Расставьте пропущенные знаки препинания, объясните графически
условия выбора знака
1)Город раскинувшийся со всеми своими колокольнями и башнями на правом берегу реки поражал воображение путешественников.
2)Рыбак склонившись лицом к самой воде высматривал что-то в
глубине, темнеющей в полумраке вечера
3)И рыба и пловец поплыли плавно двигаясь между камнями ,
ощетинившимися во все стороны водорослями к углублению
притаившемуся в пористой скале.
4)Мы смели веником с ботинок спутников нашего путешествия,
подтаявший снег и вошли в дом наполненный смехом и голосами.
5)Позвав коротко остриженного слугу лентяя в синем кафтане Василий
Иванович вежливо раскланявшись пригласил гостей в дом.
6)Вспыхивая разноцветным опереньем как-то чересчур ослепляющим
глаз с дерева на дерево перелетали попугаи даже на лету не
переставая тараторить.
7)Капли дождя как-то по-необычному сверкающие на солнце похожи на
крупные слёзы плачущего ребёнка.
8)Раньше в водолазы выбирали людей ломающих одной рукой подкову
и весящих не меньше семи пудов.
9)Давно опавшие они потускневшие жёлтые листья терпеливо
ожидающие первого снега и попираемые ногами золотятся на солнце
испуская из себя лучи.
ПОМОГИТЕ ПОЖАЛУЙСТА
Качественное прилагательное: признак которого может проявляться в большей либо в меньшей степени
Например:яркий, более яркий ,менее яркий
также качественное прилагательное имеет краткую форму
(каков?)ярок
если прилагательное имеет хотя бы один из этих признаков(краткая форма или степень сравнения) , то его можно считать качественным.
Относительное прилагательное : его признак не может быть в большей или меньшей степени , также оно не имеет краткой формы
Например:каменный
Притяжательное прилагательное обозначает принадлежность к чему либо ,то есть отвечает на вопрос чей ?
Например:заячий
Источник
Тренировочные упражнения по русскому языку «Обособленные члены предложения»
1)Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.
2)Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.
3)И рыба, и пловец поплыли (1) между камнями (2)ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.
4)Мы смели веником с ботинок (1) подтаявший снег и (2) вошли в дом (3) наполненный смехом и голосами.
5)Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
6)Вспыхивая разноцветным опереньем (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.
7)Капли дождя (1) сверкающие на солнце (2) похожи на крупные слёзы (3) плачущего ребёнка.
8)Раньше в водолазы выбирали людей (1) ломающих одной рукой (2) подкову (3) и (4) весящих не меньше семи пудов.
9)Давно (1) опавшие жёлтые (2) листья (3) терпеливо ожидающие первого снега (4) и (5)попираемые ногами (6) золотятся на солнце (7) испуская из себя лучи.
2. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались
Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
Вечером (1) окончательно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.
Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
3. Расставьте знаки препинания, найдите обособленные и необособленные определения, подчеркнуть, выделить определяемое слово.
С треском разгорались поленья и человек сидевший у огня не услышал лёгких и быстрых шагов.
На улице снова лил дождь обложной тяжёлый.
Промытый ливнями лес благоухал.
Единственной силой способной противодействовать Шкуро и Мамонтову был конный корпус Будённого.
В фамилиях различных лиц порою нам знакомых звучат названия рыб и птиц зверей и насекомых.
Только лес темневший впереди мешал Володьке перенестись в родные края.
Утомлённый бессонными ночами и уходом за дедом крепко спал в уголке мальчик.
Громадные волны без устали бухали по каменным твердыням вскипали пеной поднимали брызги похожие на стеклянную шрапнель.
Усталые мы остановились около вывороченной ветром и висевшей под углом берёзой.
10. Вечно здоровый и весёлый он показался мне на этот раз больным и скучающим.
4. УКАЗАТЬ, В КАКОМ ПРЕДЛОЖЕНИИ причастный оборот необходимо обособить ?
А. Левый берег поросший редким елями виднелся с поразительной четкостью.
Б. Сломленные бурей деревья преграждали нам дорогу.
В. Хорошо наезженная дорога вела к старинному замку.
5. СПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОДЧЕРНУТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
В древних культурах мы вид…м не просто «об…ект археологической науки» а свои корни свои тр…диции пережившие века. Ра…копки и их изучение на территории нашей страны п…казывают что во все вр…мена на её огромной территории обитало множество разных народов с различными языками религиями культурами антропологическим обликом. Смешение языков рас культур шло в течение долгих веков и такое смешение происходило повсеместно.
6. СПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ, РАССТАВИВ ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ. В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ ПОДЧЕРНУТЬ ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
Байкал называют сибирским морем таинственным и загадочным. Мы выехав из Иркутска на рассвете приближаемся к нему и замираем от восторга при виде его стеклянной голубой глади. Озеро окруж…нное горами ра…тилается у наших ног. Многочисленные притоки Байкала наполняют озеро водой а выт…кает из него только Ангара. Байкальские рыбы выловле…ые на больш…й глубине не ум…рают а продолжают жить в аквариуме при резком изменении давления.
7. На каких цифрах нужно поставить запятые, запиши
Он (1) замечательный портретист (2) работал с необыкновенной лёгкостью и ещё в молодости своей создал множество произведений (3) в которых запечатлел чуть ли не всех именитых людей своего времени и (4) десятки безвестных купцов (5) моряков (6) женщин и детей 7) чиновников и крестьян.
8. А. Талантливый и знаменитый(1) художник(2 ) никогда не расставался(3) со своим блокнотом для зарисовок.
1. Настало утро(1) серенькое(2) и теплое.
2. Трава(1)сгибаемая ударами(2) ветра и дождя(3) ложилась на землю.
9. Знаки препинания при приложениях. Найдите обособленные приложения, расставьте знаки препинания.
1. Аксюта вывела его Демьяна на новую дорогу привела к покою и радости.
2. С вражьим дотом бился в одиночку Александр Матросов рядовой.
3. Затаив дыхание ребята слушают рассказ Колькиного отца геолога.
4. Дети трудового народа они не могли оставаться в стороне от борьбы, которую вели их отцы.
5. Чайковский гениальный русский композитор написал оперу «Пиковая дама».
Теория. Обособление обстоятельств, выраженных одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами.
Часто деепричастия притягивают к себе пояснительные слова, то есть становятся распространенными. Такие распространенные деепричастия называются деепричастными оборотами.
Деепричастные обороты на письме всегда обособляются. Независимо от их места в предложении.
Например: Устав после долгого пути, Настя и Митраша сидели на холодном камне. (Деепричастный оборот устав после долгого пути стоит в середине .
Ребята взялись за дело засучив рукава.
почему в этом предложении не обособляется деепричастный оборот? (это фразеологический оборот)
Вне закона стоят такие обороты: скрепя сердце, сломя голову, засучив рукава, спустя рукава, повесив нос, очертя голову, насупив брови, затаив дыхание, разинув рот. Они не выделяются запятыми.
1. Выпишите номера предложений с обособленными обстоятельствами, выраженными деепричастными оборотами. (Знаки препинания не расставлены.)
1. Оторвавшийся от ветки листок медленно кружил в воздухе.
2. Оторвавшись от ветки листок упал на землю.
3. Распластавшись в воздухе ястреб парил над степью.
4. Распластавшийся в воздухе ястреб камнем упал вниз.
5. Ночь подобралась незаметно окутавши землю вуалью.
6. Сумрак окутавший землю скрыл разрушения.
7. Тяжело дыша отец подошёл к дивану и прилег.
8. Отец тяжело дышавший подошел к дивану и прилег.
2. Расставьте знаки препинания, подчеркните обособленные определения и обстоятельства.
1. Усеянное звёздами небо манило к себе.
2. Потрескивая горел костёр.
3. Альпинисты пренебрегавшие опасностью поднимались вверх.
4. Чёрный дым поднимавшийся из-за леса застилал небосвод.
5. Дробясь о мрачные скалы шумят и пенятся валы.
6. Клюшка вырвавшаяся из рук игроков покатилась по льду.
7. Клюшка вырвавшись из рук игрока покатилась по льду. ‘
8. Преследуя неприятеля партизаны вошли. в деревню.
3 . Расставить знаки препинания
1. Наш учитель обладая даром рассказчика объяснял материал так, что мы слушали затаив дыхание.
