Всероссийская проверочная работа по русскому языку, 5 класс. Вариант 13
1 Перепишите текст, раскрывая скобки, вставляя, где это необходимо, пропущенные буквы и знаки препинания Ж..вёт(3) у нас в лесу птица. Сама ч..рная с белыми п..стринками(2) а на затылк.. у неё перышки яркие красные. Называет..ся эта птица — дятел(1). Летом дятел целый день (по)лесу лета..т еду себе разыскивает. Сядет на дер..во но не на ветку а прямо на ствол и б..жит вверх (по)нему, как (по)лесенк.. . Б..жит а сам клюв..м (по)дер..ву (по)стукива..т. (До)стан..т (из)под к..ры л..чинку или жуч..ка и с..ест. Но пришла зима. Д..леко (по)прят..лись все нас..комые.(4) Чем же дятел зимой кормит..ся? Вот на снегу (под)дер..вом много с..сновых шишек валяет..ся. А что это за дер..во? Это ду(п,б). Откуда же (под)ним с.сновые шишки вз..лись? Вдру(к,г) (под)летел к дер..ву дятел а в клюв.. с..сновая шишка.
2 Выполните обозначенные цифрами в тексте к заданию 1 языковые разборы. – фонетический разбор (звуко- буквенный) (2) – морфемный разбор (по составу) (3) – морфологический разбор (слова как часть речи) (4) – синтаксический разбор
3 Поставьте знак ударения в следующих словах: Зубчатый, полила, каталог, черпать. 4 Над каждым слово напишите, какой частью речи оно является. Запишите, какие из известных вам частей речи отсутствуют в предложении. Клесты стайками перелетают из леса в лес.
5 Выпишите предложения с прямой речью. (Знаки препинания не расставлены). 1)Что за прелесть эта весна 2)Голубь сказал что он строит гнездо для своих маленьких деток 3)Большой урожай получился радовались ребята 4)Пора тебе чиж петь
6 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую \ запятые. Напишите, на каком основании вы сделали свой выбор. 1)Всю середину нашей родины широко опоясывают леса, тайга и весёлые рощи. 2)В сумраке леса живут завирушка, соловей-красношейка славка-черноголовка. 3)В дуплах деревьев находят себе приют разные птицы зубастые крохали, мандаринки, гоголи. 4) На высоких деревьях мы видим гнёзда соколов, орлов, цапель.
7 Выпишите предложение, в котором необходимо поставить запятую. (Знаки препинания не расставлены) Напишите, на каком основании вы сделали выбор. 1)Причудливый узор мороза лёг на витрины магазинов и наглухо закрытые окна домов. 2)Буран бушевал всю ночь и весь следующий день. 3)Мы бродили по лесам обошли все знакомые места. 4)По стволам и сучьям толстых деревьев постукивает мороз.
Прочитайте текст и выполните задания 8-12 (1)Можно ещё много писать о Мещёрском крае. (2)Можно написать, что этот край очень богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. (3)Но я нарочно не пишу об этом. (4)Неужели мы должны любить свою землю только за то, что она богата, что она даёт обильные урожаи и природные её силы можно использовать для нашего благосостояния! (5)Не только за это мы любим родные места. (6)Мы любим их ещё за то, что, даже небогатые, они для нас прекрасны.
(7)Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (7)Я люблю Мещёрский край за то, что он прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно. (8)На первый взгляд это тихая и немудрая земля под неярким небом. (9)Но чем больше узнаёшь её, тем всё больше, почти до боли в сердце, начинаешь любить эту обыкновенную землю. (10)И если придётся защищать свою страну, то где-то в глубине сердца я буду знать, что я защищаю и этот клочок земли, научивший меня видеть и понимать прекрасное, как бы невзрачно на вид оно ни было, — этот лесной задумчивый край, любовь к которому не забудется, как никогда не забывается первая любовь.
8 Определите и запишите основную мысль текста. 9 Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствуют о богатстве Мещёрского края? Запишите ответ 10 Определите, какой тип речи представлен в предложениях 1-4 текста. Запишите ответ.
11 В предложении 1-4 найдите слово со значением «достаток, благосостояние, средства существования». Выпишите это слово. 12 В предложениях 8-9 найдите синоним к слову «тусклый» и выпишите его.
