Дети которые любят природу
FamilyDays
Как лучше всего воспитывать своих детей в эпоху технологического прогресса? Как сделать, чтобы дети не утратили связь с природой? Для этого необходимо привить им любовь к прекрасному: к растениям, животным и природе в целом.
Содержание статьи
Дети и домашнее хозяйство
Психологи утверждают, что забота о домашних животных, выращивание растений или обучение в кружке юных натуралистов помогут ребенку ощутить связь с природой, но сегодня большинству семей просто не хватает на такое воспитание времени, и они доверяют такую ответственную и важную часть воспитания телевизорам и компьютерам. Помните, что ребенку жизненно необходимо проводить время на свежем воздухе и наслаждаться солнцем.
Ходите вместе с детьми на пикники, создайте свои уникальные семейные традиции в виде рыбалки, езды на велосипеде или игры в футбол на природе. Если вы трудитесь в огороде, попросите ребенка помочь бросить семена или уложить картошку в лунку. Рассказывайте ребенку об окружающем мире в интересной и понятной для него форме. Именно от вас и вашей фантазии и стремлений зависит, будет ребенок любить природу или предпочтет ей домашнюю жизнь.
Если у вас нет огорода или дачи, совместно с ребенком ухаживайте за растениями, предложите ему вырастить фасоль или лук. Поверьте, ребенок будет в восторге от полученного результата. Также можно попробовать провести со своим ребенком некое подобие экологических занятий, рассказать ему о правилах выживания и поведения в лесу или устроить субботник. Все это поможет воспитать в ребенке бережное отношение к природе
Дети-туристы
По мнению педагогов и медиков, самое лучшее средство для борьбы с городской жизнью – туристические походы, но для того, чтобы ребенок мог спокойно привыкнуть проводить время на природе и чувствовать себя на свежем воздухе комфортно, рекомендуется отправлять его в «походы выходного дня». Кроме этого, желательно купить ему специальную литературу и рюкзак со всеми необходимыми вещами.
Походы значительно улучшают уверенность ребенка и его здоровье, в результате чего он становится физически развитым. Кроме того, у него появятся новые знакомства и интересы.
Как показывает практика, дети, увлекающиеся похода, выглядят намного лучше своих сверстников, находящихся в городе. Приобщение к природе делает детей более выносливыми, крепкими и устойчивыми к стрессам, ведь с самого раннего возраста они будут много читать, больше путешествовать и совершать открытия. Но, чтобы ребенок и в будущем увлекался походами, необходимо его подтолкнуть. Например, отдать его в туристический клуб, где дети живут в специальных лагерях и ходят в походы с учителями.
Воспитывая ребенка в гармонии и мире с природой, вы развиваете в нем силу, доброту и ответственность перед другими. Вырастая, дети выберут нужные и престижные профессии, станут трудолюбивыми и на всю жизнь запомнят связь человека и природы.
Источник
Ребенок и природа
Бережное отношение к окружающему миру нужно развивать так же, как умение читать и писать. В каждом маленьком поступке заключается следствие, которое потом формируется в привычку и характер. Конечно, если ребенок растоптал одного червяка, он не вырастет грубым и жестоким, но оставленные без внимания такие поступки формируют холодность и безучастность. Дети совершают жестокие, а иногда и бессердечные поступки по отношению к живым существам по одной из двух причин: из любопытства или от непонимания последствий своих поступков.
И в том, и в другом случае задача взрослого удовлетворить интерес ребенка, познакомив с миром природы и раскрыв его тайны и загадки, объяснив при этом ребенку последствия его поступков. Показать, что по отношению к миру животных и растений он занимает позицию более сильной стороны, и поэтому должен этот мир беречь и заботиться о нем. Дошкольнику легче установить сходства, чем найти отличия. Именно эти сходства ведут ребенка к сравнению с собой. Например, сказать: «Животному больно, как и тебе, оно двигается, питается, дышит – так же, как и ты».
