Природа онегин с главами



Пейзажи в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» — описание и роль природы

Описания природы в «Евгении Онегине» наполнены любовью и особым трепетным отношением. Пушкин любит родину, он ощущает себя русским, хотя в его жилах течёт кровь разных народов. Чувства к природе поэт проявляет через реалистичные и красочные описания. Все пейзажи узнаваемы и подробны. Дойдя до описания лета, осени, зимы или весны, житель села или небольшого городка сразу представит объёмную картинку.

Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» уделил внимание каждому сезону. Осень у него показана дождливой, зима — солнечной и морозной, лето — жарким, весна — дышащей свежестью. Особенно привлекательна весна. У Пушкина она символизирует такие понятия и явления:

  • юность;
  • чистота;
  • первая любовь;
  • расцвет души.

Другим временам года в «Евгении Онегине» тоже присущи определённые функции. Иногда автор вводит в повествование описания природы, чтобы отделить один временно́й промежуток от другого. Это интересный приём, благодаря которому читатель не путается в сюжетных линиях.

Отношение Онегина и Татьяны к природе

Евгений, выросший вдали от природы, относится к ней прохладно. Он неспособен долго любоваться красотой пейзажей. Приехав в деревню, он восторгается новой обстановкой, но проходит несколько дней и молодого повесу обуревают хандра и скука. Восхитительные пейзажи кажутся ему обыденными, а потом и вовсе надоедают.

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Отношение Онегина к природе можно понять по словам, которыми он характеризует Ольгу: «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Молодой человек проводит параллель между чертами девушки и прекрасным явлением природы, которое кажется ему лишённым смысла и привлекательности.

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

У Татьяны добрый характер и широкая душа, поэт раскрывает сущность девушки, изображая природу такой, какой видит её Ларина. Больше всего героиня любит русскую зиму. Вот каковы зарисовки зимних картин природы в романе «Евгений Онегин»:

  • «лёгкие узоры»;
  • «деревья в зимнем серебре»;
  • «блистательным ковром»;
  • «бразды пушистые».

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Крестьяне тоже живут в единении с природой, но это обусловлено необходимостью. У Татьяны иная ситуация: тонкая душевная организация предопределяет отношение к мирозданию и умение жить в гармонии со стихией.

Весна и лето в произведении

Для автора весна олицетворяет молодость, пылкость сердца, отсутствие тревог. «Пора любви», «ликует и блестит», «на лоне сельской тишины» — вот как поэт описывает это время года, но тут же словами Онегина добавляет, что «мне чуждо наслажденье». Здесь читатель снова видит, что главный герой не испытывает ничего хорошего, глядя на всеобщее ликование. Мёртвой душе всё кажется скучным и тёмным.

Мироощущение героев меняется вместе с расцветом природы. Первые весенние деньки слегка растапливают лёд в душе Евгения, он почти готов влюбиться, но что-то мешает. Автор показывает, что существует некая преграда, из-за которой Онегин не может дать волю чувствам и ощутить вкус жизни. Весна заканчивается, а вместе с ней затухает то сокровенное, что начало зарождаться в душе лирического героя, но так и не переросло в большое чувство.

К лету у рассказчика насмешливое отношение. Пушкин описывает его карикатурно, как мимолётную пору, напоминающую пародию на южную зиму. Но читатели знают, что за этой насмешкой скрывается любовь к северному лету. Оно не жаркое, но имеет свою прелесть. Летняя природа в романе принимает такие образы:

  • зелёные леса;
  • холмы и степи;
  • величавые реки;
  • широкие поля.

Осень и зима

Известно, что из всех времён года А. С. Пушкин больше всего любил позднюю осень, особенно ноябрь. В это время к нему приходило вдохновение, благодаря которому рождались строки удивительной красоты. В романе трепетное отношение к осени нашло отражение в пейзажных описаниях. Каждое слово дышит любовью.

Вот как изображает автор «унылую пору»:

  • «реже солнышко блистало»;
  • «лесов таинственная сень… обнажалась»;
  • «небо осенью дышало».