Ответы: Живёт у нас в лесу птица. Сама чёрная с белыми пестринками, а на затылке у неё перышки яркие, красные. Называется эта птица — дятел. Летом дятел целый день по лесу летает, еду себе разыскивает. Сядет на дерево, но не на ветку, а прямо на ствол и бежит вверх по нему, как по лесенке. Бежит, а сам клювом по дереву постукивает. Достанет из-под коры личинку или жучка и съест. Но пришла зима. Далеко попрятались все насекомые. Чем же дятел зимой кормится? Вот на снегу под деревом много сосновых шишек валяется. А что это за дерево? Это дуб. Откуда же под ним сосновые шишки взялись? Вдруг подлетел к дереву дятел, а в клюве сосновая шишка.
2 Фонетический разбор д-[д’]-согласный, звонкий, мягкий. я-[а]-гласный, ударный. т-[т’]-согласный, глухой, мягкий. е-[и]-гласный, безударный. л-[л]-согласный, звонкий, твёрдый. 5 Букв, 5 звуков, 2 слога.
Морфемный разбор ‘Пестр’-корень. ‘инк’-суффикс. ‘ами’-окончание.
Морфологический разбор живёт (птица) 1)Живёт (птица)- глагол ,обозначает действие предмета: птица (что делает?) живёт; 2)Начальная форма- жить; несоверш.вид, невозвр., 1 спр.; наст.вр., 3-е лицо, ед.ч.; 3)В предложении является сказуемым.
Синтаксический разбор Далеко попрятались все насекомые. Предложение повествовательное, невоскл., простое, распространенное. Грамматическая основа: насекомые(подлежащее); попрятались(сказуемое) Второстепенные члены: (насекомые) все – определение, (попрятались) далеко- обстоятельство.
3 Зубчатый, полила, каталог, черпать. 3 Зубчатый, полила, каталог, черпать. 4 Клесты(сущ.) стайками(сущ.) перелетают(гл.) из(предл.) леса(сущ.) в(предл.) лес (сущ.). 5 «Большой урожай получился!»- радовались ребята «П!»-а. 6 В дуплах деревьев находят себе приют разные птицы зубастые крохали, мандаринки, гоголи. Это предложение с обобщающим словом при однородных членах <или> обобщение <или> Обобщающее слово находится перед однородными членами предложения.
7 Мы бродили по лесам, обошли все знакомые места. 7 Мы бродили по лесам, обошли все знакомые места. Это простое предложение с однородными членами <или> в предложении два однородных члена соединенных с помощью интонации. 8 Мещёрский край прекрасен, хотя вся прелесть его раскрывается не сразу, а очень медленно, постепенно <или> Рассказчик любит Мещёрский край; готов защищать этот клочок земли, научивший видеть и понимать прекрасное.
9 Мещёрский край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 9 Мещёрский край богат лесами и торфом, сеном и картофелем, молоком и ягодами. 10 Рассуждение. 11 Благосостояния. 12 Неярким.
Источник
Синтаксический разбор предложения
Каждое наше выражение мыслей состоит из логически связанных предложений. Чтобы грамотно составить предложение, которое полностью передаст весь смысл, нужно знать, из чего оно состоит, и какая структура должна быть для правильного понимания. Чем сложнее формулировка, тем больше составных частей, которые сложно уловить и осмыслить с первого раза. Чтобы упростить понимание, существует синтаксический разбор.
Что такое синтаксический разбор предложения?
Синтаксический анализ подразумевает изучение строения текста. Это выражается через выявление взаимосвязей между определенными частями речи. Соединение словосочетаний и предложений между собой также играет важную роль. Синтаксический анализ текста позволяет:
- Разобрать, как построено и из чего состоит каждое отдельное предложение или словосочетание.
- Выявить взаимосвязь между отдельными словами.
- Определить темы, которые относятся к синтаксическим единицам.
- Выявить главные и второстепенные члены предложения.
- Определить грамматические основы.
При таком разборе определяют какого времени и наклонения часть речи, действующие лица, а также количество главных членов предложения.
Какие члены предложения определяют при синтаксическом анализе?
Полный синтаксический разбор выполняется для того, чтобы проанализировать структуру предложения и, тем самым, повысить уровень грамотности в сфере пунктуации. Этот анализ проводится:
- по тексту;
- по предложению;
- по словосочетанию.
