Конспект занятия по окружающему миру (ознакомлению с природой) в подготовительной к школе группе "Путешествие желудя"
Цель: расширять представления детей о лесе как совокупности растений и животных.
Задачи:
- совершенствовать представления о лесе, его обитателях,
- развивать мышление, внимание, речь при выполнении заданий и их объяснении,
- формировать положительное отношение к лесным организмам.
Материалы: картинки животных и растений для сопровождения рассказа, иллюстрации дубравы, поля, луга, сада, реки; наборы предметных картинки с изображением растений и животных различных биоценозов (4-5 растений леса разной ярусности, 8-10 лесных животных разных классов, 6-8 картинок с изображением животных и растений биоценозов луга, реки и т.д.); картина путаница; бланки с листьями и деревьями: цветные карандаши.
План НОД
I. Организационный момент
Настрой на занятие.
Мотивационный компонент. Педагог рассказывает детям историю о «потерявшемся желуде», который упал так далеко от дома, что его даже не видно. Давайте поможем желудю и вернем его домой. А как найти этот дом? Ответы детей. В поиске «дома желудя» детям предлагается выполнить несколько заданий.
II. Основная часть
— Что можно назвать лесом?
— Чьим домом может быть лес?
— Какие растения леса вам знакомы?
— Кому нужны деревья в лесу?
— Назовите животных леса.
— Вы с родителями гуляли в лесу?
— Что вам больше всего понравилось на этой прогулке?
— Как вы думаете, вы хорошо себя вели во время посещения леса?
— А как правильно?
Работа с иллюстрациями. Посмотрите на картины, найдите картину с домом желудя. Педагог демонстрирует картины, дети определяют, где «дом» желудя и объясняют почему.
Рассказ педагога о лесе как о большом доме для растений и животных.
Лес — это множество деревьев, растущих рядом на большом пространстве и смыкающихся кронами. Обилие кустарников, по земле стелются травы, кое-где мелькают яркие краски цветов. В лесу особенная свежесть, прохлада в жаркий день, чудесный душистый воздух. Он пахнет и корой деревьев, и листьями, и травами, и мхами, и грибной прелью — словом, настоящий лесной настой! В лесу щебечут, порхают птицы, выстукивает мощным клювом деревья дятел, свистят синицы, кукует кукушка.
Узкая тропинка, заросшая густыми травами, она словно гостеприимно приглашает нас зайти в лес и полюбоваться деревьями, цветами, вдохнуть свежий воздух. Вдоль тропинки желтеют лютики, склонились изящные стебельки с белыми бубенчиками ландышей, пышно цветет розовый куст шиповника, над ним поднимается лещина — лесной орешник, а дальше белеют стволы березок и золотятся высокие сосны.
Это смешанный лес, потому что в нем растут разные деревья. Здесь есть и лиственные деревья — березы, осины, и хвойные — сосны, ели. У них вместо листьев — иголочки. Хорошо прогуляться летним полднем в таком лесу! Это не дремучий, темный, глухой лес, а светлый и радостный лесок.
Почти четвертая часть территории нашей страны покрыта лесами. Леса в России разные. Есть равнинные леса с преобладанием дубовых деревьев, они называются дубрава. Есть хвойные, где растут только хвойные деревья: ели, сосны, пихты, лиственницы. Есть смешанные леса, в которых рядом с соснами и елями растут белые березки и зеленовато-золотистые осины.
Еще есть широколиственные леса. В них растут могучие великаны-дубы, темноствольные липы, красавцы-клены, ясени и грабы. Эти леса, по сравнению с хвойными, более светлые. Они кажутся солнечными и просторными. В лесах водятся лось, белка, заяц-беляк, бурый медведь, барсук, гибкая хищница-рысь и многие другие животные.
Работа малыми группами (по 4 человека). Дидактическая игра «Кто живет в лесу?». Детям предлагают рассмотреть и отобрать только те картинки, на которых изображены животные или растения леса (раздаточный материал в конвертах).
