§ 11. Разнообразие, распространение, значение растений
1. Какие растения вы знаете? 2. Где обитают растения? 3. Как человек использует растения?
Разнообразие растений
Растения различаются по размерам. Есть среди них и микроскопические водоросли, и огромные деревья, возвышающиеся над землей более чем на 100 м [30].
Различна также продолжительность их жизни. Можно встретить дубы, которым более тысячи лет. Но есть растения, живущие всего несколько месяцев, недель и даже дней. Большинство растений обладает зеленой окраской [31], но некоторые не имеют ее, например заразиха [32].
Где встречаются растения
Куда бы вы ни посмотрели, почти всюду увидите растения или предметы, сделанные из них. Множество растений живет в морях и океанах, озерах, прудах и реках. Растут они в безводных пустынях и на топких болотах, высоко в горах и в глубоких ущельях. А как велико разнообразие растений па лугах, в степях и лесах! Их можно найти в теплое время года даже в ледяных пустынях Арктики и Антарктики.
Культурные растения люди выращивают на полях, в садах, огородах, цветниках, оранжереях.
Значение растений в природе
Растения обогащают воздух кислородом, необходимым для дыхания почти всех живых существ, и поглощают из воздуха углекислый газ. Леса, луга, болота и пустыни населяют разнообразные представители живого мира. Растения служат пищей растительноядным животным, которыми в свою очередь питаются хищники.
Источник
Презентация "Многообразие жизненных форм растений" 6 класс
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
ДИКОРАСТУЩИЕ РАСТЕНИЯ
Это растения, которые растут без помощи человека
и живут в дикой природе.
Это наука о живой природе.
Это растения, размножающиеся и распространяющиеся
спорами (мхи, плауны, папоротники, хвощи).
Это части растения, выполняющие основные функции питания и обмена веществ с внешней средой (корень и побег).
Это растения, выращиваемые человеком для удовлетворения своих потребностей: пищевые, кормовые, лекарственные и т.д.
Это высшие растения, образующие семена
(цветковые и хвойные).
Это зелёный пигмент.
Это наука о растениях.
Это части растения, выполняющие функции
(цветок, плод, семя).
Рассмотрите растения. Одинаков ли их внешний облик? Почему?
Что такое жизненная форма?
Найдите в учебнике на стр. 14 определение
понятия «жизненная форма» и запишите его в тетрадь.
Жизненная форма – это внешний облик растений, отражающий их образ жизни и приспособленность к условиям среды обитания.
Примеры жизненных форм растений
Форму растенья узнаешь, конечно,
Ствол есть центральный,
Крона покрыла весь ствол
Много годков те растенья растут.
Крона- совокупность веток и листьев в верхней части растения, продолжающая
ствол от первого разветвления до верхушки дерева.
Ствол- наиболее мощно развитый (по сравнению с ветвями) многолетний стебель деревa.
Примеры жизненных форм растений
Мы на деревья немножко похожи:
Плотной корой одеваемся тоже,
Только центральный отсутствует ствол,
Мы в высоту чуть поменьше растем.
Стволиков много на корне у нас
И долгожители есть среди нас.
Кустарники – многолетние растения, имеющие много стволов
( их называют стволиками), отходящих от
одного общего основания
которое чаще находится
у самой её поверхности.
Угадай жизненную форму (физкультминутка)
Если это дерево, выполните наклоны вправо-влево.
Если это кустарник, выполните приседание.
Примеры жизненных форм растений
Братья родные кустарникам мы,
Ростиком только не вышли, увы!
Кустарнички – низкорослые многолетние растения с одревесневшими стволиками,
высота которых достигает 8-50 см.
черника, голубика, брусника,
Примеры жизненных форм растений
многолетние растения, у которых только нижняя часть побегов одревесневает и сохраняется зимой на протяжении многих лет,
а верхняя травянистая — ежегодно с наступлением холодов отмирает, а с наступлением тепла
К полукустарникам относят некоторые виды полыни, шалфея, астры.
Примеры жизненных форм растений
Не имеем мы коры,
Стебли наши зелены.
До полметра вырастаем,
Ковром землю одеваем.
Травы- растения, имеющие
зеленые побеги, ежегодно отмирающие.
Существуют многолетние, однолетние и двулетние травы.