Именно осенью развеялись грёзы героев о счастливой любви и началась пора духовного роста. Это время подготовки к тому, чтобы отрешиться от мирского общества, в котором правят бал лицемерие, равнодушие и подлость.

Наконец, заканчивается подготовка к волшебству и начинается настоящая сказка — зима с искрящимся снегом, трескучими морозами и ледяными чертогами, освещёнными солнцем. Слова и фразы, которые использует поэт, чтобы передать очарование зимы:

  • «грациозность»;
  • «звёзды»;
  • «звучно»;
  • «весёлый» (о первом снеге);
  • «трещат морозы и серебрятся»;
  • «блистает речка»;
  • «на красных лапках гусь».

Зима загадочна, красива и холодна, как и сама Татьяна, и неслучайно это любимое время года девушки.

Таким образом, осенние и зимние пейзажи отражают характеры Онегина и Лариной, передают их мироощущение. Описания весенней и летней природы раскрывают чувства героев, олицетворяя их внутренний мир, выступая фоном для развития сюжетной канвы. Чтобы написать сочинение на хорошую оценку, можно использовать приведённые цитаты или найти композиционные отрывки, в которых показаны пейзажи.

Источник

Русская природа в «Евгении Онегине»

. Утро предвещало жаркий день. Устроившись с учебниками на берегу Финского залива неподалёку от Старого Петергофа, мы с приятелем, он учился на историческом факультете Ленинградского университета, неожиданно завели разговор о поэзии.

Я испытывал Сашу, читал наизусть: то Михаила Лермонтова, то Роберта Рождественского, то Ярослава Смелякова и ещё кого-то, а приятель должен был угадать автора.

Такая была у нас игра. Саша то морщился, то пожимал плечами.

Встав с тёплого песочка, перед тем, как окунуться в волны залива, он сказал:

— Знаешь что? Я люблю «Евгения Онегина», читаю его и перечитываю, и считаю, что ничего лучше нет! Всякие эти твои стишки. Они меня не волнуют! Хочешь, я наизусть прочту тебе из «Онегина»?

— Ну, какой ты старомодный! — отозвался я. — Это же всё школьная программа.

— А вот я такой, старомодный, — чуть обиженно ответил Александр. — И новомодным пока не буду.

И пошёл купаться.

. Много всякого времени утекло с той поры, а вот диалог с приятелем почему — то не ушёл из души. И я часто размышлял: какой же Саша был счастливый человек! Читал и перечитывал роман Александра Сергеевича Пушкина. А мы-то часто ли так поступаем?

Конечно, звучит банально, тем не менее: всякий раз, открывая роман, я с удивлением нахожу в нём что-то новое. Казалось бы, всё знаешь, всё знакомо, а вот, подишь ты.

Очередным таким «открытием» стало воспевание гениальным поэтом русской природы. Нет ни одного времени года, о котором бы Александр Сергеевич не сказал на страницах романа неповторимо, по-своему, с большой любовью. Более того: в поэтическом контексте «Евгения Онегина» русская природа обретает права «самостоятельного героя», и одновременно она служит сильным художественным средством для раскрытия внутренного мира ведущих персонажей — Татьяны Лариной, поэта Ленского и самого Евгения Онегина.

Интересно, что в «ГЛАВЕ ПЕРВОЙ» романа, где Пушкин знакомит нас с Евгением Онегиным, с обстановкой, в которой тот рос и воспитывался, с его родным городом, с увлечениями «суетой света», практически отсутствет природа Северной Пальмиры. Хотя многое чего можно было бы описать: чудные белые ночи, дивные невские закаты, синюю ширь Невы, островные парки и рощи. Но ничего этого нет.

Лишь в конце «ГЛАВЫ» природа появляется на «сцене», когда Онегин по суровой необходимости приехал в имении уже покойного своего дяди.

Два дня ему казались новы

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон,

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Читайте также:  Мысли о женской природе

Ни карт, ни балов, ни стихов.

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Впавший в состояние, называемое православными «окаменение сердца», Онегин не может его преодолеть, он не может понять и полюбить окружающую природу, хотя она принесла бы ему желанное исцеление от недуга.