Выделяют 5 основных членов предложения:
- Подлежащее
- Сказуемое
- Дополнение
- Обстоятельство
- Определение
Подлежащее и сказуемое являются главными членами предложения (существительное или местоимение + глагол). Остальные 3 части речи являются второстепенными. Определение выражается прилагательным, обстоятельство уточняет место, либо время, а дополнение относится к подлежащему.
Как провести синтаксический разбор предложения онлайн?
Как это работает:
- На сайте нашего сервиса вы вставляете или пишете текст в специальном окне.
- Нажимаете кнопку «Разобрать».
- Сервис производит разбор текста по частям речи и выводит на экран итоговый вариант.
Пользователю будет показано число каждой части речи, содержащейся в тексте. Каждая часть речи выделена в тексте определенным цветом, что наглядно показывает, где в предложении она находится. Наведя на определенную часть речи, всплывает дополнительное окно, где указана информация:
- Какая это часть речи.
- Начальная форма.
- Характеристики (в зависимости от части речи: род, число, падеж, время, изменяемость, вид, одушевленность и т.д.).
Это позволяет детально разобрать каждую составляющую текста и лучше понять их взаимосвязь.
Результаты анализа можно сохранить. После каждого разбора, пользователю предоставляется индивидуальная ссылка на результаты анализа введенного текста.
Кому понадобится синтаксический анализ предложений?
В первую очередь, этот инструмент очень полезен для учащихся и студентов. Они могут использовать его как для более подробного разбора темы и улучшения понимания, так и для проверки своих знаний и закрепления. Также его могут использовать копирайтеры и редакторы, это поможет повысить качество текстов и значительно уменьшит количество стилистических ошибок.
Источник
Книга: Лев Смоленцев «Родные гнездовья»
В сентябре 1982 года исполняется 100 лет со дня рождения выдающегося русского биогеографа А. В. Журавского — основоположника научного освоения Севера, исследователя, удостоенного высших наград Русского географического общества. Человеком трагической и светлой судьбы предстает Андрей Журавский в романе Л. Смоленцева. Автор прослеживает становление не только Журавского-ученого, но и то, как росла и крепла в душе его вера в преобразующие силы народа.
Издательство: «Современник» (1982)
Формат: 60×84/16, 320 стр.
См. также в других словарях:
Смоленцев, Лев Николаевич — (р. 22. 01. 1926) Род. в с. Лазарево Кировской обл. в семье военкома. Участник Великой Отеч. войны. Окончил заочно ист. ф т Коми пед. института (1955), экон. ф т Ленинградского сельскохозяйственного института (1963) и аспирантуру при нем. Был… … Большая биографическая энциклопедия
Первый Кубанский поход — Не следует путать с Великий Сибирский Ледяной поход. Первый Кубанский поход Гражданская война в России … Википедия
Семейство Альбатросы (Diomedeidae) — К этому семейству относится 12 видов крупных птиц, объединенных в два рода. Альбатросы хорошо отличаются от других трубконосых тем, что трубочки ноздрей у них расположены по бокам надклювья, а не на его коньке, как у представителей… … Биологическая энциклопедия
гнездо́вье — я, род. мн. вий, дат. вьям, ср. Место гнездования. Некоторые из ученых отправились исследовать птичьи гнездовья и собирать растения. Соколов Микитов, На белой земле. Птицы покидали родные места гнездовий. Бубеннов, Белая береза … Малый академический словарь
Галапагосские острова — Галапагосские острова* Galápagos Islands** Всемирное наследие ЮНЕСКО … Википедия
Черепашьи острова — Координаты: 0°21′27″ ю. ш. 90°28′12″ з. д. / 0.3575° ю. ш … Википедия
Источник
Ответы к упражнениям 1-16
1. Молчание. 2. Домашние. 3. Многое. 4.Всё живое. 5. Куча народа. 6. Двое людей. 7. Выгонять и пригонять. 8. Маша с лётчиком. 9. Много времени. 10. Более трёх часов. 11. Другие. 12. Никто из жителей. 13. Около двадцати подвод. 14. Сорок лет. 15. Всё. 16. Михайлов. 17. Раздобыть. 18. «Если бы». 19. Уйти. 20. Что-то страшное. 21. Несколько пуль. 22. Княгиня с княжной. 23. Княгиня. 24. Оживить. 25. «Гони в шею». 26. «Ура». 27. Двадцать три из двадцати четырёх человек. 28. Середина марта. 29. Многие из них. 30. Слабые. 31. Кто-то. Иные. Некоторые.
