Раскраска круговорот веществ в природе



Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

В 3 классе ребята узнают о природных круговоротах. Статья поможет вспомнить известный материал, узнать новое и подумать о знакомых явлениях.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Какие бывают круговороты?

В мире существует множество круговоротов, часть присущи природе, часть – человеческой деятельности. В таблице представлены 3 самых известных круговорота веществ в природе.

Тип круговорота

Продолжительность

Начнем с биологического, который часто называют великим круговоротом жизни.

Великий круговорот жизни

В природе взаимодействуют 3 типа организмов: производители (растения), потребители (животный мир), разрушители (грибы, бактерии).

Например, олень питается травой, в его желудке бактерии перерабатывают траву, отходы жизнедеятельности попадают в почву, где грибы и другие бактерии их разлагают вместе с отмершей травой и опавшей листвой. В результате образуется перегной, который обогащает почву, делает ее плодородной. Чем плодороднее почва, тем больше растений вырастет.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Рис. 1. Великий круговорот жизни, схема.

В современных грибных теплицах устраивают цеха, которые производят компост (перегной) из соломы. На этом компосте определенное время растут шампиньоны, затем его отдают в хозяйства, где занимаются зерновыми культурами. Эти хозяйства обеспечивают теплицы соломой.

Геологический круговорот

Самое яркое явление, которое демонстрирует «рождение» горных пород – это извержение вулкана.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Рис. 2. Извержение вулкана.

Постепенно породы остывают, под действием ветра и воды разрушаются. Так образуются скалы причудливой формы на берегах морей. Со временем скалы превращаются в обломки разного размера, песок, глину. Часть останется на пляже, часть смоют волны. Пройдут миллионы лет, эти участки начнут погружаться в глубины планеты, переплавятся там и в виде расплавленного материала по гигантским трещинам поднимутся к поверхности. В результате появится новый вулкан или проснется прежний.

Человек добывает железную руду и выплавляет из нее сталь. Из стали производятся машины, рельсы, трубы и другие изделия. Когда они приходят в негодность, их можно вновь переплавить и получить новые вещи. Для этого не требуется вновь добывать железную руду.

Круговорот воды

Круговорот воды не имеет начала и конца. Дождь (снег, град) пополняет водоемы, откуда вода испаряется и вновь выпадает дождем.

Водный круговорот связывает биологический и геологический круговороты. Вода разрушает горные породы, часть песка и глины входят в состав почвы. Почва – основа жизни растений и животных. Из растений древнего леса 300-350 млн лет назад сформировались огромные залежи каменного угля.

Круговорот веществ в природе – кратко о модели в таблица, роль человека в схеме (3 класс)

Рис. 3. Круговорот воды в природе, модель.

Участие человека

Участие современного человека в круговороте веществ в природе часто приводит к проблемам. Вырубка лесов, осушение болот, горы мусора – все это нарушает экологическое равновесие. Для исправления ситуации требуется много средств и времени, а также объединенные усилия многих стран.

Что мы узнали?

Мы узнали о трех круговоротах веществ в природе, о некоторых «производственных» круговоротах. Человек привносит много проблем в жизнь природы, но в силах человечества изменить ситуацию и вернуть здоровье природным сообществам.

Источник

Схема круговорота воды в природе детские рисунки

Вода окружает нас везде, и это буквально. У нас под ногами на земле текут реки, моря океаны. Над головой текут облака, и сами мы состоим из воды. Причем зачастую это одна и та же вода, а происходит это благодаря круговороту в природе. С водой постоянно происходят процессы нагревания и охлаждения, благодаря чему она меняет свое состояние. Мы уже как-то перестали видеть красоту воды, и принимаем ее, как должное. Предлагаю вам оценить детские картинки. Посмотрите, как дети схематично рисуют круговорот воды, как они видят окружающих их водный мир.

Читайте также:  А что природа делает без нас кому тогда блистает

Нагревание и охлаждение воды.

Испарение.

Рисунок водопада.

Красота воды.

Окружающий мир.

Схематический рисунок круговорота воды в природе.

О воде.

Круговорот.

Красота.

В природе.

Поэтапно капелька.

Водопады на стенде.

Вода вокруг нас.

Расширение жидкости при нагревании.

Картинка 2 класс.

Замерзание воды.

В 3 класс.

Капельки.

Детский рисунок.

Испарение.

Легко карандашом.

Объемная.

Солнце источник энергии для круговорота.

Нагревание воды в природе, и дальнейшее ее испарение от солнца схематично.

На холсте.

Удивительное рядом.

Форорассказ.

