Садово парковое искусство Древний Египет



Сады и цветы

Древние египтяне любили цветы и деревья, поэтому к каждому большому дому обязательно примыкал тенистый сад. В истории Египта часто упоминаются сады, реже сады при храмах, чаще сады у частных домов. Полив был основной проблемой, с которой сталкивался владелец сада, и, хотя это был жизненно важный вопрос, он упоминается почему-то крайне редко. Найдено изображение, относящееся к периоду правления XIX династии, на котором садовники занимаются поливом растений. Воду из водоема или канала они поднимают с помощью шадуфа, точно так же как современный египтянин поднимает воду для полива поля.

Любовь к садам объясняется верой египтян в то, что у входа в загробный мир они первым делом увидят красивое, раскидистое дерево, под которым их ждет богиня с едой и питьем. Они настолько любили свои сады, что молились, чтобы после смерти могли вернуться и посидеть в тени, наслаждаясь плодами выращенных ими деревьев.

Из цветов самым любимым был голубой лотос, частично из-за цвета, но главным образом благодаря его аромату. Цветы часто встречались в изображениях ритуальных сцен на стенах храмов и гробниц. Цветками лотоса украшали храмовые колонны. Женщины носили венки из голубых цветов лотоса. Лодочники вешали на шею цветок лотоса. Танцовщицы украшали себя цветами лотоса. В архитектурном убранстве храмов используются колонны в виде связки бутонов лотоса. Знак царской власти – скипетр – делался в виде цветка лотоса на длинном стебле.

В период Нового царства (из которого удалось почерпнуть основную информацию) колонны дворцов и храмов тоже украшали изображением лотоса: в основании – листья, вверху – связка стеблей с цветками и бутонами. У входа в дом слуга вручал гостям цветы лотоса. Цветок голубого лотоса был излюбленным элементом ювелирных украшений; для их изготовления ремесленники использовали золото и лазурит. Венки из цветов лотоса клали в могилы. Лотос был настолько тесно связан с женщиной, что на надгробиях изображалась женщина, держащая в руке цветок лотоса, словно вдыхающая его аромат.

Древние египтяне любили и рисовали не только лотосы. Венок из незабудок принцессы XII династии отличается богатством красок и изысканностью, как и венок из лютиков царицы Таусерт, последнего фараона XIX династии. Растительный орнамент и изображения цветов, украшавшие стены Телль-эль-Амарны, поражали разнообразием. Здесь были и синие васильки, и маргаритки с белыми лепестками и желтой серединой, и красные маки, и множество различных растений и листьев. На панорамном барельефе в Мединет-Абу битва представлена как сражение на цветущем лугу.

Даже в додинастический период в страну ввозили растения и деревья; согласно легенде, Осирис привез пшеницу, ячмень и виноградную лозу.

Надпись на сланцевой палетке сообщает о захвате Ливии, и среди военной добычи упоминаются оливковые деревья. Гранат появился в Египте, скорее всего, из Палестины. Часто упоминающиеся ладановые и мирровые деревья, привозимые из-за границы, высаживали в садах при храмах.

Лен, одно из важнейших растений, появился в период правления I династии. Обработка льна изображена на рельефах и рисунках, сохранившихся на стенах гробниц. Для получения длинных волокон египтянин вырывал стебли льна вместе с корнем целыми пучками из земли. Затем связывал эти пучки в снопы и клал их для просушки на поле. После этого длинные стебли льна погружал в особый сосуд и в нем, согласно надписи, «варил». Вываренные стебли отбивал молотком, чтобы отделить сердцевину стебля от ее внешней части. Из обработанного льна пряли нитки и делали ткани. Клевер, среди прочих полезных растений, был, вероятнее всего, ввезен в Египет из Малой Азии в период правления I династии. Хна, которую женщины использовали для окраски ногтей и ладоней, тоже была среди первых растений, завезенных в Египет. Тутмос III привез много диковинных растений из чужеземных стран; эти растения изображены на стенах одного из его храмов в Карнаке. В надписи говорится: «…Растения всякие необыкновенные и всякие прекрасные цветы, происходящие из страны бога, (доставленные могуществу) его величества, после того как направился его величество и Верхнее Речену, чтобы покорить страны (северные), согласно приказу отца Амона, который поверг все страны под сандалии его от (этого дня) и до (истечения) миллионов лет».