Упражнение 2
1. Я ловлю . 2. Листья лежали . 3. Что-то вечернее есть . 4. Старуха бросилась было . 5. Она ревмя ревёт . 6. Я возьму и продам . 7. Слова задели за живое . 8. Я пойду позову . 9. Ты и плакать . 10. Небо белеет . 11. Брат вступился было . 12. Я буду петь . 13. День как будто дремал . 14. Ложь стоит поперёк горла. 15. Недели принесли разочарование . 16. Подруга толк . 17. Он — ругать . 18. Ты не обижайся . 19. Они пускай оставят . 20. Читатели пусть знают . 21. Мать шасть . 22. Батюшка возьми да и привяжись . 23. Оля Нечаева локти кусать будет . 24. Кулумбе берёт начало . 25. Депутат зондировал почву .
Упражнение 3
7. Слова задели за живое (взволновали). 14. Ложь стоит поперёк горла (мешает; раздражает). 15. Недели принесли разочарование (разочаровали). 23. Оля Нечаева локти будет кусать (будет сожалеть). 24. Кулумбе берёт начало (начинается). 25. Депутат зондировал почву (выяснял).
Упражнение 4
1. Он боялся идти (CГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 2. Лакей приходил (ПГС); звать – объектный инфинитив, обстоятельство цели. 3. Старуха ушла (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); хлопотать – обстоятельство цели. 4. Он попросил (ПГС); похлопотать – дополнение. 5. Поэт умеет заставить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение); говорить – объектный инфинитив, дополнение. 6. Я стараюсь учить (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 7. Человек не сможет передать (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 8. Я не буду видеть , писать , звонить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 9. Капли начали стучать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 10. Дождь будет моросить (ПГС, выраженное формой сложного будущего времени глагола). 11. Дождь начинает шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 12. Аллеи начинались (ПГС). 13. Слухи стали носиться (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 14. Они продолжали сопеть , дремать , зевать (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 15. Море переставало шуметь (СГС; вспомогательная часть имеет фазовое значение). 16. Пурга не хотела униматься (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение). 17. Антоненко приказал (ПГС); покинуть – объектный инфинитив, дополнение. 18. Я не позволю (ПГС); отзываться – объектный инфинитив, дополнение. 19. Тагилов не пошёл (ПГС, выраженное лексически полнозначным глаголом); завтракать – обстоятельство цели. 20. Она не успела поздороваться (СГС; вспомогательная часть имеет модальное значение).
Упражнение 5
1. Дверь была закрыта (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 2. Алёшка с Алексашкой пришли весёлые (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 3. Кабинет является Заколдованным царством (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в творительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в настоящем времени). 4. Она лежала неподвижная (СИС; именная часть выражена полным прилагательным в именительном падеже; знаменательная связка выражена глаголом в прошедшем времени). 5. Муж и жена люди самые почтенные (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 6. Рыба – ваша (СИС; именная часть выражена притяжательным местоимением в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 7. Воздух чист и свеж (СИС; именная часть выражена краткими прилагательными; грамматическая связка быть в нулевой форме). 8. Уступить – позорно (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка быть в нулевой форме). 9. Я был маленького роста (СИС; именная часть выражена цельным словосочетанием с главным словом существительным вродительном падеже; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 10. Слово – одежда (СИС; именная часть выражена существительным в именительном падеже; грамматическая связка быть в нулевой форме). 11. Воспоминание было некстати (СИС; именная часть выражена наречием; грамматическая связка выражена глаголом в прошедшем времени). 12. Явления одеты (СИС; именная часть выражена кратким причастием; грамматическая связка быть в нулевой форме).
Упражнение 6
1. Матрос шагал израненный, усталый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: матрос был израненный, усталый). 2. Лошадь идёт (ПГС; усталая – определение). 3. Жары стоят нестерпимые (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: жары нестерпимые). 4. Он стоял (ПГС). 5. Я родился такой (СИС; знаменательную связку можно заменить на нулевую: я такой). 6. Две девочки родились (ПГС). 7. История оказалась вздором (СИС; полузнаменательную связку можно заменить на грамматическую: история была вздором). 8. Сани оказались (ПГС). 9. Дождь шёл некрупный, тёплый (СИС; знаменательную связку можно заменить на грамматическую: дождь был некрупный, тёплый). 10. Дождик сыплется (ПГС; тёплый – определение).