Источник

Раскраска круговорот веществ в природе

Вода окружает нас везде, и это буквально. У нас под ногами на земле текут реки, моря океаны. Над головой текут облака, и сами мы состоим из воды. Причем зачастую это одна и та же вода, а происходит это благодаря круговороту в природе. С водой постоянно происходят процессы нагревания и охлаждения, благодаря чему она меняет свое состояние. Мы уже как-то перестали видеть красоту воды, и принимаем ее, как должное. Предлагаю вам оценить детские картинки. Посмотрите, как дети схематично рисуют круговорот воды, как они видят окружающих их водный мир.

Нагревание и охлаждение воды.

Испарение.

Рисунок водопада.

Красота воды.

Окружающий мир.

Схематический рисунок круговорота воды в природе.

О воде.

Круговорот.

Красота.

В природе.

Поэтапно капелька.

Водопады на стенде.

Вода вокруг нас.

Расширение жидкости при нагревании.

Картинка 2 класс.

Замерзание воды.

В 3 класс.

Капельки.

Детский рисунок.

Испарение.

Легко карандашом.

Объемная.

Солнце источник энергии для круговорота.

Нагревание воды в природе, и дальнейшее ее испарение от солнца схематично.

На холсте.

Удивительное рядом.

Форорассказ.

Источник

Круговорот веществ в природе — главная функция биосферы

Вопрос 1. В чем заключается главная функция биосферы?
Главная функция биосферы заключается в обеспечении круговоротов химических элементов. Глобальный биотический круговорот осуществляется при участии всех населяющих планету организмов. Он заключается в циркуляции веществ между почвой, атмосферой, гидросферой и живыми организмами. Благодаря биотическому круговороту возможно длительное существование и развитие жизни при ограниченном запасе доступных химических элементов. Используя неорганические вещества, зеленые растения за счет энергии Солнца создают органическое вещество, которое другими живыми существами (гетеротрофами-потребителями и деструкторами) разрушается, с тем чтобы продукты этого разрушения могли быть использованы растениями для новых органических синтезов.

Вопрос 2. Расскажите о круговороте воды в природе.
Важная роль в глобальном круговороте веществ принадлежит циркуляции воды между океаном, атмосферой и верхними слоями литосферы. Вода испаряется и воздушными течениями переносится на многие километры. Выпадая на поверхность суши в виде осадков, она способствует разрушению горных пород, делая их доступными для растений и микроорганизмов, размывает верхний почвенный слой и уходит вместе с растворенными в ней химическими соединениями и взвешенными органическими частицами в океаны и моря. Подсчитано, что с поверхности Земли за 1 мин испаряется около 1 млрд. т воды (на образование 1 г водяного пара затрачивается 2,248 кДж). Энергия, затрачиваемая на испарение воды, возвращается в атмосферу (рис. 4.). Циркуляция воды между мировым океаном и сушей представляет собой важнейшее звено в поддержании жизни на Земле и основное условие взаимодействия растений и животных с неживой природой. Благодаря этому процессу происходит постепенное разрушение литосферы, перенос ее компонентов в глубины морей и океанов.

Читайте также:  Quot Использование макетов и коллажей в экологическом воспитании дошкольников quot консультация по окружающе

Рис. 4. Круговорот воды в биосфере

Вопрос 3. Какие организмы поглощают диоксид углерода из атмосферы?
Углерод — один из основных бтогенных элементов. В сухой массе живого вещества на него приходится приблизительно 15-18%. Ежегодно зеленые растения в процессе фотосинтеза усваивают из атмосферы до 170 млрд. тонн СО2 (по другим данным — 105 млрд. тонн, из которых 32 млрд. тонн, возвращают в результате дыхания).
Вопрос 4. Каким образом связанный углерод вновь возвращается в атмосферу?
Все живые существа дышат, в результате этого процесса углерод, находящийся в органических веществах, в виде углекислого газа вновь поступает в атмосферу. Также углекислый газ образуется при минерализации органического вещества микроорганизмами. В живом веществе процессы ассимиляции углерода и его выделение при дыхании практически уравновешены. Только около 1 % углерода откладывается в виде торфа, то есть изымается из круговорота. В гидросфере углерод содержится в растворенном виде (углекислый газ, угольная кислота, ионы угольной кислоты). Здесь его запасы значительно больше, чем в атмосфере. Углерод гидросферы также используется живыми организмами в процессе фотосинтеза и для построения известковых скелетов (губки, кишечнополостные, моллюски и др.). Между Мировым океаном и гидросферой постоянно происходит обмен углеродом, причем в океане значительное количество углерода изымается из круговорота и откладывается в виде малорастворимых карбонатов.
В атмосферу углерод также поступает в результате хозяйственной деятельности человека: при сжигании органоминерального топлива — угля, газа, нефти и продуктов ее переработки и т.д. Диоксид углерода образуется при горении топлива и поступает в атмосферу при гниении органического вещества, брожении, дыхании, из осадочных пород за счет химических процессов, совершающихся при высоких температурах, при сжигании горючих материалов. Все это — углекислый газ биогенного происхождения. Меньшая доля СО2 поступает в атмосферу из мантии Земли при вулканических извержениях (рис. 5.).
Весь запас СО2 в атмосфере претерпевает круговорот через фотосинтез приблизительно за 300 лет.

