Чудо-юдо
бой с Иваном-крестьянским сыном
Мифология
Ареал
Занятие
Содержание
Мифология [ править | править код ]
В литературе XIX века был предложен ряд маловероятных этимологий. Так, Полный церковно-славянский словарь под общей редакцией Г. М. Дьяченко сопоставляет Юдо с санскритским (санскр. jадас), что означает морское животное вообще, в особенности «баснословное». Также чудо-юдо употребляется в значении «диво морское». Согласно «Материалам для сравнит. слов» под редакцией А. С. Хомякова, чудо-юдо — название мифического змея (дракона), происходящее от слов чудо, которое в старину означало великана, а известно, что в давнюю эпоху развития религиозно-поэтических воззрений на природу все её могучие силы (вихри, буря и гроза) олицетворялись в титанических образах великанов. Предания о змеях и великанах находятся в самом тесном и близком родстве, и, по свидетельству народной сказки, морской царь принимает на себя образ змея. И юдо от имени Иуда, которое ещё в период раннего христианства стали придавать нечистому и другим демоническим существам. Согласно И. Захаренко, в русских народных былинах и сказаниях, чудо-юдо восходит к Идолищу Поганому, с которым сражаются русские богатыри. М. Фасмер считает наиболее вероятным, что юдо — «всего лишь рифмованное образование по образцу слова чудо», и вряд ли связано с болгарским юда. При этом болгарское слово юда (злое мифическое женское существо, живёт в горах, у озёр, вихрем летает по воздуху) и украинское юда (род злого духа) признаются, по О. Н. Трубачёву, связанными (праславянская форма *juda) с санскритским yodhá и восходящими к праиндоевропейскому *ịoudh-. Академик Б. А. Рыбаков отмечает, что чудо-юдо — это самый глубокий архаизм древнеславянской мифологии.
Внешность [ править | править код ]
Чаще всего это существо описывают как дракона со множеством голов. Это роднит его с другим персонажем — Змеем Горынычем. Чаще всего голов у чудовища от трёх до двенадцати.
Способности [ править | править код ]
Как дракон, Чудо-юдо способно изрыгать огонь, но редко этим пользуется. Вместо этого он сражается оружием, как человек. Так же он вооружен огненным пальцем (по крайней мере двенадцатиголовое), способный приращивать отрубленные головы. Это роднит это чудище с Лернейской гидрой.
Роль в сюжете [ править | править код ]
Этот персонаж однозначно отрицательный. Так три Чуда-Юда сторожат калиновый мост на реке Смородине. Так же иногда этот персонаж похищает девушек.
Источник
Чудо Юдо, Змей Горыныч, Полоз и другие драконы русской земли
Змей Горыныч и Чудо Юдо — сказочные персонажи, которыми в старину пугали детей. Однако мало кто знает, что наравне с остальными персонажами славянского фольклора эти персонажи былин и сказок являются драконами. Узнайте, каковы славянские драконы и чем они отличаются от драконов из европейских и азиатских мифов.
Чудо Юдо — персонаж русских народных былин Чудо Юдо — известный практически каждому человеку персонаж былин и народных сказок. Несмотря на кажущуюся несерьезность источника, сказки являются отражением мифологических представлений об окружающей действительности. Этнографическая литература девятнадцатого века называет Чудо Юдо персонажем, который пришел в славянский эпос из более ранней культуры, на основе которой была сформирована культура наших предков. Самый известный советский историограф Б. А. Рыбаков считал, что Чудо Юдо — один из самых глубоких славянских образов. Единого мнения о его происхождении нет по сей день. Этнографы и культурологи предлагают самые разнообразные версии появления этого персонажа в русских сказках.
Славянский многоглавый дракон – Чудо Юдо
Чудо Юдо представало как в виде отрицательного персонажа, так и положительного, но чаще всего было олицетворением нейтральной силы.
Образ Чуда Юда по мнению различных научных деятелей
По Хомякову, слово «чудо» в старину означало великана, что говорит о гигантских размерах этого славянского дракона. Чудом Юдом же называли дракона гигантских размеров. Старинные предания о великанах неразрывно связаны со змеями. Некоторые сказки описывают морских царей как огромных змеев или наделяют их способностью принимать такой облик.
