Природа в опасности!
Возможно, ты спросишь: а будет ли природе хуже, если я, собирая орехи, сломаю несколько веток, или сорву всего 3—4 цветка, или поймаю одну-единственную бабочку?
Да, природе будет хуже! Каждая сломанная попусту ветка, каждый сорванный цветок, каждая пойманная бабочка — это маленькая рана, нанесённая природе. Если одну такую рану нанесёшь ты, другую — кто-нибудь из твоих друзей, третью — кто-то ещё, что же станет с природой?!
А ведь природе сейчас очень трудно залечивать даже самые маленькие раны. Почему? Давай порассуждаем.
О ранах больших
С давних пор люди вмешиваются в жизнь природы. Строят города, дороги, возделывают поля. Всё это необходимо. Но для этого приходится уничтожать леса. Вырубают деревья и ради древесины, нужной людям. Вот почему с каждым годом на Земле остаётся всё меньше лесов.
Всё больше загрязняются воздух, вода. Мы знаем, что они необходимы для жизни растений, животных, человека. Но с заводов и фабрик в воздух попадает дым, а в реки и озёра — сточные воды с вредными веществами.
Из-за того что лесов становится меньше, а воздух и вода загрязняются, страдают многие растения и животные. Им приходится трудно и по другой причине. Люди часто рвут красивые растения, а животных порой жестоко истребляют.
Примерно 250 лет назад один путешественник обнаружил в море, у восточных берегов России, огромных, неповоротливых животных, мирно жующих подводные растения. Этих животных назвали морскими коровами. На них стали охотиться. Доверчивые звери не боялись людей, подплывали близко к их лодкам. И люди безжалостно убивали их. Прошло 27 лет, и морские коровы навсегда исчезли.
Морские коровы
В Северной Америке жили необыкновенные голуби. Они перелетали огромными стаями с одного места на другое. Поэтому их назвали странствующими голубями. Ради вкусного мяса люди убивали их без счёта. С каждым годом редели голубиные стаи, но люди не прекращали охоту до тех пор, пока на Земле не осталось ни одной такой птицы.
Странствующие голуби
По вине людей уже исчезло немало животных и растений, а многие другие стали редкими.
Охрана природы
Люди поняли, что необходимо охранять природу. Многие заводы и фабрики переоборудованы и уже гораздо меньше загрязняют окружающую среду. На месте вырубленных лесов люди сажают новые. Запрещено собирать редкие растения и охотиться на редких животных. Сведения о редких растениях и животных внесены в особые Красные книги, которые созданы во многих странах. В нашей стране это Красная книга России. В большинстве стран есть особо охраняемые природные территории — заповедники и национальные парки.
Баргузинский заповедник
Национальный парк «Куршская коса»
- Сравните фотографии. Что изображено на каждой из них? Почему они расположены парами?
Источник
Какие раны есть у природы
Различают три основных вида ран: операционные, случайные и огнестрельные. Последние два всегда инфицированы, т. е. бакте-рийно загрязнены и в большинстве случаев содержат значительное количество мертвых тканей. Операционные раны являются, как правило, асептическими. Они заживают без признаков инфекции в минимально короткие сроки по первичному натяжению, без нагноения и содержат минимальное количество мертвых тканей. В тех случаях, когда оперативное вмешательство связано со вскрытием инфекционных очагов, таких, например, как абсцессы, флегмоны, операционные раны оказываются инфицированными и содержат большее или меньшее количество мертвых тканей. Такие раны заживают, так же как случайные и огнестрельные, более длительно по вторичному натяжению с более или менее выраженным нагноением.
Случайные и огнестрельные раны в зависимости от ранящего предмета и механизма повреждения подразделяются на колотые, резаные, рубленые, ушибленные, размозженные, рваные, укушенные, огнестрельные, отравленные и комбинированные.
