Quot Мещерская сторона quot краткое содержание Паустовский quot Мещерская сторона quot анализ

"Мещерская сторона": краткое содержание. Паустовский, "Мещерская сторона": анализ

В русской литературе есть много книг, посвященных родной природе, дорогим сердцу местам. Ниже будет рассмотрено одно из таких произведений, которое написал К. Г. Паустовский, – повесть «Мещерская сторона».

Обыкновенная земля

В начале книги рассказчик знакомит читателей с этой землей, дает краткую характеристику. При этом он отмечает, что край этот ничем не примечателен. Здесь чистый воздух, сосновые леса, луга, озера. Все это красиво, но и ничего особенного нет. Также о расположении местности упоминает Константин Паустовский: Мещерская сторона находится неподалеку от Москвы, между Владимиром и Рязанью.

Первое знакомство

Рассказчик попал в Мещеру из Владимира, когда ехал на поезде по узкоколейке. На одной из станций в вагон залез косматый дед, которого послали в музей с извещением. В письме написано, что на болоте обитают две очень большие птицы, полосатые, неизвестного вида. Их нужно изловить и доставить в музей. Также дед рассказал, что там был найден «торчок» — огромные рога древнего оленя.

Старинная карта

Автор достал карту этого края, очень старую. Съемки местности были сделаны до 1870 г. На схеме было много неточностей, русла рек успели смениться, озера — заболотиться, появились новые боры. Однако, несмотря на все трудности, рассказчик предпочитал пользоваться картой, а не подсказками местных жителей. Дело в том, что туземцы объясняли слишком подробно и путано, куда идти, но многие приметы оказывались неточными, а некоторые и вовсе не находились.

Несколько слов о приметах

Автор утверждает, что создавать и находить приметы – это очень увлекательное занятие. Затем он делится некоторыми наблюдениями. Некоторые приметы сохраняются долгое время, другие – нет. Однако настоящими считаются связанные со временем и погодой. Среди них есть простые, например высота дыма. Есть сложные, например, когда вдруг перестает клевать рыба, а реки будто мертвеют. Так происходит перед ненастьем. Всех красот не может отобразить краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») любуется природой России.

Возвращение к карте

Автор, пользуясь картой, кратко описывает, на каких землях расположен Мещерский край. В нижней части схемы изображена Ока. Река разделяет 2 совершенно непохожих пространства. К югу – обжитые плодородные рязанские земли, к северу – болотистая равнина. В западной части находится Боровая сторона: сосновое густолесье, в котором скрывается множество озер.

Мшары

Так называют болота Мещерского края. Заросшие озера занимают площадь в сотни тысяч гектаров. Среди болот иногда встречаются лесистые «острова».

Стоит добавить следующий случай в краткое содержание. Паустовский («Мещерская сторона») рассказывает об одной из прогулок.

Однажды автор с друзьями решил сходить на Поганое озеро. Оно располагалось среди болот и славилось крупной клюквой и огромными поганками. Идти через лес, в котором год назад прошел пожар, было трудно. Путешественники быстро устали. Они решили отдохнуть на одном из «островов». В компании был и писатель Гайдар. Он решил, что поищет дорогу к озеру, пока остальные отдыхают. Однако писатель долгое время не возвращался, и друзья встревожились: уже стемнело и начали выть волки. Один из компании отправился на поиски. Вскоре он вернулся вместе с Гайдаром. Последний сказал, что забирался на сосну и видел это озеро: вода там черная, редкие слабые сосны стоят вокруг, некоторые уже упали. Очень страшное озеро, как сказал Гайдар, и друзья решили не идти туда, а выбираться на твердую землю.

Рассказчик добрался на место через год. Берега у Поганого озера были плавучие и состояли из плотно переплетенных корней и мхов. Вода действительно была черная, а со дна поднимались пузыри. Долго стоять на месте нельзя было: ноги начинали проваливаться. Однако рыбалка была хороша, автор с друзьями наловили окуней, чем заслужили в деревне у баб славу «людей отпетых».

Много других занимательных происшествий содержит повесть, которую написал Паустовский. «Мещерская сторона» отзывы получала разные, но больше положительные.

Лесные реки и каналы

На карте Мещерского края отмечены леса с белыми пятнами в глубине, а также две реки: Солотча и Пра. У первой воды красного цвета, на берегу стоит одинокий постоялый двор, на берегах второй также почти никто не селится.