Есть еще одна теория, которая может натолкнуть на происхождение морского дракона. Слово «юдо» созвучно с именем Иуды, который предал Христа. В раннехристианский период этим именем было принято называть существ, которые имели отношение к нечистой силе. Доктор исторических наук Ю.Н. Афанасьев отмечает, что в сказках Морского Царя называют Окиян-море. Но в некоторых сказаниях его роль передается черту, змею или Чуду Юду. Сказочный царь морей имеет двойственную природу, и Чудо Юдо отражает его темную сторону. Именно поэтому Морской Царь в некоторых сказках превращается в черта или змея. Кроме этого, Ю.Н. Афанасьев проводит параллель между Морским Царем и пекельным князем из немецкого фольклора. Оба персонажа обладают всеми чертами, присущими богам грозы. Волшебный бич очень похож на молнию. Сказочный правитель морей бросается к молочному озеру и выпивает кипучее молоко, которое, скорее всего, намекает на дождь. После этого он «лопается с ужасным треском», подобно дождевой туче. По мнению ученого, Чудо Юдо — имя, по большей части, для мифического змея или дракона, олицетворящего грозовую тучу. Демонолог Л.Н. Виноградова утверждает, что старинные славянские песни указывает на существование Чуда Юда в роли мифологического персонажа. Из песен понятно, что существо является потусторонним и несет людям опасность, но его можно изгнать.
Георгий Милляр в роли царя Чудо-Юдо
Кроме этого, Чудо Юдо отождествляется с Идолищем Поганым, с которым сражаются богатыри. Идолище, или Одолище — тоже богатырь, но воюет он на стороне зла. Некоторые сказания и былины «злого» богатыря называют Тугарином Змиевичем. Доктор философских наук Н.К. Демин считает, что Чудо Юдо — русская версия Медузы Горгоны или Морская царевна, превращенная в чудовище после религиозного переворота. Некоторые исследователи полагают, что «юдо» — это не что иное, как рифма к слову «чудо», не имеющая никакого значения. В болгарской мифологии юда — злой дух женщины, который живет в лесах или возле озер и летает по воздуху.
Змей Горыныч — дракон из славянской мифологии
Змей Горыныч — треглавый огнедышащий дракон из славянского фольклора, который известен практически каждому. Во всех былинах он выступает отрицательным персонажем. Он живет в горах, хранит свои сокровища в просторных пещерах. Часть сказаний гласит, что Горыныч живет возле огненной реки и Калинова моста, охраняя вход в мир мертвых, молодильные яблоки, живую воду и прочие сказочные артефакты. Далеко не факт, что отчество Змея указывает на место обитания, ведь существовало славянское имя — Горыня. Так звали одного из первых богатырей русской земли. Легенды отождествляют этих персонажей, иногда называют Змея Горыныча сыном богатыря. Внешне Змей Горыныч напоминает Чудо Юдо — у него тоже несколько голов, и их количество всегда кратно трем. Однако чаще всего он упоминается как треглавый дракон. В большинстве сказок Змей Горыныч умеет летать, но о крыльях практически ничего не говорится. По Афанасьеву, его крылья — огненные. На лубочных изображениях у него имеется хвост. В некоторых сказках Змей Горыныч выходит к своему противнику из воды, где и обитает большую часть времени, а спит на большом камне посреди океана. Его появление сопровождается шумом, схожим с шумом дождя или грозы, небо темнеет, поднимается ветер. Несмотря на это, на юге любую ипостась Змея считали виновной в засухе и пытались изгнать. У Змея Горыныча имеется увлечение — похищать молодых девушек, что свойственно драконам из большинства легенд мира. Так он запугивает народ. Впрочем, иногда Змей планирует съесть похищенных девушек. Но в нескольких преданиях он охраняет царевну из тридесятого царства от посягательств извне. В целом, образ самого известного славянского дракона напоминает вышеописанное Чудо Юдо. Отличия столь незначительны, что вполне реально предположить, что эти два персонажа на самом деле являются одним драконом из мифологии славян, носящим два имени. Некоторые исследователи считают, что Змей Горыныч и Чудо Юдо — один персонаж.
