Писатель Юрий Нагибин биография личная жизнь известные произведения

Писатель Юрий Нагибин: биография, личная жизнь, известные произведения

Нагибин Юрий Маркович, биография которого представлена в этой статье, — известный писатель и сценарист. Годы его жизни — 1920-1994. Он родился в Москве 3 апреля 1920 года. Кирилл Александрович, отец будущего писателя, незадолго до появления на свет Юрия был расстрелян — он участвовал в белогвардейском восстании в Курской губернии. Кирилл Александрович успел «завещать» Ксению Алексеевну, свою беременную жену, другу Марку Левенталю. Он и усыновил Юрия, который только в зрелые годы узнал о том, кем был его настоящий отец. Вскоре Марк Левенталь также был репрессирован (его сослали). Вторым отчимом для Юрия Марковича стал Яков Рыкачев. Он был первым литературным учителем будущего писателя, который пробудил у него вкус к словесному творчеству.

Учеба, военные годы

Нагибин в 1938 году с отличием окончил школу, а затем продолжил обучение в Московском медицинском институте. У него не возникло интереса к врачебному делу, и он решил перейти во ВГИК, на сценарный факультет. Окончить институт, однако, не получилось. ВГИК в начале войны был эвакуирован в Алма-Ату, а Юрия Нагибина призвали в армию. Он был отправлен в отдел политуправления на Волховский фронт осенью 1941 года. Первые его рассказы появились в печати незадолго до войны. Это «Двойная ошибка» (1940 год) и «Кнут» (1941 год).

В 1942 году Юрий Маркович находился на Воронежском фронте, был «инструктором-литератором». В этом же году он был принят в Союз писателей СССР. Фронтовые обязанности Нагибина были следующие: ведение радиопередач, выпуск пропагандистских листовок, разбор вражеских документов. Он был дважды контужен на фронте, а после выздоровления по состоянию здоровья комиссован. После этого Юрий Нагибин работал в газете «Труд» военным корреспондентом. Его фронтовой опыт отразился в рассказах, в 1943 году опубликованных в сборнике «Человек с фронта», в 1944-м — «Две силы» и «Большое сердце», а в 1948-м — «Зерно жизни».

Дружба с Андреем Платоновым

В конце 40-х — начале 50-х годов Юрий Нагибин подружился с Андреем Платоновым (годы жизни — 1899-1951). Как позже он вспоминал в своей автобиографии, в результате этого целый период его литературной учебы был отмечен тем, что отчим вытравлял Платонова из его фраз.

Нагибин становится известным

В начале 1950-х годов к Нагибину пришла авторская известность. Читатели заметили такие рассказы, как «Трубка» (1952 год), «Комаров» и «Зимний дуб» (оба написаны в 1953 году), «Четунов» (1954 год), «Ночной гость» (1955 год). А «Свет в окне» и «Хазарский орнамент», опубликованные в 1956 году в «Литературной Москве», вызвали в партийной печати гнев (вместе с «Рычагами» А. Яшина). Но уже буквально через год в «Библиотечке «Огонька» были напечатаны рассказы, сделанные по законам соцреализма, и писателя «реабилитировали». Юрий Кувалдин отмечал, что Нагибину приходилось постоянно балансировать на грани правоверности и диссидентства.

Циклы произведений Нагибина

Большинство рассказов Юрия Марковича, объединенные «сквозными» героями, общей темой и образом повествующего, составляют циклы: историко-биографический, охотничий, военный, цикл путевых рассказов и др. Автор долгие годы рассматривался в основном как новеллист, который стремится в малом рассказать о большом.

Военный цикл

Военные рассказы Нагибина отмечены поиском индивидуальной авторской манеры. В последнее, 11-томное, собрание сочинений автор включил лучшие из них, среди которых можно отметить следующие: «Связист Васильев» (впервые напечатан в 1942 году в газете «Красная Звезда» под названием «Линия»), «На Хортице», «Переводчик» (1945 год), «Ваганов» (1946 год). Кроме того, военный материал был использован Юрием Марковичем в следующих повестях: 1957 года «Путь на передний край», 1959 года «Павлик» и 1964 года «Далеко от войны». Раскрытие героизма простого солдата и военных будней становится все более драматичным и психологически углубленным, появляется рельефность и тонкость в контурах характеров. Среди произведений данной тематики особенно выделяется повесть «Павлик». Ее главный герой с помощью разума преодолевает страх смерти.