Физминутка «Здравствуй лес»
Здравствуй, лес, прекрасный лес (широко развести руки в стороны)
Полный сказок и чудес! (повороты вправо-влево с вытянутыми руками)
Ты о чем шумишь листвою (руки подняты вверх)
Ночью темной, грозовою. (покачивания направо-налево)
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь?
Какая птица? (всматривание вдаль, держа округленную ладонь над бровями, поворачиваясь при этом вправо и влево)
Все открой, не утаи. (широко развести руки в стороны. Погрозить пальцем)
Ты же видишь – Мы свои (поднимание рук вверх, а потом прижать ладони к груди)
Дидактическая игра «Путаница». Педагог показывает картину, предлагает детям рассмотреть ее и исправить ошибки.
Задание «Найди дерево по листу». Детям предлагают взять бланк с изображением деревьев (березы, клена, дуба, липы) и их листьев и соединить линией лист с деревом. Дерево, с которого упал желудь, надо обвести красным карандашом.
Молодцы, ребята, вот мы и помогли желудю добраться домой в лес, наконец-то он нашел свой дом и скоро из него прорастет молодой дубок, который будет жить в своем родном доме.
III. Итог НОД
Обсуждение с детьми отношения к НОД, какое задание больше всего понравилось, какое было самым сложным.
Источник
НОД «Чудеса природы» по экологическому воспитанию детей в подготовительной к школе группе
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие ».
Виды деятельности: коммуникативная, познавательно – исследовательская, продуктивная, двигательная, музыкальная.
Цель: формировать экологические знания, обеспечивать развитие нравственно-ценностного отношения детей к природе.
образовательные: расширение представлений детей о природе родной страны;
развивающие: развитие познавательной активности, любознательности, связной речи, воображения, игровых умений детей;
воспитательные: воспитание бережного отношения к природе и сохранению экологии.
Необходимые материалы и оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, видеоролики о полярном сиянии, радуге и вулкане; письмо, 2 рюкзака, 2 бутылки с водой, 2 компаса, 2 лупы, 2 фотоаппарата, 2 яблока, ванночка, фонарь, зеркало, лист белой бумаги, 2 макета вулкана, смесь (сода-2ст. л., лимонная кислота-2ст. л., гуашь красного цвета-1ч. л., жидкое мыло-1ст. л., вода-150мл., листы тонированной бумаги на каждого, кисти, акварельные краски, баночки с водой.
Предварительная работа: изготовление вулканов с детьми. Разучивание физкультминуток: «Путешествие», «Дети по лесу гуляли».
Воспитатель: Ребята, вы любите путешествовать? (ответы детей). К нам пришло письмо от ученых. Воспитатель читает текст. «Дети детского сада «Яблонька» мы — учёные, приглашаем самых смелых и отважных принять участие в экспедиции в мир природы, где вас ждёт открытие множество тайн и чудес. Вам будут помогать загадки — подсказки».
Дети. А вы хотите разгадать эти тайны и увидеть чудеса (ответы детей?
Воспитатель: замечательно. Я думаю, что наше путешествие в мир природы будет очень увлекательным. Но, для того, чтобы оно прошло успешно, к путешествию надо основательно подготовиться, запастись всем необходимым. А для этого давайте разделимся на 3 команды. Перед каждой командой стоит стол с разными предметами и рюкзак. В него необходимо положить то, что нам пригодится в дороге. А потом мы объясним для чего необходимы эти предметы. Итак, начнём.
Игра «Подбери предметы для путешествия»
(бутылочка с водой, кепка, спички, бутерброд, лопатка, пакет для мусора, бинокль, фотоаппарат, защитные очки, спрей от комаров, компас и другие предметы).
А теперь, давайте рассмотрим эти предметы, и объясним, зачем нам они нужны (воспитатель вытаскивает предмет. А дети поочереди отвечают полным ответом).
