Тема Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе природе и технике

Тема: Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике.

Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам, поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.

Информационные процессы характерны для общества, живой природы, техники.

Информационное общество – это такая ступень цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания.

Компьютеры самостоятельно (без участия человека) собирают и обрабатывают информацию, заменяя людей в умственной работе, которую до этого мог сделать только человек.

В начале третьего тысячелетия развитие цивилизации определяется переходом от индустриального общества к информационному обществу, которое характеризуется принципиальным изменением структуры общественного разделения труда, переносом центра тяжести из области материального производства в область создания информационных продуктов, осуществления информационной деятельности и информационного взаимодействия, реализации информационных процессов и технологий. В информационном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, важнейшим фактором развития экономики, что значительно повышает статус образования, предъявляет новые требования к его уровню и качеству. Анализ современных тенденций развития образования, характерных в настоящее время для всего мирового сообщества и определяющих политику в области образования во многих странах, убеждает в становлении новой системы образования, реализующей возможности информационных и коммуникационных технологий. Глобальная информатизация общества инициирует формирование информационно-коммуникационной среды и экономики, основанной на знаниях. При этом главным ее ресурсом становится человек, способный приобретать знания, творчески их применять, а также участвовать в процессе создания и использования новых знаний. Подготовка такого человека возможна только в новой системе образования, ориентированной на опережающее развитие индивидуума. Самообразование становится ведущим фактором экономического развития общества, определяя возможности, потенциал общества в будущем, формируя квалифицированные кадры, для которых знание является важным источником развития личности. Анализ и обобщение многих источников отечественной и зарубежной литературы, рассматривающих состояние образования и запросы общества к подготовке выпускников учреждений общего, среднего и профессионального образования, позволяют выделить следующие тенденции: специалисты в области образования ищут новые пути его развития на основе гуманизации, императива общечеловеческих ценностей, реализации возможностей информационных и коммуникационных технологий в целях развития личностных качеств и профессионального потенциала индивидуума; подготовка кадров для наукоемких производств неизбежно повышает уровень требований не только к уровню общего и профессионального образования человека, но и к развитию его творческих способностей, его интеллектуальному потенциалу; в условиях рыночной экономики человек играет все более активную роль на рынке труда, предлагая в качестве товара свой главный личный капитал — компетентность, профессионализм, квалификацию, и чем выше уровень его квалификации, тем большую свободу выбора имеет он на рынке труда, тем больше востребован он в жизни; в связи с постоянно изменяющейся ситуацией на рынке труда человек вынужден получить такое образование, которое позволит ему в кратчайшие сроки осваивать новые профессии; постоянно растет количество людей, занятых в информационной сфере по сравнению со специалистами, работающими в промышленности и сельском хозяйстве.

Все эти изменения в сфере профессиональной деятельности неизбежно меняют и структуру образования, определяя характерную особенность современного общества периода его информатизации.

Информатизация общества — это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена.

Информатизация общества обеспечивает: активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, в научной, производственной и других видах деятельности его членов; интеграцию информационных технологий с научными, производственными, инициирующую развитие всех сфер общественного производства, интеллектуализацию трудовой деятельности; высокий уровень информационного обслуживания, доступ любого члена общества к источникам достоверной информации, визуализацию представляемой информации, существенность используемых данных.

Особенностью современного периода развития общественного устройства является применение открытых информационных систем, рассчитанных на использование всего массива информации, доступного в данный момент обществу. Это позволяет совершенствовать механизмы управления современным социумом, способствует гуманизации и демократизации общества, повышает уровень благосостояния его членов. Процессы, происходящие в связи с информатизацией общества, способствуют не только ускорению научно-технического прогресса, интеллектуализации всех видов человеческой деятельности, но и созданию качественно новой информационной среды социума, обеспечивающей возможность развития творческого потенциала каждого индивида.

Характерной чертой этого периода является становление и функционирование Всемирной информационной сети Интернет, которая позволяет формировать информационные запросы, информационные потоки сообразно интересам и предпочтениям каждого потребителя информации. Информация начинает обладать первостепенной значимостью в науке, искусстве, производстве, технике и образовании. Более того, информация персонифицируется. В конце 1980-х — начале 90-х гг. уникально быстрое развитие и совершенствование всемирной информационной сети Интернет значительно расширило сферу применения информационных ресурсов современного общества, что позволило обеспечить пользователю доступ к информационным ресурсам крупнейших библиотек мира, радиостудий, телестудий, баз данных, к копиям реальных исторических документов. Современные средства передачи информации практически снимают ограничения как по объему, так и по скорости транслируемой информации, а средства навигации обеспечивают возможность обращения к любому, сколь угодно удаленному, источнику информации и получения любого объема информации. Уже к концу XX века возможности Всемирной информационной сети Интернет расширяются — становится возможным как обеспечение непосредственного информационного взаимодействия с партнерами, единомышленниками, коллегами по работе и научным исследованиям, так и интерактивное информационное взаимодействие с источниками информационного ресурса.

Для современного общества этапа информатизации и глобальной массовой коммуникации характерен процесс активного использования информации в качестве общественного продукта. Применение методов и средств информатики как научной области знания позволяет эффективнее и качественнее решать учебные и профессиональные задачи, реализовывать возможности информационных и коммуникационных технологий в целях развития личности человека, его адаптации к современным условиям жизнедеятельности в информационном обществе.

Вместе с тем применение средств ИКТ влечет за собой изменения как в области технического и технологического обеспечения деятельности специалиста любой профессии, так и эргономических, физиолого-гигиенических аспектов этой деятельности. При этом быстрота изменений, происходящих в этой сфере, не имеет аналогов в прошлом. В связи с этим будущему специалисту необходимо обеспечить такую базовую подготовку в области использования методов и средств информатики, информационных и коммуникационных технологий, которая будет гарантировать необходимый уровень информационной культуры члена современного общества и определенный уровень профессиональной подготовки.

Всестороннее рассмотрение проблем, связанных с внедрением в образование информационных и коммуникационных технологий, предполагает использование определенных понятий и терминов. Некоторые из них являются общеупотребительными в педагогике и информатике, другие появились в последнее десятилетие, и являются отражением все усиливающегося процесса информатизации, как всего общества, так и сферы образования. Эта терминология, а также толкование слов и словосочетаний представлены в «Словаре терминов». Наряду с представленными ниже основными, базовыми понятиями и терминами, на страницах пособия по ходу рассмотрения определенных проблем и перспектив процесса информатизации образования будут вводиться соответствующие определения и понятия.

