Живая природа зимой
Цель урока: формирование представлений учащихся о влиянии зимних изменений на живую природу.
– систематизировать и обогащать знания детей о связях между объектами живой и неживой природы;
– расширять знания учащихся о живой природе, ее представителях, особенностях их жизнедеятельности;
– развивать внимание, память, умения сравнивать, классифицировать, обобщать, через работу со схемой;
– формировать коммуникативные компетенции, через работу в группе;
– воспитывать бережное отношение к природе.
В ходе урока ученики:
– представления о характерных изменениях в неживой природе в зимнее время года;
– знания и представления о живой и неживой природе;
– представления об объектах живой природы: растениях, животных, человеке;
– умения классифицировать объекты растительного и животного мира;
– представления о зимовке птиц, зверей, насекомых, рыб.
– знания, расширяющие кругозор в области живой природы в зимнее время года, особенностях приспособлений разных групп животных и растений зимой;
– умения устанавливать причинно-следственные связи в неживой и живой природе;
– представления о представителях живой природы Красноярского края (своей местности).
– навыки работы в группе, паре, фронтально и индивидуально;
– умения работать с различными источниками информации (текстовой, слуховой, наглядной);
– умения обобщать информацию, выделять главное, делать выводы, наблюдать, логично выражать свои мысли, приводить примеры, аргументировать свою точку зрения и высказывая отношения к мнению других, устанавливать взаимосвязи, сотрудничать;
– качества характера, такие как, уважение к мнению, точке зрения одноклассников, сострадание к зимующим животным, забота о родной природе.
Необходимое оборудование и материалы:
– Компьютеры – 11 шт. (1 для учителя, 10 для учащихся).
– Мультимедийный проектор, экран.
– Презентация “Живая природа зимой” (Презентация 1).
– Электронный тест “Объекты живой и неживой природы” (Презентация 2).
– Иллюстрации с изображением следов.
– Карточки с заданиями для групп.
– Проверочные карточки-схемы “Связи живой не живой природы”.
– Электронная игра “Рассели жильцов” (Презентация 3).
– Картина “Живая природа зимой”.
– Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Ч 1./ А.А. Плешаков.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Сообщение темы и цели урока
– Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о каком времени года в нем говорится:
Наклонилась березка седая,
Снег рассыпался белым ковром.
Голубые снежинки летают
И в пушистый сбиваются ком.
Все заснуло: и темные кочки
И река, и деревья в лесах.
И большое морозное солнце
Затерялось в густых облаках. (Нина Лямаева)
– Правильно, о зиме. Назовите зимние месяцы. (Декабрь, январь, февраль)
– Какие слова из стихотворения, помогают нам представить зиму?
– Зима – самое тяжелое время года в жизни живых существ. Почему?
– Больше о влиянии зимних изменений на живую природу вы узнаете на уроке. (Презентация 1) (Слайд 1)
III. Проверка домашнего задания. Актуализация знаний учащихся
– Давайте еще раз вспомним, какую природу мы называем живой, а какую неживой? (Живая природа: растения, животные, человек; неживая – солнце, воздух, вода, почва).
– Ребята, вам нужно будет решить тест, выбрав объект живой или неживой природы. (Тест – Презентация 2)
– Молодцы, ребята, справились с заданием.
IV. Изучение нового материала
1. Беседа с учащимися “Изменения в жизни растений зимой”:
– Ребята, какие изменения происходят в неживой природе зимой? (Снижается температура воздуха, выпадают осадки в виде снега, вода и почва замерзают, солнце греет мало, день становится короче, ночь длиннее). (Учебник, с.134 -135)
– На какие группы делятся все растения? Как зимние изменения в неживой природе влияют на жизнь растений?
– Какие бывают деревья? Все ли деревья сбрасывают листву на зиму? (Слайд 2-4)
– Какое лиственное дерево не растет в наших краях? (Дуб)
– Умирают ли лиственные деревья зимой?
– Как определить дерево зимой?
(Лиственные деревья сбрасывают листву осенью, хвойные остаются зелеными; деревья не умирают, на них остаются почки, на некоторых сухие листья и плоды: дубе, рябине, клёне, акации).
– Определите деревья. (Слайд 5)
– Как зимуют кустарники и травы?
(Кустарники, как и деревья, сбрасывают листья; травы увядают, но не все; есть травянистые растения: земляника, копытень, которые уходят под снег зелеными).
– Как вы думаете, почему они не замерзают?
(Снег защищает от мороза; чем больше снега, тем легче растениям перенести зимние морозы; учёные измерили температуру воздуха над снегом и под снегом и выяснили, что под снегом температура выше на 17-20°С).
– Зима – период покоя в жизни растений. Зимой не увидишь живых листьев, цветков, распускающихся почек. Но и зимой в растительном мире можно увидеть много интересного. В течение многих и многих тысячелетий растения испытывали на себе влияние зимы и холода. И растения так “привыкли” к зиме, что она стала для их развития необходимой. Зимой происходит “дозревание” почек.