Множество остатков цветов было найдено в гробницах; в саркофаги царствующих персон и вельмож всегда клали венки. В захоронениях в Хаваре были обнаружены остатки растений, ввезенных в Египет: граната, льна, клевера, винограда смородины, персика, хны, грецкого ореха, мирта, паслена, бессмертника, майорана, лавра, нарцисса. Среди цветов были и розы – «брали розы в бутонах, они увядали, но стоило их поставить в горячую воду, как они распускались»[85].

Среди цветов, обнаруженных в гробнице Тут-анх-Амона, меньше ввезенных в Египет, чем среди найденных в Хаваре. В его гробнице были листья оливковых деревьев, лепестки голубого лотоса, васильки, ивовые листья, паслен, дикий сельдерей, плоды мандрагоры. Судя по венкам, похороны состоялись в конце марта или в начале апреля.

Читайте также

34. ЦАРСКОГО САДА ЦВЕТЫ (Адрес первый: 3-я Советская ул., 32, кв. 8)

34. ЦАРСКОГО САДА ЦВЕТЫ (Адрес первый: 3-я Советская ул., 32, кв. 8) Гумилева расстреляют в тридцать пять лет. По глухим сведениям, он в тот августовский рассвет, стоя на краю ямы, вырытой на Ржевском артиллерийском полигоне под Петроградом, где-то между поселками Приютино и

САДЫ ГЕСПЕРИД

САДЫ ГЕСПЕРИД Страна, где древний стережет дракон Запретные плоды, где длится сон Любовников развоплощенных, Окружена кольцом ревнивых вод, Из памяти смущенной восстает; И слышу лепет волн бессонных, И вижу тени светлых колоннад, Пылающий, торжественный закат, Садов

13. Красные цветы

13. Красные цветы Девушка сидела на вокзале. Слёзы по щекам её текли. А на камнях бережно лежали Нежные красивые цветы По перрону медленно ходила, Поезда давно уже прошли, Девушка на рельсы положила Красные, как кровь, цветы. Видел я её вчера еще счастливой. Парень шёл с ней

Цветы. Рисунок

Цветы. Рисунок Рисунок из рукописного альбома. Акварель. 1820-е

Цветы и корни

Цветы и корни В октябре 1850 года в Уральске Шевченко познакомился с поляком Максимилианом Ятовтом, который, как и Шевченко, был отправлен служить рядовым в Оренбургский край. Позднее Ятовт начнет печататься под псевдонимом Якуб Гордон. Он оставит очень интересное

Сады наслаждений

Сады наслаждений В жарком климате Востока нет ничего приятнее, чем предаваться неге в прохладной тени цветущего сада.Мелек-ханум описала посещение сада знатной египетской дамы: «Это было удивительно красиво. Финиковые пальмы, апельсиновые деревья, цветы и кусты были

Цветы

Цветы Вручение Цветы — универсальный подарок. Украшенный букет является как дополнением к любому презенту, так и самостоятельным подарком. Вручая букет цветов в компании с большим количеством гостей, его желательно подписать, украсить именной открыткой или приложить

Сады Неотъемлемая часть традиционного жилища — «японский сад» известен в той или иной форме (которая может оказаться и карикатурной), и его специфические элементы составляют множество символов, порождающих фантастические образы. Прежде всего в нем есть каменный или

Розы и соловьи. Цветы вообще

Розы и соловьи. Цветы вообще Попробуем немного упорядочить наш текст и поставить на правильные философские ходули. Однозначность, монотонность суть пародия на термины «единство» или «монада». По мнению А. Ф. Лосева, вся античность была одержима проблемой единства и его

Цветы и прекрасная дама

Цветы и прекрасная дама Артур Рондо Иван Семенович Куликов (1875-1941) Натюрморт. Букет садовых цветов в фарфоровой вазе. 1929 Холст, масло. 72 х 67 Частное собрание, Москва Владимир Васильевич Лебедев (1891

1967) Портрет художницы Н.ЛекаренкоНачало 1930-х Холст, масло. 86 х 66 Частное

Источник

Садово-парковое искусство. Древний Египет

История развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в современном понимании ландшафтный дизайн – это, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Древние сады. Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.