Итак, всё необходимое мы взяли, теперь в путь.
Физкультминутка «Путешествие»
Мы идём цветущими лугами (обычная ходьба друг за другом)
И цветов букеты соберём (наклоны вперед)
Где – то за высокими горами (поднимаем руки вверх)
Ручеёк по камушкам пройдём (ходьба на носочках)
Если встретятся овраги,
Мы овраги обойдём (ходьба назад)
Если встретятся коряги,
Под корягой проползём (ходьба на четвереньках)
Шаг за шагом, потихоньку (ходьба на носочках)
К природе в гости попадём (обычная ходьба на месте).
Звучит первая загадка (слайд: загадка, картинка радуги)
От края до края
Дорожка цветная. (Радуга)
Правильно, это — радуга. Удивительное явление в природе. Все мы знаем цвета радуги. Назовите их (ответы детей). Какое стихотворение помогает нам запомнить цвета радуги?
Давайте его произнесём (видеоролик со стихотворением: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан».
Но как же появляется радуга? Может, кто хочет поделиться с нами своими познаниями? (ответы детей) А давайте узнаем. (показ видеоролика о появлении радуги)
Давайте с вами попробуем разгадать тайну появления радуги. Проходите к столу. Что стоит на столе? (на нем стоит ванночка с водой, фонарик, зеркало, лист белой бумаги)
Сейчас проведем опыт «Радуга из воды».
Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. На бумаге будет видна радуга.
Итак, что же такое радуга? (ответы детей) Радуга – это оптическое явление, связанное с преломлением световых лучей на многочисленных капельках дождя.
Давайте продолжим наше путешествие.
Дети по лесу гуляли,
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели
И их лучики согрели.
Бабочки летали, крыльями махали.
Хорошо мы погуляли.
И немножечко устали!
(сели на коврики)
А вот и следующая загадка природы, приготовились отгадывать.
слайд: загадка №2
Как красивы полюса,
Там сверкают небеса!
Яркий всполох там и тут,
Только это не салют. (Полярное сияние)
Воспитатель: Правильно. Это природное явление необычайно красивое. Его называют северным или полярным сиянием. Оно наблюдается в Антарктиде, на севере нашей страны.
Давайте посмотрим видеоролик о северном сиянии.(видеоролик)
Дети, что же такое северное сияние?
Это явление природы, которое можно увидеть на северном и южном полюсе зимой.
Это, когда небо окрашивается в разные яркие цвета.
Как же происходит северное сияние?
От солнца до земли доходит не только солнечный свет, но и поток частиц – солнечный ветер. И когда эти частицы пронизывают воздух, он начинает светиться разными цветами.
Верно дети. Пойдем дальше. Посмотрите, у нас на пути речка и пещера. Реку надо перейти по веревочному мосту, и пройти через пещеру. Двигаться надо осторожно, не толкая друг друга.
Спортивное упражнение «Дорога с препятствиями».
Посмотрите вот следующая загадка.
слайд: загадка, картинка вулкана
Есть опасная гора,
Может вдруг ожить она.
Дымом, пламенем дышать,
Магму может извергать.
Люди в мире разных стран
Знают, что она —. (Вулкан)
Как вы думаете, это явление опасно для жизни? (ответы детей) давайте посмотрим, как же происходит извержение.
Просмотр видеоролика о вулкане.
Дети, но мы можем провести эксперимент и посмотреть на одно из чудес природы – извержение вулкана. Давайте разделимся на 2 группы и пройдем к столам с макетами вулканов, которые мы с вами сделали заранее.
Опыт «Извержение вулкана»
Дети на столах размещены материалы. Назовите их (ответы детей: сода, лимонная кислота, гуашь красного цвета, жидкое мыло и вода). В кратер вулкана нальём воды (все дети распределились, поставили перед собой и выбрали один из препаратов, положили 2 ст. л. лимонной кислоты, 1 ч. л. гуаши красного цвета, размешали и наконец, положили 2 ст. л соды.