Заметьте: в следующих строфах «LV» и « LVI» автор говорит уже про себя самого:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Досугам посвятясь невинным,

Брожу над озером пустынным.

И далее, прямо-таки красноречивое признание:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Вот, вот! Разность! В том числе и в отношении к русской природе. Если на Онегина она наводит сон, то Пушкин её любит и боготворит!

Постепенно, с развитием и углублением сюжета, русская природа всё более властно входит в «художественную ткань» романа и старается играть свою, определяющую роль. Начинается это, что вполне естественно, с Татьяны Лариной:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод.

И тихо край земли светлеет,

И вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Зимой, когда ночная тень

Полмиром доле обладает,

И доле в праздной тишине,

При отуманенной луне

Восток ленивый почивает,

В привычный час пробуждена,

Вставала при свечах она.

Горя сильным чувством к Онегину, сельская барышня опять же поверяет их окружающей природе, которая безмолвно ей сочувствует:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить.

А после письма к любимому и его «щадящей отповеди», автор, говоря о состоянии Татьяны, уподобляет её цветку, который теряет свою прелесть прямо на глазах:

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Вместе с тем автор заметил и некоторые изменения в отношении к русской природе со стороны Евгения Онегина, она уже как бы оказывает на него благотворное влияние.

Прогулки, чтенье, сон глубокий,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

Наверное, обрадованный этой переменой, поэт впервые за весь ход романа в разделе «ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ» разворачивает широкое полотно русской природы, предварительно сделав ироническое замечание, что «наше северное лето карикатура южных зим. » (строфы XL, XLI, XLII). Причём, он выбирает самую любимую свою пору — осень.

Здесь мы погружаемся в знакомые с детства строки:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Вопреки многочисленным «доброжелателям», поэт не боится дважды употреблять «уж».

В отличие от многих современиков-стихотворцев и поэтов последующих поколений, Александр Сергеевич Пушкин не стремился «навязать» природе собственные мысли и чувства, сделать её «рабой поэтической вольности». Отнюдь нет! Под его пером природа обретала естественную красоту и прелесть, которые мы наблюдаем в реальности.

И уже, полагаю, не случайно раздел романа «ГЛАВА ПЯТАЯ» открыл большой гимн русской природе, она обрела «права» подлинного «героя» повествования.

В тот день осенняя погода

Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе

Хочу напомнить, что многие пушкинские строки из «Евгения Онегина», посвящённые русской природе, стали крылатыми фразами, мы произносим их, не задумываясь о том, где первоисточник (к примеру: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. »).

Замечательно по своей красоте описание весны, открывающее раздел «ГЛАВА СЕДЬМАЯ».

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопллённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синее блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой,

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Главным героем романа, на мой взгляд, является не Евгений Онегин, а, конечно, Татьяна Ларина, она — своего рода «душа Пушкина». Поэтому, наверное, она так искренне предана русской природе. И разлуку с природой, когда нужно было уезжать в столицу, Татьяна переживает мучительно.

О художественном значении русской природы в романе можно говорить и говорить без конца, значение это велико.

Хотел бы обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Очень редко, но всё-таки поэт «использует» символы природы для характеристики состояния Онегина. Знаменитую строфу «Любви все возрасты покорны. » завершает такой мощный образ:

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвый след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Какой суровый «приговор» Евгению Онегину, влюблённому без памяти в Татьяну, жену известного при царском дворе генерала.

Не изменил своей манере — быть ближе к природе — великий поэт и в произведении «Отрывки из путешествия Онегина». Здесь и Терек, и Таврида, и Одесса — всё воссоздано с «участием» окружающей природы.

А могло бы быть иначе?

Вряд ли! Александр Сергеевич Пушкин чувстовал, как, может, никто другой, что человек — часть природы, созданной Богом.

Источник

Природа онегин с главами

. Утро предвещало жаркий день. Устроившись с учебниками на берегу Финского залива неподалёку от Старого Петергофа, мы с приятелем, он учился на историческом факультете Ленинградского университета, неожиданно завели разговор о поэзии.

