах&quot.

Буклет «Содержание уголков дорожного движения по возрастным группам»

Буклет "Содержание уголков дорожного движения по возрастным группам&quot.

Консультация для воспитателей по теме «Содержание уголка ПДД в разных возрастных группах ДОУ»

Педагогам предлагается примерный перечень оборудования уголка ПДД в разных возрастных группах ДОУ.

Оформление и оборудование в уголках природы в разных возрастных группах

Оформление детского сада имеет большое значение для гармоничного развития ребёнка. Для того чтобы обучение было результативным, очень важна правильно подготовленная развивающая среда. Одно из условий.

Источник

Картинки для оформления уголка природы в детском саду

Важной частью оформления в любой группе в детском саду являются тематические уголки. В природном уголке любой ребенок сможет почувствовать близость с природой. А для того, чтобы вам было легче создать правильный антураж и задать настрой уголка природы, мы подобрали для вас картинки для оформления.

Картинка для обозначения погоды.

Уголок природы с местом под дату и градусником.

Картинки для оформления уголка природы.

Для детского сада.

Оформление уголка природы для дошкольников.

Для украшения уголка.

В детском саду для малышей.

Все месяца, поделенные по временам года.

Можно вставить фото.

Для заметок и объявлений в уголке природы.

Источник

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах

1.1. Настоящее положение разработано в целях систематизации работы по экологическому воспитанию в ДОУ.

1.2. Положение определяет порядок и условия организации смотра-конкурса на лучший уголок природы в группах ДОУ ( далее – смотр-конкурс).

Цели и задачи смотра-конкурса

· формирование у дошкольников представлений о живой и неживой природе, их взаимосвязи;

· создание максимальных условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования;

· развитие эмоциональной сферы дошкольников;

· воспитание гуманного отношения ко всему живому, заботливое внимание к объектам живой и нежи­вой природы;

· побуждение педагогов к творческой активности.

Сроки проведения смотра-конкурса

3.1. Смотр-конкурс проводится со 3 октября по 2 ноября 2017 года.

3.2. Подведение итогов 3 ноября 2017 г.

4. Критерии оценки уголков природы:

· соответствие уголков природы возрасту детей и требованиям примерной основной образователь­ной программы дошкольного образования «Мир открытий» под общей ред. Л.Г. Петерсон, И.А. Лыкова, требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13;

· разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям;

· наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы;

· эстетичное оформление уголка природы;

· место размещения уголка природы и его доступность;

· безопасность (отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей);

· наличие сезонного материала;

· творчество педагогов (наличие инновационного материала).

Участники и организаторы смотра-конкурса

5.1. Организатором конкурса является администрация ДОУ;

5.2. В конкурсе принимают участие все возрастные группы ДОУ, ответственные педагоги групп;

5.3. Подведение итогов проходит согласно оценочным листам;

5.4. Состав оценочной комиссии:

§ Т.В. Тормозова – заведующий БДОУ ВМР «Детский сад «Колокольчик»;

§ А.В. Софонтьева – заместитель заведующего;

§ Н.М. Гусева – заместитель заведующего по АХЧ;

§ Л.В. Ефремова – музыкальный руководитель;

§ А.М. Сидоркова – учитель-логопед.

Подведение итогов и награждение

6.1. Награждение победителей смотра-конкурса состоится на педагогическом совете «От разнообразия форм к качеству воспитания (экологическое воспитание)» — ноябрь 2017 г.;

6.2. Победители награждаются дипломами, все участники благодарностью ДОУ.

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

ФИО заполняющего_____________________________________________________

Критерии/группы 1 мл.гр. 2 мл.гр. Средняя 1 гр. Средняя 2 гр. Стар.гр Стар. (к) гр. Подг. гр.
Соответствие уголков природы возрасту детей, требованиям программы и СанПиН
Разнообразие дидактического материала и соответствие его возрастным особенностям
наличие материала для детского экспериментирования, труда, изготовления поделок из природного материала, календарей природы
эстетичное оформление уголка природы
место размещения уголка природы и его доступность
безопасность (отсутствие растений и предметов, угрожающих здоровью детей)
наличие сезонного материала
творчество педагогов (наличие инновационных материалов)
ИТОГО

0 б. – отсутствие или грубые нарушения;

1 б. – есть наличие, но находиться на недостаточном уровне;

2 б. – соответствует требованиям;

3 б. – на высоком уровне.