Дошкольник не может адекватно оценить свои действия. Он ориентируется на мнения и оценки окружающих: «так делать нельзя», «это плохо и не хорошо». Но не всегда понятно, почему именно «нельзя», а из-за чего «не хорошо». При этом важно помнить, что одних только знаний недостаточно. Детей необходимо включать в посильную для них практическую деятельность по взаимодействию с представителями природы. На деле это сводится к созданию ситуаций, когда ребенок получает удовлетворение от того, что кому-то реально помог. Для него таким слабым, нуждающимся, может быть только животное или растение. Ведь взрослые, окружающие ребенка, до такой степени его сильнее, что любая ситуация, когда малыш «оказывает помощь» взрослому, на самом деле искусственна.
Покажите на примере комнатных растений, что происходит с ними, если на какое-то время забыть про полив. С детьми постарше можно наблюдать рост и цветений растений, фиксируя внимание на том, что растение живое, растет.
Очень полезно рассказать детям о той невидимой, но важной пользе, которую приносят насекомые и растения. Ведь малыши ориентируются на видимое – мама кормит и ухаживает, с ней тепло и хорошо, папа заботится и играет, в магазине продают продукты. «А что полезного для меня делает этот червяк?» — рассуждает малыш.
Для этого существует такой прием, как «Письмо от животного». Такие письма пишутся от имени животного или насекомого, в котором отправитель рассказывает, почему с ним можно дружить, что на самом деле он хороший и приносит человеку пользу, объясняет особенности своего внешнего вида. Например, дождевой червяк напишет, что он скользкий и длинный, потому что так удобнее ползать под землей, а польза его заключается в рыхлении почвы. Жуки уничтожают вредителей леса, а некоторые из них производят шелк, лягушки же поедают таких назойливых комаров и мух.
Для дошкольников очень важна наглядность. Необходимо на примерах показать, что растения беззащитны – не говорят, не двигаются, не защищаются. Поврежденное или сломанное растение не может больше расти и развиваться, оно гибнет, ему больно, даже если оно не плачет. Предложите дошкольникам сравнить размер своей ладошки с каким-нибудь насекомым. Даже малыш против муравья или бабочки — великан, поэтому может нанести им вред.
В энциклопедиях и специальных передачах, подобранных в соответствии с возрастом ребенка, с вашей помощью он сможет узнать много нового и интересного о знакомых ему животных и растениях. Эти знания меняют отношения к жукам и червякам и ромашкам, а также расширяют кругозор ребенка и развивают его интеллект.
Источник
Учим детей любить природу с ранних лет.
статья (младшая группа) на тему
Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uchim_detey_lyubit_prirodu_s_rannikh_let.docx | 17.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Учим детей любить природу с ранних лет.
Все мы – дети Природы. И с малых лет человек должен познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться, быть действительно созидающей, а не губительной частью мира. Все начинается с детства. И экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Это грамотная, длительная работа взрослых и постоянная работа ума, сердца и рук детей.
Все, конечно знают, как важно сейчас охранять природу. Эту проблему часто обсуждают по телевидению и в прессе. Само собой разумеется, что дошкольники не в силах решать какие-то крупные задачи по охране природы, но и то немногое, что они делают – заботливое, бережное отношение к живому – вселяет надежду на то, что еще многие поколения будут любоваться и пользоваться дарами удивительной природы.
Природа нашего края настолько разнообразна и уникальна, что открывает неограниченные возможности не только интересно познакомить с ней детей, но и научить их размышлять, сострадать, любоваться, трудиться и многому другому. Тем более, что, следуя основным дидактическим принципам и учитывая возрастные особенности дошкольников, ознакомление детей с природой целесообразно начинать с той местности, в которой они проживают.
«Любовь к природе, впрочем, как и всякая человеческая любовь, несомненно, закладывается в нас с детства» (И. С. Соколов-Микитов). Для того, чтобы человек бережно относился к природе, необходимо, чтобы он любил ее. Но если человек почти ничего не знает о природе, не интересуется ею, не видит ее красоты, то и относится к ней безразлично. Таким образом, знания о природе являются обязательным компонентом процесса формирования экологической компетентности, который затем трансформируется в бережное отношение к природе – конечную цель экологического воспитания.
Конкретные знания маленьких детей о природе можно образовать только на основе их чувственного опыта – восприятия ее всеми органами чувств. Природа с ее разнообразием форм, красок, звуков, запахов представляет большие возможности для накопления знаний о ней. Более глубокий след в памяти ребенка оставит то, что он увидел, потрогал, понюхал, послушал, попробовал на вкус.