Огненный змей и Огняник — драконы, неравнодушные к девушкам
Огненный змей, Огняник, Летавец — летающие огненные рептилии, записи о которых начали появляться с одиннадцатого века. Летописцы описывают их как огненных крылатых драконов с тремя головами и длинным хвостом, извивающимся во время полета. Они издают шум, похожий на гром. Огняник По описаниям этот славянский дракон похож на шаровую молнию. Опускаясь на землю, он сыплет искрами и издает страшный шум, похожий на гром. По легендам, Огняник живет в горах, предпочитая просторные пещеры, иногда предания «селят» его прямо на облаке. Он умеет принимать вид красивого юноши. Легенды приписывают Огненному змею богатырскую силу и невероятное богатство. По преданиям, его нельзя убить, и живет дракон вечно. Он неплохо разбирается в травах, знает, как исцелить болезнь или приворожить возлюбленную с помощью зельеварения. Легенды гласят о том, что если Огневик полюбит девушку, она не сможет не ответить на его чувства. Огненный змей посещает одиноких девушек или вдов, что напоминает о еще одном персонаже фольклора — инкубе, демоне-соблазнителе. По аналогии, любовь Огневика так же губительна, как любовь инкуба.
Полоз и Змиулан — змеиные цари
Сказания называют Полоза царем всех змей и драконов русской земли. Его след указывает на местонахождение кладов и залежей драгоценных камней и металлов — в такую легенду по сей день верят кладоискатели. Узнать Полоза очень легко — он выглядит как огромный змей, от которого расходится сильный жар. По преданиям, вокруг змеиного царя горит трава — настолько этот жар силен. Известно о нем немного, ведь встреченных на пути людей змей съедает. Змиулан — божество колодцев и туч, повелитель змей. Неизвестно, отождествлялся ли он с Полозом, как и он, являясь царем драконов и змей. Связь Змиулана со стихией Воды указывает на Навью природу божества. Вода ассоциировалась у наших предков со смертью — во многих мировых культурах души умерших переправлялись в мир мертвых по реке. Змиулан обитает в дупле древнего дуба. В отличие от Полоза, он крылат и больше напоминает дракона в европейском представлении.
Славянский бог Ящер — подземный Змей
Сказания о боге Ящере отличались в зависимости от региона, как и его имена — Юша, Рыгл, Волховец. Описывали его схожим с аллигатором. В одних местах Ящер считался покровителем рек и рыбной ловли. В других его представляли как огромного подземного змея, который вызывал вулканические извержения и землетрясения. Ящер – бог воды у древних славян Ящера называли поглотителем Солнца, которое ежедневно уходит за пределы мира и плывет по подземной реке на восток, чтобы утром снова взойти на небосклоне. Ящеру поклонялись и, как каждого темного бога, его старались задобрить. Подземный бог-дракон любил гусли и награждал каждого, кто играл в его честь на этом инструменте. В легенде о Садко Ящер награждал исполнителей золотыми рыбками. Святилища этого божества располагали на берегах рек и озер, иногда возле болот. Они имели идеально круглую форму. В качестве требы в водоем бросали черных кур. Иногда в жертву приносились молодые девушки, и любовь драконов и змеев к ним отражается во множестве легенд мира. Позднее человеческие жертвоприношения заменили на утопление чучела в дырявой лодке. В некоторых поселениях в жертву приносили коня. Жертвоприношения Ящеру происходили во время весеннего ледохода. В целом, драконы живут не только в европейских и азиатских легендах. Славяне тоже верили в драконов — некоторым поклонялись, некоторых отдавали на расправу богатырям русской земли. Русская мифология полна загадок для исследователей, историков и этнографов. Но одно можно сказать точно — в сказках, былинах и легендах встречаются самые разнообразные змеи, как было принято называть драконов у славян.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
***Чудо-Юдо Рыба Кит***
Трудно поверить в гигантскую рыбу или птицу, живущую, как тебе сообщили, в соседнем пруду. Поэтому сказочных гигантов фантазия рассказчиков помещала обязательно на краю света: захочешь проверить — не доберешься.
Такая тенденция сохраняется и поныне. Мне пришлось видеть американскую книжку о летающих тарелочках, где описывалось несколько потрясающих случаев похищения людей пришельцами. Адреса этих событий были разбросаны между Пермью и Владивостоком, видно, среднему американцу город Комсомольск — на — Амуре казался вполне естественным местом для инопланетных визитов.