Вот мы и увидели извержение вулкана. Напомните, как же происходит извержение вулкана (ответ детей).
Наша экспедиция подошла к концу. Вам понравилось путешествовать? (ответы детей).
Что больше всего вам понравилось? Почему? Что нового узнали? (ответы детей).
Не разрушайте природы дом,
Девчонки и мальчишки!
Иначе эти чудеса
Останутся лишь в книжках.
Дети это не все чудеса природы. Их много. Я предлагаю дома вместе с родителями найти другие чудеса и постараться их изобразить, а потом принести рисунки и всем рассказать. Из всех рисунков мы сделаем выставку «Чудеса природы».
-80%
Источник
Занятия по природе в под гр
Автор: Швечко Людмила Николаевна
Организация: МКДОУ «Новониколаевский детский сад №1»
Населенный пункт: Волгоградская область, р.п. Новониколаевский
Цель: сформировать представление детей о взаимосвязи животного и растительного мира в природе.
Задачи:
- продолжать знакомить детей с животным и растительным миром;
- расширить и систематизировать представления детей о применении «экологических знаков» в природе.
- познакомить детей с взаимосвязью: растений, насекомых, птиц и животных. Расширить их кругозор.
Развивающая: развивать память, речь, мышление, интерес к занятию, быстроту и правильность ответа на поставленный вопрос.
Воспитывающая: воспитывать интерес и любовь к животному и растительному миру, желание научиться их охранять.
Предварительная работа с детьми: рассматривание иллюстраций (растения, насекомые, птицы, животные), картины-схемы, схемы экологических знаков, чтение природоведческой литературы, заучивание стихов о насекомых, птицах, животных, отгадывание загадок, просмотр мультфильмов.
Оборудование: схемы экологические знаки (разрешающие и запрещающие), предметные картинки (божья коровка, паук, волк, сова), картина-схема взаимосвязь растений, насекомых, птиц, животных, лист бумаги на каждого ребёнка, цветные карандаши.
Ход занятия
1. Организационный момент, привлечение детей к педагогу.
Дети входят в группу под звуки природы (квакают лягушки, поют птицы, жужжат пчёлы, рычат животные) (Садятся на палас).
Воспитатель: Ребята, кого по звукам вы угадали?
Воспитатель: Послушайте загадку: есть у ребят зелёный друг, весёлый друг, хороший.
Он им подарит сотни рук и тысячи ладошек (лес)
Ребята, кто знает стихотворение о каком-нибудь растении?
Ребёнок читает стихотворение «Ландыш»
Воспитатель: Ребята, сейчас я вам расскажу рассказ, который называется «Природа – наш дом». Внимательно послушайте, а потом ответите на мои вопросы.
«Природа – наш дом»
В один из летних дней вся семья: папа, мама и Артём отправились отдыхать на природу за город. Нашли красивое место на поляне и стали устраиваться. Папа с Артёмом пошли искать дрова для костра, но по близости дров не оказалось и они стали рубить молодые деревья и вокруг растущие кусты, в общем всё, что горело и попадалось им под руку. Мама, так радовалась красующимся цветам на поляне, что решила оборвать их все. Цветы уже не умещались у неё в руках, тогда она бросила букет на траву и продолжала дальше рвать цветы. Потом мама позвала всех обедать. Артём кушал не аккуратно, постоянно что-то швырял в траву: бумажки, банки, отходы от пищи. Мама с папой даже этого и не замечали. После обеда папа с мамой отправились на речку, а Артём решил поиграть на поляне. В траве он нашёл ящерицу и оторвал у неё хвост. Потом он увидел на цветке красивую бабочку и не долго, думая, вдарил по ней кепкой. Бабочка упала, цветок сломался, Артём пнул их ногой и побежал дальше. По дороге он нашёл муравейник и большую палку , в один миг мальчик расковырял палкой весь муравейник. Ему было так интересно смотреть на маленьких испуганных муравьёв, которые разбегались в разные стороны. После купания и проделак Артёма все стали собираться домой. Мама взяла букет уже завявших цветов и протянула папе, а он сказал: « Не беда, в следующий раз нарвём ещё больше букет, их здесь много и бросил цветы в кучу с мусором. « Всё пора домой, ну я бы каждый день сюда приезжала» — сказала мама.