Я испытывал Сашу, читал наизусть: то Михаила Лермонтова, то Роберта Рождественского, то Ярослава Смелякова и ещё кого-то, а приятель должен был угадать автора.

Такая была у нас игра. Саша то морщился, то пожимал плечами.

Встав с тёплого песочка, перед тем, как окунуться в волны залива, он сказал:

— Знаешь что? Я люблю «Евгения Онегина», читаю его и перечитываю, и считаю, что ничего лучше нет! Всякие эти твои стишки. Они меня не волнуют! Хочешь, я наизусть прочту тебе из «Онегина»?

— Ну, какой ты старомодный! — отозвался я. — Это же всё школьная программа.

— А вот я такой, старомодный, — чуть обиженно ответил Александр. — И новомодным пока не буду.

И пошёл купаться.

. Много всякого времени утекло с той поры, а вот диалог с приятелем почему — то не ушёл из души. И я часто размышлял: какой же Саша был счастливый человек! Читал и перечитывал роман Александра Сергеевича Пушкина. А мы-то часто ли так поступаем?

Конечно, звучит банально, тем не менее: всякий раз, открывая роман, я с удивлением нахожу в нём что-то новое. Казалось бы, всё знаешь, всё знакомо, а вот, подишь ты.

Очередным таким «открытием» стало воспевание гениальным поэтом русской природы. Нет ни одного времени года, о котором бы Александр Сергеевич не сказал на страницах романа неповторимо, по-своему, с большой любовью. Более того: в поэтическом контексте «Евгения Онегина» русская природа обретает права «самостоятельного героя», и одновременно она служит сильным художественным средством для раскрытия внутренного мира ведущих персонажей — Татьяны Лариной, поэта Ленского и самого Евгения Онегина.

Интересно, что в «ГЛАВЕ ПЕРВОЙ» романа, где Пушкин знакомит нас с Евгением Онегиным, с обстановкой, в которой тот рос и воспитывался, с его родным городом, с увлечениями «суетой света», практически отсутствет природа Северной Пальмиры. Хотя многое чего можно было бы описать: чудные белые ночи, дивные невские закаты, синюю ширь Невы, островные парки и рощи. Но ничего этого нет.

Лишь в конце «ГЛАВЫ» природа появляется на «сцене», когда Онегин по суровой необходимости приехал в имении уже покойного своего дяди.

Два дня ему казались новы

Прохлада сумрачной дубровы,

Журчанье тихого ручья;

На третий роща, холм и поле

Его не занимали боле;

Потом уж наводили сон,

Потом увидел ясно он,

Что и в деревне скука та же,

Хоть нет ни улиц, ни дворцов,

Ни карт, ни балов, ни стихов.

Хандра ждала его на страже,

Читайте также:  Безопасность и экологичность автозаправочных станций

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Впавший в состояние, называемое православными «окаменение сердца», Онегин не может его преодолеть, он не может понять и полюбить окружающую природу, хотя она принесла бы ему желанное исцеление от недуга.

Заметьте: в следующих строфах «LV» и « LVI» автор говорит уже про себя самого:

Я был рождён для жизни мирной,

Для деревенской тишины:

В глуши звучнее голос лирный,

Живее творческие сны.

Досугам посвятясь невинным,

Брожу над озером пустынным.

И далее, прямо-таки красноречивое признание:

Цветы, любовь, деревня, праздность,

Поля! Я предан вам душой.

Всегда я рад заметить разность

Между Онегиным и мной.

Вот, вот! Разность! В том числе и в отношении к русской природе. Если на Онегина она наводит сон, то Пушкин её любит и боготворит!

Постепенно, с развитием и углублением сюжета, русская природа всё более властно входит в «художественную ткань» романа и старается играть свою, определяющую роль. Начинается это, что вполне естественно, с Татьяны Лариной:

Она любила на балконе

Предупреждать зари восход,

Когда на бледном небосклоне

Звёзд исчезает хоровод.

И тихо край земли светлеет,

И вестник утра, ветер веет,

И всходит постепенно день.