Среди множества арабских сказок, собранных в «1001 ночи», самые чудесные посвящены путешествиям Синдбада — морехода. Этот славный герой, рыцарь наживы, человек без страха и упрека, подвиги которого порой весьма сомнительны с точки зрения этики, известен нашему читателю в кастрированном виде. Дело в том, что обычно издаются облегченные варианты путешествий для детей. В них Синдбад не убивает беззащитных вдов, чтобы отобрать у них кусок хлеба, как случалось с ним в пещере во время четвертого путешествия, и мы не встречаем в них откровений Синдбада вроде: «Взял я большой камень, лежавший между деревьями, и, подойдя к старику (гадкий старик, помнится, забрался ему на шею и заставил себя но острову таскать), ударил его по голове, когда он спал, и кровь его смещалась с его мясом, и он был убит (да не будет над ним милость Аллаха!)». Приведенные эпизоды свидетельствуют о том, что Шехерезада на самом деле рассказывала сказки своему повелителю, а не его детям.
Так вот, в самом первом путешествии Синдбад столкнулся в дальних морях с гигантской рыбой. Сам он об этом вспоминал так: «Мы достигли одного острова, подобного саду из райских садов, и хозяин корабля пристал к этому острову, и бросил якоря, и спустил сходки, и все, кто был на корабле, сошли на этот остров…
Они сделали себе жаровни и зажгли на них огонь, и занялись разными делами, и некоторые из них стряпали, другие стирали, а третьи гуляли, и я был среди тех, кто гулял по острову. И путники собрались и стали есть, пить, веселиться и играть, и когда мы проводили так время, вдруг хозяин корабля встал на край палубы и закричал во весь голос: «О мирные путники, поспешите подняться на корабль и поторопитесь взойти на него! Оставьте ваши вещи и бегите, спасая душу! Убегайте, пока вы целы и не погибли! Остров, на котором вы находитесь, это — большая рыба, которая погрузилась в море, и нанесло на нее песку, и стала она, как остров, и деревья растут на ней с давних времен. А когда вы зажгли на ней огонь, она почувствовала жар и зашевелилась, и она сейчас опустится с вами в море, и вы все потонете. Ищите же спасения вашей души прежде гибели!»
Путники побросали кастрюли и жаровни и помчались к кораблю.
И некоторые из них достигли корабля, а некоторые не достигли, и остров зашевелился и опустился на дно моря со всем, что на нем было, и сомкнулось над ним ревущее море, где бились волны. А я был среди тех, что задержались на острове, и погрузился в море вместе со всеми, но Аллах спас меня и послал мне большое деревянное корыто, из тех, в которых люди стирали».
Из сказки о Синдбаде — мореходе мы никаких практически сведений о гигантской рыбе почерпнуть не можем, кроме того, что она вымышленная. Потому что настоящие рыбы не могут оставаться неподвижными до тех пор, пока у них на спине не вырастут большие деревья. Но откуда она взялась, почему неподвижна, чем питается — этого арабские сказочники не сообщают.
Пожалуй, мы так и остались бы в неведении о гигантской рыбе, если бы через много столетий к ее судьбе не обратился русский писатель Петр Ершов в своей знаменитой сказке «Конек — горбунок».
Я не знаю, был ли знаком Ершов с приключениями Синдбада — морехода, или с арабской версией был знаком какой — то его безвестный русский предшественник, услышавший в турецкой неволе или в самаркандском караван — сарае о том, как Синдбад — мореход спасался с лжеострова в корыте. В любом случае грандиозная рыба не характерна для русского фольклора, так как мы народ не морской, а в речке или даже в озере рыбе приходится считаться с недалекими берегами. Иное дело арабские купцы и мореходы — в Индийском океане они видели китов и кашалотов.
От констатации факта Ершов перешел к его осмыслению: «Что же это за рыба такая, что позволяет на себе расти деревьям?»
И, как художник, он пошел еще дальше и даже поселил на этом живом острове постоянное население:
Все бока его изрыты,
Частоколы в ребра вбиты,
На хвосте сыр — бор шумит,
На спине село стоит.
Мужички на губе пашут,
Между глаз мальчишки пляшут,
А в дубраве меж усов
Ищут девушки грибов.
Однако вскоре обнаруживается, что странное состояние рыбы — кита — не случайность. Это, как сообщает коньку — горбунку Месяц, наказание, которому подвергло кита Солнце за то, что тот, оказывается,
…без Божьего веленья
Проглотил среди морей
Три десятка кораблей.