Упражнение 7
1. Люди — покупатели, продавцы (СИС; ср.: люди являются покупателями, продавцами ). 2. Я что такое? (СИС; ср.: Чем таким я являюсь? ). 3. Ты забавник (СИС; ср.: ты являешься забавником ). 4. Умишко — ловкая штучка (СИС; ср.: умишко является ловкой штучкой ). 5. Потребность упрощать — детская болезнь (СИС; ср.: потребность упрощать является детской болезнью ). 6. Уметь — счастье (СИС; ср.: уметь является счастьем ). 7. Точность, определённость — одни из качеств, условий (СИС; ср.: точность, определённость являются одним из качеств, условий ). 8. Оленёнок родился пятнистым (СИС; ср.: оленёнок был пятнистым ; оленёнок пятнистый ). 9. Равнодушие было свойством (СИС; ср.: равнодушие – это свойство ). 10. Много картинок было (ПГС; бытийное предложение). 11. Я проснулся закоченелый (СИС; ср.: я был закоченелый ; я закоченелый ). 12. Я велел (ПГС; заложить – дополнение, так как его действие не относится к подлежащему (велел – я, а закладывать будет кучер) – объектный инфинитив). 13. Я пошёл (ПГС, пошёл – знаменательный глагол; побродить – обстоятельство цели). 14. Я принялся глядеть (СГС; субъектный инфинитив и фазовое значение вспомогательной части). 15. Аннушка стояла бледная (СИС; ср.: Аннушка была бледная ; Аннушка бледная ).
Упражнение 8
1. Татьяна должна была играть (осложнённое СГС; должна была – СИС). 2. Я старался казаться весёлым (осложнённое СИС; старался казаться – СГС). 3. Она попробовала пройти босая (осложнённое СИС; попробовала пройти – СГС). 4. Человек должен быть человечен (осложнённое СИС; должен быть – СГС; должен – СИС с нулевой связкой). 5. Учёный должен ценить (осложнённое СГС; должен – СИС с нулевой связкой). 6. Мир может показаться нереальным (осложнённое СИС; может показаться – СГС). 7. Я должен был выехать (осложнённое СГС; должен был – СИС). 8. Мечта начала казаться несбыточной (осложнённое СИС; начала казаться – СГС). 9. Издевательство не должно быть прощаемо (осложнённое СИС; не должно быть – СГС; не должно – СИС с нулевой связкой). 10. Володя готов был уехать (осложнённое СГС; готов был – СИС).
Упражнение 9
1. Лететь было несложной задачей (СИС; несложной задачей – цельное сочетание). 2. Я с командиром сдать обязаны (осложнённое СГС; обязаны – СИС с нулевой связкой). 3. Товарищ предложил (ПГС; принять участие – объектный глагольный фразеологизм). 4. Я вышел (ПГС, выраженное знаменательным глаголом; умыться – обстоятельство цели). 5. Изучить не представляло труда (ПГС, выраженное фразеологизмом). 6. Часть из них может выйти (СГС; покурить, посмотреть – обстоятельства цели). 7. Завидовать незавидно (СИС с нулевой связкой). 8. Они должны отказаться (осложнённое СГС; должны – СИС с нулевой связкой). 9. Команда вправе требовать (осложнённое СГС; вправе – СИС с нулевой связкой). 10. Он приказал (ПГС; застегнуть – объектный инфинитив). 11. Другие были вынуждены причалить (осложнённое СГС; были вынуждены – СИС). 12. Я отправился (ПГС, выраженное знаменательным глаголом; побродить – обстоятельство цели). 13. Звёзды мешают (ПГС; уснуть – объектный инфинитив). 14. Печальное смешно (СИС с нулевой связкой).
