Лексическая тема "Рыбы"
картотека по логопедии (старшая группа)
— ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
— рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними;
— рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб.
Дидактическая игра «Подбери признак»
Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы? (уха)
Чем ловят рыбу? (удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (детки рыбы)
Задание «Чей? Чья? Чьё?»
Голова щуки чья? (щучья)
У сома усы чьи? (сомовьи)
Хвост судака чей? (судачий)
Туловище окуня чьё? (окуневое)
Дидактическая игра «Сосчитай рыбок»
Одна рыбка, две рыбки, …, пять рыбок, …, десять рыбок.
Одна щука, две щуки, …, пять щук, …, десять щук.
Один лещ, два леща, …, пять лещей, …, десять лещей.
Одна форель, две форели, …, пять форелей, …, десять форелей.
Один ерш, два ерша, …, пять ершей, …, десять ершей.
Один сом, два сома, …, пять сомов, …, десять сомов.
Дидактическая игра «Семейка слов»
Как можно назвать маленькую рыбу? (рыбка, рыбешка)
Как называют человека, который ловит рыбу? (рыболов, рыбак)
Что делает рыбак? (рыбачит)
Куда ходит рыбак? (на рыбалку)
Какой суп варят из рыбы? (рыбный)
Как можно назвать большую рыбу? (рыбина)
Рыбка к камню (подплыла).
Рыбка от берега (отплыла).
Рыбка всю реку (переплыла).
«Речные и озерные рыбы»
- Прослушай внимательно, повтори по памяти : ЩУКА,
ОКУНЬ, НАЛИМ, СОМ
- Назови, кто это (Это рыбы)
- Расскажи, где живут рыбы. (Эти рыбы живут в реках и озерах. Это речные и озерные рыбы)
- Каких рыб ты еще знаешь? (Судак, ерш, лещ, карась)
- Расскажи, что есть у всех рыб.
2. Расскажи, чем рыбы отличаются от животных :
- У животных шерсть, а у рыб — …….. (чешуя)
- У животных лапы, а у рыб — ……… (плавники)
- У животных легкие, а у рыб — ……. (жабры)
3. «Большой — маленький»
Щука – щучка, Сом — …….. (сомик), Рыба — ……, .Икра –……. Окунь — ……., Карась — ……. Плавник — ……, Хвост — ……, Чешуя — ……..
4. Скажи по образцу:
- 1 щука – 2 ….. (щуки) – 5 -………. (щук)
- 1 рыба – 2 ………. – 5……………
- 1 плавник – 2……….. – 5………….
- 1 сом – 2……… — 5………..
- 1 чешуйка – 2………… — 5 …………..
Тема: « Аквариумные и пресноводные рыбы. Животный мир морей и океанов».
1. Уметь назвать морских, пресноводных рыб.
Игра « Кто больше слов назовёт».
Словарь: животное, рыба, океан, море, река, озеро, пруд, кит, акула, дельфин, скат, меч-рыба, пила-рыба, скумбрия, ставрида, сом, щука, окунь, плотва, судак, … .
2. Ответить на вопросы:
— Почему пресноводных рыб так называют?
— Что у рыб вместо ног?
— Почему рыбы могут дышать в воде?
— Чем покрыто тело рыб?
— Как называется суп из рыбы?
— Чем ловят рыбу? (удочка, сеть, невод)
— Кто такие мальки?
3 . Повторить скороговорки:
Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.
В озере карп, а в море краб.
Прочитайте ребёнку стихотворения. Предложите выучить
одно из сти-й наизусть (по выбору).
Лежит подводная страна
Глубоко под водой.
Там рыба плавает луна
Рядком с морской звездой.
Но хоть и встретится луна,
Совсем не светится она.
Ничуть не ярче и звезда,
Она не светит никогда.
А чтобы скаты и угри
Найти свой дом могли бы,
Горят там всюду фонари –
Играть в футбол морским ежом
И скоро стали решетом
Их новые штанишки.