- __________
- __________
- __________
Пользуясь учебником с. 15, дополните схему.
- __________
- __________
- __________
- __________
- __________
- __________
Найдите одну лишнюю картинку из четырёх в каждом пункте. Почему вы считаете, что именно она – лишняя? Каким общим понятием можно назвать три остальных растения?
- Параграф 2.
- Задание по группам:
1 группа – сделать гербарий из листьев деревьев , произрастающих в городе
(выбрать не менее 5 деревьев);
2 группа — сделать гербарий из листьев кустарников , произрастающих в городе
Источник
Разнообразие растений
план-конспект урока по биологии (6 класс) по теме
Целью данного урока по ботанике в 6 классе является знакомство с многообразием и внешним строением цветковых растений. Дать представление о вегетативных и генеративных органах растений. Познакомить с семенными и споровыми растениями. Рассмотреть растения как живой организм. Дать представление о высших растениях и их отличиях от низших
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
raznoobrazie_rasteniy.rar | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разнообразие растений
Презентация к уроку биологии в 6 классе.
Разнообразие растений Зеленого пояса Славы.
Урок-экскурсия «Разнообразие растений Зеленого пояса Славы».
Разнообразие растений. Урок биологии в 6 классе. (план урока)
Урок биологии в 6 классе по изучению многообразия растений.
Разнообразие растений
Вторая тема в курсе биологии 6-го класса.
мультимедийная презентация к уроку «Водоросли Разнообразие растений. значение растений в природе и жизни человека»
Презентация содержит информацию о строении, размножении , многообразии и значениии водорослей в рироде и жизни человека.
Разнообразие растений. Особенности внешнего строения растений. 6 (7) класс
Данная презентация может быть использована на уроках биологии в общеобразовательных школах и классах (школах) коррекционной направленности.
Цель: ознакомиться с разнообразием растений на Земле, рассмотреть разнообразие растений по строению их тела.Изучить строение тела различных растений. Рассмотреть особенности семенных и цветковых.
Источник
ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ
Ключевые слова конспекта: царство Растения, ботаника, общая характеристика, отличительные признаки царства, низшие и высшие растения, жизненные формы растений, органы растений, растение как целостная система.
Ботаника — наука о растениях, их строении, жизнедеятельности, распространении по земной поверхности, отношениях друг с другом и окружающей средой.
Общая характеристика
Растения — это эукариотические фотосинтезирующие автотрофные opганизмы. Царство Растения насчитывает около 500 тыс. видов. Растении являются продуцентами органических веществ и основным источником энергии для других живых организмов. Любые пищевые цепи начинаются с зеленых растений. Они же определяют характер биоценоза, защищают почву от эрозии.
Растении служат источником кислорода воздуха и оказывают значительное влияние на климат Земли. Человек использует около 1,5 тыс. видов культурных растений как пищевые, технические и лекарственные ресурсы. Продукты питания растительного происхождения обеспечивают организм человека белками, жирами, углеводами и витаминами.
Растения вырабатывают фитогормоны (вещества, способные усиливать физиологические процессы) и фитонциды (вещества, способные угнетать рост микроорганизмов или убивать их).
Отличительные признаки Царства Растения:
- Автотрофный (фототрофный) тип питания. Встречаются также виды с миксотрофным (насекомоядные растения) и гетеротрофным (растении-паразиты) питанием.
- Специфические черты в организации растительной клетки: окружена клеточной стенкой, образованной целлюлозой; имеет пластиды: содержит крупные вакуоли: основным запасающим веществом является крахмал.
- Неподвижный, в основном прикрепленный, образ жизни. Поэтому растения не имеют костей, мышечной и нервной систем. Движения растений связаны с перемещением их частей тела: ростовые движения корней и стеблей, движение листьев в зависимости от времени суток и освещенности и др
- Рост возможен в течение всей жизни и осуществляется только в определенных участках тела. Тело большинства растений в той или иной степени ветвится.
- Чередование гаплоидной (гаметофит) и диплоидной (спорофит) фаз развития.
- Практически нет специальных экскреторных органов.
- Расселение происходит спорами и семенами, находящимися в состоянии покоя.
Перечисленные отличия растений от животных не являются абсолютными. Черты животной организации часто встречаются у низших растений, которые соответствуют ранним этапам эволюционною развития. Например, способность и к автотрофному, и к гетеротрофному питанию (эвглена зеленая). Более высоко организованные растения достаточно четко отличаются от животных.
