Памятник природы федерального значения это



Памятники природы: охрана и правовой режим. Памятники природы России

Наша природа чрезвычайно богата и разнообразна. Подобно талантливому скульптору, создающему монументальные изваяния из гипса или мрамора, она создала для нас тысячи «живых» памятников, которые поражают своей красотой, неповторимостью и непревзойденностью. Далее речь пойдет о том, что такое памятники природы. Фото некоторых из них также представлены здесь.

Природный памятник — что это?

Мы живем на прекрасной планете, здесь чудеса могут скрываться практически в каждом уголке. Памятники природы — это отдельные объекты или участки территории, которые имеют определенную ценность — историческую, эстетическую, научную или культурную, а также особым образом охраняются. Они относятся к уникальным формам природоохранных территорий. При этом природным памятником может выступать и отдельно стоящее дерево или скала, и целый лесной массив. Порой они занимают огромные площади.

памятники природы

Так как существует живая и неживая природа, то можно условно выделить «неживые» (скалы, горные вершины, водопады и т.д.), а также «живые» памятники природы (отдельные деревья или популяции конкретных видов рыб, к примеру).

Происхождение термина

Данный термин появился еще в конце XIX века, с легкой руки немца Гуго Конвенца. Он был комиссаром по охране природы в Пруссии. И именно благодаря его активной деятельности в Германии закрепилось понятие «памятники природы». В этой же стране они впервые и начали создаваться. «Naturdenkmalern» — так выглядел этот термин в немецком языке. Первоначально он означал «кусочки девственной природы».

памятники природы фото

А вот в России данный термин появился лишь в конце 20-х годов ХХ столетия. Немного позже эта природоохранная категория была введена в Советском Союзе официально.

Охрана памятников природы

Такие объекты, как правило, охраняются государством. Причем правовой режим памятников природы в каждой из стран свой, индивидуальный. В целом ценность этих объектов довольно высока и приравнивается по строгости к заповедникам.

Большой проблемой в нашей стране является тот факт, что многие природные объекты не внесены в соответствующие списки и не имеют охранного статуса. Более того, многие памятники природы существуют только «на бумаге»: никаких реальных мероприятий по их охране не ведется.

В зависимости от уникальности и ценности конкретных объектов выделяют несколько уровней их охраны. Так, бывают природные памятники:

  • местного;
  • регионального;
  • федерального;
  • всемирного значения.

живые памятники природы

Учетом и охраной последних занимается международная организация «ЮНЕСКО», составляющая и обновляющая так называемый «Список всемирного наследия». На данный момент в этом списке находится 128 природных объектов, которые расположены в 118 странах нашей планеты. Шесть из них находятся на территории Российской Федерации.

Использование природных памятников

Способы и варианты возможного использования таких объектов строго регламентированы и прописаны. При этом очень часто присутствуют сезонные или какие-либо иные ограничения по их эксплуатации. Существует несколько возможных вариантов использования памятников природы. Среди них:

  • научно-исследовательское (изучение и мониторинг состояния геоситсем, а также их отдельных компонентов);
  • рекреационно-туристическое (прокладка прогулочных дорожек, троп, организация экскурсий);
  • охранное (защита редких или исчезающих видов, сохранение природных экосистем и ландшафтов);
  • производственное (лишь в том случае, если оно не противоречит установленному правовому режиму охраны конкретного объекта).

охрана памятников природы

Классификация природных памятников

В современной классификации принято выделять:

  1. Гидрологические.
  2. Геологические.
  3. Ботанические.
  4. Зоологические.
  5. Гидрогеологические.
  6. Комплексные природные памятники.

К гидрологическим относятся реки, озёра, системы озёр, лиманы, водохранилища, водопады или же отдельные участки водных объектов, отличающиеся уникальными особенностями.

Геологические памятники природы — это всевозможные обнажения или выходы горных пород и редких минералов на поверхность земли.

К гидрогеологическим относят различные источники и гидротермальные комплексы.

Широко и разнообразно представлены ботанические памятники природы. Это могут быть целые лесные массивы или же отдельно расположенные уникальные представители флоры.