Играя Городничего актер каждый раз выходил на сцену насупив брови для большей выразительности.
Разинув рот гуляли ребята по городу рассматривая местные достопримечательности.
Не взвесив всех возможных трудностей я сломя голову пустился в рискованное предприятие.
4. Расставить знаки препинания и объяснить, в каких случаях не будут обособляться одиночные деепричастия.
1. Мой новый друг не спеша рассказывал о своих приключениях.
2. Пуля свистя пролетела над его головой.
3. Тихий плес манил к себе обещая прохладу и покой.
1. Пятак звеня упал на пол.
2. Прогулка по городу так нас утомила, что в автобусе мы спали стоя.
3. Блестя на солнце, снег лежит.
1. Укладываясь на ночлег шумно кричат вороны в роще.
2. Я крадучись подобрался к двери.
3. Мать сделала сыну замечание за то, что он читает лежа.
1. Ученик нехотя отвечал на вопросы.
2. Девочка, умывшись, легла спать.
3. Закрыв книгу я еще долго представлял себя на месте героев.
5. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1)Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение путешественников.
2)Рыбак (1) склонившись лицом к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.
3)И рыба, и пловец поплыли (1) между камнями (2)ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.
4)Мы смели веником с ботинок (1) подтаявший снег и (2) вошли в дом (3) наполненный смехом и голосами.
5)Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в синем кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
6)Вспыхивая разноцветным опереньем (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.
7)Капли дождя (1) сверкающие на солнце (2) похожи на крупные слёзы (3) плачущего ребёнка.
8)Раньше в водолазы выбирали людей (1) ломающих одной рукой (2) подкову (3) и (4) весящих не меньше семи пудов.
9)Давно (1) опавшие жёлтые (2) листья (3) терпеливо ожидающие первого снега (4) и (5)попираемые ногами (6) золотятся на солнце (7) испуская из себя лучи.
6. Выпишите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) хорошо видны сквозь прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный день.
Амбра (1) долго пробывшая в морской воде (2) или специально очищенная (3) имеет едва уловимый (4) запах жасмина.
В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окутанными розовой дымкой (4) деревьями.
Славная биография «архангельского мужика» Михаила Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем величайшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
Нарядных бабочек-крапивниц (1) легко порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно увидеть в природе (4) уже ранней весной.
Ученик первого класса бежал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались
Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) создаёт (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
Вечером (1) окончательно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.
Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить
Сад (1) всё больше редея и переходя в настоящий луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
Источник
1.Расставьте запятые, графически растолкуйте постановку:1)Город (1) раскинувшийся со всеми
1.Расставьте запятые, графически объясните постановку:
1)Город (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки (4) поражал воображение странников.
2)Рыбак (1) склонившись личиком к самой воде (2) высматривал что-то в глубине.
3)И рыба, и пловец поплыли (1) меж камнями (2)ощетинившимися во все стороны водорослями (3) к углублению в пористой скале.
4)Мы смели веником с башмак (1) подтаявший снег и (2) вошли в дом (3) заполненный хохотом и гласами.
5)Позвав (1) коротко остриженного (2) слугу в голубом кафтане (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
6)Вспыхивая разноцветным опереньем (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи (3) даже на лету (4) не прекращая тараторить.
7)Капли дождика (1) сверкающие на солнце (2) похожи на большие слёзы (3) вопящего ребёнка.
8)Ранее в водолазы выбирали людей (1) разбивающих одной рукою (2) подкову (3) и (4) весящих не меньше 7 пудов.
9)Давно (1) опавшие жёлтые (2) листья (3) долготерпеливо ожидающие первого снега (4) и (5)попираемые ногами (6) золотятся на солнце (7) испуская из себя лучи.
2. Выпишите цифры, на месте которых обязаны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли (1) образованные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами (3) превосходно видны через прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный денек.
1. Амбра (1) длинно пробывшая в морской воде (2) либо умышленно очищенная (3) имеет чуть уловимый (4) запах жасмина.
2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окружёнными розовой дымкой (4) деревьями.
3. Замечательная биография архангельского мужика Миши Васильевича Ломоносова (1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем наибольшим учёным (4) известна сегодня каждому школьнику.