Упражнение 11
1. Увы, я не пророк 2. Тишина умирающих злаков – это светлая в мире пора . 3. Врага уничтожить – большая заслуга , но друга спасти – это высшая честь . 4. Сто двадцать пять рублей – большие деньги . 5. Я как одинокая птица без гнезда. 6. Писательство не искусство наживы. 7. Критика – составляющая часть искусства. 8. Я человек не новый . 9. Поэт поэту есть кунак . 10. Уже мы больше не рабы . 11. Луна словно репа , и звёзды – фасоль . 12. Расстояние не помеха ни для смеха и ни для вздоха. 13. Быть счастливым – это ведь и значит не бывать несчастным . 14. Дядя Лёша с семьей не единственные обитатели этой глухой стороны. 15. Люди мы самые обычные . 16. Горы там как будто только модели тех страшных, где-то воздвигнутых гор. 17. Нигде я не видал такого простора, как было здесь: красные большие цветы – как костры , бабочки – как птицы . 18. Учёный без трудов – дерево без плодов. 19. Ермолай был человек престранного рода . 20. Но в такую большую воду плыть – это безумство . 21. Искать и находить причины неясных, но плодотворных человеческих состояний – дело писателей. 22. Травка – гончая собака , и дело её – гонять дичь. 23. Это их постоянный приём – заходить в спину преследующего их человека. 24. Вы думаете , идти на смерть под пули, под снаряды – это значит ничего не испытывать , ничего не бояться ? Нет, это значит и бояться , и испытывать , но подавить боязнь. 25. Вишнёвый сад мой .
Упражнение 12
1. Выходим (определённо-личное). 2. Собирают (по форме – неопределённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 3. Не пройдёшь (по форме – определённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 4. Верили (неопределённо-личное). 5. Выгоняют (неопределённо-личное). 6. Не найдёшь (по форме – определённо-личное; по значению – обобщённо-личное). 7. Не назначили (неопределённо-личное). 8. Темнело (безличное). 9. Было холодно (безличное). 10. Не найдено (безличное). 11. Нет (безличное). 12. Снег и чайки (назывное). 13. Не зеленеть (инфинитивное). 14. Пришлось идти (безличное). 15. Не исчезнуть (инфинитивное). 16. Не приходилось спать (безличное). 17. Натоплено (безличное). 18. Не любили тратить (неопределённо-личное). 19. Давай выйдем (определённо-личное). 20. Бранят (неопределённо-личное). 21. Звон (назывное). 22. Не стало (безличное). 23. Домик (назывное). 24. Нет (безличное). 25. Подводят (неопределённо-личное). 26. Хорошо быть (безличное). 27. Нет (безличное).
Упражнение 13
- Удивительно голое место (односоставное назывное предложение). Только несколько минных воронок (односоставное назывное предложение). Ни одного окопа (неполное предложение с опущенным сказуемым нет ; односоставное безличное предложение). « Будут спрашивать (односоставное неопределённо-личное предложение), – говорю Васину (односоставное определённо-личное предложение), – отдувайся за двоих! (односоставное определённо-личное предложение)». Выскакиваю из окопа и бегу (односоставное определённо-личное предложение). Ветер кидается мне навстречу (двусоставное предложение). Трудно дышать (односоставное безличное предложение). Впереди – воронка (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: находится ). Только бы добежать до неё (односоставное инфинитивное предложение)! И тут словно плетью хлестнули по земле (односоставное неопределённо-личное предложение). Обстрел (односоставное назывное предложение). Не надо было шевелиться (односоставное безличное предложение).
- Знойно (односоставное безличное предложение). Мухи (односоставное назывное предложение). В поварне стучат ножами (односоставное неопределённо-личное предложение). Сквозь марево видны бесконечные купола Москвы (двусоставное предложение). Поближе – иглы немецкой кирхи (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: видны ).
Упражнение 14
Темнеет (односоставное безличное предложение). В глубине сада – костёр (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым: виден ). Крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев (односоставное безличное предложение). Шурша по сухой листве, как слепой, доберёшься до шалаша (односоставное предложение; по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное). Тут немного светлее (односоставное безличное предложение).
– Это вы , барчук (двусоставное предложение)? – тихо окликает кто-то из темноты (двусоставное предложение).
– Это я (двусоставное предложение). Не спите ещё, Николай (односоставное определённо-личное предложение)? А где у вас ружьё (двусоставное неполное предложение с опущенным сказуемым находится / лежит )?
– Возьмите возле ящика (односоставное определённо-личное предложение).
Вскинешь кверху тяжёлую, как лом, одностволку и с маху выстрелишь (односоставное предложение: по форме – определённо-личное, по значению – обобщённо-личное).
– Постращайте , постращайте , барчук (односоставное определённо-личное предложение)! – скажет мещанин (двусоставное предложение). – Опять всю дулю на валу отрясли (односоставное неопределённо-личное предложение).