К зоологическим памятникам природы могут относиться места гнездования птиц или ареалы обитания редких видов животных.

Также существуют и комплексные памятники, объединиящие в себе сразу несколько компонентов природного ландшафта.

правовой режим памятников природы

Памятники природы России

На территории Российской Федерации существует на данный момент 39 памятников природы федерального значения. Общая площадь занимаемой ими территории составляет около 28000 гектаров.

Природных памятников регионального значения в стране намного больше — свыше девяти тысяч. Они занимают площадь в 9 миллионов гектаров. Далее приведем несколько примеров природных памятников России как федерального, так и регионального значения.

Ленские столбы

Этот природный объект уникален не только в масштабах России. Это памятник мирового значения. На протяжении многих километров над рекой Леной громоздятся причудливые известняковые столбы и глыбы. Высота некоторых из них достигает 100 метров! Памятник природы возник всего 400 тысяч лет назад. Такой временной период — сущий пустяк по геологическим меркам.

Как же возникло такое чудо природы? Ленские столбы — это результат карстовых и эрозионных процессов. Простыми словами, ветер и вода придали мягким кембрийским известнякам такие необычные формы.

В 1994 году на базе памятника был создан природный парк. А в 2012 году ЮНЕСКО внесла Ленские столбы и в свой Список всемирного наследия.

памятники природы России

Каракольские озёра

Эта система живописных озёр на Алтае относится к гидрологическим памятникам природы. Семь горных озёр раскинулись на склоне хребта Иолго. Именно здесь находится исток речки Туры. Примечательно, что дороги с твердым покрытием к озерам нет, а ближайший поселок расположен в 30 километрах.

Происхождение Каракольских озёр — тектоническо-ледниковое. Они расположены на высоте от 1800 до 2000 метров. Водоемы небольшие, площадь самого крупного из них составляет всего 12 гектаров. Все озёра соединены между собой ручьями с чистой прохладной водой, окружены кедровым лесом и альпийскими лугами.

Каракольские озёра имеют статус гидрологического памятника природы регионального значения с 1978 года. Сюда часто приезжают экскурсанты и туристы, а по территории объекта проложены тропы для конных прогулок.

геологические памятники природы

Опоки

Еще один удивительный геологический памятник природы нашей страны расположен в Вологодской области, в 65 километрах от города Великий Устюг. Это грандиозное скальное обнажение на левом берегу реки Сухоны. Статус природного памятника этот объект получил еще в 1963 году.

В обнажении ровными разноцветными пластами перемежованы мергели и глины. Рядом находится и один из опаснейших порогов этой реки. Геологическое обнажение имеет высоту 60 метров, а крутизна его склонов достигает 70 градусов.

На противоположном берегу реки привлекает внимание фонтанирующая скважина, которая каждую секунду мощным потоком выбрасывает до 50 литров слабоминерализованной воды. Её пробурили в 1941 году, глубина скважины — около 190 метров.

Дуб Пугачёва

Дубы издревле были символом русской культуры. Они присутствуют в сказках, легендах, стихотворениях. В разных уголках России есть представители этого уникального дерева, которые прожили уже не один век. Есть такой дуб и в республике Марий Эл, в пределах национального парка «Марий Чорда».

Так называемый Дуб Пугачёва — это «живой» памятник природы, получивший этот статус в 2013 году. На сегодняшний день дерево достигло высоты в 26 метров, а диаметр его ствола составляет 1,60 метра! Ботаники считают, что этот дуб-исполин «родился» еще в XVI веке.

Существует популярная легенда, что Емельян Пугачёв во время Крестьянской войны 1773-1775 годов осматривал с этого дуба горящую Казань. Однако иследователи ставят под сомнение такую возможность, ведь в то время этот дуб еще не мог быть таких огромных размеров. Вполне возможно, что Пугачёв осматривал Казань с какого-нибудь другого, более старого дуба в этом же лесу, который до наших дней не сохранился.

Заключение

Памятники природы России очень многочисленны, о них можно рассказывать часами. В каждом регионе нашей Родины есть свои уникальные и неповторимые природные творения. Все они, без всякого сомнения, заслуживают внимания и бережного отношения к себе. Не стоит забывать, что Природа — это наш общий и единственный дом!