Зимой, когда ночная тень

Полмиром доле обладает,

И доле в праздной тишине,

При отуманенной луне

Восток ленивый почивает,

В привычный час пробуждена,

Вставала при свечах она.

Горя сильным чувством к Онегину, сельская барышня опять же поверяет их окружающей природе, которая безмолвно ей сочувствует:

Тоска любви Татьяну гонит,

И в сад идёт она грустить.

А после письма к любимому и его «щадящей отповеди», автор, говоря о состоянии Татьяны, уподобляет её цветку, который теряет свою прелесть прямо на глазах:

Увы, Татьяна увядает,

Бледнеет, гаснет и молчит!

Вместе с тем автор заметил и некоторые изменения в отношении к русской природе со стороны Евгения Онегина, она уже как бы оказывает на него благотворное влияние.

Прогулки, чтенье, сон глубокий,

Лесная тень, журчанье струй,

Порой белянки черноокой

Младой и свежий поцелуй,

Узде послушный конь ретивый,

Обед довольно прихотливый,

Бутылка светлого вина,

Вот жизнь Онегина святая;

И нечувствительно он ей

Предался, красных летних дней

В беспечной неге не считая,

Забыв и город, и друзей,

И скуку праздничных затей.

Наверное, обрадованный этой переменой, поэт впервые за весь ход романа в разделе «ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ» разворачивает широкое полотно русской природы, предварительно сделав ироническое замечание, что «наше северное лето карикатура южных зим. » (строфы XL, XLI, XLII). Причём, он выбирает самую любимую свою пору — осень.

Здесь мы погружаемся в знакомые с детства строки:

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась.

Вопреки многочисленным «доброжелателям», поэт не боится дважды употреблять «уж».

В отличие от многих современиков-стихотворцев и поэтов последующих поколений, Александр Сергеевич Пушкин не стремился «навязать» природе собственные мысли и чувства, сделать её «рабой поэтической вольности». Отнюдь нет! Под его пером природа обретала естественную красоту и прелесть, которые мы наблюдаем в реальности.

И уже, полагаю, не случайно раздел романа «ГЛАВА ПЯТАЯ» открыл большой гимн русской природе, она обрела «права» подлинного «героя» повествования.

В тот день осенняя погода

Стояла долго на дворе.
Зимы ждала, ждала природа,

Снег выпал только в январе

Хочу напомнить, что многие пушкинские строки из «Евгения Онегина», посвящённые русской природе, стали крылатыми фразами, мы произносим их, не задумываясь о том, где первоисточник (к примеру: «Зима, крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь. »).

Замечательно по своей красоте описание весны, открывающее раздел «ГЛАВА СЕДЬМАЯ».

Гонимы вешними лучами

С окрестных гор уже снега

Сбежали мутными ручьями

На потопллённые луга.

Улыбкой ясною природа

Сквозь сон встречает утро года;

Синее блещут небеса.

Ещё прозрачные леса

Как будто пухом зеленеют.

Пчела за данью полевой

Летит из кельи восковой,

Долины сохнут и пестреют;

Стада шумят, и соловей

Уж пел в безмолвии ночей.

Главным героем романа, на мой взгляд, является не Евгений Онегин, а, конечно, Татьяна Ларина, она — своего рода «душа Пушкина». Поэтому, наверное, она так искренне предана русской природе. И разлуку с природой, когда нужно было уезжать в столицу, Татьяна переживает мучительно.

О художественном значении русской природы в романе можно говорить и говорить без конца, значение это велико.

Хотел бы обратить внимание ещё на одно обстоятельство. Очень редко, но всё-таки поэт «использует» символы природы для характеристики состояния Онегина. Знаменитую строфу «Любви все возрасты покорны. » завершает такой мощный образ:

Но в возраст поздний и бесплодный,

На повороте наших лет,

Печален страсти мёртвый след:

Так бури осени холодной

В болото обращают луг

И обнажают лес вокруг.

Какой суровый «приговор» Евгению Онегину, влюблённому без памяти в Татьяну, жену известного при царском дворе генерала.