Вопросы к детям: -Перечислите ошибки, которые допустили во время отдыха на природе Артём, мама и папа? Почему вы считаете, что это ошибки?
— Что лучше: чтобы Артёма семья отдыхала на природе каждый день или только по выходным?
— Как будет выглядеть поляна, если Артёма семья посетит её десять раз?
3. Основная часть.
Звучит музыка, заходит Незнайка.
Незнайка: Здравствуйте ребята! Я так спешил к вам, бежал через лес очень боялся, и по дороге потерял картинки с изображением экологических знаков. Теперь вот не знаю, что делать?
Воспитатель: Не расстраивайся Незнайка, мы с ребятами поможем тебе их найти, а ты оставайся у нас на занятии. Ребята, закройте глаза и представьте, что мы в лесу (дети под музыку ищут экологические знаки).
Ребята, экологические знаки бывают двух видов: разрешающие и запрещающие.
Разрешающие знаки обозначаются зелёным цветом — это значит, что нужно помогать природе. А запрещающие знаки обозначаются красным цветом – это значит, что нельзя делать в природе.
А теперь возьмите каждый себе по знаку и расскажите о нём.
Воспитатель: А, как вы думаете, для чего же нужны эти знаки?
Воспитатель: Как ещё другим словом можно назвать эти знаки?
Дети: «Лесные законы»
Дети рассказывают («лесные законы»)
Если в лес пошёл гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай.
Ветки дуба не ломай, никогда не забывай.
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать!
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить.
Что в лесу нельзя шуметь, даже очень громко петь,
Испугаются, зверюшки убегут с лесной опушки.
Из рогатки не стрелять, ты пришёл не убивать!
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Ты в лесу всего лишь гость, здесь хозяин дуб и лось.
Их покой, по береги вед они нам не враги.
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим как же связаны растения, насекомые, птицы и животные с природой и какая существует между ними взаимосвязь.
Ребята, каких вы знаете насекомых?
Воспитатель: А кто знает стихотворение о насекомых?
Ребёнок читает стихотворение «Жук»
Воспитатель: Вот видите ребята, оказывается насекомых много, есть вредные и полезные. Мы с вами поговорим, о полезных, послушайте загадку: красна, да не клубника, рогата да не бык.
шесть ножек без копыт.
летит тихо, сядет под кусток,
порадует цветок (божья коровка).
На доску вывешивается картинка божьей коровки.
Воспитатель: Как вы думаете, к каким насекомым относиться божья коровка, к полезным или вредным?
Воспитатель: На вид оно доброе, доверчивое, безобидное красивое по окраске красный наряд в горошек. Иногда даже добрых людей называют «Божий человек». А коровкой её тоже называют неспроста. При любой опасности на сгибах его ножек выступают капельки оранжевой жидкости – молочко. Но это молочко пить нельзя – это жидкость отпугивает врагов. Божья коровка поедает, очень вредных, которые называются – тля. Если бы не было божьих коровок, то тля уничтожила все растения. Поэтому никогда не уничтожайте божью коровку.
Отгадайте загадку: восемь ног как восемь рук, вышивают шёлком круг. (паук)
На доску вывешивается картинка паука.
Какой он на вид?
Воспитатель: Но пауки приносят большую пользу для людей, растений, птиц, животных. Они поедают большое количество комаров и мух, которые являются переносчиками разных болезней. Пауки бываю разной окраски, и у каждого в брюшке находится много специальной жидкости, из которой они плетут паутину. Вы, конечно, все видели паутину, её можно встретить везде.