Источник

Памятник природы федерального значения это

“Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
“Об особо охраняемых природных территориях”

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

Статья 25. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

1. Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение, в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

2. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  • участки живописных местностей;
  • эталонные участки нетронутой природы;
  • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
  • места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  • лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
  • природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  • уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
  • геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
  • геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
  • природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
  • береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
  • отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).
Читайте также:  Конспект проведения труда детей в природе в старшей группе

Статья 26. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАНЯТЫХ ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, —особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, —особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

5. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

1. Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

2. При объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков порядок изъятия и предоставления таких земельных участков регулируется земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Изменения границ и режима особой охраны территорий памятников природы осуществляются в том же порядке, что и их первоначальное установление.

4. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки в пределах охранных зон памятников природы у собственников земли, землевладельцев и землепользователей не изымаются.

Статья 27. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

1. Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20.

На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением соответствующего органа исполнительной власти, об объявлении природных комплексов или объектов памятниками природы.

В паспорте памятника природы указываются:

  • наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);
  • местонахождение памятника природы;
  • описание границ территории памятника природы и его охранной зоны;
  • площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
  • режим особой охраны, установленный для памятника природы;
  • допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории;
  • установленный режим охранной зоны памятника природы;
  • наименования и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименования и юридические адреса физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима особой охраны.

Кроме того, паспорт памятника природы включает схему его границ и границ его охранной зоны.

Копии паспортов памятников природы должны храниться у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы и их охранные зоны, физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по его охране и обеспечению установленного режима особой охраны памятника природы, у местной администрации и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.

2. Использование памятников природы допускается в следующих целях:

  • научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
  • эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);
  • рекреационных (транзитные прогулки);
  • природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);
  • иных, не противоречащих основной цели объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.

Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями, осуществляющими контроль за соблюдением режима особой охраны памятников природы, в порядке, устанавливаемом этими государственными органами.

3. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных комплексов и объектов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

4. Расходы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального либо соответствующего регионального бюджета, а также средств внебюджетных фондов. Конкретные источники, порядок, размеры и формы возмещения таких расходов устанавливаются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.

Источник

Памятник природы федерального значения это

“Постатейный комментарий к Федеральному закону Российской Федерации
“Об особо охраняемых природных территориях”

ПАМЯТНИКИ ПРИРОДЫ

Статья 25. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1. Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

2. Памятники природы могут быть федерального, регионального значения.

1. Памятники природы могут иметь федеральное или региональное значение, в зависимости от природоохранной, эстетической и иной ценности охраняемых природных комплексов и объектов.

2. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

  • участки живописных местностей;
  • эталонные участки нетронутой природы;
  • участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи);
  • места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных, редких и исчезающих видов растений и животных;
  • лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;
  • природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;
  • уникальные формы рельефа и связанные с ним природные ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, группы пещер, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, гигантские наледи, гидролакколиты);
  • геологические обнажения, имеющие особую научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых);
  • геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особо выразительными следами сейсмических явлений, а также обнажения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;
  • местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;
  • участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;
  • природные гидроминеральные комплексы, термальные и минеральные водные источники, месторождения лечебных грязей;
  • береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, лагуны, бухты);
  • отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты).

Статья 26. ПОРЯДОК ПРИЗНАНИЯ ТЕРРИТОРИЙ, ЗАНЯТЫХ ПАМЯТНИКАМИ ПРИРОДЫ, ОСОБО ОХРАНЯЕМЫМИ ПРИРОДНЫМИ ТЕРРИТОРИЯМИ

1. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы федерального значения, а территории, занятые ими, —особо охраняемыми природными территориями федерального значения Правительством Российской Федерации по представлению органов государственной власти субъектов Российской Федерации.

Читайте также:  Листва это живая или неживая природа

2. Природные объекты и комплексы объявляются памятниками природы регионального значения, а территории, занятые ими, —особо охраняемыми природными территориями регионального значения соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

3. Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают границы и определяют режим особой охраны территорий памятников природы, находящихся в их ведении. Передача памятников природы и их территорий под охрану лиц, в чье ведение они переданы, оформление охранного обязательства, паспорта и других документов осуществляются специально уполномоченным на то государственным органом Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды.

4. Объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы допускается с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков.

5. В случае необходимости изъятия земельных участков или водных пространств, используемых для общегосударственных нужд, объявление природных комплексов и объектов памятниками природы, а территорий, занятых ими, территориями памятников природы осуществляется постановлением органов исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации по согласованию с Правительством Российской Федерации.

1. Основной целью объявления природных комплексов и объектов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

2. При объявлении природных комплексов и объектов памятниками природы с изъятием занимаемых ими земельных участков у собственников, владельцев и пользователей этих участков порядок изъятия и предоставления таких земельных участков регулируется земельным законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

3. Изменения границ и режима особой охраны территорий памятников природы осуществляются в том же порядке, что и их первоначальное установление.

4. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках земли и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым режимом хозяйственной деятельности. Земельные участки в пределах охранных зон памятников природы у собственников земли, землевладельцев и землепользователей не изымаются.

Статья 27. РЕЖИМ ОСОБОЙ ОХРАНЫ ТЕРРИТОРИЙ ПАМЯТНИКОВ ПРИРОДЫ

1. На территориях, на которых находятся памятники природы, и в границах их охранных зон запрещается всякая деятельность, влекущая за собой нарушение сохранности памятников природы.

2. Собственники, владельцы и пользователи земельных участков, на которых находятся памятники природы, принимают на себя обязательства по обеспечению режима особой охраны памятников природы.

3. Расходы собственников, владельцев и пользователей указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального бюджета, а также средств внебюджетных фондов.

1. Вопросы обеспечения режима особой охраны территорий памятников природы регламентируются Примерным положением о памятниках природы в Российской Федерации, утвержденным приказом Минприроды России от 16 января 1996 г. № 20.

На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый решением соответствующего органа исполнительной власти, об объявлении природных комплексов или объектов памятниками природы.

В паспорте памятника природы указываются:

  • наименование памятника природы и его значение (федеральное, региональное);
  • местонахождение памятника природы;
  • описание границ территории памятника природы и его охранной зоны;
  • площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);
  • режим особой охраны, установленный для памятника природы;
  • допустимые виды использования памятника природы и занимаемой им территории;
  • установленный режим охранной зоны памятника природы;
  • наименования и юридические адреса собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименования и юридические адреса физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима особой охраны.

Кроме того, паспорт памятника природы включает схему его границ и границ его охранной зоны.

Копии паспортов памятников природы должны храниться у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположены памятники природы и их охранные зоны, физических и юридических лиц, взявших на себя обязательства по его охране и обеспечению установленного режима особой охраны памятника природы, у местной администрации и специально уполномоченных государственных органов в области охраны окружающей природной среды.

Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки, а также лесоустроительной документации.

2. Использование памятников природы допускается в следующих целях:

  • научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение природных экосистем и их компонентов);
  • эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, создание и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска полиграфической продукции);
  • рекреационных (транзитные прогулки);
  • природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных);
  • иных, не противоречащих основной цели объявления природных комплексов и объектов памятниками природы и установленному в их отношении режиму особой охраны.

Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника природы. Режимом особой охраны памятника природы для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями, осуществляющими контроль за соблюдением режима особой охраны памятников природы, в порядке, устанавливаемом этими государственными органами.

3. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных комплексов и объектов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляются специально уполномоченными на то государственными органами Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальными подразделениями.

В случае непосредственной угрозы уничтожения вновь выявленных уникальных природных комплексов и объектов до объявления их в установленном порядке памятниками природы специально уполномоченные на то государственные органы Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и их территориальные подразделения принимают решения о приостановлении действий, которые могут привести к уничтожению либо повреждению этих природных комплексов и объектов, и выдают в установленном законом порядке предписание о приостановлении указанной деятельности соответствующим хозяйствующим субъектам.