4. Нарядных бабочек-крапивниц (1) просто порхающих (2) или греющихся на солнце (3) можно узреть в природе (4) теснее ранешней весной.
5. Воспитанник первого класса бегал по коридору (1) сломя голову (2) будто за ним гнались
6. Смешиваясь с солёными морскими ветрами (1) запах цитрусовых (2) творит (3) лекарственно действующую (4) на людей атмосферу.
7. Вечером (1) конечно расстроенная (2) она всё же принялась за уборку квартиры.
8. Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались лукавить
9. Сад (1) всё больше редея и переходя в истинный луг (2) спускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
- Krupta Esenija
- Русский язык
- 2019-09-27 01:36:39
- 10
- 2
1.Расставьте запятые, графически объясните постановку:
1) Город, (1) раскинувшийся со всеми своими колокольнями (2) и башнями (3) на правом берегу реки, (4) поражал воображение странников.
2)Рыбак,(1) склонившись личиком к самой воде, (2) высматривал что-то в глубине.
,_. _. , — деепричастный оборот
3)И рыба, и пловец поплыли (1) между камнями, (2)
ощетинившимися во все стороны водорослями, (3) к углублению в пористой горе.
4)Мы смели веником с ботинок (1) подтаявший снег и (2) вошли в дом, (3) наполненный хохотом и гласами.
5) Позвав (1) кратко остриженного (2) слугу в синем кафтане, (3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
_. _. , — деепричастный оборот
6) Вспыхивая разноцветным опереньем, (1) с дерева на дерево (2) перелетали попугаи, (3) даже на лету (4) не переставая тараторить.
_. _. , , _. _. — однородные деепричастные обороты
7) Капли дождика, (1) сверкающие на солнце, (2) похожи на крупные слёзы (3) вопящего ребёнка.
8) Ранее в водолазы избирали людей, (1) разбивающих одной рукою (2) подкову (3) и (4) весящих не меньше 7 пудов.
, и . — однородные сопричастные обороты
9) Издавна (1) опавшие жёлтые (2) листья, (3) долготерпеливо ждущие первого снега (4) и (5)попираемые ногами, (6) золотятся на солнце, (7) испуская из себя лучи.
, и . — однородные причастные обороты
, _._.. — деепричастный оборот
2. Выпишите числа, на месте которых обязаны стоять запятые.
1. Разноцветные заросли, (1) интеллигентные одиночными (2) и колониальными коралловыми полипами, (3) превосходно видны через прозрачные воды тёплых тропических морей (4) в тихий солнечный денек.
1. Амбра, (1) длинно пробывшая в морской воде (2) либо умышленно очищенная, (3) имеет чуть уловимый (4) запах жасмина.
2. В Крыму Васильев подолгу любовался горами, (1) устремлёнными к солнцу (2) и (3) окружёнными розовой дымкой (4) деревьями.
3. Замечательная биография архангельского мужчины Миши Васильевича Ломоносова,(1) ушедшего из деревни с обозом в Москву (2) и (3) ставшего со временем наибольшим учёным, (4) известна сейчас каждому школьнику.
4. Нарядных бабочек-крапивниц,(1) просто порхающих (2) либо греющихся на солнце, (3) можно узреть в природе (4) уже ранней весной.
5. [Воспитанник первого класса бегал по коридору (1) сломя голову (фразеологизм)], (2) (будто за ним гнались). СПП
6. Смешиваясь с солёными морскими ветрами, (1) запах цитрусовых (2) творит (3) целебно действующую (4) на людей атмосферу.
7. Вечером, (1) конечно расстроенная, (2) она(собственное мест.) всё же принялась за уборку квартиры.
8. Утомленные маминой чистоплотностью (1) ребята приучались хитрить.
9. Сад, (1) всё больше редея и переходя в истинный луг, (2) опускался к (3) поросшей зелёным камышом и ивняком (4) реке.
1) Город(X),(1) /раскинувшийся со всеми своими колокольнями и башнями на правом берегу реки/,(4) поражал воображение путешественников.
2) Рыбак,(1) склонившись личиком к самой воде,(2) высматривал что-то в глубине.