– А можно ли у наших растений зимой наблюдать рост? (Оказывается, можно; в конце зимы под снеговым покровом начинают расти молодые ростки некоторых трав; подснежный рост характерен для растений, цветущих ранней весной). (Слайд 6)
– Какая группа живых существ, кроме растений, также относится к живой природе?
(Животные: звери, птицы, рыбы, насекомые)
Физическая минутка для глаз (На стенах классной комнаты развешены картинки с изображением следов лося, зайца, белки, волка; при появлении изображения животного на экране, дети должны перевести взгляд в ту сторону, где нарисованы его следы и движением глаз повторить их контур). (Слайд 8)
– Ребята, следы какой группы животным вы искали?
– сейчас мы послушаем 3 сообщения о жизни диких зверей зимой.
2. Рассказ учащихся о том, как зимуют дикие звери
Прежде, чем лечь в берлогу, путает медведь свои следы, как заяц, петляет по бурелому, воде, скачет вбок со следа, несколько раз проходит по одному месту.
Берлогу – яму, выкопанную где–нибудь под корнями дерева, выстилает травой, сухим папоротником ещё до первого снега. Ложится медведь головой к лазу, прикрывает морду лапой и спит. В это время он пищи не употребляет, а живёт за счёт накопленного жира.
Говорят, что зимой в берлоге медведи сосут лапу. На самом деле со ступней медведя сходит старая грубая кожа, а молодая нежная нуждается в согревании. Поэтому медведь и облизывает подошвы горячим языком, причмокивая в это время губами. Вот и, кажется, что он сосёт лапу.
Если медведя разбудить, то он выходит из берлоги голодным и в это время бывает очень опасен. Его называют медведь – шатун. (Слайд 9)
Охотится лиса в сумерках или ночью за птицами, зайцами, ежами. Подкрадывается к добыче незаметно, неожиданно бросается на неё и хватает острыми зубами. Любит, как кошка, поиграть с добычей. Зимой можно видеть, как лиса нюхает снег. На самом деле по запаху под снегом она выслеживает мышей, быстро роет передними лапками снег и хватает добычу. Уничтожая мышей, лиса приносит пользу. Во время сильных метелей и непогоды она ищет убежище, сворачивается клубком и прикрывается хвостом.
К зиме белка утепляет своё гнездо, которое ей служит надёжной защитой во время сильных морозов и непогоды. Гнездо своё белка строит в развилках веток или в дуплах деревьев. В морозы, когда очень холодно, белки по лесу не бегают, в гнёзда прячутся. Шар из веток высоко на ёлках. В нём один или два выхода, а внутри стенки выстланы мхом.
К зиме белочка делает съестные припасы. Потешно смотреть, как белка ищет орехи: стукнет лапкой по веткам орешника и смотрит, какая больше качается. Значит, на этой ветке орехи. На еду и про запас отбирает самые лучшие плоды.
Грибы летом и осенью белка сушит сама. Надкусит грибок – вкусен ли? Потом наколет на сучок – пусть сохнет до зимы. Бывает, что сотни и даже тысячи грибков белка насушит за лето.
– Ребята, о каких животных вам рассказали?
– Чем отличаются их приготовления к зиме и сама зимовка?
– А какие еще животные засыпают на зиму? (Еж, барсук).
– А кто ищет пищу в природе? (Заяц, волк, лось).
– Кто делает запасы осенью? (Мышь, хомяк, бобер).
– Как мы можем помочь лесным зверям?
Для зайцев еще летом запасают веники с молодой листвой. Не откажутся зайцы и от сушеных веток рябины, малины, тополя. Для лосей подрубают молодые осины, сохатые любят также ветки рябины, и сосны. Для кабанов оставляют корнеплоды: свеклу, брюкву, репу, желуди. Подкармливают зимой и бобров. Ведь при недостатке припасов бобры должны через продушины выбираться на лед. Бобры питаются осиной, черемухой, дубом, тополем.
Зайка серенький сидит,
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг и убежал. (Слайд 13)
3. Беседа с учащимися о зимовке рыб и насекомых
– Какие трудности испытывают рыбы зимой?
Толстой ледяной коркой покрыл мороз пруды, реки, озёра. В глубокой тишине на речном дне спят рыбы. В самых глубоких местах лежит в ямке сом. Широкие плоские лещи лежат рядками без малейшего движения. Трудно бывает зимой рыбам. Воздух не проходит через лёд в воду. Рыбам становится трудно дышать, и они могут погибнуть. Поэтому зимой во льду проделывают проруби. Чтобы вода в проруби быстро не замерзала, в неё кладут пучки соломы и сверху присыпают снегом. Через снег и солому воздух хорошо проходит в воду. (Карась, ленок, хариус, лещ, окунь, щука). (Слайд 14)
– А как насекомые переносят зиму?