Также на карте отмечено множество каналов. Их проложили во времена Александра II. Тогда хотели осушить болота и заселить их, но земля оказалась бедной. Сейчас каналы заросли, и в них живут только птицы, рыбы и водяные крысы.

Как видно, в повести, которую написал Паустовский («Мещерская сторона»), главные герои – это леса, луга, озера. О них нам рассказывает автор.

Источник

Гармония человека и природы в повести Паустовского «Мещерская сторона»

Семья, дом и работа всегда были и остаются для человека на первом месте. Однако Паустовский в повести «Мещерская сторона» поднимает не менее важную тему, это – гармония человека с природой и окружающим миром.

Паустовский создает целую серию очерков, и в каждом из них прописывает самые значительные на его взгляд моменты «ознакомления» с Мещерским краем. Эта земля навеки станет для него родной и будет еще долгое время музой в творчестве писателя. Ведь именно здесь он обрел ту самую гармонию с природой.

Автор рассказывает о том, чтобы понять природу и начать ее чувствовать нужно всего пару дней. За это время окружающий мир и человек – привыкают друг к другу, находят точки «соприкосновения». Еще недавний и простой «потребитель», становится – наблюдателем. Потом,он начинает переосмысливать свое поведение, взгляды на жизнь и даже меняет мечту. В итоге, человек постепенно приходит к удивительному состоянию – гармонии с собой и со всей вселенной.

Читайте также:  Наблюдения в природе для дошкольников средняя группа

Именно это состояние и является для автора великим счастьем. Паустовский вдохновляется на новые «свершения». Он оценивает каждый миг уединения с природой, с уважением относясь ко всему живому. Он делится с читателем даже самым незначительным на первый взгляд моментом, но порой именно в нем и заложен весь смысл жизни…

В произведении «Мещерская сторона» гармония присутствует во всем. И в осеннем шумном лесу, и на лугах, где многолетние травы «выстелены» роскошным зеленым ковром, и возле озера, в котором боятся купаться местные жители.

Мещерская земля становится для автора неким своеобразным раем. Именно там мужчина обретает умиротворение, веру в собственные силы и обнаруживает скрытые ресурсы. Так же в той области он стал понимать и принимать те простые правила, без которых жизнь не имела смысла.

Свои «открытия» автор пропускает через свои мысли и чувства. Поэтому произведение «Мещерская сторона» становится настолько жизненным и проникновенным. Каждый очерк, это маленькое «умозаключение» с измененным состоянием сознания и переоценкой действительности. В произведении автор выбирает жизнь, свободную от предрассудков, огорчений и обид.

Во главе всего стоит природа. Именно она диктует правила существования. И только на таких условиях она готова «подпустить» к себе людей, «открыть» им глаза, показать первозданную красоту. Она диктует моду, показывая на себе новые цвета и оттенки. Она дарит всем жизнь, и она же ее отнимает…

Тема гармонии человека и природы затрагиваются автором буквально во всем произведении. С самого начала он рассказывает читателю, о том, как найти ночлег на свежем воздухе осенью, знает, почему не клюет рыба перед дождем и даже как получить от нее предупреждающий знак. Весь этот опыт, писатель приобрел только благодаря стремлению и единению с природой. Она подарила Паустовскому самые лучшие эмоции и воспоминания, а мужчина взамен отдал ей свою преданность, уважение и бескорыстную любовь. Эти «настоящие» чувства к природе останутся с ним на протяжении всей жизни.

Источник



К.Г. Паустовский «Мещерская сторона». Человек и природа; малая родина в произведении

К. Паустовский был известным путешественником, его привлекали как дальние неизведанные края, так и родные земли. Эти поездки всегда находили отображение в его творчестве.

Но не следует считать, что писатель смотрел на окружающий мир взглядом ученого географа, его привлекали не сухие научные факты о различных землях, а их эстетическое наполнение, тот заряд энергии, которую они собой несут.

В рассказе «Мещерская сторона» автор описывает один из многих уголков необъятной России, тем самым показывая, какую красоту, какое естественное красочное наполнение остается незамеченным людскому глазу.

Даже обычный дождь благодаря философскому тонкому взгляду Паустовского перестает быть обычным природным явлением, приобретая некую очаровывающую силу и магические свойства. Он становится живим существом, своей мелодичностью звучанья и благодатной влагой дополняя первозданность природы.