Сильные детские впечатления от встречи с удивительным миром природы навсегда оставят свой след, пробудят желание узнать еще и еще, сделать самому что-либо хорошее. А какой восторг испытывает ребенок от радости собственных открытий. Какой толчок к творчеству рождают знания и впечатления о природе.
Но недостаточно лишь провести занятие, пусть даже самое грамотное и интересное. Возникший интерес детей необходимо постоянно подогревать, оставлять недосказанное: «во время нашего следующего путешествия в подводный мир Черного моря, мы познакомимся с еще одним его обитателем – заботливым отцом, без матери вынашивающим, рожающим и воспитывающим деток». Только целенаправленная систематическая работа, перекликающаяся со всеми видами деятельности детей, а не только по разделу ознакомления с природой, принесет желаемые результаты.
Для того, чтобы знания детей правильно отображали природу, необходимо правильно направлять процесс ознакомления с ней.
Ставя перед ребенком различные познавательные задачи, взрослый должен стремиться сделать его наблюдения интересными и проследить, чтобы цель была достигнута. Самостоятельные наблюдения дошкольника могут быть неполными, поверхностными. В этом случае педагог должен помочь ребенку увидеть то, что он не заметил. Во всех случаях ребенка надо выслушать, помочь ему правильно сказать и назвать. То, что он увидел. Особенно важно услышать его ответы на поставленные вопросы.
Для того, что бы знания не оставались оторванным от жизни багажом, а способствовали развитию мышления и чувств, необходимо в работе с детьми придерживаться трехфазной технологии: актуализация опорных знаний – «Это я знал» (заяц осенью меняет цвет шерсти на белый); осмысление основного содержания – «Вот это я узнал» (крымские зайцы не белеют, лишь слегка светлеют); переосмысление полученной информации – «Это я хочу узнать» (почему так происходит? Да потому, что климат Крыма таков, что снег бывает редко, а на серой земле белая шубка была бы слишком приметна для заячьих врагов).
Если нет возможности наблюдать какой-либо объект природы, картинка или фотография должна быть четкой, крупной, реалистичной. А рассказ педагога – интересным, образным, не затянутым. У детей еще слабо сформированы понятия о времени, величине. Используя в рассказе цифры (размеры, сроки, количество и т. п.), необходимо провести аналогию на понятном материале, показать наглядно (гнездо королька размером с теннисный мяч, а мидия за один час очищает столько морской воды, сколько вмещается в трехлитровой банке и т. п.). Все новое и непонятное требует обстоятельного объяснения, интересного рассказа, сравнения с чем-то знакомым. Самое главное заинтересовать ребенка.
Маленькие дети любят действовать. Наблюдения, рассматривания необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Это может быт не только труд, но и изобразительная деятельность, опыты и эксперименты. Результат, каким бы он не получился, обязательно удовлетворит малыша. Можно предложить детям сочинить историю о приключениях растения или животного, организовать экскурсию в природоведческий зал краеведческого музея.
Природоведческие сказки, рассказы, легенды, загадки, пословицы и поговорки помогут доходчиво и интересно донести изучаемый материал, способствуют лучшему его усвоению и запоминанию. Пальчиковая гимнастика, физкультурные минутки и динамические паузы тоже могут быть подчинены теме природы и способствовать органичному закреплению полученных знаний. Обучающий характер может носить и оформление групповой комнаты. В уголок книги необходимо выставлять книги о природе родного края с красочными иллюстрациями. Хорошо повесить карту области, адаптированную для детей.
Детям особенно близко и дорого то, что они сами вырастили. Знакомясь с природой, дети проводят посильную работу на земельном участке. Движения на свежем воздухе во время прогулок, экскурсий, походов и наблюдений развивают детей физически и укрепляют их здоровье.
Но ведущей формой деятельности детей дошкольного возраста является игра. В игре ребенок естественным образом усваивает различные сложные представления (обобщенные, динамические) о явлениях и закономерностях природы, закрепляет полученные представления. Здесь на помощь придут дидактические и настольные игры и даже подвижные, подчиненные природоведческой тематике.