Эпоха бронзы (2 тысячелетие до н.э.) начинают появляться сооружения из огромных каменных глыб. В это время нет понятия архитектуры как искусства, создается мегалитическая архитектура –выражение идеологических, духовных и эстетических потребностей на примитивном уровне. Наиболее характеры для этого времени такие сооружения как менгиры, дольмены и кромлехи.

Читайте также:  Что растет под землей 8211 Выращивание из Семян

Менгиры – вертикально поставленные, необработанные камни – место общественных церемоний.

Дольмены – 2-4 вертикальных камня, перекрытые грубо обработанным каменным блоком – место захоронения членов рода.

Кромлех (Стоунхендж) – каменные плиты или столбы по кругу, соединены положенными на них каменными блоками, имеющие ритуальное, возможно астрономическое назначение. Они имеют центричную и осевую планировочную композиции. Так же создаются циклопические крепости. ородища.

Древний Египет– характерны грандиозные монументальные сооружения, возвеличивающие фараонов. Наиболее древние памятники находятся в дельте Нила, что обуславливается тем, что начало египетской цивилизации было положено именно в этом месте. Строительными материалами в Египте служили обмазанные глиной тростники, кирпичи из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях использовался камень. Художественные формы и изобразительные мотивы были взяты египтянами у природы: солнце, лотос, папирус, пальма, львы, имели в основном культовое назначение. Памятники аритектуры Древнего царства (28–23 вв до н.э.) – пирамиды фараонов и гробницы знати, храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (Пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Среднего царства (21–18вв до н.э.) – скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью. Нового царства (16–11 вв до н.э.) – храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной.

Сады в этом времени носят регулярный характер: обычно это квадратный участок, обнесенный стеной, по его периметру высажены деревья, в центральной части находится виноградник; так же здесь расположены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

— регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

— формирование замкнутых композиций;

— наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

— использование ритма как композиционного приема;

— применение аллейных и рядовых посадок;

— использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)(8-7 вв до н.э). Основным материалом для строительства является непрочный сырцовый кирпич. Города создаются округлой, а позднее прямоугольной формы, окруженные двойным или тройным кольцом крепостных стен.В основе планировки Ва­вилоналежит 8 широких улиц, ведущих к городским воротам. От них к определенному храму ведет широкая улица .

Дворцы– изолированные городки с мощными стенами, запутанной планировкой для обороны.

Храмы– второстепенные элементы композиции. Строительство на террасах применялось для храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. На их нижних платформах по периметру высаживали растения в ямы с растительной землёй.

В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

«Висячие сады» Семирамиды располагались во дворе дворца царя Навуходоносора и представляли собой ряд возвышающихся террас: на нижних находились деревья, на верхних – кустарники и цветы. Существовали и обширные парки для охоты и прогулок верхом. (прообраз современных лесопарков).

Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис источникам — Семирамида; по третьим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навухудоносора П, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилоне, возле современного города Хилла в Ираке. Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н.э. Являются чудом света, просуществовавшим наименьшее время. Вавилонский царь Навуходоносор П (605-562 до н.э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора П на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносора П приказал возвести висячие сады. Однако в исторической науке название садов ошибочно закрепилось за Ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев.Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцовового Цартфараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством». Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения. Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Источник

Садово-парковое искусство. Древний Египет

История развития ландшафтного дизайна шла параллельно с историей развития человечества. Древний человек был изначально привязан к природе, потому что от взаимодействия с ней зависела его жизнь – он получал от неё пропитание, одежду и жилище.

В большинстве своём близлежащие к дому территории «обустраивались» огородами, грядками для чисто утилитарных целей – получить пищу.

Однако в современном понимании ландшафтный дизайн – это, не огород с помидорами. А нечто такое, чем можно любоваться. Это то, что доставляет эстетическое удовольствие. И, в конце концов, это место, где можно отдохнуть.