Даже такие обыденные на первый взгляд вещи как пение птиц и шум листвы, преображаются у Паустовского в необыкновенное симфоническое действо. Лирика, которой щедро наполнена повесть, воспринимается скорее как стихотворение, что говорит о непревзойденном литературном даре автора.

Паустовский не преследует цели алчного использования красот Мещерского края, он просит разрешение у самой природы любоваться ею, и воспевать ее. На своем примере, автор показывает нам, как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.

Рязанская область, в которой и находится мещерская сторона, не была родным краем Паустовского. Но тепло и необыкновенные чувства, которые он ощутил здесь, делают писателя настоящим сыном этой земли.

Источник

Анализ повести Мещерская сторона Паустовского

В анализируемом произведении «Мещерская сторона» писатель Паустовский затрагивает тему любви к природе родной земли. Создатель повести пытается показать читателям всю многогранность, величие удивительного окружающего мира. Паустовского приводит в восторг то, что у обычного обывателя со временем вызывает лишь скуку и приедается. В самом деле, приходят времена, когда абсолютно любая, даже самая красивая картина, самый удивительный пейзаж становятся привычными и повседневными, глядя на них уже не предаешься удивлению, не радуешься.

Человек, находящийся в поисках чего-то нового или незабываемого отдыха, всё чаще прибегает к уезду из родного края. Он отравляется за новыми ощущениями в далекие государства. Писатель Паустовский своим произведением стремится убедить читателя, что для того чтобы заполучить новые ощущения и впечатления вовсе не нужно спешить уезжать из родного края, необходимо лишь внимательно присмотреться к нему и найти в нём прекрасное. Это прекрасное может ожидать человека совсем рядом, зачастую даже в самом необычном месте. Красивые сосновые леса, таинственные реки с удивительным оттенком, нескончаемые, пестрящие красками луга — всё это определенно достойно не меньшего внимания.

Паустовский хочет доказать читателям, что само проживание в этом месте — удивительно и прекрасно. В этом крае самые лучшие люди всегда готовые помочь при беде, безгранично щедрые и добрые. Эти люди всегда дадут хорошие советы, никогда не обманут, ведь всё у них исходит от чистого сердца и от самой искренней души.

Лишь уединившись с природой, Паустовский способен создавать свои литературные шедевры. Единение с природой — вот что является огромным стимулом и вдохновением талантливого писателя. Творение Паустовского вбирает в себя любовь и жизненную свободу, которая очень нужна всем людям. Его очерки — словно чувства и эмоции, напечатанные на бумаге. Это хроника радостного человека, нашедшего гармонию с природой.

Читайте также:  Задания для наблюдения за природой осенью

Не лишним будет сказать, что быть может произведение Паустовского способно изменить жизнь человека в лучшую сторону, оно заставляет читателя пересмотреть собственные взгляды по отношению к окружающему миру. Очерки Паустовского, словно очерки человека, который обрел гармонию с собой и окружающим миром, понял, чего хочет от жизни, нашел смысл жизни и вероятно, изменил ранее поставленные цели.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ повести Мещерская сторона Паустовского

Популярные сегодня темы

Композитор Эдвард Григ отдыхал осенью в окрестностях Норвегии. Ему очень нравились прогулки по осеннему лесу. Однажды он встретил там девочку, собирающую в корзину еловые шишки.

Тольятти – мой родной и, конечно, самый-самый любимый город! Сразу скажу, что это достаточно современный город – советский. Он во многом похож на все другие города того времени… У нас есть центральный парк отдыха и культуры

Родился Илья вблизи города Мурома. Он единственный сын в крестьянской семье. От рождения Илье нездоровилось: он почти не двигался. Тридцать лет страдал Муромец от недуга.

При прочтении элегии создается впечатление, что автор обожествляет промежуточное состояние между днем и ночью и упивается каждым его волшебным проявлением. Так же, как день неминуемо сменяется ночью, так и жизнь человеческая рано

Самым важным для легенды русской поэзии Пушкина была свобода, как в жизни, так и в творчестве. В разные годы жизни поэта, понятие свобода выступала по-своему, это отображалось в его работах

Источник

К.Г.Паустовский. «Мещерская сторона». Изображение природы через мастерство художественного слова. (с. 163-164)