К числу основных, прежде всего, отнесем понятия, которые, с одной стороны, являются «логическим развитием» важнейших понятий собственно предметной области «информатика» (таких, например, как «информационные и коммуникационные технологии», «информационное взаимодействие»), а с другой стороны, имеют важнейшее значение при рассмотрении путей и средств внедрения ИКТ в систему образования: «средства информационных и коммуникационных технологий», «средства информатизации и коммуникации образовательного назначения», «информационное взаимодействие образовательного назначения». Именно эти понятия составляют основу систематического рассмотрения в настоящем пособии вопросов, связанных с внедрением ИКТ в образование.

Средства информационных и коммуникационных технологий (средства ИКТ) — программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальной компьютерных сетей.

К средствам ИКТ относятся: ЭВМ, ПЭВМ; комплекты терминального оборудования для ЭВМ всех классов; информационные сети; устройства ввода-вывода информации; средства и устройства манипулирования текстовой, графической, аудиовизуальной информацией; средства архивного хранения больших объемов информации; устройства для преобразования данных из текстовой, графической или звуковой форм представления данных в цифровую и обратно; системы искусственного интеллекта; системы машинной графики; программные комплексы (языки программирования, трансляторы, компиляторы, операционные системы, пакеты прикладных программ и пр.); современные средства связи, обеспечивающие информационное взаимодействие пользователей как, на локальном уровне (например, в рамках одной организации или нескольких организаций), так и на глобальном (в рамках Всемирной информационной сети Интернет); электронные средства образовательного назначения, реализованные на базе технологий мультимедиа, гипертекст, гипермедиа, телекоммуникации.

Домашнее задание:проработать материал лекции, написать сообщение по данной теме.

Источник

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)

«Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)» Разживина А. В.

Использование информационно-коммуникационных технологий в детском саду – актуальная проблема современного дошкольного воспитания. Постепенно,компьютерные технологии входят и в систему дошкольного образования как один из эффективных способов передачи знаний. Этот современный способ развивает интерес к обучению, воспитывает самостоятельность, развивает интеллектуальную деятельность, позволяет развиваться в духе современности, дает возможность качественно обновить воспитательно-образовательный процесс в ДОУ и повысить его эффективность.

Актуальность использования информационных технологий в современном дошкольном образовании диктуется стремительным развитием информационного общества, широким распространением технологий мультимедиа, электронных информационных ресурсов, сетевых технологий в качестве средства обучения, общения, воспитания.

Поэтому с уверенностью можно сказать, что ИКТ являются неотъемлемой частью процесса обучения дошкольников. Это не только доступно и привычно для детей нового поколения, но и удобно для современного педагога.

Сочетание ИКТ связано с двумя видами технологий: информационными и коммуникационными.

«Информационная технология – комплекс методов, способов и средств, обеспечивающих хранение, обработку, передачу и отображение информации и ориентированных на повышение эффективности и производительности труда». На современном этапе методы, способы и средства напрямую взаимосвязаны с компьютером (компьютерные технологии).

Коммуникационные технологии определяют методы, способы и средства взаимодействия человека с внешней средой (обратный процесс также важен). В этих коммуникациях компьютер занимает свое место. Он обеспечивает, комфортное, индивидуальное, многообразное, высокоинтеллектуальное взаимодействие объектов коммуникации.

При использовании ИКТ в работе не важен стаж работы педагогов и образование, а важно желание и стремление освоения ИКТ.

Использование компьютерных технологийпомогает педагогу в работе:

• привлекать пассивных слушателей к активной деятельности;

• делать образовательную деятельность более наглядной и интенсивной;

• формировать информационную культуру у детей;

• активизировать познавательный интерес;

• реализовывать личностно-ориентированный и дифференцированный подходы в обучении;

• дисциплинировать самого воспитателя, формировать его интерес к работе;

• активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез, сравнение и др.);

• ИКТ дадут возможность любому педагогу напрямую выходить в информационное пространство как с обращением за методической помощью в разные сервисные службы, так и с трансляцией своего опыты работы.

• ИКТ позволят воспитателю более широко общаться на разных методических мероприятиях, например видео — мастер — классы, вебинары и др.

• значительно сокращается работа с бумажными носителями, так как почти вся текстовая информация составляется и хранится в электронном виде;

• меньше уходит сил и времени при подготовке наглядно-дидактического сопровождения к НОД.

с помощью ИКТ создаются условия для профессионального саморазвития: используются электронные учебники, статьи; в сети Интернет можно знакомиться с периодикой, обмениваться информацией с коллегами посредством электронной почты.

• Общение с родителями воспитанников с помощью ИКТ — еще одна реальность.

ИКТ — это прежде всего:

• преобразование предметно-развивающей среды,

• создание новых средств для развития детей,

• использование новой наглядности,

• дополнительная информация, которой по каким-либо причинам нет в печатном издании,

• разнообразный иллюстративный материал, как статический, так и динамический (анимации, видеоматериалы,

• в информационном обществе сетевые электронные ресурсы — это наиболее демократичный способ распространения новых педагогических идей и новых дидактических пособий, доступный педагогам независимо от места их проживания и уровня дохода,

• поисковые системы сети Интернет предоставляют педагогам возможность найти практически любой материал по вопросам развития и обучения и любые фотографии и иллюстрации.

Применение ИКТ:

1. Подбор иллюстративного материала к совместной организованной деятельности педагога с детьми и для оформления стендов, группы.

2. Подбор дополнительного познавательного материала.

3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.

4. Оформление групповой документации, отчётов.

5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности совместной организованной деятельности с детьми и педагогической компетенции родителей в процессе проведения родительских собраний.

6. При создании единой базы методических и демонстрационных материалов у педагога появляется больше свободного времени.

Читайте также:  Аспарагиновая кислота что это такое свойства применение

Грамотное использование современных информационных технологий позволяет существенно повысить мотивацию детей к обучению. Позволяет воссоздавать реальные предметы или явления в цвете, движении и звуке. Что способствует наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

Сегодня ИКТ позволяет:

• Показать информацию на экране в игровой форме, что вызывает у детей огромный интерес, так как это отвечает основному виду деятельности дошкольника — игре.

• В доступной форме, ярко, образно, преподнести дошкольникам материал, что соответствует наглядно-образному мышлению детей дошкольного возраста.

• Привлечь внимание детей движением, звуком, мультипликацией, но не перегружать материал ими.

• Способствовать развитию у дошкольников исследовательских способностей, познавательной активности, навыков и талантов.

• Поощрять детей при решении проблемных задач и преодолении трудностей.