Так вот первые парковые зоны для эстетического созерцания, для удовольствия, для прогулок начали появляться тогда, когда появились первые зажиточные, знатные люди, т.е. с началом рабовладельческого строя. И чем богаче был человек, тем больше и красивее были сады, окружавшие его владения.

В каждой стране история ландшафтного дизайна складывалась по-своему. Вы, наверно, знаете, что есть итальянский стиль, французский и множество других. Формирование каждого стиля произошло не случайно. И не случайно каждый стиль приписывают какой-то одной стране. Зарождению определённых стилей способствовали, в первую очередь, рельеф и климат конкретной страны. Например, регулярные парки на холмистом рельефе называют итальянскими, а на ровной местности – французскими, сады с обилием цветов называют – голландскими и т.д.

Читайте также:  Домашнее растение с колючками как называется

Древние сады. Древнейшие памятники ландшафтного искусства и градостроительства. Архитектура и ландшафтное и искусство Древнего Рима и Греции.

Эпоха бронзы (2 тысячелетие до н.э.) начинают появляться сооружения из огромных каменных глыб. В это время нет понятия архитектуры как искусства, создается мегалитическая архитектура –выражение идеологических, духовных и эстетических потребностей на примитивном уровне. Наиболее характеры для этого времени такие сооружения как менгиры, дольмены и кромлехи.

Менгиры – вертикально поставленные, необработанные камни – место общественных церемоний.

Дольмены – 2-4 вертикальных камня, перекрытые грубо обработанным каменным блоком – место захоронения членов рода.

Кромлех (Стоунхендж) – каменные плиты или столбы по кругу, соединены положенными на них каменными блоками, имеющие ритуальное, возможно астрономическое назначение. Они имеют центричную и осевую планировочную композиции. Так же создаются циклопические крепости. ородища.

Древний Египет– характерны грандиозные монументальные сооружения, возвеличивающие фараонов. Наиболее древние памятники находятся в дельте Нила, что обуславливается тем, что начало египетской цивилизации было положено именно в этом месте. Строительными материалами в Египте служили обмазанные глиной тростники, кирпичи из нильского ила с соломой, в монументальных сооружениях использовался камень. Художественные формы и изобразительные мотивы были взяты египтянами у природы: солнце, лотос, папирус, пальма, львы, имели в основном культовое назначение. Памятники аритектуры Древнего царства (28–23 вв до н.э.) – пирамиды фараонов и гробницы знати, храмы с лотосовидными, пальмовидными, папирусообразными колоннами (Пирамиды в Гизе: Хеопса, Хефрена и Микерина. Среднего царства (21–18вв до н.э.) – скальные гробницы, декорированные росписями на традиционные сюжеты. Формы храмов с двумя рядами колонн и повышенной средней частью. Нового царства (16–11 вв до н.э.) – храмы состоят из святилища, крытого колонного зала и замкнутого двора, обнесенного глухой стеной.

Сады в этом времени носят регулярный характер: обычно это квадратный участок, обнесенный стеной, по его периметру высажены деревья, в центральной части находится виноградник; так же здесь расположены прямоугольные бассейны для содержания рыбы и водоплавающих птиц.

Для древнеегипетского сада было характерно органичное слияние религиозных, утилитарных и эстетических функций.

В целом в Древнем Египте сформировалось садовое искусство с четкими композиционно-планировочными канонами:

— регулярным планом, включающим осевое построение композиции и использование симметрии;

— формирование замкнутых композиций;

— наличие водоемов как неотъемлемой, а часто и главной части сада;

— использование ритма как композиционного приема;

— применение аллейных и рядовых посадок;

— использование экзотов в ассортименте древесных растений.

Государства Ассирии и Вавилонии (Двуречья)(8-7 вв до н.э). Основным материалом для строительства является непрочный сырцовый кирпич. Города создаются округлой, а позднее прямоугольной формы, окруженные двойным или тройным кольцом крепостных стен.В основе планировки Ва­вилоналежит 8 широких улиц, ведущих к городским воротам. От них к определенному храму ведет широкая улица .

Дворцы– изолированные городки с мощными стенами, запутанной планировкой для обороны.

Храмы– второстепенные элементы композиции. Строительство на террасах применялось для храмов-зиккуратов, имеющих вид ступенчатых башен. На их нижних платформах по периметру высаживали растения в ямы с растительной землёй.