В рассказе « Мещерская сторона» автор описывает один из многих уголков необъятной России, тем самым показывая, какую красоту, какое естественное красочное наполнение остается незамеченным людскому глазу.
Даже обычный дождь благодаря философскому тонкому взгляду Паустовского перестает быть обычным природным явлением, приобретая некую очаровывающую силу и магические свойства. Он становится живим существом, своей мелодичностью звучанья и благодатной влагой дополняя первозданность природы.
Даже такие обыденные на первый взгляд вещи как пение птиц и шум листвы, преображаются у Паустовского в необыкновенное симфоническое действо. Лирика, которой щедро наполнена повесть, воспринимается скорее как стихотворение, что говорит о непревзойденном литературном даре автора.
Паустовский не преследует цели алчного использования красот Мещерского края, он просит разрешение у самой природы любоваться ею, и воспевать ее. На своем примере, автор показывает нам как нужно любить природу, ведь именно в ней заложены те истоки духовных ценностей, которые делают человека внутренне богатым.

Билет 16

1.Сатира. Гипербола. Гротеск. Ирония.

Сатира – это резкое осмеяние отрицательных явлений, общественных пороков, недостатков. Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на преувеличении каких-либо особенностей изображаемого явления.

Гротеск – чрезмерное преувеличение, придающее герою или явлению фантастический, уродливо-комический характер, сочетание реального и фантастического.

Ирония – скрытая насмешка, при которой высказывание противоречит тому, что подразумевается.

Л.Н. Толстой «Детство». Формирование характера, взглядов, чувств Николеньки Иртеньева. Чувство сострадание – важнейшее нравственное качество в понимании писателя.

Литературная деятельность Льва Николаевича Толстого началась в 1852 году, когда в передовом журнале той эпохи — «Современнике» — появилась его повесть «Детство», в которой он изобразил сложный процесс формирования духовного мира ребенка.

Николенька Иртеньев — мальчик из дворянской семьи, он живет и воспитывается по установленным правилам, дружит с детьми из таких же семей. Он любит своих родителей и гордится ими. Но детские годы Николеньки были беспокойными. Он испытал немало разочарований в окружающих его людях, в том числе и в самых близких для него.

В детстве Николенька особенно стремился к добру, истине, любви и красоте. И источником всего самого прекрасного в эти годы для него была мать. С какой любовью он вспоминает звуки ее голоса, которые были «так сладки и приветливы», нежные прикосновения ее рук, «грустную, очаровательную улыбку». Любовь Николеньки к матери и любовь к Богу «как-то странно сливались в одно чувство», и от этого на душе у него становилось «легко, светло и отрадно», и он начинал мечтать о том, «чтобы дал Бог счастия всем, чтобы все были довольны. ».

Большую роль в духовном развитии мальчика сыграла простая русская женщина — Наталья Саввишна. «Вся жизнь ее была чистая, бескорыстная любовь и самоотвержение», она привила Николеньке представление о том, что доброта — одно из главных качеств в жизни человека.

Николенька остро чувствует фальшь и обман, казнит себя за то, что и в себе замечает эти качества. Однажды он написал стихи ко дню рождения бабушки, в которых была строка, говорящая, что он любит бабушку, как родную мать. Мать его к тому времени уже умерла, и Николенька рассуждает так: если эта строка искренняя — значит, он перестал любить свою мать; а если он любит свою мать по-прежнему — значит, он допустил фальшь по отношению к бабушке. Мальчик очень терзается этим.

Большое место в повести занимает описание чувства любви к людям, и эта способность ребенка любить других восхищает Толстого. Но автор в то же время показывает, как мир больших, мир взрослых людей разрушает это чувство. Николенька был привязан к мальчику Сереже Ивину, но не решался сказать ему о своей привязанности, не смел взять его за руку, сказать, как рад его видеть, «не смел даже называть его Сережа, а непременно Сергей», потому что «каждое выражение чувствительности доказывало ребячество и то, что тот, кто позволял себе его, был еще мальчишка». Повзрослев, герой не раз сожалел о том, что в детстве, «не пройдя еще через те горькие испытания, которые доводят взрослых до осторожности и холодности в отношениях», он лишал себя «чистых наслаждений нежной детской привязанности по одному только странному желанию подражать большим».

Читайте также:  Уголок природы как важное условие экологического образования дошкольников

Отношение Николеньки к Иленьке Грапу раскрывает еще одну черту в его характере, тоже отражающую дурное влияние на него мира «больших». Илинька Грап был из небогатой семьи, он стал предметом насмешек и издевательств со стороны мальчиков круга Николеньки Иртеньева, и Николенька тоже участвовал в этом. Но тут же, как всегда, испытывал чувство стыда и раскаяния. Николенька Иртеньев часто глубоко раскаивается в своих плохих поступках и остро переживает свои неудачи. Это характеризует его как думающего, способного анализировать свое поведение и начинающего взрослеть человека.