Колотая рана (Vulnus punctum) наносится острым или тупым предметом (гвоздь, проволока, прут железа, сук дерева и т. д.). Колющие предметы с острым концом легко раздвигают ткани; тупые с шероховатыми поверхностями надрывают их, раздавливая и размозжая по ходу раневого канала. Колотая рана имеет узкий, извилистый, иногда очень глубокий раневой канал, проникающий в какую-либо полость, внутренний орган или крупный кровеносный сосуд. В связи со слабым зиянием или его отсутствием кровотечение наружу бывает лишь в момент извлечения колющего предмета, а затем кровь изливается в ткани, образуя гематомы, или вытекает в анатомическую, например брюшную, полость, что приводит к летальному исходу. Другая опасность колотых ран связана с внесением в глубину тканей микробов, что при отсутствии выделения из раны экссудата создает опасность развития тяжелой инфекции.
Резаная рана (Vulnus incisium) наносится острым предметом в процессе операции или случайно, она характеризуется кровотечением, относительно небольшим количеством мертвых тканей, хорошо выраженным зиянием при наибольшей ширине и глубине в середине ее длины. Чем острее ранящий предмет, чем меньше в ране мертвых тканей, тем благоприятнее протекает ее заживление и меньше условий для развития раневой инфекции.
Рубленая рана (Vulnus caesum) в зависимости от остроты рубящего предмета может содержать большее или меньшее количество мертвых тканей. Рана, нанесенная тупым рубящим предметом, имеет признаки ушиба и сотрясения. Кровотечение в таком случае может быть слабее, чем при резаной ране, вследствие разрыва сосудов. Разрушение при рубленой ране более значительное, вплоть до повреждения костей и даже отсечения части тела. Зияние и глубина раны значительные.
Ушибленная рана (Vulnus contusum) является следствием большой механической силы, воздействующей на ткани тупыми предметами. В зоне воздействия силы происходят разрыв кожи, сильный ушиб мускулов, нервов и других тканей или размозжение их, нередко с переломом костей. Ушибленные ткани пропитаны кровью, лишены кровоснабжения и иннервации, представляют собой хорошую питательную среду для микробов и способствуют развитию инфекции. Кровотечение при таких ранах незначительное или отсутствует. Возникшая в момент травмирования сильная боль вскоре ослабевает, так как нервные окончания временно теряют способность проводить импульсы (раневой ступор). Зияние краев раны вначале небольшое, затем увеличивается вследствие сокращения мышц.
Рваная рана (Vulnus laceratum) образуется при отрывном воздействии на ткани остроконечными предметами, действующими касательно, например, когтями хищных животных, железными крючками или колючей проволокой, сучьями дерева и т. д. Поскольку ткани имеют различную эластичность и прочность (легче рвутся мускулы, фасции, затем сухожилия, труднее — кожа), то разрыв бывает неодинаковым. В результате этого рана имеет различную глубину, неправильную форму, стенки и дно представлены мертвыми тканями, края ее неровные, зазубренные, со значительным отрывом кожи, свисающей в виде лоскута. Кровотечение из раны незначительное или отсутствует. Все это создает условия для развития инфекции.
Размозженная рана (Vulnus conquassatum) возникает под действием значительной ушибающей или давящей силы, например гусениц, движущегося трактора или в результате сильного сжатия тканей с нарушением целости кожи. Повреждение носит черты грубых анатомических разрушений; ткани и органы размозжены и пропитаны кровью; из раны свисают обрывки фасций, сухожилия. Кровотечение обычно отсутствует, так как разрываются сосуды и быстро наступает тромбоз. В окружности раны обнаруживаются кровоподтеки и ссадины. Боль выражена слабо, что связано с размозжением чувствительных нервных окончаний или более крупных нервов. В связи с большим разрушением мягких тканей и кровоизлияниями создаются обширные некротические фокусы, в которых раневая инфекция быстро развивается. При таких ранах должна осуществляться неотложная хирургическая обработка и окисляющая терапия.
Источник
Правила обработки ран
Термином “рана” в медицине обозначается нарушение целостности тканей организма: кожных покровов, внутренних органов, костей, сосудов, и прочих составляющих “элементов” человеческого тела. Такое нарушение появляется в результате внешнего воздействия. Ранения могут быть разнообразной природы, различной площади и глубины, поэтому они требуют различных мер по обезвреживанию и обработке. С некоторыми ранами человек может справиться самостоятельно, а с иными нужно обязательно обратиться к врачу. Однако, в любом случае, каждый человек должен знать основные правила и владеть навыками первой помощи и обработки разных типов ран – такие знания могут пригодиться в любой момент.