4. Расходы собственников, владельцев, пользователей и арендаторов указанных земельных участков по обеспечению установленного режима особой охраны памятников природы возмещаются за счет средств федерального либо соответствующего регионального бюджета, а также средств внебюджетных фондов. Конкретные источники, порядок, размеры и формы возмещения таких расходов устанавливаются органом исполнительной власти, принявшим решение об объявлении природного комплекса или объекта памятником природы.

Источник

Памятник природы федерального значения это

от 25 января 1993 года N 15

Об утверждении Положения о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации

— Примечание изготовителя базы данных.

Во исполнение распоряжения Правительства Российской Федерации от 5 апреля 1992 года N 659-р и поручения Правительства Российской Федерации от 23 июля 1992 года N ВМ-П42-27054

Утвердить Положение о памятниках природы федерального значения в Российской Федерации согласно приложению.

Зарегистрировано в Министерстве

юстиции Российской Федерации

2 февраля 1993 года

Регистрационный N 134

Приложение
к приказу Минприроды России
от 25.01.93 N 15

ПОЛОЖЕНИЕ
о памятниках природы федерального значения
в Российской Федерации

I. Общие положения

1. Памятниками природы федерального значения (далее — памятники природы) объявляются отдельные уникальные природные объекты и комплексы, ценные в экологическом, научном, историко-культурном, эстетическом и эколого-просветительском отношении и нуждающиеся в особой охране государства.

2. Памятниками природы не могут быть объявлены природные объекты и комплексы, находящиеся на территории государственных природных заповедников, заповедных зон национальных природных парков, памятников истории и культуры, а также входящие в состав природных комплексов, уже объявленных памятниками природы.

II. Цели объявления объектов памятниками природы

3. Основной целью объявления природных объектов и комплексов памятниками природы является сохранение их в естественном состоянии.

III. Основные категории памятников природы

4. Памятниками природы могут быть объявлены участки суши и водного пространства, а также одиночные природные объекты, в том числе:

участки живописных местностей;

эталонные участки нетронутой природы;

участки с преобладанием культурного ландшафта (старинные парки, аллеи, каналы, древние копи и т.п.);

места произрастания и обитания ценных, реликтовых, малочисленных редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе на границах их ареалов;

лесные массивы и участки леса, особо ценные по своим характеристикам (породный состав, продуктивность, генетические качества, строение насаждений и т.п.), а также образцы выдающихся достижений лесохозяйственной науки и практики;

небольшие дендрологические парки;

природные объекты, играющие важную роль в поддержании гидрологического режима;

уникальные формы рельефа и связанные с ними ландшафты (горы, группы скал, ущелья, каньоны, ледниковые цирки и троговые долины, моренно-валунные гряды, дюны, барханы, карровые поля, группы пещер, гигантские наледи, гидролакколиты и т.п.);

геологические обнажения, имеющие научную ценность (опорные разрезы, стратотипы, выходы редких минералов, горных пород и полезных ископаемых, известные в крайне ограниченном числе);

геолого-географические полигоны, в том числе классические участки с особенно выразительными следами сейсмических явлений, а также обнаружения разрывных и складчатых нарушений залегания горных пород;

местонахождения редких или особо ценных палеонтологических объектов;

Читайте также:  Павлово на Оке Нижегородский город мастеров

участки рек, озер, водно-болотных комплексов, водохранилищ, морских акваторий, небольшие реки с поймами, озера, водохранилища и пруды;

природные гидроминеральные комплексы;

термальные источники, месторождения лечебных грязей;

береговые объекты (косы, перешейки, полуострова, острова, бухты, лагуны и т.п.);

отдельные объекты живой и неживой природы (места гнездования птиц, деревья-долгожители и имеющие историко-мемориальное значение, растения причудливых форм, единичные экземпляры экзотов и реликтов, вулканы, холмы, ледники, валуны, водопады, гейзеры, родники, истоки рек, воклюзы, скалы, утесы, останцы, проявления карста, пещеры, гроты и т.п.).

IV. Порядок объявления природных объектов памятниками природы

5. Природные объекты и комплексы в соответствии с законодательством Российской Федерации объявляются памятниками природы федерального значения Правительством Российской Федерации по представлениям специально уполномоченных государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды, согласованным с исполнительными органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга.