Не изменил своей манере — быть ближе к природе — великий поэт и в произведении «Отрывки из путешествия Онегина». Здесь и Терек, и Таврида, и Одесса — всё воссоздано с «участием» окружающей природы.

А могло бы быть иначе?

Вряд ли! Александр Сергеевич Пушкин чувстовал, как, может, никто другой, что человек — часть природы, созданной Богом.

Источник

Изображение природы в романе Пушкина «Евгений Онегин»

Описания природы в «Евгении Онегине» наполнены любовью и особым трепетным отношением. Пушкин любит родину, он ощущает себя русским, хотя в его жилах течёт кровь разных народов. Чувства к природе поэт проявляет через реалистичные и красочные описания. Все пейзажи узнаваемы и подробны. Дойдя до описания лета, осени, зимы или весны, житель села или небольшого городка сразу представит объёмную картинку.

Александр Сергеевич в «Евгении Онегине» уделил внимание каждому сезону. Осень у него показана дождливой, зима — солнечной и морозной, лето — жарким, весна — дышащей свежестью. Особенно привлекательна весна. У Пушкина она символизирует такие понятия и явления:

  • юность;
  • чистота;
  • первая любовь;
  • расцвет души.

Другим временам года в «Евгении Онегине» тоже присущи определённые функции. Иногда автор вводит в повествование описания природы, чтобы отделить один временно́й промежуток от другого. Это интересный приём, благодаря которому читатель не путается в сюжетных линиях.

Картины природы в романе «Евгений Онегин»

Пушкин с особой нежностью относился к природе. Где бы он ни находился – в родном Михайловском или на берегу Черного Моря, в Оренбурге, или в горах Кавказа, у него всегда находились добрые и теплые слова, воздающие дань Природе. А его поэтические картины были настолько яркими и точными, что живописцы могли бы по его стихам писать картины.
Отрывки с описанием природы в «Евгении Онегине» неподражаемы и нередки: в его строках нашли отражение приход весны, наступление осени. Зима и осень описывалась 2 раза.

Прожив в Крыму и побывав на Кавказе, Пушкин имел право, и мог сравнивать:

Но наше северное лето,

Карикатура южных зим…

Читая эти строки

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день…

Явственно представляешь себе серое тяжелое небо, солнце, спрятавшееся за свинцовыми тучами. В строках Пушкина природа оживает, становится одухотворенной. Небо осенью дышало. И понимаешь, что дыхание неба – это ветры. Скрытое за тучами, реже блистает солнце.

Лесов таинственная сень обнажается — облетают листья не зеленые, а желтые, бурые, даже оранжево-красные и лес оголяется, остаются стволы деревьев, лес становится светлее, прозрачнее.

В романе «Евгений Онегин» Пушкин описывал преимущественно погоду родного Михайловского, писал о том, что видел сам. И по этим стихам можно прийти к выводу, что рядом с его селом леса были преимущественно лиственные. Холод, дожди с заморозками, какое уж тут веселье. Прошел ноябрь. Стихли сезонные работы. Вот уже и мороз сковал речку льдом:

Удивительное сравнение. Тут крестьянские мальчишки на коньках катаются, а где-то на паркетном полу танцуют роскошные господа. Зимние балы это тоже необъемлемая часть зимних праздников. Взгрустнулось поэту по Петербургской жизни. А тут незадачливый гусак

Восхитительная картина зимнего утра, первого снега. Но в следующей главе «Евгения Онегина» Пушкин пишет:

Читайте также:  Экологическое воспитание детей дошкольного возраста средствами технологии ТРИЗ консультация на тему

А как же «Мелькает, вьется первый снег»? Получается что где-то в ноябре выпал первый снежок, и потом больше его не было. До 3-го января.

Рассказывая о ямщике в кибитке, о мальчугане, играющем с собакой, и выражающем радость по поводу первого снега, Пушкин говорит:

Изящного, может быть, и немного, но это картины того времени. И нам, поколению ХХ-ХХI веков, эти деревенские зарисовки очень даже интересны.

А вот в романе наступает весна:

Весна – это время года, когда все живое пробуждается от спячки. Когда природа радуется каждому солнечному лучику. Но что происходит с нашим поэтом?