3) И рыба, и пловец поплыли между камнями,(2) /ощетинившимися во все стороны/ водными растениями к углублению в пористой горе.
(! меж камнями, водорослями однородные происшествия _._)
4) Мы смели веником с башмак подтаявший снег и вошли в дом(X),(3)
/заполненный хохотом и голосами/.
5) Позвав кратко остриженного слугу в голубом кафтане,(3) Василий Иванович пригласил гостей в дом.
6) Вспыхивая разноцветным опереньем,(1) с дерева на дерево перелетали попугаи,(3) даже на лету не переставая тараторить.
7) Капли(X) дождика,(1) /сверкающие на солнце/,(2) схожи на большие слёзы плачущего ребёнка.
8) Ранее в водолазы выбирали людей(X),(1) /ломающих одной рукою подкову/и /весящих не меньше 7 пудов/.
9) Издавна опавшие жёлтые листья(X),(3) /долготерпеливо ожидающие первого снега/ и /попираемые ногами/,(6) золотятся на солнце,(7)
испуская из себя лучи.
**Обозначить границы обособлений и выделить соответственно:
определения //
происшествия _._._
Определяемые слова обозначены (Х) указать сверху.
2. Числа, на месте которых обязаны стоять запятые:
1) Разноцветные заросли,(1) интеллигентные одиночными и колониальными коралловыми полипами,(3) хорошо видны через прозрачные воды тёплых тропических морей в тихий солнечный день.
2) Амбра,(1) долго пробывшая в морской воде либо умышленно очищенная,(3) имеет чуть уловимый запах жасмина.
3) В Крыму Васильев длительно любовался горами,(1) устремлёнными к солнцу,(2) и окутанными розовой дымкой деревьями.
4) Замечательная биография архангельского мужчины Миши Васильевича Ломоносова,(1) ушедшего из деревни с обозом в Москву и ставшего со временем наибольшим учёным,(4) знаменита сейчас каждому школьнику.
5) Наряженных бабочек-крапивниц,(1) просто порхающих либо греющихся на солнце,(3) можно увидеть в природе теснее ранешней весной.
6) Ученик первого класса бегал по коридору сломя голову,(2) словно за ним гнались
7) Смешиваясь с солёными морскими ветрами,(1) запах цитрусовых создаёт врачебно действующую на людей атмосферу.
8) Вечерком,(1) конечно расстроенная,(2) она всё же принялась за уборку квартиры.
9) Утомленные маминой чистоплотностью,(1) ребята приучались лукавить.
10) Сад,(1) всё больше редея и переходя в истинный луг,(2) опускался к поросшей зелёным камышом и ивняком реке.
Источник
Кот и полицейский. Избранное (4 стр.)
Вот взметнулось маленькое облако песка, и где-то глубоко послышался всплеск. Это ударил хвостом сарган. Он не заметил, что в него нацелена острога. Теперь уже Цеффирино плыл под водой. Сарган, лениво повернувшись несколько раз и показав свои полосатые бока, внезапно бросился в сторону. И рыба и охотник поплыли между камнями, ощетинившимися во все стороны водорослями к углублению в пористой и почти совершенно голой скале. «Ну, здесь уж ты от меня не уйдешь!» – подумал Цеффирино, но в ту же секунду сарган исчез. Из щелей и углублений вырывались пузырьки воздуха; некоторое время они вереницей летели кверху, потом все замирало, но вот уже в другом месте вверх летела новая вереница пузырьков. В ожидании добычи колыхались морские анемоны. Сарган высунулся из одной расселины, тотчас же скрылся в другой, затем снова показался из щели далеко в стороне. Обогнув выступ скалы, он нырнул в глубину, и Цеффирино увидел возле самого дна полосу светящейся зелени. Рыба скрылась в этом зеленом сиянии. Цеффирино бросился вдогонку.
Миновав низкую арку у подножия утеса, он снова увидел над собой толщу воды и небо. Со всех сторон дно бухты было исчерчено тенями редких скал; там, где тени понижались, бухта отделялась от моря грядой этих скал, торчавших над водой.