А чёрное небо чертят огнистыми полосами падающие звёзды (двусоставное предложение). Как холодно , росисто (односоставное безличное предложение)! Как хорошо жить на свете (односоставное безличное предложение)!
Упражнение 15
1. Он углубился в чтение (косвенное; сущ. в В. п. с предлогом) заявления (косвенное; сущ. в Р. п.). 2. Помню я осень (прямое; сущ. в В. п.). 3. Не видал я осени (прямое; сущ. в Р. п. при отрицании). 4. Барышня взяла книгу (прямое; сущ. в В. п. без предлога) и прочла несколько строк (прямое; цельное сочетание (количественное значение) с главным словом – местоимением в В. п. без предлога). 5. Он приказал мне (косвенное; мест. в В. п.) выехать (объектный инфинитив). 6. Толпа обычна для городов (косвенное; сущ. в Р. п. с предлогом). 7. Он расспрашивал о каждой из вещей (косвенное; цельное сочетание (избирательное значение) с главным словом – местоимением в П. п. с предлогом). 8. Митя посоветовал Мирону (косвенное; сущ. в Д. п.) закупить (объектный инфинитив) муку (прямое; сущ. в В. п. без предлога) и продавать (объектный инфинитив) рабочим (косвенное; сущ. в Д. п.). 9. Он сделал это (прямое; мест. в В. п. без предлога) незаметно для других (косвенное; мест. в Р. п. с предлогом). 10. Я пригласил спутника (прямое; сущ. в В. п.) выпить (объектный инфинитив) стакан (прямое; сущ. в В. п.) чая (косвенное; сущ. в Р. п.).
Источник
Трясогузка птица. Образ жизни и среда обитания трясогузки
В повседневной жизни людей окружает большое разнообразие самых разных и удивительных птиц. Они отличаются своим окрасом, повадками, образом жизни. Есть среди них и невзрачная перелетная птица серого цвета, которая ничем особо не отличается от всех остальных под названием трясогузка. Относится птица к певчим.
Белая трясогузка
Удивительное пернатое трясогузка встречается всюду. В основном места ее обитания находятся поближе к воде. Но бывает, что этих птиц можно встретить и в отдаленных от водоемов местах.
Поля, пастбища, находящиеся рядом с жилыми домами и крупными новостройками, места высоко в горах – это тоже места их частого обитания. Трясогузки подразделяются на 4 вида, но самой часто встречающейся и популярной среди них считается белая трясогузка.
Трясогузка птица только на первый взгляд представляет собой невзрачное и примитивное существо. На самом деле она является символом Латвии. У многих людей эта птичка символизирует удачу и благополучие. И тому, у кого на доме она поселилась должно в чем-то очень крупно повезти.
Желтая трясогузка
Это пернатое довольно просто отличить от всех остальных ее собратьев. Она имеет очень узкий клюв черного цвета, черную грудку и черного цвета шапочку на голове. Сверху у пернатого перышки серого цвета.
Нижняя часть птицы белая. На крыльях чередуются серый, коричневый и белые цвета. Крылышки имеют острый конец. Они ложатся на длинный черный хвост птицы. О лапках пернатого можно сказать, что они тонкие и длинные.
Это помогает птице без проблем высматривать среди травы себе добычу. Черные как пуговки глаза птицы обрамлены белой маской. Размеры пернатого не превышают размеров обычного воробья.
Хотя визуально может показаться, что они намного больше. Это потому, что у трясогузок длиннее конечности, чем у воробьев. Весит пернатое не более 30 г, его длина составляет около 20 см.
Красногрудая чекановая трясогузка
В окрасе белой трясогузки преобладает больше белых и серых тонов. Желтая трясогузка немного отличается от белой родственницы своим окрасом. По описанию желтая трясогузка обладает более желтым окрасом.
Особенно это заметно среди самцов птицы. Такое странное название птицы получили из-за постоянного движения их хвоста. Он не прекращает шевелиться даже во время полного спокойствия птиц.
Особенности и среда обитания
Места с умеренным и теплым климатом являются любимыми местами обитания белой трясогузки. Встречается она на территории Европы, Африки и Азии. В теплых местах птицы ведут оседлый образ жизни. В эти же места другие трясогузки мигрируют из мест с холодным климатом.