За эти милые дела
Их дома трёпка бы ждала.
Но рыба добрая – игла
Зашить штанишки помогла.
Прочитайте ребёнку стихотворения. Предложите выучить
одно из стих-й наизусть (по выбору).
Как лента блестящая, речка течёт
А в речке вода леденящая,
У берегов ворчливая, а посерёдке ленивая.
А чего её ворчать, речной-то воде?
Об этом не скажет никто и нигде.
Пожалуй, камни да рыбы
Об этом сказать могли бы,
Ему мы дали прозвище:
Живёт он в самом омуте –
Огромный рот у рыбины,
А глазки чуть видны.
-Узнали вы, наверное?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие связной речи и лексико-грамматических компонентов по лексической теме: «Домашние животные»
Данное занятие учит детей составлять предложения о котёнке с опорой на сюжетные картинки. Формирует номинативную лексику по теме «Домашние животные».
Конспект занятия по лексической теме «Фрукты».
«Картотека пальчиковых игр по лексической теме «Времена года». Лексическая тема «Осень»
Пальчиковые игры по теме «Времена года». Разбиты по разделам: Осень, Зима, Весна, Лето.
НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия) НОД по развитию речи для детей 5-6 лет. Лексическая тема «Транспорт» (конспект занятия)
НОД по развитию речи для детей 5 – 6 лет.Лексическая тема «Транспорт» Цель: расширение и активизация словарного запаса.Задачи:Коррекционно-образовательные:1.Закреплять сло.
Викторина «Татарча сөйләшәбез» В процессе викторины решается комплекс задач: — усвоение лексического минимума; — приобретение необходимого словарного запаса; — развитие речевых навыков (произносительных, лексических, грамматических)
Викторина «Татарча сөйләшәбез»В процессе викторины решается комплекс задач:- усвоение лексического минимума;- пр.
Тематическое планирование лексических тем. Логопедические пятиминутки. Материалы по лексическим темам для сайта.
В этом учебном году, 2015-2016, мы решили в разновозрастной логопедической группе взять за основу программу Н.Нищевой. Программа хорошо проработана, по н.
Коррекционно-образовательные цели: формирование лексико-семантической готовности к составлению рассказа по серии сюжетных картин. Уточнение, расширение и активизация словаря по лексической теме «Зимую.
Источник
Лексическая тема "РЫБЫ"
Рассказать ребёнку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных); обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб. Ответить на вопросы: Что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде? Чем покрыть туловище рыб? Рассмотреть с ребёнком иллюстрации рыб. Рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
2.Дидактическая игра «Подбери признак».
3.Объяснить ребёнку, почему так говорят:
4.Ответить на вопросы:
Как называется суп из рыбы? (Уха).
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом).
Кто такие мальки? (Рыбкины детки).
5.Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чьё туловище».
У щуки – голова щучья, хвост щучий, плавник щучий, туловище щучье.
У рыбы – голова рыбья, хвост рыбий, плавник рыбий, туловище рыбье.
6.Дидактическая игра «Сосчитай рыбок».
Одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок. (Щука, карась, акула и т.д.)
7.Дидактическая игра «Выбери нужное действие (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню … (отплыла, подплыла).
Рыбка от берега … (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку … (всплыла, переплыла).
8.Дидактическая игра «Один – много».
Рыба – рыбы лещ – лещи карась – караси
Щука – щуки акула – акулы сом – сомы.
9.Дидактическая игра «Какие рыбы живут …?».
Источник
Рыба какая подбери признак
Задание 1. Родителям рекомендуется:
— рассказать ребенку о рыбах (морских, пресноводных, аквариумных);
— обратить внимание на особенности проживания, питания, строения и дыхания рыб;
— ответить на вопросы: что у рыб вместо ног? Почему они могут дышать в воде?
рассмотреть с ребенком иллюстрации рыб;
— прочитать и обсудить с ребенком «Сказку о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина;
— рассказать об аквариумных рыбках, их названиях, способах ухода за ними.