В Древнем Египте первые «сады для удовольствия» появились у богатых жрецов. Их изображения, где они отдыхают в тени деревьев и наслаждаются вкусом фруктов, можно увидеть на древнеегипетских фресках.

В садах жрецов выращивались различные виды цветов с изысканными ароматами, поверхность водоёмов была покрыта лотосами и нимфеями. А в эпоху царствования Клеопатры чаще выращивали садовые розы.

Всем известны висячие сады Семирамиды в Вавилоне. Это сооружение состояло из 4 террас, возвышающихся друг над другом. Две нижние террасы были засажены деревьями, а верхние – кустарниками и цветами.

«Висячие сады» Семирамиды располагались во дворе дворца царя Навуходоносора и представляли собой ряд возвышающихся террас: на нижних находились деревья, на верхних – кустарники и цветы. Существовали и обширные парки для охоты и прогулок верхом. (прообраз современных лесопарков).

Имеются также скупые сведения об обширном парке, созданным ассирийским царем Саргоном II в VIII в. до н.э. близ г. Хорсабада, в котором произрастали деревья, вывезенные из других стран: кипарисы, кедры, платаны, ивы, тополя, лавр, самшит, плодовые. Имеются также сведения об обширных парках, или лесах, предназначенных в основном для охоты и прогулок верхом. Эти массивы считают прообразами современных лесопарков.

Висячие сады Семирамиды — одно из Семи чудес света. Более корректное имя для этого сооружения — Висячие сады Амитис источникам — Семирамида; по третьим источникам — Аманис): именно так звали жену вавилонского царя Навухудоносора П, ради которой сады были созданы. Предположительно располагались в древнем государстве Вавилоне, возле современного города Хилла в Ираке. Согласно альтернативной версии, основанной на повторной расшифровке клинописных табличек, могли находиться в Ниневии, столице Ассирийского царства, и были построены в начале VII века до н.э. Являются чудом света, просуществовавшим наименьшее время. Вавилонский царь Навуходоносор П (605-562 до н.э.) для борьбы против главного врага — Ассирии, чьи войска дважды разрушали столицу государства Вавилон, заключил военный союз с Киаксаром, царем Мидии.

Одержав победу, они разделили территорию Ассирии между собой. Их военный союз был подтвержден женитьбой Навуходоносора П на дочери мидийского царя Амитис. Пыльный и шумный Вавилон, расположенный на голой песчаной равнине, не радовал царицу, выросшую в гористой и зелёной Мидии. Чтобы утешить её, Навуходоносора П приказал возвести висячие сады. Однако в исторической науке название садов ошибочно закрепилось за Ассирийской царицей Семирамидой, жившей двумя веками ранее.

Сады в Древнем Египте получили широкое распространение. Происходя, предположительно, от орошаемых Нилом огородов, с ростом благосостояния Египта они выросли в роскошные комплексы с прудами, цветами, статуями, тенистыми аллеями из фруктовых деревьев.Сады разбивались вокруг храмов, дворцов и особняков богатых египтян. Помимо этого вокруг гробниц разбивали так называемые могильные сады.

История и развитие древнеегипетских садов прошлого, подобно другим аспектам жизни Древнего Египта, была связана с Нилом и сетью питаемых им каналов. Самые ранние египетские сады представляли собой цветочные клумбы и огороды, принадлежащие прежде всего храмам, которые выращивали в них овощи для некоторых церемоний. В период Среднего Царства появляются крупные садовые комплексы вокруг дворцовового Цартфараонов и сады удовольствий вокруг поместий богатых египтян.

Планировка египетского сада

Изображения египетских садов встречаются на стенах гробниц, в некоторых папирусах и на саркофагах. Композиция египетских садов главным образом была основана на принципе геометрических построений. Чаще всего сады разбивались на выравненном месте и только в редких случаях на террасах.

Сады имели прямоугольную формы и были симметрично распланированы. Характерной особенностью египетских садов является пруд, расположенный чаще всего в середине. В дворцовых садах фараонов могло находится множество прудов, в том числе достаточно обширных для катания на лодках. Пруды были искусственные с выложенными каменными плитами берегами. В пруду росли водяные растения, разводились рыбы и водяные птицы. Около прудов строились павильоны, беседки и часовни для домашних богов.