Памятка по содержанию уголка природы в разных возрастных группах

Критерии Младший дошкольный возраст Средний дошкольный возраст Старший дошкольный возраст
1.Подбор комнатных растений с учётом возрастных особенностей детей 4- 5 видов. С крупными листьями (бегония, фикус). С мелкими листьями (аспарагус, огонек, герань) Ребенку с 2,5 лет вместе со взрослым поливать некоторые растения. 5-6 видов. Бальзамин, хлорофитум, фикус, герань, бегония, примула. Старшая группа: 6- 7 видов по 2- 3 экземпляра. Фикус, примула, бегония, герань, бальзамин, кливия, традесканция, драцена, колеус, плющ. Подготовительная группа: Бегония Рекс, узумбарская фиалка, алоэ, герань, хлорофитум, камнеломка, традесканция, кринум, сансевьерия, бальзамин, фикус. Паспорт на каждое растение.
Ядовитые комнатные растения (диффенбахия, кактусы, молочай, и др. ) убрать из группы.
2.Уголок дежурных Начиная со 2 половины года вместе со взрослым. 2-3 ребёнка ежедневно дежурят в уголке природы.
3.Наличие привлекательного оборудования по уходу за растениями фартуки, тряпочки, леечки, грабельки фартуки, тряпочки, леечки, грабельки, палочки для рыхления. фартуки, тряпочки, леечки, грабельки, опрыскиватель, палочки для рыхления.
4.Ведение календаря погоды и природы + сюжетные картинки по 4 сезонам + сюжетные картинки по 4 сезонам (модели признаков времён года) + Дети самостоятельно ведут календарь природы со старшей группы.
5.Наличие моделей по уходу за растениями, по сезону для использования в самостоятельной деят-ти детей. доступные возрасту + +
модели эколого-систематических групп (растение, птицы, звери, рыбы)
модели сенсорного обследования
6.Наличие дневников наблюдений за погодой, посадками, опытнической деят-ти +
7. Д/и природоведческого/экологического содержания.
8.Фотовыставки (труд детей в природе) + + +
9.Поделки из природного материала. + + +
10.Коллекции +
11.Выполнение требований СанПин от 15.05.2013 + + +
«Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. Не рекомендуется размещать цветы в горшках на подоконниках в группах и спальных помещениях».

В уголок природы ранних групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья, цветок) ярко, обильно и долго цветущие. (4 — 5 шт.)

Вторая младшая группа привлекаются к уходу за растениями:поливают водой, приготовленной взрослым (он же определяет и дозировку),обтирают влажной тряпочкойкрупные кожистые листья растений.

В уголок природы младших групп помещают растения, имеющие четко выраженные основные части (стебель, листья) и ярко, обильно и долго цветущие, это обязательно:герань, фуксия, вечноцветущая бегония, бальзамин («огонек»), азалия, китайский розан и др.

Средняя группа: Комнатные растения должны иметь разную форму и величину листьев. В дополнение к растениям, названным для уголка природы младших групп, в средней группе помещаюталоэ или агаву (с сочными листьями, имеющими зазубрины по краям), бегонию-рекс, аспарагус, душистую герань (с узорчатыми, опушенными листьями) и др. Одновременно в уголке природы может быть до 6—8 видов растений.

Ребята овладевают новыми приемами поддержания растений в чистоте: поэтому должно быть:для обливания мелкосетчатая лейка или для опрыскивания пульверизатор, для обтирания — широкая кисточка или щетка.

Старшая группа: пополняется уголок природы новыми растениями: вносятся растения: ампельные (висячие), вьющиеся, имеющие луковицы, клубнелуковицы и т.д.два-три вида традесканций (полосатая, виргинская, гвианская), комнатный виноград, вьющийся плющ, один-два вида кактусов (красиво, регулярно цветущие листоподобные кактусы, зигокактус); цикламен, примулу, амариллис, кливию, и др.

Источник