Основная классификация раневых поражений в медицине
Вид травмы напрямую влияет на то, как именно её необходимо обрабатывать – ведь, например, огнестрельное сквозное ранение требует несколько другого “обращения”, чем колотые раны или раны после нападения животного, а поверхностные ранения обрабатываются не так, как глубокие проникающие повреждения.
Одна из наиболее часто встречающихся классификаций ран – в зависимости от характера полученных повреждений. Так, различают рубленые, рваные и колотые раны, укушенные, например, после нападения собаки. Также раны могут быть резаными или огнестрельными, если они получены от холодного или огнестрельного оружия, бритв или ножей.
Рубленые ранения – достаточно редкое явление, и они считаются одними из наиболее опасных видов ран. Обычно, кроме повреждения кожи и мягких тканей, рубленые раны сопровождаются нарушением целостности костных структур. Такое поражение сопровождается кровотечением, часто сильным, и имеет неровные края, которые заживают долго и болезненно для больного. Наиболее характерный тип рубленой раны остаётся после нанесения удара топором. Также подобное ранение человек может получить при авариях на различных видах транспорта. Рубленые раны, безусловно, требуют некоторой первичной обработки, которую пострадавшему могут оказать окружающие, а дальше потерпевшего обязательно следует доставить к врачу, и нередко – для наложения швов.
Рваные ранения – результат сильных ушибов или падений. Такие поражения зачастую имеют большую площадь, они плохо заживают и опасны высокой вероятностью развития инфекционного поражения. Характеризуются значительным размозжением тканей и кожи.
Колотые раны – один из наиболее распространённых типов ранений, который легко можно заполучить даже в быту, например, уколовшись иглой во время шитья, или наступив на гвоздь. Их характеризует маленький по площади, но глубокий и проникающий повреждённый участок, из-за чего в них могут развиваться внутренние нагноения.
Повреждения после нападения животных, например, собак, называются укушенными ранениями. Такие раны могут быть поверхностными или глубокими, затрагивать сосуды, мягкие ткани и даже кости. Их отличительная особенность в том, что, независимо от площади и глубины, с ними обязательно необходимо показаться доктору, чтобы не допустить развития бешенства у укушенного человека.
Резаные раны – ещё один тип поражений, нередко встречающийся в быту. Неосторожное обращение с ножом, бритвой или разбитым стеклом может стать причиной появления резаной раны, причём именно бытовые ранения, в основном, имеют небольшую глубину и не представляют опасности для человека, требуя лишь минимальной обработки. Если резаная рана отличается большой глубиной проникновения, на её фоне может развиваться обильное кровотечение.
Огнестрельные ранения – это повреждения, полученные от контакта тела с пулей или дробью, выпущенными из огнестрельного оружия. Они могут быть:
- сквозными, когда пуля проходит насквозь через тело, и выходит наружу через отверстие в кожных покровах;
- слепыми, если пуля остаётся в организме.
Такие ранения часто сопровождаются крупными кровотечениями, и требуют медицинского вмешательства.
Виды ранений, дифференцируемые по другим критериям
Если рассматривать повреждения тканей по степени их проникновения, можно выделить такие виды ран:
- поверхностные;
- касательные;
- глубокие;
- сквозные;
- слепые.
Поверхностные ранения затрагивают только кожу или слизистые, не нарушая целостность мягких тканей под ними – например, это ссадины или лёгкие царапины.
Касательные раны проходят мимо жизненно важных органов или костей, не задевая их, однако могут быть достаточно глубокими, и сопровождаются кровотечениями.
Глубокие раны – это повреждения, при которых нарушается целостность костей, органов и внутренних тканей организма.
Сквозные ранения всегда имеют два отверстия – место входа и выхода ранящего предмета, например, пули или кинжала.
Что касается слепых ранений, они всегда требуют вмешательства врачей, так как при этом часть предмета, поразившего человека, остаётся в организме, и его обязательно необходимо удалить из тканей или органов.
Общие правила оказания помощи при наличии раневых повреждений
Медицинская помощь при ранах может быть двух типов:
- первичная;
- назначенная врачом после осмотра.
Некоторые типы ранений вообще успешно лечатся в домашних условиях, без обращения к доктору.