Ребята, а к каким насекомым относится паук, к полезным или вредным?
Воспитатель: Когда вы встретите паука, вы его не бойтесь и не убивайте, пусть бежит своей дорогой.
Теперь давайте посмотрим, какая же существует взаимосвязь между насекомыми и растениями ( если не было растений, то погибли бы насекомые, а если не было насекомых то погибли бы растения). Значит растения и животные сильно очень взаимосвязаны между собой.
Физминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики, прыгайте кузнечики.
Прыг-скок, прыг-скок. Стоп! Сели.
Травушку покушали, тишину послушали.
Выше, выше, высоко, прыгай на носках легко!
Воспитатель: Ребята, а каких вы знаете зимующих птиц?
Кто знает стихотворение о птицах?
Ребёнок читает стихотворение «Сова»
Воспитатель: А почему мы птиц считаем друзьями человека?
Воспитатель: Птицы тоже приносят пользу. Они поедают вредных насекомых (мух, гусениц, букашек…)
Отгадайте загадку: днём спит, а ночью летает. (сова)
На доску вывешивается картинка совы.
Воспитатель: А вот совы уничтожают большое количество мышей, а мыши вы знаете какие вредные, они грызут всё, что им встретится на пути.
Ребята, оказывается между растениями, насекомыми и птицами, тоже существует взаимосвязь. Если бы не было растений и насекомых, то птицы бы погибли.
Теперь поговорим о животных. Каких вы знаете животных?
Кто знает стихотворение о животных?
Ребёнок читает стихотворение о животном
Воспитатель: Отгадайте загадку: кто зимой холодной, ходит по лесу голодный? (волк)
На доску вывешивается картинка волк.
Воспитатель: Ребята, волки конечно дикие, хищные животные, но они тоже приносят пользу. Они уничтожают слабых и больных животных, питаются умершими птицами и животными, поедают ядовитые ягоды (волчья ягода). Тем самым волки спасают жизнь другим насекомым, птицам и животным.
Ребята, здесь тоже существует взаимосвязь между растениями, насекомыми, птицами и животными. Если не будет растений, птиц и насекомых, то животные погибнут.
А сейчас ребята мы с вами рассмотрим картину-схему, которая показывает, какая существует взаимосвязь между растениями, насекомыми, птицами и животными. Кто по желанию хочет и сможет объяснить эту картину-схему?
Воспитатель: Ребята, мы сегодня с вами долго беседовали, а теперь пройдите к столам и попробуйте нарисовать то, что вам сегодня больше всего запомнилось или понравилось на занятии.
Ребята, так о чём мы сегодня с вами говорили на занятии? Что нового вы узнали, что вам понравилось?
Источник
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Знатоки природы»
Команда «Пчелки».
Пчелками нас все зовут
За терпение и труд.
Заниматься нам не лень,
Пчелки трудятся весь день.
Команда «Светлячки».
Чтобы честным, добрым стать,
Слово данное держать.
Светлячками надо быть
И в ночи всегда светить!
Воспитатель: — Первый конкурс нашей викторины — «Разминка».
Каждой команде я буду называть разные природные явление и время года, а вы должны ответить – так бывает или нет. Команда, которая дает больше верных ответов, зарабатывает очко.
Воспитатель:— Молодцы, участники команд. С заданием справились. А наша викторина продолжается. Следующий конкурс потребует от вас собранности, внимания и быстроты. Я буду задавать вопросы сначала команде «Светлячки», затем команде «Пчелки».
Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов за одну минуту.
(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)
Воспитатель: — А сейчас, вашему вниманию конкурс капитанов.
(Команды выполняют коллаж «Украсим планету» и «Правила поведения в лесу» под музыку
«Разукрасим все планеты» «Барбарики»).
Воспитатель: — Ребята, разрешите поблагодарить вас за участие в викторине и вручить вам сладкие призы.