Задание 2. Отгадать и объяснить загадки про рыб.
Ног нет, а движется, перья есть, а не летает, глаза есть, а не мигает.
У родителей и детей вся одежда из монеток.
Блещут в речке чистой спинкой серебристой.
Задание 3. Дидактическая игра «Подбери признак»: рыбка (какая?) — .
Задание 4. Подобрать родственные слова: рыба — рыбка, рыбак, рыболов, рыбный.
Задание 5. Объяснить ребенку, кто такой рыболов и почему он так назван? (Ловит рыбу.)
Задание 6. Объяснить ребенку, почему так говорят: «Молчит как рыба».
Задание 7. Ответить на вопросы.
Как называется суп из рыбы? (Уха)
Чем ловят рыбу? (Удочкой, сетью, неводом)
Кто такие мальки? (Рыбкины детки)
Задание 8. Дидактическая игра «Назови, чей плавник, чей хвост, чья голова, чье туловище?» (образование притяжательных прилагательных): у щуки голова — щучья, хвост — . , плавник — . , туловище — .
Задание 9. Дидактическая игра «Сосчитай рыбок» (согласование имен существительных с числительными): одна рыбка, две рыбки, три рыбки, четыре рыбки, пять рыбок.
Задание 10. Дидактическая игра «Выбери нужное действие» (понимание значений глаголов с приставками).
Рыбка к камню. (отплыла, подплыла). Рыбка от берега. (переплыла, отплыла). Рыбка всю реку. (вплыла, переплыла).
Задание 11. Выучить скороговорку и стихотворение.
Рыбу ловит рыболов, весь в реку уплыл улов. В банке — чистая вода, пустим рыбок мы туда. Будут рыбки там играть, плавать, Хвостиком вилять, крошки хлеба подбирать.
Задание 12. Выложить фигуру из спичек по образцу.
Задание 13. Нарисовать аквариум с рыбками. Задание 14. Вырезать картинки с изображением морских, пресноводных, аквариумных рыб и вклеить их в альбом.
Источник
Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»
Домашние задания логопеда по лексической теме «Рыбы» для детей старшей логопедической группы включают в себя лексический материал (словарь), грамматические упражнения и задания на развитие связной речи.
Лексическая тема «Рыбы»
Предметы: рыба, окунь, лещ, щука, карась, ерш, плотва, сом, гуппи, золотая рыбка, меченосец, скалярия, гурами., барбус, сомик; мальки, икринки; река, пруд, озеро, аквариум, дом; туловище, жабры, хвост, плавники, чешуя; водоросли, рыбалка, хищники, крючок, червяк; вода.
Признаки: речные, аквариумные, хищные, плавающие; прозрачный, усатый, полосатый, золотистый…
Действия: спасаться, охотиться, ловить, откладывать, плавать…
Задания логопеда по лексической теме «Рыбы»:
1. Подбери признаки (не менее трех признаков):
2. Подбери действия (не менее трех действий):
щука (что делает?) – …
3. Один – много (множественное число):
4. Есть – нет (родительный падеж):
корм – нет корма
рыба –
окунь — …
плавник – …
карась — …
скалярия — …
сомик — …
малек — …
чешуя — …
аквариум – …
щука — …
вода — …
один аквариум, два …, три …, четыре …, пять
одна щука, две …, три …, четыре…, пять…
6. Нарисуй или вырежи изображения рыб. Раздели их на две группы: аквариумные рыбки и пресноводные рыбки. Покажи назови их части:
туловище, голова, плавники, хвост, жабры, глаза, пасть
7. Выучи стихотворение (ребенок должен знать автора):
На закате дремлет пруд.
По воде круги плывут –
Это маленькие рыбки
Разыгрались там и тут.
Любо им водой плеснуть,
Чешуей на миг блеснуть, —
Рыбкам выпрыгнуть на воздух
Все равно, что нам нырнуть
(Е. Стюарт)
Источник