Оказание помощи пострадавшему начинается с оценки степени и характера поражения. В первую очередь, медицинского вмешательства требуют ранения с кровотечениями, при этом манипуляции должны быть направлены на остановку кровотечения и недопущение крупных кровопотерь, которые могут стоить человеку жизни. Основные правила помощи при любых типах ранений выглядят таким образом:
- пострадавший участок тела необходимо обездвижить и изолировать от воздействия окружающих факторов;
- прежде чем начинать осуществление любых мероприятий, руки и подручные инструменты нужно избавить от грязи и тщательно обеззаразить;
- по возможности стоит использовать стерильные медицинские перчатки;
- после обработки, повреждённый участок следует прикрыть стерильным материалом, чтобы не допустить попадания инфекции в рану;
- если производится первичная обработка раны, к ней лучше не применять никакие мази или порошки, чтобы не усугубить процесс заживления в дальнейшем;
- в глубокую открытую рану нельзя заливать спиртовые препараты, йод или зелёнку для обеззараживания, так как это может вызвать болевой шок у потерпевшего;
- если из раны выступают какие-либо органы или кости, например, мозг, кишечник или обломок кости, запрещено вправлять их внутрь – их необходимо накрыть стерильным материалом, а больного обездвижить и доставить в медицинское учреждение;
- удаление инородных тел из раны должен осуществлять только врач;
- квалифицированную медицинскую помощь пострадавшему нужно оказать в первые 6 часов после получения ранения.
В случае, если поражённому нужна срочная помощь, а стерильных материалов рядом нет, можно провести минимальное обеззараживание подручных материалов , прогладив утюгом с двух сторон. Таким материалом можно перекрыть рану.
Первичная обработка ранений имеет несколько целей, главная из которых – не допустить попадания любой инфекции в повреждённые ткани, а также не допустить кровопотери. Если кровотечение угрожает большими потерями крови, его нужно остановить, даже если придётся пренебречь требованиями стерильности предметов и материалов, используемых в процессе.
Перед наложением повязки края ранения следует обработать антисептиком, причём движения должны осуществляться по направлению от раны. Если повреждённое место необходимо забинтовать, это делается слева направо, круговым ходом бинта. Под повязку на место ранения накладываются стерильные марлевые салфетки.
Следует понимать, что в тяжёлых случаях, если речь идёт об автокатастрофах или стихийных бедствиях, оказывать помощь пострадавшим можно только при наличии хотя бы базового уровня медицинской подготовки, полученного, например, на курсах оказания первой медицинской помощи, иначе можно нанести потерпевшему непоправимый вред, неправильно наложив жгут или пытаясь вправить внутренние органы, если они выпали из раны брюшной полости.
Как остановить кровотечение: главные приёмы
В первую очередь, необходимо оценить интенсивность кровотечения – оно может быть слабым, когда кровь незначительно сочится, средним, или же сильным, если кровь обильно вытекает или фонтанирует из повреждения.
Необходимо вымыть руки и обработать их дезинфицирующими средствами. Кожу вокруг раны также необходимо продезинфицировать.
Если кровотечение обильное, а вытекающая кровь бьёт струёй и имеет ярко-алый цвет, значит, повреждены артерии, если же кровь вытекает спокойно и имеет более тёмный, вишнёвый оттенок, значит, кровотечение венозное. Такое кровотечение требует немедленных мер по его прекращению – при невозможности обеспечить полную стерильность, в этом случае можно даже пренебречь правилом асептики, так как при потере более чем 35% общего объёма крови человеку грозит гибель.
Для остановки внешних кровотечений применяются такие приёмы:
- пальцевое прижатие;
- давящая повязка;
- тугая тампонада;
- наложение жгута;
- сгибание конечности в суставе.
Пальцевое прижатие – наиболее простой способ остановки артериальных кровотечений средней обильности – артерию прижимают к кости между ней и раной, из-за чего кровь перестаёт поступать в повреждённый сосуд.
Давящая повязка актуальна, если кровотечение слабой или средней интенсивности локализуется на голове или на конечностях. Бинтом не просто перекрывается рана – он накладывается с давлением, с усилием. Если рана с кровотечением располагается на шее, на неё может налагаться давящая повязка со жгутом.
