Презентация quot Многообразие жизненных форм растений quot 6 класс



§ 11. Разнообразие, распространение, значение растений

1. Какие растения вы знаете? 2. Где обитают растения? 3. Как человек использует растения?

Разнообразие растений

Растения различаются по размерам. Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землей более чем на 100 м [30].

Размеры растений

Тысячелистник и гвоздика-травянка

Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладает зеленой окраской [31], но некоторые не имеют ее, например заразиха [32].

Где встречаются растения

Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Множество растений живет в морях и океанах, озерах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений па лугах, в степях и лесах! Их можно найти в теплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.

Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.

Значение растений в природе

Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники.

Источник

Презентация "Многообразие жизненных форм растений" 6 класс

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ

Это растения, которые растут без помощи человека

и живут в дикой природе.

Это наука о живой природе.

Это растения, размножающиеся и распространяющиеся

спорами (мхи, плауны, папоротники, хвощи).

Это части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой (корень и побег).

Это растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей: пищевые, кормовые, лекарственные и т.д.

Это высшие растения, образующие семена

(цветковые и хвойные).

Это зелёный пигмент.

Это наука о растениях.

Это части растения, выполняющие функции

(цветок, плод, семя).

Рассмотрите растения. Одинаков ли их внешний облик? Почему?

Что такое жизненная форма?

Найдите в учебнике на стр. 14 определение

понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.

Жизненная форма – это внешний облик растений, отражающий их образ жизни и приспособленность к условиям среды обитания.

Примеры жизненных форм растений

Форму растенья узнаешь, конечно,

Ствол есть центральный,

Крона покрыла весь ствол

Много годков те растенья растут.

Крона- совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая

ствол от первого разветвления до верхушки дерева.

Ствол- наиболее мощно развитый (по сравнению с ветвями) многолетний стебель деревa.

Примеры жизненных форм растений

Мы на деревья немножко похожи:

Плотной корой одеваемся тоже,

Только центральный отсутствует ствол,

Мы в высоту чуть поменьше растем.

Стволиков много на корне у нас

И долгожители есть среди нас.

Кустарники – многолетние растения, имеющие много стволов

( их называют стволиками), отходящих от

одного общего основания

которое чаще находится

у самой её поверхности.

Угадай жизненную форму (физкультминутка)

Если это дерево, выполните наклоны вправо-влево.

Если это кустарник, выполните приседание.

Примеры жизненных форм растений

Братья родные кустарникам мы,

Ростиком только не вышли, увы!

Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками,

высота которых достигает 8-50 см.

черника, голубика, брусника,

Примеры жизненных форм растений

многолетние растения, у которых только нижняя часть побегов одревесневает и сохраняется зимой на протяжении многих лет,

а верхняя травянистая — ежегодно с наступлением холодов отмирает, а с наступлением тепла

К полукустарникам относят некоторые виды полыни, шалфея, астры.

Примеры жизненных форм растений

Не имеем мы коры,

Стебли наши зелены.

До полметра вырастаем,

Ковром землю одеваем.

Травы- растения, имеющие

зеленые побеги, ежегодно отмирающие.

Существуют многолетние, однолетние и двулетние травы.

  • __________
  • __________
  • __________
Читайте также:  Необыкновенный маникюр с листьями топовые новинки нейл арта с листочками и веточками

Пользуясь учебником с. 15, дополните схему.

  • __________
  • __________
  • __________
  • __________
  • __________
  • __________

Найдите одну лишнюю картинку из четырёх в каждом пункте. Почему вы считаете, что именно она – лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?