Если даст он им свободу,
Снимет Бог с него невзгоду,
Вмиг все раны заживит,
Долгим веком наградит.
Из этого следует, что мы имеем дело не с китом — полосатиком и даже не с гренландским китом или финвалом, а с кашалотом, потому что иные киты не приспособлены глотать крупные предметы.
Второе: чудо — юдо явно имеет нечто общее с классическим библейским китом из Книги пророка Ионы. Тот уклонился от выполнения Господнего поручения проповедовать в Ниневии ее скорую гибель и устроился на корабль, который тут же попал в бурю. Ничто не могло спасти обреченное судно, никакие молитвы и жертвы не помогали. И тогда — то корабельщики догадались, что виной тому — низкий моральный уровень Ионы. И, в согласии с пророком, кинули его за борт, и тогда «утихло море от ярости своей». Тогда, как я понимаю, не желавший, чтобы Иона утонул, Господь велел киту проглотить пророка. Кит послушно поспешил к месту падения Ионы в море, проглотил его, и тот провел в ките без всякого вреда для себя трое суток и молился Господу из чрева кита, за что, по прошествии срока, был извергнут китом на сушу. Мне представляется что, описывая чудо — юдо, Ершов имел в виду информацию об обоих известных китах прошлого и дополнил ее яркими штрихами, придающими чудо — юдо рыбе — киту индивидуальност
Рыба — кит в наказание за то, что глотает корабли целыми флотилиями, была обречена терпеть людские издевательства, впрочем, лишь до того, как раскается и выплюнет корабли, подобно тому как библейский кит выплюнул Иону.
А раз на ките давно уже вырос лес и даже завелись в нем грибы, Можно допустить, что и корабли провели в ките куда больше, чем три дня, наверняка их плен в желудочном соке исчислялся годами. Почему — то кит не хотел их окончательно переваривать.
Узнав, что «Если даст он им свободу, снимет Бог с него невзгоду…», чудо — юдо согласилось и открыло было пасть, но конек — горбунок попросил его подождать. Дело в том, что автор сказки был детищем цивилизованного XIX века и его положительные герои не разбивали камнями и палками голов отрицательным персонажам, потому гуманист конек — горбунок поскакал в село, где обитали ничего не подозревавшие российские поселяне, и предупредил мужичков, что их остров вот — вот нырнет. Мужички заплакали, быстро собрали добро и эвакуировались. Тогда чудо — юдо рыба — кит наконец с облегчением растворила пасть, и оттуда один за другим выплыли тридцать кораблей с отдохнувшими командами, веселыми капитанами и нетронутыми товарами на борту.
Миллионы читателей этой сказки как в России, так и в других странах, где она была переведена, помнят об освобождении кораблей и облегчении кита, по никто (я проверял) не помнит эпилога всей этой истории. А в нем рассказывается, что сразу после освобождения чудо — юдо обнаруживает свою феодальную сущность, кричит на осетров, объявляет себя морским царем, опускается в этом новом звании на дно и проводит остаток дней в каюте, Что имел в виду под каютой Ершов, не знаю.
Читайте также
ЧУДО В КАМПОКАВАЛЛО
ЧУДО В КАМПОКАВАЛЛО В 1892 году в Кампокавалло, примерно в двух километрах от Лорето, Италия, в крыле одного здания на ферме с тем же названием была оборудована маленькая церковка. Туда приходили жители соседних деревень, и священник регулярно приезжал служить мессу.