Места обитания желтой трясогузки приблизительно совпадают с местами обитания белой. Только образ жизни и поведение у них несколько отличается. Прилет из холодных мест желтой трясогузки наблюдается гораздо позже, чем ее белой родственницы.
Сразу же после перелета она начинает вплотную заниматься сооружением гнезда. По поводу гнезд у птиц тоже есть некоторые отличия. Дело в том, что у белой трясогузки меньше боязни по отношению к людям.
Свои гнезда птица сооружает прямо на поверхности земли под кочками или в траве. Желтая трясогузка более осторожна в этом плане, ее гнездо находится в более укромных местах.
Самцы трясогузок всегда бережно охраняют свои гнезда. Когда в них находятся яйца их бдительность удваивается. Как только к гнезду подбирается потенциальный враг птицы начинают истошно кричать, предупреждая от опасности всех вокруг и стараясь отпугнуть противника.
В плане защиты своего гнезда и потомства трясогузки проявляют невероятную храбрость. Они настолько смелые, что могут без колебаний наброситься на хищную птицу. К нам они прилетают одними из самых первых. Поэтому трясогузки вправе называться предвестниками весны.
Эти птицы не любят густые леса. В основном они предпочитают селиться в редколесье. Но есть среди них такой вид, гнезда которого можно заметить только в лесу. Речь идет о древесной трясогузке.
Характер и образ жизни
Эта птица является одной из самых полезных среди своих собратьев. Она может уничтожить просто огромное количество мух и насекомых, которые вредят человеку. Для того, чтобы поймать их ей достаточно поохотиться за ними в полете.
Уважительно относятся к птичке огородники. Она может уничтожать вредителей прямо с грядки. Птички отличаются своей большой подвижностью. Спокойной птицу можно увидеть только в минуты исполнения ее любимой песни.
Птице свойственна доверчивость. Иногда посторонний человек может подойти до нее очень близко. В конце лета все трясогузки стараются слететься в стаи и вместе с ласточками, скворцами находят пристанище в тростниковых зарослях.
Перед тем, как мигрировать в теплые страны у птиц просыпается особая бдительность. В эти моменты они не только не подпускают врага, но и человеку трудно к ним подступиться.
Во время ночного отдыха они не перестают перекликаться друг с другом. Это не зависит от того, беспокоит их кто-нибудь или нет. На осенний перелет уходит два месяца.
Интересно наблюдать за птахой, когда она передвигается по земле. Делает это она быстро, можно сказать бегом. Создается впечатление, что пернатое передвигается с помощью колесиков.
Трясогузки прекрасно летают. Лучше всего это им удается на небольшой высоте. Они легко облетают травы, резко могут развернуться при помощи хвоста, который играет у них роль руля. Птица трясогузка дружелюбное пернатое. Птицы предпочитают жить колоннами.
Питание
В рационе пернатого основное место занимают насекомые. Причем, в особо тяжелые дни, когда насекомых становится меньше трясогузка может рьяно охранять свою территорию и не давать конкурентам охотиться на ней.
Если проблем с насекомыми нет, то птица может проявить доброту и разрешить непрошеному гостю поохотиться вместе, при этом она должна обязательно идти или лететь первой.
Яйца белой трясогузки
От нехватки насекомых трясогузкам иногда приходится менять свое место жительства. Иногда они могут вместо насекомых полакомиться семенами или растениями, что случается нечасто. В свои родные места обитания трясогузка возвращается приблизительно в марте-апреле. С этого периода у них начинается брачный сезон.
Размножение и продолжительность жизни
В период размножения самцы становятся немного другими, их окрас меняется в лучшую сторону, в цвете оперения больше присутствует насыщенных красок и контраста. Самка откладывает около 6 яиц, серого цвета в небольшие темные точечки.
Две недели необходимо самке для того, чтобы высидеть яйца. Самец все это время находится рядом с ней и будущим потомством. Он не только охраняет самку и яйца, но и полностью берет ответственность за ее пропитание. После того, как появляются птенцы забота о них ложится на самца и самку одинаково.
Птенцы белой трясогузки
По истечении двух недель родительской опеки маленькие птенцы постепенно начинают покидать родительское гнездо. Но при этом они еще длительное время перенимают опыт у взрослых и только ближе к осени уже могут жить самостоятельно. Продолжительность жизни трясогузок длится около 12 лет.
Источник