"Охотничий" цикл

«Охотничий» цикл сложился за десятилетие — с 1954 по 1964 год. Он включает более двадцати рассказов. Они обязаны своим рождением пейзажам окрестностей Плещеева озера и Мещеры. Рассказы Юрия Нагибина испытывают заметное влияние классической традиции в литературе, восходящей к «Запискам охотника» Тургенева. Повествование в них ведется от первого лица. Это такие произведения Юрия Нагибина, как «Погоня» и «Ночной гость» (1962 год), «Молодожен» и «Мещерская сторона» (1964 год). Здесь Нагибин выступает тонким художником мира природы и испытателем характеров людей в естественной среде. Во взаимоотношениях между природой и человеком рассматривается как экологическая сторона, так и социально-нравственная.

Деревенская тема, первый сценарий для фильма

Эти рассказы подготовили развитие деревенской темы. В ход пошли наблюдения и материалы послевоенных журналистских лет, времен создания очерков о колхозной жизни для «Смены», «Социалистического земледелия», «Труда», «Правды». В итоге в 1962 году появилась повесть «Страницы жизни Трубникова». Именно она стала основой сценария для фильма «Председатель», поставленного режиссером А. Салтыковым в 1964 году. Этот фильм стал настоящим событием. За столкновениями Семена Силуянова и Егора Трубникова, людей, одержимых своими идеями, прочитывалось столкновение двух противоположных систем взглядов, жизненных принципов — индивидуалистического и общественного.

Читайте также:  Жак Руссо Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми

Новый сценарий

Творчество Юрия Марковича органично вписывалось в тенденции деревенской прозы, набиравшие силу в 1950-1960 годы. Однако сразу же после выхода первой картины попытался повторить кинематографический успех Юрий Нагибин. Фильмы по его сценариям начали появляться один за другим. Юрий Маркович вскоре предложил проект новой картины «Директор». Автор в заявке прямо сообщал, что волею судьбы в свое время он вошел в семью Ивана Лихачева, одного из основоположников автомобилестроения нашей страны, бывшего чекиста и революционного матроса, партийного выдвиженца. Юрий Нагибин женился на его дочери. Таким образом, сюжетной основой стала жизнь тестя Нагибина, роман с женой которого, то есть со своей тещей, откровенно опишет несколько позже Юрий Нагибин.

Биография писателя интересует многих, особенно его личная жизнь, о которой следует сказать отдельно.

Личная жизнь Нагибина

Юрий Маркович был женат шесть раз. Одной из его супруг являлась Белла Ахмадулина. Юрий Маркович говорил, что с каждой женщиной он был счастлив по-своему. Каждая из них вносила что-то особенное в его жизнь, как признавался Юрий Нагибин. Жена Алла Григорьевна, переводчица — последняя супруга писателя — прожила с ним дольше всех. Они были счастливы вместе почти 25 лет. Нагибин выразил свою любовь к ней в романтической сказке под названием «Рассказ синего лягушонка», о которой мы поговорим чуть позже.

Продолжение работы над сценариями

Во время создания первого варианта фильма «Директор» погиб Евгений Урбанский, известный актер. Второй вариант, снятый после большого перерыва, мало чем запомнился. Тем не менее Нагибин продолжил создавать сценарии, доходные в то время. Акира Куросава, известный японский режиссер, по его сценарной обработке произведения Владимира Арсеньева снял фильм «Дерсу Узала», который был отмечен «Оскаром» (правда, за режиссерскую работу). В активе Юрия Нагибина всего было более тридцати картин: «Девочка и эхо», «Бабье царство», «Чайковский», «Самый медленный поезд», «Красная палатка», «Загадка Кальмана» и др.

"Городские" циклы

Писатель Юрий Нагибин не ограничился производственной и деревенской темами. Он создавал и городские циклы, которые составили следующие книги: «Чистые пруды» (1962 года), «Книга детства» (годы создания — 1968-1975), «Переулки моего детства» (опубликована в 1971 году). Здесь Юрий Нагибин обращается к истокам формирования характера Сережи Ракитина, своего лирического героя, а также его поколения в целом.