(Некоторые насекомые погибают от сильных морозов, другие засыпают в коре деревьев, в трещинах и просыпаются весной; муравьи уходят глубоко под землю и там спят до весны).
4. Работа в группах “Зимовка птиц” (Слайд 15)
(Дети работают с текстами предоставленными учителем и добавляют то, что знают сами).
– Ребята, посмотрите на слайд, кто это? (Птицы).
– А вот как зимуют птицы, вы должны подготовить самостоятельно:
1 группа “Зимующие птицы”
На юг не улетают синицы. воробьи, вороны, сороки, дятлы, тетерев, глухарь. Прилетели к нам на зимовку из северных районов снегири и свиристели.
2 группа “Удивительный клест” (Разыгрывание сценки)
А вот птица клест рада зиме. Почему? Давайте послушаем, о чем он рассказывает чижу.
– Ты, клест, чего визжишь? Обидели тебя, что ли?
– Да нет, Чижик, это я радуюсь!
– Нашел время радоваться.
– Как раз самое время, как раз! У меня в гнезде птенчики вывелись, – до чего милы, до чего хороши:
– В такой-то мороз? Да они живыми не останутся!
– Еще как будут жить-поживать! Я им еловых семечек таскаю, а мать греет их вроде печечки. И тепло им, и сытно, и от моей песенки весело!
– Почему же радовался клест? Почему у клеста птенцы выводятся зимой?
Клесты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клестов бывает в это время года. Поэтому эти птицы и выводят своих птенцов зимой. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
3 группа “Корм птиц зимой” (Слайд 16 – 17)
Как все эти птицы переживают суровую зиму, ведь они питаются насекомыми? Секрет прост: за счет собственного “ума” и догадливости. Еще с осени синицы заготавливают себе на зиму корма: рассовывают в трещины коры деревьев буквально миллионы засохших паучков и мелких насекомых. Если еды хватает, то морозы птицам нипочем. Воробьи, сороки, вороны подкармливаются вблизи жилищ человека. Дятел и пищуха питаются личинками насекомых, добывая их из-под коры деревьев. Сойки, щеглы собирают оставшиеся плоды и семена растений.
4 группа “Как мы можем помочь птицам зимой?”
И всё же птицы зимой нередко голодают. Надо сделать кормушку, повесить на дереве, приносить туда корм, подвесить у форточки кусочек сала — для синиц.
Стихотворение А.Яшина “Покормите птиц зимой”
Покормите птиц зимой,
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.Не богаты их корма.
Горсть зерна нужна,
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.Сколько гибнет их – не счесть,
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
V. Закрепление изученного материала
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.
1. Дополнение таблицы.
(Индивидуальная работа по карточкам):
Изменения в неживой природе
Изменения в живой природе
(Теплый мех у животных, появление птенцов, созревание почек)
Впадают в спячку,
используют летние запасы,
перебираются ближе
к жилью людей
2. Парная работа “Рассели жильцов” (Презентация 3)
Данные приемы позволяют оценить каждого ребенка.
VI. Рефлексия деятельности на уроке
– Ребята что вы узнали о неживой природе зимой?
– Как зимуют растения?
– Как зимуют звери? Рыбы? Насекомые? Птицы?
– Чем мы можем помочь животным зимой?
– А о каком еще объекте живой природы мы сегодня не говорили? (О человеке; о жизни и труде человека зимой узнаем на следующем уроке).
– Чему вы научились на уроке?
– Какая работа понравилась больше?
– Выразите свое отношение к уроку цветом. У учащихся картинка с изображением птички, зверя, насекомого или рыбы. Цветные изображения прикрепляются на картину “Живая природа зимой”. Получается коллективная работа, которая находится в классе несколько дней. (Если позволяет время на уроке, можно оформить все рисунки в Paint и вывести на экран в конце главной презентации). (Слайд 18)
VII. Домашнее задание
– Прочитать по учебнику с. 136 – 137.
– Подготовить фоторассказ или серию рисунков на тему “Живая природа зимой”
Источник
Зимние явления природы. Презентация для старшей группы
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала на занятиях у дошкольников. Начав использовать эти презентации в работе с детьми моей группы, я заметила, что интерес детей возрос, т.к. занятия стали намного информативней, красочней.
Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Сначала я использовала только готовые презентации, а потом стала и сама создавать презентации и на основе их целые проекты.
Презентация создана в помощь педагогам для показа на НОД на интерактивной панели. В презентации подобраны яркие, красивые картинки отражающие зимние явления природы, доступные детям. Презентация дает возможность рассмотреть материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
С помощью презентации решаются такие задачи:
— повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
— повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
— показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
— в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
— привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
Источник
Презентация про природу зимой
Уважаемые коллеги, сегодня я хочу поделиться с вами своими наработками по использованию игрового занимательного материала на занятиях у дошкольников. Начав использовать эти презентации в работе с детьми моей группы, я заметила, что интерес детей возрос, т.к. занятия стали намного информативней, красочней.