Тугая тампонада применяется при артериальных кровотечениях на конечностях, если другие варианты остановки потери крови не могут применяться, например, при глубоких ранах.
Наложение жгута требуется при кровотечениях из ранений крупных артерий, например, бедра или плеча, если медицинская помощь задерживается.
Если кровотечение не слишком обильное, может применяться метод сгибания конечности в суставе, если рана локазизуется выше его.
Как правильно накладывать жгут
Наложение жгута – крайняя мера остановки кровотечения, которая может применяться только при кровопотерях из плечевой или бедренной артерии. Он накладывается на расстоянии 5 сантиметров от раны в сторону сердца. На нижнюю треть бедра или среднюю треть плеча жгут накладывать запрещено. Продолжительность применения жгута – не более 45 минут летом и 30 минут зимой.
Под жгут необходимо приложить к телу марлевую или тканевую повязку. Далее конечность со жгутом необходимо термоизолировать и обездвижить до прибытия медиков.
Как обрабатывать ссадины и маленькие раны
Первое и основное правило в таком случае – не стоит промывать рану проточной водой, так как в ней содержатся различные микроорганизмы, которые, попав в повреждённые ткани, могут вызвать нагноение. Вату также лучше не использовать – только стерильные бинты или стерильные ватные диски.
Рану следует промыть асептическим раствором, например, хлоргексидином или перекисью водорода. Прижигающие препараты вроде йода или “зелёнки” не следует наносить в саму открытую рану, если она имеет большую глубину, но ими можно обработать края ранения. На крайний случай подходит водка или самогонка, если под рукой нет медикаментов, однако следует помнить о том, что их дезинфицирующая способность несколько менее сильная, чем у специализированных медицинских средств.
После первичной обработки, когда из раны удалены все посторонние предметы, её закрывают стерильным материалом и накладывают поверх не слишком тугую повязку. Ссадину, если она сильно загрязнена, следует хорошо промыть раствором перекиси или кипячёной водой перед обработкой.
Колотые и укушенные раны: что делать
При нанесении колотой раны сначала необходимо удалить из неё все посторонние предметы: гвоздь, иглу, занозу, фрагменты стекла. Если инородные тела находятся на глубине более 2 сантиметров, а ранение имеет в диаметре более 5 миллиметров, лучше обратиться к врачу для их извлечения. Консультация врача требуется также если после обработки вокруг раны появились признаки воспалительного процесса, или если ранение было нанесено ржавым металлическим предметом.
Раны, которые появляются после укусов животных, всегда являются основанием для обязательного посещения врача. Если из раны течёт кровь, больному нужно оказать первую медицинскую помощь для остановки кровотечения, обработать края раны дезинфицирующим средством, перекрыть её стерильным материалом, и срочно доставить пострадавшего в медицинское учреждение.
В каких случаях нужно обратиться к врачу
Кроме очевидных случаев, когда у раненного присутствует среднее или сильное кровотечение, переломы, повреждения внутренних органов, человеку необходимо обратиться за медицинской помощью в случаях если после обработки ранения в зоне повреждения появились признаки воспаления (покраснение кожи, отёк, болезненные ощущения при пальпации), если из раны сочится гной или желтоватая жидкость, а место ранения имеет ощутимо повышенную температуру.
Если человека укусило животное, если в ране могли остаться фрагменты ранящего предмета, или если повреждение было нанесено ржавыми металлическими предметами, к врачу обязательно необходимо обратиться сразу после первичной обработки раны и остановки кровотечения.
Основные и общие правила обработки ран направлены на максимальное обеззараживание поражённого места, при необходимости – на остановку кровотечения. Для того, чтобы правильно применять имеющиеся навыки первой медицинской помощи, необходимо знать основные виды ранений и их отличия между собой, а также понимать, какие раны требуют обязательного вмешательства врачей, а с какими можно справиться в домашних условиях, проведя обеззараживание и бинтование.
Больше свежей и актуальной информации о здоровье на нашем канале в Telegram. Подписывайтесь: https://t.me/foodandhealthru
Специальность: терапевт, врач-рентгенолог, диетолог .
Общий стаж: 20 лет .