Использование информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании позволяет расширить творческие возможности педагога и оказывает положительное влияние на различные стороны психического развития дошкольников. Развивающие занятия с её использованием становятся намного ярче и динамичнее. Применение компьютерной техники позволяет сделать НОД привлекательным и по-настоящему современным, решать познавательные и творческие задачи с опорой на наглядность.

В ходе игровой деятельности дошкольника,с использованием компьютерных средств у него развивается: теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей.По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников компьютер обладает рядом преимуществ:

1. Движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание детей и способствует повышению у них интереса к изучаемому материалу. Высокая динамика занятия способствует эффективному усвоению материала, развитию памяти, воображения, творчества детей.

2. Обеспечивает наглядность, которая способствует восприятию и лучшему запоминанию материала, что очень важно, учитывая наглядно-образное мышление детей дошкольного возраста.

3. Слайд-шоу и видеофрагменты позволяют показать те моменты из окружающего мира,наблюдение которых вызывает затруднения: например, рост цветка, вращение планет вокруг Солнца, движение волн, вот идёт дождь;

4. Также можно смоделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно показать и увидеть в повседневной жизни (например, воспроизведение звуков природы; работу транспорта и т. д.);

5. Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес.

6. Несёт в себе образный тип информации, понятный дошкольникам.

7. Проблемные задачи, поощрение ребёнка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей.

8. Ребёнок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач.

9. В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может.

10. Позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни (полет ракеты, половодье, неожиданные и необычные эффекты);

11. Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребёнка за ошибки, а ждёт, пока он сам исправит их.

12. Использование информационных технологий побуждает детей к поисковой исследовательской деятельности, включая и поиск в сети Интернет самостоятельно или вместе с родителями.

Спектр использования ИКТ в образовательном процессе достаточно широк. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к совместной организованной деятельности в детском саду — это создание мультимедийных презентаций. Она облегчает процесс восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов, т. к. сочетает в себе динамику, звук и изображение, т. е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь гораздо большего эффекта.А английская пословица гласит: «Я услышал – и забыл, я увидел – и запомнил».

Использование компьютера для ведения документации.

Компьютер может оказывать неоценимую услугу воспитателям и «продвинутым» родителям по составлению всевозможных планов мероприятий с помощью программ-организаторов, вести индивидуальный дневник ребенка, записывать различные данные о нем, результаты тестов, выстраивать графики, в целом отслеживать динамику развития ребёнка. Это можно сделать и вручную, но временные затраты несопоставимы.

Бесспорно, что в современном образовании компьютер не решает всех проблем, он остается всего лишь многофункциональным техническим средством обучения. Использование средств информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития детей достаточно простым и эффективным. Средствами мультимедиа позволит наиболее доступной и привлекательной, игровой форме, достигнуть нового качества знаний, развивает логическое мышление детей, усиливает творческую составляющую учебного труда, максимально способствуя повышению качества образования среди дошкольников, освободит от рутинной ручной работы, откроет новые возможности.

В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Использование информационных технологий позволит сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, откроет новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога.

Однако, какими бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе ДОУ. Одним из приоритетов современного образования является.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе учителя-логопеда по профилактике дисграфии В настоящее время одной из актуальных задач специальной педагогики является повышение эффективности коррекции нарушений речи у детей дошкольного.

Внедрение социоигровых информационно-коммуникационных технологий в практику работы с дошкольниками Муниципальное образовательное учреждение № 34 г. Мурманска Учитель-логопед Гриценко С. Э. «Внедрение социоигровых информационно-коммуникационных.

Использование информационно-коммуникационных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста с народными сказками Использование информационно-коммуникационных технологий в ознакомлении детей дошкольного возраста с авторскими и народными сказками. Мир.

Методическая разработка «Применение информационно-коммуникационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Устьинская средняя общеобразовательная школа Моршанский район Тамбовская область.

Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательно-образовательном процессе ДОУ Применение информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в воспитательном — образовательном процессе ДОУ». Актуальность использования.

Стимулирование самостоятельной деятельности обучающихся с помощью включения информационно-коммуникационных технологий Для активизации познавательной деятельности необходимо в процессе обучения систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный.

Использование информационно-коммуникационных технологий во взаимодействии с родителями Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида № 29 «РАДУГА» СООБЩЕНИЕ Тема:.

Спортивное развлечение «Путешествие по водным просторам» с использованием информационно-коммуникационных технологийСпортивное развлечение «Путешествие по водным просторам» с использованием информационно-коммуникационных технологий Поверь, пришла пора, мечтатель, На время позабыть покой. И в путешествие пуститься, По океанам и морям. Долго ждали воспитанники детского.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в совместную деятельность учителя-логопеда и детей В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий.

Источник



Использование информационно-коммуникационных технологий на уроках окружающего мира
методическая разработка по естествознанию по теме

Черкасова-Анфимова Светлана Владимировна

В данной работе речь идет об эффективности применения ИКТ на уроках окружающего мира в начальных классах.

Скачать:

Вложение Размер
primenenie_ikt.doc 181 КБ

Предварительный просмотр:

информационно — коммуникационных технологий на уроках окружающего мира

Одной из главных задач содержательного учебного плана является формирование в сознании школьников целостной научной картины мира, реализация идеи «единого знания». Эта идея находит свое воплощение через принцип интеграции. Особенно ярко он проявляется в курсе «Окружающий мир». Его построение дает ученикам представление о целостной картине мира. Преподавание уроков окружающего мира имеет целью систематизации и расширения представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу, к своей Родине.

Для достижения указанных результатов необходим большой дидактический материал (иллюстрации, карты, таблицы, индивидуальный материал для учащихся, карточки и др. ), чтобы эффективно контролировать сформированные знания, умения и навыки важно иметь четкую систему контроля, позволявшую целостно оценить как класс в целом, так и ученика в отдельности. Кроме того, анкетирование показало, что большинство учащихся класса интересуются компьютерными программами, которые не использовались на уроках.