Рис. 5. Круговорот углерода в биосфере

Вопрос 5. Опишите круговорот азота в природе.
Главный источник азота органических соединений — молекулярный азот в составе атмосферы. Переход его в доступные живым организмам соединения может осуществляться разными путями. Так, электрические разряды при грозах синтезируют из азота и кислорода воздуха оксиды азота, которые с дождевыми водами попадают в почву в форме селитры или азотной кислоты. Имеет место и фотохимическая фиксация азота. Живые организмы способны усваивать только связанный азот в форме нитратиона N03 — или иона аммония NH4 + Поэтому азот является основным лимитирующим фактором питательных веществ в живых системах. Способностью связывать свободный азот обладают некоторые бактерии — этот процесс называется азотфиксацией. Азотфиксирующие бактерии обитают в клубеньках бобовых растений гороха, фасоли и других и преобразуют свободный азот N2 в ион аммония NH4 + , который используется для построения аминокислот, белков и нуклеотидов. Большинство же растений, неспособных к фиксации азота, получают его из почвы в виде нитрат-иона N03- и ассимилируют его, превращая в ион аммония NH + . Гетеротрофные организмы поглощают азот в виде иона аммония NH4 + при поедании биомассы других организмов. После смерти тела всех живых организмов разлагаются бактериями и грибами в присутствии кислорода, а соединения азота окисляются по схеме:
NH4 + + 5/2О2 ——> N03 — + 2Н2О.
Таким же образом может происходить окисление аммиака нитрифицирующими бактериями, получающими энергию за счет окисления неорганических веществ, т.е. используя хемотрофный путь питания. Обратный процесс превращения связанного азота в инертный называется денитрификацией. Он происходит в бескислородных условиях под действием денитрифицирующих бактерий, использующих в качестве окислителя вместо кислорода нитрат-ион N03 — , по следующей схеме:
орг + 2N03 — — -> 3СО2 + N2.
Таким образом, замыкается круговорот азота, и запасы этого важнейшего биогенного элемента в живых системах не истощаются (Рис.6.).

Читайте также:  Какими бывают элементы природы определения приводятся в именительном падеже

Рис. 6. Круговорот азота в биосфере

Вопрос 6. Какую роль играют микроорганизмы в круговороте серы?
Сера попадает в почву в результате естественного разложения некоторых горных пород (серный колчедан FeS2, медный колчедан CuFeS2), а также как продукт разложения органических веществ (главным образом растительного происхождения). Через корневые системы сера поступает в растения, в организме которых синтезируются содержащие этот элемент аминокислоты цистин, цистеин, метионин. В организме животных сера содержится в очень малых количествах и попадает в них с кормом.
Сера из органических соединений попадает в почву благодаря разложению мертвых органических остатков микроорганизмами. В этом процессе органическая сера может быть восстановлена в S8 и минеральную серу или же окислена в сульфаты, которые поглощаются корнями растений, т.е. вновь вступают в круговорот. В наше время в круговорот вовлекается и сера промышленного происхождения (дымы), переносимая с дождевой водой.

Вопрос 7. Как деятельность человека влияет на круговорот серы, фосфора?
Процесс естественного круговорота фосфора в современных условиях интенсифицируется применением в сельском хозяйстве фосфорных удобрений, источником которых служат залежи минеральных фосфатов.В наше время в круговорот вовлекается и сера промышленного происхождения (дымы), переносимая с дождевой водой.
В результате деятельности человека биогенная миграция атомов резко ускоряется. При этом в одних местах возникает недостаток, а в других — избыток каких-то веществ. Примером служит повышенный выброс сернистого газа SО2 в атмосферу при сжигании топлива. В окрестностях медеплавильных заводов избыток SO2 в воздухе вызывает гибель растительности вследствие нарушений процессов фотосинтеза. В процессах круговорота фосфора около 60 тыс. тонн фосфора возвращается ежегодно на сушу в связи с выловом рыбы в океане. Для изготовления фосфорных удобрений ежегодно добывают 1—2 млн тонн фосфорсодержащих пород.

  • Вы здесь:  
  • Главная
  • Биология
  • В.Б. Захаров-11кл
  • Вид. Критерии и структура | Параграф 1.4.1

Источник