Обширные сады разбивались вокруг храмов. В было двадцать шесть огородов, а также древний ботанический сад, содержащий, согласно надписям «все виды прекрасных цветов и причудливых растений, найденных на благословенной земле, завоеванной Его Величеством». Храмовые сады часто имели аллеи фиговых пальм и платанов (посвященных богине любви Хатхор). Иногда ряды деревьев растягивались на несколько километров, соединяя разные храмы между собой. Для деревьев, высаженных далеко от реки, приходилось выкапывать достигающие до десяти метров в глубину колодцы. В садах выращивали цветы для религиозных церемоний, а также лекарственные растения и приправы, такие как тмин, анис и кориандр.

Дворцовые сады были огромными, с множеством прудов и тенистых аллей для отдыха фараонов. Правители Древнего Египта высаживали в садах завезенные из других стран растения, неведомые в Египте. Например, царица Хатшепсут посылала в страну Пунт экспедицию, которая наряду со слоновой костью, миртом и ладаном привезла миртовые деревья, выкопанные из земли с корнями.

Начиная со времен Нового Царства общей чертой роскошных поместий богатых египтян стали сады удовольствия. В центре располагался прямоугольный пруд, с последовательными рядами деревьев вокруг него. Края водоемов были наклонными с лестницами, позволявшими садоводам собирать воду для орошения. Пруд часто был окружен стенами или колоннами, увитыми виноградными лозами и украшенными красочными картинами людей, животных и растений.

Источник

Растительность древнего Египта

Тот, кто любит Бога, не может более любить человека, он потерял понимание человеческого; но и наоборот: если кто любит человека, поистине от всего сердца любит, тот не может более любить Бога.

Цивилизация Древнего Египта просуществовала почти три тысячи лет, оставив потомкам величественные памятники и сказочные сокровища. Египет стал колыбелью второй (после шумерской) великой цивилизацией в мировой истории. Она зародилась в долине Нила несколькими веками позднее шумерской цивилизации в Месопотамии, оказавшей несомненное влияние на раннее развитие Древнего Египта.

Дар Нила

Один греческий историк по праву назвал Египет "даром Нила". Люди здесь всегда селились на узких полосках земли по обоим берегам реки, несущей свои воды через сотни километров пустыни к дельте, где, разделившись на множество протоков, она впадает в Средиземное море.

Читайте также:  Какую траву можно давать собакам

Истоки

Воды Нила ежегодно поднимались и опускались, оставляя в пойме слой плодородного ила и позволяя строить сложные оросительные системы. Это сделало Древний Египет богатейшей житницей, кормившей население страны и производившей огромные излишки продовольствия, на которых зиждилась сложная общественная система и невиданные по размаху строительные проекты. Документальная история Древнего Египта начинается примерно с 3000 г. до н. э., когда царь Верхнего (южного) Египта Менес, или Нармер, объединил страну, покорив Нижний Египет (Дельту). Примечательно, что этот союз остался нерушимым на тысячи лет (если не считать непродолжительных периодов смуты), и Менес стал основателем первой из 33 египетских династий. Последняя династия прервалась в 30 г. до н. э., когда Клеопатра покончила с собой, позволив укусить себя ядовитому аспиду.

Разобраться в истории Древнего Египта легче всего, разделив ее на три основных периода длительной стабильности — Древнее, Среднее и Новое царства, отделенные друг от друга I и II промежуточными периодами, когда традиционный порядок в стране нарушался гражданскими войнами и чужеземными нашествиями. Разные историки называют разные даты начала и конца каждого периода, и большинство датировок до 2000 г. до н. э. весьма приблизительны.