20. Однолишь чудо
20. Однолишь чудо Дорогая мамочка! У меня под кроватью четыре леопарда. Боюсь ставить босые ноги на пол.Первые недели в Сайгоне принесли неожиданные дивиденды: я могла без запинки провести Йохана по лабиринту улиц и сплетающихся переулков. Нашей первой остановкой было
Чудо Морское
Чудо Морское Чудовище, проживающее в морской пучине, иногда олицетворяемое щукой или другой невероятной рыбою. Древнему человеку туча казалась щукою — великаном, проглотившим прекрасное светило дня. Проглотив его, чудовище места себе не может найти от жара, сжигающего
1. Чудо или смерть
1. Чудо или смерть Чтобы Россия могла выжить и победить в бурном мире XXI столетия, ей нужно создать систему, в которой экономика, организация и технология идут рука об руку.Не надо тешить себя картинами нынешнего “экономического подъема”. У нас растет чисто сырьевой,
«Новгородское чудо»
«Новгородское чудо» Случилось это давно, еще в те времена, когда Новгород был самостоятельным русским государством, феодальной республикой и именовался не иначе, как Господин Великий Новгород. Судя по тому, что событие это не осталось без внимания летописца, оно было в
«Березовское чудо»
«Березовское чудо» В 1907 году в ежегоднике Тобольского губернского музея были опубликованы материалы о «Березовском чуде». Дело касалось убийства охотниками неизвестного существа. «Осенью 1845 года, — сообщалось в ежегоднике, — промышленники остяк Фалалей Лыкысов и
Наука и чудо
Наука и чудо Дело науки — служить людям. Л. Н. Толстой Наверное, самое замечательное в научном исследовании мира состоит в том, что в природе всегда и неизменно сосуществуют уже известное с еще не известным, открытое с еще не найденным… Непрерывным потоком вливаются в
ЧУДО-ЮДО
ЧУДО-ЮДО Чудо-Юдо — культовая панк-группа России Образована в 1983 году братьями Куропятниковыми — Дмитрием (Хэнк, гитара) и Сергеем (Мамонт, гитара, вокал).Группа активно выступает с 1986 года. Получили широкую известность благодаря некоторым панк-акциям. В феврале 1987 г.
***Чудо-Юдо Рыба Кит***
***Чудо-Юдо Рыба Кит*** Трудно поверить в гигантскую рыбу или птицу, живущую, как тебе сообщили, в соседнем пруду. Поэтому сказочных гигантов фантазия рассказчиков помещала обязательно на краю света: захочешь проверить — не доберешься.Такая тенденция сохраняется и поныне.
Обыкновенное чудо
Обыкновенное чудо Название пьесы-сказки (1956) советского драматурга Евгения Львовича Шварца (1896—1958). Пьеса стала особенно популярной после ее экранизации (режиссер Марк Захаров).О смысле этого выражения сам Е. Л. Шварц в прологе своей пьесы писал: «Обыкновенное чудо» —
ЧУДО — см. ТЕУРГИЯ
Чудо См. также «Бог», «Вера», «Религия», «Молитва» Чудо — свобода Бога. Гилберт Честертон Чудо — это когда Бог побивает собственные рекорды. Жан Жироду Чудо — только девять дней чудо. Английская поговорка Чудеса — там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они
Чудо Праздник — свобода человека. Чудо — свобода Бога. Гилберт Честертон (1874–1936), английский писатель Чудеса — пеленки новорожденной религии. Томас Фуллер (1608–1661), английский историк Чудеса противоречат не природе, а известной нам природе. Августин (354–430),
Источник
Чудо-юдо
Детские сказки, которые нам читают родители, полны ярких образов. Описания персонажей навсегда врезаются в память, но история их происхождения со временем забывается. Некоторые герои преданий имеют любопытную биографию, уходящую корнями в глубину русской мифологии. Чудо-юдо – один из таких персонажей.
История персонажа
Историки отмечают, что сказки «растут» из событий, происходивших в далекие века. Предания становились компиляцией фантазий древних людей о духах и чудовищах, мифов и догадок, неверного толкования природных явлений и домыслов. Представления о первобытном мире своеобразны, и внешность чудищ, рисуемых сказаниями, и сегодня остается невообразимой.
Чудо-юдо выступает магическим существом, чья родословная берет начало от богов воды. В индоевропейской версии слово «юдо» символизирует воду. В английском языке есть слово «udometer», переводящееся как дождьметр, что соответствует логике объяснения происхождения персонажа.
В русской традиции для Чуда-юда нашли привлекательное место в божественном пантеоне, сделав его родственником Ящера. Это земноводное существо, на котором держится Земля. По вечерам оно заглатывает солнце, клонящееся к закату, а утром извергает светило с другого конца небесного свода. Поэтическое изображение создания созвучно мифологическим описательным приемам.
Чудо-юдо называют предком Ящера, который считался юным представителем божественного мира Древней Руси. Археологи обнаруживали датирующиеся 6-7 веком до н.э. подтверждения тому, что этому существу поклонялись. Обереги и застежки с плащей богатырей несут на себе изображения персонажа.