6. Объявление природных объектов и комплексов памятниками природы производится, как правило, без изъятия земельных участков, на которых они расположены, у собственников земли, землевладельцев и землепользователей. Отвод земельных участков для заявленных целей допускается лишь в исключительных случаях с соответствующим обоснованием его необходимости в установленном порядке.

7. В целях защиты памятников природы от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним участках суши и водного пространства могут создаваться охранные зоны с регулируемым и контролируемым режимом хозяйственной деятельности.

V. Обеспечение режима охраны памятников природы

8. На территории расположения памятников природы и их охранных зон, а также в отношении самих памятников запрещается всякая хозяйственная и иная деятельность, угрожающая состоянию и сохранности охраняемых природных комплексов и объектов.

9. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, которым эти земельные участки передаются в бессрочное (постоянное) пользование.

10. Режим охраны природных объектов и комплексов, объявление которых памятниками природы не сопровождалось изъятием занимаемых ими земельных участков, обеспечивается непосредственно собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами этих земельных участков, или, по согласованию с ними, иными физическими или юридическими лицами.

11. Передача памятника природы под охрану предусматривается в решении об объявлении природного объекта или комплекса памятником природы, принимаемым по согласованию с физическими или юридическими лицами, под охрану которым передается памятник природы, что закрепляется в паспорте памятника природы.

12. На каждый памятник природы заводится паспорт, оформляемый специально уполномоченными государстенными органами в области охраны окружающей природной среды и утверждаемый в установленном порядке.

13. В паспорте памятника природы указываются:

наименование памятника природы;

местонахождение памятника природы;

краткое описание памятника природы;

описание границ памятника природы и его охранной зоны;

площадь, занимаемая памятником природы и его охранной зоной (раздельно);

режим охраны, установленный для памятника природы;

допустимые виды использования памятников природы;

установленный режим охранной зоны памятников природы;

наименования и юридический адрес собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, а также наименование и юридческий адрес физических и юридческих лиц, взявших на себя обязательство по охране памятника природы и обеспечению установленного для него режима.

Кроме того, паспорт памятника природы включает:

фотографии размером не менее 9 х 12 см, иллюстрирующие на момент составления паспорта состояние памятника природы и его наиболее ценных участков или отдельных объектов;

карту-схему, позволяющую ясно представить границы и местонахождение памятника природы и его охранной зоны.

14. Копии паспорта памятника природы должны храниться собственниками, владельцами, пользователями и арендаторами земельных участков, на которых расположен памятник природы и его охранная зона, физическими и юридическими лицами, взявшими на себя обязательства по обеспечению установленного режима охраны памятника природы, местной администрацией и специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

15. Памятники природы и их охранные зоны обозначаются на местности предупредительными и информационными знаками по периметру их границ. Информационное содержание этих знаков согласовывается со специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

16. Все памятники природы и их охранные зоны в обязательном порядке учитываются при разработке планов и перспектив экономического и социального развития, территориальных комплексных схем, схем землеустройства и районной планировки.

17. Расходы по обеспечению установленного режима памятников природы и их охранных зон возмещаются за счет федерального бюджета, а также внебюджетных государстенных и общественных экологических фондов.

VI. Использование памятников природы

18. Использование памятников природы допускается в следующих целях:

научных (мониторинг состояния окружающей природной среды, изучение функционирования и развития природных экосистем и их компонентов и т.п.);

эколого-просветительских (проведение учебно-познавательных экскурсий, организация и обустройство экологических учебных троп, снятие видеофильмов, фотографирование с целью выпуска слайдов, буклетов и т.п.);

реакреационных (транзитные прогулки);

природоохранных (сохранение генофонда видов живых организмов, обеспечение условий обитания редких и исчезающих видов растений и животных и т.п.);

иных, в том числе производственных, целях, не противоречащих задачам объявления данных природных объектов и комплексов памятниками природы и установленному в их отношении режиму охраны.

19. Допустимые виды использования каждого памятника природы устанавливаются в зависимости от его характера и состояния и указываются в паспорте памятника. Режимом охраны памятника для допустимых видов его использования могут быть предусмотрены сезонные и иные ограничения.