Из поэтических творений Пушкина мы знаем, что он предпочитает осень. В это время года в нем пробуждается вдохновение, музы посещают его уединенный дом. Похоже, что поэт и сам не понимает, что происходит с ним.

Промелькнуло лето, и снова наступила осень.

Насколько точны и выразительны у Пушкина сравнения, эпитеты и метафоры. Под пером Александра Сергеевича все оживает: север дохнул, завыл, словно предвещает приход зимы и вот сама зима, как живая: пришла, рассыпалась, повисла, легла, сравняла берега с рекою. И всем доставила безграничную радость.

Описания природы помогают читателю ощутить бег времени в романе, увидеть среду обитания, в которой жили герои произведения.

Отношение Онегина и Татьяны к природе

Евгений, выросший вдали от природы, относится к ней прохладно. Он неспособен долго любоваться красотой пейзажей. Приехав в деревню, он восторгается новой обстановкой, но проходит несколько дней и молодого повесу обуревают хандра и скука. Восхитительные пейзажи кажутся ему обыденными, а потом и вовсе надоедают.

Главный герой привык к роскоши, его натуру можно назвать развращённой. Избалованный светскими удовольствиями, Евгений не развивался духовно, поэтому в его душе нет места восхищению естественной средой. До понимания истинных ценностей Онегину далеко, поэтические чувства ему чужды.

Отношение Онегина к природе можно понять по словам, которыми он характеризует Ольгу: «Как эта глупая луна на этом глупом небосклоне». Молодой человек проводит параллель между чертами девушки и прекрасным явлением природы, которое кажется ему лишённым смысла и привлекательности.

Красоту русской природы Пушкин доносит через образ Татьяны. Главная героиня — романтичная, мечтательная девушка, тонко чувствующая прелесть окружающего мира. Она трепетно любит всё живое, при этом её натура воспринимает и внутреннюю красоту людей, в отличие от Онегина, способного замечать только внешний лоск.

У Татьяны добрый характер и широкая душа, поэт раскрывает сущность девушки, изображая природу такой, какой видит её Ларина. Больше всего героиня любит русскую зиму. Вот каковы зарисовки зимних картин природы в романе «Евгений Онегин»:

  • «лёгкие узоры»;
  • «деревья в зимнем серебре»;
  • «блистательным ковром»;
  • «бразды пушистые».

Девушка живёт в предвкушении первой любви, поэтому способна разглядеть великолепие в обычных явлениях. Поэт часто показывает её на фоне пейзажей. Татьяна любуется луной, падающими звёздами, небом.

Крестьяне тоже живут в единении с природой, но это обусловлено необходимостью. У Татьяны иная ситуация: тонкая душевная организация предопределяет отношение к мирозданию и умение жить в гармонии со стихией.

Настроения и композиционные моменты

Природные виды используются в романе для придания особого настроения персонажам. Чтобы подчеркнуть романтическую обстановку в момент встречи Татьяны и ее возлюбленного Евгения, Пушкин показывает необычную красоту сада.

Вторая глава переносит Евгения Онегина из городской жизни в деревенскую. Он глубоко разочарован в реалиях светской жизни. Деревня, куда приехал Онегин, противопоставлена мегаполису. Жизнь в большом городе основана на принципах, лишенных чувств и отношений. Деревенская жизнь иная, там можно быть настоящим, а не просто казаться. Показана красота, сопутствующая деревенскому быту.

Описание пейзажа лишний раз подчеркивает отношения автора к красотам ландшафтов, его поэтическую душу. Для лирика деревня, где оказался Онегин, была прелестным уголком, а для главного героя — местом, где ему было скучно. Вместе с описанием видов, Пушкин ярко и очень подробно описывает каждое время года: осеннюю пору, зимние дни, приближение весны и наступление осени. Эти отображения с точностью показывают его собственное отношение к временам года.