(Угощение для детей)
Источник
Конспект природоведческого занятия в подготовительной группе «Знатоки природы»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prirody.docx | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект природоведческого занятия в подготовительной группе «Знатоки природы»
Цель : создание условий для обобщения знаний детей о растительном и животном мире.
1)Образовательные : систематизировать знания детей об объектах живой и неживой природы.
2)Развивающие : развивать познавательный интерес к миру природы, умение анализировать, сравнивать, логически мыслить, развивать связную речь и активный словарь.
3)Воспитательные : воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру, развивать чувство любви к объектам природы; закрепить умение работать в команде.
Материалы и оборудование : эмблемы для участников команд, песочные часы, подносы с карточками – заданиями, листочки – объявления, 3 мольберта, плакат с изображением планеты Земля, плакат с изображением леса, фишки — ромашки, ножницы, клей, салфетки, картинки для аппликации (ромашки, запрещающие экологические знаки, магнитофон, телевизор, видеоролик «Солнышко лучистое» , песня «Разукрасим все планеты» — «Барбарики» , запись голосов животных.
Предварительная работа : просмотр презентаций, чтение литературы природоведческого характера, рассматривание иллюстраций, настольная игра «С какого дерева листок?» , изобразительная деятельность.
Воспитатель : — Дорогие ребята, я рада приветствовать вас на экологической викторине «Знатоки природы» . Я надеюсь, что вы покажите все свои знания и умения, которые вы получили в детском саду.
В викторине примут участие две команды.
Команда девочек — «Пчелки» и команда мальчиков — «Светлячки» .
Оценивать игру команд, мы попросим нашу гостью — Наталью Владимировну.
Воспитатель : — Я попрошу команды поприветствовать друг друга.
Пчелками нас все зовут
За терпение и труд.
Заниматься нам не лень,
Пчелки трудятся весь день.
Чтобы честным, добрым стать,
Слово данное держать.
Светлячками надо быть
И в ночи всегда светить!
Воспитатель : — Первый конкурс нашей викторины — «Разминка» .
Каждой команде я буду называть разные природные явление и время года, а вы должны ответить – так бывает или нет. Команда, которая дает больше верных ответов, зарабатывает очко.
Игра «Бывает — не бывает»
— Ледоход летом (не бывает)
— Роса зимой (не бывает)
— Заморозки весной (бывает)
— Дождь осенью (бывает)
— Метель летом (не бывает)
— Радуга весной (бывает)
— Иней зимой (бывает)
— Листопад весной (не бывает)
— Туман осенью (бывает)
— Восход зимой (бывает)
— Гроза весной (бывает)
— Град летом (бывает)
— Следующий конкурс называется «Доска объявлений» . На нашей доске животные расклеили объявления. Попытайтесь узнать и назвать авторов объявлений.
(Один игрок команды отрывает объявление, читает его, а игроки команды должны догадаться, кто из животных написал это объявление. За каждый верный ответ команда получает очко.)
Игра «Доска объявлений»
• Друзья! Кому нужны иглы, обращаться ко мне! (Ёж.)
• Я самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу. (Лиса.)
• Тому, кто найдет мой хвост : оставьте себе на память. Я успешно выращу себе новый (Ящерица.)
• Что-то очень скучно одному выть на луну. (Волк.)
Воспитатель : — Для выполнения следующего задания, я приглашаю капитанов команд. Капитаны раздадут вам карточки с картинками, ваша задача среди всех картинок, найти лишнюю картинку, и аккуратно ее зачеркнуть.
Игра «Найди лишнее» .
(Капитаны получают подносы с карточками – заданиями, раздают карточки каждому участнику команды. Дети зачеркивают лишнюю картинку. Капитаны собирают карточки и передают жюри.)
Воспитатель :- Молодцы, участники команд. С заданием справились. А наша викторина продолжается. Следующий конкурс потребует от вас собранности, внимания и быстроты. Я буду задавать вопросы сначала команде «Светлячки» , затем команде «Пчелки» .