Билет 17

  1. М. Горький. «Легенда о Данко». (с. 83-90). Художественная идея легенды. Отрывок наизусть (с. 87)

Рассказ «Старуха Изергиль» — романтическое произведение.
Признаки романтического произведения: Яркие образы; Необычная обстановка, особая роль пейзажа; Яркость, метафоричность языка. Автор помогает нам понять истоки превращения весёлых, сильных и смелых людей в слабых, тихих и робких, создавая романтический пейзаж.

Люди в гневе обрушились на Данко, потому что они устали, обессилели, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его.
В сердце Данко вскипает негодование, «но от жалости к людям оно погасло». Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступками Данко.

Имя Данко связано с однокоренными словами дань, дам, дающий. В легенде важнейшие слова гордого человека «Что я сделаю для людей?». Его образ перекликается с образом Прометея, отдавшего себя на величайшие муки ради блага людей.

В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест.
Герой М. Горького вносит в жизнь идеи любви и самоотверженности. Он стремиться пробудить в людях истинно человеческие качества, которые под влиянием страха побеждены в них. Однако подвиг Данко — его утверждение нового отношения к жизни, человеку — так по-настоящему и не был понят соплеменниками, забывшими о своём спасителе. Осторожный человек наступил на гордое сердце ногой, и оно, рассыпавшись в искры, угасло.
Горький осуждает трусливых людей, лишённых подлинного горения, стремления к красоте и свободе. Они утратили человеческое достоинство, стали смиренными, терпеливыми, осторожными.

— Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.
Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал,
освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света
его и там, глубоко в лесу, дрожащая, пала в гнилой зев болота. Люди же,
изумленные, стали как камни.
— Идем! — крикнул Данко и бросился вперед на свое место, высоко держа
горящее сердце и освещая им путь людям.
Они бросились за ним, очарованные. Тогда лес снова зашумел, удивленно
качая вершинами, но его шум был заглушен топотом бегущих людей. Все бежали
быстро и смело, увлекаемые чудесным зрелищем горящего сердца.

2.Л.Н. Толстой. «Севастополь в декабре месяце». Ратный подвиг русского солдата. (с.333-354)

«Севастопольские рассказы» — цикл из трёх рассказов, написанных Львом Толстым в 1855 году. Рассказы описывают оборону Севастополя. Толстой пишет как о героизме защитников города, так и о бесчеловечной бессмысленности войны.

Впервые известный писатель находился в действующей армии и из её рядов сообщал о происходящем на его глазах. Таким образом, можно утверждать, что Лев Николаевич был первым русским военным корреспондентом.

Достоверность и точность изображения жизни осаждённого города были обеспечены не только писательским мастерством автора, но прежде всего тем, что Толстой с ноября 1854 по август 1855 находился в Севастополе и его окрестностях, дежурил в течение полутора месяцев на батарее на Четвёртом бастионе под артиллерийскими обстрелами, участвовал в сражении на Чёрной речке и в боях во время последнего штурма города.
Севастополь в декабре месяце
В первой части Толстой использует второе лицо (на это указывает употребление местоимения «Вы»). Обзор города был взят на основе прибытия в Севастополь Толстого в ноябре 1854 года. Рассказчик принимает читателя (вас); читателю показывается временная больница. Здесь расположено много раненых солдат, с ампутированными конечностями, «одних на койках, большей частью на полу». Там читатель ведёт переговоры с ранеными, испытывает страдания и муки войны. Затем он посещает место, где офицеры и солдаты на обеде слушают фантастические истории о четвёртом бастионе, который вызывает необходимость посетить читателю этот бастион. Толстой приводит читателя к четвёртому бастиону, где он садится в беседу с тогдашним командиром в нескольких метрах от позиций противника. Будучи убежденным в силе города, солдат испытывает любовь к своей стране и осознает свою непоколебимую волю к борьбе, заставляя читателя вернуться в город. Толстой также использует рассказ «Севастополь в декабре месяце» для того, чтобы настроить читателя на чтения рассказов «Севастополь в мае» и «Севастополь в августе 1855 года».

Источник