Наличие нескольких голов является родовой особенностью Чуда-юда. Примечательно, что в разных интерпретациях их количество остается кратным трем, и в ходе битвы одним ударом богатыри отсекали три элемента тела чудовища. Предки славян почитали Чудо-юдо и возносили ему мольбы, прося о дожде и урожае.
Персонаж не упоминался как повелитель речных и морских волн. Он изображался морским змеем. В различных регионах существо воспринималось по-разному. В киевском княжестве ему поклонялись, а в новгородском проклинали, считая символом темных сил и олицетворением зла.
Образ и сила
Чудо-юдо – персонаж с историческими корнями. Сказка гласит, что у фантастического змея несколько голов, от 6 до 12. Чудо-юдо называют Буре-богатырем, обладающим мрачной силой. Он – символ грозы и штормовой тучи, со способностью извергать гром и молнии, а также вызывать дожди. Его ударам тяжело противостоять. Змей-исполин вызывал природные стихии, которые реализовались полярным сиянием. Легенда о вспышках, происходящих во время «змееборства», переросла в сказку и миф. Борющийся с чудовищем простой крестьянский сын Иван разрывает темные тучи, и гроза подходит к концу.
Символ воды и властелин подводного царства принимал жертвы, которых топили. Несмотря на кровожадное описание, в наши дни имя Чудо-юдо стало нарицательным и используется в качестве шутливого описания, имеющего положительный характер. Чудовище, несшее опасность человеческой жизни в древности, сегодня имеет ироничный и смешной облик.
Первые описания существа датированы 19 веком, когда ученые стали разбираться в этимологии имени и выстраивать образ персонажа. Слово «чудо» на Руси часто использовалось для описания чего-то большого и поразительного. На изображениях существо запечатлено ужасающим и огромным. Ввиду водного происхождения персонажа, в былинах и сказках его представляли морским жителем, встававшим на пути мореплавателей.
Сказки и былины
В словарях имя Чудо-юдо толкуется по-разному, но исследователи сходятся в сказочном происхождении существа. Славянские предания описывали чудовище, которое не кусало противников и не жалило, а вбивало в земную твердь или удавливало хоботом (в русских мифах – хвостом). Богатыри и сказочные рыцари поражали Чудо-юдо копьями и стрелами, распарывали чрево и сжигали на триумфальном костре.
Популярной легендой о чудовище считается сказка «Иван – крестьянский сын и Чудо-юдо». В ней персонаж предстает многоголовым драконом, который живет за рекой Смородиной и препятствует проходу путников по Калинову мосту. Он наносит вред местным жителям, сжигая поселения, и орудует огненным пальцем, восстанавливающим отрубленные богатырями головы. Точным местом проживания дракона были каменные палаты, а в числе его приближенных – мать и жены.
Мультфильм под названием «Чудо-юдо» в шутливой форме передает эту легенду, описывая фабулу народных мифов в призме иронии. Мультик пользуется большим интересом у современных детей, что свидетельствует о вечности некоторых былинных образов русского фольклора.
В 2017 году на экраны кинотеатров вышел фильм «Последний богатырь», в котором образ Чуда-юда обрел воплощение. Роль исполнил Александр Семчев, изобразив своего героя ленивым, недалеким, но кровожадным существом. Все образы ленты представлены в комическом свете, поэтому Чудо-юдо из фильма не столько пугает детей, сколько заставляет смеяться. Трейлер картины выложен в интернете.
Библиография
Помимо былин, где упоминалось имя фантастического героя, сказки писателей позднего времени описывают знакомый детям образ. Петр Ершов в «Коньке-горбунке», изданном в 1834 году, представлял Чудо-юдо как рыбу-остров. Автор дал ему имя Рыба-кит и повествовал о том, что существо возлежало поперек моря.
Сказка Василия Жуковского «О царе Берендее, о добром царе Еремее и злом Чуде-юде, о любви Варвары-красы к рыбацкому сыну Андрею», также имела отсылки к персонажу. Поэтому в экранизации – фильме «Варвара-краса, длинная коса» – образ получил экранное воплощение. Повествование гласило о том, как Чудо-юдо, властелин подземного царства, похитил царя Еремея, а простой сын рыбака Андрей пришел на помощь государю.
Источник