Толковый словарь дает следующее определение: информационно — коммуникационные технологии (ИКТ) – совокупность методов, производственных процессов и программно-технических средств, интегрированных с целью сбора, обработки, хранения, распространения, отображения и использования информации в интересах ее пользователей

Эффективное применение информационных технологий в учебно-воспитательном процессе школы возможно в том случае, когда соответствующие технологии являются не надстройкой к существующей системе обучения, а гармонично интегрируются в учебно-воспитательный процесс, обеспечивая новые возможности учащимся и педагогам. Информатизация процесса образования не ограничивается «механизацией» существующих образовательных практик, реализацией их с помощью ИКТ (например, использование компьютерных презентаций вместо таблиц и видеофильмов). Ее главная отличительная черта – создание условий для появления новых образовательных практик, новых методов и организационных форм учебной работы, увеличение разнообразия, широты и интенсивности их применения. Средства ИКТ, подобно всяким другим средствам, сами по себе нейтральны к области и способу их применения. Они также безразличны к объему и глубине проводимых с их помощью педагогических инноваций. Выбор остается за человеком, который, как и всякая «целеполагающая система», приспосабливает любые новые средства для достижения своих целей. Если же предположить, что все цели, обозначенные в законодательных документах, регламентирующих процессы информатизации, достигнуты в полной мере, содержание образования не достигнет «точки насыщения», но расширит поле деятельности и инструментирует подходы в освоении культуры, науки, искусства.

Особое значение в связи с обширной компьютеризацией приобретает работа по внедрению здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, по воспитанию валеологической культуры подрастающего поколения, формированию прочных навыков ЗОЖ.

Начальная школа — фундамент от качества, которого зависит дальнейшее обучение ребенка. И это налагает особую ответственность на меня, как учителя начальных классов. Моя задача не только научить читать, писать, но и заложить основы духовности ребенка, развить его лучшие качества, обучить способам учебной деятельности. Это особенно важно сейчас, когда за окном школы – постоянно меняющийся мир, мир переполненный информацией. Научить ребенка работать с информацией — научить учиться. Что может быть главнее. И решать успешно поставленные задачи помогает мне не только 25-летний опыт, любовь к детям, но и стремление учителя вести работу на основе достижений педагогики, психологии, науки.

Анализ результатов мониторинга уровня обученности школьников, показателей качественной успеваемости школьников позволяет говорить о высоком уровне освоения навыков при использовании компьютерных программ по сравнению с традиционным обучением, что способствует обеспечению успешности ребенка в когнитивной сфере, его психологического комфорта.

Успешность ребенка — это та почва, которая даст добрые всходы личностного смысла знаний, умений и навыков. Таким образом, создаются условия развития личностной сущности школьника. В рамках эксперимента совместно с психологом проводится исследование школьной мотивации. Результаты диагностики свидетельствуют, что во время уроков с применением информационных технологий повышается мотивация учения, ребенок чувствует себя увереннее в своих знаниях, наблюдается уменьшение показателей уровня школьной тревожности. Кроме того, в ходе наблюдений за школьниками во время проведения уроков с использованием электронных учебных материалов выявлен положительный настрой, раскованность, желание трудиться. Формирование благоприятного климата как одного из ведущих условий развития личности заключается именно в таком постоянном воссоздании атмосферы безопасных, помогающих отношений, когда нет страха, а есть интерес и желание учиться. В процессе наблюдений отмечаю такие важные показатели обогащения образовательной среды уроков с использованием информационных технологий, как повышение интереса к предмету, направленность урока на конкретного ребенка, подчеркнутое оценивание сегодняшних результатов ученика, расширение информационного поля ребенка, эмоционально-образная поддержка обучения. Уменьшается число дидактических затруднений. Учитель в любой момент может скорректировать процесс обучения. Расширяется представление об окружающей действительности. Формируются навыки самоконтроля и самообразования.

Применение ИКТ на уроках окружающего мира

Одной из главных задач школы является формирование информационной компетенции, которая предполагает умения: искать, выбирать, передать информацию, проектировать объекты и процессы.

Педагогические технологии не остались в стороне от всеобщего процесса компьютеризации. Теперь учителю представилась возможность сделать урок более ярким и увлекательным.

Используя в своей работе готовые разработки разных авторов (К-М, электронные уроки и тесты «Биология в школе», «Занимательная экология», электронный учебник «Экология», «Биология» библиотека электронных наглядных пособий и др.) я стараюсь адаптировать их к имеющимся условиям, индивидуальным особенностям учащихся, учитывая в планировании урока такие факторы, как уровень развития и информированности учащихся.

Благодаря применению ИКТ на уроках повышается познавательная активность учащихся. Им уже самим хочется открыть для себя что-то новое, решить какие-то волнующие их вопросы. Таким образом, появляется возможность решить ещё одну актуальную задачу — обеспечение мотивации на уроках.

ИКТ является прекрасным средством наглядности, отображающим рабочий процесс на уроке. При выполнении заданий ребята могут сверить свои ответы с выведенными на экране вариантами и при этом пережить ситуацию успеха, если ответ правильный или обнаружить ошибку, если ответ неверный, и продолжить поиск верного решения.

Использование ИКТ на уроках вызывает живой интерес у учащихся, ведь молодое поколение уже не мыслит свою жизнь без компьютеров. В то же время компьютеры в нашей стране имеет не каждая семья. В связи с этим, уроки с применением ИКТ приобщают молодых людей к новым компьютерным технологиям, реализуют возможность овладения технической информацией в школе.

Цели урока с применением ИКТ

Чтобы использовать электронные материалы, учителю необходимо определить, где на уроке будет применен этот материал и с какой целью, продумать четкость в переходах от одного вида работы к другому, что повышает интенсивность урока.

На уроках окружающего мира и нформационные технологии использую направленно с целью :

повышения познавательного интереса к изучаемому предмету,

расширения границ информационного поля путем применения новых средств обучения,

использование новых форм наглядностей, призванных отобразить деятельность учителя и учащихся на уроках.

развития мышления, воображения,

способности давать самооценку,

планировать свои действия,

мотивационного компонента учебной деятельности.

Типы и этапы уроков с применением ИКТ.

Включив в структуру урока ИКТ, я выделила для себя ряд преимуществ . Теперь и учитель, организуя урок, и ученики, работая на уроке, более полно могут раскрыть свой творческий потенциал.

1.Объяснение нового материала учителем (лекция, беседа с применением проектора или телевизора) – необходим 1 компьютер;

2.Самостоятельное изучение учащимися учебного материала за индивидуальным компьютером (контроль – через составление учащимся плана-конспекта с внесением в него ответов на поставленные учителем вопросы) – количество компьютеров – по числу учащихся группы (подгруппы)

3.Комбинированный урок (рассказ преподавателя в сочетании с групповой самостоятельной работой учеников в компьютерном классе над отдельными вопросами урока или материалами мультимедийного учебника) — несколько компьютеров на 2-3 ученика.