Место работы: ООО “СЛ Медикал Груп” г. Майкоп .
Образование: 1990-1996, Северо-Осетинская государственная медицинская академия .
Источник
Конспект урока окружающего мира в 3-м классе. Тема: "Как природа залечивает раны"
Оборудование: видеозапись, магнитофон, лабораторное, оборудование, иллюстрации.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель. Кто сегодня пришел на урок с хорошим настроением?
Ответы детей. Я пришел с хорошим настроением. У меня обычное состояние.
Учитель. Кто хотел бы узнать новое на уроке, быть успешным?
Ответы детей. Версии детей.
Учитель. С хорошим настроением, с желанием познавать мир мы начинаем наш урок.
2. Актуализация знаний.
Блиц опрос. Учитель задает вопросы, дети отвечают. (фронтальная работа)
Что такое экосистема?
Какие экосистемы знаете?
Почему экосистема может долгое время существовать без посторонней помощи?
Что происходит, если нарушено равновесие в экосистеме?
Какая экосистема возникнет на месте озера со временем?
Чем экосистема леса отличается от других?
3. Введение в тему урока.
Учитель. Замечательно, вы хорошо ориентируетесь в материале.
Предлагаю заглянуть в один из природных уголков. (звучит музыка).
Как вы думаете, в какой экосистеме можно услышать такие звуки?
Ответы детей. Такие звуки можно услышать в лесу. Я согласен, потому что услышал пение птиц.
Учитель. Заглянем туда.
Инсценировка. (дети в маска, костюмах разыгрывают сценку)
Ведущий.
Рос в лесу грибок,
Назывался теремок.
В нем дружно звери жили
И вовсе не тужили.
Как-то раз, в теремок
Прискакал зайчишка.
Мышка.
Петушок. Что случилось у тебя?
Зайчик.
Затопила печь лиса
В доме на опушке.
Загорелась вдруг изба –
Огонь ведь не игрушка.
Нет дома у меня а- а- а- а……(плачет)
Лягушка. Не горюй зайчик, живи с нами.
Ведущий.
Стали они вместе жить
Лягушка воду носить.
Заяц воду носить.
Мышка пироги печь.
Петушок дом стеречь.
Учитель. Что случилось с жителями теремка? Можно ли сказать, что нарушилось равновесие в экосистеме?
Ответы детей. Дети высказывают предположения.
Учитель. Каждый год в разных уголках планеты происходят наводнения, бушуют пожары, извергаются вулканы. Так почему же все еще цветут луга, зеленеют леса? Как вы думаете?
Ответы детей. Значит, природа что-то делает, чтобы убрать последствия пожаров и др.. Может быть природа как то умеет лечить себя.
Учитель. Дети, вы совершенно правы. Хотите узнать, как природа залечивает раны. Сформулируйте тему урока.
Ответы детей. Как природа залечивает раны.
4. Совместное открытие знаний.
(на доске 3 рисунка)
Учитель. Рассмотри и рисунки. Сравни их. Какие изменения произошли на месте гари?
Ответы детей. На месте гари появилась трава. А я вижу маленькие деревца.
Учитель. Какая это экосистема?
Ответы детей. Это луг.
Учитель. Какая экосистема появится на месте луга с течением времени?
Ответы детей. На месте луга появится лес. Даже на картине видны маленькие деревца. Они вырастут.
Учитель. Как природа залечила место пожара?
Ответы детей. На месте пожара выросла трава, маленькие деревца.
А) Самостоятельное изучение материала. (Работа по учебнику с.53)
Учитель. Прочитайте в учебнике. Какие раны природа научилась залечивать, как это происходит?
(Дети читают в учебнике)
Б) Проверка самостоятельной работы.
Учитель. Что образуется на месте залитых водой участков суши?
Ответы детей. На залитых участках образуются луга.
Учитель. Почему все экосистемы стремятся к экосистеме леса?
Ответы детей. В лесу все взаимосвязано. Лес – это замкнутая экосистема.
Учитель. Каким способом природа залечивает раны?
Ответы детей. На месте где разрушена экосистема, со временем образуется другая. Например: на месте гари, образуется луг. А потом будет лес.