Ваша задача – дать как можно больше правильных ответов за одну минуту.
Игра «Ответь на вопросы»
(За одну минуту дети отвечают на вопросы воспитателя) .
Вопросы для команды «Светлячки» .
— Как называют птиц, которые улетают в теплые края? (Перелетные)
— Сколько ног у паука? (Восемь)
— Дерево, имеющее белый ствол? (Береза)
— Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник)
— Кто из животных является санитаром леса? (Волк)
— Кто спит головой вниз? (Летучая мышь)
— Какое насекомое слышит ногами? (Кузнечик)
— Первоцвет, занесенный в Красную книгу? (Подснежник)
-Что делают из сока деревьев? (Лекарство)
— Питаются ли ежи яблоками? (Нет)
Вопросы для команды «Пчелки» .
— На каком дереве растут желуди? (На дубе)
— Как называют птиц, которые остаются на зиму? (Зимующие)
— Сколько ног у жука? (Шесть)
— Птица с красной грудкой? (Снегирь)
— Как называется жилище медведя? (Берлога)
— Делают ли запасы еды зайцы? (Нет)
— У какого дерева желтеет и опадает хвоя? (Лиственницы)
— Ягода, растущая на болоте? (Клюква)
— Светолюбивое хвойное дерево? (Сосна)
— Что такое янтарь? (Смола сосны)
— Как в народе называют бальзамин? (Огонек, Ванька Мокрый)
— Из чего изготавливают бумагу? (Из дерева)
Воспитатель : — Предлагаю провести музыкальную разминку.
Динамическая пауза «Солнышко лучистое»
(Дети под музыку выполняют танцевальные движения)
Воспитатель : — А сейчас, вашему вниманию конкурс капитанов.
Конкурс капитанов «Угадайте по описанию» .
(Капитаны рассказывают друг другу рассказ – загадку) .
1."Это удивительный зверек. Слух у него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все : ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей".
Подсказка : Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.
2."Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острое зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название "фокстрот". Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными : ежами, зайцами".
Подсказка : Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы) .
Воспитатель : — Капитаны, молодцы, со своей задачей достойно справились. Теперь очередь всех участников, показать свои знания. Предлагаю узнать животных по голосу. За каждый правильный ответ, команда получает очко. Первыми слушают и угадывают голос животного команда «Пчелки» , а затем «Светлячки» .
Игра «Узнай животное по голосу»
(Звучит фонограмма, дети угадывают животное по голосу) .
Воспитатель : — Наша викторина называется «Знатоки природы» . Я думаю вы очень хорошо знаете правила поведения в природе. Ребята, я вам предлагаю вспомнить эти правила.
(Команды по очереди называют правила поведения в природе).
Воспитатель : — Молодцы, ребята, я надеюсь, что вы будете не только помнить эти правила, но и соблюдать их. А сейчас для вас Дима прочитает стихотворение о нашей любимой планете Земля.
Наша Земля и щедра и богата :
Степи и горы, леса и поля –
Все это дом наш родимый, ребята,
Нашу планету обидеть нельзя!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна всем нам с вами!
Воспитатель :- Вот и пришло время подвести итоги нашей викторины.
-Молодцы, ребята, вы очень нас порадовали своими знаниями, умением дружно работать в команде. Берегите природу, будьте внимательны ко всему живому, что вас окружает, и природа ответит вам добром.
Воспитатель : — И в заключение нашей викторины, предлагаю командам оформить плакаты, которыми мы расскажем всем гостям нашей группы, как нужно бережно и заботливо относиться к природе нашей планеты. Команде «Пчелки» — нужно украсить нашу планету веночком из ромашек. А команде «Светлячки» — наклеить на плакат запрещающие знаки, что нельзя делать в природе.
(Команды выполняют коллаж «Украсим планету» и «Правила поведения в лесу» под музыку
Источник