4.«Диагональная схема урока» — деление класса на группы, одна из которых работает на компьютере 10-12 минут, остальные заняты другими формами работы, в т.ч. работой с учебниками;

5. Групповая работа – несколько групп изучают различный материал мультимедийного учебника по заранее подготовленным инструкциям. Каждая группа готовит выступление по результатам проделанной работы – компьютеры по количеству групп;

6. Самостоятельная творческая работа учащегося. Использование материалов мультимедийного учебника и сети Интернет для творческой работы учащегося над рефератом, проектом. Материал предъявляется в виде презентации – работа на 1 компьютере по очереди;

7. Повторение содержания курса и подготовка к итоговому контролю знаний. Использование материалов мультимедийного учебника для повторения содержания курса и подготовки к итоговому контролю знаний – несколько компьютеров;

8. Коррекционная работа – 1 компьютер (работа по очереди).

Использование компьютера на уроках

Имеется в наличии:

презентация к уроку для сопровождения лекций (наглядность)

проверка знаний – ответы в устной форме (фронтальная проверка).

форма домашнего задания.

отчет об исследовательской работе или работе над проектом.

карточки для самостоятельной работы, опрос (тест, викторина, задания для проверки, кроссворды, задания на соответствие).

подготовка учащимися докладов, сообщений.

проверка знаний – создание тестов,

практическая работа (совместное создание-обсуждение электронного учебника),

исследовательская-практическая работа (диаграммы – обобщение информации).

раздаточный материал — кроссворды

практическая работа – поиск учащимся информации по теме (индивидуальная, групповая работа),

изучение нового материала (учитель (учащийся) в Интернете, учащиеся – конспектирование),

изучение нового материала,

Самостоятельная работа учащихся (изучение нового материала, контроль, творческая работа).

Компьютера на уроке нет

Но есть у учителя:

источник информации (подготовка к уроку): CD, Интернет (рассылки), электронные учебные пособия,

организация деятельности: компьютерная инструментальная среда, программы Office (мониторинг, планирование), изготовление дидактического (карточки, презентации, тесты в бумажном и электронном варианте) материала.

Но есть у ученика:

источник информации – самостоятельный поиск, освоение предлагаемого учителем материала (CD, Интернет).

Дополнительное обучение, в т.ч. самообразование: заочные школы, дистанционные курсы, олимпиады, конкурсы, конференции. Участие в форумах, чатах.

Функции учителя при работе с использованием ИКТ

Основными функциями учителя при работе с использованием на уроке электронного учебного материала являются:

1. Организация учебного процесса на уровне класса и предмета в целом.

2. Организация внутриклассной активизации, инструктаж, управление.

3. Индивидуальное наблюдение за учащимися, оказание индивидуальной помощи.

Подготовка различных видов учебного демонстрационного материала, учебно-наглядных пособий, связанных с предметным содержанием урока.

Функции учащихся на уроках с использованием ИКТ на уроке.

Для того чтобы возникшие проблемы были разделены между всеми учащимися данного класса, учебная деятельность должна быть коллективной. В совместной учебной работе изменяется характер взаимоотношений, как между школьниками, так и между учениками и учителем. Помощь педагога становится необходимой лишь при вхождении детей в совместную работу. Начав действовать сообща, учащиеся в дальнейшем сами регулируют взаимоотношения и обсуждают поставленные вопросы, разрешая спорные проблемы в свободной дискуссии. При этом они осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель: целеполагание, планирование, контроль и учет работы и т. д. При этом изменяются традиционные функции учителя. Он становится организатором учебной деятельности школьника, передает учащемуся свои функции управления учением, тем самым, обеспечивая переход от внешнего к внутреннему контролю.

Проектирование урока с использованием ИКТ

Составление календарно-тематического плана изучения темы (использование ИКТ оптимально распределяется по всем урокам)

Составление конспекта конкретного урока, при этом учитель:

Отбирает наиболее эффективные средства ИКТ для реализации целей и задач урока

Учитывает целесообразность их применения в сравнении с традиционными

При необходимости составляет компьютерную презентацию

Предусматривает поэтапную и итоговую диагностику по реализации целей урока

Анализ урока, проведенного с ИКТ

Анализ урока, проведенного с применением информационных технологий, требует особого подхода при оценке качества его проведения и результативности.

При анализе урока проведенного в компьютерном классе необходимо рассмотреть следующие материалы:

выводы и рекомендации по уроку.

Эти материалы должны составляться учителем-предметником совместно с инженером-педагогом (лаборантом)!

Конспект урока должен включать обычные компоненты конспекта:

дата, класс, место урока в расписании, тема, место урока в системе уроков по данной теме и место темы в курсе, тип, цели и задачи урока, план (с хронометражем, указанием деятельности учителя и учащихся).

Необходимо добавить раздел, описывающий программное обеспечение, задействованное на уроке и формы его применения, деятельность инженера-педагога (лаборанта), наличие предварительного домашнего задания.

Предварительное домашнее задание должно быть дифференцированным, учитывать подготовку учащихся, наличие компьютера дома.

Анализ урока можно составить из следующих разделов:

общая структура урока,

деятельность учителя и учащихся на уроке,

результаты этой деятельности, трудности, связанные с проведением урока.

В общей структуре урока дополнительно следует отметить:

специфику, связанную с используемыми компьютерными средствами,

перераспределение времени по сравнению с обычным уроком,

особенности связи нового материала с предыдущим, способ оценки усвоения знаний.

При оценке деятельности учащихся

необходимо оценить, насколько полно удалось использовать такую особенность урока с компьютером, как индивидуальный темп и самостоятельную работу учащихся.

необходимо учесть наличие учащихся, относящихся к уроку без интереса и выявить причины его отсутствия (в том числе и связь с проведением урока в компьютерном классе),

отметить полноту реализации цели и задач урока,

определить качество знаний, полученных учащимися на уроке.

К выводам и рекомендациям по уроку можно отнести:

замечания учителя по методике проведения урока и отбору материалов,

изменения в плане урока и их причины,

замечания по технической стороне.

Крайне важно оценить, уместно ли было использование компьютера именно на этом уроке, насколько органично ИТ сочетались с целями и задачами урока и помогали в их достижении.

Возможности и условия проведения уроков с ИКТ

При подготовке предметного урока в компьютерном классе нужно учитывать три составляющие готовности:

готовность учителя применять ИТ на уроке,

готовность учащихся к использованию ИТ (навыки пользования компьютером),

готовность компьютерного класса (установка необходимого программного обеспечения)

Трудности, связанные с проведением урока, можно разделить на две группы:

возникшие при подготовке урока,

возникшие при проведении урока.