Растения делят на низшие и высшие
У низших растений тело (слоевище, или таллом) не расчленено на ткани и органы. К ним относятся Красные водоросли (Багрянки), Настоящие водоросли и Лишайники. У высших растений тело разделено на органы (корень, стебель, лист), образованные дифференцированными тканями. К высшим растениям относятся Моховидные, Плауновидные, Хвощевидные, Папоротниковидные, Голосеменные и Покрытосеменные (Цветковые). Четыре первых отдела расселяются при помощи спор (споровые), два последних — при помощи семян (семейные).
Органы растения
Органы растения — обособленные части растительного организма, выполняющие определенные функции:
- Вегетативные (поддерживают жизнедеятельность)
Систематика растений
Организм растения как целостная система
Растение — целостная система, её отдельные составляющие (ткани и органы) взаимосвязаны и воздействуют друг на друга. Повреждение и нарушение структуры и функций одной части растения воздействует на все остальные. Если у древесного растения содрать кору (в которой располагается луб), то к корню перестанут поступать органические вещества из листьев. Лишённый питательных веществ корень погибнет и перестанет поставлять в листья воду и минеральные вещества, и вслед за этим наступит гибель всего растения. Однако и не столь значительные повреждения могут вызывать изменения всего организма растения.
Организм растения объединяют в единое целое системы регуляции:
- электрофизиологическая — связана с передачей электрического импульса. Медленные изменения разности потенциалов между частями растения могут оказывать влияние на его физиологические процессы и рост;
- гуморальная — осуществляется при помощи фитогормонов — веществ, вырабатываемых специализированными тканями растений и действующими в ничтожно малых количествах на процессы роста и развития. Фитогормоны переносятся по проводящей системе растения.
Растениям свойственна раздражимость — способность живых систем реагировать на внешние и внутренние факторы. Иногда она проявляется в виде двигательных реакций, обусловлённых характером их роста (ростовые движения).
Тропизмы — ростовая реакция, вызывающая изгибание растения в сторону внешнего стимула (положительный тропизм) или от него (отрицательный тропизм). Происходит вследствие ускоренного роста клеток на одной стороне стебля, корня или листа под воздействием фитогормона ауксина. Побеги обычно растут в сторону света (положительный фототропизм), а корни направлены вниз (положительный геотропизм).
Настии — более быстрые движения растений, их направление не зависит от направления воздействия. Причина настий — изменения внутриклеточного давления, приводящие к изменению формы клеток. Настические движения могут вызываться электрическими импульсами или фитогормонами. Примеры настий: складывание листьев бобовых на ночь, закрывание цветков, устьиц, обвивание вьющихся растений вокруг опоры, складывание листьев мимозы стыдливой при прикосновении, движения насекомоядных растений и др.
Значение растений:
- источник кислорода
- среда обитания для животных
- источник пищи
- источник сырья и топлива
- участие в почвообразовании
- участие в круговороте веществ
- влияние на климат
Роль растений в природе, жизни человека и собственной деятельности
Роль растений в природе:
- Осуществляют фотосинтез,
- Являются звеном цепей питания.
- Предотвращают накопление в атмосфере избытка углекислого газа.
- Принимают активное участие в формирование почв.
- Обуславливают накопление воды на поверхности Земли.
- Участвуют в создании и поддержании климата (ослабление скорости ветра, зимней стужи, снижение жары)
Роль растений в жизни человека: выделяют кислород, из них получают лекарства, пищу, одежду, материалы для различных отраслей промышленности и производства, эстетическое значение.
Это конспект по теме «Царство Растения». Выберите дальнейшие действия:
Источник
Урок биологии в 6-м классе "Разнообразие, распространение и значение растений"
Загадки (учащиеся по первым буквам отгадок собирают слово, являющееся темой урока; учитель вывешивает иллюстрации к каждой отгадке):
- Полевой цветок народный, для гадания пригодный, (ромашка)
- Вкусны — оближешь пальчики-
Оранжевые мячики.