Не только фоном, но и «героем» цикла становится сама Москва с ее городскими нравами и бытом. Во множестве дальнейших публицистических статей развивалась тема столицы. Они были собраны в книге 1987 года «Москва. Как много в этом звуке». Этот город он считал единственной своей привязанностью, хотя Нагибин объездил практически весь мир, за исключением Южной Америки. В Москве он прожил почти всю свою жизнь. Юрий Маркович был отличным знатоком истории площадей, переулков и улиц столицы. Не случайно его последней книгой был «Всполошный звон» — произведение, посвященное родному городу. Успех произведений Нагибина в 60-70-е годы в целом объясняется естественной искренностью интонаций, лирической исповедальностью, ясностью и легкостью слога, богатой метафоричностью, необычной ритмической структурой с финальным аккордом, в котором обязательно давалась оценка рассказанной истории с морально-этической точки зрения.

Тема творчества

В 1970-е годы Юрия Нагибина привлекает тема творчества на историко-культурном и современном материале. Это нашло отражение в цикле художественных микроэпопей «Вечные спутники» (годы создания — 1972-1979). Их героями стали Лермонтов, Пушкин, протопоп Аввакум, Чайковский, Тютчев, Анненский, Рахманинов и др. Эти произведения особой оригинальностью не отличаются. По признанию самого автора, его не приближало, а только отталкивало от поставленной задачи полное знание материала. Творческий полет появлялся тогда, когда память освобождалась от фактов, сковывающих воображение. Для того чтобы воссоздать «духовный пейзаж», нужна была в первую очередь опора на «первовидения», на чувства и «память зрения». Отсюда обвинения в авторском произволе и субъективизме.

Любовь в творчестве Нагибина

Среди устойчивых тем творчества Нагибина, варьировавшихся по-разному в разное время, — разнообразная и яркая любовь, а также драматизм упущенного или несостоявшегося счастья. Писал ли Нагибин сказку или реалистическую вещь, во взаимоотношениях между мужчиной и женщиной у него сложилась довольно устойчивая система характеров: он всегда беззащитен и раним, а она устойчивее и сильнее в этом мире. В начале 1980-х годов светлую, с ностальгическими мотивами прозу сменила большая острота и злободневность, трагическая напряженность, тенденция к социально-философским отступлениям. Его сатира с пародией и фарсом, а также эротика стали неожиданностью. «Рассказы синего лягушонка» представляют собой исповедь «лягушки с человеческой памятью и тоской», которая у него осталась от былой жизни. А любимая его в постчеловеческом бытии превратилась в грациозную косулю. Новую прозу Нагибина критика осудила за «отсутствие нравственной определенности».

Последние произведения

«Синий лягушонок» в последние годы жизни не то чтобы сменил в очередной раз свою шкуру, но вывернул себя наизнанку. Автор с демонстративным самообнажением, не лишенным шутовского самолюбования, показал наиболее потаенные страницы собственной биографии. Он решил воссоздать историю жизни отца и своего отношения к этому человеку («Встань и иди», 1987 год), вспомнил свою первую любовь в произведении 1994 года «Дафнис и Хлоя. «. В этом же году он описал свой роман с тещей в книге «Моя золотая теща», а также оставил повесть-завещание под названием «Тьма в конце туннеля», крайне пессимистическую. «Дневник» 1995 года, опубликованный посмертно, полон крайней откровенности и нелицеприятных оценок окружения писателя.

Читайте также:  Кальмары quot живые торпеды quot

Смерть Нагибина

17 июня 1994 года в Москве умер Нагибин Юрий Маркович. Биография его и сегодня интересна многим. Популярностью у наших современников продолжают пользоваться именно последние его произведения. Критики время от времени ломают копья, обсуждая книги Юрия Нагибина. В «нагибиноборчестве» были замечены, например, Александр Солженицын и Виктор Топоров.

Источник

ЕГЭ по русскому языку 2011г. Варианты 109 и 124. Текст по Ю. Нагибину

(1)Я бывал во многих местах и интересовался, как человек взаимодействует с природой. (2)Набедокурил «венец творения» повсюду. (З)Царям вселенной похвастаться нечем: плохо охотились, плохо рыбачили и вели себя по отношению к природе как завоеватели.