При подготовке урока необходимо отследить трудности, связанные с подбором программного обеспечения, его изучением и отбором материала, способами применения на уроке.

Для успешного проведения урока нужна предварительная работа, оценивающая готовность учащихся пользоваться компьютером.

Необходимое оснащение кабинета

На протяжении последних двух лет мой кабинет значительно оснастился: появился компьютер, мультимедийное оборудование, интерактивная доска и др. Все эти предпосылки являются первой отправной точкой эксперимента при использовании информационных технологий в моей деятельности.

Необходимое программное обеспечение

Сначала было постепенное введение в учебный процесс информационного программного обеспечения. Всем известно, что уже давно в продаже имеется большое количество разнообразной информации в виде дисков. Я с большой осторожностью (разная информация, разные программы) использую их в учебном процессе при объяснение и закрепление материала, при проверке знаний, на уроках обобщения. Порой иногда на одном уроке необходима информация с двух-трех дисков. А это дополнительное время. Поэтому во время работы накоплен и создан большой объем поурочного дидактического материала.

Необходимая подготовка учителя

Для применения ИКТ в учебном процессе учителю необходимо в совершенстве владеть новыми компьютерными технологиями, знать основы программирования, работать в таких программах, как: PowerPoint, Word, Excel, Publicher и др.

Источник

ИКТ: расшифровка, назначение и виды информационно-коммуникационных технологий

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Сейчас невозможно представить, что совсем недавно информация передавалась от человека к человеку только с помощью печатных изданий (книг, газет) и в устном общении.

Так было до 1895 года, когда изобрели радио. После этого передача информационных потоков несколько активизировалась.

А когда появились способы передачи информации с помощью аналоговых, а затем и цифровых сигналов, и вовсе наступил информационный бум.

Информация

Для того, чтобы систематизировать процессы сбора, обработки, передачи и хранения огромного объема информации, разработаны и продолжают совершенствоваться специальные технологии. Они получили название информационно-коммуникационных (ИКТ).

Сегодня разберем, что такое ИКТ, конкретизируем, для чего предназначены, и отдельно остановимся на роли ИКТ в образовательном процессе.

ИКТ — это …

Как вы уже поняли из вступления:

ИКТ – это аббревиатура термина «информационно-коммуникационные технологии»

Разберем каждое из слов термина:

    методы и способы достижения определенного результата. В контексте рассматриваемого термина подразумевается совокупность методов и способов сбора, обработки, передачи и хранения информации (это что?);
  1. информационно-коммуникационные – это характеристики объекта, к которым применяются эти технологии. Коммуникация – это связь (от лат. «сommunication»), т.е. процесс связи, обмена. Следовательно, информационно-коммуникационный процесс – это процесс обмена информацией.

Вывод: информационно-коммуникационные технологии – это совокупность методов и способов процесса сбора, обработки, передачи и хранения информации.

А вот как трактует определение ИКТ ГОСТ Р 52653–2006 (см. что такое ГОСТ):

3.1.5. информационно-коммуникационная технология: Информационные системы и методы работы с информацией, осуществляемые с применением средств вычислительной техники и средств коммуникации.

Определение

Примечание: иногда вместо понятия «коммуникационные» используют понятие «коммуникативные», считая эти слова синонимами.

Но все же «коммуникативные» уместно употреблять применительно к социологии (это что?), психологии (что это за наука?), управлению, т.е. к сферам, которые затрагивают связи между людьми. Понятие «коммуникационные» следует применять в аспекте технической связи, т.е. говоря про компьютерные системы, средства связи и телекоммуникацию.

Английская версия аббревиатуры – ICT (от англ. «information and communication technologies»). Часто употребляют сокращенный вариант – IT (русская транскрипция – «ай ти»).

Людей, занимающихся IT-технологиями, называют IT-специалистами, или, попросту – «айтишниками».

Технические средства ИКТ

  1. письменность и книгопечатание;
  2. телефон и телеграф;
  3. телевидение.

Эти технологии предназначены лишь для фиксирования, тиражирования и распространения информации (т.е. знаний). Они не затрагивают самого процесса создания этих знаний – интеллектуальной деятельности.

Современные информационные технологии не только выполняют указанные функции, но и сами являются компонентами интеллектуальной деятельности.

Например, программное обеспечение (ПО), помогает создать новый программный продукт, новые технологии.

Средства современных ИКТ классифицируются следующим образом:

  1. программные;
  2. программно-аппаратные;
  3. технические.

К средствам ИКТ относятся:

  1. ЭВМ и ПЭВМ (персональная ЭВМ или персональный компьютер);
  2. оборудование для ВМ (монитор, клавиатура, мышь, кабели подключения);

Оборудование

Интеллект

Роль ИКТ в развитии общества

Значение роли ИКТ в нашей жизни можно оценить, представив на минутку, что вдруг эти самые технологии исчезли. Представили? Не работают компьютеры, телевизоры, мобильная и сотовая связь и прочие средства коммуникации.

Человечество бы такой ситуации в прямом смысле застопорилось на данном витке развития. Мы так привыкли к возможностям, которые дают нам ИКТ, что при наступлении ИКТ-коллапса человечество бы, возможно, ждал эволюционный регресс (это как?).

Не будем думать о плохом, так советуют психологи. У нас все будет хорошо. На современном этапе развития совершенствование ИКТ имеет доминирующее значение, потому что эволюция нашей цивилизации движется по техногенному вектору развития.

Таким образом, ИКТ является движущим фактором развития человеческого общества.

В нашей стране вопросу совершенствования ИКТ отводится большое значение. Приоритеты (это что?0 в развитии ИКТ утверждаются на законодательном уровне.

Так, например, в Распоряжении правительства № 1662-р «О концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года» прописаны меры, которые нужно предпринять для развития информационного общества.

Развитие

Далее – кратко об основных положениях документа.

  1. Превратить ИКТ в одну из отраслей экономики, доля участия которой в ВВП (это как?) должна превышать 10 %.
  2. Достичь в ИКТ превышения экспорта (это как?) над импортом (а это как?).
  3. Сделать акцент на развитии следующих направлений:
    1. формировать единое информационное пространство;
    2. развить в стране единую сеть электросвязи;
    3. предоставить доступ к услугам связи жителям всех субъектов РФ (это что?);
    4. перейти к цифровому телерадиовещанию на всей территории страны;
    5. повысить качество услуг всех социально-значимых отраслей (медицина, образование, соцзащита, культура) за счет внедрения ИКТ, в т.ч. за счет подключения всех социально-значимых объектов к сети интернета;
    6. совершенствовать методы и формы образовательного процесса путем интенсивного использования ИКТ;
    7. повысить инвестиционную (это какую?) привлекательность ИКТ; и организации (это что?) использовать ИКТ;
    8. повышение качества и объема предоставления электронных государственных услуг («электронное правительство» — интернет-сервис «Госуслуги»);
    9. улучшение межрегионального и межведомственного информационного обмена;
    10. обеспечение безопасности информационного поля РФ.