Эпоху двух первых династий (3000-2600 до н. э.) называют Ранним царством, предшествовавшим Древнему царству. Но даже тем далеким временам уже были присущи многие непреходящие черты египетской цивилизации. Уже тогда царь был богоравным существом, хотя всем известный титул "фараон" (дословно "великий дом") вошел в употребление лишь во времена Нового царства. Растительность древнего Египта. Сложная по структуре египетская религия уделяла огромное внимание загробной жизни, и египтяне изобрели множество способов мумификации своих почивших царей, чтобы обеспечить им достойное существование в потустороннем мире. В этот же период возникли и утвердились касты жрецов и чиновников. Древний Египет

Древнее царство

В эпоху Древнего царства (2600-2150 до н. э.) Египет достиг вершины стабильности и самоизоляции, надменно не замечая окружающего мира. Почти сразу же началось возведение каменных монументов, из которых наиболее известны грандиозные царские усыпальницы — пирамиды. Знаменитая "ступенчатая пирамида" в Саккаре, по соседству с древней столицей Мемфисом, была возведена для царя III династии Джосера по проекту его советника Имхотепа. Этот полулегендарный мудрец и первый зодчий, известный нам по имени, позднее стал египетским богом врачевания. Самая крупная пирамида была построена в Гизе для фараона Хеопса (Хуфу). Пирамиды, точно сориентированные по сторонам света, строились на основе простейших технологий. Их возведение было, по сути, триумфом организации труда в невиданных ранее масштабах.

К концу эпохи Древнего царства ycилилось влияние крупной аристократии, центральная власть ослабела. Во время I промежуточного периода (2150-1950 до н. э.) Египет раскололся на несколько враждующих династий, а пирамиды другие гробницы подверглись разграблению.

Древний Египет. Среднее царство

В эпоху Среднего царства (1950-1785 до н. э.) единство Египта было восстановлено, а его столица перенесена из находящегося чуть выше Дельты Мемфиса в Фивы, что в Верхнем Египте. Расположенная неподалеку Долина царей стала местом погребения многих владык, а в двух районах Фив — Карнаке и Луксоре — один за другим вырастали прекрасные храмы и величественные памятники.

К тому времени религия приобрела весьма высокоразвитые формы, открыв возможность загробной жизни не только для царей, но — при должной подготовке — и для любого египтянина. Вероятно, именно этим объясняется новый обычай класть в захоронения деревянные фигурки воинов, ремесленников или слуг, чтобы они сопровождали господина в загробном мире. Эти фигурки (ушебти) во многом помогли нам представить повседневную жизнь древних египтян.

Поздний период Среднего царства отмечен правлением сильных и удачливых фараонов. Они усмирили аристократию, осуществили крупные ирригационные проекты и распространили владычество Египта на юг, покорив Нубию. Однако с наступлением II промежуточного периода (1785-1570 до н. э.) страна вновь вошла в полосу раздоров и упадка, а вершиной всех бед стал захват Дельты Нила азиатскими кочевниками, гиксосами.

Новое царство

Древний Египет. Новое царство (1570-1075 до н. э.) было последней великой эпохой в истории египетской цивилизации. Она же дала стране ее самых знаменитых представителей. Для Древнего Египта это еще была и эпоха непрерывных конфликтов с Ближним Востоком — поначалу в качестве великой державы, а ближе к концу уже в качестве жертвы. Толчком к этому в немалой мере послужили гиксосы. Египтяне переняли у них новые приемы ведения войны (в частности, боевые колесницы) и, изгнав ненавистных чужаков, оттеснили их до пределов Палестины и Сирии, превратив Египет в великую империю, размеры которой колебались в разное время.

Все эти события придали Новому царству особую атмосферу. К примеру, больше внимания стали уделять возвеличению фараона как земного завоевателя и меньше — его освященному традицией божественному образу. Судя по письменным источникам, политическая жизнь приобрела более сложный характер. К числу самых выдающихся личностей Нового царства относится царица Хатшепсут, которая изображалась со всеми царскими атрибутами, вплоть до привязанной к подбородку фальшивой бороды! Ряд энергичных правителей расширил границы Египетской империи до плодородной излучины Евфрата. Вершины своего могущества и благополучия Египет достиг при фараоне-воине Тутмосе III (1479-1426 до н. э.). А из переписки Аменхотепа III (1390-1353 до н. э.) с его преемником Аменхотепом IV, сохранившейся на глиняных табличках в Амарне, мы узнаем о широких дипломатических связях Древнего Египта с владыками всего Восточного Средиземноморья и Ближнего Востока.