(4)А заметили ли вы несоответствие между тем, сколько мы говорим о сохранении природы, говорим страстно, поэтично, и тем, сколь малый эффект эти правильные слова производят? (5)Они так и не стали убеждением всех и каждого, не проникли в сердце и сознание. (6)А ведь человек -частица природы, познающая самоё себя. (7)Эта мысль точно определяет отношение человека к окружающей среде: человек неотделим от природы. (8)Кроме того, они не могут быть в положении раба и господина. (9)Если же возникает такое противоестественное состояние, то нарушаются и мир, и равновесие между ними. (Ю)Природа — не сырьё для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец, в который человек должен своим трудом, волей, разумом вносить усовершенствования. (11)Нет большего преступления, чем уродовать, извращать природу. (12)Природа, неповторимая во Вселенной колыбель жизни, — это мать, родившая и вскормившая нас, и поэтому относиться к ней нужно, как к своей матери, — с высшей степенью любви.

(13)Всегда ли мы соблюдаем нравственные законы в отношении к природе? (14)Увы, нет. (15)Недаром появились запреты, «суровые» наказания. (16)Все знают о них, и тем не менее.

(17)3начит, дело не в запрещающих законах, не в наказаниях. (18)Вообще, наказание никогда не было сильным средством в решении какой-то проблемы.

(19)Штрафы, и крупные штрафы, за хамское отношение к природе надо брать. (20)Но одновременно с этим надо усилить пропаганду в защиту природы, вести её не только пафосно. (21)Нужно добиться осознания того, что природа — это твоя жизнь, что не могут быть дерево, цветок сами по себе, а ты сам по себе, что, уничтожив природу, сам пропадёшь. (22)Ибо природа -это воздух, а без воздуха нет жизни. (23)Пора уже понять, что здоровье наше и наших детей полностью зависит от зелёного, голубого, благоухающего, струящегося, цветущего мира, что этот мир может обойтись без нас, а мы без него — никогда. (24)На преодоление упрямой глухоты, душевной невоспитанности, непросвещённости нужно идти не уставая.

(25)У природы есть счастливое свойство восстанавливаться. (26)У меня сложилось ощущение, что мир, окружающий нас, напрягается против гибели, и надо помочь ему. (27)Нужно участие каждого из нас в этом деле. (28)Мы все, независимо от того, чем занимаемся, должны служить охране беззащитной, доверчивой и могучей природы, без которой мы — ничто.

Информация о тексте.

1. Проблема нарушения равновесия между человеком и природой. (В чём проявляется и к чему приводит нарушение взаимодействия человека и природы? Надо ли соблюдать нравственные законы в отношении к природе?)

1. Нарушение взаимодействия между человеком и природой противо­естественно, безнравственно и приводит к необратимым последствиям, подвергающим опасности жизнь человека и окружающего мира. Нравственные законы в отношении к природе человек обязан соблюдать, ведь он часть Природы — «колыбели жизни», относиться к которой нужно как к «своей матери — с высшей степенью любви».

2. Проблема воспитания уважения к окружающему миру. (Надо ли специально воспитывать в человеке уважение к окружающему миру?)

2. Необходимо воспитывать в людях уважение к окружающему миру, частицей которого они являются, необходимо воспитывать стремление сохранить его.

Источник



По тексту Ю. Нагибина «Я бывал во многих местах и интересовался, как человек взаимодействует с природой. » (ЕГЭ по русскому)

Природа — это неотъемлемая часть нашей жизни. Что нужно делать, чтобы сохранить ее? Стоит ли человеку соблюдать нравственные законы, чтобы спасти этот зеленый мир от достижений цивилизации? Именно на эти вопросы отвечает Ю. Нагибин в своем тексте.

Рассуждая над поставленной проблемой, автор отмечает, что сейчас многие люди недобросовестно относятся к окружающей среде, не ценят то, что дала им матушка-природа.

Читайте также:  Презентация на тему Что называют природой

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Они забыли, что она «не сырьё для цивилизации, а прекрасный солнечный дворец», поэтому не уважают её, считая все дары как должное для человека-завоевателя… Много слов сказано в защиту окружающей среды, однако «они так и не стали убеждением всех и каждого, не проникли в сердце и сознание». Видимо, пустые призывы ничего не значат, поэтому люди продолжают строить свое «счастье» на разрушении живого.