  • Параграф 2.
  • Задание по группам:

1 группа – сделать гербарий из листьев деревьев , произрастающих в городе

(выбрать не менее 5 деревьев);

2 группа — сделать гербарий из листьев кустарников , произрастающих в городе

Источник

Разнообразие растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме

Косторных Юлия Анатольевна

Целью данного урока по ботанике в 6 классе является знакомство с многообразием и внешним строением цветковых растений. Дать представление о вегетативных и генеративных органах растений. Познакомить с семенными и споровыми растениями. Рассмотреть растения как живой организм. Дать представление о высших растениях и их отличиях от низших

Скачать:

Вложение Размер
raznoobrazie_rasteniy.rar 1.05 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разнообразие растений

Презентация к уроку биологии в 6 классе.

Разнообразие растений Зеленого пояса Славы.

Урок-экскурсия «Разнообразие растений Зеленого пояса Славы».

Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)

Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений.

Разнообразие растений

Вторая тема в курсе биологии 6-го класса.

мультимедийная презентация к уроку «Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека»

Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека.

Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. 6 (7) класс

Данная презентация может быть использована на уроках биологии в общеобразовательных школах и классах (школах) коррекционной направленности.

Цель: ознакомиться с разнообразием растений на Земле, рассмотреть разнообразие растений по строению их тела.Изучить строение тела различных растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых.

Источник

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.

Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.

Общая характеристика

Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.

Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЙ

Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).

Отличительные признаки Царства Растения:

  1. Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.
  2. Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
  3. Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др
  4. Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.
  5. Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
  6. Практически нет специальных экскреторных органов.
  7. Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.

Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.

высшие растения

Растения делят на низшие и высшие

У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).

Жизненные формы растений

жизненные формы растений

Органы растения

Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:

  • Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)

Систематика растений

систематика растений

Организм растения как целостная система

Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.

Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:

  • электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
  • гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.

Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).

Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).

Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ

Значение растений:

  • источник кислорода
  • среда обитания для животных
  • источник пищи
  • источник сырья и топлива
  • участие в почвообразовании
  • участие в круговороте веществ
  • влияние на климат

Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности

Роль растений в природе:

  1. Осуществляют фотосинтез,
  2. Являются звеном цепей питания.
  3. Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
  4. Принимают активное участие в формирование почв.
  5. Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
  6. Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)

Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.

Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:

Источник

Урок биологии в 6-м классе "Разнообразие, распространение и значение растений"

Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):

  1. Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
  2. Вкусны — оближешь пальчики-
    Оранжевые мячики.
    Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины)
  3. Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
  4. Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
  5. Её всегда в лесу найдёшь — пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
  6. Голубой лужок, голубой бережок,
    Голубеет всё вдали — какие цветы зацвели? (незабудка)
  7. Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет. (ива)
  8. А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
    Но в колоске один цветок — так будь внимательней, знаток, (ячмень)

Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ

Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.

  • Какие самые высокие растения?
  • Какие растения самые маленькие?
  • Какую роль играют растения в природе и жизни человека?

А) Разнообразие растений. Сообщения учащихся.

1.Работа с микролабораторией. Учащиеся рассматривают микропрепарат одноклеточных водорослей.

Рясковые — самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения — тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто и не подумает, что ряска — отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женским цветками видели лишь немногие ботаники.

2. «Разнообразие растений» дополнительный материал учащихся.

А) Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадкам. В тропиках и субтропиках известно около 3 тысяч видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма; масличная пальма. Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды- костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают 7-10 лет)

Б) Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока-кола» и «пепси-кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых — хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, -хлопчатобумажные. Люди издавна как бы очеловечили некоторые деревья: приписывали им разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы — пальму, а греки — оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поёт». А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.

Липа — одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали это дерево? Липа, как никакое другое дерево, подвержена дуплистости. Это её свойство тоже не осталось без внимания. Дерево срубали, а дупло приспосабливали в хозяйстве. И под мёд годится она, и под квашню хлеба. А если форма у дупла удлинённая — вот тебе и корыто. В дуплах также охотно селились пчёлы, а люди потом с удовольствием лакомились мёдом.

Б) Распространение растений на Земле (использование иллюстраций на стендах)

Источник