Изогнувшись всем телом и оттолкнувшись ластами, Цеффирино всплыл, чтобы перевести дыхание. Вот воздушная трубка выскочила на поверхность, и из нее брызнуло несколько капель воды, просочившихся в маску, однако голова мальчика все время оставалась под водой. Вдруг он снова увидел саргана, даже не одного, а сразу двух. Не успел он прицелиться в них, как показалась целая флотилия сарганов, спокойно плывущих слева от него, потом такая же стая засверкала справа. Место было на редкость богатое рыбой, прямо-таки пруд, а не открытое море! Куда бы Цеффирино ни посмотрел, всюду шевелились тонкие плавники, блестела чешуя. Мальчик был так поражен и очарован этой картиной, что ему даже в голову не пришло выстрелить из своего ружья.
Сейчас важнее всего было не спеша присмотреться, как лучше выстрелить, чтобы не распугать остальную рыбу. По-прежнему держа голову под водой, Цеффирино направился к ближайшему утесу и вдруг прямо перед собой увидел в воде белую руку, безвольно повисшую вдоль стены, уходящей в глубину. Море было совершенно неподвижно, но на его поверхности, натянутой и прозрачной, то и дело расходились концентрические круги, словно в этом месте одна за другой падали дождевые капли. Мальчик поднял голову и огляделся. На самом краю утеса ничком лежала толстая женщина в купальном костюме. Женщина загорала и плакала. Слезы одна за другой бежали по ее щекам и капали в море.
Цеффирино поднял маску на лоб и сказал:
– Ничего, мальчик, – ответила толстуха, всхлипывая. – Лови себе рыбу.
– Здесь очень рыбное место, – объяснил он. – Вы видели, сколько тут рыбы?
Толстая женщина продолжала лежать не шевелясь, приподняв голову и уставившись перед собой полными слез глазами.
– Ничего я не видела. Да и как я могу увидеть? Вот плачу, плачу, никак не успокоюсь.
Когда дело касалось моря и рыб, Цеффирино мог кого угодно за пояс заткнуть, но в присутствии посторонних он снова становился разиней, заикающимся на каждом слове.
– Мне очень жалко, синьора… – пролепетал он, собираясь снова отправиться к своим сарганам. Но такая толстая женщина, да еще в слезах – это было так необычайно, что Цеффирино помимо воли остался на месте и уставился на нее, словно зачарованный.
– Я вовсе не синьора, мальчик, – снова заговорила толстуха своим звучным, немного гнусавым голосом. – Зови меня синьорина. Синьорина Де Маджистрис. А тебя как зовут?
– Прекрасно, Цеффирино. Хороший улов? Или хорошая охота, как у вас говорят?
– Не знаю, как говорят. Я еще ничего не поймал. Но место тут – что надо!
– Будь осторожен со своим ружьем. Я не за себя беспокоюсь, что мне, несчастной! Я из-за тебя, чтобы ты как-нибудь не поранился.
Цеффирино ответил, что она может не беспокоиться. Присев на камень рядом с женщиной, он некоторое время смотрел, как она плачет. Иногда казалось, что она уже успокаивается: в эти минуты она прерывисто вздыхала покрасневшим носом и поднимала вздрагивающую голову. Но почти тотчас же в уголках ее глаз под веками появлялись слезинки, набухали и в конце концов переливались через край.
Цеффирино не знал, что и подумать. При виде плачущей синьорины просто сердце сжималось. Но как можно быть такой печальной, когда вокруг море, а в нем кишмя кишит всякая рыба и ото всего этого сердце наполняется радостью и решимостью? Снова броситься в зеленую глубину и, как прежде, гоняться за рыбами? Но как же он может это сделать, когда рядом сидит взрослая тетя и обливается слезами? Получалось, что в одно и то же время, в одном и том же месте можно испытывать прямо противоположные и совершенно несовместимые желания! Вместе они не укладывались в сознании Цеффирино, и он никак не мог отдаться ни тому, ни другому.
– Синьорина, – проговорил он.
– Отчего вы плачете?
– От несчастной любви.
– Тебе этого не понять. Ты еще маленький.
– Хотите попробовать поплавать в маске?
– Спасибо, с удовольствием. А это хорошо?
– О! Это лучше всего на свете!