Единый бог — Древнего Египта

Однако правление Аменхотепа IV (1353-1336 до н. э.) вошло в историю небывалой религиозной революцией, которую осуществил сам фараон. Аменхотеп низверг несметную рать египетских богов, не пощадив даже могущественного Амона-Ра, чье имя включалось в имя фараона. Египтянам было велено поклоняться единому богу в образе солнечного диска или Атона. В ознаменование этого фараон сменил свое прежнее имя на Эхнатон и основал в Амарне новую столицу. Древний Египет

Скрытый смысл этих событий остается неясным по сей день, и если одни историки превозносят Эхнатона как первого владыку, учредившего культ единого всесильного бога (монотеизм), то другие осуждают его как нетерпимого фанатика. Растительность древнего Египта. Супруга фараона Нефертити, по-видимому, активно участвовала в этой революции, которая осуществлялась силами всевластной чиновничьей касты и прославлялась бесчисленными надписями и монументами. Религиозный авторитет Эхнатона был так велик, что об открытом сопротивлении не было и речи, но в обществе тлели угли недовольства.

Возможно, серьезный урон престижу Эхнатона нанесло его пренебрежение делами империи. Пока он занимался вопросами религии, союзники и сателлиты Египта один за другим пали под натиском врагов. Так или иначе, вскоре после смерти фараона его революции пришел конец, а его имя вызывало такую ненависть, что было вычеркнуто из всех тогдашних списков правителей Древнего Египта. Надписи были стерты, а монументы разрушены, чтобы навеки уничтожить память о нем.

Тутанхамон

Все это делалось от имени зятя Эхнатона, фараона-мальчика Тутанхатона. Царский двор вернулся в Фивы, а фараон, убрав из имени приставку "Атон", вошел в историю как Тутанхамон.

Взойдя на трон мальчиком лет десяти и процарствовав лишь несколько лет (1332-1323 до н. э.), Тутанхамон вряд ли стал бы заметной фигурой в египетской истории, если бы не одна случайность. Он был предан земле в Долине царей, где его небольшая гробница оказалась засыпанной слоем щебня, вынутого при строительстве усыпальницы более позднего фараона. В результате все известные могилы фараонов были разграблены, а гробница Тутанхамона осталась почти нетронутой. Спустя три тысячи лет, в 1922 году, она была обнаружена британским археологом Говардом Картером и оказалась доверху набитой сокровищами.

Фараоны-воители древнего Египта

Глубоко увязший в ближневосточных войнах Египет снова стал великой империей при фараонах-воинах Сети I (1290-1279 до н. э.) и Рамзесе II (1279-1213 до н. э.). Рамзес осуществил грандиозные строительные проекты, завершив колонный зал в Карнаке и скальные храмы Абу-Симбела. Его хвастливые надписи и колоссальные изваяния красноречиво говорят о беспредельной мании величия.

Однако войны Рамзеса истощили силы Египта, и вскоре после его смерти начался период долгого заката. Заключительный этап наступил в X веке до н. э., когда отечественные династии начали чередоваться c чужеземными — ливийской, нубийской, а 660-х г.г. — ассирийской. Последним усилием имперской воли Египет покорил Сирию, но лишь затем, чтобы в 605 г. до н.э. потерпеть сокрушительное поражение о Вавилона при Кархемише и лишиться всех ближневосточных владений.

Окончательный упадок древнего Египта

В 525 г. Египет стал частью Персидской империи. Затем страну завоевал Александр Великий (356-323 до н. э.). Его преемником стал один из его военачальников — Птолемей, чья династия правила вплоть до 30 г. до н. э. Птолемеи оставались греками по языку и культуре, и этот период отмечен постепенной эллинизацией Египта.

Конец независимости Египта пришел со смертью Клеопатры, и хотя некоторые египетские культы оказали заметно влияние на религиозное брожение позднеримского мира, старая египетская цивилизация постепенно угасла, и на смену ей пришла греко-римская культура.

Пусть человеку нет никакой выгоды лгать – это ещё не значит, что он говорит правду: лгут просто во имя лжи.

Источник