    Роль ИКТ в образовательном процессе

    Роль ИКТ в образовании трудно переоценить. Те, кто сегодня учатся, завтра станут активными членами общества. От того, какое образование получит молодежь сегодня, зависит «завтра» нашей страны. Поэтому повышение качества обучения – это одна из главных задач, стоящая перед обществом.

    Обучение только с помощью учебника не может обеспечить уровень знаний, необходимый человеку в 21 веке. Только плотное внедрение ИКТ в образовательный процесс может дать полный набор инструментов для повышения уровня образования.

    Правительство РФ осознает данный факт, и на законодательном уровне (про это – в предыдущем разделе статьи) прописывает приоритетность внедрения ИКТ в образовательный процесс.

    Модернизация (это как?) образования невозможна без всестороннего использования ИКТ в обучении.

    Класс

    Основные средства ИКТ, используемые в образовательном процессе:

    1. ПК + ПО + интернет. Такая комбинация средств ИКТ позволяет научить пользователей применять различные прикладные программы для создания текстовых, графических, аудио и видеофайлов. Это основа для дальнейшего использования всех возможностей, предоставляемых ИКТ.
    2. Работа в сети интернета позволяет практически мгновенно получить доступ к любым информационным базам и к любому контенту (методическому, научному, развлекательному);
    3. Электронные средства коммуникации (электронная почта, мессенджеры (это что?), чаты и т.д.). Это возможность для общения, для проведения конференций в режиме реального времени, для удаленного (дистанционного) обучения;
    4. Электронные издания. Такой формат учебных пособий позволяет использовать самые различные методики обучения, индивидуализировать подход к ученикам в зависимости от их интеллектуального уровня.

    Ноутбук

    Но не все так гладко, как хотелось бы. Многие учителя и родители учеников бьют тревогу по поводу интенсивного внедрения ИКТ в учебный процесс, мотивируя это следующими аргументами:

    1. увеличивается время, проводимое детьми и молодыми людьми за компьютерами, что ведет к ухудшению их физического и психологического здоровья;
    2. негативная информация в свободном доступе в интернете травмирует неокрепшую психику детей и подростков;
    3. уменьшается речевая активность (за ненадобностью устного диалога). Пропадает умение устно выражать свои мысли, а это ведет к ухудшению мыслительных процессов;
    4. снижается качество получаемых знаний. Не секрет, что в основном все рефераты (что это?), доклады и пр.самостоятельные работы просто скачиваются из интернета. Зачастую ученик (студент) даже не может пересказать скачанную информацию.

    Краткое резюме

    Информационно-коммуникационные технологии все плотнее входят во все сферы нашей жизни. Это необратимо, несмотря на некоторые трудности и негативные последствия.

    Так и хочется воскликнуть:

    «Даешь компьютеризацию и интернетизацию всей страны!»

    Макака

    Читайте наш блог, это полезно!

    Автор статьи: Елена Копейкина

    Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

    Комментарии и отзывы (5)

    Сейчас без компьютера и особенно без интернета, просто невозможно ни работать, ни общаться с родными. Да-да, я из тех, у кого до сих пор кнопочный телефон))

    Это всё здорово, но что делать с электромагнитными волнами, которые пронизывают всё пространство, уже численность пчел сокращается, не будет пчел, значит погибнут многие растения, за ними последует скот, а за скотом и мы, ну а компьютеры останутся, как памятники человечеству.

    Нужно понимать, что эти ИКТ лишили нас личного пространства, теперь за нами подглядывают, подслушивают, с нас снимают без нашего ведома биометрические данные, мы уже все у товарища полковника на карандаше.

    У цифрового ТВ качество высокое, с аналоговым не сравнить, но не всегда нормально работает, бывает так каналы подвисают, как тяжёлые компьютерные игры на слабом ПК, это очень раздражает.

    Раньше человечество жило без ИКТ и ничего, просто вспомним восьмидесятые годы двадцатого века, был телевизор, радиоприемник и стационарный телефон. Почему же сейчас без ИКТ мир рухнет?

    Источник

    Лекция по теме Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике

    Лекция по теме Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике

    Информационное общество — общество, в котором большинство работающих занято производством, хранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы — знаний.

    Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека.

    Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам, поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса. Информационные процессы характерны для общества, живой природы, техники.

    Информация о населении (численности, составе, размещении и т.д.) формируется из двух основных источников. Это перепись населения и текущий учет естественного и миграционного движения.

    Перепись населения – один из важнейших источников информации о населении, представляющий научно организованный процесс сбора, обработки и анализа данных о численности и составе населения.

    При осуществлении переписи необходимо обработать и сгруппировать полученные данные в таблицы, которыми могут пользоваться все, кто использует информацию о населении в научной и практической деятельности. Информация о населении Информация о производстве на предприятиях для решения оперативных вопросов требуется свежая, точная, надежная и целенаправленная информация, т.к. речь идет о реагировании без промедления.

    Такая информация может быть получена только в результате большой подготовительной работы по созданию оперативных баз наблюдений о ближайшем окружении фирмы.

    Базы наблюдений предприятия включают следующие рубрики: конкуренция вся информация по действующим и потенциальным конкурентам рынок вся рыночная информация, вкусы и запросы потребителей, каналы сбыта технология производства и использования продукции законодательство правовая база деятельности фирмы, а также информация о разработке и прохождении соответствующих законопроектов ресурсы информация по сырью, поставкам, рабочей силе и финансам общие тенденции политическая, экономическая, социальная, демографическая и т.п. информация о ситуации в обществе Базы наблюдения предприятия Примером АСУ может служить система, предназначенная для автоматизации работы ресторанов.

    На рабочих местах барменов, официантов, менеджеров и администраторов установлены компьютеры, связанные в локальную сеть. При получении заказа информация о нем передается в базу данных и распечатывается на принтерах, установленных на кухне.

    Базы сферы обслуживания Геоинформационная система (географическая информационная система, ГИС) — система сбора, хранения, анализа и графической визуализации пространственных (географических) данных и связанной с ними информации о необходимых объектах.