20. Разрешения на использование конкретного памятника природы в тех или иных целях выдаются специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды, осуществляющими контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы.

VII. Государственный учет памятников природы

21. Государственный учет и инвентаризация памятников природы, а также выявление природных объектов и комплексов с целью их последующего объявления памятниками природы осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

VIII. Контроль за соблюдением режима охраны памятников природы

22. Контроль за соблюдением установленного режима охраны памятников природы и их охранных зон осуществляется специально уполномоченными государственными органами в области охраны окружающей природной среды.

Источник

Памятники природы

Так повелось, что примечательные природные территории люди называют «памятниками природы». Но при этом часто забывают, что этот термин означает официальный статус, который дают объекту уполномоченные органы власти. Получить подобное решение часто не так легко.

Памятники природы — это категория особо охраняемых природных территорий (ООПТ), к которым относят отдельные ценные и примечательные природные объекты или сравнительно небольшие комплексы, представляющие научный, познавательный или эстетический интерес. Памятниками природы объявляют водные пространства, участки леса или лугов, отдельные крупные деревья, геологические объекты, затейливые формы рельефа, места обитания редких видов растений, старинные усадебные парки, лесные культуры – образцы лесоводственной практики и т.д. Государственная охрана памятников природы гарантируется федеральным и региональным законодательством.

Памятники природы Московской области

венерин башмачок

ПФ «Верховье» более 15 лет работает с особо охраняемыми природными территориями в Подмосковье. В Московской области по состоянию на декабрь 2020 года насчитывается более 200 ООПТ, среди них 84 — памятники природы. Одними из распространенных считаются водные объекты: озера, старицы; болота, истоки рек, водопады и родники.

Для примера можно назвать озеро Михалевское в Можайском городском округе на западе Московской области – водоем, через который «насквозь» протекает Москва-река.

Обычно водный объект включается в ООПТ в сочетании с наземной экосистемой. Так, в городском округе Истра находится памятник природы «Старица р. Истра и широколиственный лес по склону». Такое сочетание образует на редкость живописный ландшафт. Кроме того, в этой местности произрастает красивое и очень редкое растение — венерин башмачок, включенный в Красную книгу.

Как пример памятника природы на лесных территориях можно упомянуть «Можжевеловую рощу». Она представляет собой участок леса в Можайском городском округе с популяцией крупных растений можжевельника, в том числе, экземпляров древовидной формы. В ноябре 2020 года статус памятника природы получила Никольская лесная дача. Ее особенность — 180-летние искусственные насаждения, расположенные в Щелковском городском округе на востоке Подмосковья.

Значения памятников природы

В соответствии с Федеральным законом «Об особо охраняемых природных территориях», объекты по своему значению могут быть трех уровней — федерального, регионального и местного. Этим же законом установлен перечень всех возможных категорий ООПТ и их значения. Памятники природы могут быть федерального или регионального значения. Соответственно, решение об их создании или реорганизации принимает Правительство Российской Федерации или органы власти субъекта РФ. Это же решение устанавливает режим особой охраны, который регулирует использование памятников природы и хозяйственную деятельность на них.

Существуют памятники природы местного значения, которые были созданы еще до принятия текущих положений в законе. Они не были лишены статуса ООПТ автоматически. Закон, как известно, обратной силы не имеет. Вместе с тем такие объекты желательно привести в соответствие с действующим законодательством, выполнив одно из указанных ниже действий:

  • присвоить им другую категорию, которая предусмотрена для местных ООПТ;
  • придать региональное значение при достаточной ценности.

Подобные действия являются реорганизацией ООПТ и проводятся в установленном порядке, как описано здесь.

Для памятников природы должна создаваться охранная зона, назначение которой заключается в обеспечении защиты ценного объекта от негативного антропогенного воздействия извне. Такое требование является обязательным со стороны законодательства.

Памятники природы, созданные ПФ «Верховье»

По материалам, разработанным ПФ «Верховье», было организовано семь и реорганизовано восемь памятников природы в разных городских округах Московской области. Также были подготовлены документы еще по трем объектам, которые на момент 2020 года пока не утверждены.

Источник