Но только в них я не играю, а неизменно их съедаю, (апельсины) - Хоть колюча, но не ёлка, подлинней её иголки, А кора тонка, красна! Та красавица -.. .(сосна)
- Вот печальная картина: затянула пруд весь .. .(тина)
- Её всегда в лесу найдёшь — пойдём гулять и встретим: Стоит колючая, как ёж, зимою в платье летнем, (ель)
- Голубой лужок, голубой бережок,
Голубеет всё вдали — какие цветы зацвели? (незабудка) - Очень часто под водою, словно согнута бедою Вся печальна, молчалива, узколиста плачет. (ива)
- А вот этот злак похож на пшеницу и на рожь.
Но в колоске один цветок — так будь внимательней, знаток, (ячмень)
Соединим первые буквы ответов и получилось слово: РАСТЕНИЯ
Сегодня мы познакомимся с разнообразием, распространением и значением растений.
- Какие самые высокие растения?
- Какие растения самые маленькие?
- Какую роль играют растения в природе и жизни человека?
А) Разнообразие растений. Сообщения учащихся.
1.Работа с микролабораторией. Учащиеся рассматривают микропрепарат одноклеточных водорослей.
Рясковые — самые маленькие, менее 1 см, цветковые растения. Внешне они не похожи на цветковые растения — тело их напоминает слоевище водорослей. Глядя на их крошечные пластинки, часто сплошным слоем покрывающие поверхность стоячих водоёмов, никто и не подумает, что ряска — отдалённый родственник царственных пальм и других деревьев. Цветёт ряска крайне редко. Для средней полосы России с 1814 до 1967 гг. отмечено лишь 25 случаев её цветения. Микроскопические соцветия рясок с 2-3 мужскими и одним женским цветками видели лишь немногие ботаники.
2. «Разнообразие растений» дополнительный материал учащихся.
А) Пальмы нам известны по экземплярам, растущим в кадкам. В тропиках и субтропиках известно около 3 тысяч видов пальм, некоторые из них так же важны, как в наших широтах злаки. Такова финиковая пальма Северной Африки и Аравии, кокосовая пальма тропических океанских побережий; пальмира, из сока которой делают пальмовое вино; южноазиатская сахарная пальма; саговая пальма; масличная пальма. Пальмам принадлежит немало «ботанических рекордов»; самые большие листья (свыше 25 м), самые большие соцветия (до 9 м), самые большие плоды- костянки (у сейшельской пальмы до 18 кг, созревают 7-10 лет)
Б) Широко известны представители порядка липовых. Кроме липы к порядку относится шоколадное дерево, из семян которого делают шоколад и какао; дерево кола (из его плодов изготавливают напитки «кока-кола» и «пепси-кола»); баобаб; представитель семейства мальвовых — хлопчатник, в плодах-коробочках которого содержатся масличные семена с длинными (до 60 см) волосками из чистой клетчатки. Более половины тканей, изготавливаемых во всём мире, -хлопчатобумажные. Люди издавна как бы очеловечили некоторые деревья: приписывали им разные необычайные свойства, слагали о них песни, стихи. На Руси особо почитали липу, относились к ней очень этически, но использовали в хозяйстве. Без липы не мыслил жизни ни один крестьянин. Считают, что славяне почитают липу так же, как арабы — пальму, а греки — оливковое дерево. Лыко, лубки, лапти. Понятия эти сегодня вышли из употребления и далеко не всякий знает, что когда-то люди ходили в лес по лыко, как ходят сейчас по грибы и ягоды. Древесина липы тоже ценилась очень высоко. Она не такая прочная, как дубовая или лиственничная, но обладает незаменимыми качествами. Из липы строили бани. Пар в таких банях лёгкий, душистый, медком пахнет. Деревянные части гармони и сегодня делают из липы. Дощечка у неё «поёт». А посуда? И простая, и с золотой хохломской росписью.
Липа — одно из самых долгоживущих деревьев. В Киеве до сих пор сохранилась липа, возраст которой приближается к тысяче годам. Не князья ли Киевской Руси сажали это дерево? Липа, как никакое другое дерево, подвержена дуплистости. Это её свойство тоже не осталось без внимания. Дерево срубали, а дупло приспосабливали в хозяйстве. И под мёд годится она, и под квашню хлеба. А если форма у дупла удлинённая — вот тебе и корыто. В дуплах также охотно селились пчёлы, а люди потом с удовольствием лакомились мёдом.
Б) Распространение растений на Земле (использование иллюстраций на стендах)
Источник