Синьорина Де Маджистрис встала и застегнула на спине бретельки купальника. Цеффирино подал ей маску и подробно объяснил, как ее надевать. Когда маска была надета, синьорина полушутливо, полусмущенно покрутила Головой, однако сквозь стекло было видно, что глаза ее продолжают плакать. Неуклюже, как тюлень, она бултыхнулась в море, опустила лицо в воду и принялась барахтаться.
С ружьем под мышкой Цеффирино прыгнул следом за ней и поплыл.
– Как только увидите рыбу, подайте мне знак! – крикнул он синьорине Де Маджистрис.
В воде он не признавал шуток. Редко кому выпадала честь отправиться с ним на рыбную ловлю.
Но синьорина высунула лицо из воды и отрицательно замотала головой. Стекло маски стало мутным, и теперь сквозь него уже нельзя было разглядеть ее лица.
– Я ничего не вижу, – пожаловалась она, содрав маску. – От слез все стекло запотело. Нет, я не могу. Мне очень жаль, но…
Она была вся в слезах, но из воды не вылезала.
– Вот ведь беда, – пробормотал Цеффирино.
У него не было с собой половинки сырой картофелины, которой обычно протирают стекло маски, чтобы вернуть ему прозрачность, но он устроил все как нельзя лучше, заменив картофелину собственной слюной, и надел маску.
– Смотрите, как я делаю, – сказал он толстухе.
И они вместе поплыли в море. Цеффирино, отталкиваясь ластами, плавно скользил, опустив лицо в воду, синьорина плыла на боку, вытягивая одну руку и подогнув другую, горестно подняв голову и не переставая плакать.
Плавала она плохо, эта синьорина Де Маджистрис, все время на боку, неловко хлопая по воде руками. Под ней на многие метры вглубь опрометью бросались в разные стороны рыбы, спешили убраться подальше морские звезды и каракатицы, раскрывали свои рты актинии. Поэтому перед глазами Цеффирино потянулись теперь такие пустынные пейзажи, что он даже растерялся. Здесь было уже довольно глубоко. Песчаное дно сплошь усеивали маленькие обломки камней, между которыми слабо колыхались в такт еле заметным движениям моря перепуганные водоросли. Но сверху казалось, что это камни плавно скользят по однообразному фону песчаного дна среди неподвижной воды и густых зарослей морской травы.
Вдруг Де Маджистрис увидела, что мальчик вниз головой уходит под воду. На секунду мелькнула его спина, потом ласты, и вот уже его тень, отчетливо различимая в прозрачной воде, скользнула вниз, на дно. Люпаччо слишком поздно заметил грозившую ему опасность, с силой пущенная острога догнала и ударила его наискось, ее средний зуб впился в хвост рыбы, пронзив его насквозь. Люпаччо напряг свои колючие плавники и стал метаться в разные стороны, взбаламучивая воду. В его теле сидел только один из трех зубьев остроги, поэтому он еще надеялся вырваться, пусть даже лишившись хвоста. Но он добился только того, что зацепился плавником за другой зуб остроги. Люпаччо был пойман. Натянулась леска, наматываясь на катушку, и скоро над рыбой закачалась розовая тень довольного собой Цеффирино.
Через несколько секунд из воды вынырнула острога с насаженной на ней рыбой, потом появилась рука мальчика, наконец, показалась голова в маске и послышался клекот воды в дыхательной трубке.
– Посмотрите, какая красивая! – воскликнул Цеффирино, подняв маску. – Смотрите, синьорина!
На остроге торчал большой, черный, с серебром люпаччо. Однако женщина продолжала плакать.
Цеффирино взобрался на вершину утеса. Де Маджистрис с трудом вскарабкалась следом за ним. Мальчик нашел неподалеку небольшую выбоину в камне, до краев наполненную водой, и опустил туда рыбу, чтобы она не испортилась. Оба присели рядом с ней на корточки, и Цеффирино, с интересом наблюдая, как тело рыбы меняет цвет, и поглаживая ее по чешуе, то и дело предлагал Де Маджистрис последовать его примеру.
– Посмотрите только, какой он красивый! – повторял мальчик. – Видите, как бьется?
Когда ему показалось, что к унынию, не покидавшему толстуху, начинает примешиваться какой-то интерес к пойманной им рыбе, он сказал:
Источник