Прекрасно, если грамотно организована работа с родителями. И они всячески поддерживают и подпитывают интерес детей к родной природе (походы, экскурсии, приобретение печатного и кино- материала и т. д.).
Жизненная позиция человека формируется с детства. Поэтому так важно заложит в детях основы экологической культуры тогда, когда развитие внутреннего мира человека происходит особенно быстро. Детские впечатления влияют на всю последующую жизнь человека: его поведение, поступки и экологическую этику.
Умение наблюдать за природой, видеть ее своеобразие и красоту, замечать различные ее признаки и состояния – это задача не только этического, но и умственного и нравственного воспитания ребенка. Педагог должен не только знакомить ребенка с природой, но и учить относиться к ней бережно и внимательно. Пробуждать у детей с самого раннего возраста интерес и любовь к природе необходимо, во-первых, для правильного, рачительного отношения к ней, во-вторых, для развития высших нравственных чувств, какими являются гуманизм и справедливость, предполагающие активную, действенную позицию ребенка в отношении природных объектов (помочь, защитить, позаботиться и т. п.). Любовь к природе подразумевает не только пассивное созерцание (не портить, не уничтожать, бережно относиться), но и созидание (выращивать, защищать, охранять).
Для того, чтобы дошкольники бережно, заботливо, гуманно относились к природе, были нетерпимы к случаям нарушения правил общения с природой, необходимо те знания, которые дети получают на занятиях по ознакомлению с родной природой, подкреплять ежедневно в наблюдениях, опытах, играх, трудовой деятельности и т. д.
Без переживания ребенком чувства удовольствия, заинтересованности, любопытства в различных видах игровой, трудовой, учебной, творческой деятельности нельзя сформировать прочные знания и воспитать бережное, любовное отношение к природе. А эффективнее всего проводить эту работу на материале, очень близком ребенку – природе родного края.
Современные дети живут в сложное время кризисов, природных катаклизмов, переоценки моральных и культурных ценностей. В мире материальных ценностей, на которые нацелено общество, очень важно не допустить формирования у детей потребительского, повелительного отношения к природе. Ребенок, видящий красоту природы, познавший заботу о ней, так же гуманно будет относиться и к людям. Поэтому так важно посредством ознакомления с разнообразием удивительной крымской природы сформировать в детях элементы экологического мировоззрения и воспитанности, развить позитивное эмоционально-ценностное отношение к природному окружению.
Источник
Свежий воздух — не единственная причина: почему городских детей нужно вывозить на природу
Исследования показывают, что дети, которые проводят больше времени на открытом воздухе и в естественных условиях, обладают лучшими когнитивными и сенсорными способностями и любовью к природе. Взаимодействие с природой важно. Разберемся, в чем польза свежего воздуха для развития и здоровья детей и какую пользу загородный отдых приносит им.
Мы – часть природы
Сегодняшним детям необходимо больше общаться с природой и узнавать о ее бесконечных чудесах. Им следует дать возможность испытать ее магию. Побег в воображаемый мир природы и его обитателей может раскрыть художника в ребенке.
Каждый ребенок рождается со склонностью любить природу, и мы должны подвергать его воздействию любыми возможными способами. А там, где прямой доступ невозможен, это может быть через книги, фильмы или произведения искусства, связанные с природой.
Польза природы для детей
По мере того, как мы вступаем в эру урбанизации и индустриализации, дети отдаляются от природы, что прискорбно, потому что малыши, которые растут, наслаждаясь природой, вырастают более счастливыми и здоровыми. Список преимуществ природы для ребят можно пополнять долго.
Развитие
Дар природы приносит детям огромные биологические, познавательные и духовные преимущества. Было замечено, что малыши, которые растут в атмосфере дефицита природы, имеют проблемы с вниманием и больше физических и эмоциональных заболеваний, которые также влияют на их будущее.
Соучредитель и почетный председатель организации Children & Nature Network Ричард Лув в своей книге «Последний ребенок в лесу» назвал дефицит, которым страдают дети из-за отсутствия связи с природой, природно-дефицитным расстройством.
Исследования показывают, что у детей грудного возраста от рождения до пяти лет в процессе активного отдыха на природе наблюдается исключительная скорость развития мозга.
Источник