Весна и лето в произведении

Для автора весна олицетворяет молодость, пылкость сердца, отсутствие тревог. «Пора любви», «ликует и блестит», «на лоне сельской тишины» — вот как поэт описывает это время года, но тут же словами Онегина добавляет, что «мне чуждо наслажденье». Здесь читатель снова видит, что главный герой не испытывает ничего хорошего, глядя на всеобщее ликование. Мёртвой душе всё кажется скучным и тёмным.

Мироощущение героев меняется вместе с расцветом природы. Первые весенние деньки слегка растапливают лёд в душе Евгения, он почти готов влюбиться, но что-то мешает. Автор показывает, что существует некая преграда, из-за которой Онегин не может дать волю чувствам и ощутить вкус жизни. Весна заканчивается, а вместе с ней затухает то сокровенное, что начало зарождаться в душе лирического героя, но так и не переросло в большое чувство.

К лету у рассказчика насмешливое отношение. Пушкин описывает его карикатурно, как мимолётную пору, напоминающую пародию на южную зиму. Но читатели знают, что за этой насмешкой скрывается любовь к северному лету. Оно не жаркое, но имеет свою прелесть. Летняя природа в романе принимает такие образы:

  • зелёные леса;
  • холмы и степи;
  • величавые реки;
  • широкие поля.

Пейзажи в творчестве Пушкина

Родную природу Александр Сергеевич любил, и это можно заметить во всех его произведениях. Куда бы ни отправила судьба — в родовое гнездо в Михайловском, Оренбург, кавказские горы или на Черное море, везде он замечал красоту природы и с нежностью воспевал ее. В «Евгении Онегине» временам года посвящены целые отрывки:

  • читатель увидел приход весны;
  • наступление осени;
  • зимние виды глазами поэта.

Простыми и теплыми словами он так точно и ярко описывал красоты, что с его слов можно было создавать картины и пейзажи. В «Евгении Онегине» описание осени даже не вызывает уныние.

Татьяна Ларина

С помощью пейзажа в романе раскрываются характеры и образы главных героев. Татьяна Ларина любит природу родного края всей душой, для нее большое значение имеет красота природы. Эта любовь показывает чистую душу и высокую нравственность героини. Татьяне нравится деревенская природа, она не приемлет петербургские и московские фоны.

Необычайную натуру и народный характер Татьяны Лариной автор подчеркивает описанием зимней деревенской жизни. Татьяне придется распрощаться с ней, так как отправляется в Москву. Для нее это тяжелое расставание, она не может сдержать слез. Татьяна покидает места, которые она любит с детства, они делали ее жизнь счастливой и радостной.

Особую любовь в описании ландшафтов Пушкин начинает показывать с первым появлением Татьяны. Он старается показать поэтичную и мечтательную натуру своей героини через ее отношение к родному краю. Татьяна влюблена в красоту природы, ей чужды напыщенность и бездушность светского общества.

Посредством отношения Лариной к родной природе Пушкин старается показать красоту и особую широту русской души. Татьяна любит зиму, она была замечена то на фоне луны, то падающей звезды или ночного неба.

Пушкин показывает собственное отношение к красотам через образ своей главной героини. Именно Татьяна помогает ему передать горячую любовь к русской природе в любое время года.

Средства выразительности

Александр Пушкин во всем своем творчестве активно использует точные и выразительные метафоры, эпитеты и сравнения. Любое явление или предмет под его пером оживает и обретает душу: предвещая скорый приход холодов, север завыл, дохнул. Зима описана с применением многочисленных глаголов, словно живая:

  • легла;
  • рассыпалась;
  • повисла;
  • пришла;
  • сравняла берега с рекою.

Эти красочные цитаты наполняют радостью и особыми ощущениями. Смена природных явлений заставляет читателя ощутить стремительное течение времени в романе, окунуться в среду обитания героев.

Виды, описанные в романе, раскрывают всю глубину русской души, помогают понять жизнь и быт человека. Крестьянин с природой находится в тесной связи, он просто в ней живет. Дворяне имеют иное отношение к окружающим ландшафтам. Описания образов персонажей через их отношения к природе придают им особые характеристики. А также помогают школьникам понять, какова основная мысль автора и выделить ее в своем сочинении.

Источник