    Они строятся на основе карт в векторном формате или спутниковых снимков поверхности Земли.

    ГИС Градостроительной деятельности обеспечивают автоматизацию следующих функций: учет и регистрация документов; классификация документов ИСОГД; актуализация документов ИСОГД; ведение книг ИСОГД; поиск информации ИСОГД; формирование отчетных документов.

    В основе ИСОГД заложен принцип двусторонней связи между электронной картой и реестром градостроительной документации.

    ГИС Нефтяной отрасли обеспечивает: надежное и долгосрочное хранение неограниченного объема информации; защиту информации и разграничение прав доступа; интеграцию существующих баз данных в единую информационную среду; решение прикладных задач (моделирование аварийных разливов нефти, план действий по их ликвидации);экспресс-анализ геолого-промысловой информации; анализ информации на основе пространственного положения и атрибутивных данных объектов; формирование отчетов, построение графиков.

    ГИС Сетей Автомобильных дорог призвана обеспечить эффективность работы организаций и учреждений, управляющих автомобильными дорогами всех уровней подчинения. Система позволяет контролировать состояние дорог и объектов дорожной инфраструктуры, интегрируя в себе геопространственные данные и данные, имеющие покилометровую привязку к местности, а также паспорта автодорог в электронном виде.

    ГИС Сетей Водоснабжения и водоотведения выполняет следующие функции:обеспечение геопространственной привязки всех инвентарных объектов;привязка к геоинформационной карте всей необходимой атрибутивной информации об объектах сетей и ремонтных работах, проводимых на сетях;подготовка материалов для осуществления контроля выездных бригад и привязки мест проведения работ, закладки нового оборудования и т.д.; обеспечение доступа к картографической информации всем заинтересованным пользователям;привязка к электронной карте всех мест проведения работ при помощи координат;привязку к координатному пространству ГИС фотографической и видео информации о ремонтных работах на объектах.

    В состав мероприятий по созданию ГИС Сетей Газоснабжения входит:формирование электронного архива инженерной документации; создание электронной картографической базы данных; создание базы данных сетей газораспределения, соответствующей всем критериям стандарта ОАО «Газпром», определяющего требования к ГИС газовых сетей. Основные задачи, решаемые в ходе запуска ГИС Сетей Железных дорог: с границами земельных участков-отводов, построек и других объектов железных дорог; геопозиционирование на объектах ЖД и уточнение координат в ГИС учета имущественных объектов; выполнение сферической съемки линейных сооружений и главного пути ЖД с применением инновационной технологии географически привязанного сферического видео.

    ГИС Сетей Связи обеспечивает: качественный мониторинг параметров сети; оперативное диспетчерское управление; прогнозирование поведения сети связи в различных условиях; инвентаризация оборудования; мониторинг транспорта, построение маршрутов, оптимизация поездок и перевозок; планирование развития сетевой инфраструктуры.

    ГИС Сетей Теплоснабжения обеспечивает: наглядное отображение сетей с широким набором атрибутивных данных; использование радарных снимков для мониторинга; паспортизацию сети и управление активами; оперативное реагирование при аварийных и чрезвычайных ситуациях; управления ремонтами и обслуживанием; выполнение наладочного расчета тепловой сети; поверочный расчет тепловой сети; конструкторский расчет тепловой сети.

    Преимущества ГИС Сетей Электроснабжения: графическое отображение сети; привязка и каталогизация внешних данных; расчет установившихся токов и падений напряжения в сетях высокого и низкого напряжений; расчет степени нагруженности и резерва пропускной способности линий электропередач; расчет токов короткого замыкания; мониторинг состояния сети полевым методом; организация обслуживания клиентов и расчетов за услуги; оперативное диспетчерское управление; оптимизация маршрутов служебного транспорта.

    ГИС Управления Имущественным комплексом обеспечивают для государственных и коммерческих организаций: ведение реестра корпоративной собственности и объектов недвижимостизащиту своих имущественных правповышение качества расчета налоговых и других выплат; оптимизацию арендных платежей; учет и инвентаризацию земельных участков и объектов.

    ГИС Управления Сельским хозяйством предусматривает развитие нескольких направлений в системе в соответствии с имеющимися направлениями хозяйствования в регионе (растениеводство, животноводство и т.д.).

    ГИС Чрезвычайных Ситуаций обеспечивает возможность прогнозирования и моделирования развития чрезвычайной ситуации с привязкой на местности, анализ последствий и путей предотвращения чрезвычайной ситуации.

    ГИС ЧС позволяет предотвратить или свести к минимуму последствия чрезвычайной ситуации на различных объектах инфраструктуры, учитывая специфику местности и расположенных на ней объектов, давая широкие возможности для анализа и принятия решений.

    ГИС Экологии и Природных ресурсов обеспечивает постоянный мониторинг подконтрольных территорий и анализ имеющихся ресурсов. ГИС Экономика, Инвестиции, Маркетинг содержит в себе данные об объектах, представляющих интерес с точки зрения экономики и инвестиционной привлекательности, а также инструменты и средства для анализа сложившейся экономической ситуации на рассматриваемой территории, выбора оптимальных стратегических решений. Денежные доходы в расчете на душу населения Человечеством созданы технические устройства — автоматы, работа которых также связана с процессами получения, передачи и хранения информации.

    Например, автоматическое устройство, называемое термостатом, воспринимает информацию о температуре помещения и в зависимости от заданного человеком температурного режима включает или отключает отопительные приборы. Компьютеры в производстве используются на всех этапах: от конструирования отдельных деталей изделия, его дизайна до сборки и продажи.

    Система автоматизированного производства (САПР) позволяет создавать чертежи, сразу получая общий вид объекта, управлять станками по изготовлению деталей. Гибкая производственная система (ГПС) позволяет быстро реагировать на изменение рыночной ситуации, оперативно расширять или сворачивать производство изделия или заменять его другим.

    Легкость перевода конвейера на выпуск новой продукции дает возможность производить множество различных моделей изделия. Компьютеры позволяют быстро обрабатывать информацию от различных датчиков, в том числе от автоматизированной охраны, от датчиков температуры для регулирования расходов энергии на отопление, от банкоматов, регистрирующих расход денег клиентами, от сложной системы томографа, позволяющей « увидеть» внутреннее строение органов человека и правильно поставить диагноз.

    Информационное общество – это такая ступень цивилизации, на которой главными продуктами производства становятся информация и знания. Компьютеры самостоятельно (без участия человека) собирают и обрабатывают информацию, заменяя людей в умственной работе, которую до этого мог сделать только человек.

    Источник