Однако, если простые слова не помогают пробудить сердце человека, стоит ли вводить жестокие законы в защиту природы? Да, стоит: ведь «штрафы, и крупные штрафы, за хамское отношение к ней надо брать». Возможно, только в этом случае люди начнут осознавать, что природа — это ценность, которую нужно беречь. Кроме того, как отмечает автор, «нужно добиться осознания того, что природа — это твоя жизнь». Повышение нравственного уровня населения — главная составляющая: без него они будут бояться лишь за свои кошельки, их не будет интересовать настоящее положение дел в мире, в котором они живут.

Два примера-иллюстрации показывают, что каждый из нас должен охранять природу: человек неотделим от нее, поэтому он должен помогать ей. «Мир, окружающий нас, напрягается против гибели, и надо помочь ему»: если он исчезнет, то и цивилизации придет конец. В этом и заключается позиция автора.

Я разделяю мнение Ю. Нагибина: мы должны помочь природе всеми силами. Научно-технический прогресс значительно облегчил существование мирового сообщества, однако много вреда природе нанесла человеческая халатность особенно за последнее время. Люди пользуются своими достижениями, не задумываясь о последствиях для окружающего мира. Чтобы не усугубить ситуацию, нужно соединить все силы для борьбы с опасностью, нависшей над цивилизацией. Как говорил В. Астафьев, «общение с природой есть самая надёжная радость в жизни человека».

Подводя итог, хочу выразить огромную благодарность автору за то, что он заставил нас поразмышлять над этой проблемой. Не забывайте, люди, что без природы мы никто: ведь она нужна нам для того, чтобы жить.

Источник

Юрий Нагибин: "спиной к охоте. "

«Моё анкетное существование весьма резко отличается от подлинного. Один из двух виновников моего появления на свет так основательно растворился среди всевозможных мифических отчимов, что можно подумать, будто я возник только из яйцеклетки". — Напишет Юрий Маркович Нагибин в своем "Дневнике", изданном после его ухода.

Два Нагибина всю жизни сосуществовали рядом, не пересекаясь.

Более всего Юрий Маркович напоминал старую мудрую черепаху, которую он же бесподобно описал в рассказе "Старая черепаха":

"Наконец в щели между щитками что-то зашевелилось, затем оттуда высунулся словно бы птичий клюв и вслед за ним вся голая, приплюснутая голова с подернутыми роговой пленкой глазами мертвой птицы".

Все знал, все понимал, но боялся признаться самому себе, что жизнь не по лжи — сложная штука. В своем "Дневнике", где он был уже запоздало настоящим, упоминая своего друга, он бросит вскользь:

"он знал лишь творчество, но понятия не имел, что такое «литературная жизнь».

Юрий Маркович прекрасно понимал, что есть что. Поэтому его киношня халтура — "Гардемарины, вперед" — до сих пор заслоняют подлинного мастера слова. Его сравнивали с Паустовским. Это такое что ли дружеское похлопывание по плечу, когда сказать особо нечего.

Он был старой, мудрой черепахой, в последние годы, погруженной в безудержный пессимизм:

"Я вспомнил его слова, когда через много лет был застрелен Леннон, лучший из «Битлов», давший людям столько радости и не обронивший крупинки зла.

— Эта горестная и страшная черта двуногих, — продолжал Моэм. — И чем дальше, тем будет хуже. Ненависть распространится с творцов на их творения".

Это строки из его может быь лучшего рассказа "Ненаписанный рассказ Сомерсета Моэма".

Пронзительные строки в "Дневнике" Юрия Нагибина посвящены тому, кто не знал, что такое литературная жизнь, и в конце концов спился:

"Юра сказал: «С-старичок, ты утей наколошматил будь здоров. А я — впервые. Дай-кась мне шанс »,— и сел «поудобнее», так что я опять оказался спиной к охоте. "

Что в итоге, что останется от Юрия Марковича: воспоминания о войне, о том, как он научил пить водку Ахмадулину, как любил Казакова, но не помог ему, как поддержал расстрел Белого дома в 93-м?

Юрий Нагибин всю жизнь так и просидел спиной к настоящей охоте.

Думаю, «Зимний дуб" останется:

Над зубчатой стенкой дальнего бора поднялось солнце, густо засинив длинные тени на снегу. Тени сближали самые далекие предметы: верхушка старой церковной колокольни протянулась до крыльца Уваровского сельсовета, сосны правобережного леса легли рядком по скосу левого берега, ветроуказатель школьной метеорологической станции крутился посреди поля, у самых ног Анны Васильевны…

Источник