В) Просмотр видеофильма. (сюжет о загрязнении океана нефтью во время перевозок ее)
Учитель. В результате длительного времени, в процессе смены растительности восстанавливаются условия и тем самым обеспечивается сохранение природы.
Деятельность человека нарушает равновесие в природе совершенно иным способом, к которому природа совершенно не подготовлена.
Просмотрите видео сюжет и ответьте на вопросы:
Какую рану природе наносит человек?
В чем причина разрушения экосистемы?
Кто больше всего страдает в данной ситуации?
Ответы детей. (после фильма)
— Нарушается экосистема водоема. В данном случае океана.
— Загрязнение нефтью — очень опасно, так как его трудно убрать
— Страдают, как правило, животные, птицы.
Учитель. Что делать в данной ситуации?
Ответы детей.
— Я думаю, человек нанес рану, он и должен исправлять.
— Природе самой будет трудно залечить рану.
— Бережно относится к природе. Создавать танкеры, из которых не будет проливаться нефть.
Учитель. Человек обладает многими возможностями. Выясните можно ли удалить нефтяное загрязнение.
Г) Практическая работа.
На столе у каждого ребенка:
— перо с нефтяным загрязнением;
— пробирки с водой, порошком, спиртом, растворителем;
— ватные тампоны;
— коробочка для мусора.
— инструкция
Дети работают по инструкции, результаты записывают в тетради.
Инструкция.
- Выясни. Какое из предложенных веществ, способно удалить нефтяное пятно.
- Используй каждое нефтяное пятно с помощью ватного тампона поочередно.
- Сделай вывод.
Д) Проверка работы.
Учитель. Какое вещество работало лучше всего, хуже всего?
Ответы детей.
— У меня получилось удалить пятно растворителем.
— Хуже всего оттирает вода.
— Я смог отмыть спиртом. Но лучше всего – растворителем.
Учитель. Какой вывод сделали?
Ответы детей. Если вода плохо удаляет нефть, значит, природе с таким загрязнением не справится. Надо бережно относиться к природе.
Учитель. Деятельность человека привела к тому, что осталось на планете очень мало мест, где экосистема существует без посторонней помощи. Очень большой вред наносит природе мусор оставляемый человеком.
Как вы думаете, сколько лет надо, чтобы разрушились такие вещества как:
Бумага (6 месяцев)
Железо (50 лет)
Древесина (50 лет)
Вата (1 месяц)
Стекло (не разрушается)
Пенопласт (более 50 лет)
Ответы детей. (дети называют предположительные цифры)
Учитель. К какому выводу вы пришли?
Ответы детей. Человек своей деятельностью наносит большой вред природе. Без помощи человека природа сама не может, залечит свои раны.
Учитель. Можем ли мы чем-то помочь природе залечивать раны?
Ответы детей.
— Наверное, можем, но я не знаю как.
— Беречь природу. Не мусорить, не разжигать костры.
— Ты хотел сказать правильно вести себя по отношению к природе.
5. Творческая работа в группах.
Учитель. Рядом с нашей школой расположена удивительная экосистема. Это сосновый бор. Вот так он выглядел ранее. (фото).
Предлагаю в группах разработать знаки, где отразить “ Чего не нужно делать в сосновом бору, чтобы сохранить его”
Дети рисуют знаки на заготовках в группах. Затем вывешивают на доску.
Учитель. Дети, вы хорошо поработали. Как поступить с созданными вами знаками?
Ответы детей. Сделать лучшие из твердого материала и привязать в бору к деревьям. Все будут ходить и смотреть. Не станут мусорить.
Учитель. На какие мысли натолкнул вас урок? Какие выводы вы сделали?
Ответы детей.
— Я узнал, что у природы есть раны и не всегда она их может залечить.
— Надо беречь природу.
— Я знаю, что экосистема может разрушаться и на ее месте возникает новая.
— Я сегодня понял, природе надо помогать, а не разрушать ее.
Учитель. В заключение нашего урока, прочтем строки. (на доске)
Любите родную природу –
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобою родились,
Живем мы с тобою на ней.
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относится добрей.
6. Итог урока.
Учитель. На этом урок закончен.
Кто из вас уходит с урока с хорошим настроением?
Озабоченным? С желанием что-то изменить?
Источник