Легкая и интересная подача материала на мультимедийных занятиях помогает детям быстрее и лучше запоминать изучаемую информацию. Такое игровое обучение интересно и увлекательно для маленьких детей, игра не перегружает их ни умственно, ни физически. Сначала я использовала только готовые презентации, а потом стала и сама создавать презентации и на основе их целые проекты.
Презентация создана в помощь педагогам для показа на НОД на интерактивной панели. В презентации подобраны яркие, красивые картинки отражающие зимние явления природы, доступные детям. Презентация дает возможность рассмотреть материал поэтапно, обратиться не только к текущему материалу, но и повторить предыдущую тему. Также можно более детально остановиться на вопросах, вызывающих затруднения.
С помощью презентации решаются такие задачи:
— повышение мотивации к обучению, которая возрастает за счет мультимедийных эффектов;
— повышение эффективности образовательного процесса за счёт высокой степени наглядности;
— показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника – игре;
— в доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста;
— привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.
Источник
Презентация «Зимние явления в природе»
Слайд № 7 Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло. И сугробы в раз осели, В полдень с крыши потекло.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт (сосулька)
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется!
В мороз – лежит, в тепло – бежит, Прозрачное, а не стекло, Пригреешь – собрать не успеешь.
Презентация «Зимние явления в природе»
Снег искрится, кружит, метет,
Тихим голосом песню поет,
Укрывает поля одеялом:
Спи. Земля, ты, наверно, устала –
Щедрым осенью был урожай!
Спи теперь до весны, отдыхай.
Не руками сделано.
С неба на землю свалилось
По деревьям серебристая
И себя березка грустная
Не могла узнать сама –
Так украсила искусная
Ветки девица зима…
И не снег, и не лёд
А серебром деревья уберёт?
…А по двору метелица Ковром шелковым стелится, Но больно холодна…
Солнце скроет, с ветром воет,
Небо синее закроет
И позёмкой стелется
Зимняя… (метелица)
Слайд № 7 Ветры с юга прилетели, Принесли с собой тепло. И сугробы в раз осели, В полдень с крыши потекло.
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт – Заплачет она и умрёт (сосулька)
Не идется и не едется,
Потому что гололедица.
Но зато отлично падается!
Почему ж никто не радуется!
В мороз – лежит, в тепло – бежит, Прозрачное, а не стекло, Пригреешь – собрать не успеешь.
Прикреплённые файлы:
«Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет). Беседы е моросящие дожди. Цель: Познакомить детей с природным явлением, связанным с водой: дождём. Формировать умение замечать разницу между летним.
«Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет). Наблюдения 1.«Гром и молния» Цель: закрепить сезонные признаки, перемены, происходящие в неживой природе. Разобрать понятия «молния», «гроза» Познакомить.
«Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» для детей подготовительной группы (возраст с 6–7 лет) Опыты Опыты: 1. «Туча с дождем». Цель: Показать, как образуется туча и дождь. Продемонстрировать круговорот воды в природе Ход опыта: Наливаем.
Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста «Зимние явления. Неживая природа» Цель: приобщать детей к окружающей природе. Задачи: Образовательные • Закреплять знания о проявлении зимних признаков в неживой природе;.
Конспект «Зимние явления в неживой природе» Марина Скирдина Конспект по экологии «Зимние явления в неживой природе». Цель: Воспитывать любовь к природе и интерес к её явлениям, стимулировать.
Презентация «Формирование ОБЖ в быту социуме и природе у детей дошкольного возраста» ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ ДОМА И НА ПРОГУЛКЕ Ты, малыш, запомнить должен: Будь с розеткой осторожен! Никогда не нужно, детки, Ничего вставлять.
Презентация сборника занятий по безопасности на природе 21 сентября в нашем детском саду компенсирующего вида №6 прошла презентация сборника занятий по безопасности на природе для дошкольников.
Презентация «Зимние забавы» 1 слайд — картинка про зиму. 2 слайд про зимние забавы 3 слайд начинаются загадки про зимние забавы 4 слайд Что за чудо-башмаки? Не низки,.
Проект «Осенние, зимние, весенние явления неживой природы» Цель проекта: развивать познавательную активность у дошкольников к явлениям неживой природы. Задачи проекта: 1. Создать условия в ДОУ,.
Презентация «Зимние виды спорта» Зимние вида спорта Выполнила: инструктор ФК Филюшкина Ю. А. МБДОУ «Детский сад №51 комбинированного вида» г. Гатчины Во дворе с утра игра,.
Источник